Типы ранговых корон муниципальных образований. Самые красивые короны в мире Польская графская корона в геральдике

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.

Геральдические короны

Герб Румынского королевства с девизом: "Nihil sine Deo"

Корона помещался на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона указывает на положение ее владельца в общественной иерархии и титул обладателя герба.

Сначала короны помещали только на гербах суверенов. Как правило, корона на гербе монарха повторяла своим видом оригинал. Другие шляхетские короны (герцогські или княжеские, графские, баронские и простые шляхетские), которые появились позже, в каждой европейской стране были одинаковыми в пределах одного титула, и мало отличались друг от друга в разных странах. Так:

В Германии геральдика которой оказала значительное влияние на центральноевропейскую геральдику, графская корона имела девять зубцов с жемчугом на концах, баронська - семь, а простая шляхетская - пять;

В Речи Посполитой шляхетская корона, положенная на шлем, символизировала равенство шляхты, хотя иногда это правило нарушалось и использовались ранговые, в основном немецкие, короны. Княжеские гербы с самого начала венчались красными шапками, подбитыми горностаем.

церковной иерархии короны заменяли шляпами с кистями, размещенными на декоративно заплетенных шнурках. Причем, каждый сан имел не только соответствующий цвет шляпы: красный - у кардиналов, зеленый в архиепископов и епископов, фиолетовый - в папских прелатов, но и устоявшуюся количество кистей: в гербе архиепископа, например, изображали шляпу с десятью кистями, а в гербе епископа - с шестью.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства.

Использование короны для украшения щита и как гербовая фигура пришло, вероятно, от монет - при французском короле Филипі VI начали чеканить монеты, на оборотной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые мелкие феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Часто корона не является знаком принадлежности к королевской или княжеской семьи, а выполняет декоративную функцию.

Важной частью герба был шлем, хотя и появился он только в XIV ст.. Шлем находился над щитом. В геральдических системах Западной Европы существовали различные типы шлемов, зависевшими от титула или звания владельца герба. Даже положение шлема - прямое, обращенное вправо или влево - мало соответствовать устоявшимся правилам.

В гербе французских королей шлем был золотым, располагавшийся прямо и имел поднятое забрало, ибо его обладатель должен был все видеть и знать. На герцогских и княжеских гербах шлемы были серебряные с позолотой и стояли прямо. Маркизы имели право на размещенный в фас шлем, но уже из чистого серебра. На графском гербе серебряный шлем возвращали на три четверти вправо. Нетитулована шляхта имела стальные шлемы, полностью повернуты вправо. В бастардів на гербах шлемы были повернуты влево и имели опущенное забрало.

на английском геральдике золотой шлем с решетчатым забралом, повернутый прямо-для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решетчатым забралом, повернутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повернутый прямо - для баронетів и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повернутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов.

Девиз

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещались в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Основой для девиза первоначально служил рыцарский боевой клич. Впоследствии, девизом мог быть краткое изречение, что напоминал о каком-то важном историческом событии или кредо владельца герба. Текст девиза мог зашифровуватись и быть понятным только посвященным. В западной геральдике писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательное.

Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец мог изменять его по своему желанию. Примеры геральдических девизов:

- "Je maintiendrai " (на французском языке) - "Я сохраню" - девиз Нидерландов;

- "Nihil-ine Deo" (на латинском языке) - "Ничто без Бога" - девиз Румынии;

- "l"union fait la force" (на французском языке) - "Объединение дает силу" - девиз Бельгии.

Кодекс чести рыцаря включал:

1. Верность в службе королю и сеньору

2. Поиск подвигов

3. Защита христианской веры

4. Щедрость

5. Защита слабых и обиженных

Рыцарские доспехи XV вв.

На территории Украины существует много рыцарских замков, в основном, на Западной Украине. Среди основных - Каменец-Подольская крепость, Генуэзская крепость в г. Судак, Олеский замок, Збаражский замок, Луцкий замок.

Мукачевский замок "Паланок"

Памятники социально-экономической мысли Средневековья

В литературе стран Западной Европы в эпоху раннего Средневековья под влиянием христианства высказываются идеи о равенстве людей перед бог, о работе как единый источник существования, о необходимости делиться имуществом с бедными; стремление богатства признается пороком, что не подобает настоящему христианину. Проблемы общины нашли отображение в "Салічній правде" (Салическом законе) - записи давнего обычного права племени салических франков. Запись была сделана из распоряжение короля Хлодвига (481-511 годы).

