Дискреционная фискальная политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета Дискреционная бюджетная политика

  • 10.Кейнсианская теория потребления. Функции потребления и сбережений. Факторы, влияющие на потребление и сбережение.
  • 11.Альтернативные теории потребления.53
  • 12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 14.Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
  • 15.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 17.Равновесие денежного рынка Кривая «предпочтение ликвидности - денежная масса» (lm). Интерпретация наклона и сдвигов кривой lm.118
  • 18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (is-lm)
  • 19.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.131?
  • 20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
  • 22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 24.Государственный долг и регулирование государственного долга.
  • 25.Использование модели is–lm для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
  • 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 27.Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
  • 28.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 29.Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
  • 31.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.
  • 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера.
  • 36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
  • 37.Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39.Открытая экономика и её основные взаимосвязи.
  • 40.Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
  • 41.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 42.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 44.Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
  • 45.Деловые циклы и экономический рост.
  • 46.Показатели и факторы экономического роста.
  • 47.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 48.Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа.
  • 49. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 50 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 51.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 52.Показатели результативности социальной политики (уровень и качество жизни, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и др.).
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.
  • 54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 55.Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика в Республике Беларусь.
  • 57.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
  • 58.Основные направления рыночных преобразований.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

    Дискреционная фискальная политика - целенаправленноеизменение величин государственных расходов, налогов исальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темповинфляции исостояния платежного баланса .

    Важная составляющая фискальной политики - из­менение государственных расходов, которые оказыва­ют влияние на совокупный спрос, аналогичное инвести­циям, и, подобно инвестициям, обладают мультипли­кационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как из­менение частных инвестиций, служит толчком, про­буждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая рас­ходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

    Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

    Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

    Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечиваю­щих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, нало­гов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недис­креционная фискальная политика реализуется посред­ством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

    Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирую­щий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

    Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

    Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.

    22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    Виды фискальной политики: стимулирующая и ограничительная, дискреционная и автоматическая. Встроенные стабилизаторы

    Дискреционная политика - это сознательное манипулирование налогообложением и государственными расходами со стороны законодательной власти с целью воздействия на уровень экономической активности. Это воздействие, оказываемое на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. Законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.д.

    Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и снижение ставок налогов. Дискреционную политику осложняет фактор времени.

    Автоматическая налогово-бюджетная политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Она является результатом действия автоматических или встроенных стабилизаторов.

    Автоматические стабилизаторы - это правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону. Например, пособия по безработице или подоходный налог, которые сглаживают флуктации кривой совокупных расходов и доходов.

    Фискальная политика: влияние на равновесие на товарном рынке. Инфляционный и дефляционный разрывы

    Фискальная политика-манипулирование гос. расходами и налогами для достижения осн эк целей. ФП предполагает анализ активности гос-ва в области распределения расходов (гос. закупки, чистые трансферные выплаты частному сектору, погашение гос. долга) и поступлений (налоговые поступления, средства полученные от продажи товаров и услуг; средств поступивших на ликвидацию дефицита госбюджета).

    Для анализа функционирования экономических систем в условиях неполной занятости ресурсов. использ. Кейнсианская модель планируемых и фактических расходов, которая сравнивает значения фактического равновесного национального дохода и безинфляционного потенциального национального дохода.

    1. Дефляционный разрыв. Когда в неполной занятости значения фактич. Равновесного дохода у0 < потенциального объема выпуска уf. В этом случае недостаток сов. спроса AS по сравнению с сов. предл формирует в экономике дефляционный (рецессионный) разрыв. Перспективы развития данной ситуации: либо правительство соглашаясь с имеющейся конъюнктурой пойдет на дефляцию цен, что вызовет сокращение объемов выпуска, формирование условий вынужденной безработицы и установление объемов производства на уровне у0, либо правительство может использовать метод активной фискальной политики, увеличивая гос. расходы и снижая налоги, тем самым расширяя сов. спрос до уровня А и обеспечивая рост занятости населения и увеличение объема выпуска до Уf, либо правительство может стимулировать не значит увеличение сов. спроса пользуясь политикой сбалансированного бюджета (одновременный рост госрасходов и налогов).

    2 . Инфляционный разрыв.

    Когда фактически равновесный национальный доход у 0 превышает объем потенциально возможного безинфляционного уровня. В этом случае избыток сов. спроса над сов. предложением формирует условия инфляционного разрыва, величина которого определяется отрезком CD. Перспективы развития ситуации: либо в экономике будет наблюдаться повышение общего уровня цен, сокращение товарной продукции У f. и постепенное увеличение занятости населения, либо правительство используя непопулярные меры уменьшит объем сов. спроса через повышение налогов и сокращение гос. расходов, т.е. будет использовать контрактивную фискальную политику (переведет кривую планируемых расходов в состояние макроравновесия в т. D).

