Как жить осознавая что умрешь. Осознанная смерть. можно ли управлять смертью? Медитация о прощении

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни
В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?
Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?
Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть
Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

«Идея смерти является колоссально важной в жизни магов, продолжал дон Хуан.- Я привел тебе неисчислимые аргументы относительно смерти, чтобы убедить тебя в том, что знание о постоянно угрожающем нам неизбежном конце и является тем, что дает нам трезвость. Самой дорогостоящей ошибкой обычных людей является потакание ощущению, что мы бессмертны, как будто если мы не будем размышлять о собственной смерти, то сможем избежать ее.

…Без ясного взгляда на смерть нет ни порядка, ни трезвости ума, ни красоты. Маги борются за достижение очень важного понимания: у них нет ни малейшей уверенности, что их жизнь продлится дольше этого мгновения…» Карлос Кастанеда, «Сила безмолвия».

Наблюдая за собой, я могу сказать, что всю свою жизнь я строил исходя из позиции «бессмертности». Я никогда всерьёз не воспринимал факт того, что однажды я умру. Т. е. логикой я конечно понимал, что я человек, и что я смертен, и обязательно когда-нибудь умру. Когда-нибудь… Но это не было чувством, переживанием, настроением. Просто слова, о которых я даже не вспоминал никогда. Я мог позволить себе лениться, откладывать важные дела на потом, упускать ценные шансы. О безупречности и речи быть не могло. Вся энергия была направлена на сущую ерунду. Меня всегда сопровождало ощущение того, что я успею сделать позже и шансом воспользуюсь в следующий раз. Но время идёт, а дела стоят на месте, долгожданные возможности проходят мимо, раз за разом. Это повторяется вновь и вновь, но совершенно ничему меня не учит. Стойкое ощущение того, что я всё успею сделать позже, всегда оставалось фоном моей жизни. Ощущение своей бессмертности настолько стойко, что даже смерть окружающих меня людей не заставляла меня задуматься о своей смерти, а сознательные попытки об этом думать оставались лишь словами и не вызывали никаких чувств, не становились знанием, пониманием, осознанием. Вокруг умирают люди, которых я знал. И старые и молодые. И где-то половина из них умерла даже не от старости. Остановилось сердце, упал с крыши, разбился на мотоцикле, разбился на машине, несколько подростков умерло от отравления угарным газом от бензинового электрогенератора. Когда я узнавал об этих смертях, то чувствовал сожаление, но сам всё так же оставался бессмертным, хотя очевидно, что я сам могу умереть по любой из этих причин.

Для осознания смерти я использовал подход предложенный одним практикующим нагуалистом — Чугреевым.

«Прогресс в этой практике описывается простой формулой: сначала мысли, затем чувства. То есть сначала наша практика по большей части является умственной. Мы обдумываем мысли о своей смерти, мы размышляем на эту тему. Зачастую такие мысли будут поверхностными, никак не затрагивающими нашу сущность. Это нормально. Такой интеллектуальный подход подготавливает почву, он не бесполезен. Это необходимый этап. А потом, рано или поздно, Вы почувствуете. Осознание смерти перестанет быть просто размышлениями на заданную тему и станет чувственным опытом.

Если вспомнить о точке сборке (ТС), то чувственное переживание осознания смерти — это некое положение ТС. Смысл этой практики и заключается в нахождении этого положения, в смещение ТС туда, в удержании ТС там. Именно такое положение ТС дает повышенное осознание (приближает к нему). В этом цель». Чугреев

Начал свои попытки осознавать смерть я с найденных в интернете медитаций на смерть. Их источник я не знаю. Этих медитаций было девять. Разбиты они были на три группы. Первая группа была предназначена для формирования чувства Неизбежности смерти, вторая — для формирования чувства Неопределённости часа смерти, и третья группа показывала, что единственным ценным в жизни является только духовное развитие.

Неизбежность смерти

1. Каждый человек рано или поздно умрет. [Ощущение своей смертности в принципе] На грядущие дни, месяцы и годы мы планируем много дел. Хотя смерть это единственное событие, которое случится непременно, мы не распространяем на нее свои планы.

Для того чтобы вызвать ощущение неизбежности смерти, сначала вспомните людей прошлого: знаменитых правителей и писателей, музыкантов, философов, святых, преступников и обычных людей. Когда-то эти люди были живы; они работали, думали и писали, любили и боролись, наслаждались жизнью и страдали. В конечном итоге все они умерли.

Есть ли на свете человек, который живет вечно, которому не нужно умирать? Жизнь и мужчины и женщины неминуемо завершится, каким бы мудрым, богатым, властным и популярным ни был человек. То же самое верно в отношении остальных живых существ. При всех достижениях в науке и медицине от смерти до сих пор не отыскали снадобье, и в мире ни один человек никогда не сможет искоренить смерть.

А теперь вспомните всех людей, которых вы знаете. Осветите всех их в памяти по очереди, осознавая, что каждый из них со временем умрет.

Подумайте обо всех людях на земле в этот миг. Через сто лет из этих миллиардов останется в живых ли горсть людей. Вы сами будете мертвы. Ощутите этот факт всем существом.

2. Срок вашей жизни постоянно сокращается. Время идет, даже когда вы сидите. Секунды превращаются в минуты, минуты — в часы, часы — в дни, дни — в годы, и вы становитесь к смерти все ближе. Какое-то время удерживайте осознание на переживании этого непрерывного потока времени, несущего вас к занавесу жизни.

Если бы вы выпали из самолета без парашюта, то ясно осознали бы приближение смерти. Вообразите, что с вами и в самом деле произошел такой случай, и отметьте, какие мысли и чувства проходят через ваш ум.

По сути, в вашей жизни примерно такая же ситуация: вы без остановки движетесь к смерти и ничего не можете сделать для того, чтобы избежать или отложить ее.

3. В оставшейся жизни у вас очень мало времени на то, чтобы развить свой ум.

При условии, что после вашей смерти продолжит свое существование только ум, единственным ценным явлением тогда будет положительная и конструктивная энергия, которую вы создали на протяжении жизни. Но сколько времени вы по-настоящему посвящаете познанию своего ума, совершению добрых поступков ради других людей, развитию мудрости и сострадания?

Сколько примерно часов в сутки вы спите? Сколько часов вы работаете? Сколько часов вы тратите на еду и общение с друзьями и родственниками? Сколько часов вы тратите на депрессию, разочарование, скуку, гнев, сожаление, зависть, лень и критику? И в конце концов, сколько времени вы тратите на сознательные попытки улучшить состояние своего ума?

Будьте честными перед собой в таких рассуждениях. Оцените свою жизнь подобным практическим образом, чтобы ясно увидеть, сколько времени вы тратите на поступки, которые приносят положительные результаты, то есть счастье себе и другим людям.

Проведя медитацию с этими тремя установками, мы разовьем в себе решимость жить мудро и осознанно.

Неопределенность часа смерти

4. Никто не знает, сколько лет он проживет. Если бы люди умирали в определенном возрасте — скажем, в восемьдесят восемь лет, тогда у нас было бы полно времени и возможностей для подготовки к смерти. Но у нас нет такой определенности, и смерть застает большинство из нас врасплох.

Жизнь может прекратиться в любой миг: в младенчестве, детстве, юности, в возрасте двадцати двух, двадцати пяти, пятидесяти лет или в девяносто четыре года. Даже если сейчас мы молоды и здоровы, это еще не гарантирует нам, что срок нашей жизни будет долгим. Мы можем надеяться прожить до семидесяти или восьмидесяти лет, но не в силах питать уверенность в этом отношении. Все равно можно допустить, что мы умрем в течение сегодняшнего дня.

