Сложные ситуации исчисления ндс предприятиями электроэнергетики. Возмещение убытков в виде стоимости потерь тепловой энергии Потери в сетях теплоснабжения налогообложение ндс

Добрый день! Прошу оказать консультацию по следующему вопросу: нашей организацией-застройщиком осуществляется строительство жилого дома, в соответствии с проектной документацией в зону строительства попадают инженерные сети и сооружения, собственником которых является "Теплосеть" , в связи с чем возникает необходимость выноса инженерных сетей и сооружений из зоны производства работ путем их ликвидации и последующим их восстановлением путем строительства по измененному плану прокладки. "Теплосеть" предложила заключить соглашение о компенсации, согласно которому Организация компенсирует все затраты "Теплосети" связанные с ликвидацией и последующим строительством участка сетей. За счет полученной компенсации "Теплосеть" сама ликвидирует и построит сети. В соглашении о компенсации прописано что "денежные средства, выплачиваемые в качестве компенсации, являются средствами целевого финансирования, направляемыми "Теплосетью" исключительно на цели реализации предмета настоящего соглашения" одновременно с этим в определяется размер компенсации, который указан с НДС. Возможно ли выделение НДС в этом случае в цене договора? Облагается ли компенсация НДС, нет ли противоречия с фразой о целевом использовании? К соглашению о компенсации прилагается Сводная ведомость затрат, в которую включены"Средства на покрытие затрат по уплате НДС", и "Налог на прибыль Теплосети" Правомерно ли включение в сводную ведомость затрат налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, может ли организация компенсировать налоги другой организации, особенно налог на прибыль? Может ли наша Организация учесть расходы по настоящему соглашению в затратах по объекту? Заранее огромное спасибо!

Ответ

Для начала определимся с классификацией Вашей сделки (ст. 431 ГК РФ). Для этого используем постановление Правительства Москвы от 25.07.2011 № 333-ПП «О порядке осуществления денежной компенсации собственникам инженерных сетей и сооружений, сооружений связи, линий связи и сетей связи». Соответствующий Порядок определяет правила осуществления по соглашению сторон денежной компенсации собственникам инженерных сетей, подлежащих сносу и (или) восстановлению в процессе строительства объектов капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджета города Москвы. В п. 4 Порядка сообщается, что денежная компенсация собственникам имущества производится путем возмещения собственнику имущества убытков. Убытки упомянуты и в п. 5 Порядка. Следовательно, предметом Вашего соглашения с Теплосетью является возмещение убытков. В приложении к Порядку приведено Примерное соглашение об осуществлении денежной компенсации собственникам инженерных сетей …, подлежащих сносу и (или) восстановлению в процессе строительства объектов капитального строительства. Пункт 3.1.1 Примерного соглашения предусматривает выплату денежной компенсации собственнику имущества с обособлением суммы НДС.

Однако по вопросу о взыскании суммы НДС как убытка необходимо руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 2852/13 по делу № А56-4550/2012. В нем разъяснено: не могут быть включены в состав убытков расходы, хотя и понесенные потерпевшим в результате правонарушения, но компенсируемые ему в полном объеме за счет иных источников. В противном случае создавались бы основания для неоднократного получения потерпевшим одних и тех же сумм возмещения и, соответственно, извлечения им имущественной выгоды, что противоречит целям института возмещения вреда. Потерпевший должен доказать, что суммы НДС, которые ему будут предъявлены, не могут быть приняты к вычету, то есть представляют собой его некомпенсируемые потери (убытки). А тот факт, что налоговые вычеты предусмотрены нормами налогового, а не гражданского законодательства, не препятствует их признанию в качестве особого механизма компенсации расходов хозяйствующего субъекта. Наличие права на вычет сумм налога исключает уменьшение имущественной сферы лица и, соответственно, применение ст. 15 ГК РФ. Лицо, имеющее право на вычет, должно знать о его наличии, обязано соблюсти все требования законодательства для его получения, и не может перелагать риск неполучения соответствующих сумм на своего контрагента. И если Теплосеть вправе принимать предъявляемые ей суммы НДС к вычету, то у нее возникнет неосновательное обогащение посредством получения сумм НДС дважды – как из бюджета, так и от застройщика, без какого-либо встречного предоставления. С этим вопросом предлагаю Вам разобраться самостоятельно.

