Воз повозка. Значение воз, телега в энциклопедии брокгауза и ефрона. Лошадь и телега

ВОЗ, ТЕЛЕГА

Четырехколесная телега, более или менее длинная, особого типа, общеупотребительная в южных и юго-западных губерниях для возки хлеба, сена и других сельскохозяйственных продуктов и часто называемая малороссийским В. или драбинчатым. Малороссийский В. состоит из деревянных осей, соединенных между собою продольною, вилообразно раздвоенною перекладиною? подгорстом; на оси кладутся наставки (подушки), в которые входят нижние концы наклонно поставленных кнаружи, изогнутых ручек? ручиц, назначенных для поддержания боковых решетчатых частей В. ? полудрабок. Продольные стороны каждого полудрабка, длиною 6-7 аршин и толщиною 2 ? 2 ? вершка, называются шаблями. На верхние шабли обоих полудрабок в задней части В. надевается поперечина? крыжовница, соединяющая их между собою; на наставки кладутся доски, образующие дно В. Колеса у крестьянских В. часто нековковые, т. е. неокованные железом, удерживаются на осях при помощи люшен? упорок, надеваемых нижним конечным проухом (род кольца) на оконечность оси и закрепляемых там от сползания деревянною затычкою? чекою, входящею в сквозное отверстие. Другой верхний конец каждой люшни проходит в петлю? гужик, охватывающую верхнюю шаблю. К передней оси приделаны сницы, в которые вкладывается дышло при конной упряжке и вийя при воловьей.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОЗ, ТЕЛЕГА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОЗ, ТЕЛЕГА
    четырехколесная телега, более или менее длинная, особого типа, общеупотребительная в южных и юго-западных губерниях для возки хлеба, сена и других …
  • ТЕЛЕГА в Словаре автомобильного жаргона:
    1) тип повозки. 2) авто; 3) …
  • ТЕЛЕГА
    - 1) жалоба, 2) такси, тpамвай, 3) вpанье, 4) …
  • ВОЗ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • ТЕЛЕГА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы едете на телеге - предвещает Вам тяжелую работу и множество мелких неудач, в то время …
  • ВОЗ в Словаре экономических терминов:
    -
  • ВОЗ в Кратком церковнославянском словаре:
    - за, …
  • ВОЗ в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Всемирная организация …
  • ТЕЛЕГА
    четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Различают Т. с дышловой и оглобельной …
  • ВОЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    см. Всемирная организация здравоохранения …
  • ТЕЛЕГА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Экипажное …
  • ВОЗ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВОЗ в Энциклопедическом словарике:
    (Всемирная организация здравоохранения), смотри в статье Специализированные учреждения …
  • ТЕЛЕГА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Четырехколесная повозка для перевозки грузов живой тягой. Запрячь лошадь в телегу. Пропади моя т., все четыре …
  • ВОЗ в Энциклопедическом словаре:
    , -а (-у), о возе, на возу, мн. -ы, -ов, м. Колесная повозка или сани с кладью. В. с сеном. …
  • ВОЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    см. Всемирная организация здравоохранения …
  • ТЕЛЕГА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Экипажное …
  • ТЕЛЕГА
    теле"га, теле"ги, теле"ги, теле"г, теле"ге, теле"гам, теле"гу, теле"ги, теле"гой, теле"гою, теле"гами, теле"ге, …
  • ВОЗ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    во"з, возы", во"за, возо"в, во"зу, воза"м, во"з, возы", во"зом, воза"ми, во"зе, воза"х, …
  • ВОЗ в словаре Анаграмм.
  • ТЕЛЕГА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Пятое колесо ей не к …
  • ВОЗ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ВОЗ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ТЕЛЕГА