Очень трудно проникнуться уверенностью в том, что смерть может случиться в любой миг. Мы склонны полагать, что нашему дальнейшему существованию ничто не угрожает, раз до сих пор мы избегали гибели. Но каждый день в мире умирают тысячи людей, тогда как лишь очень немногие среди них ожидали свою скорую кончину. Выработайте в себе сильное ощущение полной неуверенности в часе своей смерти, ведь у вас просто нет никакой гарантии того, что вы проживете долгий срок.

5. У смерти много причин. Изо дня в день мы узнаем о каком-нибудь бедствии: извержении вулкана, землетрясении, лесных пожарах, бурях и наводнениях. Мы слышим о войне, голоде и терроризме. От всего этого погибают тысячи людей.

Для тех из нас, которые полагают, что им не грозит подобная насильственная смерть, существуют обыденные причины смерти вроде сердечного приступа, рака и других болезней с летальным исходом. Мы можем попасть в авиа- или автомобильную катастрофу, сгореть в пожаре, утонуть или погибнуть от руки грабителя. Могут стать причиной смерти даже те вещи, которые предназначены для поддержки и защиты нашей жизни, так как дома и гостиницы разрушаются или сгорают, неправильно приготовленная еда и неправильно принятые лекарства могут убить нас. И нужно принять во внимание старость, ведь никто не избежит ее.

Люди умирают во сне, в материнском чреве, придя домой с работы, отправившись в школу, на игровом поле, готовя обед. Смерть может случиться в любое время, в любой ситуации. Поразмыслите над этим. Ясно осознайте, что такова природа жизни на нашей планете, что любая из перечисленных причин смерти может иметь к вам прямое отношение.

6. У человека очень хрупкое тело. Телу невероятно легко причинить вред. Его можно запросто поранить или сломать себе кости. За несколько минут тело может утратить свою силу и активность и стать слабым, беспомощным, испытывать острую боль.

Сейчас вы, может быть, здоровы, энергичны и ничем не рискуете, но такая малость как вирус или такая мелочь как ржавый гвоздик могут лишить вас силы и стать причиной вашей смерти.

Подумайте об этом. Вспомните те времена, когда вы ранили, повреждали свое тело. Эти происшествия запросто могут случиться вновь, в результате чего вы погибнете.

Ваше тело не будет жить вечно. На протяжении жизни вам удается избегать болезней и несчастных случаев, но тяжесть многих лет в конечном итоге подточит ваши силы. Тогда ваше тело будет подвержено процессу распада, оно утратит свою красоту, живость, а в конечном счете умрет.

Проведя медитацию на эти две установки, мы разовьем решимость прямо сейчас начать работу по преображению ума, так как будущее так неопределенно.

В час смерти вам может помочь только духовное видение.

Не важно, сколько мы приобрели или воспитали в своей жизни (в смысле семьи и друзей, богатства, власти, впечатлений от путешествий и так далее), все равно ничто из этого не останется с нами после нашей смерти. Продолжает существование только поток сознания, который несет отпечатки всех наших мыслей, чувств, слов и поступков. Мы должны стремиться умереть, примирясь с собой, чувствуя удовлетворение от образа своей жизни и осознания того, что мы не оставили позади какие-то неразрешенные конфликты с людьми.

В миг смерти единственной настоящей пользой для нас станут отголоски развиваемой нами любви, мудрости, терпения, сострадания и других положительных отношений. Если мы сможем понять это сейчас, тогда у нас появится энергия и решимость жить разумно.

Вы получите яркое подтверждение моих слов, если поразмыслите над следующими тремя пунктами, воображая, что вы действительно умираете.

7. Ни имущество, ни развлечения не могут помочь вам. [Чувство бессмысленности цепляться за вещи] Вы лежите на смертном ложе, и ваше тело с каждой минутой слабеет, куда же устремляются ваши мысли? Если вы несчастны или больны, вы обычно укрываетесь среди материальных удобств, но неужели сейчас вам может помочь еда, лекарство, сон, музыка, наркотик или алкоголь?

Подумайте о своем имуществе, ведь вы отдали столько сил ради приобретения всех этих вещей, которые призваны удовлетворить ваши потребности и желания. И что теперь вещи могут сделать для вас?

Попытайтесь осознать свою зависимость от этих вещей и вспомните о том, что вы не сможете забрать их с собой. И дело не ограничивается тем, что вещи не смогут помочь вам, когда наступит смерть, но они только помешают вам уйти в мире и покое.

8. Близкие и любимые люди не могут помочь вам. [Чувство бессмысленности цепляться за людей] Вы обратитесь за помощью, прежде всего, к близким и любимым людям, которые старательно заботятся о вас и оказывают на вас некоторое влияние, которые окружили вас уютом и безопасностью. Но теперь, когда ваше сознание ускользает, они не так уж и много могут сделать для вас. Вы абсолютно одиноки в своем переживании смерти.

Если вы будете цепляться за дорогих вашему сердцу людей, если будете горевать при мысли о том, что удаляетесь от них, то тем самым лишь поселите хаос в своем уме и сделаете невозможной смерть в мире и покое.

Осознайте, насколько вы привязаны к родственникам и друзьям. Поймите, что вам совсем не годится питать к ним такую глубокую привязанность как при жизни, так и в преддверии смерти.

9. Ваше тело не может помочь вам. [Чувство хрупкости и недолговечности тела] Ваше тело с рождения выступает вашим постоянным спутником. Вы знакомы с ним ближе, нежели с чем-то или кем-то другим. Вы заботились о своем теле и защищали его, беспокоились о нем и мыли его, ощущали через него удовольствие и боль. Тело это ваше самое драгоценное сокровище.

Но вот вы умираете, и это значит, что вы отделитесь от тела. Оно будет слабеть и в конце концов станет абсолютно бесполезным. Вы покинете свое тело, и ему предопределено отправиться на кладбище. Какую пользу теперь оно может принести вам?

Поразмыслите о сильном ощущении своей зависимости и привязанности, которое вы питаете к своему телу, и о том, что тело никоим образом не может служить вам после смерти. Страх боли и сожаление по поводу того, что вы покидаете тело, только умножит ваши страдания.

Проведя медитацию на заключительные три установки, мы разовьем решимость дорожить своей жизнью и так преобразить свой ум, чтобы он освободился от людей и вещей.

По сути, смысл вышеописанных медитаций заключается в логических размышлениях на разные темы связанные со смертью. Когда я достаточно глубоко погружался в эти размышления, они вызывали определённые чувства, которые складывались в настроения (описанные в квадратных скобках).

Одновременно с этим в течение дня я делал некоторые практики из программы обучения Чугреева по Осознанию смерти. Вот описание некоторых из них.

Ты умрешь, это лишь вопрос времени. Эту фразу я повторял про себя по многу раз в течение дня, стараясь прочувствовать её смысл. Самое сложное, пожалуй, было поверить в эти слова. Поначалу они не вызывали во мне совершенно никаких чувств. Но потом механическое повторение сменилось лёгким ощущением того, что время моего существования действительно ограничено.