Возмещение убытков само по себе объекта обложения НДС не образует, поэтому выделенная сумма налога права на вычет у Вас не порождает (счет-фактуру Вам не выдадут).

Налог на прибыль не является возмещаемым, поэтому его компенсация в составе убытков правомерна.

В целях налогообложения прибыли расходы на возмещение причиненного ущерба относятся к внереализационным расходам (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). В состав реального ущерба входят расходы, которые лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Что касается упоминания в соглашении о целевом финансировании, то оно употреблено в гражданско-правовом смысле. Имеется в виду, что Теплосеть не предоставляет плательщику никакого встречного представления и использует полученные средства по назначению, определенному Сводной ведомостью затрат.

Плата за отопление – регулирование, учет и налогообложение

Плата за отопление является составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые организациями жилищно-коммунального хозяйства, которую обязаны уплачивать как наниматели и собственники помещений в многоквартирных домах, так арендаторы и иные лица, определенные жилищным законодательством Российской Федерации.

В этой статье мы рассмотрим вопросы регулирования платы за отопление, а также порядок ее бухгалтерского и налогового учета.

Начнем с того, что обратимся к Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон № 190-ФЗ), которым установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем. Помимо этого закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Теплосетевая организация – организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 16 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Законом № 190-ФЗ (пункты 1, 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ).

Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – Правила № 808).

Рассмотрим самые основные положения Правил № 808, учитывая, что потребителями тепловой энергии, приобретающими тепловую энергию (мощность), теплоноситель для оказания коммунальной услуги в части отопления в целях применения данных правил будут являться управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные потребительские кооперативы.

Итак, Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров (пункт 1 Правил № 808).

По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязана поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель (далее – тепловая энергия), а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил № 808).

Существенные условия, которые должен содержать договор теплоснабжения, перечислены в пункте 21 Правил № 808.

Договорной объем потребления тепловой энергии заявляется потребителем ежегодно за исключением граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями (пункт 22 Правил № 808).

Договором теплоснабжения определяется, что при нарушении потребления тепловой энергии потребитель обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления в нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, если иное не предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями (далее – управляющие организации) (пункт 23 Правил № 808).

Потребители оплачивают тепловую энергию теплоснабжающей организации по установленному тарифу и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом № 190-ФЗ, за потребленный объем тепловой энергии в порядке, предусмотренном пунктом 33 Правил № 808:

– 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

– оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию или цены, определяемой по соглашению сторон (пункт 34 Правил № 808).

Обратите внимание!

Порядок оплаты, предусмотренный пунктами 33 и 34 Правил № 808 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения, казенные предприятия, а также на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.

Под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявителю следует направить этой организации заявку на заключение договора (сведения, которые должны быть указаны в заявке, перечислены в пункте 35 Правил № 808), и приложить к заявке следующие документы (пункт 36 Правил № 808):

– удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

– договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

– устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

– документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

– разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

– акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Единая теплоснабжающая организация в течение 10 дней со дня получения заявки и необходимых документов обязана направить заявителю два экземпляра подписанного проекта договора. Заявитель в течение 10 дней со дня получения проекта договора обязан его подписать и один экземпляр направить обратно (пункт 40 Правил № 808).

Договор теплоснабжения гражданина-потребителя с единой теплоснабжающей организацией считается заключенным с даты подключения его теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения (пункт 42 Правил № 808).

Отметим, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа (пункт 3 Правил № 808).

Единая теплоснабжающая организация, при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять, в частности, договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии и теплоносителя при их передаче (пункт 12 Правил № 808).

Договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях (пункт 43 Правил № 808).