    арба, биндюг, дроги, жалоба, заявление, мажара, матковозка, повозка, полок, тележка, …
  • ВОЗ в словаре Синонимов русского языка:
    бездна, вагон, возишко, возище, куча, масса, множество, повозка, пропасть, прорва, сани, тьма, тьма тем, тьма-тьмущая, уйма, …
  • ТЕЛЕГА
    ж. 1) Четырехколесная повозка с низким кузовом для перевозки грузов. 2) перен. разг.-сниж. Письменное сообщение, донесение (обычно неприятного …
  • ВОЗ- в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. префикс (а также вос-) Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах несовершенного вида со значением: поднять или подняться вверх или наверх …
  • ВОЗ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ...ВОЗ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ВОЗ в Словаре русского языка Лопатина:
  • ТЕЛЕГА
    телега, …
  • ВОЗ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    воз, -а, предл. на возу, мн. -ы, …
  • ТЕЛЕГА в Орфографическом словаре:
    тел`ега, …
  • ВОЗ в Орфографическом словаре:
    воз, -а, предл. на воз`у, мн. -`ы, …
  • ТЕЛЕГА
    четырехколесная повозка для перевозки грузов живой тягой Запрячь лошадь в телегу. телега Non-st == жалоба N2 На тебя прислали целую …
  • ВОЗ... в Словаре русского языка Ожегова:
    Образует глаголы со знач. создания чего-нибудь вновь возродить, возобновить воз... Образует глаголы со знач. направленности действия, на поверхность чего-нибудь + …
  • ВОЗ в Словаре русского языка Ожегова:
    колесная повозка или сани с кладью В. с сеном. В. дров. Положить н- воз или на в¦з. Что с возу …
  • ТЕЛЕГА в Словаре Даля:
    жен. телега? (от тал, доля, и иго; пол-ига, одноконный оглобельный воз?) простая крестьянская или ямская повозка, разного вида, с оглоблями; …
  • ВОЗ в Словаре Даля:
    возы, воз, вос, вз, вс, возо, взо, предл. слитный, употреб. особ. с гл. и означает: вознесение, возвышение, возврат возобновление и …
  • ВОЗ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    см. Всемирная организация …
  • ТЕЛЕГА
    телеги, ж. Крестьянская четырехколесная повозка. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. Пушкин. Проселочным путем люблю скакать …
  • ВОЗ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    воза, о возе, на возу, мн. возы и (чаще) воза, м. 1. Груженная кладью повозка. К вокзалу тянутся воза. 2. …
  • ВОЗ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (см. также возо-, вос-). Приставка в книжных, б. ч. устарелых словах, с к-рой в настоящее время новые слова почти не …
  • ТЕЛЕГА
    телега ж. 1) Четырехколесная повозка с низким кузовом для перевозки грузов. 2) перен. разг.-сниж. Письменное сообщение, донесение (обычно неприятного …
  • ВОЗ- в Толковом словаре Ефремовой:
    1. префикс (а также вос-) Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах несовершенного вида со значением: поднять или подняться вверх или …
  • ВОЗ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) а) Повозка (телега, сани и т.п.) с кладью. б) Количество груза, которое может поместиться на такой повозке. 2) …
  • ...ВОЗ в Толковом словаре Ефремовой:
    Конечная часть сложных существительных, вносящая значения: 1) перевозящий (1) то, что названо в первой части слова (зерновоз, нефтевоз, водовоз, углевоз …
  • ТЕЛЕГА
    ж. 1. Четырехколесная повозка с низким кузовом для перевозки грузов. 2. перен. разг.-сниж. Письменное сообщение, донесение (обычно неприятного …
  • ВОЗ- в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I префикс; - вос- Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах несовершенного вида со значением: поднять или подняться вверх или наверх с …