Это тело умрет. Эту фразу я твердил во время длительных прогулок по городу. При этом старался концентрировать всё внимание на теле, на сокращении мышц, на движении костей, суставов. Иногда ещё визуализировал себя без кожи, как шагающий скелет, обтянутый мышцами. В результате этой практики я вызывал у себя всё то же настроение ограниченного времени моей жизни. В предыдущеё фразе упор делался больше на время, здесь же в настроении прослеживается большее чувство недолговечности и хрупкости физического тела.

Прогулка на кладбище. Бродил по кладбищу, смотрел на надгробья, пытался почувствовать, что и сам однажды буду здесь лежать. Ничего особенного не почувствовал.

Смерть за левым плечом. Представлял сзади себя, за левым плечом безликую тень, которая неотступно следует за мной и в любой момент может лишить меня жизни. Возникало настроение напряжённого ожидания конца.

Ещё пробовал выполнить технику, предложенную одним практикующим на сайте Чугреева. Вот её описание.

«Я иду по улице и выбираю впереди фонарный столб или другой объект на расстоянии где-то в 10 метров. Потом я говорю себе, что до этого столба я не дойду, так как я умру. Когда я прохожу этот столб, то нахожусь в том же настроении, т.е. не радуюсь, что остался жив, а в полном спокойствии осознаю, что по какой-то причине смерть дала мне отсрочку. Потом выбираю следующий объект в пяти метрах и повторяю тоже самое. Потом в 3 метрах, потом в 1 метре и т.д. Главное при этом не выйти из соответствующего настроения. В результате я попадаю в состояние, когда ощущаю что следующий мой шаг это мой последний шаг на этой земле».

Состояния, о котором здесь говорится я так и не достиг. Этой технике я уделил на самом деле не так много внимания. Единственное, что мне запомнилось, это как я однажды пытался выполнить технику, находясь в длинном коридоре здания. Я сказал себе, что умру как только дойду до конца коридора, и попытался в это поверить. Я шёл медленно и чем ближе подбирался к концу, тем сильнее росло напряжение в теле, особенно в горле и груди. Из эмоциональных чувств было, пожалуй, только отчаяние.

Когда всё вышеперечисленное перестало оказывать на меня какое-либо влияние, я начал немного изменять практики или придумывать свои. Вот некоторые из них.

Это моё последнее действие в этой жизни. Когда что-то делал, то представлял, что это действие последнее в моей жизни и когда я его закончу — умру. Большая часть попыток себя в этом убедить оказалась бессмысленной. Самый сильный эффект эта практика оказала когда я применил её в первый раз. Я визуализировал поток земли, проходящий вдоль позвоночника, и не мог на нём сконцентрироваться. Тогда я сказал себе, что это последнее, что я делаю в этой жизни. Я практически сразу погрузился в настроение ожидания смерти. Вспомнились слова о безупречности, и я решил выполнить прогонку потока так хорошо, как только мог. Это оказало свой эффект, но больше столь яркого настроения смертности с этой техникой мне достичь не удавалось.

Представлял себе конечную точку жизни и то, как время стремительно приближается к этой точке. Здесь я просто представлял себе некую точку, которая символически представляла конец моего существования. Это была чёрная сфера или простая дверь. Дальше я представлял поток времени, который безостановочно несёт меня к этой точке. Стоит отметить, что здесь большее внимание я уделял не визуализации, а чувствам. Я стремился вызвать у себя ощущение движения по потоку времени. В результате я получал настроение неизбежности смерти. Когда это настроение более-менее сформировывалось, я говорил себе, что смерть может прийти в любой момент, и после этого вызывал у себя ощущение подвижности конечной точки. Я всё так же удерживал её во внимании, но теперь я не знал где она и когда я до неё доберусь. В результате к предыдущему настроению добавлялось настроение готовности умереть в любой момент.

Трупы растений

В этой практике во время частых прогулок на природе я рассматривал окружающие меня сухие деревья, травы и прочие растения — как трупы. Ведь если у растений есть своё осознание, значит они живые, а сваленный сухой ствол дерева — очевидно — его Причиной смерти может стать что угодно. Эта практика так же вызывает у меня чувство готовности умереть, чувство принятия своей смертности. Здесь важным моментом является не становиться параноиком, постоянно выискивая всевозможные смертельные последствия каждого своего шага, а искренне принять свою смертность, искренне согласиться с непредсказуемостью всех последствий принятого решения.

Представлял, будто я умер, исчез из этого мира. В этой практике я представлял, что меня нет, что я умер, и моего тела больше нет в этом мире. Из этого положения я просто наблюдал за окружающим миром, за людьми, зданиями, суетой. Потом я задавал себе вопрос: «Теперь меня нет, что от этого изменилось?». Дальше над ответом я не рассуждал, а просто наблюдал за тем, что происходит вокруг. Ответ был очевиден — ничего не изменилось.

Потом я вспоминал о важных для меня людях, вещах и желаниях, прокручивал их перед мысленным взором. Теперь меня нет, а следовательно для меня нет того, что когда-то было важно.

После этой практики во мне оставалось лёгкое чувство безразличия ко всему вокруг. Чувство неважности людей, вещей, желаний. Правда, это чувство легко испарялось после окончания практики, вместе с погружением в быт.

Каждый выдох — смерть. Эту технику тоже нашёл где-то на просторах интернета. Концентрировался на своём дыхании и представлял, будто с каждым выдохом из меня выходит жизнь. Практиковал эту технику недолго, и результатов особых не ощутил.

Созерцание народа на площади. Ходил или садился на лавку в людном месте, и наблюдал за людьми. Вызывал в себе ощущение непрерывного потока времени. Рассуждал о том, сколько народа вот так проходило по этой площади в прошлом, сколько поколений, и сколько поколений ещё пройдёт. Возникало чувство неважности всех человеческих дел и забот, ведь всё закончится смертью, жизнь пройдёт как один миг.

Стоить отметить, что любые настроения, получаемые мной в результате выполнения вышеперечисленных практик, очень нестабильны и хрупки. Сила настроения зависела от того насколько глубоко мне удавалось сконцентрироваться на теме практики. Вызвать и удержать эти настроения довольно сложно. На них нужно постоянно концентрироваться, а если концентрацию ослабить, отвлечься, то
настроения тут же исчезают. Поэтому приходится по многу раз в течение дня их возобновлять. Но даже небольшие проблески этих настроений помогают мне более сознательно смотреть на жизнь, они мотивируют меня работать над собой, практиковать, стараться. Конечно, они не сделали меня безупречным в один миг. Как я упоминал выше, эти настроения слишком не стабильны, их легко потерять и сложно вернуть вновь, в первую очередь из-за поглощённости своими делами и заботами. Когда я нахожусь в соответствующем настроении, то смотрю на жизнь совсем иначе и тогда я стремлюсь быть безупречнее, но если учесть, что за весь день в сумме едва ли наберётся 15 минут подобной «просветлённости», то естественно о безупречности речи быть не может. Если бы удалось сделать подобные настроения фоном своего существования, то это полностью изменило бы весь ход жизни. Но, тем не менее, даже того, что я получаю достаточно для того, чтобы я мог более трезво смотреть на мир и осознавать что глупо и бессмысленно, а что действительно ценно, и стремиться, в соответствии с этим действовать.

Ещё хочу упомянуть, что иногда подобные настроения становились очень яркими. От обычных практик они отличались гораздо большей стабильностью и отчётливостью. Если обычно мне приходилось прилагать усилия, чтобы удержать определённое настроение, то в этих случаях всё происходило само собой, мне оставалось только наблюдать.