В настоящее время строится большое количество жилых домов со встроенными или пристроенными нежилыми помещениями и в заключении договор на теплоснабжение таких помещений есть некоторые нюансы.

Если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в жилой части дома, то заявка о заключении договора теплоснабжения подается лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с ЖК РФ. При этом объем потребления и порядок учета тепловой энергии, поставляемой собственникам жилых и нежилых помещений, фиксируется в договоре раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.

Если же тепловой ввод находится в нежилой части дома, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются владельцем нежилого помещения и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. При этом объем потребления и порядок учета тепловой энергии, поставляемой собственникам жилых и нежилых помещений, фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.

Если в нежилом здании имеется 1 тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод. При наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения (пункт 44 Правил № 808).

Обратите внимание!

Теплосетевая организация не вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии в отношении теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями, что следует из пункта 70 Правил № 808.

Правила, обязательные при заключении договора управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124. Перечисленные организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с этими правилами договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют теплоснабжение, что определено пунктом 12 статьи 161 ЖК РФ.

Разделом VI Правил № 808 установлен порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям, в частности, на основании пункта 92 Правил № 808 теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения и подачи тепловой энергии в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения.

В отношении граждан-потребителей и управляющих организаций порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Итак, плата за коммунальные услуги, которые обязаны уплачивать как собственники, так и наниматели жилых помещений, включает в себя плату за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), что установлено статьей 154 ЖК РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как мы отметили выше, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов осуществляется в соответствии с Правилами № 354.

И если в целях применения Правил № 808 управляющая организация является потребителем, то в целях применения Правил № 354 управляющая организация будет являться исполнителем, поскольку исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем же согласно Правилами № 354 является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Необходимо обратить внимание на то, что со дня вступления в силу Правил № 354 утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 – 28 этих правил в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 – 4 приложения № 2 к этим же правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Перечисленные пункты Правил № 307 утрачивают силу с 1 января 2015 года.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 августа 2012 года № 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – постановление № 857).

Согласно пункту 1 постановления № 857 Правила № 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом следующих особенностей: в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю жилых и нежилых помещений, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением № 857.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение указанное выше в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1(1) постановления № 857).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие вышеуказанное решение, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами № 354 (пункт 2 постановления № 857).

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом № 190-ФЗ, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ).

Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона № 190-ФЗ).

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа, тарифы на теплоноситель устанавливаются в виде одноставочного тарифа (пункты 1, 2 статьи 11 Закона № 190-ФЗ). Названные тарифы могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены, в частности:

– Основы ценообразования в сфере теплоснабжения;

– Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

– Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона № 190-ФЗ.

Следует отметить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль их применения, является Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ РФ). Положение о Федеральной службе по тарифам утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332.

ФСТ Российской Федерации устанавливает, в частности, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждены Приказом ФСТ РФ от 13 июня 2013 года № 760-э.

ФСТ РФ 18 марта 2010 года выпущено информационное сообщение "О плате граждан за коммунальные услуги". В нем отмечено, что динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифа с учетом предоставляемых им субсидий и льгот.

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена, в частности, ростом цен на энергоносители. Значительную долю в структуре тарифа на тепловую энергию занимает топливная составляющая, которая зависит от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше природного газа).

Если исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ, кооператив, управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (пункт 15 Правил № 307).

При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается по показаниям приборов учета и тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии (пункт 18 Правил № 307).

Обратите внимание!

Расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства теплоэнергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Такие расходы в плату за отопление не включаются.

Порядок определения платы за отопление зависит от наличия или отсутствия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и установлен пунктами 19 – 28 Правил № 307.

Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе за отопление, в следующем порядке:

– наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за отопление этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ (пункт 4 статьи 155 ЖК РФ);

– наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за отопление наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы ресурсоснабжающей организации (пункт 4.1 статьи 155 ЖК РФ);

– члены ТСЖ – в порядке, установленном органами управления ТСЖ (в отношении членов ТСЖ следует обратить внимание на тот факт, что они вносят не плату за коммунальные услуги, куда включена и плата за отопление, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов коммунальных услуг) (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники помещений в доме, где создано ТСЖ, сами не являющиеся членами ТСЖ – в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (пункт 6 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ, управление которым осуществляет управляющая организация – этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ (пункт 7 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 8 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники жилых домов – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 9 статьи 155 ЖК РФ).

