Лучший способ как рассчитать кадастровую стоимость земельного участка и что это такое? Удельный показатель кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель других категорий Значение удельного показателя кадастровой стоимости

Естественно назначение стоимости производится не произвольно, а в соответствии с определённым алгоритмом, который позволяет опираться на достоверные условия, при произведении расчётов. Они определены соответствующими нормативами и дают возможность перепроверить и проконтролировать правильность установленной на ваш участок стоимости.

Основные положения, определяющие понятие кадастровой стоимости ЗУ

Необходимые документы

Для того чтобы рассчитать кадастровую стоимость ЗУ, понадобятся следующие документы:

  1. Технические документы ЗУ, в частности межевое дело, где указана общая площадь участка, целевое назначение земель.
  2. Кадастровый паспорт, в котором указан удельный показатель кадастровой стоимости ЗУ.
  3. Межевой проект с указанием зон застройки в указанном кадастровом квартале.
  4. Градостроительный план, который указывает подробности инфраструктуры кадастрового квартала.
  5. Технические документы на объект недвижимости, возведённый в зоне ЗУ.

На основании указанных документов можно произвести расчёты, которые дадут информацию о том, к какому типу разрешённого использования по строгой дефиниции относится вверенный вам участок. Здесь могут быть определены незначительные на первый взгляд отличия, которые по существу категорически изменяют кадастровую стоимость участка.

Естественно, что перечисленные документы являются дорогостоящими, долго подготавливаются , а для получения некоторых из них требуется специальное разрешение администрации. Поэтому вам будет достаточно получить выписки с указанием необходимых данных.

Для получения выписки потребуется гражданский паспорт и право удостоверяющий документ.

Универсальной является методика, которой пользуются профессиональные оценщики . Выявив удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале, они определяют его в качестве базовой единицы. Далее они выявляют произведение базовой единицы на их количество, составляющее объём отдельного участка (площадь объекта недвижимости).

В кадастровых кварталах базовые величины совпадают по принципу подобия и определяются в соответствии с методиками, учитывающими все характеристики окрестных земель.

При этом для того, чтобы посчитать используют определённые формулы . Они достаточно сложны и профессиональное их использование доступно кадастровым инженерам. Вам пользоваться данными формулами можно, но позиционировать результаты расчётов в качестве альтернативы установленной в результате ГКО стоимости, нецелесообразно.

Величина кадастровой стоимости ЗУ рассчитывается из среднестатистической величины удельной стоимости по региону .

Для расчёта среднестатистической величины используется базовая формула, согласно которой её результат определяется как средняя величина (частное) общей стоимости земель в регионе и общей площади региональных массивов.

Таким образом, мы можем получить базовый (тестовый) удельный показатель для всего земельного массива региона. От этого показателя производится последующий расчёт по многочисленным формулам. Каждая формула прибавляет к базовому удельному показателю коэффициенты в зависимости от преимуществ, присутствующих в зоне массива или в кадастровом квартале.

В том случае если преимущества отсутствуют или территориальная зона относится к числу проблемных участков, коэффициенты вычитаются из базовой стоимости.

Основания для проведения ГКО ЗУ определяются потребностью в ревизии определённых участков земель или установленным планом. Проведение оценки осуществляется на основании специального Приказа, который имеет статус номенклатурного документа.

Он может быть составлен как Федеральным, так и муниципальным органом власти. В приказ входят данные из источников ГКН по землям, в отношении которых возникла необходимость проведения оценки.

Кроме этого, проведение оценки не допускает сторонних лиц к участию в процессе . Приказ о назначении ревизии земель определяет также лиц – членов ревизионной комиссии, которые будут проводить соответствующую процедуру.

К их числу относятся компетентные и опытные специалисты, которые выверяют и анализируют условия содержания и развития земельного ресурса в регионах, а так же рассматривают возможность повышения кадастровой стоимости земель в тех или иных зонах развития региона.

Он заключается в нижеследующем:

  1. На основании Приказа, изданного органом власти РФ или муниципалитетом, составляется список исполнителей работ по ГКО, а также список земельных массивов, подлежащих оценке.
  2. Специалисты ГКН подготавливают сведения об избранных для ревизии массивах и классифицируют сведения о них по кадастровым кварталам.
  3. Отдельным приказом привлекается оценочная организация, которая участвует в конкурсе, объявленном на получение заказа ГКО.
  4. Она анализирует ситуацию в соответствии с представленными из ГКН сведениями и, пользуясь регламентированными методиками и нормативными формулами, производит расчёты и перерасчёты стоимости земель.
  5. Полученные данные и результаты оценки оформляются соответствующим отчетом.

Результаты и отчёты

Утверждаются губернатором области. В течение 10 рабочих дней они должны быть переданы в ГКН, где на протяжении 6 месяцев после их утверждения областным исполкомом они вносятся в учётные записи кадастра региона.

Все полученные сведения должны быть опубликованы в местной прессе и представлены на официальном сайте Росреестра. Граждане должны быть информированы о полученных результатах надлежащим образом, так как они имеют право в течение полугода, пока записи полностью не урегулированы в новом ценовом контексте, вносить изменения и поправки.

Это – важная составляющая величин, входящих в понятие кадастровой оценки и переоценки. Она включена в данные кадастрового паспорта на ЗУ наряду с общей кадастровой стоимостью участка и определяется стоимостью 1 м 2 земли в вашем кадастровом квартале.

Для того чтобы её обнаружить в кадастровом паспорте, нужно раскрыть раздел В 1 и посмотреть сведения, указанные в пункте 13.

По правилам, именно из удельных показателей кадастровой стоимости исходит её общая стоимость при переоценке или перепроверке данных. Если вы обнаружили, что стоимость вашего земельного участка резко возросла – в первую очередь проверьте её удельный показатель.

Если именно он непомерно высок, значит – ошибка произошла в контексте разрешённого использования ЗУ . Если он не отличается от предыдущего показателя принципиально, но общая стоимость завышена, значит – ошибка кроется в определении общей площади участка.

В обоих случаях вам придётся обращаться в специализированную комиссию с заявлением об исправлении ошибки. Но определив её по удельному показателю, значительно проще будет разыскать нюансы, которые её спровоцировали.

В течение 6 месяцев со дня опубликования результатов ГКО принимает претензии землевладельцев. Обнаружив ошибку, вам надлежит обратиться в уполномоченную комиссию с запросом о рассмотрении неправомерно назначенной общей кадастровой стоимости или её удельного показателя.

Для того чтобы обратиться в комиссию, напишите заявление на имя председателя комиссии и представьте документы, которые подтверждают ваш статус правообладателя участка. Обращение в комиссию недопустимо со стороны третьих лиц , обращаться с запросом необходимо лично. В заявлении необходимо обосновать, на каком основании вы считаете, что выданные вам сведения являются ошибочными.