→ → → Воз, телега в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Воз, телега - это

Воз, телега

четырехколесная телега, более или менее длинная, особого типа, общеупотребительная в южных и юго-западных губерниях для возки хлеба, сена и других сельскохозяйственных продуктов и часто называемая малороссийским В. или драбинчатым. Малороссийский В. состоит из деревянных осей, соединенных между собою продольною, вилообразно раздвоенною перекладиною - подгорстом; на оси кладутся наставки (подушки), в которые входят нижние концы наклонно поставленных кнаружи, изогнутых ручек - ручиц, назначенных для поддержания боковых решетчатых частей В. - полудрабок. Продольные стороны каждого полудрабка, длиною 6-7 аршин и толщиною 2 - 2 ? вершка, называются шаблями. На верхние шабли обоих полудрабок в задней части В. надевается поперечина - крыжовница, соединяющая их между собою; на наставки кладутся доски, образующие дно В. Колеса у крестьянских В. часто нековковые, т. е. неокованные железом, удерживаются на осях при помощи люшен - упорок, надеваемых нижним конечным проухом (род кольца) на оконечность оси и закрепляемых там от сползания деревянною затычкою - чекою, входящею в сквозное отверстие. Другой верхний конец каждой люшни проходит в петлю - гужик, охватывающую верхнюю шаблю. К передней оси приделаны сницы, в которые вкладывается дышло при конной упряжке и вийя при воловьей.В. С.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/brokgauz_efron/125350/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Воз, телега в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Воз, телега в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.

Воз, телега

Четырехколесная телега, более или менее длинная, особого типа, общеупотребительная в южных и юго-западных губерниях для возки хлеба, сена и других сельскохозяйственных продуктов и часто называемая малороссийским В. или драбинчатым. Малороссийский В. состоит из деревянных осей, соединенных между собою продольною, вилообразно раздвоенною перекладиною - подгорстом; на оси кладутся наставки (подушки), в которые входят нижние концы наклонно поставленных кнаружи, изогнутых ручек - ручиц, назначенных для поддержания боковых решетчатых частей В. - полудрабок. Продольные стороны каждого полудрабка, длиною 6-7 аршин и толщиною 2 - 2 ½ вершка, называются шаблями. На верхние шабли обоих полудрабок в задней части В. надевается поперечина - крыжовница, соединяющая их между собою; на наставки кладутся доски, образующие дно В. Колеса у крестьянских В. часто нековковые, т. е. неокованные железом, удерживаются на осях при помощи люшен - упорок, надеваемых нижним конечным проухом (род кольца) на оконечность оси и закрепляемых там от сползания деревянною затычкою - чекою, входящею в сквозное отверстие. Другой верхний конец каждой люшни проходит в петлю - гужик, охватывающую верхнюю шаблю. К передней оси приделаны сницы, в которые вкладывается дышло при конной упряжке и вийя при воловьей.


Колесные повозки существовали уже во времена доисторические; о них упоминается в самых древних источниках как о предметах общеизвестных. Так, в одном из древнейших стихов Вед употреблено сравнение: "как за конем катится колесо, так оба мира за тобой".
В Азии повозки употреблялись издавна, одновременно с верховыми и вьючными животными. Греки во времена Гомера пользовались колесницами. Подробности конструкции древних повозок остаются неизвестными; только внешняя форма боевых двухколесных колесниц хорошо изображена на многих сохранившихся барельефах и других изображениях.

UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)
A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.

Нет сомнения ввиду многих мест древних авторов, что и для перевозки грузов издавна употреблялись колесные повозки. Так, Гомер повествует, что Навзикая просила у отца повозку, чтобы везти с подругами на берег моря мыть одежды. Повозки этого рода бывали двух- и четырехколесные: их изобретение Плиний приписывает фригийцам. Колеса такого "plaustrum" были крепко насажены на оси, которые вертелись вместе с ними, как у наших железнодорожных вагонов, в подшипниках, неподвижно прикрепленных к кузову. Такие повозки, очень неповоротливые, и теперь существуют на о-ве Формозе.



TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).

У древних персов существовала правильно организованная почтовая гоньба; царские гонцы быстро развозили повеления и в других древних государствах, но о правильно организованной перевозке пассажиров на лошадях известно подробнее лишь со времен римлян. Извоз этого рода содержали частные люди (экипаж; "cisium") был двухколесный, с дышлом, наподобие кабриолета, но без рессор, с сиденьем, подвешенным на ремнях. В него влезали со стороны лошадей, а не сзади, как в колесницах; изображения цизиума встречаются уже на этрусских вазах. В таких экипажах ездили очень скоро: по свидетельству Светония, император проезжал в легких "meritoria vehicula" расстояния до 150 в. в сутки.


