Общественное сознание и его формы. Сознание как функция человеческого мозга. Ощущения, которые определяются сознанием

Как совокупного духовного продукта важно уяснить, в чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.

Формы общественного сознания

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

И здесь без знания , идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное — применение, будут той методологической основой, которую используют другие общественные науки, в том числе идеология и политика. Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин.

Идеология

А теперь посмотрим, что такое идеология , когда и почему она возникла и какую функцию выполняет в жизни общества. Впервые термин "идеология" ввел в обиход французский философ и экономист А. де Траси в 1801 г. в своем произведении "Элементы идеологии" для "анализа ощущений и идей". В этот период идеология выступает своеобразным философским течением, означавшим переход от просветительского эмпиризма к традиционному спиритуализму, получившему значительное распространение в европейской философии в первой половине XIX в. Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли по отношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и его приближенные стали называть "идеологами" или "доктринерами" лиц, чьи взгляды были оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики. Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины в ее нынешнее состояние, т.е. в доктрину, более или менее лишенную объективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальных сил. В середине XIX в. новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основополагающим в понимании сущности идеологии является ее понимание как определенной формы общественного сознания. Хотя идеология обладает относительной самостоятельностью по отношению к происходящим в обществе процессам, но в целом ее сущность и социальная направленность определяются общественным бытием.

Еще одну точку зрения на идеологию высказал В. Парето (1848-1923), итальянский социолог и политэконом. В его интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если последняя опирается на наблюдения и логическое осмысление, то первая на чувства и веру. Согласно Парето, — это социально-экономическая система, обладающая равновесием в силу того, что антагонистические интересы социальных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Несмотря на постоянный антагонизм, вызванный неравенством между людьми, человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому, что им управляют с помощью идеологии, системы убеждений избранные люди, человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степени зависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознания людей. Идеология может доводиться до сознания людей через разъяснение, убеждение, а также с помощью насильственных действий. В начале XX в. свое понимание идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893-1947). Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной или частной идеологией подразумевается "совокупность представлений более или менее осмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает в противоречие с интересами того, кто предлагает саму идеологию". В более общем плане идеологией считается универсальное "видение мира" социальной группой или классом. В первом, т.е. в индивидуальном плане анализ идеологии должен осуществляться в психологическом ракурсе, а во втором — с социологических позиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкого мыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и адаптировать ее себе.

"Идеология, — утверждает Манхейм, — это идеи, имеющие влияние на ситуацию и которые в действительности не могли реализовать свое потенциальное содержание. Нередко идеи выступают как благонамеренные цели индивидуального поведения. Когда же их стараются реализовать в практической жизни, имеет место деформация их содержания. Отрицая классовое сознание и соответственно классовую идеологию, Манхейм признает, по существу, только социальные, партикулярные интересы профессиональных групп и лиц разных поколений. Среди них особая роль отводится творческой интеллигенции, стоящей, якобы, вне классов и способной к беспристрастному познанию общества, хотя только на уровне возможности. Общим для Парето и Манхейма будет противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето — это противопоставление идеологии науке, а у Манхейма — идеологии утопиям. С учетом того, как Парето и Манхейм характеризуют идеологию, ее сущность можно охарактеризовать так: идеологией считается любая вера, с помощью которой контролируются коллективные действия. Термин вера следует понимать в самом широком значении и, в частности, как понятие, которое регулирует поведение и которое может иметь или нет объективное значение. Самое обстоятельное и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений.

