Формы общественного сознания. Экономическая форма общественного познания. Сущность общественного сознания

Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и рассматривается как самостоятельная система.

Общественное сознание и его значение в развитии нации

Какой бы сильной или интегрированной ни была нация (или часть населения) для нее в той или иной мере характерно общественное сознание. Субъектом здесь является не отдельный человек, а социум. Общественное сознание формируется в течение веков и в некой мере зависит от исторического развития событий. Ментальность народа можно назвать демонстрацией такого

Безусловно, такая форма сознания имеет огромное влияние на Структура общественного сознания выглядит следующим образом:

  • Общественная психология выражает побуждения, настроение и чувства социума и во многом зависит от каких-то характерных обычаев и традиций. Эта часть сознания является чувственным и эмоциональным способом познавать и реагировать на жизнь.
  • Идеология — это теоретического отражение мира, которое демонстрирует степень познания и понимания мира обществом или какой-либо его частью.

Безусловно, общественное сознание возможно только при взаимодействии идеологии и общественной психологии.

Общественное сознание и его формы

По мере роста и развития человечества люди все больше совершенствовали свои расширяли понимание и восприятие мира. Именно таким образом и возникли следующие :

  • Мораль — одна из важнейших характеристик коллективного сознания. Ведь именно она демонстрирует взгляды и представления общества, их систему норм и оценивания действий как отдельной личности, так и группы людей или социума.
  • Политическое сознание — демонстрирует совокупность настроений, идей, традиций и взглядов разных групп населения. При этом политическое сознание полностью отражает требования и интересы разных социальных слоев, а также их отношения друг с другом.
  • Право — еще одна форма сознания, которая характеризируется наличием системы норм социума. Именно таким образом общество оценивает права, создает правовую идеологию, которая затем и охраняется государством. Стоит понимать, что создать какую-то идею может один человек, но частью общественного сознания она становится только после того, как общество ею прониклось.
  • Религия — одна из самых старых форм общественного сознания, которая возникла за много веков до нашей эры. Она включает в себя веру, представления о божественном и сверхъестественном, а также религиозные чувства и действия социума.
  • Эстетическое сознание — характеризирует восприятие обществом чувственных, художественных образов.
  • Научное сознание — еще одна часть жизни и восприятия социума, которая стремится систематизировать мир на категории. Здесь во внимание берутся лишь те факты, которые нашли фактические, материальные подтверждения. Эта часть сознания отражает только рациональные факты.
  • Философское сознание — это теоретическое восприятие мира, которое изучает какие-то общие законы и характеристики как отдельного социума, так и всего Эта часть позволяет создавать новые методы познания мира. Кстати, для каждой исторической эпохи характерна какая-то собственная, уникальная система философского сознания.

Общественное сознание имеет огромное значение для развития нации и ее культуры. Ведь именно культура считается самым ярким отражателем коллективного сознания, которая демонстрирует некие традиции, идеалы, моральные ценности, образ жизни и мышления не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.

Сознание - функция мозга. Оно представляет высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувственных образов, предстающих перед субъектом (актуальных и потенциальных), представляющих и предвосхищающих его деятельность. Сознание и психика человека неразрывны.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

– ощущения;

– восприятия;

– представления;

– понятия;

– мышление.

Компоненты структуры сознания – чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

– через созданную им материальную и духовную культуру;

– ощущения своего собственного тела, движений, действий;

– общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

– в непосредственном общении людей друг с другом;

– в их оценочных отношениях;

– в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

– в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.

Рефлексия – размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

– что происходит в его душе;

– что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Сознание и его генезис.

Сознание - не особая, отдельно от материи представляемая сущность, а идеально связанная с ней. Сознание это свойство человеческого мозга - то есть материального вещества, обладающего специфическими свойствами.

Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.

Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге – нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция сознания должна отражать все его философские аспекты.

- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;

- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;

- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;

- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание – продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.

Сознание - функция только человеческого мозга . Животные, даже самые развитые из них - слон, дельфин, обезьяна, собака и т.п., действуют инстинктивно, хотя может показаться, что осознанно. Однако нет, их действия обусловлены многовековой природой поведения, безусловными (естественными) рефлексами (лат.). Человек же рефлексивно (лат. reflexio) отражая в своём сознании окружающую действительность, одновременно даёт ей актуальную и потенциальную оценку и осуществляет на основе этого деятельность.

Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.

Природное основание сознания – свойство отражения , в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).

Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.

Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.

Онтогенез (личное развитие) сознания – повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация - реальное комбинирование элементов сознания и языка

Существенная роль в происхождении человеческого сознания отводится труду. Около 7 млн лет назад человекоподобные существа спустились с деревьев, где они в основном обитали, на землю, и попытались встать на задние конечности. Попытка удалась, и это было великое событие в эволюции человечества, так как будущий homo sapiens освободил передние конечности животного для осуществления разнообразных целевых действий, а не только перемещения в пространстве, поиска пищи или защитных реакций. Он постепенно приступал к труду. Расширялось предметное использование передних конечностей - рук, которые представляли у примата единое целое с формирующимся сознанием.

Мозг, как орган сознания, развивался одновременно с развитием рук, как органа, осуществляющего разнообразные функции. Именно руки примата, непосредственно соприкасающиеся с разнообразными предметами, давали импульсы другим органам чувств: развивался глазомер, обогащались ощущения.

Активно действующие руки как бы "учили" голову думать, прежде чем они сами стали орудиями выполнения воли головы, то есть сознания. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Прежде чем приступить к делу, он мысленно мог представить себе результат. Хорошо это подметил Маркс в "Капитале": "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека".

Становлению человека и его сознанию способствовали бытовые и хозяйственные потребности, в частности, охота, как развивающая деятельность, выполнение разнообразных операций, начиная с простейших и до ремесленных.

Сознание - продукт мозга человека разумного. Оно незамкнуто в самом себе, оно развивается, изменяется в процессе общественного развития. Не в мозге как материальном субстрате интеллекта заключены причины того, какие ощущения, мысли и чувства возникают у человека. Человеческий мозг становится органом сознания только тогда, когда его субъект действует в определённых условиях, которые наполняют мозг знаниями и опытом общественно-исторической практики и заставляют функционировать в определённом, социально значимом, направлении.

Постепенно мы начинаем понимать, что события происходят с нами для того, чтобы мы учились. Мы наконец осознаем, что то, как обращаются с нами, напрямую зависит от того, как мы обращаемся с собой. Жизнь помогает нам стать чище.

Иногда, человеку сильно отождествляющему себя с какой – либо определенной точкой зрения, потребен, очень потребен, серьезный жизненный кризис, дабы он осознал, что есть другой взгляд на мир, менее энергозатратный и более продуктивный.

При столкновении со своей уязвимостью, мы отказываемся от нее и пересматриваем свои воззрения, подсознательные страхи, кои успели заложить в себя ранее. Каждый из нас придерживается собственного взгляда на мир. На наше видение влияют страхи и ожидания, верования и убеждения, идеалы и отвратительности.

Это не то с чем следует жить, лучше всего выбирать положительный взгляд на мир, который позволяет нам доверять, любить и ощущать связь со всем сущим. Мы имеем власть над своим восприятием. Дар Божий научиться ловить себя на порождении негатива, и направить мысли или ситуацию в позитивную сторону, пока это состояние не создало проблем.

Нами оперируют три формы разума:

На уровне сверхсознание На уровне подсознание На уровне сознание
1.Любовь Страх Точка выбора воли
2.Единство, благодать Разделение, защита \атака\ Точка зрения\фокусировка
3.Мудрость, истина Невежество Точка отождествления
4.Полнота, полное восприятие Частичное восприятие Кто я? я- вот это \ярлыки\
5.Коллективное сознание Изолированное сознание Допущение существования личности
6.Доверие поддержка Сомнения, привязанность Окно в мир
7.Творчество Выживание, твердые убеждения Источник двойственности
8.Свобода Полярность, конфликт Архитектор земного существования
9.Память о любви Память о страхе Нет памяти
10.Божественное Материальное Личностное

Сверхсознание и подсознание - это тот опыт, с помощью которого мы смотрим на мир. Они, выполняют роль хранилищ, разных видов памяти.

Сознание - это то место, где происходит осознанный выбор, который и творит нашу реальность.

Наше общее сознание, является орудием свободной воли и точкой, в которой происходит выбор и управляет нашей повседневной действительностью. Отношения и идеи, которые мы воспринимаем, определяют, как люди и ситуации будут проявлены для нас.

Сверхсознание - есть любовь, божественность жизни.

Подсознательные же блоки в виде негативных информаций и есть наши учителя, судьба, карма, источник страданий, наши страхи и разделения.