В нем отражена экономический строй франков в период разложения родовых отношений и возникновения имущественного неравенства. "Салическая правда" свидетельствует о постепенном возникновения индивидуально-семейной собственности, превращение владения в собственность. Франки уже разграничивали понятия движимого и недвижимого имущества. Движимое имущество можно было отдавать в залог и передавать по наследству ближайшем из родственников. После упадка Франкской государства (IX в.) "Салическая правда" потеряла свое практическое значение.

Другая памятка западноевропейской экономической мысли раннего Средневековья "Капитулярий о виллах" (начало IX вв.) Карла Большого (или его сына - Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управлении вотчиной. Согласно "Капітулярієм о виллы" вся земля вотчины была в собственности ее обладателя (вотчинника), а большинство населения составляли закрепощенные крестьяне.

На экономическую мысль Средневековой Западной Европы заметно повлияли разнообразные религиозные ереси. Ереси, как правило, были средством проявления оппозиционных настроений определенных социальных слоев. Некоторые ереси стали идеологией восстаний крестьян и городских низов, которыми полна всю историю Средневековья. Основными экономическими требованиями восставших были возвращение к общине, уничтожение социальной и имущественного неравенства, частной собственности, возвращение захваченных общинных земель, отмена барщины, оброков, десятины и прочее.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225/26 - 1274 годы)

Его учение 1879 г. было провозглашено единственно истинной философией католицизма. - Основными произведениями Фомы Аквинского являются "Сумма против язычников" и "Сумма теологии". В своих

взглядах на политическое и социальное устройство общества он выступал за централизацию власти и признавал социальную иерархию, поскольку разделение на сословия "происходит от Бога". Естественное основание сословной иерархии Аквинат видел в разделении труда. Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни.

В своих взглядах на торговлю и торговый доход Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торгового дохода для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и использования его для благотворительных дел.

Рассуждая о происхождении денег, Фома Аквинский придерживался мысли, что они возникли вследствие договоренности между людьми. Их назначение - облегчить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не различал. Признавая необходимость денег как средства обращения, он рассматривал их и как меру стоимости. Фома Аквинский осуждал ростовщичество.

Школа Орем (Оресм) (бл. 13231382 года)

Проблеме денег было посвящено "Трактат о происхождении, природе, юридическом основание и изменение денег", написанный французским ученым Николой Оремом (Оресмом). В нем высказано мнение, что деньги являются искусственным инструментом, который люди изобрели ради облегчения товарообмена. Заслугой Орема является попытка раскрыть происхождение и сущность денег, закономерности денежного обращения._

Большая Императорская корона была изготовлена в 1762 году Георгом-Фридрихом Экартом для коронации Екатерины II. Корону мастер изготовил всего за 2 месяца. Венчала средний герб Российской Империи 1882 года. На данную корону потратили 2749 небольших бриллиантов и 58 очень больших бриллиантов. В настоящее время венчает гербы Тульской области , Архангельской области , Пензенской области , Свердловской области , Томской области , Тюменской области .
Родовая Императорская корона Романовых (корона великого герцогства Люксембургского). Является вымышленной короной.
Астраханская шапка. Была изготовлена в 1627 году для основоположника династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Астраханская корона была изготовлена для замены венца Мономаха. Корона состоит из трёх треугольных вогнутых золотых пластин, которые украшает финифть и драгоценные камни. Шапку украшает венец из шести сквозных крестообразных запон. На шапке помещена корона из трёх дуг. Над короной расположена ещё одна корона меньшего размера. Увенчана композиция изумрудом. В настоящее время располагается на гербе Астраханской области .

Казанская шапка. Была изготовлена в 1553 году для Иоанна Грозного.

Грузинская корона Грузии Георгия XII. Она была изготовлена в Российской Империи при императоре Павле I ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом. В 1801 году корона последнего грузинского царя была направлена в город Санкт-Петербург. В настоящее время хранится в частной коллекции.

Корона Анны Иоанновны была изготовлена в 1730 году. Возможно корону изготовил Готлиб Вильгельм Данкель.

Корона была изготовлена из золота, серебра и камней драгоценных.

Красный турмалин был куплен у китайского императора по велению царя Алексея Михайловича.