Если в решении вашего вопроса вам будет отказано, на основании отказа вы можете предъявить иск в суд. В таком случае председатель комиссии выступит в качестве ответчика в суде. При подаче иска в суд возьмите в Росреестре выписку об оценке вашего участка.

Как правило, при обнаружении ошибки, которая отличается от актуальной стоимости не более чем на 30%, комиссия принимает самостоятельное решение об изменении кадастровой стоимости.

В других случаях приходится прибегать к услугам профессиональных независимых экспертов и предоставлять выданное ими заключение.

В некоторых случаях, когда возникают обстоятельства, нанёсшие урон плодородию почв или аналогичные им, появляется необходимость изменения кадастровой стоимости в связи с произошедшими изменениями в структуре почвы, утратившей некоторые полезные свойства и позитивные характеристики.

Такие случаи допускают изменения кадастровой стоимости в течение 5 лет, но до начала назначения новой стоимости.

Оценка ЗУ для оспаривания

Проводится во всех случаях, которые требуют обращения в суд, а так же в некоторых случаях при обращении в комиссию ГКН.

Профессиональный оценщик имеет право:

  1. По своему усмотрению использовать подходящую для конкретного случая методику расчёта. Она может оказаться альтернативной в сравнении с той методикой, которая использовалась при ГКО земель.
  2. Требовать разъяснения по применению используемых в порядке ГКО методик.
  3. Запросить любую необходимую информацию от организаций или третьих лиц, имеющую отношение к исполнению заказа.
  4. Требовать оплаты расходов за проведение экспертизы со стороны заказчика.
  5. Требовать вознаграждение за исполнение заказа.
  6. Отказаться от исполнения заказа при условии нарушения условий договора со стороны заказчика.

Экспертное заключение, выданное профессиональным оценщиком играет роль доказательной базы. Оно может стать убедительным аргументом для комиссии ГКН и способствовать исправлению ошибки допущенной при проведении расчётов. Кроме этого, оно сыграет решающую роль при рассмотрении вопроса в суде.

Проведение мероприятий по оценке земельной собственности играет важнейшую роль федерального и муниципального значения. Не менее существенны результаты проведения оценки для граждан землевладельцев и землепользователей, так как на основании полученных данных будут начислены земельные налоги.

Кроме этого стоимость земли по кадастровой стоимости повлияет на возможность оформления земель путём выкупа . Поэтому в определённых случаях возникает необходимость для пересмотра установленной стоимости. Как произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка читайте .

Переоценка и пересмотр стоимости может быть осуществлён уполномоченной комиссией Росреестра, которая в течение 6 месяцев после проведённой ревизии принимает претензии граждан и имеет право на исправление допущенных ошибок.

При отказе исправления допущенной ошибки со стороны ГКН правообладатели земельных участков имеют право обратиться к независимому оценщику и передать рассмотрение дела в суд.

Время чтения: 4 минут

В основу массовой оценки земель заложен принцип классификации и разделения участков на группы и зоны. Населенные пункты делятся на кадастровые кварталы. Основные отличия земельных наделов в них – площадь, категория использования и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году. Если 2 первые величины собственникам известны, то третья нередко вызывает вопросы. Однако при установлении КС особое значение имеет именно удельный показатель.

Применение удельного показателя

Кадастровая оценка выполняется для всех , за исключением , в соответствии с Законом РФ от 25.08.1999 № 945 «О кадастровой оценке» и Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки» .

Цель определения стоимости каждого участка состоит в создании единой базы для налогообложения.

Данная оценка имеет статус государственной, поэтому полномочиями на ее проведение обладают специально созданные бюджетные учреждения. Их деятельность строится на принципах массовой оценки и применении удельного показателя. Этот метод предусматривает группирование всех земель РФ по принципу подобия.

Стоимость участков рассчитывается исходя из факторов ценообразования, характерных для определенной группы. Это могут быть:

  • участки сельскохозяйственного назначения;
  • участки для развития инфраструктуры;
  • или общественно-деловые наделы;

Для каждого из перечисленных участков существует собственный набор ценообразующих факторов. Обычно во внимание принимают социально-экономическое развитие региона, качество земли и наличие построек. Именно поэтому в разных кадастровых кварталах удельная кадастровая стоимость земельного участка – цена за 1 м2 – может отличаться.

Для оценки каждой группы недвижимости разрабатывается определенная модель, по которой ведется расчет. В зависимости от характеристик участков в нее включаются факторы, более всего влияющие на их стоимость, например, местоположение объекта и его целевое назначение.

Расчет по удельному показателю (УПКС) применяется в случаях, когда регрессионное, типовое или индивидуальное моделирование нецелесообразно.

Более подробно о методах определения стоимости рассказано в статье .

Как рассчитывается удельный показатель

Земельный рынок России не однороден по своему составу. Все участки подразделяются на категории, принадлежность к которым значительно влияет на стоимость.

Самые дорогостоящие наделы – земли населенных пунктов. Это объясняется тем, что такие участки обладают большим диапазоном целевого использования, который отражается в Классификаторе, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540 .

При группировке земель для определения УПКС стоимости важное значение имеет разрешенное использование.

После разделения на виды разрешенного использования оценщик определяет основные ценообразующие факторы. Если речь идет о землях населенных пунктов, стоимость повышается за счет:

  • привлекательного ландшафта и формы участка;
  • расположения вблизи водоемов, лесов;
  • удаленности от магистралей;
  • низкого уровня шума;
  • однородного социального окружения;
  • будущей доходности.

К факторам, понижающим стоимость, относится небольшая площадь надела, изрезанная нестандартная форма, расположение вблизи промышленных предприятий и свалок, неудобные подъездные пути.

На следующем этапе выделяется эталон – участок с наиболее выраженными характеристиками, формируется группа похожих объектов. Для каждой их них специалист собирает и анализирует информацию о сделках и создает формулу вычисления УПКС. После этого он рассчитывает удельный показатель для 1 м2 участка-эталона.

Где можно применить удельный показатель

Полученный УПКС для группы земельных участков утверждают органы местного самоуправления. Его можно применять для расчета стоимости земельных наделов определенного вида разрешенного использования по формуле:

КС = площадь земельного участка х УПКС

Если участок по своим характеристикам относится к нескольким группам, для расчета берется удельный показатель с большим значением.