Сознание – есть отображение происходящего и выбор. Даже если ничего нет, все равно присутствует выбор и он свят.

Во время оперирования сверхсознания мы чувствуем удовольствие. В период активности подсознания мы начинаем дергаться, беспокоиться, раздражаться.

Ощущения, которые определяются сознанием

ПОДСОЗНАНИЕ=СТРАХ

СВЕРХСОЗНАНИЕ=ЛЮБОВЬ

РЕАКЦИЯ

ОТКЛИК

ЗАЩИТА

ИСЛЕДОВАНИЕ

АГРЕССИЯ,ИЗБЕЖАНИЕ

ОБЩЕНИЕ

УПРЯМСТВО

ОТКРЫТОСТЬ

ОТРИЦАНИЕ

ПРИНЯТИЕ

БЕСПОКОЙСТВО,

СОМНЕНИЯ

УДАЧА,

ОПТИМИЗМ

СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ

ВОСТОРГ, СПОКОЙСТВИЕ

БЕСПОКОЙНЫЙ,

СКУЧАЮЩИЙ

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ,

ВДОХНОВЛЕН

ОГРАНИЧЕННЫЙ,

СКАПЛИВАЮЩИЙ

ШИРОКИЙ,

ЩЕДРЫЙ

ОТДЕЛЬНЫЙ

СВЯЗАННЫЙ

ЧАСТИЧНЫЙ,

НЕПОЛНЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ,

ПОЛНЫЙ

НЕОСОЗНАННЫЙ,

БЛУЖДАЮЩИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ,

БОДРЫЙ

ПРИВЯЗАННОСТИ

СВОБОДА

НЕ МОЖЕТ НАЧАТЬ,

ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ

ГИБКИЙ,

ТЕКУЧИЙ

ОБВИНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

ПОНИМАЕТ,

ПРОЩАЕТ

МУЧЕННИК,

ТИРАН

УМЕЕТ СЛУЖИТЬ,

ПРИНИМАЕТ УСЛУГИ

В ПРОШЛОМ ИЛИ

В БУДУЩЕМ

НАСТОЯЩЕМ

ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ,

ТАКАЯ СУДЬБА

ТАК ПОТРЕБНО МНЕ,

ЕСЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ,

БУДЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ

У МЕНЯ НЕТ________

Я НЕ МОГУ__________

У МЕНЯ ЕСТЬ

ВОЗМОЖНОСТИ

НЕТ ВРЕМЕНИ, СИЛ,

МЕСТА

ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ

МЕСТО СИЛЫ И ВРЕМЯ

СВЕРХСОЗНАНИЕ – это ясное, коллективное сознание всех живущих разумных существ. Совершенная синхронность, уместность, своевременность и достаточноть, скоординированность. Ему не знакомы препятствия, блоки, невежество, страхи.

Эта часть нас знает больше нашей личности дипломированной, видет всю картину происходящего в целом, верит, доверяет, любит. В сверхсознании содержиться информация о наших действиях во все времена, о всех наших способностях, талантах и направленности.

ПОДСОЗНАНИЕ – примитивно – тварное, в нем информация относящаяся к выживанию, мифотворчеству и архетипам. В нем заложена информация о тех моментах, когда мы реагировали, подчиняясь инстинкту выживания и принимая решения частично осознавая свое величие, не понимая ситуацию целиком, не обладая возможностью взглянуть с точки зрения высшего существа.

Страх, паника, самозащита, сомнения и недоверие – это характеристики подобных воспоминаний, из-за чего они становятся взрывоопасными и мы не хотим их касаться. Каждое подсознательное воспоминание – это не полное ощущение, которое наша душа не смогла целиком прочувствовать, испытать и извлечь урок.

Это черные пятнышки на энергетическом поле человека. Такие воспоминания на западе называют подсознательными блоками, на востоке их именуют кармой, у славянских народов их обзывают судьбой. Подсознание, есть сосредоточение нашей темной стороны и именно оттуда исходят негативные эмоции.

СОЗНАНИЕ – не обладает памятью и ничего не знает. Оно точка обзора, око души и ее органов чувств. Сознание проводник воли, точка выбора и определение личности, дает ощущение бытия и определяет их, отображает в памяти подсознания или сверхсознания. Оно архитектор нашего существования и стяжатель опыта. Сознание рационально, отделяет и разделяет, создает связку, ассоциацию, убеждение, дает ощущения личностного, навешивает логические ярлыки.