    Одним из важнейших (наряду с кредитно-денежной политикой) методов осуществления государственной экономической политики является налогово-бюджетная (фискальная) политика. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Различают дискреционную и недискреционную политику государства.

    Дискреционная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Она подразделяется на два вида: стимулирующую и сдерживающую. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная полити­ка предполагает рост государственных расходов и снижение на­логовых ставок. Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

    Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика проводится в целях борьбы с экономическими спадами, безработицей, она сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Однако это приводит к росту дефицита государственного бюджета (накапливающимся превышением его расходов над его доходами) и ускорению темпов инфляции. Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает модель AD-AS (совокупный спрос - совокупное предложе­ние). Стимулирующая фискальная политика (рис. 19.3.1) приводит к росту совокупного спроса (кривая AD смещается вправо). Однако результаты политики зависят от того, какому участку кривой совокупного предложения соответствует состояние национальной экономики.

    Рис. 19.3.1 – Результат стимулирующей налогово-бюджетной политики

    На кейнсианском участке (смещение кривой из положения AD 1 в положение AD 2) в условиях неполного использования ресурсов стимулирующая налогово-бюджетная политика приведёт к ожидаемым положительным результатам (безинфляционному росту объёмов выпуска продукции с уровня Y 1 до уровня Y 2). На промежуточном участке (смещение кривой из положения AD 3 в положение AD 4) стимулирующая налогово-бюджетная политика будет сопровождаться не только ростом объёмов выпуска продукции (с уровня Y 3 до уровня Y 4), но и умеренной инфляцией (уровень цен возрастёт с величины Р 1 до величины Р 2). На вертикальном участке (смещение кривой из положения AD 5 в положение AD 6) в условиях полного использования имеющихся ресурсов стимулирующая политика приносит лишь отрицательные плоды в виде ускорения инфляции (рост цен с уровня Р 3 до уровня Р 4). Увеличение объёмов производства в этом случае невозможно, так как экономика работает на пределе своих производственных возможностей, и нужны масштабные кардинальные изменения в технологиях во всех отраслях для того, чтобы отодвинуть кривую производственных возможностей вправо.

    Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюджетной политики осложняется трудностью точного осознания того, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую ещё называют политикой встроенной ста­бильности.

    Недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика предусматривает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от приня­тия решений правительством. При этом встроенными автоматическими регуляторами являются: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях. При реализации этого вида политики по мере роста реальных объёмов производства отмечается пропорциональный прирост налоговых поступлений. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма они сокращаются (растёт занятость, снижается число безработных, нуждающихся в пособиях, повышается уровень жизни), а во время спада объёмы трансфертных платежей возрастают. Встроенные регуляторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объёмах национального производства, что необходимо учитывать при формировании эффективной фискальной политики. Этот вид политики стимулирует формирование бюджетного профицита в период подъёма и бюджетного дефицита в период спада.

    Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

    Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем забывать о временных лагах.

    Поэтому правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики (т. е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

    Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики: проблеме выбора времени. Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это - спад? Нужно немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано не экономическими, а политическими причинами? И вот государство начнет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не было. Но даже если государство точно определило, что в экономике начался спад, нужно еще время, чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. И вот нужный момент будет упущен. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 гг. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый законопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно. К тому времени спад пошел на убыль, началось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимулирующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию инфляции. Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога.

    Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики, а именно недискреционная, или автоматическая налогово-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

    Автоматическая налогово-бюджетная политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т. е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рис. 5. мы можем увидеть механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.

    Рис. 5. Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы

    Наклон ломаной кривой Т на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: Y x t = Т. Например, если доход (Y) составляет 500 млрд. долл., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. долл. При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка и кривая Г становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид.

    По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики - основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

    Википедия

    Определение налога и налогово-бюджетной политики

    Налоги и налогово-бюджетная политика государства

    Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

    Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

    Основные задачи бюджетной политики :

    1) удержать экономику от спада производства;

    2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);

    3) стимулировать инвестиционную активность;

    4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

    5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;

    6) усилить контроль за величиной гос. долга.

    Налогово-бюджетную политику принято подразделять на два типа : дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

    Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

    Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

    В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно , принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

    Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос , так и на совокупное предложение.

    В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы .

    Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты , приводящие к соответствующему изменению дохода.



    Рис. 48.1. - Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода

    Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y¢.

    Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y ".

    Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX).

    Например, DG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5.

    Прирост дохода составит: DY = DG х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл.

    Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений.

    Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит .

    Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

    Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов.

    График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX).

    Просмотров