Шапка Мономаха (шапка золотая) является символом самодержавия в Российской Империи. Ориентировочно была создана в конце XIII века. В настоящее время хранится в архиве Оружейной палаты. В 1882 году венчала герб соединённых великих княжеств: Новгородского, Киевского, Владимирского.

Шапка Мономаха была доставлена в Русь в 988 году императорами Византии Василием II и Константином IX в дар Владимиру Святому по случаю бракосочетания с Анной. Нижняя часть короны отделана соболем. В шапке присутствует жемчуг, рубины, яхонт.

Шапка Иоанна Алексеевича венчала герб царства Сибирского в большом гербе Российской Империи 1882 года. Имеет второе название - "Шапка алтабасная".

Финляндская корона была придумана для герба княжества Финляндского в 1857 году. Существует два варианта финляндской короны.

Цвета башенных корон городов

  • Золотая башенная корона располагается на гербах губернских городов
  • Серебряная башенная корона изображается на гербах уездных городов
  • Червлёная башенная корона помещается на гербах заштатных городов.
  • В гербах посадов размещается червлёная башенная корона с двумя зубцами.

Система применения муниципальных корон при построении новых гербов

Система была принята Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации в 2005 году

Источники

  • "Древности Россиiскаго государства " Москва, 1851;
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
  • "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 год " П.П. фон-Винклер;
  • "Русская символика" Ульянов А.В. 2009 ISBN 978-5-17-060640-5

Корона в гербе - наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства , указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом , внутри щита (например, «старинная корона красного цвета» в дворянском гербе Г. Я. Травина) или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке . Шлемы с коронами носили во время турниров , особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника , поддерживает сам нашлемник вместо бурелета , или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах - между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II , содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных типов в соответствии с дворянскими титулами - см. Титул (звание)

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая , 4 и 16 июля того же года.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев , Владимир , Новгород , Тверь , Ярославль , Рязань , Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани - соответствующие «именные» шапки (короны).

Золотая башенная о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.

Золотая башенная о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

Серебряная башенная о трёх зубцах, мурованная чёрным - для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.

Червлёная башенная о трёх зубцах, мурованная золотом - для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом - для населённых пунктов, имевших статус крепости.

Червлёная башенная о двух зубцах, мурованная золотом - для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

Польская корона (Императрицы Анны Иоанновны) - для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона - для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского.

Типы геральдических корон по странам

Австрия (Священная Римская империя)

    Heraldic Imperial Crown (Gules Mitre).svg

    Императорская корона

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (1486-c.1700).svg

    Корона Римского короля (старая)

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (18th Century).svg

    Корона Римского короля (новая)

    Корона курфюрста

    Archducal Coronet.svg

    Корона эрцгерцога (старая)

    T08 Grossherzog.svg

    Корона эрцгерцога (новая)

    Princely Hat.svg

    Шапка князей

    Princely crown.svg

    Корона князей

    Ducal Hat of Styria.svg

    Шапка герцога Штирии

    Crown of a Duke of France (variant).svg

    Корона герцога

    Crown of a Marquis of France (variant).svg

    Корона маркиза

    Old Crown of a Count (France & Belgium).svg

    Корона графа

    Crown of a Viscount of France (variant).svg

    Корона виконта

    Crown of a Baron of France.svg

    Корона барона

    Rangkronen-Fig. 38.svg

    Корона дворянина

Бельгия

    Heraldic Royal Crown (Common).svg

    Королевская корона

Ватикан

    Папская тиара

    Template-Cardinal.svg

    Кардинальская шляпа

    Шляпа патриарха

    Template-Patriarch (Latin Rite) - Primate.svg

    Шляпа примаса

    Template-Metropolitan Archbishop.svg

    Шляпа митрополита

    Template-Archbishop.svg

    Шляпа архиепископа

Великобритания

    Coronet of a Child of the Sovereign.svg

    Корона детей монарха, брата или сестры монарха

    Coronet of a Child of the Heir Apparent.svg

    Корона детей наследника трона

    Coronet of a Grandchild of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по мужской линии

    Coronet of a Child of a Daughter of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по женской линии

    Coronet of a British Duke.svg

    Coronet of a British Marquess.svg

    Coronet of a British Earl.svg

    Coronet of a British Viscount.svg

    Coronet of a British Baron.svg

    Coronet of a British Herald.svg

    Король герольдов

    Torse of a British Gentleman.svg

    Дворянин

Россия

    Древняя царская корона

    Finnish grand ducal crown.svg

    Корона Княжества Финляндского

Титул, изображение Описание
Князь
100пкс
Княжеская шапка тёмно-малинового бархата с горностаевой опушкой, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом
Граф
100пкс
Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами
Барон
100пкс
Баронская корона - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью
100пкс Баронская корона прибалтийских и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами
100пкс Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними

См. также

Источники

  • Кёне Б.В. . Проверено 31 января 2013. .
  • Винклер, П. П. «Гербы городов Российской империи», СПб, 1900 г.

