Структура налоговой системы рф. Налоговая система российской федерации. Понятие и сущность налогов и сборов

Понятие налоговой системы государства мы рассматривали в . О структуре налоговой системы России расскажем в этом материале.

Состав налоговой системы РФ

Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.

Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение .

К таким элементам можно отнести:

  • налоги, сборы и страховые взносы;
  • налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;
  • налоговые органы;
  • законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.

При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.

При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);
  • налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);
  • налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Соответственно, и иные элементы налоговой системы могут быть представлены с большей степенью детализации. К примеру, налоговые органы - это ФНС и ее территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня) (

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и иных платежей, взимаемых органами государственной власти с административно-территориальных образований, граждан и организаций, являющихся налогоплательщиками, а также принципов, форм и порядка их установления, изменения, отмены уплаты, принятия мер по обеспечению сбора налогов, осуществлению контроля.

Участниками правоотношений в системе налогообложения являются:

  • 1. Государственные административные образования:
    • - региональные (республики, не являющиеся субъектами иных образований, кроме как РФ, края, области, г. Москва и Санкт-Петербург);
    • - местные (республики, входящие в состав других образований РФ, автономные области, округа и районы субъектов РФ);
    • - муниципальные (города, районы городов, в том числе г. Москвы и Санкт-Петербурга, поселки, села и т.д.).
  • 2. Юридические лица (организации).
  • 3. Физические лица (граждане).
  • 4. Органы налоговой службы (таможенной службы).
  • 5. Органы исполнительной власти РФ.

В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги (сборы, пошлины). Федеральными признаются налоги (платежи), устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всем экономическом пространстве РФ. Региональными признаются налоги (платежи), устанавливаемые законами субъектов РФ на основании федерального закона о налогообложении. Местными признаются налоги (платежи), принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ и федеральными законами.

Федеральным законом РФ устанавливаются следующие платежи:

  • 1. Платеж административно-территориального образования РФ (регионального, местного, муниципального);
  • 2. Налог на доход организации (юридического лица).
  • 3. Налог на доход гражданина (физическое лицо).
  • 4. Государственная пошлина (в т.ч. лицензионный сбор).
  • 5. Таможенная пошлина (сбор).

Законодательством субъекта РФ регулируются налоги (платежи):

  • 1. Дорожный налог.
  • 2. Пошлина на недвижимость (транспорт).
  • 3. Пошлина на природные богатства (землю, леса, водные ресурсы, недра).
  • 4. Коммунальные налоги.

Законодательством местного самоуправления регулируются платежи:

  • 1. Пошлина на лицензируемые виды деятельности.
  • 2. Сборы за виды деятельности.

Все налоги (сборы, пошлины), взимаемые с налогоплательщиков, зачисляются в бюджет муниципального образования и являются источниками его доходов.

Платежи административно-территориальных образований зачисляются:

  • - с муниципальных образований в местный бюджет (республики, входящей в состав другого государственного образования, автономной области, округа или района субъекта РФ);
  • - с местного образования в региональный бюджет (республики, не входящей в состав другого государственного образования, кроме как в состав РФ, края, области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга);
  • - с регионального образования в государственный бюджет РФ.

Объектами налогообложения признаются доходы, получаемые налогоплательщиками от всех видов деятельности, недвижимость (строения, транспорт), природные богатства (земля, лес, недра, водные ресурсы), ввозимые и вывозимые товары и т.д.

Доходами признаются денежные средства и иная материально-вещественная выгода, получаемая налогоплательщиками в любой форме от всех видов деятельности.

Исчисление суммы налога (сбора, пошлины), подлежащего уплате за установленный налоговый период, производится налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога и иного платежа исчисляется из налоговой базы, налоговой ставки по каждому виду налога (платежа) индивидуально. Уплата налогов и иных платежей осуществляется в сроки, определяемые законодательством. В случае неуплаты платежей в сроки, установленные законодательством, налогоплательщики уплачивают штраф (пеню) в соответствии с законом. Контроль за уплатой всех видов платежей (кроме коммунальных услуг) осуществляется органами государственной налоговой службы.

Уплата всех видов платежей гражданами (физическими лицами) производится через организации, выплачивающие денежное вознаграждение, и кредитную организацию посредством платежных документов.