В.Серов. Одиссей и Навсикая

Гораздо больше сведений мы имеем о парадных экипажах римлян. У древних вообще пользование парадными колесницами было привилегий высокопоставленных лиц и жрецов; изображения богов во время процессий тоже возили в особых колесницах. Частные лица присвоили себе это право только во времена упадка нравов, а при империи украшали свои экипажи со всею возможной роскошью. Самый древний тип - "arcera", о нем упоминается в законах двенадцати таблиц; это была четырехколесная открытая тележка; для женщин ее делали на двух колесах. Столь же древни и носилки, которым впоследствии стали придавать такое роскошное устройство, что Цезарь счел нужным издать закон, ограничивающий эту роскошь.


Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранник.

Несколько позднее был придуман "саrреntum", двухколесный экипаж с полуцилиндрической крышкой, и "carruca", родоначальница современных карет, четырехколесная повозка с покрытым кузовом, приподнятым над ходом на четырех столбиках; сзади было сиденье для двух лиц, а возница сидел спереди, ниже господ, или шел рядом. От галлов римляне заимствовали таратайку с кузовом, плетенным из ивы - "sirpea", а от жителей северного побережья Европы - колесницу "essedum", в которую входили спереди; она служила и для мирных, и для военных целей.


Сальвадор Дали - Призрачная повозка

В эпоху переселения народов и в начале средних веков пользование экипажем считалось признаком изнеженности; совершались переезды на коне, а духовные и женщины ездили на ослах. Летописцы этой эпохи лишь весьма редко упоминают об экипажах. Так, Эгингард повествует, что меровингский король Хильперик всюду ездил в римском "саrреntum", запряженном быками; английский епископ св. Эркенвальд в VII в. ездил и проповедовал в колесной повозке, так как был стар и немощен. Только после крестовых походов мода на экипажи начинает возрождаться, но их допускают лишь для торжественных случаев, для высокопоставленных лиц, а обывателям запрещают ими пользоваться.


«Прибытие почтовой кареты» Буальи Луи-Леопольд

Повозка - наиболее общее собирательное название различных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой животных, вне зависимости от особенностей конструкции, области и целей применения.

По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по количеству колёс - на двухколёсные (одноосные) и четырёхколёсные (двуосные), а также без колёс - на полозьях.


Willem de Zwart (1862-1931) - Carriages Waiting (Unknown Year)

Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных).

Современные повозки нередко оснащаются пневматическими шинами, а иногда также пневматическими либо гидравлическими тормозами.

ПАССАЖИРСКИЕ ПОВОЗКИ.

Типы экипажей.

Карета - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Наиболее часто использовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету.

Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами, когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати. Наиболее вероятно, что слово употреблялось и ранее наряду с другими распространнеными в то время словами (например «колымага»), к тому же слово использовалось в украинском, старославянском и польском языках.

(Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta < итал. caretta, суф. производного от carro «воз» (из лат. carrus «повозка на четырех колесах»)). Переход с коня (для мужчин) и колымаги (для женщин) на карету для обоих полов символизировал допетровскую европеизацию русского дворянства.

Дормез - большая карета для дальних поездок со спальными местами.
ДОРМЕЗОМ (в переводе с французского «спальная») называлась просторная карета со спальными местами, предназначенная для дальних поездок. Такая карета, унаследованная от родителей, была у Л.Н. Толстого, как вспоминал его старший сын, ее везли шесть лошадей. У дорожных экипажей наверху были ВАЖИ, или ВАШИ, – ящики для поклажи, а сзади ГОРБОК, тоже служивший для помещения багажа.


Паннемакер Адольф. «Пыль взвилась из-под дормеза и малютку скрыла»: Ил. к стихотворению Т.Г. Шевченко «Кобзарь» (перевод Н.В. Гербеля). Гравюра с рис. Н.Н. Каразина. 19 в.

Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.

Повозки военные* - придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых.
В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами.
Повозки военные* для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная Повозки военные* (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка.