Приведу два последних случая

1. Шёл по улице, выполняя одну из вышеперечисленных практик, уже не помню какую конкретно. Появились лёгкое настроение смертности. Взглянул на небо, и вдруг возникло очень чёткое ощущение своей смертности. В тот момент я это именно почувствовал. Я не думал, что умру, я это знал. Возникло состояние полной безразличности ко всему бессмысленности всего, любых действий, социальных, магических. Я себе тогда задал вопрос, \»а какой тогда смысл в нашем существовании\» и тут же ответил, что для нас смысла нет. Смысл есть только для того кто нас создал, мы для него «еда». Это состояние мне даже не пришлось сознательно удерживать и концентрироваться на нём. Оно было настолько отчётливым, что я мог позволить себе расслабиться и просто наблюдать. Длилось это минут 15-20.

2. Ехал в автобусе, так же выполняя одну из практик. И снова лёгкое ощущение того, что мне предстоит умереть рано или поздно, стало очень чётким. В тот момент я понял, что даже если мне предстоит прожить долгую жизнь, она пройдёт за один миг. Я понял, что просто дожидаюсь своей очереди, и отпущенного времени действительно слишком мало, чтобы тратить его впустую. Ещё в этот момент я ощутил какую то плоскость, которая проходила сквозь меня где-то на уровне груди и распространялась во все стороны до самого горизонта. На поверхности этой плоскости, вокруг меня ощущалась какая-то беловатая масса, похожая на пену или на широкие меловые росчерки. Эта масса, почему то ассоциировалась у меня с мылом, возможно потому, что я ощущал её скользкость. Всё это было как бы визуальным видением и в то же время не визуальным. Я не мог просто глазами взглянуть на эту плоскость, это больше было чувством.

Позже я пытался вызывать подобные настроения, стараясь воспроизвести мысли и чувства. Поначалу у меня что-то получалось, но с каждым разом всё слабее и слабее. С каждым днём вызываемые настроения всё сильнее притуплялись, и где то через неделю я уже не мог почувствовать ничего. Оставались только слова, без чувств. Это относится не только к двум последним случаям, но и ко всем перечисленным практикам вообще. Когда они становились привычкой, то переставали работать.

Как мне кажется, частое формирование подобных настроений раскачивает ТС между обычным положением и положением осознания смерти. Не факт, что хоть одно из полученных мной настроений было именно осознанием смерти, но, по крайней мере, как мне кажется, это может быть ориентиром относительно того, куда ТС нужно толкать, и где нужно искать заветное Осознание смерти.

Страх неизбежной смерти - для многих людей это одно из самых неприятных ощущений, особенно это касается тех, кто боится умиреть в одиночестве. И как выяснили ученые, для таких страхов у людей есть все основания.

Согласно исследованию ученых из Медицинского центра Лангоне при Нью-Йоркском университете (NYU Langone School of Medicine), момент умирания - если это можно теперь так назвать – нечто совершенно иное, чем люди считали прежде.

Оказывается, умершие некоторое время даже после официальной констатации смерти все еще находятся в сознании. И более того – они понимают, что они умерли и полностью чувствуют окружающий мир.

Это выяснила группа исследователей под руководством профессора Сэма Парниа. На протяжении многих лет его команда наблюдает за состоянием умирающих, а также собирает показания тех, кто пережил клиническую смерть. После долгих лет работы авторы собрали воедино данные, обобщили их и опубликовали первые итоги.

Главный вывод исследования: после официальной констатации смерти - то есть, после остановки сердца - человеческий мозг все еще функционирует и остается активным. Ум живет. А значит, в большинстве таких случаев люди могут понимать, что они скончались.

При этом умерший чувствует, что его тело больше не реагирует на внешние раздражители. Даже если он захочет пошевелить рукой, его собственное тело не послушается. Человек как бы чувствует себя заключенным в собственном теле. Слышит слова, видит окружающих, но уже не может подать им знак.

Некоторые из пациентов после клинической смерти смогли рассказать ученым, что во время «отключки» слышали врачей и могли отрывочно пересказать переговоры персонала.

Как оказалось, смерть - нечто совершенно иное, чем мы считали прежде.

Ученые объясняют свои выводы тем, что мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому человек, его разум, живет некоторое время даже после констатации смерти.

По данным Американской ассоциации сердца (AHA), термины «остановка сердца» и «сердечный приступ» часто используются взаимозаменяемо, но они не являются идентичными. Во время сердечного приступа блокированная артерия нередко предотвращает попадание крови только в одну часть сердца, что может привести к смерти именно этого участка - хотя в целом сердце продолжает биться. Во время остановки сердца электрические сигналы, приводящие к его работе, нарушаются, сердце перестает биться, наступает смерть.

В подавляющем большинстве случаев врачи определяют смерть, основываясь на том, что сердце больше не бьется, поясняет профессор Сэм Парния, руководитель отделения критической медицины и реанимации в NYU Langone School of Medicine: «Именно так в большинстве случаев устанавливается время смерти человека».

И именно с момента остановки сердца кровь перестает поступать в мозг - его работа замедляются.

Замедляется - но не останавливается!

Такое замедление цепной реакции клеточных процессов, которые в конечном итоге приводят к гибели клеток всего мозга, может занять несколько часов после смерти сердца.

И работа коры головного мозга - так называемая «мыслящая часть» - все это время будет хоть и замедленно, но продолжаться. А человек жить и чувствовать.

И значит то, что обычно называется смертью (остановка сердца), по словам врачей, является всего лишь первой ее фазой.

Мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому некоторое время человек живет даже после констатации смерти.

В России могут запретить вещание телеканала CNN
Исследование ученых из Нью-Йорка подтверждает итоги более раннего открытия, которое сделали канадские специалисты из Университета Западного Онтарио. Тогда также заявлялось, что жизнь после смерти далека от завершения: после прекращения работы многих органов мозг все еще продолжает работать, и довольно долго.

КСТАТИ

Современной медицине, впрочем, и ранее было известно, что мозг умирает позднее сердца (благодаря чему стала возможна, например, трансплантация сердца, сегодня эта операция проводится успешно во многих странах). Однако считалось, что если жизнедеятельность мозга не поддерживать специальными медицинскими препаратами, то мозг скоро умрет вслед за сердцем. И вот теперь исследование ученых из Нью-Йорка показало, что это время значительно больше.

А вот команда врачей из больницы в Иерусалиме Haddassah проанализировала истории людей, которые оказались близки к смерти, и обнаружила, что возвращение к воспоминаниям о жизни может быть связанно с той частью мозга, которая хранит воспоминания. Врачи полагают, что эта часть мозга - последняя часть, затронутая дефицитом кислорода и потерей крови. А потому способна работать, даже когда человек теряет сознание и медленно умирает.

Медики отмечают, что часто воспоминания умирающих людей особенно эмоциональны. При этом между воспоминаниями не существуют линейной прогрессии, человек не может ответить, почему к нему пришли именно эти воспоминания, а не другие.