Напишите отзыв о статье "Геральдическая корона"

Отрывок, характеризующий Геральдическая корона

– Что вам, малые?
– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.
– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...

Геральдическая корона - элемент над щитом герба. Корона помещается на шлем (в дворянских) или прямо над щитом (в земельных гербах, - например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна).

Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Обычай венчать шлем короной появился между рыцарями в XV в., а украшение короной щита взято с монет. При Филиппе VI начали делать монеты, на обратной стороне которых была корона. В то время только короли украшали коронами свои гербы, и они были открытые, с низкими цветами; позже их примеру последовали герцоги, маркизы и графы.

Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах — между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII — начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство.

Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным, а точнее пурпурным верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике — высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью.

Сущетвует также особая папская корона — тиара .

Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними.

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. В правила включены классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности — в вольной части щита.

Башенная корона - корона с квадратными, прямоугольными или иной «архитектурной» формы зубцами, несущая на своей поверхности изображение каменной кладки. Чаще всего используется как внешний элемент герба, показывающий, что владельцем герба является город. Её цвет, число и формы зубцов, как правило, указывает на статус того поселения, чей герб она венчает.

В странах с развитой территориальной геральдикой различные виды башенных корон являются составной частью системы статусных корон и право на их использование обычно строго регламентировано.

Несомненно, что происхождением своим корона обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность. Венцы из драгоценных металлов подносились первоначально богам. Так Аттал, пергамский царь, послал в Капитолий посвященные богам золотые венки; сирийский царь Филипп поручил своим послам снести туда же венок необыкновенной цены. Позже такие же венцы выдавались в награду за воинские заслуги: corona castrensis или vallaris — обруч с украшениями вроде забора; corona muralis — украшенная зубцами; corona navalis или rostralis — украшенная таранами (rostra) кораблей; corona classica, в которой тараны заменялись целыми носами кораблей; два вида corona triumphalis. Античные медали представляют четыре рода императорских венцов: лавровый венок, лучистую корону, жемчужную (диадему) и camelancium.

Византийские императоры носили сначала диадему. При Юстиниане ее заменила так называемая стемма, прототип всех средневековых королевских корон; в сущности, это было скоре превращением повязки, которая исчезла под массой камней и украшений. Стемма Юстиниана, как она изображена на мозаике храма св. Виталия в Равенне, состоит из золотого обруча, украшенного жемчугом. Преемники Юстиниана изображены в более богато украшенных коронах: спереди короны возвышается крест; на щеки спускаются две подвески из жемчуга или драгоценных камней, прикрепленные к нижнему краю короны (так называемая cataseista); стемма подложена материей, образующей шапку или подушку. Обруч украшали эмалью. У Константина Багрянородного были зеленые, голубые, красные и белые короны, т. е. украшенные эмалью этих цветов. Не следует смешивать стемму с «camelancium» — род шлема без забрала, украшенного по нижнему краю диадемой, с двумя рядами жемчуга и гребнем наверху. Дети императора и высшие духовные сановники имели венцы, называвшуюся «stephanos». Короны императриц не всегда были похожи на короны императоров; так, на равеннской мозаике Феодора изображена в венце, обруч которого украшен листками. Много византийских корон сохранилось до нашего времени; древнейшая из них — железная королевы Теодолинды (625).