Хотя основаниями для определения УПКС являются объективные факторы, у применения обобщенных статистических методов есть ряд недостатков. К основным минусам массового подхода можно отнести следующие:

  • получение данных о спросе и предложении из открытых источников, которые не гарантируют достоверность;
  • расчет, выполненный в период подъема рыночных цен, не соответствует стоимости во время кризиса;
  • игнорирование индивидуальных особенностей объектов;
  • возможные технические ошибки в межевых и технических планах, указаниях координат месторасположения мешают правильно классифицировать объекты.

Перечисленные аспекты приводят к завышению или занижению допустимых значений УПКС для каждой группы участков.

Методика расчета УПКС для земельного надела

В зависимости от вида разрешенного использования земель, указанного в , удельный показатель может меняться. Поскольку при определении КС учитываются сведения о недвижимости, содержащиеся в реестре, эти описания и характеристики должны соответствовать реальности.

Например, для земель, отнесенных к группе «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» УПКС будет намного выше, чем для участков, входящих в категорию «для размещения производственных и административных зданий».

УПКС и модель оценки для земель сельскохозяйственного назначения определяется с учетом:

  • валового дохода на единицу площади;
  • коэффициента капитализации;
  • затрат на возделывание земель.

Данные факторы не учитываются при определении удельного показателя КС . То есть основное значение для расчета УП имеет правильное отнесение участка к определенной категории и группе.

Хотя на местном и федеральном уровне постоянно принимаются нормативно-правовые акты по кадастровой оценке, пока нет единого документа, определяющего, как рассчитать удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. Созданные бюджетные учреждения самостоятельно определяют подходящий метод расчета УПКС земель.

Обжалование значения удельного показателя КС

Закон РФ от 03.07.2016 № 237-ФЗ предусматривает утверждение результатов кадастровой оценки органами Росреестра, о чем размещается информация на официальном сайте. Каждый собственник или землепользователь имеет право в суде либо комиссии.

Удельный показатель, примененный при расчете кадастровой стоимости, содержится в отчете. Но только специалист может обнаружить несоответствие УПКС и основных характеристик, на основании которых объект был отнесен к определенной группе.

По запросу правообладателей Росреестр может предоставить сведения о значениях, примененных при кадастровой оценке, и данные, позволяющие сверить характеристики объекта.

В соответствии со ст. 21 закона, несоответствие удельного показателя виду разрешенного использования можно считать единичной методологической ошибкой, которая повлияла на величину КС.

Требование об исправлении рассматривает бюджетное учреждение, уполномоченное проводить оценку. По результатам рассмотрения обращения орган принимает решение о внесении изменений либо отказе.

Ст. 22 вышеупомянутого ФЗ № 237 устанавливает общий порядок рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости в комиссии или в суде. Доказательством в данном случае будет рыночная оценка участка.

Заключение

Средний удельный показатель – это стоимость 1 м2 земельного надела. В зависимости от разрешенного использования этот показатель может занизить или увеличить КС и ставку налога. Самая распространенная ошибка, существенно увеличивающая УПКС, – неправильная классификация земель по группам разрешенного использования. Своевременно заметив ее, собственник может в административном или судебном порядке обжаловать результаты кадастровой оценки.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

От размера кадастровой стоимости зависят размер налога на имущество и земельного налога (п. 1 ст. 378.2, п. 1, 2 ст. 390 НК РФ), арендная плата, размер выкупной стоимости для публичных земельный участков и т. д. Если есть уверенность в том, что кадастровая оценка вашего объекта завышена, то необходимо выяснить, каким способом установлена эта стоимость:

  • оценщиком в рамках государственной кадастровой оценки;
  • на основе результатов государственной кадастровой оценки в виде удельных или средних удельных показателей кадастровой стоимости для определённой группы объектов.

Стоимость определена оценщиком

Определяя кадастровую стоимость объекта, оценщик собирает рыночную информацию, и если её недостаточно, то проводится оценка рыночной стоимости индивидуально для конкретного объекта.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в зависимости от категории земли и её расположения осуществляется (п. 5–7 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316):

  • на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки;
  • на основе капитализации расчётного рентного дохода;
  • исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В кадастр вносится не только кадастровая стоимость участка, но и сведения об удельном показателе (за один кв. м) - кадастровой стоимости конкретного земельного участка, разделённой на его площадь.

До нового тура кадастровой оценки средний удельный показатель может быть основой для определения кадастровой стоимости участков, образуемых из оценённого участка в результате раздела или выдела.

Акт с кадастровой оценкой можно оспорить как нормативно-правовой акт, если удалось выявить формальные нарушения, потому что результаты государственной кадастровой оценки (определения кадастровой стоимости) утверждаются актом, который суды рассматривают как нормативно-правовой.

Суд проверяет формальное соответствие оспариваемого нормативно-правового акта акту большей юридической силы с точки зрения содержания, порядка издания и компетенции издавшего его органа.

Ещё раз подчеркнём, что для того, чтобы оспорить акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, необходимо доказать, что при проведении оценки допущены формальные нарушения. Бесполезно ссылаться на то, что кадастровая стоимость превышает рыночную оценку.

С заявлением об оспаривании нормативного правового акта нужно обращаться в суд общей юрисдикции - Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа (п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).

Акты такого рода, как правило, оспариваются не полностью, а в части утверждения результатов кадастровой стоимости конкретного земельного участка, но поскольку выявлены нарушения при проведении оценки, это ставит под сомнение результаты оценки в целом и может привести к признанию недействующим нормативного акта в целом.

Если стоимость, указанная в кадастре, отличается от стоимости, указанной в акте, то оспаривать следует действия кадастрового органа в порядке статей 27, 29 АПК РФ, т. е. в арбитражном суде.

Кадастровые органы вносят сведения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) чисто механически, перенося в него кадастровую стоимость, указанную в отчёте об оценке, утверждённом актом органа исполнительной власти субъекта РФ.

Итак, если в ГКН внесена не та цена, которая указана в акте об утверждении результатов оценки, то действия кадастрового органа можно признать незаконными.

Кадастровая стоимость определена по удельным (средним удельным) показателям

Этот вариант оформляется в виде удельных и средних удельных показателей кадастровой стоимости для определённых групп назначения объектов и территориальных единиц. Метод применяется для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, не оценённых по первому варианту.

Для определения кадастровой стоимости участка с помощью удельного показателя кадастровый орган определяет, к какой группе по назначению и местоположению он относится, а затем умножает удельный показатель этой группы на площадь участка, как установлено Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка (утв. приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 № 222). Впрочем, в этом же порядке определяется кадастровая стоимость иных объектов (приказ Минэкономразвития России от 18.03.11 № 113).

При определении кадастровой стоимости на основе удельных показателей кадастровый орган более свободен в принятии решений, следовательно, увеличивается риск неправильного определения кадастровой стоимости по причине ошибки специалиста кадастрового органа.

