Общественное развитие обществознание. Развитие общества. Характеристика основных типов цивилизаций

13.1. Возможные пути развития общества

Не надо быть особенно проницательным, чтобы заметить: человеческое общество - подвижная динамическая система, оно движется, развивается. В каком направлении развивается общество? Каковы движущие силы этого развития? На эти вопросы социологи отвечают по-разному.

Эти же вопросы, очевидно, волновали людей с тех пор, как они осознали, что живут в обществе. Вначале эти вопросы решались на теологическом уровне знания: в мифах, легендах, преданиях. Движущими силами считались воля богов и явления природы.

Судя по историческим источникам, первыми возникли представления о регрессе человечества.

Так, Гесиод, древнегреческий поэт и философ (VIII–VII вв. до н. э.), в поэме «Теогония» утверждал, что в истории общества было пять веков, пять поколений людей, причем каждое последующее поколение по своим моральным качествам было хуже предыдущего. Золотое поколение жило, как боги, со спокойной и ясной душой. Серебряное поколение «уже похуже сотворили боги»; оно было уничтожено за неуважение к богам. Медное поколение людей было «могуче и страшно», любило войну, насилие; оно «все попало в царство Аида». Поколение героев также погубили войны. Пятое, железное поколение, – худшее из всех. Люди все более погрязают в пороках, не уважают закон, родителей, родных, теряют совесть и стыд. Это поколение также будет уничтожено богами.

Таким образом, критерием развития общества у Гесиода выступают нравственные качества людей. Так как нравственность все ухудшается, то общество от поколения к поколению регрессирует.

Аналогичных взглядов придерживался Платон (427–347 гг. до н. э.). Но он считал, что сдержать падение нравов, деградацию общества сможет так называемое идеальное государство, которое не только будет способствовать нравственному воспитанию граждан, но вообще остановит какие-либо социально-политические и экономические изменения в обществе.

В древнегреческой философии зародилась и идея цикличности (круговорота) в движении общества. Впервые эта идея встречается у Гераклита (544–483 гг. до н. э.). В своем сочинении «О природе» он утверждает, что «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающийся и мерами поту-хающий».

Взгляды Гераклита на мир стоики (IV–III вв. до н. э.) перенесли на человеческое общество. Таких же взглядов в XVIII в. придерживался итальянский философ Джамбаттиста Вико, который утверждал, что все общества возникают, движутся вперед, приходят в упадок и, наконец, погибают. Немецкий философ и историк Иоганн Гердер (1744–1803) прямо сравнивал историю народа с жизнью человека. Он считал, что любое общество проходит периоды зарождения, возвышения, роста и расцвета. Затем приходит смерть XIХ и ХХ вв. идею цикличности развития цивилизаций развивали Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон и др.

Только в XVIII в. французскими просветителями Жаном Кон-дорсе («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794) и Анном Тюрго (1727–1781) была обоснована концепция прогресса, т. е. постоянного, неуклонного развития человеческого общества по восходящей линии. К. Маркс (1818–1883) считал, что прогресс общества осуществляется по спирали, т. е. на каждом новом витке человечество в чем-то повторяет свои достижения, но уже на новом, более высоком уровне развития производительных сил. Маркс остроумно заметил: «Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса».

В XIX в. развитие общества настолько ускорилось, что теории прогресса стало трудно что-либо противопоставить. Споры переходят в иную плоскость: что является критерием прогресса? Существуют три основные точки зрения на этот вопрос:

Критерием развития общества является рост нравственности человека, общественной морали, духовности общества. Этой точки зрения, как мы помним, придерживались Гесиод, Сократ, Платон, а также средневековые теософы и современные христианские и другие религиозные философы.

Критерий прогресса общества - развитие знания, науки, образования, воспитания. Французские просветители Кондорсе, Тюрго, Вольтер, Руссо, Дидро считали, что причина всех бед человечества в невежестве. О. Конт отождествлял накопление знания, развитие представлений людей о мире и прогресс общества.

Критерий прогресса - развитие наук, техники и технологий. Такая точка зрения характерна для сторонников технократического подхода (технического детерминизма).

Технократы, в свою очередь, разделяются на два лагеря - идеалисты и материалисты. Технократами-идеалистами являются большинство современных социологов. Они полагают, что сначала идеи, научные открытия, технические усовершенствования, новые технологии возникают в головах людей, а потом они осуществляются в производственных структурах.