Обратите внимание, что согласно пункту 7.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в доме могут вносить плату за отопление (за исключением отопления, потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающей организации.

При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за коммунальные услуги, в том числе за отопление вносится лицом, указанным в подпункте 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, застройщику (пункт 7.3 статьи 155 ЖК РФ).

При заключении застройщиком договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за отопление вносится лицом, указанным в подпункте 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, такой управляющей организации (пункт 7.4 статьи 155 ЖК РФ).

Потребители обязаны своевременно вносить плату за отопление, причем плата вносится исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 63 Правил № 354).

Плату следует вносить ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66 Правил № 354).

Расчеты должны производиться своевременно, поскольку пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ установлены санкции за несвоевременное внесение платы. Согласно названному пункту лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Основанием для внесения платы за отопление являются платежные документы, которые представляются исполнителем потребителю не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил № 354). Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит пункт 69 Правил № 354.

В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками (пункт 70 Правил № 354).

Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минрегиона Российской Федерации от 19 сентября 2011 года № 454.

Перейдем к вопросам налогообложения и бухгалтерского учета платы за отопление, и рассмотрим их на примере управляющей организации.

Напомним, что многоквартирный дом в соответствии с пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией.

Итак, предположим, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по отоплению, что установлено договором управления. По условиям договора плата за отопление поступает на расчетный счет управляющей организации, которая, в свою очередь, перечисляет денежные средства за потребленные услуги отопления ресурсоснабжающей организации.

Как будут учитываться платежи за отопление в налоговом учете управляющей организации?

Начнем с налога на добавленную стоимость.

Не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подпункт 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

В то же время коммунальные услуги (в том числе по отоплению), оказываемые ресурсоснабжающими организациями населению и управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, в связи с чем, такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 18 января 2012 года № 03-07-14/06. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 06-05-17/11844 "О применении налога на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг", от 22 июля 2013 года № 03-07-14/28681.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление услуг отопления управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих услуг у теплоснабжающей организации, в которую включается НДС.

Следует отметить, что собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут быть не только физические лица, но и юридические лица. В письме Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 03-07-07/21 специалисты Минфина разъяснили, что от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые, в том числе, управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом освобождение применяется независимо от того, кому оказываются услуги управляющей организацией – физическим или юридическим лицам.

Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В целях налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (пункт 1 статьи 249 НК РФ).

Затраты на приобретение тепловой энергии и теплоносителя у ресурсоснабжающей организации, должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

В целях налогообложения прибыли выручка от оказания коммунальных услуг по отоплению (без учета НДС) признается доходом от реализации (пункт 1 статьи 248, пункт 1 статьи 249 НК РФ). Платежи за отопление, поступающие на счет управляющей организации не в отопительный период года, относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и на основании пункта 2 статьи 271 НК РФ должны распределяться налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, то есть так же, как и в бухгалтерском учете, – в течение всего отопительного сезона по мере возникновения расходов на отопление. Что касается платежей, приходящихся на отопительный сезон, то моментом признания их доходами на основании пункта 3 статьи 271 НК РФ будет являться дата оказания услуг, то есть последнее число месяца, в котором услуга по отоплению была оказана.

Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ).

Как сказано в пункте 1 статьи 21 Закона № 402-ФЗ документами в области регулирования бухгалтерского учета являются федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. При этом федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами, на это указывает пункт 2 статьи 21 Закона № 402-ФЗ.

Однако пока федеральные и отраслевые стандарты не утверждены. Поэтому до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, согласно пункту 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ, то есть до 1 января 2013 года.

Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (далее – ПБУ 9/99).