В Пештском национальном музее хранится корона св. Стефана (фиг. 18) или венгерская, венчающая государственный герб Венгрии. Она представляет чистый тип императорской стеммы конца XI в. и пожалована королю Стефану в начале XI в. папой Сильвестром II. В 1072 г. византийский император Михаил VII подарил венгерскому королю Гейзе II открытую корону, также в византийском стиле. Двадцать лет спустя оба эти венца были спаяны вместе и образовали оригинальный головной убор, почти в том же виде сохранившийся и доныне. В глазах венгра эта корона окружена особым ореолом. Короли считались действительными королями только после коронования ею; если король умирал до коронации, хотя бы и сражаясь за родину, его имя вычеркивалось из списка королей. Корона св. Стефана имела своих офицеров, свое имущество, свои дворцы, свою стражу. Сохраняемая в тройном, обитом железом ящике, она состояла под наблюдением двух префектов, проводивших по очереди ночь у дверей святилища, и двух высших сановников, дуумвиров короны, бывших ее ответственными хранителями. Во время междоусобиц и войн претенденты на трон оспаривали друг у друга обладание драгоценным талисманом, вследствие чего корона претерпела целый ряд приключений. Даже в настоящее время она не потеряла своего престижа. Во время революции 1848—1849 гг., посреди народа, волнуемого республиканскими идеями, венец св. Стефана был окружен поклонением. Когда народная партия была побеждена, Кошут и другие вожди ее закопали корону в землю, чтобы она не досталась австрийцам; но нашелся изменник, выдавший ее за деньги, и австрийское правительство торжественно перенесло ее в Офенский замок.

В 1858 г. в Испании была найдена целая серия вестготских корон, из которых девять в настоящее время находятся в музее Клюни. Наиболее замечательная из них принадлежала королю Рицесвинту (649—672). Карл Великий на латеранской мозаике изображен в шапке, основание которой окружено зубчатой античной К. Анналы Фульды гласят, что Карл Лысый, сделавшись императором, перенял одежду и диадему греческих императоров. На одной из миниатюр IX в. корона состоит из повязки, украшенной камнями, к которой прикреплена дуга, также украшенная камнями и листьями.

Корона Карла Великого (фиг. 16), сохранявшаяся некогда в Нюрнберге (ныне в императорской сокровищнице в Вене), состоит из золотых, закругленных сверху пластинок, с украшениями из жемчуга и драгоценных камней; передняя пластинка увенчана крестом, от подножия которого идет дуга, с надписью: «Chuonradus Dei gratia Romanorum imperator augustus». Этой короной короновался Конрад II в 1027 г., а затем и другие германские императоры. В средние века императоры часто изображаются в коронах другого типа. В одной мюнхенской рукописи Оттон II или III изображен в четырехугольной короне, надетой углом наперед и украшенной листком на каждом углу. На миниатюре, находящейся в Аахене, Оттон III является в широкой круглой повязке, похожей на диадему Юстиниана на равеннской мозаике. С XV в. форма императорской короны обыкновенно такая, как на статуе Людовика Баварского конца XV в., в часовне Мюнхенского собора; она представляет род высокой четырехсторонней митры.

Одна из древнейших средневековых корон принадлежит к числу российских императорских регалий; это так называемая шапка Мономаха (фиг. 1), присланная, по преданию, в 988 г. византийскими царями Василием II и Константином IX Владимиру Святому, по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из восьми золотых, отделанных филиграном пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтым яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть короны имела прежде жемчужные подвески; теперь она отделана собольей опушкой. Венец этот совершенно схожа с венцами на монетах царей Василия и Константина. Шапка принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои короны различных форм, например зубчатые обручи, обручи с трилистниками и т. п. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои К. Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в венцах в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых коронах, а младшая — в украшенной трилистниками. До Петра Великого цари очень часто надевали корону, почему и число их было очень значительно. В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие короны: 1) Владимира святого (см. выше); 2) Казанская шапка, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву (фиг. 4); 3) Астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Феодоровича (фиг. 5); 4) Сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.; 5) Таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда (фиг. 6), изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого; 6) бриллиантовая корона Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича (фиг. 7).

На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются короны европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая корона европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой короной короновался Петр II. Дугу, разделяющую корону, он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест (фиг. 10). Для коронации Анны Иоанновны была заказана корона по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с венца Петра II (фиг. 9). Эта корона с 1856 г. называется польской и в Государственном гербе помещалась на гербе Царства Польского. Этой же короной, немного переделанной (фиг. 8), короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин. Для коронации Павла I эта корона была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими (см. фиг. 2); ею же короновались и все последующие императоры.

Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами этими носилась особая мантия. Последняя малая корона (фиг. 3) сделана по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырехлистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край К. составлен из 22 больших бриллиантов. Ее надевали во время коронации императрица Мария Александровна и ныне вдовствующая императрица Мария Феодоровна. В Оружейной палате хранится также золотая Мальтийская корона, поднесенная императору Павлу I.

Императорская германская корона, созданная императором Вильгельмом I (фиг. 12), несколько напоминает своей формой корону Карла Великого. Корона наследного принца германского (фиг. 13) напоминает императорскую, но вместо пластинок на обруче помещаются четыре орла и четыре креста. Австрийская императорская корона (или корона Священно-Римской империи (фиг. своей напоминает митру.

Французская императорская (фиг. 15), сделанная в начале настоящего столетия для Наполеона I, состоит из обруча, на котором восемь орлов и восемь пальмовых ветвей.

Бразильская императорская корона(фиг. 22) имела восемь золотых дуг, сходящихся под державой. Королевские короны, в зависимости от того, имеется ли внутри подушка или шапка, называются закрытыми (ferme, geftterte) или открытыми (ouverte, offene). Термины эти не совсем правильны, так как все королевские короны принадлежат к числу закрытых, т. е. таких, у которых имеются сходящиеся над обручем дуги, в отличие от открытых корон, дуг не имеющих. Открытые королевские короны (фиг. 31) принадлежат Баварии, Вюртембергу, Греции, Испании, Италии, Нидерландам, Пруссии, Румынии, Саксонии, Сербии, Швеции, Норвегии и Франции; закрытые (фиг. 24) — Англии, Бельгии, Богемии, Болгарии, Дании и Португалии.

Считается, что Франциск I первый надел закрытую корону, как отличие от нецарственных принцев и титулованных дворян, которые имели право носить корону и изображать ее на своих монетах.

Весьма различны формы корон, присвоенных другим владетельным и невладетельным лицам. Так, например, шапка германских владетельных князей и герцогских медиатизированных домов состоит из подушки с горностаевым околышем, из-за которого выходят четыре дуги (фиг. 39); эта же шапка присвоена и русским князям, пользующимся титулом сиятельства. Австрийские принцы носят ту же корону, но с золотым обручем, имеющим четыре листа и четыре жемчужины (фиг. 44). Эта шапка принадлежит и русским князьям с титулом светлости. Только с конца IX в. французские герцоги и графы начинают носить венцы, состоящие из простого золотого обруча. Карл Лысый дал эту привилегию герцогам, которые должны были надевать короны только во время больших церемоний и особенно во время публичных заседаний. По мере того, как феодализм развивался, умножались и короны, и скоро не было самого мелкого владетеля, который не считал бы себя вправе носить ее.

Не ранее XVI в. образовались особые формы короны для дворянства титулованного и нетитулованного. Дворянская корона северогерманская имеет четыре листа и четыре небольшие жемчужины, посаженные на стержень (фиг. 82); у южно-германской (фиг. 83) восемь зубцов с жемчужинами. Обе эти короны употреблялись и русским дворянством.

Духовные лица также имеют свои наголовья, служащие отличием или указывающие сан. Такова корона римских пап — тиара (фиг. 11) или, как ее еще называют, regnum. Это род митры (фиг. 98, 99), окруженной тремя помещенными одна над другой К., составленными из зубцов с жемчугом и листьев. Внизу тиара имеет ленты бархатные и украшенные крестиками. Первоначально тиара состояла из круглой и высокой митры; папа Гормидий в 523 г., а по другим источникам — Александр III, в XII в., окружил ею короной, как символом власти. Бонифаций VIII, умерший в 1303 г., присоединил к ней вторую, как символ духовной и светской власти. Немного позднее Урбан V — а, может быть, Иоанн XXII или Бенедикт XII — прибавил третий венец, чтобы тиара служила символом тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира.

Католические кардиналы, архиепископы, епископы и прелаты имеют шляпы, указывающие их сан (фиг. 95—97).

Императором Наполеоном I, вместо корон, для созданного им дворянства были введены особые токи. Они состояли из бархатных шляп, украшенных перьями, которых у князей и герцогов было 7 (фиг. 91), у графов 5 (фиг. 92), у баронов 3 (фиг. 93) и у дворян 1 (фиг. 94). При реставрации Бурбонов токи были уничтожены.

На таблице - основные виды корон, используемые в геральдике

По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Просмотров