В классовом обществе идеология носит классовый характер и отражает интересы социальных групп и классов. Прежде всего идеология — это часть общественного сознания и относится к ее высшему уровню, поскольку в систематизированной форме, облеченной в концепции и теории, выражает основные интересы классов и социальных групп. Структурно она включает в себя как теоретические установки, так и практические действия. Говоря о формировании идеологии, следует иметь в виду, что она не возникает сама по себе из повседневной жизни людей, а создается обществоведами, политическими и государственными деятелями. При этом очень важно знать, что идеологические концепции не обязательно создаются представителями того класса или социальной группы, чьи интересы они выражают. Мировая история свидетельствует, что среди представителей господствующих классов было немало идеологов, которые, порой неосознанно, выражали интересы других социальных слоев. Теоретически идеологи становятся таковыми в силу того, что они в систематизированной или достаточно явной форме выражают цели и необходимость политических и социально-экономических преобразований, к которым эмпирическим путем, т.е. в процессе своей практической деятельности, приходит тот или другой класс или группа людей. Характер идеологии, ее направленность и качественная оценка зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология, хотя и является порождением общественного бытия, но, обладая относительной самостоятельностью, оказывает огромное обратное воздействие на общественную жизнь и социальные преобразования. В переломные исторические периоды в жизни общества это влияние в короткие в историческом плане промежутки времени может быть решающим.

Политика — явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась многовековыми привычками и традициями. Политика как теория и руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм разделения общественного труда и частной собственности на орудия труда, т.к. родоплеменные отношения оказались не в состоянии старыми народными способами регулировать новые отношения между людьми. Собственно, начиная с этого этапа развития человечества, т.е. с возникновения рабовладельческого общества, появляются первые светские представления и идеи о происхождении и сущности власти, государства и политики. Естественно, что представление о предмете и сути политики изменилось, и мы остановимся на том толковании политики, которое в настоящее время является более или менее общепринятым, т.е. о политике как теории государства, политике как науке и искусстве управления. Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который сделал это в трактате "Политика". Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя о государстве лежит его убеждение в том, что человек — это "политическое животное", а его жизнь в государстве — естественная сущность человека. Государство представляется как развитое сообщество общин, а община — как развитая семья. Семья у него — прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное устройство. Учение Аристотеля о государстве носит четко выраженный классовый характер.

Рабовладельческое государство — это естественное состояние организации общества, а посему существование рабовладельцев и рабов, господ и подчиненных вполне оправдано. Основными задачами государства, т.е. , должно быть предотвращение чрезмерного накопления богатства у граждан, поскольку это чревато социальной нестабильностью; безмерного роста политической власти в руках одной личности и удержание рабов в повиновении. Значительный вклад в учение о государстве и политике сделал Н. Макиавелли (1469 — 1527 гг.), итальянский политический мыслитель и общественный деятель. Государство и политика, по Макиавелли, имеют не религиозное происхождение, а представляют собой независимую сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости, или фортуны (судьбы, счастья). Политика определяется не богом или моралью, а является результатом практической деятельности человека, естественных законов жизни и человеческой психологии. Главные мотивы, обуславливающие политическую деятельность, по Макиавелли, — реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Государь, правитель должен быть абсолютным властелином и даже деспотом. Он не должен быть ограничен ни моральными, ни религиозными предписаниями в достижении поставленных целей. Такая жесткость не прихоть, она диктуется самими обстоятельствами. Только сильный и жесткий государь может обеспечить нормальное существование и функционирование государства и удержать в сфере своего влияния жестокий мир людей, стремящихся к богатству, благосостоянию и руководствующихся только эгоистическими принципами.

В соответствии с марксизмом, политика — это область человеческой деятельности, детерминированная отношениями между классами, социальными слоями, этническими группами. Ее основная цель — проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самым существенным в политике считается устройство государственной власти. Государство выступает в качестве политической надстройки над экономическим базисом. Через нее экономически господствующий класс обеспечивает свое политическое господство. По существу главной функцией государства в классовом обществе становится защита коренных интересов господствующего класса. Три фактора обеспечивают могущество и силу государства. Во-первых, это публичная власть, включающая в себя постоянный административно-чиновничий аппарат, армию, полицию, суд, дома заключения. Это самые мощные и действенные органы государственной власти. Во-вторых, право на сбор налогов с населения и учреждений, которые необходимы главным образом для содержания государственного аппарата, власти и многочисленных органов управления. В-третьих, это административно-территориальное деление, которое способствует развитию экономических связей и созданию административных и политических условий для их регулирования. Наряду с классовыми интересами государство в определенной мере выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует в основном с помощью системы правовых норм всю совокупность экономических, социально-политических, национальных и семейных отношений, тем самым способствуя укреплению существующего социально-экономического порядка. Один из важнейших рычагов, с помощью которых государство осуществляет свою деятельность, — право. Право — это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, т.е. взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств. После образования государства и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Выразителями политических отношений выступают политические партии, выражающие интересы различных классов и социальных групп.