Основываясь на этом бухгалтерском стандарте, прежде всего, следует определить, будут ли являться поступающие платежи за отопление доходом управляющей организации? Согласно пункту 5 ПБУ 9/99 эти суммы будут признаваться в составе доходов от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в пункте 12 ПБУ 9/99. Выручка признается управляющей организацией ежемесячно, поскольку расчетным периодом является календарный месяц, в сумме, рассчитанной исходя из тарифов или нормативов, и предъявленной потребителям.

Чтобы выполнить условия договора управления по отоплению, управляющая организация должна приобрести ресурсы у ресурсоснабжающей организации. Стоимость тепловой энергии, приобретенной у ресурсоснабжающей организации, следует включить в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве материальных расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, и иных материально-производственных запасов, что следует из пунктов 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н (далее – ПБУ 10/99).

Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н, предназначен счет 90 "Продажи". Выручка учитывается на субсчете 90-1 "Выручка", а себестоимость продаж – на субсчете 90-2.

Коммунальная услуга по отоплению является сезонной. Пунктом 5 Правил № 354 установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов. В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Если собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома оплачивают коммунальные услуги по отоплению в течение всего календарного года, то деятельность управляющей организации, связанная с предоставлением услуг по отоплению, носит сезонный характер, то есть осуществляется лишь в отопительный период.

Как известно, для признания выручки в бухгалтерском учете должны быть соблюдены определенные условия, в частности, необходимо, чтобы услуга была оказана, а расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могли быть определены (подпункты "г" и "д" пункта 12 ПБУ 9/99). В противном случае при получении денежных средств в учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Следовательно, квалифицировать платежи за отопление, поступающие на счет управляющей организации до начала отопительного сезона, как выручку нельзя, иначе будет нарушен порядок признания расходов в отчете о финансовых результатах, основанный на соблюдении принципа соответствия доходов и расходов (пункт 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Ведь расходы на оплату коммунальных ресурсов для предоставления услуг по отоплению многоквартирных домов возникают у управляющей организации только в течение отопительного сезона.

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (к которым в данном случае могут быть причислены и платежи за отопление, полученные управляющей организацией в течение неотопительного сезона), в бухгалтерском учете признаются в особом порядке. На основании Плана счетов они отражаются на счете 98 "Доходы будущих периодов", субсчете 98-1 "Доходы, относящиеся к следующим отчетным периодам". Отметим, что на этом субсчете учитывается, в частности, и плата за коммунальные услуги, начисленная в счет будущих периодов. По кредиту данного субсчета в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются суммы доходов, относящихся к следующим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, перечисленные на соответствующие счета при наступлении отчетного периода, к которому эти доходы относятся. В указанном случае учтенные на счете 98 "Доходы будущих периодов", субсчете 98-1 "Доходы, относящиеся к следующим отчетным периодам" коммунальные платежи должны признаваться в составе выручки на счете 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", на наш взгляд, равномерно в течение всего отопительного сезона. Одновременно расходы, связанные с оказанием услуг, учтенные на счете 20 "Основное производство", в качестве расходов по обычным видам деятельности (пункт 5 ПБУ 10/99) списываются в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Соколовой Л.М., Тютриной Н.Н.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" Шляховского Владимира Юрьевича (доверенность от 25.05.2010) и товарищества собственников жилья "Олимп" Мининой Ольги Вячеславовны (доверенность от 22.09.2009 N 197),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2010 года по делу N А33-16422/2009 (суд первой инстанции: Красовская С.А.; апелляционный суд: Кириллова Н.А., Гурова Т.С., Магда О.В.), установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" (далее - ООО "Дивногорский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Олимп" (далее - ТСЖ "Олимп") о взыскании 226 765 рублей 97 копеек долга за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды за январь - август 2009 года по договору на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод от 01.02.2007 N 247.