Здравствуйте, Наталия!
Когда Вы понесли тяжелую утрату и потерю родного и любимого Вам человека, который навсегда покинул эту жизнь, Вы по началу можете этого совершенно не признавать и не верить в случившееся, так как, боль может стать настолько невыносимой, что организм в целях защиты - как бы теряет чувствительность к происходящему, чтобы не чувствовать то, что невозможно сейчас преодолеть и прожить… Но с обретением чувствительности человек начинает переживать чувства горя, печали, тоски, безысходности, отчаяния, бессилия, внутренней пустоты и беспомощности… Помимо этих чувств, могут присутствовать чувства злости на умершего, хотя редко близкие в этом признаются и осознают этот факт, так как, умерший их оставил… Они могут злиться на тех, кто сейчас рядом с ними или их игнорировать (завуалированная злость), или, на себя, подавляя свою злость - не выраженную обиду, и тем самым, трансформируя ее в вину.. Важно не игнорировать свои чувства, а встречаться с ними и проживать. Проживание чувств, связанных с потерей и утратой - просто необходимо, которые могут длиться до двух лет, если правильно пройти все циклы проживания горя (ниже), но если этого не сделать, то они могут растянуться на годы , подавляя Вашу жизненную энергию, искажая реальность и ограничивая Вас во всем.
Знайте, что если Вам тяжело и плохо без него, то душа умершего - будет неспокойна, как и наоборот…
Необходимо - не скрывать свои слезы, а прорыдаться и как следует, можно с криками и причитаниями!!! А если самому горюющему тяжело это сделать, то, обратившись к психологу на очную встречу, - Вы обязательно получите профессиональную помощь и поддержку.
В качестве самостоятельной работы, необходимо, выполнить следующие рекомендации (при Вашем на то желании): напишите письмо тому, кого уже нет с Вами, где выразите все свои чувства и свое отношение к нему, (вначале «негативные» чувства, если есть, а затем, все остальные), в конце поблагодарите его за хорошее и простите за все, т.к., прощая - Вы с этим расстаетесь... Обращайте внимание на дыхание, так как часто люди замирают и не дышат, тем самым останавливая процесс проживания и выпускания из себя всего лишнего и подавленного, с выдыханием - Вы выпускаете все это из себя… Пишите то, что Вы хотите и как хотите, без цензуры и т.д., так как, кроме Вас это письмо никто не прочитает, в конце - попрощайтесь с ним и сделайте с письмом то, что захотите: порвите и выбросьте, или, отложите, а когда поедите на могилку, то отвезите письмо и закопайте, и т.д. После чего, полезно принять душ, чтобы освободиться и телесно

Работа с проживание горя и утраты - состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от дорогого, но утраченного навсегда человека.

Психологическое переживание проходит через 4 этапа горевания:

Стадия острого горя: шок и оцепенение - от 7-9 до 40 дней . Отказ поверить в реальность, что такого не может быть; ухудшение общего физического состояния, потеря аппетита, слабость, усталость, бессонница, потеря чувствительности - с одной стороны, а с другой - резкие перепады настроения, желаемые фантазии становятся более реалистическими, чем то, что случилось по факту, уход в другую реальность - ограничение общения со своим окружением и погружение в виртуальный мир.

Стадия горевание - до полугода . Попытка вернуть его, неверие, идеализация умершего. Усиливаются физические симптомы: усталость, стеснение в груди, ком в горле, нарушение сна, душевная боль, бессмысленность существования, отчаяние, злость, вина, страх , тревога , беспомощность, одиночество.

Стадия восстановления - до года: принятие потери, проживание боли и чувств, связанных с утратой. Характеризуется качанием маятника в разные состояния: и печальные и хорошие моменты, проваливающимися в горе, состояние нервозности, раздражительности. Возникают психосоматические проблемы, если чувства не осознаются и не проживаются, и как следствие - снижение иммунитета.

Стадия завершающая: после одного года . Боль становится терпимее, осознавание, что родной и дорогой сердцу человек покинул Вас навсегда, и постепенное возвращение к обыденной жизни, где человек умеет управлять своим состоянием и справляться с собой.
Мягкое повторение всех этапов продолжается весь второй год, но если все стадии прожиты верно, то лишь легкая грусть и добрые воспоминания будут напоминать об умершем, и тогда, к концу второго года горевание завершается. Это значит, что душа ушедшего пребывает в спокойствии, а живые теперь могут жить собственной жизнью и вспоминать о нем светло.
Помощь близким понесшим утрату: - не игнорировать и не подавлять боль, чувства, какие бы они не были, слезы, крики, отчаяние.., а учиться их принимать, проживать и выпускать… Привлекаться к любой трудовой деятельности, чтобы постепенно возвращаться к той реальности, которая есть по факту; общаться с друзьями, родственниками и т.д.
Всего Вам доброго. С уважением, Людмила К.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Каждый верующий в каждом храме, в каждой синагоге, в каждой церкви унижает и себя, и своего внутреннего бога. Твой внутренний бог не нуждается в том, чтобы ты поклонялся кому-нибудь еще. Тебе нужно лишь одно: пробудиться, стать осознающим.

Как только в человеке пробуждается осознанность, он перестает быть простым смертным, он обретает бессмертие.

По существу, человек всегда был бессмертным, но он деградировал из-за своих ошибочных взглядов и стал смертным; он стал тем, кто умирает.

Несмотря на то что жизнь и сознание бессмертны и вечны, человек боится смерти: он видит, как умирают другие, и это напоминает ему о том, что он тоже когда-нибудь умрет.

Поэт пел "Никогда не вопрошай, по ком звонит колокол; колокол звонит по тебе..."

В его словах есть правда. Каждая смерть символична. Ты понимаешь, что находишься в очереди смертников, и эта очередь становится все короче и короче.

По существу, день твоего рождения является не днем твоего рождения, а началом приближения к смерти. С того самого дня ты постоянно умираешь. С каждым новым днем рождения твоя смерть становится на один год к тебе ближе.

Для нас абсолютно достоверным является тот факт, что люди умирают, животные умирают, деревья умирают, птицы умирают. Своей смерти не избежать - она может наступить завтра, а может послезавтра. Это всего лишь вопрос времени...

И все же - тот, кто сознает свою жизнь, знает, что смерти нет.

Смерть - это обман.

Ты видел, как умирают другие, но видел ли ты, как умираешь ты сам? Действительно ли умирает человек, когда к нему приходит смерть? С медицинской точки зрения человек умер: он не дышит, его пульс остановился, сердце не бьется; врачи констатируют смерть.


Некоторое время назад один человек, проживавший в оккупированной Пакистаном части Кашмира, в третий раз умудрился обмануть своих друзей, родственников, свою семью.

В возрасте ста тридцати пяти лет он умер в третий раз. Родные отнеслись к этому известию с недоверием, ибо он уже два раза разыгрывал свою смерть. Врачи констатировали его смерть, выдавали свидетельство о смерти... а он открывал глаза и смеялся.

Вот почему новое сообщение о его смерти никто всерьез не воспринял. Вначале врачи тоже с подозрением отнеслись к известию, но на этот раз все признаки смерти были налицо его смерть не вызывала сомнений.

Они заявили следующее:

- Может, он раньше и обманывал нас, но на этот раз он действительно мертв. С медицинской точки зрения, он - настоящий труп.

Как только три врача подписали свидетельство о смерти, "труп" открыл глаза, засмеялся и сказал:

- Послушайте, когда я буду умирать в следующий раз, то это будет уже серьезно. Мне просто захотелось пошутить еще разок...


Эту часть Кашмира, которую оккупировал Пакистан, населяют чемпионы-долгожители обеих стран. Стодвадцатилетний возраст считается здесь обычным, нормальным явлением. Если поискать, то можно найти и стопятидесятилетних; такие люди встречаются реже, но есть еще те, кто перешагнул и этот рубеж. В редких случаях можно встретить даже стовосьмидесятилетних, и эти люди по-прежнему молоды, они по-прежнему продолжают трудиться.