Уплата платежей организациями (юридическими лицами) осуществляется в безналичной форме через кредитную организацию. Уплата платежей административно-территориальными образованиями РФ производится в безналичной форме авансовыми платежными поручениями через кредитную организацию.

Все налогоплательщики самостоятельно составляют и представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность или налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, установленный законодательством.

Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

  • - виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;
  • - субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • - органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • - законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации налоговая система является 3-уровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

Уровни законодательной базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Субъекты налога. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговые органы в России представлены Министерством РФ по налогам и сборам с его подразделениями, Государственным таможенным комитетом РФ с его подразделениями, органами государственных внебюджетных фондов, Управлением Министерства финансов РФ, министерствами и финансовыми управлениями субъектов РФ, Федеральной службой налоговой полиции с ее подразделениями, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и др. должностными лицами, насчитывающими 180 тыс. налоговых служащих (без учета сотрудников ФСНП РФ).

Представленная структура налоговой системы России и ее анализ свидетельствуют, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

Для того чтобы налоговая система функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:

  • - снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;
  • - сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих. Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управления не должны занимать вопросы, как и на какие нужды субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключительным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводитель будет заинтересован в расширении личного производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда, и у самого субъекта налога - тяга к развитию теневого сектора экономики и уходу от уплаты налогов.

Федеральный центр, субъекты федерации и органы местного управления должны в большей степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и полнота исчисления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда. Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-территориальном принципе уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона. Анализ системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

  • 1. Создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике.
  • 2. Создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:
    • - своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);
    • - своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;
    • - изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;
    • - своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;
    • - совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;
    • - создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.

Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.

Анализ исполнения федерального бюджета за 2005-2007 гг.

Налоговая политика, основанная на принципах четкости и прозрачности, является одним из механизмов действия социальной справедливости. О четкости в настоящее время говорить не приходится, т.к. имеется слишком много противоречий в Налоговом кодексе РФ, действующем сегодня, которые не могут разрешить однозначно ни те, кто его принимал, на Высший Арбитражный суд РФ. По поводу прозрачности налоговой политики РФ можно отозваться положительно. Прозрачность налоговой политики определяется доступностью информации о порядке и величине распределения налогов на общественные потребности. В России такая информация содержится в федеральных законах об исполнении бюджета государства, которые доступны для изучения любому жителю государства. Рассмотрим исполнение федерального бюджета в течение последних 3-х лет в разных ракурсах. Используем для анализа данные 2005 г. по налогам, приносящим наибольший доход в бюджет.

Из диаграммы видно, что собираемость налогов в течение года находится примерно на одном уровне, есть положительная тенденция по ЕСН и по налогу на прибыль.

Рассмотрим доли налогов в процентном отношении в общей сумме доходов бюджета:

Построим сравнительную диаграмму.


Основным по собираемости в структуре дохода, как видно из таблицы, в 2005 г. является НДС, затем соответственно налог на прибыль и ЕСН, без учета общей суммы прочих налоговых доходов.

Рассмотрим оперативное исполнение бюджета в 2006 г., т.к. на сегодняшний момент утверждено только исполнение бюджета за 2005 г. Федеральным Законом от 09.04.2007 г. № 41-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2005 г.».


Необходимо отметить, что при общем профиците бюджета в 2006 г., не довыполнен план по доходам по НДС на 1,5%, в то же время превышение плана по ЕСН - 1,7%, по налогу на прибыль - 5%.

Сделаем сравнительный анализ оперативного исполнения федерального бюджета за периоды январь-сентябрь 2006 г. и январь-сентябрь 2007 г.


Из анализа по периодам наблюдается положительная тенденция по собираемости всех налогов.

Конкретно по 2007 г. воспользуемся таким источником, как ПРАЙМ-ТАСС. В мае 2007 г. Министром финансов Кудриным сообщено на заседании Правительства:

  • - при плане доходов в 1-м кв. 2007 г. 1571 млрд.руб. выполнение составило 1422 млрд.руб. с недобором 149 млрд.руб.
  • - до конца не сформированы практика по налоговым вычетам и возмещению НДС по капитальным вложениям, как результат поступления по НДС по капитальным вложениям снизились на 41 млрд.руб.
  • - не сформирован заявительный порядок НДС по экспорту, в результате чего поступления по экспортному НДС снизились на 97 млрд.руб.
  • - одновременно улучшение администрирования (в плане сбора налогов ФНС по результатам проверок и арбитражных судов) принесло в казну 53,6 млрд.руб.