Политические отношения , борьба между партиями за власть есть не что иное, как борьба экономических интересов. Каждый класс и социальная группа заинтересованы в том, чтобы утвердить в обществе с помощью конституционных законов приоритет своих интересов. Например, рабочие заинтересованы в объективном вознаграждении за свой труд, студенты — в стипендии, которая обеспечивала бы им хотя бы пропитание, владельцы банков, заводов и другого имущества — в сохранении частной собственности. Можно сказать, что экономика на определенном этапе потому порождает политику и политические партии, что они нужны для нормального существования и развития. Хотя политика является порождением экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а в переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Влияние политики на экономику осуществляется различными способами: непосредственное, через экономическую политику, проводимую государственными органами (финансирование различных проектов, инвестиции, цены на товары); установление таможенных пошлин на индустриальную продукцию с целью защиты отечественных производителей; проведение такой внешней политики, которая благоприятствовала бы деятельности отечественных производителей в других странах. Активная роль политики в стимулировании экономического развития может осуществляться по трем направлениям: 1) когда политические факторы действуют в том же направлении, что и объективный ход экономического развития, то они его ускоряют; 2) когда действуют наперекор экономическому развитию, тогда они его сдерживают; 3) они могут тормозить развитие в одних направлениях и ускорять его в других.

Проведение правильной политики напрямую зависит от того, в какой степени политические силы, находящиеся у власти, руководствуются законами общественного развития и учитывают в своей деятельности интересы классов и социальных групп. Итак, можно сказать, что для понимания общественно-политических процессов, происходящих в обществе, важно знать не только роль социальной философии, идеологии, политики в отдельности, но и их взаимодействие и взаимовлияние.

Общественное сознание. Сущность. Уровни. Формы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.

Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».

Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью. (

При этом, «общественная психология и идеология находятся в некотором противоречии между собой, но не существуют друг без друга» и взаимно проникают друг в друга.

Общественное сознание это часть культуры в широком смысле слова.

Сохраняясь в культуре общества, социальная психология / ментальность отражает пройденный им исторический путь. «Менталитет отдельной личности определяется принципами и структурными особенностями языка и культуры, обусловившей ее развитие и становления< ...> Язык и культура, в свою очередь, складываются в ходе исторического развития определенного народа. Таким образом, исторический опыт, переработанный и отложившийся в языке и культуре, влияет затем на формирование глубинных особенностей психики человека, осваивающего мир через язык и культуру. Образ мышления может поэтому рассматриваться как интериоризированный опыт языковой и культурной истории». Об этом писал известный историк П.Н.Милюков: «Национальный характер сам есть последствие исторической жизни». Сказанное в данном случае об этносе может быть, на наш взгляд, распространено и на другие виды социумов.

Существование в культуре различных частей общественного сознания различно. Идеология требует специального развития, культивирования, фиксации (т.к. основывается на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Существование социальной психологии / ментальности в большей мере стихийно (хотя существуют способы управления, манипуляции), она присуща всем членам общества.

Содержанием полюса идеологии являются теории, научные, религиозные, философские системы и учения, сознательное мировоззрение. Содержанием полюса стихийной, безотчетной социальной психологии / ментальности являются мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы; латентные ценностные установки; картины мира и восприятие себя в мире; всевозможные автоматизмы сознания; общественные представления и пр.