Технократы-материалисты, наоборот, полагают, что потребности общественного производства двигают вперед науку и изобретательство.

Уже в XX в. человеческая цивилизация развивалась очень неравномерно. Периоды бурного роста перемежались периодами застоя (Великая депрессия 1929–1931 гг.), социального регресса (революции, Первая и Вторая мировые войны). В этих условиях опять становятся популярными циклические теории и появляются так называемые волновые теории общественного развития. Последние хорошо отражают неравномерность развития как отдельных обществ, так и человеческой цивилизации в целом. Волна - это обязательно подъем и спад. Волна может быть разной: то плавная, как синусоида, то ломаная, как зубья пилы, а то и очень сложной и неправильной формы. Но какой бы ни была волна, она отражает реальный процесс. Этот образ позволяет адекватно описать сложные закономерности движения общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Культура как детерминант развития общества «Культура, - писал Ж.-П. Сартр, - никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека - в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо.» Что

Глава II ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Очевидным является факт, что общество изменяется. Достаточно вспомнить, какие события происходили в XX столетии: изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере, две мировые

Природа как естественное условие существования и развития общества Социальная материя – общество – это верхний ярус материального бытия. Поскольку мир – материальное единство, где все связано, то ни одна форма материи не может существовать изолированно. С учетом же

Проблема некапиталистического пути развития общины Но Маркс не ограничился ретроспективным выяснением исторических корней и сущности дуализма земледельческой общины в России. Он увидел возможность социалистической перспективы коллективистских институтов общины,

Глава II Фазы развития Природы и общества У каждого своя судьба, каждый ищет помощника и союзника в своих делах, но, к сожалению, многие ищут их в чудесном и непонятном, вместо того, чтобы вступить на путь, указанный самой Матерью-Природой, Логикой ее развития.Мне, автору

5. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В переходный от капитализма к социализму период в нашей стране было успешно преодолено неантагонистическое противоречие между самой передовой в мире политической властью и отсталой технико-экономической базой

Глава XI. ИСТОЧНИКИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Методологические основы анализа источников и движущих сил развития общества Как отмечалось, в рамках исторического материализма существуют два основных взаимосвязанных подхода к объяснению истории общества - естественноисторический и субъектный. Поэтому и

Общество развивается в сторону Устройства Разумного Порядка. В Развитии Общества нет каких-то особых «Общественно-Экономических Формаций », но есть Периоды (Этапы) Раз- вития Общества. Развитие Общества состоит из нескольких Этапов в соответствии с Законами Развития Материи (Законами Диалектики). Сначала идет Этап Изменений в Деталях Общества в соответствии с «Законом Детализации Перемен », который гласит, что Развитие заключается в Изменениях (Переменах), причем, каждая Перемена состоит из некоторого Множества Дета- лей. Изменения всегда происходят как Непрерывный Процесс, связанный с Переменами в Дета- лях. Перемены происходят без Разрывов в Деталях, а Детали Перемен образуют Системное Единство.

Эти Изменения (Перемены) в Деталях Общества происходят не хаотически, а на основании Свойства Определенности в соответствии с «Законом Управляемого Детерминизма », который гласит, что Определенность во Вселенной обусловлена Совокупностью определенных Причин, приводящих к определенным Событиям (Следствиям). Происходящие События суть Влияние Множества Причин, которые возникают постоянно. Причины могут управляться Главной При- чиной.

При этом, Причины порождают События (Следствия ) в соответствии с «Законом Связанности Событий », который гласит, что События связаны между собой как Причина и Следствие. Следствие является Причиной для следующего Следствия. Причина вызывает Следствие, при- чем, не обязательно одно. Множество Причин связано с Множеством Следствий.

После этого наступает следующий Этап Развития Общества, на котором Изменения (Переме- ны) в Деталях Общества, происходящие благодаря Причинам, вызывающим Следствия, приво- дят к Появлению Противоположностей , которые начинают бороться между собой в соответст вии с «Законом Единства и Борьбы Противоположностей », который гласит, что всем Процес сам, происходящим во Вселенной, свойственно Наличие Противоположностей, образующих Сос тояние Борьбы между ними, которое зависит от Источника Противоположностей. Противоположности суммируются, если они действуют в Едином Направлении. Результаты Борьбы Противоположностей дают Новые Противоположности, детерминируя Новые Причины, вызывающие Новые Следствия, которые являются Новыми Изменениями в Деталях Общества.