Все виды сознания важны для нашей эволюции и очень ценны и приятны, если они осознано управляются Духоконтролем человека. Любая избыточность приведет к дисквалификации энергетичности и разрушению обьекта, породившего разбалансировку.

Я ЕСМЬ Победа, пришедший к вам этим днем!
Я ЕСМЬ Космическое существо Могущественный Победа!
И поскольку Я ЕСМЬ Победа, Я победоносен!

Вся эволюция вселенной обречена на Победу. И качество победоносности или победы вам требуется развить в себе. Это качество вам просто необходимо. Потому что за весь период затхлой истории человечества именно качества победы, победоносности вам всегда не хватало.

Возможно, вы подразумеваете под Победой совсем не то качество, которое подразумеваю я. Поскольку в вашем дуальном мире каждому Божественному качеству соответствует свой антипод. И качеству Божественной победы соответствует небожественное качество победы над кем-то. Но я пришел научить вас утверждению победы.

Именно тогда, когда вы отказываетесь от любых человеческих недостатков и некачественных состояний, именно тогда вы одерживаете вашу победу над нереальным проявлением и утверждаете в себе Божественность.

И я пришел напомнить вам о вашем Божественном происхождении и необходимости одержать победу над вашей нереальной частью. Вы слишком свыклись за миллионы лет странствования по вашему миру с нереальной частью вас самих. Однако никто не может вас заставить отказаться от вашей нереальной части. Это решение вы должны принять сами в своем сердце.

Вы должны устремиться к Божественности, и вы должны расстаться с нереальностью. Потому что без этого невозможно ваше дальнейшее эволюционное развитие в этой вселенной. И если раньше мы приходили и просто рассказывали вам о ветхом человеке и другом, истинном человеке, сокрытом в вас, то сейчас время разговоров закончилось , и вы обязаны начать предпринимать конкретные действия , освобождающие вас от двойственности иллюзии и устремляющие вас к единству Божественного мира.

Поверьте мне, все иллюзорное проявление сосредоточено только в вашем сознании, и преодолеть это ваше иллюзорное сознание вы обязаны. Нет другого пути. И то, как это возможно сделать, путь преодоления вашего иллюзорного проявления составляет большую часть того Учения, которое дается вам через нашего посланника.

Вам необходимо взять за правило и начать каждый день анализировать те проявления нереальности внутри вас, которые мешают, препятствуют вашей победе. Постарайтесь абстрагироваться от того мира, который окружает вас, и представьте себе, что вы вдруг оказались в другом мире, Божественном.

В этом мире нет привычных вам форм, в этом мире нет ничего, что нужно делать руками. В этом мире не нужно заботиться о теле. Это Огненный Мир. Мир, где господствуют огненные мысли, мир, сотворенный силой мысли и существующий благодаря Божественной Любви, которая одна заполняет собой все свободное пространство Огненного Мира. Благодаря этой Любви и существует этот мир.

Теперь представьте себе, что из того, что вас окружает в вашем мире, может понадобиться вам в нашем Божественном мире?

Понадобятся ли вам окружающие вас вещи, деньги, предметы роскоши, еда, одежда?
Нет, ничто из перечисленных мной вещей не понадобится вам в нашем мире. Тогда что же остается?

Что может продолжать оставаться с вами в нашем мире?

Я вам скажу. В нашем мире с вами могут продолжить оставаться только ваши Божественные качества.Бескорыстие, преданность, любовь, сострадание, божественное милосердие, чистота… Так много качеств в Божественном мире, которые вы можете оставить при себе, но для того, чтобы вам обладать этими качествами, вам следует наработать их в вашем физическом, проявленном мире.

Иначе тогда, когда наступит время возвращения в Отчий Дом, вы окажетесь в нем без ваших блистающих одежд в виде ваших добродетелей. Негоже ходить голым по Божественному миру. Вы будете постоянно испытывать на себе сочувствующие взгляды обитателей Божественного мира.

И вам станет неудобно за бесцельное проведение времени во время ваших земных воплощений. Поэтому, основываясь на том описании Божественного мира, которое вы получаете в наших посланиях, найдите в себе силы и мужество, и расстаньтесь с вашими чисто человеческими качествами, и постарайтесь приобрести Божественные качества и совершенства.

Все, что хорошо в вашем мире, не является таковым в мире Божественном. Но есть в вашем мире место для проявления Божественных качеств. И это те состояния, которые вы иногда испытываете в виде чувства самопожертвования, божественного сострадания, безусловной любви.