Нашего героя осаждали журналисты со всех стран мира, ведь он был необычным человеком: три раза он умирал, три раза врачи подписывали свидетельство о смерти, и три раза он бросал вызов медицинской науке, всему медицинскому опыту. Журналисты спрашивали его:

- Как вы этого добивались? Что происходило на самом деле?

- Ничего особенного не происходило, - отвечал старик - Я знаю, что я - не мое тело; я знаю, что я - не мое дыхание; я знаю, что я - не мое сердце.

Я не идентифицирую себя с ними; просто я на время покидаю тело. Сердце останавливается, пульс не прощупывается, и все остаются в дураках. Затем я вновь возвращаюсь в тело: начинается циркуляция крови, начинает биться сердце, начинает прощупываться пульс.

Он был простым человеком, простым крестьянином. Он не был йогом, никогда не занимался какими-нибудь практиками. Но в раннем детстве, когда ему было лет семь-восемь, он встретил одного суфийского мистика, который объяснил, что смерть - это всего лишь иллюзия. Ребенок был настолько чист, что осознал это.

Суфий сказал ему: "Покинуть тело совсем нетрудно. Наблюдай за ним изнутри, наблюдай за телом, и неожиданно появится дистанция между тобой и телом. Скоро тело будет далеко от тебя. Наблюдай за умом, и то же самое произойдет с ним".


Нужно просто вести наблюдение, и тогда ты сможешь выскользнуть из тела, выскользнуть из ума, вообще отказаться от самого себя. Ты сам решаешь, когда возвратиться назад в тело. Ты выскользнул из тела... ты знаешь, как из него выбраться, значит, тебе известен и обратный путь.

И вот пришло время прекратить наблюдение. Начни идентифицировать себя с телом. Скажи: "Я - тело, я - ум, я - дыхание, я - бьющееся сердце". Расстояние между тобой и телом немедленно исчезнет. Ты приблизишься к нему и вскоре войдешь в него.

Идентифицируя себя с телом, ты становишься им. Тогда ты смертен, появляется страх смерти. Без идентификации с телом ты остаешься просто наблюдателем, ты - чистое сознание, ты - не-ум. Тогда не будет ни смерти, ни болезней, ни старости. Наблюдение всегда вечно, всегда свежо, всегда молодо и постоянно.

Истинная религия не учит поклонению. Истинная религия учит искать свое бессмертие, учит искать своего внутреннего бога.

Каждый из нас когда-нибудь пройдет через врата смерти. Если будешь помнить, что ты - только чистое сознание, что ты - не тело, не ум, не сердце, не деньги, не престиж, не власть, не дом, а просто чистое сознание, то сможешь пройти через врата смерти без единой царапины. Смерть не сможет даже оцарапать тебя.


Великому королю по имени Яяти исполнилось сто лет... Он жил в свое удовольствие и наслаждался всем, что преподносила ему жизнь.

Однажды к Яяти пришла смерть и сказала:

- Собирайся. Я за тобой. Пришла твоя пора.

Яяти увидел смерть и задрожал, несмотря на то что был храбрым воином и выходил победителем из многих войн. Он воскликнул: "Но ведь еще очень рано!"

- Очень рано? - удивилась смерть. - Ты прожил уже сто лет. Даже твои дети уже постарели. Твоему старшему сыну исполнилось восемьдесят лет. Чего же тебе еще надо?

У Яяти было сто сыновей, ибо у него было сто жен. Он спросил смерть:

- Не можешь ли ты сделать мне одолжение? Я знаю, что ты должна забрать кого-нибудь с собой. Если я смогу уговорить одного из моих сыновей, дашь ли ты мне еще сто лет жизни, забрав одного из них?

- Мне все равно, кто пойдет со мной. Но я сомневаюсь, что у тебя получится... Ты еще сам не готов, ты отец семейства, ты прожил больше всех, ты наслаждался жизнью... почему же должен согласиться твой сын?

Яяти собрал всех сыновей. Старшие сыновья молчали. Воцарилась мертвая тишина; никто не произнес ни слова. Лишь самый младший сын, которому едва исполнилось шестнадцать лет, вышел вперед и сказал:

- Я готов пойти с тобой. Даже смерти стало жаль юношу. Она сказала ему:

- Ты еще слишком молод. Ты что, не видишь, что твои девяносто девять братьев молчат? Кому-то из них семьдесят, кому-то восемьдесят, кому-то шестьдесят пять, а кому-то семьдесят восемь; все они пожили на этом свете, но никто не хочет умирать. А ты еще не жил совсем. Даже мне жаль тебя. Подумай еще раз.

Юноша ответил:

- Я уверен, что поступаю правильно. Не жалей меня и не печалься. Я сделал свой выбор сознательно. Я понял, что если мой отец за сто лет так и не получил удовлетворения от жизни, то зачем вообще жить?

Смогу ли я быть доволен жизнью? Зачем тратить время впустую? По крайней мере я смогу помочь отцу. Он уже стар, пусть поживет еще сто лет. А мне пора. Я вижу, что никто до сих пор не получил удовлетворения от жизни; я полностью осознал, что и через сто лет я также буду чувствовать неудовлетворенность. Поэтому не имеет значения, когда уходить сейчас или через девяносто лет. Забирай меня.

Смерть забрала мальчика. Спустя сто лет она вновь пришла к Яяти. Но тот не изменился:

- Эти сто лет так быстро пролетели... Мои старшие сыновья уже умерли, но у меня есть пополнение. Возьми кого-нибудь из моих сыновей, пожалей меня.

- Хотя я до сих пор не получил полного удовлетворения от жизни, на этот раз мне придется уйти. Я не хочу идти, мне хочется еще пожить, но я не могу больше просить таких одолжений. Это уж слишком.

Одно я понял точно: если за тысячу лет жизни я так и не получил удовлетворения, то не получу его и за десять тысяч лет.


Все дело в привязанности. Ты можешь жить дальше, но, как только к тебе приходит мысль о смерти, ты начинаешь дрожать. Если же у тебя нет привязанности к чему-либо, то, когда бы ни пришла смерть, ты встретишь ее легко. Ты будешь готов уйти с ней. Перед таким человеком смерть пасует.

Смерть отступает лишь перед теми, кто готов уйти в любой момент, без всяких сомнений. Такие люди становятся бессмертными, такие люди становятся буддами.

Свобода от привязанности - это свобода от смерти.

Свобода от привязанности - это свобода от колеса жизни и смерти.

Свобода от привязанности позволяет войти во Вселенную и стать единым с ней. А это величайшее благословение, это высший экстаз, вне которого уже ничего нет.

Ты вернулся домой.


Жизнь - Это Прелюдия; Смерть - Это Оргазм

Любимый Ошо,

Что произойдет с человеческим сознанием, если люди вдруг поймут, что в мире бушует непобедимая, смертельная эпидемия чумы, которая погубит многих родственников и знакомых?


Все зависит от самих людей. Для просветленного человека ничего особенного не произойдет; он примет эпидемию так же, как до этого принимал все остальное. Он не будет ни бороться, ни переживать.

Если человек в состоянии принять свою смерть, то он в состоянии принять и гибель всей планеты. И это приятие никоим образом не является доказательством его беспомощности. Наоборот, такой человек видит природу вещей: все рождается, все живет, и все умирает.