В данном случае возможно оспаривание действий кадастрового органа в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ в связи с использованием неправильного удельного показателя при определении кадастровой стоимости спорного объекта.

Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.06.09 № 21/09 указал, что арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании действий государственных органов (п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ), а нарушение допустил именно кадастровый орган, т. е. неправильно применил акт, которым утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости.

Надо иметь в виду, что кадастровая стоимость устанавливается и применяется на будущее время, т. е. вернуть уже уплаченные платежи за прошлые периоды невозможно (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.11 № 913/11).

Таким образом, если до утверждения новых результатов кадастровой оценки остаётся не так много времени, то нет смысла оспаривать старые результаты.

Итак, действия кадастрового органа оспариваются по правилам главы 24 АПК РФ. При этом следует помнить о том, что такое требование можно заявить в течение трёх месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Однако в зависимости от конкретных обстоятельств спор, в котором заявлены требования о признании действий незаконными, должен рассматриваться в порядке искового производства. Следовательно, применяется общий срок исковой давности три года.

Так, ВАС РФ указал, что уточнение кадастровой стоимости, группы видов разрешённого использования и среднего удельного показателя должно происходить в порядке искового производства, поскольку споры, связанные с определением вида разрешённого использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей в сфере не только налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Таким образом, они рассматриваются по общим правилам искового производства, независимо от того, что причиной спора стали действия органов кадастрового учёта (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.11 № 12651/11).

Если кадастровый орган при определении кадастровой стоимости участка, который образован путём выделения, применяет средний удельный показатель для кадастрового квартала вместо удельного показателя преобразуемого участка, то он нарушает нормативные положения (п. 2.1.18 Методических указаний № 222) и следует ставить вопрос об оспаривании действий.

Если же кадастровый орган неправильно определил стоимость вследствие ошибочной квалификации назначения объекта, то такое требование рассматривается в порядке искового производства (при этом неправильность определения должен доказывать истец).

Есть ещё один способ, который представляется наиболее оптимальным, - добиться пересмотра кадастровой стоимости или установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это не обжалование и не оспаривание, его можно применять и тогда, когда определена стоимость конкретного участка, и тогда, когда стоимость рассчитана по удельному (среднему удельному) показателю.

Государственная кадастровая оценка - это оценка массовая, которая направлена на установление рыночной стоимости оцениваемых объектов. Разумеется, она менее точна, чем индивидуальная рыночная оценка, поскольку не учитывает всех характеристик объекта. При массовой оценке даже простой осмотр объекта не обязателен.

Таким образом, индивидуальная оценка по умолчанию более точна, и заинтересованные лица вправе требовать пересмотра кадастровой стоимости по результатам государственной кадастровой оценки и установления кадастровой стоимости в размере рыночной по итогам индивидуальной оценки.

Заявитель не оспаривает ни достоверность кадастровой стоимости, ни законность нормативного акта о её утверждении, ни действий кадастрового органа. Следовательно, эти вопросы не входят в предмет доказывания по делу.

Представляется, что этот способ - пересмотр кадастровой стоимости - удобен ещё и потому, что истцу не приходится доказывать незаконность нормативного акта или действия государственного органа, а также неправильность кадастровой оценки. Истец должен быть готов доказать основное - достоверность индивидуальной рыночной оценки объекта недвижимости, т. е. то, что представленный им отчёт об оценке рыночной стоимости является более справедливым и корректным, нежели результат государственной кадастровой оценки.

Для того, чтобы оспорить акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, необходимо доказать, что при проведении оценки допущены формальные нарушения. Бесполезно ссылаться на то, что кадастровая стоимость превышает рыночную оценку.

Если кадастровая стоимость внесена в кадастр в точном соответствии с актом, то нет смысла оспаривать незаконность действий кадастрового органа. А вот если произошла техническая ошибка и в кадастр попала не та стоимость, которая была определена в акте, то действия кадастрового органа можно обжаловать.

Индивидуальная оценка по умолчанию более точна, и заинтересованные лица вправе требовать пересмотра кадастровой стоимости по результатам государственной кадастровой оценки и установления кадастровой стоимости в размере рыночной по итогам индивидуальной оценки.

Константин БУШУЕВ, эксперт ООО «Правовая оценка»

Очень часто, покупая землю по той или иной стоимости, люди даже не задумываются, как определяется цена. В основном на земельные участки цены на рынке определяются исходя из оценки, заданной в базе данных кадастровой службы. Такая цена называется удельный показатель кадастровой стоимости. Но как данная стоимость определяется, и какой орган занимается её установлением?

Общая стоимость земли определяется путём калькуляции котировки участка на единицу измерения его площади. Если с единицей измерения площади всё понятно, обычно это квадратный метр, то, что такое котировка земли не очень ясно.

На данный показатель оказывает влияние слишком много факторов, среди которых:

  • категория и вид разрешённого использования земли;
  • место расположения участка;
  • политика местных властей;
  • инвестиционная привлекательность;
  • возможности капитализации;
  • размер предполагаемых доходов и т.д.

Это значит, что при определении удельной стоимости в кадастровой службе всё зависит от региона. При этом разница от региона к региону может быть существенной. На сегодняшний день делаются попытки унификации данных показателей, но пока что сотрудники кадастровой службы устанавливают его исходя из местных нормативов.

По земельному законодательству все земли на территории России подразделяются на определённые классы по своим характеристикам и пригодности к эксплуатации.

Так, законодатель выделяет следующие категории земель:

  1. Земли городов и посёлков.
  2. Земли для сельхозпроизводства.
  3. Леса.
  4. Территории водных объектов.
  5. Площади, занимаемы под объекты инфраструктуры.
  6. Территории особо охраняемого характера.

Но в основном в свободном гражданском обороте находятся земли городов и посёлков, а также площади под сельскохозяйственное производство. Целевое назначение данных категорий и вид их разрешённого использования предполагает права частных лиц на них, в том числе и право собственности.

При покупке и продаже земель между частными лицами они вправе самостоятельно определять стоимость. Однако цена всё же не должна сильно отличаться от среднерыночной (установленной по законам свободного рынка) или кадастровой (определяемой исходя из котировки и площади).

Как уже было сказано, котировки играют ключевую роль при определении стоимости земель. Именно произведение котировок и площади представляет собой удельную стоимость того или иного участка. Но как определяются данные котировки?

Размер котировок напрямую зависит от категории земли и разрешённого вида использования. Учитывая, что основными объектами гражданского оборота являются земли двух, уже указанных категорий, то и исходить нужно из характеристик этих категорий земель.