Зимний возок

Этот великолепный многоместный экипаж в форме вагона на длинных полозьях был сделан мастером Жаном Мишелем в Москве в 1732 году. Предназначался он для поездок на большие расстояния в зимнее время. Именно на нем в феврале 1742 года дочь Петра I Елизавета спешила в Москву из Петербурга на свою коронацию. Роскошный возок был украшен золоченой резьбой и скульптурными деталями, крыша увенчана балясинами, а стенки декорированы росписью с двуглавыми орлами и другими атрибутами государственной власти. Удобный и красивый возок был выполнен поистине царской роскошью. До сих пор он впечатляет пышностью декора и изяществом форм.
Высота - 185 мм., длина - 450 мм.

Летняя «потешная» каретка

Миниатюрная летняя каретка, сделанная в Москве в 1690-1692 годах, с тонким золотым узором по нежно-голубому фону выглядит как изящная игрушка. «Потешной» называли экипажи, которые предназначались для развлечения. Согласно «Описи царской Конюшенной казны» каретка принадлежала двухлетнему царевичу Алексею – сыну Петра I. Несмотря на свою принадлежность к игрушкам, каретка выполнена по всем правилам и со всеми тонкостями сложного технического решения. У нее имеется приспособление для поворота – «лебяжья шейка» - и поворотный круг. «Потешная» каретка по изысканности формы и тонкости декора ничуть не уступает настоящим каретам, что подчеркивает высокое социальное положение ее маленького владельца.

Карета типа «BERLINE»

Элегантная четырехместная «берлина» использовалась для важных торжественных выездов Екатерины II. Выполнена она известным петербургским мастером немецкого происхождения Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году и оснащена новейшими по тому времени конструктивно-техническими деталями – вертикальными и горизонтальными листовыми рессорами. Резной золоченый декор украшает карниз, спуски и наличники. Окна и верхняя половина дверей закрыты зеркальным стеклом. На передней и задней части стана и на колесах золоченая резьба почти полностью скрывает конструктивные детали. Неслучайно именно эта карета служила для парадных выездов императрицы и двора.

Колымага

Колымага – широко распространенный в России и Запанной Европы с XVI века тип экипажей, с почти четырехугольным кузовом на высокой оси. Эта четырехместная колымага выполнена мастерами в 1640-е годы, что нашло свое отражение и в форме, и в убранстве. Национальное своеобразие особенно ярко отразилось в декоре колымаги. Кузов строгого силуэта обтянут малиновым бархатом и украшен заполняющим всю поверхность узором из квадратов, выложенных медными золочеными гвоздиками с выпуклыми шляпками. В центре каждого квадрата характерный только для русских экипажей того времени орнамент в форме восьмиконечной звезды из серебряного галуна. Сочетание малинового бархата с серебром и золотом создает удивительно гармоничный и праздничный облик экипажа, который дополняют слюдяные оконца, украшенные ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов.

Внутреннее убранство не уступает в своей роскоши внешнему – обивка стен и сидений выполнена из дорогого турецкого золотого бархата, который на Руси любили за необычайную пышность узора. Первыми владельцем экипажа был брянский староста, подданный Российского государства Франциск Лесновольский. По всей вероятности он получил его в качестве награды «по именному Великого государя указу». Другим владельцем колымаги являлся боярин Никита Иванович Романов, игравший значительную роль при дворе царя Михаила Федоровича.

Зимний «потешный» возок

Зимний потешный возок – уникальный экипаж, созданный в Москве в 1689-1692 гг., подобных которому нет ни в одном музее мира. Возок представляет собой «комнатку» с маленькими окошечками и довольно широкими дверцами на полозьях для удобства передвижения по снегу. «Потешный» возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича – брата и соправителя Петра I. Форма кузова сохраняет древнюю традиционную форму – строгий и четкий силуэт и прямоугольные очертания. Однако украшен он весьма живописно в соответствии с модным в то время стилем барокко. Кожаная обивка была выполнена мастерами Московского Кремля. Тисненый золоченый рельефный узор из цветов, плодов, покрывает всю поверхность стенок и дверей. Нарядный экипаж отлично подходил для зимних забав царских детей и в то же время соответствовал высокому статусу владельцев, что подчеркивалось изысканностью дорогой отделки и высоким мастерством исполнения.