Этой планеты здесь не было пять миллиардов лет назад затем она появилась. Возможно, планета отжила свой век. В любом случае, если даже человеческий разум выйдет победителем в этом кризисе, развязанном политиками, планета долго не проживет, ибо Солнце когда-нибудь угаснет. Через несколько миллионов лет полностью иссякнет его энергия, а без Солнца эта планета не выживет. Мы получаем всю энергию от Солнца.

Осознающий человек воспримет это как естественное явление. Сейчас опадают листья; вчера вечером дул сильный ветер, и листья сыпались, как дождь. И что тут поделаешь? Это закон природы. Все на земле принимает какую-нибудь форму и исчезает в бесформенности. Поэтому ничто не изменится в сознании пробужденного человека.

Спящий человек будет реагировать по-другому.


Однажды умирал один старый человек; он был очень стар, он уже прожил свою жизнь и слишком не переживал по поводу близкой кончины. Садилось солнце, темнело. Человек открыл глаза и спросил жену, сидевшую справа от него:

- Где мой старший сын?

- Он сидит напротив меня на другой стороне кровати, - ответила жена. - Не волнуйся о нем, ни о чем не думай. Расслабься и помолись.

Но человек ответил:

- А где мой второй сын?

- Он сидит рядом со старшим братом.

И тут умирающий старик решил встать.

- Что ты делаешь? - спросила жена.

- А где мой третий сын?

И жена, и сыновья почувствовали, как сильно он их всех любит. Третий сын сидел у его ног.

Он сказал:

- Я здесь, отец. Отдохни, мы все здесь.

- Вы все здесь и хотите, чтобы я отдыхал? На кого же вы оставили магазин?

Даже перед самой смертью он думал о магазине.


Очень непросто предугадать, как поведет себя неосознающий человек. Можно с уверенностью сказать, что в его реакции отразится вся его жизнь. Но каждый из нас шел своей дорогой, у каждого из нас разный опыт, поэтому и реакция будет разной.

Смерть выводит на поверхность истинную сущность каждого из нас.


Умирал один очень богатый человек. Вокруг него собралась вся семья. Старший сын сказал:

- Что будем делать, когда он умрет? Нужно нанять катафалк, чтобы отвезти его на кладбище.

Младший сын предложил:

- Он всегда мечтал о "роллс-ройсе". При жизни он так и не приобрел его, то пусть проедется на нем хоть после смерти - хотя бы раз, на кладбище.

Но старший сын возразил:

- Ты еще очень молод и ничего не понимаешь. Мертвые не могут наслаждаться. Умершему человеку не важно, на чем его отвезут на кладбище - на "роллс-ройсе" или на "форде". Подойдет и "форд".

Тут вмешался второй сын:

- Что вы разбрасываетесь деньгами? Тело нужно отвезти, это факт. У моего знакомого есть грузовик; так будет лучше и дешевле.

Третий сын сказал:

- Сколько можно пороть чепуху? Придумали тоже "роллс-ройс", "форд", грузовик... Он что, жениться собрался? Он умирает. Выставим его за домом, где мы обычно сваливаем, мусор. Городские мусорщики сами уберут тело, и совсем бесплатно.

В этот момент старик открыл глаза и спросил:

- Где мои туфли?

Старший сын выдвинул гипотезу:

- Вот упрямец. Он, наверное, хочет быть похороненным в туфлях. Наденьте на него туфли.

Надев туфли, старик сказал:

- Не переживайте сильно о расходах. Я еще не умер. У меня хватит сил дойти до кладбища самому. Встретимся на месте! Я умру прямо на кладбище. Не нужно быть таким расточительным. Я всегда мечтал о "роллс-ройсе" или о какой-нибудь другой красивой машине. Мечтать ничего не стоит, можно мечтать о чем угодно.

Сказав это, он отправился на кладбище, за ним последовали все его сыновья и родственники. Он умер прямо на кладбище, чтобы сэкономить деньги.


Последняя мысль умирающего характеризует всю его жизнь, всю его философию, всю его религию. Перед смертью человек полностью раскрывается.


Ко мне часто приходил один из последователей Дж. Кришнамурти, пожилой и очень уважаемый человек в Индии. Его сын был главным прокурором штата Мадхья-Прадеш и членом Верховного Суда в Джабалпуре. Этот человек часто приезжал к своему сыну и всегда заглядывал ко мне, когда я был в городе. Он был поклонником Кришнамурти почти пятьдесят лет. Он отказался от всех ритуалов, от всех святых писаний; он был абсолютно уверен в правоте Кришнамурти.

Я говорил ему:

- Нужно помнить, что убеждения и верования весьма поверхностны, неглубоки. Во время кризиса такие убеждения исчезают, испаряются.

Но он возразил:

- Не может что-то оставаться поверхностным на протяжении пятидесяти лет.

Однажды ко мне пришел его сын с известием:

- Отец при смерти. Думаю, что он был бы очень рад видеть вас рядом в такую минуту. Он вас очень любит. У нас мало времени, я приехал за вами на машине.

Я поехал с ним. Войдя в комнату, я увидел, что умирающий шевелит губами. Я подошел поближе, чтобы услышать, о чем он говорит. Он повторял "Рама, Рама, Рама", имя индийского Бога... А ведь пятьдесят лет он утверждал, что Бога нет.

Я потряс его за плечо. Он открыл глаза и сказал:

- Не мешай. Сейчас мне не до споров.

- Я не буду спорить, я просто хочу задать тебе вопрос: на протяжении пятидесяти лет ты не верил в Бога. Как ты можешь произносить имя Бога? Ты же всегда утверждал, что Его нет.

Он ответил:

- Тогда это было правильно, а сейчас я умираю - врачи сказали, что мне осталось не больше получаса, - поэтому прошу, не отвлекай меня. Не мешай мне повторять имя Господа. Кто знает? Может, Он действительно существует. Но если Бога нет, то не будет ничего плохого в том, что я повторяю Его имя. А если Бог есть и ты перед смертью не повторяешь Его имя, то попадешь в черный список. Я не хочу оказаться в аду, я вынес достаточно страданий и на земле.

- Как раз об этом я и говорил тебе: убеждения не приносят никакой пользы.

Он не умер, он выжил. Спустя три-четыре дня я пришел проведать его. Когда я пришел, он сидел в саду. Я спросил его:

- Ну, как ты теперь ответишь на мой вопрос?

- Забудь об этом. Я проявил слабость, я испугался смерти и был вынужден повторять имя Бога. Все же Бога нет.

- Означает ли это, что тебе нужно еще раз пережить страх смерти? У тебя был первый инфаркт, ты выжил; скоро будет второй. Наверное, ты выживешь и во второй раз, но третьего инфаркта тебе не пережить. Запомни, что ты мне только что сказал.

- Вздор. Я абсолютно уверен, что Бога нет.

- Когда почувствуешь приближение смерти, ты увидишь, что твои поверхностные теоретические убеждения тут же испарятся. Мысль о том, что Бога нет, принадлежит не тебе, ты позаимствовал ее. Эта мысль не стала результатом твоих исследований, она не стала твоим собственным озарением, не стала частью твоего сознания - это просто часть твоего ума.


В критической ситуации люди ведут себя по-разному.

Ты спрашиваешь "Что произойдет с человеческим сознанием, если люди вдруг поймут, что в мире бушует непобедимая, смертельная эпидемия чумы, которая погубит многих родственников и знакомых?"