Именно категория и тип земли дают представление о том, сколько прибыли можно получить от того или иного участка. Размер предполагаемой прибыли в течение определённого периода времени и представляет собой кадастровую стоимость одной единицы площади земли.

Так, при определении котировок земель сельского хозяйства и предполагаемой прибыли их подразделяют на следующие типы:

  • земли уже эксплуатируемые в сельском хозяйстве;
  • земли внутренней инфраструктуры объектов сельхозпроизводства;
  • земли сельскохозяйственных водоёмов;
  • ставшие непригодными наделы и только разрабатываемые участки;
  • земли лесов в частной собственности;
  • территории под пастбища.

Так как с уже пригодной для сельского хозяйства земли можно получить больше прибыли, соответственно и удельный показатель стоимости будет выше, чем, к примеру, земель под пастбищами.

В свою очередь земли городов и посёлков также разделены на следующие подтипы, исходя из которых, определяется их удельный показатель кадастровой стоимости:

  • земли под постройки жилых объектов;
  • территории общественно-деловых зданий;
  • площади под объектами инфраструктуры;
  • прилегающие сельхозугодья;
  • площади под объекты отдыха населения.

Расчёт дивидендов для определения удельного показателя осуществляется высококвалифицированными специалистами в сфере финансов и экономики.

Расчёт осуществляется в два этапа:

  1. Осуществляется вычисление предполагаемых дивидендов и удельного показателя земель по всей территории субъекта федерации (административной единицы. То есть выявляется средний показатель.
  2. Осуществляется расчёт показателя отдельных объектов недвижимости.

Таким образом, процедура довольно сложная и выявить оценку точно без специальных знаний и навыков не представляется возможным.

Разумеется, по всей территории страны хоть цена и разнится, но формула вычисления удельного показателя едина. Так, чтобы выявить данный показатель необходимо размер предполагаемой прибыли с единицы площади земли умножить на срок долгосрочной капитализации. Как правило, этот срок равен 33 годам. Однако он может быть изменён, что существенно повлияет на кадастровую стоимость всех категорий земельных наделов.

Как уже говорилось, для расчёта удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка необходимо иметь начальные данные о финансовой рентабельности земли. Предположим, один гектар пригодной для сельского хозяйства земли в год дает 2-2,5 тысяч рублей прибыли. Умножаем на 33 и получаем примерно 66-82,5 тысяч рублей.

Однако на практике правильно пользоваться такой землей и получать такие прибыли не всегда возможно. По этой причине УПКСЗ таких земель на рынке обычно гораздо ниже кадастровой стоимости. По статистике стоимость 1 гектара такой земли в среднем по России составляет 30-40 тысяч рублей.

Другое дело земли населённых пунктов. Стоимость таких участков гораздо выше, чем цена вышеуказанных наделов. Ведь прибыль с таких участков рассчитывается исходя из жилплощади, которую можно возвести на нём.

В больших городах большинство земельных площадей предназначено для постройки многоквартирных домов. Удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов рассчитываются соответственно. К примеру, стандартный девятиэтажный дом занимает площадь примерно 0,3 гектара. В таком многоквартирном доме примерно 3 тысячи квадратных метров жилой площади. За основу стоимости берётся рыночная цена за предыдущий срок капитализации. Но это происходит не всегда, каждый финансовый институт имеет свои методы определения отправной стоимости.

Стоимость 0,3 гектара, предназначенного для постройки многоквартирного дома, составляет цену жилой площади в нём минус предполагаемые расходы. Стоимость такой земли напрямую зависит от рынка жилой площади. Поэтому обычно кадастровая стоимость квартир в городах намного ниже среднерыночной.

Всё это носит название модели оценки, и у каждого специалиста она своя. Обычно работает целая группа специалистов. Их задачей является учёт всех ценообразующих факторов.

Модель оценки и ценообразующий фактор

Модель оценки представляет собой формулу расчёта или специальное уравнение, которое разрабатывается для выявления прибыльности того или иного участка земли. Данное уравнение включает все необходимые факторы, которые влияют на образование цены. Именно совокупность таких факторов и является прибылью.

Фактором, образующим цену, можно назвать характеристики объекта недвижимости. Данные характеристики могут быть как качественными, так и количественными. К примеру, если объектом представлен многоквартирный дом, то за фактор ценообразования может быть принят размер жилой площади или отдалённость от значимых объектов инфраструктуры и т. д.

Способ сбора данных о тех или иных факторах оценщиком определяется самостоятельно. За достоверность представленных сведений оценщик несёт административную и имущественную ответственность.

Итогом работы оценочной группы должен стать удельный показатель, который представляет собой стоимость единицы площади объекта, чаще всего одного квадратного метра. Данный показатель умножается на общую площадь объекта. Иной порядок определения стоимости объекта недвижимости признаётся недействительным.

На практике могут встречаться объекты недвижимости, определить стоимость которых по общей модели оценки невозможно. В таких случаях по решению оценочной группы или оценщика проводится определение стоимости индивидуально для данного объекта.

По итогам подобной оценки составляется отдельный отчёт. В нём указываются все факторы, которые были учтены при проведении процедуры. Такие документы должны прилагаться к сведениям о стоимости имущества и их можно скачать из онлайн ресурса кадастрового органа.

Поправочный коэффициент также является своего рода индивидуально применяемым инструментом в зависимости от отдельных характеристик объекта недвижимости. Суть его заключается в преуменьшении или, наоборот, в преувеличении той или иной характеристики исходя из ситуации.

Так, к примеру, если жильё является ветхим или срок эксплуатации здания приблизился к концу, то, скорее всего, поправочный коэффициент будет иметь уменьшающее значение. Или если начинается строительство какого-либо значимого объекта (военная часть, горнодобывающий объект и т.д.), то близлежащие земельные участки при переоценке могут подняться в стоимости.

В зависимости от объекта недвижимости для оценки могут понадобиться различные документы.

Так, для оценки земельного надела необходимо собрать следующие документы:

  • заключение кадастрового инженера (кадастровый план);
  • кадастровый паспорт объекта;
  • УПКС (если нет, то начальной стоимости);
  • документы на здания и сооружения.

В особых случаях могут понадобиться справки из государственных органов:

  • план градостроения с обозначением объектов (в том числе и планируемых) инфраструктуры;
  • план зон застройки из архитектурной службы.

Для оценки стоимости сооружений применяются иные модули оценки, так что могут понадобиться следующие документы:

  • проектная документация;
  • строительная смета;
  • план из БТИ;
  • заключение технической инвентаризации (также из БТИ);
  • правоустанавливающий на здание документ (если есть).

Если здание является новостройкой, то достаточно представить документ, определяющий право собственности заявителя на земельный участок, на котором новостройка располагается.