По очередному сообщению ПРАЙМ-ТАСС по состоянию на 28.11.07 г. Минфин сообщил на заседании правительства, что ожидаемый профицит федерального бюджета в 2007 г. может составить 1728,7 млрд.руб. Исполнение федерального бюджета России за 2007 г. ожидается по доходам в сумме 7649,7 млрд.руб., что составляет 102,8% к доходам, утвержденным ФЗ на 2007 г.

Нестеров А.К. Налоговая система РФ // Энциклопедия Нестеровых

Налоговая система составляет важнейший механизм функционирования государства. Эффективное государственное управление налоговой системы в Российской Федерации позволяет контролировать ее функционирование на национальном и региональном уровне, регулировать развитие национальной экономической системы, в том числе с использованием механизмов фискальной политики.

Понятие и структура налоговой системы

В действующих нормативных актах законодательно не определено понятие налоговой системы, однако действовавший до 2004 года Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержал такое определение: "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".

Налоговая система – это урегулированная нормами налогового законодательства и построенная на определенных принципах система общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов и сборов.

С точки зрения такого подхода, налоги и сборы являются основой налоговой системы, с помощью которой в государстве исполняются функции по регулированию, распределению и перераспределению финансовых потоков, при этом порядок уплаты налогов и сборов устанавливается законодательно.

В соответствии с этим структура налоговой системы состоит из трех элементов:

  • налоги и сборы;
  • налоговое законодательство;
  • налоговые органы.

Структура налоговой системы Российской Федерации

Налоги, сборы и страховые взносы включают весь перечень платежей, подлежащих уплате на территории Российской Федерации.

Система принципов построения и функционирования налоговой системы описывается в налоговом законодательстве. Основополагающим источником регулирования налогов и сборов в Российской Федерации выступает Налоговый кодекс. Налоговый кодекс также содержит нормы, касающиеся налогоплательщиков, плательщиков сборов и плательщиков страховых взносов.

Налоговые органы в Российской Федерации представлены Федеральной налоговой службой, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Налоговая система РФ в настоящее время представляет собой централизованную модель, регулирующую все общественные отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов.

Налоговая система – это эффективный инструмент влияния на социально-экономическое развитие, особенно в условиях реализации антикризисных мер, направленных на структурные реформы и устойчивый экономический рост.

Налоговая система, основанная на правовом урегулировании общественных отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и сборов, затрагивает все аспекты хозяйственной жизни. Налоги выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему распределительных отношений, связанных с налоговыми поступлениями в бюджет и последующим использованием бюджетных ресурсов. Посредством налоговой системы, совокупности налогов и сборов государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

Понятия налога, сбора и страховых взносов закреплены в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Понятия налога, сбора и страховых взносов согласно Налоговому кодексу Российской Федерации

Соответственно, добровольные выплаты и взносы и не являются налоговыми отчислениями. При этом налоги обладают тремя обязательными признаками:

  1. Императивность – требование обязательной уплаты налога со стороны государства, в случае неисполнении требования к налогоплательщику применяются различные санкции;
  2. Смена собственника – путем уплаты налоговых отчислений доля частной собственности трансформируется в государственную или муниципальную собственность в виде налоговых поступлений в соответствующий бюджет;
  3. Безвозвратность и безвозмездность – уплаченные налоговые платежи в бюджет обезличиваются и не возвращаются конкретному налогоплательщику, а перераспределяются в рамках бюджетной системы.

С учетом признаков налогов можно судить о том, что налоговые платежи являются законной формой изъятия государством части средств юридических и физических лиц по законодательно установленным нормам в соответствии с действующим порядком и в определенные сроки.

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет три уровня налогов и сборов в статье 12:

  1. Федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
  2. Региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
  3. Местные налоги и сборы – обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоговое законодательство является отражением принципов построения налоговой системы и устанавливает:

  • нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы;
  • принципы формирования налогового законодательства;
  • порядок налогообложения и деятельности соответствующих исполнительных органов в сфере налоговых отношений;
  • основные черты, характеристики, права, обязанности, ответственность участников налоговых отношений;
  • конкретные нормы, положения и принципы взимания всех действующих налогов;
  • налогоплательщиков каждого из действующих налогов;
  • налоговую базу каждого налога;
  • порядок исчисления и уплаты налогов;
  • порядок и сроки представления декларации по налогу.