Можно утверждать следующее. Когда гибнет весь мир, все твои родственники - мать, отец, девушка, жена, муж, возлюбленный, дети - перестают для тебя что-либо значить. Когда мир находится на пороге смерти, когда он проваливается в черную дыру, человек не думает о родственниках. Под маской родственных отношений мы остаемся чужими друг другу.

Это пугает человека, и он предпочитает не задумываться об этом. Человек одинок даже в толпе; даже если его имя известно - какое это имеет значение? Он остается чужаком. И это можно видеть в жизни: муж и жена живут вместе тридцать, сорок, пятьдесят лет, и чем дольше они живут вместе, тем больше осознают, насколько они чужие.

Перед свадьбой они воображали, что созданы друг для друга, но эта иллюзия исчезает в конце медового месяца. С каждым днем они все больше отдаляются друг от друга, притворяясь, что все хорошо, что все прекрасно. Но глубоко внутри они осознают, что по-прежнему чужие друг другу.

В этом мире все чужие. И если бы в следующее мгновение миру суждено было исчезнуть, если бы об этом объявили по радио и телевидению, то неожиданно ты осознал бы свою наготу - одиночество.


Однажды отец с сыном пошли в зоопарк. Там они увидели свирепого льва в клетке, он слонялся из угла в угол. Мальчик очень испугался; ему не было еще и девяти. Он сказал отцу:

- Папа, скажи мне номер автобуса, на котором я смог бы добраться домой, если лев вдруг вырвется из клетки и с тобой что-нибудь случится.


В подобной ситуации мальчик задает вполне уместный вопрос. Он не может представить себе, что что-то может случиться не только с его отцом, но и с ним самим; но если с отцом случится трагедия, а он выживет, тогда ему действительно необходимо знать номер автобуса. Отец был шокирован тем, что сын совсем не думал о нем: не важно, что именно произойдет с отцом, сын хочет знать номер автобуса.

Неминуемая гибель внезапно срывает все маски; она заставляет человека осознать своё одиночество, заставляет осознать, что все его родственные связи были обманом, они были ему нужны для того, чтобы спрятаться от одиночества - в семье человек не чувствует себя одиноким.

Но смерть всегда обнажает истину. И это касается лишь "маленьких" смертей; когда же дело дойдет до гибели всего человечества, то все родственные связи исчезнут еще раньше. Человек умирает в одиночестве, как чужак, у которого нет ни имени, ни славы, ни респектабельности, ни власти; он умирает полностью беззащитным. Но и в этой беспомощности люди ведут себя по-разному.


Старик как-то собрался пойти на свидание с девушкой; он пошел к врачу, чтобы тот прописал ему таблетки для повышения половой потенции.

Старик повел девушку в один из лучших ресторанов города. Заказав суп, он отправил девушку попудрить носик, а сам попросил официанта:

- Брось эти таблетки в мой суп перед тем, как подать на стол.

Вскоре девушка вернулась к столику, но спустя пятнадцать минут суп все еще не принесли.

- Где же суп? - спросил он у официанта.

- Он будет через пару минут, сэр. Мы ждем, пока улягутся макароны, - ответил официант.


Перед смертью ум непросветленных людей будет занят прежде всего сексом, ибо секс и смерть - это две стороны одной медали.

Перед самой гибелью мира многие из непробудившихся людей будут думать только об одном - о сексе, ибо они подавляли его всю свою жизнь. Они не смогут думать о чем-нибудь другом; все их хобби, интересы и религии исчезнут - погибает планета; "может, я еще успею заняться сексом прежде, чем смерть сотрет все с лица земли".

Всю жизнь они прислушивались к церковникам, к общественному мнению, подавляя свои сексуальные желания, но теперь им все равно. Все и так исчезнет, им больше не нужна респектабельность, им плевать на религию.

Все зависит от отдельных людей, от того, как они жили. Если они жили естественно, если они жили по законам природы, наслаждаясь каждым мгновением жизни, то они будут просто наблюдать за величайшей трагедией, величайшей драмой в мире. Они ничего не будут предпринимать; они просто будут наблюдать .

Невозможно издать один общий закон, определяющий единые нормы поведения всех людей.

Можно с абсолютной уверенностью сказать, что поведение останется неизменным лишь у просветленных людей. Эти люди понимают природу вещей. В этом заключается весь подход Гаутамы Будды - его философия круговорота в природе - когда приходит осень, листьям нужно покинуть дерево.

С приходом весны появляются цветы, а на Востоке, в частности, - на Западе об этом ничего не знают - на Востоке это не относят к чему-то одному: все живое увядает, подобно тому, как, придя вечером с работы, человек вскоре отправляется спать.

Это далеко идущая идея. Через определенное время каждое существо - сейчас даже подсчитывается точное время продолжительности жизни - должно покинуть этот мир. Все нуждается в отдыхе.

Для просветленного человека в этом ничего необычного нет; это часть самой жизни. Подобно тому как закончится день, закончится и ночь - и существо просыпается вновь.

Современная физика вплотную приближается к этой идее. Сначала физики обнаружили черные дыры; в Космосе существуют странные черные дыры, и если какая-нибудь планета или какая-нибудь звезда приближается к этой дыре, то она бесследно в ней исчезнет.

Но ученые понимают, что в природе существует равновесие, поэтому они занимаются поиском белых дыр. Вероятно, черная дыра - это одна сторона двери, а белая - другая. С одной стороны, планета или звезда проваливается в черную дыру и исчезает с наших глаз, а с другой - из белой дыры рождается новая звезда.

Ежедневно гаснут старые звезды и вспыхивают новые; смерть и жизнь меняют друг друга в бесконечном круге.

Если жизнь - это день, а смерть - это ночь, то здесь нет противостояния. Считай, что смерть - это отдых, сон, пора омоложения.

Просветленный человек не будет беспокоиться об этом. Обычные же люди испугаются опасности, они начнут делать то, что никогда в жизни не делали. Они всегда держали себя под контролем, а теперь им нет смысла сдерживать себя, они перестают себя контролировать.

Знать бы о мировой катастрофе заранее... но это не представляется возможным. Ядерный арсенал способен уничтожить планету за десять минут. Никто не предупредит тебя заранее: "Внимание! Приготовься!" Как только по радио и телевидению объявят, что через десять минут мир погибнет, что все люди замерзнут или будут парализованы, мир охватит паника, мир охватит ужас перед неизвестным.

Многие люди погибнут скорее от шока, чем от ядерного оружия. Им достаточно будет только услышать, что через десять минут мир погибнет: шок разрушит их хрупкие жизни. Мы можем лишь догадываться, как они будут себя вести.

Со всей ответственностью хочу заявить, что не изменится только поведение просветленных людей. Если известие застанет их за чаепитием, то они будут продолжать пить чай, у них даже не затрясутся руки. Если в это время они принимали душ, то они будут продолжать принимать душ. Они не будут шокированы; они не будут ни парализованы, ни испуганы. Они не бросятся делать то, что постоянно подавляли в себе, ведь просветленный человек ничего не подавляет в своей жизни; он знает, что всегда скажет природе только одно слово: "Да!"

Просветленный человек скажет "да" исчезающей Земле; он скажет "да" и самой смерти; он не знает слова "нет". Он не будет цепляться за жизнь; это будет единственный человек, который умрет осознанно. Тот, кто умирает осознанно, становится бессмертным и не умирает.

Непросветленные люди вновь появятся на какой-нибудь другой планете, их родит другая женщина, ибо жизнь нельзя уничтожить даже ядерным оружием. Оно может уничтожить только дома, в которых существует жизнь.

Просмотров