Информация о цене объекта представляет собой ныне сложившийся уровень стоимости схожего по характеристикам недвижимого имущества за определённый период. Как правило, за такой период берутся последние пара лет. Кроме того ценовая информация определяется на объекты, в отношении которых недавно была проведена переоценка, они были выставлены на реализацию или были недавно куплены.

Найти подобные сведения об объектах недвижимости можно на сайте Росреестра. Для этого сначала необходимо найти сам объект. Могут понадобиться данные о самом объекте (кадастровый номер или адрес). В развернутом информативном окне объекта есть блок «Ценообразующие факторы», под которым есть кнопка «посмотреть». Нажав на него можно получить сведения о факторах образования цены, которые были использованы оценочной группой.

Можно узнать при изменении каких рыночных факторов изменится цена на тот или иной объект недвижимости. Обладая такой информацией можно осуществить продажу объекта намного выгоднее или же купить дешевле. На практике подобные сведения имеют не столь большое значение, сколь широкое применение.

Практическое значение удельной стоимости

На практике удельный показатель очень часто меняется. По всем регионам России данный показатель обновляется каждый отчётный квартал. Значение заключается в том, что рынок недвижимости является довольно нестабильным и цены то растут, то падают. Разрыв цен между кварталами может быть весьма существенным, что не может не стать полем для спекуляций.

С этой целью удельная кадастровая стоимость служит отправной точки для обозначения начальной стоимости однотипной группы объектов. Определив удельную начальную цену на отдельные группы объектов недвижимости, государство устанавливает минимальный ценовой уровень, ниже которого как в публичном, так и в частном гражданском обороте стоимость быть не может.

Говоря об установленных законом случаях практического применения удельной стоимости по кадастру, к ним относят следующие:

  • определение размера налога на имущество;
  • оплата стоимости жилья по социальному найму;
  • выкуп земли у государства (платная приватизация).

Законом могут быть установлены и иные случаи, когда учёт удельного показателя кадастровой стоимости будет обязательным.

Что касается налогообложения, то размер его зависит не только от кадастровой стоимости, но и от категории земель. Так, в зависимости от категории налог может розниться от 3 до 10 процентов. Кроме того, согласно политике местной администрации размер налога может быть уменьшен. На сегодняшний день расчёт налога исходя из кадастровой стоимости является обязательным для большинства регионов страны. Однако в определённых регионах расчёт по инвентаризационной стоимости всё еще возможен вплоть до 2020 года.

1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета – форм-е информационной системы на пред-тии.

Гл. задача УУ – подготовка достоверной и полной инф-ции, кот. служит источником для принятия на пред-ях необходимых управленческих решений в процессе управления.

Осн. частью такого учета явл. учет и анализ затрат (с/с произведенной продукции). Эта информация, как правило, используется в процессе принятия управленческих решений при планировании и прогнозировании на предприятии (в целях финансового учета). Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками; (инф-ция группируется по видам затрат, по месту возникновения затрат (раб.места), по носителям затрат, т.е. видам продукции, работ, услуг). Информация подготавливается по мере необходимости, может составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Информация носит характер прогноза, характеризует деятельность организации на перспективу с учетом состояния за прошедшее время.УУ вести не обязательно, только если решит администрация.

2) Финансовый учет предоставляет учетную инф-цию о рез-тах деятельности орг-ции ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. С этих позиций данные ФУ не представляют коммерческой тайны, поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности организации. Для ФУ характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности орг-ции в целом. Информация готовится раз в год (полугодие, квартал). Информация характеризует уже свершившиеся операции и хозяйственные факты , показывает, как это было. Несмотря на различия, управленческий и финансовый учет - взаимно связанные подсистемы бухгалтерского учета организации. Общими для них являются:

Единые объекты учета;

Единый подход к выбору целей и задач учета;

Общепринятые принципы учета;

Однократное ведение первичной информации для составления отчетности;

Информационная база учета используется для принятия управленческих решений;

Использование общих методов (документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность подразделений, внутренняя и внешняя отчетность организации).

Цель финансового анализа.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами , платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

Финансовый анализ – это исследовательский и оценочный процесс, главная цель которого это выработка наиболее достоверных предположений и прогнозов о будущих финансовых условиях функционирования предприятия.

Объектам недвижимости в целях присвоения кадастровых номеров организация кадастрового учета выполняет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые кварталы и кадастровые районы (далее - единицы кадастрового деления).

. Кадастровая стоимость земельного участка выражает его нормативную цену, рассчитанную в зависимости от категории и месторасположения земли. Она необходима для урегулирования земельных отношений, упорядочивания сделок купли-продажи и аренды, а также для расчета величины налога на землю. Государственная кадастровая оценка проводится не реже, чем раз в 5 лет. Полученные по итогам оценки данные вносятся в государственный кадастр недвижимости, который ведется Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестром). Взаимосвязь кадастровой, нормативной и рыночной стоимости

Законодательством РФ, помимо кадастровой стоимости, закреплены также понятия нормативной и рыночной стоимости.

Нормативная стоимость применяется тогда, когда кадастровая стоимость не определена. Ее расчет необходим в ряде случаев, предусмотренных законодательством: при получении кредитов в банке под залог земли, выкупе государственных и муниципальных земель и т.д. Обычно она определяется на основе 200-кратной ставки налога на землю на 1м 2 площади земельного участка, рассчитанного на основе его целевого назначения , с учетом повышающих коэффициентов и без учета налоговых льгот.

Местные органы власти ежегодно устанавливают нормативную цену земли и могут изменять ее в пределах не более 25%. Общая величина нормативной стоимости не должна превышать 75% рыночной цены.

Документ, подтверждающий нормативную цену земли для конкретного участка, можно получить в районном или городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Рыночная стоимость определяется взаимодействием спроса и предложения на рынке земли определенного назначения в конкретном регионе на данный момент времени. Ее величина не должна превышать наиболее вероятную рыночную стоимость покупки аналогичного участка. При изменении конъюнктуры рынка либо целевого назначения участка она может изменяться.

Рыночная стоимость в основном характерна для вторичного рынка, на котором перепродаются участки земли, находящиеся в частной собственности. Для первичного рынка, где происходит выкуп государственных и муниципальных земель в частную собственность, больше применима нормативная стоимость.

Указанные виды стоимости могут существенно различаться. Кадастровая и нормативная стоимость имеют больше сходства с ценой инвентаризации, тогда как рыночная определяется реальными спросом и предложением.

Порядок определения кадастровой стоимости

Определение кадастровой стоимости земель осуществляется в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (от 08.04.2000 г.).