Принципы построения налоговой системы в зависимости от особенностей национальной экономической системы реализуются государствами на основе текущей социально-экономической ситуации, поэтому в различных странах принципы налогообложения могут отличаться. Принципы построения налоговой системы закрепляются законодательно, а наличие в государстве собственной налоговой системы возможно только в суверенных государствах.

Принципы построения налоговой системы Российской Федерации

Характеристика

Обязательность

Все налоговые платежи должны уплачиваться налогоплательщиками своевременно и в полном объеме

Справедливость

Все налогоплательщики находятся в равных условиях.

Определенность

Законодательное закрепление норм, положений и правил уплаты налогов происходит до начала взимания налогов.

Удобство

Процедура уплаты налогов должна быть простой и удобной для налогоплательщиков.

Целесообразность

Сумма налоговых доходов должна превышать сумму издержек по их сбору, которая должна быть минимальна.

Гибкость

Налоговая система должна быстро меняться в случае изменения социально-экономических условий.

Объективность

Налог уплачивается единожды, налоги не должны часто меняться, налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Целенаправленность

Взимание налогов должно преследовать конкретную цель: непосредственно фискальную, природоохранную, распределительную и т.п., – с точки зрения природы объекта налогообложения.

Единство

Налоговая система действует на всей территории государства на одинаковых условиях для всех типов налогоплательщиков.

С точки зрения функционирования налоговой системы Российской Федерации в целом, налоговые органы – это особого рода федеральный орган исполнительной власти, в чьи полномочия входит контроль и надзор в области налогов и сборов. В настоящее время данные полномочия возложены на Федеральную налоговую службу, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В соответствии с этим налоговыми органами Российской Федерации является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

В современных условиях налоговые органы функционируют на принципах единой централизованной системы контроля исполнения законодательства о налогах и сборах. В структуре налоговой системы Российской Федерации действия налоговых органов направлены на реализацию контрольной деятельности: контролируют правильность исчисления, полноту и своевременно уплаты всех отчислений в бюджетную систему Российской Федерации, относимых к компетенции налоговых органов. При этом в своей деятельности налоговые органы руководствуются исключительно действующим законодательством и действуют в пределах своей компетенции.

Деятельность налоговых органов осуществляется во взаимодействии с иными органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также с внебюджетными фондами. Налоговые органы действуют в рамках реализации своих полномочий, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, относимых к налоговому законодательству.

Сложившаяся структура налоговой системы Российской Федерации отвечает потребностям национальной экономической системы и урегулирована в рамках действующего налогового законодательства.

Налоговая система РФ

Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из федеральных, региональных и местных налогов, которые устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. В Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

На схеме представлены действующие федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Действующие в Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы

Характеристика налогов и сборов Российской Федерации

Наименование налогов и сборов

Характеристика налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на товары массового потребления, включается в цену товаров.

Налог на доходы физических лиц

прямой налог, исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц.

Налог на прибыль организаций

прямой налог, взимаемый с прибыли организации, определяемой как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов.

Налог на добычу полезных ископаемых

прямой налог, взимаемый с недропользователей, к которым относятся российские и иностранные организации и индивидуальные предприниматели.

Водный налог

прямой налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

взимаются с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц за получение в установленном порядке разрешения на добычу объектов животного мира, добычу водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Государственная пошлина

взимается уполномоченными органами при выполнении определенных функций (регистрационные, гербовые сборы, судебные пошлины, таможенные пошлины)

Региональные налоги и сборы

Налог на имущество организаций

прямой налог, устанавливается на имущество организаций, из расчета среднегодовой стоимости имущества, относимого к объектам налогообложения.

Налог на игорный бизнес

прямой налог, взимаемый с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Транспортный налог

прямой налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Местные налоги и сборы

Земельный налог

прямой налог, взимаемый с организаций и физических лиц, обладающих земельными участками.

Налог на имущество физических лиц

прямой налог, устанавливается на имущество физических лиц, из расчета суммарной инвентаризационной стоимости имущества, относимого к объектам налогообложения.

Торговый сбор

фиксированный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.

Для каждого налога определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщики сборов и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

В статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен перечень специальных налоговых режимов:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) – Глава 26.1;
  • упрощенная система налогообложения – Глава 26.2;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – Глава 26.3;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – Глава 26.4;
  • патентная система налогообложения – Глава 26.5.