Затем наступает следующий Этап Развития Общества, на котором происходит Количествен- ное Накопление Изменений в Деталях Общества, благодаря чему эти Детали Общества перехо- дят в Новое Качество в соответствии с «Законом Перехода Количества в Качество », который гласит, что Количественные Изменения в Обществе дают Возможность Обществу в определен- ный Момент Времени перейти в Новое Качество.



И наконец, наступает Заключительный Этап Развития Общества, на котором это Новое Качес- тво Общества отвергает и заменяет Старое Качество в соответствии с«Законом Отрицания Отрицания », который гласит, что Новое отрицает Старое и заменяет Старое, которое, в свою очередь, далее отрицается Новым для него и заменяется этим Новым. В результате Общество становится Качественно иным, но Процесс Развития Общества на этом не заканчивается – Процесс Развития Общества циклически возобновляется и снова идет по вышеуказанной Схеме. При этом, Результат Изменений в Развитии Общества может быть либо Скачкообразным («Рево люционным »), либо Плавным («Эволюционным »).

6.3.2.1. Создание Справедливого Общества

Это – Первый Этап на Пути Создания Общества Разума. Он характерен тем, что в нем все Лю- ди получают Материальные Блага по Справедливости, устанавливаемой Политическим Путем, то есть, по результатам Договоренности между Членами Общества, что выражается в Законах Политического Характера и защищено Государством. Все Члены Общества при этом получают Материальные Блага по Законам Справедливости. И не могут взять больше, чем они достойны. В этом Обществе еще сохраняется Имущественная и Политическая Дифференциация, существу- ют различные Социальные Слои, сохраняется Социальная Эксплуатация. Создание Справедливо го Общества происходит в Условиях Господства Частной Собственности на Средства Производ- ства и Природные Ресурсы. Даже при Капитализме принципиально возможно установить Эле- менты Справедливого Общества, но Полная Справедливость может осуществляться только, если установлена Власть Народа. До тех пор, пока Политическая Власть находится в руках Эксплуа- таторских Социальных Слоев, Справедливости не будет. В Справедливом Обществе Народ должен иметь Право самому устанавливать Стандарты и Законы Справедливости по отношения ко всем Социальным Слоям. Поэтому, Реальная Справедливость будет возможной после Устра- нения всякой Эксплуатации Человека Человеком.

6.3.2.2. Создание Равноправного Общества

Это – Второй Этап на Пути Создания Общества Разума. Он характерен тем, что все Члены Общества равны между собой в Правах на Владение и Распределение Материальных Благ, что определяется Законами и защищено Государством. Форма его Социально-политического Устрой ства – «Коммунализм », при котором все Члены Общества обязательно трудятся. Частная Собст- венность детализирована уже не на Средствах Производства и Ресурсах, а только на Предметах Потребления. Общинная и Общая Собственность полностью господствуют. Нет Неравенства ни в чем. Физически это Общество Устойчивого Равновесного Развития. С этого Этапа начинается Процесс Истинного Развития Человеческого Общества, которое переходит в Последний Этап – Духовное Общество.

6.3.2.3. Создание Духовного Общества

Общество включает в себя Людей, разных по своим Качествам. Причем, относительное Количе- ство Людей, имеющих Генотипы Альтруистического Поведения, непрерывно растет. Поэтому, обязательно настанет Момент, когда Количество таких Людей будет преобладать над Людьми, имеющими Генотипы Эгоистического Поведения, и тогда Вектор Духовного Развития Человече- ства полностью совпадет с Вектором Духовного Развития Общества. При этом, будет создана Ситуация, когда Развитие Общества пойдет по чисто Духовному Пути. В этом случае, опреде- лять Развитие Людей и Общества будут Космические Разумные Силы, а Человеческое Общест- во, в конце концов, станет Полностью Разумным и Духовным. Остаток Людей, которые не смо- гут принять Духовность и останутся на Стороне Хаоса, будет уничтожена во Всемирном Катак- лизме Апокалипсиса, но к этому Времени Основная Масса Людей уже станет Духовными Людь- ми, которые к этому Моменту будут полностью «объединены» с Космическими Разумными Существами (Духами) и, следовательно, будут фактически пребывать в Раю (где обитают эти Духи), а Сущности Духовного Управляющего будут помогать им развиваться дальше.