Механизм сохранения и передачи социальной психологии / ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений - младшим. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода " матрицу" , в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в " коллективном сознании" ».

Общественное сознание исторически изменчиво. Идеология может смениться мгновенно, хотя для ее широкого распространения всегда нужно время. Что касается ментальности, то представители Школы «Анналов» всегда отмечали медленность происходящих в ней изменений. Б.Ф.Поршнев в своей «социальной психологии» выделяет более-менее стабильный «психический склад» (например, национальный характер) и динамичные «психические сдвиги», общественные настроения (например, мода).

Для постижения общественного сознания необходим анализ возможно более широкого культурного контекста: текстов и предметов «материальной культуры», системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности. В обратной связи: понимание ментальности и идеологии социума поможет правильно оценивать все происходящие в нем процессы, адекватно воспринимать поведение его членов и глубже понимать выработанные им культурные феномены.

Сущность общественного сознания

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

Формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Структура общественного сознания (его уровни):

Первый уровень общественного сознания - обыденное (повседневное, стихийное) созна­ние; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Второй уровень - теоретическое сознание; это рационализи­рованная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию . Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная пси­хология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология является совокупностью теоретически обоснован­ных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология, в отличие от теоретического сознания, «заряжена» на определенную деятельность. Отражая социальную реальность с позиций интересов определенных классов и социальных групп, идеология содержит в себе программу действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса). Идеология – ценностное отображение социальной реальности, она формируется целенаправленно и имеет активную функциональную направленность, воздействует на мысли, чувства, поведение людей. Функции идеологии – интегративно-консолидирующая; организационно-мобилизующая; ценностно-мотивационная; легитимирующая.

Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания :

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;

Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время - политика и наука).

Важнейшие функции общественного сознания – познавательная, социально-пре­образующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания, идеи, смыслы, ценности и идеалы могут закрепляться и сохраняться в культуре, транслироваться и развиваться. Язык – не только способ сохранения и пе­редачи информации , но и средство познания и общения . С помощью языка мы позна­ем объективный мир, получаем новое знание. Восприятие и познание осуществляются через призму языка. В языке существуют элементы, за­мещающие реальные объекты. Эти элементы играют роль пред­ставителей объектов познания в мышлении, являются знака­ми предметов, свойств или отношений. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Всякий язык содержит в себе определенную «концептуальную схему», задающую характер восприятия мира.

В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.

Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).

Различают два вида языка: естественные и искусственные.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный язык специально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном - те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка - его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение - это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.

Смысл знака - это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художе­ственном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сознание : понятие и формы

1. Понятие сознания

История формирования понятия сознания позволяет нам судить о наиболее существенных качествах:

1) инструментальная оснащенность сознания (познавательная, коммуникативная) - это языковые (речевые), понятийные (логические), образно-чувственные средства сознания, которые обеспечивают непосредственную жизнь людей, их познавательную и коммуникативную деятельность. Инструментальные средства сознания позволяют человеку не только приобретать знания и общаться, но и хранить, воспроизводить и оценивать их, а также осуществлять выбор и принимать решения.

2) системные качества - целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания. Благодаря качествам связанности и согласованности сознание работает как сложнейшая система весьма разнородных процессов: мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых, мнемитических (процессы памяти), а также воображения и интуиции.

3) интенциональное качество (способность) - выражает направленность сознания на кого-либо или на что-либо или о ком или о чем. По конкретным свойствам направленности можно судить, кто или что является предметом сознательной деятельности людей. Направленность может быть во вне и вовнутрь. Вовнутрь - фиксируется в актах самосознания и самонаблюдения, самоанализа и самооценки и т.д.

4) эпистемическое качество - выражает состояние внутреннего мира человека (сомнение, убеждение, вера, уверенность).

2. Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание

В истории развития философского знания существует 3 точки зрения по поводу происхождения сознания:

1) религия исходит из того, что сознание - проявление некой нематериальной субстанции, душа не зависит от мозга и способна вести самостоятельное существование, она бессмертна и вечна;

2) идеалисты считают, что сознание первично по отношению к материи, оно - самостоятельная сущность, которой свойственна изначальная активность;

3) материалисты опираются на представления о сознании как субъективном образе объективного мира.

Диалектический материализм к решению вопросов о происхождении сознания подходит исторически и выдвигает предположение, что вся материя обладает свойством отражения.

Отражение - это способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных объектов. Это свойство как живой, так и неживой природы.

Элементарные формы отражения (не обладают активностью):

механическое

физическое

химическое

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя несколько стадий: 1) раздражимость; 2) чувствительность; 3) психическое отражение (самая сложная его форма - сознание).

Раздражимость - это допсихическая форма отражения, это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды. Более высокой разновидностью раздражения является чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений, появляется потребность самосохранения (начинается целесообразная реакция - например, у растений). У животных появляются способности, которые они активно используют уже при добыче пищи. На этой основе происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения, т.е. появляются зачатки психической формы отражения.

Восприятия, представления обусловлены усложнение самих форм поведения, а также развитием нервной системы и структур головного мозга.

Психическое отражение, возникшее у позвоночных животных - это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно оформленную среду с целью приспособительного поведения.

Психическое отражение - это систематизация ощущений, способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде. Это также способность многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации и находить правильный выход.

Самой высшей формой психического отражения (и вообще отражения) является сознание и, согласно материалистической концепции, сознание - это способность высокоорганизованной материи (мозга) отражать материю.

3. Сознание как функция человеческого мозга

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животного и человека. И в силу этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но сознание человека возникло и развивалось в тесной зависимости, с возникновение и развитием человеческого мозга, на это указывает тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательной способности сознания.

Главная функция мозга человека - хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Мозг человека симметричен (полушария), но в функциональном отношении между полушариями существует большое различие.

Левое полушарие отвечает за все виды речевой деятельности (понимание, говорение), обеспечивает процессы речи и письма, чтения, осуществляет счетные операции, относит объект к определенным классам.

Правое полушарие контролирует ориентировку в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильная координация).

Сознание не только отражает действительность, но и позволяет высказать к ней определенные отношения. Поэтому в структуру сознания входят: память, эмоции, чувство, воля, мотивация.

Концепция Спиркина

Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Сознание - это не просто образ, а психическая (идеальная) форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование действительности.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и преобразовании действительности, а также в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов.

Концепция Иванова (сознание по Иванову)

Иванов представляет поле сознания в виде круга. Каждый сектор отвечает за определенную функцию.

Первый сектор: сфера телесно - перцептивных способностей и получаемых на их основе знаний. К этим способностям относятся: ощущения, восприятие, конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы познания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных, человеческих тел.

Второй сектор: логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственного чувственного данного в сущностные уровни познаваемых объектов. В эту сферу входят: общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Главной целью является истина.

1 и 2 сектор образуют внешне-познавательную составляющую сознания.

Третий сектор: его связывают с эмоциональным компонентом сознания. Она лишена непосредственно связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. В эту сферу входят:

· Инстинктивно-аффектные состояния (предчувствие, неотчетливые переживания, стрессы, галлюцинации)

· Эмоции (гнев, страх, восторг)

· Чувства, которые отличаются большей отчетливостью (наслаждение, любовь, симпатия, антипатия)

Главной целью сферы является принцип удовольствия.

Четвертый сектор: ценностно-мотивационный компонент. Здесь содержатся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, воображения. Главной целью сектора является красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектор образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания.

Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Считается, что предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, цели, действия, положение в семье и коллективе.