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок налогообложения, освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов, взамен налогоплательщики уплачивают налог в соответствии со специальным порядком согласно специальному налоговому режиму.

Специальные налоговые режимы формируют условия для налогоплательщиков, при выполнении которых они не платят налоги по общей системе налогообложения. Специальные налоговые режимы позволяют достичь следующих целей в сфере налогообложения и функционирования налоговой системы Российской Федерации:

  1. Повышение эффективности регулирования отдельных отраслей национальной экономической системы в рамках определенных сфер деятельности, подпадающих по условия применения специальных налоговых режимов;
  2. Упрощение налогового учета, налогообложения, уплаты налогов для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы;
  3. Коррекция и оптимизация налоговой системы на основе выработки индивидуального подхода к определенным категориям предпринимателей, учитывая характер и масштаб их предпринимательской деятельности;
  4. Повышение эффективности работы малых предприятий за счет упрощения административного, налогового и управленческого учета в сфере налогов, сборов и страховых взносов.

Следует отметить, что общий налоговый режим, являясь основным, применяется хозяйствующими субъектами по умолчанию до тех пор, пока не подано соответствующее заявление в налоговый орган о переходе на один из специальных налоговых режимов.

Таким образом, можно сделать вывод, что специальные налоговые режимы предусмотрены в налоговой системе Российской Федерации с целью максимального облегчения налогообложения субъектам малого предпринимательства. При этом любой специальный налоговый режим позволяет заменить несколько основных налогов одним единым.

В 2016 году в Налоговый кодекс введена глава "2.1 Страховые взносы в Российской Федерации". Страховые взносы являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Порядок установления страховых взносов включает определение плательщиков страховых взносов, объекта обложения, базы для исчисления, расчетного периода, тарифа, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов. При этом объект обложения и база для исчисления страховых взносов могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов. Страховые взносы регулируются Главой 34 Налогового кодекса.

Основные цели реформы передачи функций администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе:

  • создание условий для снижения административных издержек предпринимателей;
  • сохранение порядка исчисления, уплаты, базы исчисления, тарифов, льгот;
  • оптимизация администрирования страховых взносов, сокращение числа проверок, форм отчетности.

В результате, Федеральная налоговая служба помимо администрирования налогов и сборов с 01.01.2017 наделена полномочиями по администрированию следующих страховых взносов:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации включает в себя совокупность действующих налогов, сборов и страховых взносов, обязанности по администрированию которых возложены на Федеральную налоговую службу, в том числе в части проведения мероприятий налогового контроля и применения мер государственного принуждения.

Направления повышения эффективности налоговой системы РФ

Можно выделить четыре объективные предпосылки повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации:

  1. Сложившиеся условия макроэкономической нестабильности и последствия данной ситуации для национальной экономической системы;
  2. Неблагоприятная геополитическая обстановка и необоснованные русофобские санкции, наложенные западными политиками;
  3. Необходимость проведения масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства;
  4. Переход к цифровой экономике.

В условиях макроэкономической нестабильности негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства оказывают риски волатильности экономической среды, что отрицательно сказывается на налоговой системе. В связи с этим требуется согласованность и взаимодействие отдельных подходов к развитию налоговой системы, чтобы соблюсти баланс интересов с учетом необходимости уплаты налоговых платежей. В целом, макроэкономические факторы связаны с состоянием рыночной конъюнктуры, колебаниями процентных ставок и т.д.

Геополитическая и макроэкономическая обстановка в стране прямо влияет на налоговую систему: благоприятное внешнее окружение и общая макроэкономическая ситуация внутри страны создают предпосылки для увеличения объемов хозяйственной деятельности, появлению новых экономических субъектов, увеличению налогооблагаемой базы, налоговых платежей, доходов бюджета. В совокупности, это создает условия для интенсификации экономического развития и повышения темпов экономического роста. В 2015-2017 годах имело место осложнение условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, обусловленное, в том числе, санкциями против России со стороны ЕС и США и ряда их сателлитов, волатильностью курса рубля в начале 2016 года и прочими факторами. Еще в сентябре 2015 года зам. министра иностранных дел : "Мы должны исходить из того, что санкции – это надолго". Повышение эффективности налоговой системы позволит нивелировать негативные последствия макроэкономической нестабильности и санкций, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов и стимулирования экспорта продукции российского производства.