Приветствую, дорогих читателей сайта сайт!

Темой сегодняшнего поста будет "Общественное развитие". В прошлом посте мы говорили о концепциях развития общества. Обществознание, как наука, выделяет два направления развития общества — прогресс и регресс. Разберем каждое из этих направлений по отдельности и им дадим краткое определение. Прогресс — движение вперед, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. А регресс в свою очередь — развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему. В пример регресса и прогресса давайте рассмотрим развитие науки. Период античности, как Вы знаете из курса «Всеобщей истории», несомненно был временем прогресса — можно сказать, что наука в то время двигалась семимильными шагами, а вот период Средневековья, конечно же в свою очередь был временем научного регресса — наука почти стояла на месте, именно поэтому Средние века называют «темными».

Понятие общественный прогресс довольно сложно применить к обществу, но считается, что это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. То есть как Вы видите, в это понятие входят, как материальные, так и не материальные, то есть духовные аспекты.

Критерий общественного прогресса множество, но различные ученые-обществоведы по разному к ним подходят, но мы выделим те критерии, которые ни у кого не вызывают сомнения. Итак первый критерий-рост благосостояния и социальной защищенности людей. Чем лучше живут люди, чем комфортнее они себя в нем чувствуют, тем выше данное общество по своему развитию. Ослабление конфронтации между людьми, тоже один из критериев общественного прогресса. В политической сфере критерием общественного прогресса считается утверждение демократии. В духовной сфере — рост нравственности и духовности общества. Также критерием общественного прогресса является совершенствование человеческих отношений. Также важным критерием считается мера свободы, которую общество в состоянии представить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Кроме направлений развития общества, выделяют еще и формы развития общества (социальной динамики) — эволюция, революция и реформа. Давайте разберемся...

Эволюция — постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Вот например эволюция науки и техники проходит чрезвычайно медленно. Представьте, что например древние люди смогли сразу бы изобрести ядерную бомбу — невозможно, нет багажа знаний! Эволюция всегда проходит очень плавно и медленно.

А вот XX век охарактеризовался революцией в науке и технике, тогда произошли быстрые и качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

А реформа — соответственно, комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. И отличие реформы от эволюции, как правило состоит в том, что реформу почти всегда проводят сверху. С этим вроде разобрались...

С общественным развитием вроде все. Рекомендую Вам как-нибудь законспектировать данный пост, чтобы получше понять его суть. На сегодня все, подпишись на обновления блога . До встречи в следующих постах.

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю­бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме­жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изме­нение» понимается процесс движения и взаимодействия предме­тов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появ­ления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характе­ризует любое явление действительности и является универсаль­ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое, Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода - пар - вода» не считается развити­ем, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, про­исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме­рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз­витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики дви­жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде­ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су­ществует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе­риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва­тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача­ются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи­зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди­видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич­ностных отношений (например, изменения в структуре и функ­циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа­ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со­циальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений :

1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ­ности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше­ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ­ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу­цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель­ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия­ние па их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика . Это понятие воз­никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис­куссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движу­щимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по­добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений по­явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла­женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя­щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный суд) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви­жении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития , выдвинутая известными французскими просветителя­ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб­разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль­туре. Гегель выявил основные принципы диалектики : универсаль­ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че­рез отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду­ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз­вития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­ством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме­нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь­ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни­кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз­ни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти­ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку­щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас­сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо­мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней­но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе­реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно­вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель­ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз­вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла­дали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю­ционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изме­нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей обществен­ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в Росси (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция . Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей эконо­мики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотовод­ству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во мно­гих странах мира в XVIII -XIX вв., стала промышленная револю­ция , в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позво­лившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения науч­но-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не беско­нечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напро­тив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования чело­вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­вития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви­тия человечества можно связывать только с концом существова­ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе­ния других планет, звездных систем, галактик может снять во­прос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене­ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер­шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко­торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...».

В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10.Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече­ства?»