Источники сознания

1. Внешний предметный и духовный мир, природные социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде понятийных образов

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания

3. Духовный вид индивида, его собственный уникальный опыт жизни, переживаний, т.е. в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, контролировать свое будущее

4. Мозг. Химико-биологическое состояние мозга - это один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира.

5. Космическое информационно-смысловое поле (мозг берет информацию из космоса)

4. Бессознательное

сознание мозг душевный человеческий

Наряду с сознанием, в психике человека существует сфера бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающиеся (в данный момент) контролю со стороны знания. К бессознательному относится:

Гипнотическое состояние

Состояние невменяемости

Оговорки, описки

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, но позже могут попасть в сферу сознания, а может произойти наоборот. Так называемые «Автоматизмы» и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом перейти в сферу бессознательною.

Бессознательное по Фрейду.

З.Фрейд пришел к выводу о существенно важной, а порой даже решающей роли бессознательного. Психика человека по Фрейду имеет три сферы: «Оно», «Я», «сверх-ая».

«Оно» - сфера бессознательного, в которой сосредоточены различные биологические влияния: влечения сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Здесь главенствует принципы удовольствия, наслаждения.

«Я» - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влияниями человека и внешней реальностью, кот. включает в себя природное и социальное окружение. Уровень «Я» стремится заменить принцип наслаждения принципом реальности, хотя это ему не всегда удается.

«Сверх-ая» - внутриличностная совесть, установки общества, идеалы, нормы, ценности, т.е. своего рода моральная цензура.

«Я» стремится быть посредником между миром и «Оно» и для мира «Оно».

Фрейд преувеличил значение бессознательного. Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я» и говорил, что человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влияниями и осознаваемыми социальными нормами. По Фрейду биологическое бессознательное является определяющим.

Г. Юнг в сфере бессознательного выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное у Фрейда является результатом индивидуальной жизни, то архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в жизни человека, передаваясь из поколения в поколение.

Архетип «Тень» - представляет собой образ низменного и антисоциального в человеке.

Архетип «Персона» - маска, под ней скрывается архетип «тень», её очень часто пользуется человек, чтобы скрыть антисоциальную сущность.

Архетип «Аниме» - женское начало мужчины.

Архетип «Анимус» - мужское начало женщины

Ведут как к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут приводить к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.

Архетип «Самость» - предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение ценностей и единства составных его частей.

Бессознательно и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психологической реальности человека. Между ними часто возникают противоречия, конфликты, но они все же взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

5. Язык и мышление

Язык - специфический способ человека- способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мысли. Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Можно выделить 2 ф-ции языка:

мышление

Мышление - сложный многогранный психический процесс, имеющий свою структуру. С точки зрения способа своего внешнего выражения в нем выделяют 2 формы:

немая внутренняя речь, бессловесное размышление, внешне выраженное молчанием.

Физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид, формы слов, жестов и мимики (вербальный и невербальный)

Мышление может классифицироваться и в зависимости от характера тех объектов, кот-ые оно отражает:

конкретное мышление, которое выраженно в терминах, словах,знаках, обозначающие отдельные конкретные вещи. Данный вид мышления связан с материальной реальностью.

Абстрактное мышление, выраженное в обобщающих, отвлеченных понятиях, обозначающие невидимые связи между видами, родами, классами предметов и явлений. Он отделен от материальной реальности.

И абстрактное и конкретное мышление выражается в знаках, символах, словах, в устной и письменной речи, в языке.

Язык - материальное ср-во выражения идеального духа, сознания, мышления.

Виды языков:

речевая форма - устная и письменная речь

неречевая - мимика, жесты, телодвижения.

Специальные языки - язык наук (мат., хим.)

Различные системы сигнализации - дорожные знаки, морские сигналы, схемы.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык, как средство общения играет важную роль в общественно трудовой деятельности людей.

Общее между сознанием и языком, состоит в том, что они 1) исторически возникли одновременно, т.е. идеи не могут существовать отдельно от языка. 2) и мышление и язык явл-ся продуктом длительного социально-исторического процесса. Язык и мышление не тождественны.