В условиях интенсивной конкуренции со стороны транснациональных корпораций и западных компаний необходимо проведение масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства, в том числе ориентированного на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью

В связи с переходом к цифровой экономике в 2017 году Правительством Российской Федерации утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации". По масштабам, кумулятивному эффекту и влиянию на национальную экономику эта программа сравнима с государственным планом электрификации России в 20-х годах ХХ века, который заложил основу индустриализации. Это также требует повышения эффективности налоговой системы.

Следует отметить, что радикальных мер в налоговой системе не планируется, напротив, приоритетные направления сопряжены со следующими аспектами:

  • повышение эффективности налоговой системы;
  • корректировка отдельных аспектов налогообложения по отдельным налогам и сборам без существенных изменений;
  • мораторий на повышение налоговой нагрузки;
  • упрощение формальных аспектов налогообложения;
  • упрощение уплаты налогов, сборов и страховых взносов;
  • развитие электронного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами;
  • повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;
  • ликвидация возможностей уклонения от налогов.

С точки зрения комплексного подхода к повышению эффективности налоговой системы Российской Федерации по отношению к субъектам хозяйствования необходимо:

  • обеспечение стабильности условий хозяйствования;
  • использование бюджетно-налоговых инструментов реализации государственной экономической политики;
  • создание единых условий хозяйствования;
  • развитие налоговой инфраструктуры для обеспечения функционирования налоговой системы в условиях цифровой экономики.

В целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в рамках сложившейся налоговой системы необходима реализация следующих направлений:

  • упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • уменьшение стоимости использования ККТ;
  • поддержка экспорта промышленной продукции;
  • сближение налогового и бухгалтерского учета.

В качестве перспективных мер совершенствования налоговой системы предлагается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности налоговой системы Российской Федерации с учетом выявленных предпосылок и сложившихся условий.

Направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

В бюджетно-налоговой сфере

На макроэкономическом уровне

В сфере налогового администрирования

Стабилизация налоговой системы в целях обеспечения бюджетной устойчивости

Создание налоговых стимулов для масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства

Совершенствование системы специальных налоговых режимов, в том числе, расширение списка видов деятельности для патентной системы, снижение ставок по упрощенной системе

Финансовая стабилизация и поддержание низких темпов инфляции

Налоговая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности

Упрощение порядка начисления и вычета НДС, уплаченного в составе аванса, упрощение подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС

Продолжение политики деофшоризации российской экономики

Повышение налоговой конкурентоспособности Российской Федерации на мировом уровне

Введение специальных налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности.

Сохранение моратория на увеличение налоговой нагрузки до 2020 года.

Налоговая поддержка отечественных производителей полного цикла

Повышение акцизов на алкоголь, табачные изделия, электронные сигареты.

Налоговая поддержка и стимулирование ведения бизнеса на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, Восточной Сибири

Изменение порядка расчета пеней в зависимости от длительности просрочки до 1/150 от ключевой ставки

Налоговая и административная поддержка функционирования свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

Освобождение микропредприятий от уплаты налоговых платежей на упрощенной системе налогообложения

Предложенные меры позволят повысить эффективность функционирования налоговой системы Российской Федерации с учетом глобальных и макроэкономических вызовов, которые стоят в настоящее время и могут возникнуть в ближайшем будущем. Во многом финансовая безопасность и проведение суверенной финансовой политики Российской Федерации зависит от стабильности налогообложения и гибкости налоговой системы. В современных условиях налоговая система должна быть адекватной сложившейся социально-экономической ситуации, способствовать повышению инвестиционной привлекательности.

Выводы

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги, сборы, страховые взносы, налоговое законодательство и налоговые органы. Эффективность ее функционирования детерминируется целенаправленной налоговой составляющей установление и взимание налогов, сборов и страховых взносов в бюджет Российской Федерации на основе действующего налогового законодательств.

В Российской Федерации трехуровневая система налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Налоговая система выполняет четыре функции: фискальную, регулирующую, контрольную и распределительную.