Примечание:

Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

Ответ:

Правильный ответ

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим

для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Античность, Возрождение, Новейшее время, цивилизация, Новое время, Средневековье, Новейшее время

Ответ:

Правильный ответ

цивилизация

Пояснение.

Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Новейшее время, Новое время — это всё примеры типов линейно- стадиальной цивилизации.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают пути развития общества:

1)эволюция; 2)реформа; 3) прогресс;4)сферы общества; 5религия; 6) регресс.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

Сферы общественной жизни — это структура общества.

Религия — это компонент духовной серы общества.

Поэтому ответ 45.

4

Выберите верные суждения о критериях прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инфляция

2) нравственное совершенствование общества

3) развитие гражданского общества

4) экономический кризис

5) модернизация системы образования

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

Инфляция (1) и экономический кризис (4)- это отрицательные явления экономки.

Потому верный ответ: 235

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Правильный ответ

Восточная цивилизация- это тип цивилизации, которому свойственны черты:

  • Традиционализм, то есть ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур, стремление сохранить традиционный образ жизни.
  • Низкая социальная мобильность.
  • Большая роль религии в обществе и сознании человека.
  • Гармония с природой, подчинение её законам.
  • Коллективизм общественной жизни.
  • Абсолютное преобладание государства над обществом, деспотическое правление.
  • Экономической основой жизни — корпоративная и государственная формы собственности, основным методом управления -принуждение.

Западная цивилизация. Признаки.

  • Динамизм, ориентация на новизну, открытость к инновациям, модернизации.
  • Высокая социальная мобильность.
  • Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности.
  • Индивидуализм, установка на достижение личностью поставленных целей
  • Потребительское отношение к природе
  • Идеалы свободы, равенства, терпимости;
  • Уважение к частной собственности;
  • Предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

В современном мире происходит изменение некоторых черт западной цивилизации, например, изменилось отношение к природе, защита её стала одной из важнейших задач.

6

Страна Z развивается по прогрессивному пути. Какие факты свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Закрытие ряда каналов телевидения, допускающих критику правительства

2)Ухудшение экологической обстановки в стране

3)Стремительное развитие новейших технологий в производстве

4)Расширение сети учебных учреждений.

5)Проведение альтернативных выборов в высшие органы власти

6)Высокий уровень детской смертности

Ответ:

Правильный ответ

20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество постоянно развивается. Пути его развития могут быть самыми различными. _______(А) приводит к коренному изменению в обществе, во всех его сферах. Основным современным способом _____(Б) , совершенствования общества являются, конечно,_____ (В), для которых характерны какие-либо изменения, проводимые сверху, правящими кругами. Существуют факторы, влияющие на ход развития общества. Так ____(Г) люди не в состоянии руководить, а вот _______(Д) могут находиться под их непосредственным контролем.В любом обществе всегда несколько возможных путей развития. Какой ____(Е) путь выбрать, зависит от уровня его развития, от характера политической власти и активности народа».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)реформа

2)объективные

3)прогресс

4)революция

5)эволюция

6)альтернативный

8)субъективные

9)модернизация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Правильный ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

«Гражданское общество и модернизация в России»

Модернизация стала сегодня ключевым термином дня, главным словом эпохи. Такую же примерно роль 20 лет назад играло слово «демократия». Модернизация сейчас, как демократия тогда, должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

В то же время, единого понимания модернизации в элитах нет. Для значительной части экономической и административной элиты модернизация — это просто совокупность программ, позволяющих получить недорогое финансирование из государственного бюджета или от около государственных банков.

Большая часть статусного «экспертного сообщества» рассматривает модернизацию как повод для получения новых бюджетов на написание аналитических и псевдоаналитических документов. Наконец, некоторые эксперты считают, что модернизация — это система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада. Модернизация подразумевает отказ от любых представлений об «особом пути» страны / цивилизации, хотя и предполагает интеграцию некоторых традиционных для данного социума ценностей и представлений ·

Модернизация может привести к радикальному и качественному сокращению отставания от стран, принятых за образец, но никогда не приведет ни к «догонянию», ни к «перегонянию»; модернизация, в известном смысле — это фиксация неизбежного, «справедливого» отставания от стран, принятых за образец.

Модернизация — это краткосрочный или среднесрочный (в зависимости от масштабов объекта модернизации) проект, имеющий четкие временные параметры и границы.