слово отражает лишь сущность предмета, не весь предмет, со всеми его многообразными свойствами. Мысль охватывает большее число свойств предмета.

В тройке сознание, слово, реальность, слово занимает срединную позицию, связывая сознание с реальностью. Таким образом, слово влияет и на мышление (поясняя его), и на реальность (преобразование).

Мысль - мимолетное, неустойчивое, смертное. Слово - более устойчиво, стабильно и бессмертно. Слово - воробей - вылетит - не поймаешь.

6. Уровни и формы общественного сознания

Общественное сознание - сложная система чувств, взглядов, идей, в которых отражается общественное бытие.

Элементами общественного сознания являются:

1. обыденное и теоретическое сознание

Обыденное - непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности

Теоретическое - высшее, обобщенное восприятие бытия.

2. общ. Психология, идеология

Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, характерных для данного общества и для каждой из больших социальных групп. Общество складывается стихийно, длительно, передается каждой новой личности. Здесь доминирует не знание соц. Факта, а его эмоция, связанная с отношением к нему.

Общественная идеология - система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-исторический строй. Идеология имеет дело не с эмоциями, а с рациональными компонентами сознания, и выступает в качестве концепций, теорий, совокупности идей, как уровень теоретического познания окружающего мира. Идеология складывается искусственно.

Идеология и общественная психология взаимосвязаны, т.е. когда идеологи создают свою теорию им необходимо учитывать взгляды, обычаи. Идеология должна быть признана широкими массами людей.

3. формы общ. Сознания

1) Моральное общественное сознание. Мораль - форма общ. Сознания, вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенство всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающей идеал человечности и гуманизма.

Основные понятия морали: добро, зло, справедливость, честь, долг, совесть.

Люди вырабатывают правила или заповеди, принципы поведения, принцип отношения к себе подобным и к обществу в целом.

Золотое правило нравственности: Чего в другом не любишь, того сам не делай» Относись к другому так, как хочешь чтобы относились к тебе».

В.Совельев говорил что нравственные принципы непременно должны воплощаться в общественной деятельности. Таким образом, мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживает и санкционирует определенные общественные устои, строй жизни. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции, мор. нормы.

2) Эстетическое общественное сознание. В совей жизни человек постоянно сталкивается с окружающими его явлениями, с другими людьми и всегда так или иначе, сознательно или неосознанно оценивают их под призмой своих представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое.

Объективно-эстетическое сознание связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, упорядоченностью

Субьективно-эст. предстает в форме эстетических вкусов, чувств, суждений, взглядов, теорий.

Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности, сталкиваясь с прекрасным человек переживает его, оно вызывает у него чувство удовольствия, радости, восторга. Еще в античности видели очищающее действие которое оказывает искусство на человека (Катарсиз- процесс очищения человека, когда осмотрит на искусство и т.д.).

Прекрасное является ведущим аспектом вещей, явлений и этот аспект входит в эстетическое сознание общества. Наряду с категорией прекрасного в эстетике рассматриваются и другие основные категории эстетики:

· безобразное

· возвышенное

· комическое

· трагическое

3) Религиозная форма сознания. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и на окружающий мир. Основными элементами религии являются культовая система-система обрядовых действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

Социальными корнями религии первоначально выступает чрезвычайно низкий уровень производственных сил и обусловленный ими примитивный уровень сознания человека.

В классовом обществе к соц.корням прибавляется бессилие перед общественными силами которые эксплуатируют народ. Именно поэтому с переходом к классовому обществу религии языческие, сменяются на религию единобожия.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ эволюции концепции познания, понятие сознания. Основные положения концепции отражения. Творческая природа сознания, сознание как функция мозга. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Свойства человеческого сознания.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Проблема происхождения и сущности сознания. Уровни и формы сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2006

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Происхождение категории сознания. Сознание как основа существования человека. Философские толкования проблемы сознания.