    Территориальный субъект РФ принимает решение о проведении кадастровой оценки участков земли , относящихся к его территории.

    Территориальное управление Росреестра подготавливает список (перечень) земельных участков, которые подлежат обязательной кадастровой оценке. Согласно действующему законодательству все земельные участки, включенные в состав земель населенных пунктов, подразделяются на 17 видов разрешенного использования. В каждом населенном пункте они разделены на административно-территориальные единицы, в составе каждой их которых выделены соответствующие кадастровые кварталы.

    В списке земельных участков отражаются такие характеристики по каждому участку: его площадь, место расположения, наличие, характер и назначение строений, если они есть.

    Росреестр задействует оценочную организацию, которая рассчитывает удельный показатель кадастровой стоимости по каждому кадастровому кварталу и каждому виду разрешенного использования. Этот показатель рассчитывается на основе средней рыночной стоимости либо нормативной стоимости 1 м 2 земельного участка в том или ином квартале для определенного вида разрешенного использования.

    Для утверждения результатов кадастровой оценки составляется соответствующий нормативный акт территориального субъекта РФ.

    После утверждения результатов они заносятся в систему кадастрового учета территориального управления Росреестра.

Расчет кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость конкретного участка земли определяется на основе удельного показателя кадастровой стоимости 1 м 2 (удельной кадастровой стоимости земельного участка). Умножив его на площадь данного участка, получаем его кадастровую стоимость. Размер удельного показателя может различаться для каждого кадастрового квартала и того или иного вида разрешенного использования.

Если для земельного участка установлено несколько видов разрешенного использования, то для расчета выбирается наибольший удельный показатель кадастровой стоимости из всех возможных видов разрешенного использования для данного участка.

В целях упорядочения статистического анализа, а также в качестве ориентира территориальными субъектами РФ устанавливаются средние значения удельных показателей кадастровой стоимости участков земли по каждой категории земель и виду функционального использования по муниципальным районам или округам. Аналогично могут устанавливаться и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости для земель промышленности и иного специального назначения, ниже которых она не может быть установлена. Они определяются на основе методики расчета средневзвешенных показателей по каждому району (округу) и категории земель.

Где и как узнать кадастровую стоимость земельного участка? Получить данную информацию можно в территориальном отделении Росреестра. Запрос обязательно должен содержать кадастровый номер земельного участка . Он формируется из номера кадастрового округа, региона, квартала и конкретного участка.

Узнать номер можно в органах Росреестра, на его сайте либо в документах (договор купли-продажи, свидетельство, подтверждающее право собственности, кадастровый паспорт земельного участка и др.).

На основании запроса специалисты могут предоставить всю имеющуюся информацию о нем, в том числе и расчеты платежей.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровая стоимость может быть изменена в следующих случаях:

    при объективных изменениях основных характеристик участка: изменения площади и границ, изменение разрешенного вида использования участка, переводе участка в другую категорию;

    при обнаружении ошибок в документах, ведущих к завышению кадастровой стоимости.

В первом случае в территориальный орган Росреестра по местонахождению земельного участка подается заявление и пакет необходимых документов (межевой план , копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора, право собственности на участок и др.).

Исправление кадастровой ошибки

Кадастровая ошибка подлежит исправлению: - в порядке, установленном для учета изменений характеристик объектов недвижимости, - в порядке информационного взаимодействия (если документы, содержащие данную ошибку, поступили в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), - на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Кадастровые ошибки могут быть оспорены и исправлены в административном порядке либо в суде.Наиболее часто встречающиеся случаи завышения кадастровой стоимости

1. Завышается удельный показатель кадастровой стоимости для определенного вида разрешенного использования, либо неверно определен вид разрешенного пользования.

Такое может произойти в случае технической или кадастровой ошибки, когда в документах неверно указан удельный показатель кадастровой стоимости, который не соответствует фактическому. Так, например, если вместо удельного показателя для участка земли с видом разрешенного использования, предусмотренного «для размещения производственных и административных зданий» будет установлен показатель «для размещения офисов», то его значение будет завышено почти в 3 раза.

Если участок застроен и на нем расположено здание или иное строение, то его назначение можно определить по записи в техническом паспорте на данный объект недвижимости. Для исправления ошибки нужно подать заявление в территориальный орган кадастрового учета . В случае его отказа в исправлении ошибки можно обратиться в суд.

2. Кадастровая стоимость превышает его рыночную стоимость.

В этом случае следует руководствоваться Постановлением Верховного Арбитражного Суда РФ, в соответствии с которым кадастровую стоимость земельного участка следует признавать равной его рыночной стоимости с того момента, как будет определена его рыночная стоимость. Определить рыночную стоимость участка можно, обратившись к независимому оценщику. На основании его отчета кадастровая стоимость земельного участка в судебном порядке может быть переустановлена в размере его рыночной стоимости.

В случае, когда кадастровая стоимость участка земли определялась после 22.07.2010 г. и оказалась завышена, то ее возможно оспорить и без суда, обратившись в специализированную комиссию в течение полугода с момента внесения в государственный кадастр недвижимости информации о кадастровой стоимости.

Комиссия может пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка в двух случаях:

    когда доказано, что кадастровая оценка проводилась на основании недостоверных сведений;

    при наличии заключения независимого оценщика об определении рыночной стоимости участка земли.

Специализированная комиссия рассматривает заявление на протяжении одного календарного месяца.

Если кадастровая стоимость отсутствуетОднако на практике иногда кадастровая оценка земельного участка отсутствует . Возникает закономерный вопрос: должен ли уплачиваться земельный налог, и если да, то как он будет исчисляться?

Минфин России в Письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 выделил три возможные ситуации:

Результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года;

Результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщиков органами местного самоуправления не определен;

Кадастровая стоимость земельного участка определена, но до сведения организации в установленном порядке не доведена.

Вместе с тем на практике существует и следующая точка зрения: если кадастровая стоимость участка не установлена, для целей налогообложения нужно применять нормативную цену земли (Постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54, от 09.12.2008 N 6113/08 по делу N А76-31125/2006-47-1226/31, ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2008 по делу N А56-18358/2007; Письма Минфина России от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55, от 12.08.2009 N 03-05-05-02/48).

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод: несмотря на неоднозначность толкования земельного законодательства, позиция законодателя и контролирующих органов однозначна: налоговая база по земельному налогу определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, которая зачастую превышает его рыночную стоимость. Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне следующее правило: если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной, для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но пока, к сожалению, таких правил нет, а обжалование кадастровой стоимости земельного участка возможно только в части обжалования нормативного акта, устанавливающего ее, при условии, что органом исполнительной власти субъекта РФ нарушен порядок принятия решения по данному вопросу либо неправильно определен вид земельного участка. При этом довод о значительной разнице между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка судами отклоняется.