Определение Арбитражного суда Красноярского края от 2 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет городского хозяйства и жилищной политики администрации муниципального образования города Дивногорска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 января 2010 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2010 года решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ООО "Дивногорский водоканал" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод апелляционного суда о неправомерном взимании истцом с ответчика платы за реализуемый коммунальный ресурс с учетом налога на добавленную стоимость, сделан с нарушением норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик ссылается на законность и обоснованность постановления апелляционного суда.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между ООО "Дивногорский водоканал" (организация ВХК) и ТСЖ "Олимп" (абонент) заключен договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод от 01.02.2007 N 247, предметом которого являются обязательства сторон по отпуску (получению) питьевой воды из системы водопровода и приему (сбросу) сточных вод в канализацию, на объекты абонента (многоквартирные жилые дома), перечисленные в приложении к договору.

Срок действия договора установлен с 01.02.2007 до 31.12.2007 и считается ежегодно продленным на последующие 12 месяцев, если за месяц до окончания срока не поступит заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре (пункты 9.1 - 9.2).

Согласно пункту 5.7 договора фактический объем потребленной питьевой воды и сброшенных сточных вод до установки абонентом приборов учета принимается равным лимиту, определенному договором.

В соответствии с пунктом 7.1 договора оплата водопотребления и водоотведения производится абонентом согласно действующим тарифам.

Согласно расчету истца общий объем водопотребления и водоотведения за период с января по октябрь 2009 года составил 70 099,58 куб.м и 122 019,958 куб.м соответственно.

Постановлением администрации г. Дивногорска от 27.11.2008 N 1576п для истца установлены тарифы на 2009 год, в том числе на услуги систем водоснабжения в размере 18,82 руб./куб.м, на услуги систем водоотведения - 17,68 руб./куб.м. Решением Дивногорского городского Совета депутатов от 27.11.2008 N 45-277-ГС к тарифу на водоотведение ООО "Дивногорский водоканал" утверждена надбавка в размере 2,77 куб.м.

Согласно расчету истца стоимость услуг водоснабжения и водоотведения составила 4 501 206 рублей 99 копеек. При этом расчет стоимости услуг водопотребления и водоотведения определен истцом исходя из тарифов, установленных для истца на 2009 год постановлением администрации г. Дивногорска от 27.11.2008 N 1576п, с учетом налога на добавленную стоимость.

Услуги истца по водоснабжению и водоотведению за спорный период ТСЖ "Олимп" оплатило в сумме 4 274 441 рубль 02 копейки.

Ссылаясь на не оплату ответчиком услуг по водоснабжению и водоотведению в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал верным представленный истцом расчет суммы задолженности, при этом пришел к выводу о правомерности применения истцом тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных постановлением администрации г. Дивногорска от 27.11.2008 N 157п, с учетом налога на добавленную стоимость.

Апелляционный суд, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, исходил из необоснованности применения истцом тарифов с учетом налога на добавленную стоимость. Учитывая, что ответчиком произведена оплата услуг водопотребления и водоотведения за спорный период без налога на добавленную стоимость в полном объеме, суд сделал вывод об отсутствии у ответчика задолженности.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы апелляционного суда законными и обоснованными.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Отношения сторон в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регламентированы также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).

Согласно пунктам 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений. С этой целью оборудуются узлы учета, которые должны размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Поскольку договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод от 01.02.2007 N 247 заключен ТСЖ "Олимп" в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам - членам товарищества собственников жилья, то к отношениям сторон также подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).

Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги. Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что вопрос о методе определения объема водопотребления и водоотведения при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.

Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно признали правильным определенный истцом объем отпущенной ответчику холодной воды и принятых сточных вод.

Исходя из системного толкования положений главы 13 раздела 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья осуществляет деятельность от имени и в интересах своих членов, реализацию работ или услуг членам товарищества не производит, выступает от имени жильцов дома в качестве абонента или заказчика услуг по договорам на предоставление электроснабжения, тепло- и водоснабжения.

В рассматриваемой ситуации товарищество собственников жилья не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета организаций, реализующих коммунальные услуги (ресурсоснабжающих организаций).

В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является, в том числе товарищество собственников жилья, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Следовательно, апелляционный суд правомерно пришел к выводу, что при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации органом местного самоуправления, без учета налога на добавленную стоимость.