Вышеприведенные тезисы, отчасти верны, но, в то же время недостаточно полно отражают понимание сущности и целей модернизации; не раскрывают специфики российской модернизации в наши дни.

(По И.Пономарёву)

21

Какое определение «модернизации» приведено автором? Как в тексте объясняется, почему это слово стало «ключевым» в современную эпоху?

Ответ:

Правильный ответ

Модернизация, по мнению автора, это краткосрочный или среднесрочный (в зависимости от масштабов объекта модернизации) проект, имеющий четкие временные параметры и границы, то есть в данном тексте автор дал определение временных границ модернизации.

Это слово стало ключевым, потому что, как считает автор, модернизация должна « спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития».

22 Назовите три определения понятия «модернизации», которые, по мнению автора, даются разными кругами общества. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно определение, не указанное в тексте.

Ответ:

Правильный ответ

Разные круги общества дают следующие определения понятию «модернизация»:

  1. «это просто совокупность программ, позволяющих получить недорогое финансирование из государственного бюджета или от около государственных банков»;
  2. «повод для получения новых бюджетов на написание аналитических и псевдоаналитических документов».
  3. «система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада».

Ещё одно определение: модернизация – это процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений

23 Какие три результата модернизации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, что необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Ответ:

Правильный ответ

В тексте названы следующие результаты модернизации:

1.может привести к радикальному и качественному сокращению отставания от стран (например, модернизация системы здравоохранения может значительно повысить здоровье нации, что повысит результативность деятельности работающего населения страны

  1. импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях (например, модернизация технологий производства в пищевой промышленности значительно повысит экономический потенциал страны)
  1. интеграция некоторых традиционных для данного социума ценностей и представлений (например, диалог культур, восприятие ценностей других стран положительно скажется на формировании всесторонней личности)
24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что в экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях.

Ответ:

Правильный ответ

В экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях

Объяснения:

— именно новые технологии способны качественно повысить уровень производимой продукции

— именно новые технологии способны значительно увеличить количество продукции

— использование новейших мировых технологий ставит страну в экономически равное положение с другими странами.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «реформа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах реформ по влиянию на ход исторического развития и одно предложение, раскрывающее особенности одной из реформ, проводимых в современной РФ.

Ответ:

Правильный ответ

Реформа – это преобразование, проводимое сверху, то есть правительством, не приводящее к изменению основ существующего строя.

По влиянию на ход исторического развития реформы бывают прогрессивными и регрессивными.

В современной России проводится реформа образования, которая сводится к следующим моментам: повышение уровня обучения и воспитания, профориентационная направленность, использование новейших технологий (Интернета, электронных журналов и учебников, поддержка творческих учителей) и др.

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности цивилизации как исторического этапа развития общества.

Ответ:

Правильный ответ

Особенности цивилизации:

  1. Общие фундаментальные черты духовной жизни
  2. Общность историко-политической судьбы

Общность и взаимозависимость экономического развития

27

Американский предприниматель, общественный деятель, один из создателей компании Microsoft Билл Гейтс отмечал, что «и хорошие, и плохие стороны технического прогресса очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло все общество, а не только специалисты» ?

Взаимодействие каких сфер общества отражено в данном высказывании?

Какую особенность технического прогресса отметил Билл Гейтс?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия

технического прогресса.

Ответ:

Правильный ответ

Взаимодействие экономической и социальной сфер;

  1. Противоречивость технического прогресса;
  2. Три признака технического прогресса: использование инновационных технологий, использование новых видов и источников энергии, новые формы организации труда и производства.
28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественные отношения ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

Правильный ответ

Общественные отношения.

  1. Понятие общественных отношений
  2. Виды общественных отношений по сферам общества:
  3. Отличительные особенности общественных отношений

Позитивные общественные отношения — залог успешного развития общества.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

29.1

Философия.

«Прогресс наук и машин - это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека»

(Э.Флайано)

Ответ:

Правильный ответ

Основная мысль цитаты.

В цитате Э.Флайано содержится мысль об основной цели технического прогресса- развитие человека. Действительно, автор поднимает актуальную проблему времени- назначение прогресса науки, подчёркивая, что любое техническое открытие должно не только совершенствовать технику, но служить человечеству, быть полезным ему.