Предложенные направления повышения эффективности функционирования налоговой системы Российской Федерации определены в соответствии с выявленными предпосылками и с учетом глобальных и макроэкономических вызовов, которые стоят в настоящее время перед Российской Федерацией и могут возникнуть в ближайшем будущем. По итогам проведенного исследования следует отметить, что в настоящее время важнейшей задачей экономики является преодоление замедления экономического роста, что позволит увеличить доходы бюджета Российской Федерации и достичь сбалансированности экономического развития.


Вся совокупность налогов и сборов, принятых в Российской Федерации и местных органах управления, взимаемых на законной основе с налогоплательщиков, называют налоговой системой .

Данное определение не дает всей полноты для пояснения термина. Налоговая система представляет собой всю совокупность отношений между участниками системы, начиная с введения налога и до контроля за его исполнением. В структуру системы входит информационная поддержка ее функционирования и ответственность за несоблюдение законодательства.

Классификация

В зависимости от того, что лежит в основе деления, существует несколько классификаций обязательных платежей .

По уровню налоговой системы различают три основных вида:

  1. Федеральные налоги, обязательные для выплаты в одинаковом размере всеми гражданами России: , НДФЛ, акцизы.
  2. Региональные, устанавливаемые самостоятельно административными субъектами, отличающиеся по размеру в зависимости от региона проживания налогоплательщика: транспортный налог, и налог на имущество организаций.
  3. Местные, уплачиваются в обязательном порядке на основании нормативно-правовых актов муниципальных образований: налог на имущество физических лиц, и торговый сбор.

Традиционно налоги по способу изъятия делятся на прямые и косвенные. Первые начисляются на стоимость имущества налогоплательщика либо получаемых им доходов, вторые (акцизы и НДС) включаются в стоимость товара, и фактически его уплата ложится на плечи потребителя.

Налоговый федерализм

Суть налогового федерализма заключается в распределении налоговых полномочий между бюджетными уровнями на принципе равноправия. Его цель состоит в стабильном экономическом развитии государства, которое обеспечивается за счет перераспределения части внутреннего валового продукта между звеньями бюджетной системы.

Построение доходов каждого из уровней власти позволяет бюджетам нижестоящих уровней формироваться на самостоятельной основе . Межбюджетное регулирование позволяет добиться сбалансированности бюджетов каждого уровня и равномерности поступления налоговых платежей в течение года.

Принципы налогообложения

Основные принципы налогообложения законодательно закреплены в НК РФ.

  1. Принцип соблюдения закона . Нельзя обязать уплачивать налоги, которые не предусмотрены законодательством.
  2. Принцип определенности правовой нормы . Трактование правовой нормы носит ясный и понятный характер для налогоплательщика.
  3. Принцип обязательности уплаты . Если законом предусмотрена уплата налога – это правило носит обязательный для всех субъектов характер.
  4. Принцип экономической обоснованности . Размер налога должен быть экономически обоснован и не должен оказывать депрессивного воздействия на хозяйствующие субъекты.
  5. Принцип поддержки единого экономического пространства . Налоги не могут ограничить беспрепятственное перемещение товаров из одного субъекта Федерации в другой.

Определение, классификация и уровни

В России сложилась трехуровневая налоговая система, обеспечивающая взаимодействие и единство всех ее звеньев.

1 уровень – федеральный . Функционирование обеспечивается ФНС и ее региональными подразделениями.

2 уровень – региональный . Сбор налогов обеспечивает Министерство финансов РФ, а также управление Минфина по налогам и сборам и региональные министерства республик.

3 уровень – местный . Государственные органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение

Критерии в основе налоговых полномочий между бюджетами:

  1. Мобильность налогооблагаемой базы . Чем выше степень мобильность, тем меньше возможности у региональных субъектов контролировать процесс сбора налогов. Именно поэтому традиционно труд и капитал, как базы с высокой степенью мобильности, подлежат обложению со стороны федеральных органов налоговой власти. Налогообложение недвижимости и природных ресурсов – прерогатива региональных систем.
  2. Экономическая целесообразность обложения отдельных видов объектов разными уровнями бюджетов . Если экономическое значение объекта велико, следует осуществлять налогообложение на общенациональном или региональном уровнях и наоборот.
  3. Макроэкономическое регулирование системы , требующее предоставление федеральному уровню привилегию сбора основных налогов.

Распределение налогов позволяет сформировать основную базу доходов бюджетов различных уровней и обеспечить их самостоятельность.