Каждый из вас хотя бы раз в жизни был способен на переживание подобных состояний сознания. Вам остается только вспомнить эти мгновения и постараться распространить их в вашей жизни на как можно большее время. Таким образом, чтобы вся ваша жизнь стала состоящей из высоких, возвышенных, Божественных состояний сознания.

Я прихожу, чтобы напомнить вам еще раз о вашей Божественности. Потому что в вашей суете и суматохе дня вы слишком оторвались от реальности. Пора вспомнить о вашем истинном Доме и о вашем Божественном предназначении. Не бойтесь выглядеть смешными в глазах окружающих вас людей.

Посмотрим, кто будет смеяться тогда, когда вы попадете в Божественную реальность. И если я вам говорю, что циклы сокращаются и время ускорилось, то это означает, что у вас осталось не так много времени для вашего экспериментирования в физическом мире. Торопитесь. Потому, что то что может быть легко вами достигнуто тогда, когда вы находитесь в воплощении в физическом мире, невозможно достигнуть во время вашего пребывания в Божественном мире.

В виду плотности проявленного мира любое действие в этом мире дает практически молниеносный результат. И для того, чтобы достичь того же самого эффекта тогда, когда вы находитесь в Огненном Мире, вам потребуются миллионы лет.

Наши миры взаимодополняют друг друга и то, что возможно в вашем мире, невозможно у нас. К сожалению, вам придется поверить мне на слово. Потому что для того, чтобы достичь того мира, в котором пребываю я, вам понадобятся миллионы миллионов земных лет.

Однако я не теряю надежды на то, что найдутся те человеческие индивидуумы, для которых каждое мое слово сегодняшнего послания будет нести столь важную энергетическую и информационную составляющую, что ваша жизнь изменится так быстро, как вы даже не могли предполагать в ваших самых смелых мечтаниях.

Я желаю вам выработать качество Победы и устремиться к вашей Божественной победе всем вашим существом!

План реферата. I. Введение. II. Основная часть. 3. Отражение как всеобщее свойство материи. 4. Отражение и информация. 5. Формы отражения. Определение сознания. 3. Происхождение сознания. 1. Роль труда в формировании сознания. 2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 3. Структура сознания. 4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 5. Сознание и мозг. 6. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 7. Активность сознания. 8. Общественное сознание и его преобразовательная сила. III. Заключение. 1. Введение. Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. 2.Отражение как всеобщее свойство материи. 2.1. Отражение и информация. Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах. Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи. 2.2. Формы отражения. Определение сознания. Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений. По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой. Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания. Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи. 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как- то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов. 3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность. Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования. 4. Структура сознания. Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое. 5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 6. Сознание и мозг. Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга? Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками. Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания. 5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического. Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней. Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу. Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо- физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную. Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни. 5.3. Активность сознания. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”. 6. Общественное сознание и его преобразовательная сила. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно- творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно- творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по- разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”. Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности. 7. Заключение. В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак: 1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. 2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание. 3) Формирование сознания связано с возникновением труда. 4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. 5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. 6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое. 7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно. Список литературы. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с. 2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с. 3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

Как совокупного духовного продукта важно уяснить, в чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.

Формы общественного сознания

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

И здесь без знания , идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное — применение, будут той методологической основой, которую используют другие общественные науки, в том числе идеология и политика. Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин.

Идеология

А теперь посмотрим, что такое идеология , когда и почему она возникла и какую функцию выполняет в жизни общества. Впервые термин "идеология" ввел в обиход французский философ и экономист А. де Траси в 1801 г. в своем произведении "Элементы идеологии" для "анализа ощущений и идей". В этот период идеология выступает своеобразным философским течением, означавшим переход от просветительского эмпиризма к традиционному спиритуализму, получившему значительное распространение в европейской философии в первой половине XIX в. Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли по отношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и его приближенные стали называть "идеологами" или "доктринерами" лиц, чьи взгляды были оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики. Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины в ее нынешнее состояние, т.е. в доктрину, более или менее лишенную объективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальных сил. В середине XIX в. новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основополагающим в понимании сущности идеологии является ее понимание как определенной формы общественного сознания. Хотя идеология обладает относительной самостоятельностью по отношению к происходящим в обществе процессам, но в целом ее сущность и социальная направленность определяются общественным бытием.