Термины.

Прогресс, технический прогресс, критерии прогресса, противоречивость прогресса, нанотехнологии, постиндустриальное общество.

Аргументы.

1. Рассказ М.А.Булгакова «Роковые яйца». Открытие профессора Владимира Ипатьевича Персикова в 1928 г. — это его луч, «луч жизни», который мог бы значительно ускорить развитие организмов, а в будущем увеличить производство мясной продукции, что так важно для страны. Ведь, например, куры могли вырастать просто гигантсткими. Но его изобретение принесло только вред. Это произошло потому, что оно попало в руки несведущих людей, что, кстати, может произойти с любым открытием. Поэтому учёный всегда должен предвидеть возможные последствия своих открытий.

2.Технический прогресс буквально изменил в 20-21 веке жизнь людей. Значительно облегчен труд женщин, ведь вести домашнее хозяйство стало намного проще. Стиральные и посудомоечные машины, мультиварки, блендеры, микроволновые печи и многое другое сократило время на домашние дела, освободив его для отдыха, занятий, хобби. Так в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +», в томе «Техника» дана справка о южнокорейской группе компаний Samsung Group.Находясь на мировом рынке с 1938 года, эта компания и сегодня остаётся лидером по выпуску бытовой техники. Надёжность, простота в использовании, красивый дизайн- всё это привлекает потребителей продукции данной компании. Это пример того, как технический прогресс служит людям, улучшая его жизнь.

29.1

Философия.

«Революции – варварский способ прогресса».

Ответ:

Правильный ответ

Пример сочинения на данную тему дан на моём сайте

29.1

Философия.

«Модернизацию можно проводить только в том случае, если в этом процессе будет принимать участие все население страны».

(М.С.Горбачёв)

Ответ:

Правильный ответ

Основная мысль цитаты.

В цитате первого Президента СССР М.С. Горбачёва содержится мысль об условиях успешной модернизации общества. Он поднимает важную проблему: совершенствование в любой сфере общества должно поддерживаться народом, приниматься им. Тогда и результат будет более быстрым и значительным.

Термины.

Прогресс, модернизация, инновации, сферы общества, постиндустриальное общество.

Аргументы.

1.История России даёт нам немало примеров, когда указы правителей не находили поддержку в среде помещиков, поэтому не давали ощутимых результатов, хотя были задуманы как положительные. Так в учебнике истории А.Н.Сахарова для учащихся старших классов в параграфе о внутренней политике Александра I содержится информация о том, что в 1803 году император издал «Указ о вольных хлебопашцах», по которому помещики по своему желанию могли освобождать крестьян семьями или целыми селениями с землёй за выкуп. Однако за 25 лет правления Александра I лишь 0.5 % крестьян вышли на волю. Это свидетельствует о том, как прогрессивное начинание не поддержано в среде помещиков, потому не дало значительных результатов.

2.В современной России проводится ряд реформ. Так в период с 2008 по 2020 г. запланирована широкомасштабная реформа Вооружённых Сил. Она включает в себя совершенствование структуры, состава и численности вооружённых сил, модернизацию их технического перевооружения, создание сил быстрого реагирования. Большое внимание в ней уделено быту семей военнослужащих, повышению престижности профессии. Данная реформа поддержана населением России, так как оборона страны- это наиважнейшее направление деятельности государства. Результат уже заметен: это и создание новейшей военной техники, и желание молодых служить в армии, получить военную профессию. Снова быть военным, защищать Родину стало престижно в нашей стране.

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

ВПР. Русский язык. 4 класс.

ВПР. Русский язык. 4 класс.

ВПР. Русский язык. 4 класс.

ВПР. Русский язык.

ВПР. Русский язык.

Готовимся к ВПР.

Готовимся к ВПР. Русский язык. .

Готовимся к ВПР. Русский язык.

Готовимся к ВПР. Русский язык. класс. Как выполнить задания № 12, 13, 14?

Готовимся к ВПР. Русский язык. 5 класс.

Готовимся к ВПР. Русский язык.5 класс.

Готовимся к ВПР. Русский язык. 5 класс.

Готовимся к ВПР. Русский язык. .

Литература. Термины .

Готовимся к ВПР.

Готовимся к ВПР.

ОГЭ. Русский язык.

Готовимся к ВПР.

Просмотров