Произведя расчет стоимости коммунальных услуг исходя из тарифов, установленных постановлением администрации г. Дивногорска от 27.11.2008 N 1576п для истца на 2009 год и надбавки к тарифу на водоотведение, установленной решением Дивногорского городского Совета депутатов от 27.11.2008 N 45-277-ГС, апелляционный суд установил, что общая стоимость услуг водопотребления и водоотведения за спорный период составила 3 814 582 рубля 24 копейки (1 319 274,10 + 2 495 308,14 соответственно).

Принимая во внимание, что ответчиком произведена оплата услуг водопотребления и водоотведения за спорный период в сумме 4 274 441 рубль 02 копейки, то есть в сумме, превышающей сумму подлежащую оплате по расчеты суда, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии задолженности у ответчика по оплате предоставленных истцом коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что Третьим арбитражным апелляционным судом с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, выводы апелляционного суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для изменения или отмены постановления апелляционного суда судом кассационной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2010 года по делу N А33-16422/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ

Судьи:
Л.М.СОКОЛОВА
Н.Н.ТЮТРИНА


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Воронцовой Л.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" о пересмотре в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2010 по делу N А33-16422/2009 Арбитражного суда Красноярского края.
В заседании принял участие представитель заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" (истца) - Чикалов М.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Воронцовой Л.Г., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к товариществу собственников жилья "Олимп" (далее - товарищество) о взыскании 226 765 рублей 97 копеек задолженности за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды за январь - октябрь 2009 года по договору от 01.02.2007 N 247 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод (с учетом уточнения суммы иска).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет городского хозяйства и жилищной политики администрации муниципального образования города Дивногорска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.01.2010 исковое требование удовлетворено. Суд пришел к выводу о правомерности примененного обществом метода определения объема водопотребления и водоотведения в отсутствие общедомовых приборов учета исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов гражданами.

При определении суммы задолженности суд счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают налог на добавленную стоимость (далее - НДС), и удовлетворил иск, сумма которого рассчитана обществом с применением указанных тарифов и с учетом НДС.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано в связи с отсутствием у товарищества долга перед обществом.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 02.07.2010 судебный акт апелляционной инстанции оставил без изменения по тем же основаниям.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, указывая на неправомерность выводов судов о необходимости взимания платы за реализуемый им товариществу коммунальный ресурс без учета НДС. По мнению заявителя, судами необоснованно не применены подлежащие применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на заявление товарищество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Суды установили, что общество при проведении расчетов с товариществом за услуги водоснабжения и водоотведения применяло тарифы, утвержденные постановлением администрации города Дивногорска от 27.11.2008 N 1576п в размере, соответственно, 18 рублей 82 копеек за кубический метр и 17 рублей 68 копеек за кубический метр, а также надбавку к тарифу на водоотведение в размере 2 рублей 77 копеек за кубический метр, установленную решением Дивногорского городского Совета депутатов от 27.11.2008 N 43-277-ГС для общества. При этом для расчетов за соответствующие услуги с населением отдельный тариф не устанавливался.

Проверив расчет суммы иска, суд апелляционной инстанции установил увеличение обществом названных тарифов на сумму НДС и признал неверным определение им общей стоимости услуг водопотребления и водоотведения, подлежащих оплате товариществом, с включением НДС. Исходя из отсутствия обязанности по уплате НДС и с учетом произведенной суммы оплаты указанных услуг, суд пришел к выводу о том, что у товарищества задолженности перед обществом не имеется.

По мнению судов апелляционной и кассационной инстанций, при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации органом местного самоуправления, без учета НДС, поскольку товарищество не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.

Президиум считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии у товарищества задолженности не противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), и Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил N 307, принятых Правительством Российской Федерации на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение исполнителем холодной воды, услуг водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, при расчетах общества с товариществом (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за питьевую воду и сброшенные сточные воды должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.

В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).

При расчетах между товариществом и обществом (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 процентов.