Воз, телега

четырехколесная телега, более или менее длинная, особого типа, общеупотребительная в южных и юго-западных губерниях для возки хлеба, сена и других сельскохозяйственных продуктов и часто называемая малороссийским В. или драбинчатым. Малороссийский В. состоит из деревянных осей, соединенных между собою продольною, вилообразно раздвоенною перекладиною - подгорстом; на оси кладутся наставки (подушки), в которые входят нижние концы наклонно поставленных кнаружи, изогнутых ручек - ручиц, назначенных для поддержания боковых решетчатых частей В. - полудрабок. Продольные стороны каждого полудрабка, длиною 6-7 аршин и толщиною 2 - 2 ½ вершка, называются шаблями. На верхние шабли обоих полудрабок в задней части В. надевается поперечина - крыжовница, соединяющая их между собою; на наставки кладутся доски, образующие дно В. Колеса у крестьянских В. часто нековковые, т. е. неокованные железом, удерживаются на осях при помощи люшен - упорок, надеваемых нижним конечным проухом (род кольца) на оконечность оси и закрепляемых там от сползания деревянною затычкою - чекою, входящею в сквозное отверстие. Другой верхний конец каждой люшни проходит в петлю - гужик, охватывающую верхнюю шаблю. К передней оси приделаны сницы, в которые вкладывается дышло при конной упряжке и вийя при воловьей.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Воз, телега" в других словарях:

    Четырехколесная телега, более или менее длинная, особого типа, общеупотребительная в южных и юго западных губерниях для возки хлеба, сена и других сельскохозяйственных продуктов и часто называемая малороссийским В. или драбинчатым. Малороссийский … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См … Словарь синонимов

    Воз, донос, тележка, письмо, наговор, полок, биндюг, сказки, повозка, слух, вымысел, сплетня, тележонка, выдумка, матковозка, арба, фура, мажара, заявление, дроги, жалоба, сказка, дезинформация, легковушка, ложь, подвода, россказни, небылица… … Словарь синонимов

    Жен. телега? (от тал, доля, и иго; пол ига, одноконный оглобельный воз?) простая крестьянская или ямская повозка, разного вида, с оглоблями; у хорошей телеги кузов на дугах и обшит снутри лубком; у извозной телеги перед (подушка) высокий и шире… … Толковый словарь Даля

    А (у), предлож. о возе, на возу; мн. возы, (разг.) воза; м. 1. Повозка (телега, сани и т.п.) с кладью. Воз с дровами, с сеном. Ехать на возу. Воз на себе тащить, тянуть (также: самому делать самую тяжёлую работу). * Что с возу упало, то пропало… … Энциклопедический словарь

    I м. 1. Повозка (телега, сани и т.п.) с кладью. 2. Количество груза, которое может поместиться на такой повозке. 3. перен. разг. Неопределённо большое, неисчислимое количество чего либо. II предик. разг. Оценочная характеристика количества,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    воз - а (у), предлож.; о во/зе, на возу/; мн. возы/, (разг.), воза/; м. 1) а) Повозка (телега, сани и т.п.) с кладью. Воз с дровами, с сеном. Ехать на возу. Воз на себе тащить, тянуть (также: самому делать самую тяжёлую работу) * Что с возу упало, то… … Словарь многих выражений

    Воз: Воз повозка (телега, сани и т. п.) с кладью. ВОЗ Всемирная организация здравоохранения … Википедия

    телега - Происхождение неясно. Наиболее предпочтительно объяснение слова как др. рус. заимств. из монг. яз., где telege(n) «повозка» производное от tele «перевозить». Ср. воз, фура, вагон … Этимологический словарь русского языка

    Сербохорватский язык Самоназвание: ранее Srpskohrvatski jezik, Српскохрватски језик Страны: Босния и Герцеговина, Сербия, Хорватия, Черногория Общее число носителей: 17 млн. Рейтинг: 50 … Википедия

Книги

  • Большая телега , Макс Фрай. "Большая Телега, или Большой Воз, - так у некоторых народов называлось созвездие Большая Медведица. Концепция книги такова: карта созвездия была определенным образом наложена на карту Европы,…

Просмотров