Еще одну точку зрения на идеологию высказал В. Парето (1848-1923), итальянский социолог и политэконом. В его интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если последняя опирается на наблюдения и логическое осмысление, то первая на чувства и веру. Согласно Парето, — это социально-экономическая система, обладающая равновесием в силу того, что антагонистические интересы социальных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Несмотря на постоянный антагонизм, вызванный неравенством между людьми, человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому, что им управляют с помощью идеологии, системы убеждений избранные люди, человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степени зависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознания людей. Идеология может доводиться до сознания людей через разъяснение, убеждение, а также с помощью насильственных действий. В начале XX в. свое понимание идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893-1947). Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной или частной идеологией подразумевается "совокупность представлений более или менее осмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает в противоречие с интересами того, кто предлагает саму идеологию". В более общем плане идеологией считается универсальное "видение мира" социальной группой или классом. В первом, т.е. в индивидуальном плане анализ идеологии должен осуществляться в психологическом ракурсе, а во втором — с социологических позиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкого мыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и адаптировать ее себе.

"Идеология, — утверждает Манхейм, — это идеи, имеющие влияние на ситуацию и которые в действительности не могли реализовать свое потенциальное содержание. Нередко идеи выступают как благонамеренные цели индивидуального поведения. Когда же их стараются реализовать в практической жизни, имеет место деформация их содержания. Отрицая классовое сознание и соответственно классовую идеологию, Манхейм признает, по существу, только социальные, партикулярные интересы профессиональных групп и лиц разных поколений. Среди них особая роль отводится творческой интеллигенции, стоящей, якобы, вне классов и способной к беспристрастному познанию общества, хотя только на уровне возможности. Общим для Парето и Манхейма будет противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето — это противопоставление идеологии науке, а у Манхейма — идеологии утопиям. С учетом того, как Парето и Манхейм характеризуют идеологию, ее сущность можно охарактеризовать так: идеологией считается любая вера, с помощью которой контролируются коллективные действия. Термин вера следует понимать в самом широком значении и, в частности, как понятие, которое регулирует поведение и которое может иметь или нет объективное значение. Самое обстоятельное и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений.

В классовом обществе идеология носит классовый характер и отражает интересы социальных групп и классов. Прежде всего идеология — это часть общественного сознания и относится к ее высшему уровню, поскольку в систематизированной форме, облеченной в концепции и теории, выражает основные интересы классов и социальных групп. Структурно она включает в себя как теоретические установки, так и практические действия. Говоря о формировании идеологии, следует иметь в виду, что она не возникает сама по себе из повседневной жизни людей, а создается обществоведами, политическими и государственными деятелями. При этом очень важно знать, что идеологические концепции не обязательно создаются представителями того класса или социальной группы, чьи интересы они выражают. Мировая история свидетельствует, что среди представителей господствующих классов было немало идеологов, которые, порой неосознанно, выражали интересы других социальных слоев. Теоретически идеологи становятся таковыми в силу того, что они в систематизированной или достаточно явной форме выражают цели и необходимость политических и социально-экономических преобразований, к которым эмпирическим путем, т.е. в процессе своей практической деятельности, приходит тот или другой класс или группа людей. Характер идеологии, ее направленность и качественная оценка зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология, хотя и является порождением общественного бытия, но, обладая относительной самостоятельностью, оказывает огромное обратное воздействие на общественную жизнь и социальные преобразования. В переломные исторические периоды в жизни общества это влияние в короткие в историческом плане промежутки времени может быть решающим.

Политика — явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась многовековыми привычками и традициями. Политика как теория и руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм разделения общественного труда и частной собственности на орудия труда, т.к. родоплеменные отношения оказались не в состоянии старыми народными способами регулировать новые отношения между людьми. Собственно, начиная с этого этапа развития человечества, т.е. с возникновения рабовладельческого общества, появляются первые светские представления и идеи о происхождении и сущности власти, государства и политики. Естественно, что представление о предмете и сути политики изменилось, и мы остановимся на том толковании политики, которое в настоящее время является более или менее общепринятым, т.е. о политике как теории государства, политике как науке и искусстве управления. Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который сделал это в трактате "Политика". Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя о государстве лежит его убеждение в том, что человек — это "политическое животное", а его жизнь в государстве — естественная сущность человека. Государство представляется как развитое сообщество общин, а община — как развитая семья. Семья у него — прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное устройство. Учение Аристотеля о государстве носит четко выраженный классовый характер.