Таким образом, Президиум считает, что расчет обществом суммы задолженности товарищества за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а заявление общества - без удовлетворения.


Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2010 по делу N А33-16422/2009 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Дивногорский водоканал" оставить без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.ИВАНОВ

Считаем необходимым разъяснить всем потребителям тепла и горячей воды г. Краснокамска ситуацию по вопросу возврата НДС.

Тариф на отопление и горячее водоснабжение для потребителей (в том числе для населения) устанавливается органом государственной власти - Региональной энергетической комиссией (РЭК) Пермского края. На основе этого тарифа по факту потребления (по общедомовому прибору учета или же по расчетам теплосетей) теплоснабжающая организация («ТГК-9», «Теплосеть г. Краснокамска») предъявляет счет к оплате управляющим организациям и ТСЖ.

Тариф РЭК всегда устанавливал без НДС , а теплоснабжающие организации НДС в размере 18% предъявляли сверху установленного тарифа (тариф + 18% НДС). Соответственно, управляющие организации и ТСЖ в счетах для потребителей тепла и горячей воды применяли также тариф с учетом НДС, поскольку они не являются потребителями коммунальных услуг, а только лишь от имени потребителей и для нужд потребителей (населения) заключают договора.

Действительно, Налоговый кодекс РФ (п. 1,6 ст. 168) обязывает налогоплательщика при реализации услуг дополнительно к тарифу предъявить сумму НДС, однако, при реализации услуг населению НДС должен быть уже включен в состав тарифов. Значит, из логики Налогового кодекса следует, что при расчетах между потребителями и поставщиками тепла у теплоснабжающих организаций отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке 18%. Именно поэтому летом 2011 года пермский кооператив «ЖСК-64» выиграл суд и вернул неправомерно начисленные, по его мнению, суммы НДС сверх установленных РЭКом тарифов.

Уже после того, как теплоснабжающие организации («ТГК-9» и «ПСК») проиграли первые иски в Перми, в августе 2011 года РЭК изменил тариф на тепло, увеличив его на размер НДС (на 18%) - Постановление РЭК ПК от 16.08.2011 № 96-т (для потребителей Перми и Краснокамска) и распространил действие этого нового тарифа с 01.01.2011 г., тем самым отменив основание для перерасчета тарифа на тепло за 2011 год.

А в ноябре и декабре 2011 года изменилась также судебная практика - Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил дать арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление № 72 от 17.11.2011 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы»): «Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)».

С учетом сложившейся судебной практики, после официального опубликования вышеуказанных разъяснений, судами установлено (есть решения, вступившие в законную силу) , что при утверждении тарифа на тепловую энергию в 2008, 2009, 2010, 2011 г. его размер определялся РЭК Пермского края без включения в него суммы НДС, и предъявление ресурсоснабжающей организацией ОАО «ТГК-9» к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.

Тем самым Высший Арбитражный Суд РФ дал возможность Арбитражным судам подтвердить правомерность начисления НДС теплоснабжающими организациями и ликвидировал основание для перерасчета платы за период 2008–2010 гг.

В октябре и ноябре 2011 года управляющая компания «Уралкомп» от имени потребителей тепла, проживающих в жилищном фонде, обратилась к теплоснабжающим организациям «ТГК-9» и «Теплосеть г. Краснокамска» с требованием пересчета завышенного на сумму НДС тарифа на тепло, однако, изменившаяся судебная практика не оставляет надежд на справедливое решение судов и на добровольный со стороны «ТГК-9» и «Теплосеть г. Краснокамска» возврат НДС.

Просим также обратить Ваше внимание, что 22.12.2011 г. в газете «Краснокамская Звезда» под № 100–101 был опубликован ответ специалиста по связям с общественностью Государственной инспекции вневедомственного контроля России по Пермскому краю Мелехиной А., согласно которому подтверждена правомерность начисления НДС при расчетах поставки тепловой энергии в Пермском крае и возвращению НДС не подлежит.

С уважением, юридический отдел управляющей компании «Уралкомп».

Просмотров