    реферат , добавлен 15.12.2008

    Сознание как высшая функция мозга, его происхождение и сущность, уровни и формы. Понятие идеального, бессознательного, самосознания. Предпосылки возникновения языка и формирование представлений для понимания генезиса ощущений, психики, сознания.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2009

    Сознание как способность идеального (психического) отражения действительности. Основные принципы гносеологического подхода к проблемам сознания в философии. Онтологический аспект сознания, диалектико-материалистическая традиция в учении К. Маркса.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Рассмотрение понятия, структуры и происхождения сознания. Основы возникновения человеческого языка. Понятие идеального, различные концепции идеального. Сознательное и бессознательное как стороны единой психической реальности человека, их роль в жизни.

    реферат , добавлен 12.08.2015

    Сознание - форма отражения действительности, духовная сторона бытия, состояние психической жизни человека; субъективная переживаемость событий внешнего мира и жизни самого индивида. Свойства и структура сознания; содержание основных философских теорий.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2007

    Сознание - исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека. Материальное и идеальное. Характеристики и качества сознания, предпосылки его возникновения и развития. Бессознательное как феномен психики.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2008

    Исследование эволюции форм отражения, как генетических предпосылок сознания. Характеристика сознания, как высшей формы отражения объективного мира, его творческая и регуляторная деятельность. Единство языка и мышления. Проблема моделирования мышления.

Общественное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание - часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Но при этом общественного бытия и общественного сознания различны и относительно самостоятельны.

Особенность общественного сознания - оно в своем влиянии на бытие может оценивать его, вскрывать его смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. Общественное сознание эпохи, отражающее бытие и активно способствующее его преобразованию, - исторически необходимый и реально существующий элемент любого общественного устройства.

Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью, но может опережать общественное бытие или отставать от него.

Общественное сознание - особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру.

Классовая структура возникла с появлением классовых обществ.

В многонациональных государствах - национальное сознание народов.

По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое.

С точки зрения материальных его носителей: общественное, групповое и индивидуальное сознание

В историко-генетическом плане - общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно - экономических формациях.

Формы общественного сознания - различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Формы общественного сознания:

Политическое сознание - система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей; необходимый элемент функционирования и развития политической системы в целом. Функции: прогностическая, оценочная, регулятивная, познавательная. Уровни обыденно - практический и идеолого - теоретический.

Правовое сознание - система знаний и оценок, посредством которых общественными субъектами (индивидами, группами, классами) осознается сфера права. Функции: регулятивная, оценочная, познавательная. Структура: правовая идеология и правовая психология, по субъективному признаку - индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) правосознание, по уровню отражения действительности - обыденное, профессиональное и научное правосознание.

Нравственное сознание содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. Мораль (нравственность) - система взглядов и представлений, норм и оценок, касающихся регулирования поведения индивидов, согласования поступков отдельных лиц с интересами др. людей или определенной общности, способов воспитания людей, создания и укрепления определенных нравственных качеств и отношений. Можно выделить мораль профессиональную, бытовую, семейную. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное.

Эстетическое сознание - целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности, объективная основа которого - природная и социальная действительность и общественно - историческая практика. В структуру эстетического сознания входят: эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство - специфическая эстетическая форма общественного сознания и освоения действительности, ее художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека.

Религиозное и атеистическое сознание . Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, - элемент в структуре религии. Религия - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни. Религиозному сознанию присущи прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность, знание религиозной лексики, воображение, фантазия. В религиозном сознании выделяются два уровня: обыденный и теоретический (концептуальный).

Естественнонаучное сознание - сложное социальное явление. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такая область духовного производства, которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Функции науки - объяснительная, практическая, познавательная и т. д.

Экономическое сознание - это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально - экономической деятельности и общественные потребности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики.

Экологическое сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе.

Просмотров