Рабовладельческое государство — это естественное состояние организации общества, а посему существование рабовладельцев и рабов, господ и подчиненных вполне оправдано. Основными задачами государства, т.е. , должно быть предотвращение чрезмерного накопления богатства у граждан, поскольку это чревато социальной нестабильностью; безмерного роста политической власти в руках одной личности и удержание рабов в повиновении. Значительный вклад в учение о государстве и политике сделал Н. Макиавелли (1469 — 1527 гг.), итальянский политический мыслитель и общественный деятель. Государство и политика, по Макиавелли, имеют не религиозное происхождение, а представляют собой независимую сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости, или фортуны (судьбы, счастья). Политика определяется не богом или моралью, а является результатом практической деятельности человека, естественных законов жизни и человеческой психологии. Главные мотивы, обуславливающие политическую деятельность, по Макиавелли, — реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Государь, правитель должен быть абсолютным властелином и даже деспотом. Он не должен быть ограничен ни моральными, ни религиозными предписаниями в достижении поставленных целей. Такая жесткость не прихоть, она диктуется самими обстоятельствами. Только сильный и жесткий государь может обеспечить нормальное существование и функционирование государства и удержать в сфере своего влияния жестокий мир людей, стремящихся к богатству, благосостоянию и руководствующихся только эгоистическими принципами.

В соответствии с марксизмом, политика — это область человеческой деятельности, детерминированная отношениями между классами, социальными слоями, этническими группами. Ее основная цель — проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самым существенным в политике считается устройство государственной власти. Государство выступает в качестве политической надстройки над экономическим базисом. Через нее экономически господствующий класс обеспечивает свое политическое господство. По существу главной функцией государства в классовом обществе становится защита коренных интересов господствующего класса. Три фактора обеспечивают могущество и силу государства. Во-первых, это публичная власть, включающая в себя постоянный административно-чиновничий аппарат, армию, полицию, суд, дома заключения. Это самые мощные и действенные органы государственной власти. Во-вторых, право на сбор налогов с населения и учреждений, которые необходимы главным образом для содержания государственного аппарата, власти и многочисленных органов управления. В-третьих, это административно-территориальное деление, которое способствует развитию экономических связей и созданию административных и политических условий для их регулирования. Наряду с классовыми интересами государство в определенной мере выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует в основном с помощью системы правовых норм всю совокупность экономических, социально-политических, национальных и семейных отношений, тем самым способствуя укреплению существующего социально-экономического порядка. Один из важнейших рычагов, с помощью которых государство осуществляет свою деятельность, — право. Право — это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, т.е. взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств. После образования государства и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Выразителями политических отношений выступают политические партии, выражающие интересы различных классов и социальных групп.

Политические отношения , борьба между партиями за власть есть не что иное, как борьба экономических интересов. Каждый класс и социальная группа заинтересованы в том, чтобы утвердить в обществе с помощью конституционных законов приоритет своих интересов. Например, рабочие заинтересованы в объективном вознаграждении за свой труд, студенты — в стипендии, которая обеспечивала бы им хотя бы пропитание, владельцы банков, заводов и другого имущества — в сохранении частной собственности. Можно сказать, что экономика на определенном этапе потому порождает политику и политические партии, что они нужны для нормального существования и развития. Хотя политика является порождением экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а в переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Влияние политики на экономику осуществляется различными способами: непосредственное, через экономическую политику, проводимую государственными органами (финансирование различных проектов, инвестиции, цены на товары); установление таможенных пошлин на индустриальную продукцию с целью защиты отечественных производителей; проведение такой внешней политики, которая благоприятствовала бы деятельности отечественных производителей в других странах. Активная роль политики в стимулировании экономического развития может осуществляться по трем направлениям: 1) когда политические факторы действуют в том же направлении, что и объективный ход экономического развития, то они его ускоряют; 2) когда действуют наперекор экономическому развитию, тогда они его сдерживают; 3) они могут тормозить развитие в одних направлениях и ускорять его в других.

Проведение правильной политики напрямую зависит от того, в какой степени политические силы, находящиеся у власти, руководствуются законами общественного развития и учитывают в своей деятельности интересы классов и социальных групп. Итак, можно сказать, что для понимания общественно-политических процессов, происходящих в обществе, важно знать не только роль социальной философии, идеологии, политики в отдельности, но и их взаимодействие и взаимовлияние.

Просмотров