В каких случаях можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости?

Основаниями оспаривания результатов определения кадастровой стоимости являются:

1. Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В основном, граждане оспаривают оценку в том случае, если получившаяся кадастровая стоимость кажется им завышенной. Ведь в таком случае и сумма земельного налога становится выше. Однако есть и собственники, которые обращаются за жалобами на то, что их недвижимость, по их мнению, недооценили.

Действительно, возможно обойтись и без суда, обратившись в специальную межведомственную комиссию при Росреестре. Эта рабочая группа на постоянной основе рассматривает заявления об оспаривании результатов оценки кадастровой стоимости. Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрена Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации » (статья 24.19) и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.03.2012 г. № 263.

Но есть нюанс – решить дело без суда, через комиссию можно только в течение полугода с момента внесения значения стоимости в государственный кадастр недвижимости. Потом поможет только суд.

Однако граждане вправе обращаться в суд с исковыми требованиями относительно пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, минуя обращение в комиссию с соответствующими требованиями, так как внесудебный порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой оценки не является обязательным досудебным порядком при процедуре снижения кадастровой стоимости земли. Он урегулирован главой 3.1 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Какие процедуры должны предшествовать обращению в суд?

Для снижения кадастровой стоимости конкретного земельного участка через суд к исковому заявлению прикладывается отчет независимого оценщика о рыночной стоимости конкретного земельного участка.

Законодательством предусмотрено право заявителя самостоятельно заказать проведение индивидуальной оценки объекта недвижимости, и на основании соответствующего отчета об оценке установить кадастровую стоимость в размере, указанном в таком отчете об оценке.

Следовательно, перед этим необходимо провести индивидуальную рыночную оценку объекта недвижимости и составить соответствующий отчет. Этим занимаются только независимые оценщики, состоящие в саморегулируемых организациях оценщиков.

Стоимость, полученная в результате индивидуальной рыночной оценки, может существенно отличаться от оспариваемой кадастровой стоимости.

Необходимо отметить, что при оспаривании по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость фактически не оспаривается, а устанавливается новая – на основании результатов проведения индивидуальной рыночной оценки объекта недвижимости.

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 31] [Статья 389]

1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) утратил силу;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей. Экономические показатели ¾ это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения ¾ измерения и оценки сущности экономического явления. Поэтому аналитик должен всегда помнить о цели и задачах исследования и использовать показатели для описания и оценки конкретных аспектов деятельности организации.

Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей , которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

а) стоимостные и натуральные ¾ в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) количественные и качественные ¾ в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется;

в) объемные и удельные ¾ в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж , издержки обращения, прибыль . Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рационального использованияматериальных и трудовых ресурсов .

В организациях товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой ). В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров .

Под количественными показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин , характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются:

¾ объем реализованной продукции в рублях;

¾ выпуск продукции в килограммах, метрах, литрах;

¾ оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях;

¾ объем розничных продаж в рублях.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Эти показатели используют для оценки выпущенной продукции, ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям , образцам), оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат , а также финансовых вложений.

Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций относятся следующие:

¾ показатели, характеризующие ритмичность продаж;

¾ выполнение плана продаж по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);

¾ полное удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);

¾ изучение спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);

¾ сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);

¾ соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.

Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости отделить и измерить влияние тех или других.

Увеличение объема выпуска товаров может происходить, например, за счет увеличения числа рабочих (количественный показатель) и за счет повышения производительности труда (качественный показатель). Объем товарной продукции может возрасти в результате как увеличения выпуска количества изделий, так и повышения удельного веса в них изделий высшего сорта.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т. д. Величины оптовой и розничной продаж, оборотных средств , издержек обращения, дохода ¾ все это объемные показатели.

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях. Абсолютный показатель характеризует количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени. Относительный показатель получают делением одной величины на другую.

Относительные величины представляют собой частное от деления одного абсолютного числа на другое. Так, если разделить текущее значение показателя на базисное, можно получить простое отношение, называемое частокоэффициентом и показывающее, во сколько раз первое число больше второго. Умножив частное на 100, получим процентное отношение.

Примером относительных величин являются проценты (исчисляются для характеристики выполнения плана, изменения показателя от начала к концу периода), удельные веса (для изучения структуры показателей), коэффициенты (исчисляются для характеристики, например, оборачиваемости оборотных средств и т. д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста продаж, изменения цен , производительности труда и др.).

Удельные показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на один рубль продаж и др. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Показатель структуры (удельный вес) ¾ относительная доля составного элемента в общей сумме (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Пример расчета удельного веса

Абсолютный прирост ¾ это разность между последующим и предыдущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (базисные). Цепной абсолютный прирост характеризует последовательное изменение показателей, а базисный абсолютный прирост ¾ изменение нарастающим итогом. Абсолютный прирост показывает, на сколько абсолютных единиц изменился данный уровень по сравнению:

а) с предыдущим уровнем при цепном способе;

б) с начальным уровнем при базисном способе.

Между цепным и базисным абсолютным приростом существует взаимосвязь ¾ сумма цепных приростов дает соответствующий базисный абсолютный прирост. За весь период, описываемый рядом, абсолютный прирост выразится как разность между последним и первым уровнем ряда. Абсолютный прирост может быть как положительным, так и отрицательным и обязательно имеет единицы измерения и размерность.

Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя.

Темп роста ¾ это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста).

Цепной способ характеризует последовательное изменение, а базисный способ ¾ изменение нарастающим итогом. Между цепными и базисными темпами роста существует взаимосвязь ¾ произведение цепных темпов роста дает соответствующий базисный темп роста. Темп роста может выражаться в коэффициентах или в процентах.

Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется данный уровень по сравнению:

а) с предыдущим уровнем ряда при цепном способе;

б) с базисным, начальным уровнем ряда при базисном способе.

Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился (+ ) или уменьшился (- ) текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным).

Пример расчета роста, темпа роста и темпа прироста приведен в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Пример расчета роста и прироста

Важным относительным показателем также является относительная величина координации ¾ соотношение частей целого между собой. Примером может служить соотношение в пассиве баланса организации собственного изаемного капитала .

Нужно заметить, что помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины . Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, т. е. одним числом характеризуют всю группу объектов.

Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование таких показателей, как , средний запас товаров и т. п. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности средними величинами оперировать нельзя, так как за ними могут скрываться существенные недостатки в работе организации . Поэтому наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.

Каждый из рассмотренных выше показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Так, если эти показатели рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность организации в целом в той или иной области.

Просмотров