Чуть больше половины налоговых поступлений направлено в федеральный бюджет (52%), что объясняется высокой долей централизации косвенных налогов (НДС и акцизы) — 78%. Большая часть прямых налогов собирается на региональном уровне – 66% налога на прибыль организаций, 90% подоходного налога, весь налог на имущество (100%).

Несмотря на продуманность налоговой системы, существуют определенные проблемы в связи с высокой централизацией налоговых платежей в федеральный бюджет и необходимостью их обратного перераспределения.

Для повышения качества деятельности налоговой системы следует уделять внимание определенным критериям. Их использование повышает эффективность деятельности налоговых органов и позволяет увеличить объем собранных налогов.

Выделяют следующие основные критерии качества :

  1. Улучшение баланса между звеньями государственного бюджета . Сбалансированность бюджета позволит сформировать доходы разных уровней в зависимости от их потребностей и обеспечит осуществление ими эффективного выполнения государственных функций.
  2. Стимулирующий характер налогов для роста производства . Налоговая политика страны должна обеспечить устойчивый рост территорий и отдельных экономических отраслей. Для этого должен быть достигнут определенный баланс налогов, чтобы их объем не вызывал негативное влияние на хозяйственные отрасли.
  3. Стабилизация цен в стране . При правильном обеспечении соотношения между прямыми и косвенными налогами должно быть достигнуто устойчивое сочетание цен и минимизирован риск инфляционных всплесков.
  4. Справедливый характер налогообложения , увеличивающий эффективность социальной политики, базирующейся на принципе всеобщности и равномерности налогообложения.
  5. Проведении политики улучшения информированности населения об уплате налогов , что позволит улучшить налоговую дисциплину налогоплательщиков.

Виды ответственности за нарушения

За нарушение налогового законодательства предусмотрена юридическая ответственность: финансовая, административная, уголовная и дисциплинарная.

Финансовая ответственность – это штрафная санкция, которая с помощью использования принудительных механизмов взыскания обеспечивает обязанность по уплате налога.

Накладывает на руководителей предприятий штрафы в размере минимальных оплат труда.

Уголовная ответственность применима к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты налогов, либо вносящих в бухгалтерские документы заведомые искажения с целью сокрытия объектов налогообложения.

Дисциплинарная ответственность предполагает наказание в виде освобождения от занимаемого поста в результате нарушения трудовых обязанностей.

Основные тенденции развития и проблемы современности

В связи с функционированием налоговой системы в рыночной среде возникает необходимость ее постоянного изменения. Основная цель совершенствования – создание системы налоговых взаимоотношений , обеспечивающих реализацию приоритетов национальной экономики.

К современным проблемам национальной налоговой системы относят:

  • громоздкость налоговой системы, ее неполное соответствие условиям рыночных отношений, из-за чего расходы на содержание непомерно высоки;
  • неполное понимание системы субъектами налогового права в связи с постоянным введением инноваций, дополнений и поправок, что приводит к усложнению обработки потоков информации;
  • высокое налоговое бремя, способствующее поиску налогоплательщиками вариантов ухода от уплаты;
  • высокая концентрация поступлений сумм налогов в федеральный бюджет, что приводит к диспропорции взаимодействия между налоговыми звеньями разных уровней.

С целью решения налоговых проблем можно предложить следующие основные направления развития налоговой системы в ближайшем будущем:

  1. Внесение изменений в налогообложение по акцизам.
  2. Стимулирование инновационной деятельности.
  3. Усиление налогового администрирования.
  4. Развитие налогообложения в рамках .
  5. Ужесточение мер по противодействию применения схем уклонения от уплаты налогов.

Приведенные меры позволят улучшить эффективность работы налоговой системы России и обеспечат рост сбора платежей.

Дополнительную информацию про налоговую систему можно узнать из данного видео.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ и др. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о на-логообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из частей I и II.
Налоговый кодекс РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.
Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.
В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на виды, ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.
Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины).



Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный.

Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

Налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);

Налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);

Налог на прибыль организаций;

Акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, -дизельное и бензиновое топливо);

Водный налог;

Налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

Государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

Налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

Транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);

Налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).

Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

Налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

Земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

Торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН).

Специальные налоговые режимы в РФ (п.2 ст. 18 НК РФ):

Упрощенная система налогообложения (УСН);

Единый сельскохозяйственный налог;

Единый налог на вмененный доход;

Патентная система налогообложения;

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Просмотров