Тема и идея думы смерть ермака. Конспект урока литературы "Историческая тема думы «смерть Ермака» К.Ф.Рылеева". Поэт не служил в действующей армии

Приступим сразу к нашей теме и начнем анализ. «Смерть Ермака» Рылеева была во многом обусловлена жизнью самого писателя. Поэтому немного окунемся в события, которые предшествовали написанию, и кратко ознакомимся с биографией автора - Кондратия Рылеева. Это нужно в первую очередь для того, чтобы лучше понять, какие мысли в эти минуты были у автора в голове и что натолкнуло его на написание этой думы.

Стихотворение «Смерть Ермака» Рылеева входит в своеобразный цикл философско-патриотичных поэм, к которым также относятся: «Димитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Вещий Олег», «Державин» и др. Что касается оценки творчества Рылеева Пушкиным, то он писал, что в его думах нет ничего русского и национального, кроме имен.

Краткая биография

Кондратий Рылеев был русским поэтом и общественным деятелем, который появился на свет 18 сентября 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии в семье мелкопоместного дворянина. С 1801 по 1814 Кондратий учился в первом Петербургском кадетском корпусе. Он участвовал в в период с 1813 по 1814 гг.

Но, к сожалению, жизнь Рылеева трагически оборвалась 13 июля 1826 года. Ему было всего 30 лет, он был одним из руководителей декабристского восстания и находился в числе пятерых офицеров, казненных на эшафоте.

Творчество

И вот теперь подходим вплотную к его творчеству, в 1820 году он создал свою знаменитую сатирическую оду «К временщику». В 1821 году он вошел в состав Вольного общества любителей российской словесности и числился на службе заседателя Петербургской уголовной палаты, а в 1824-м году возглавил управленческий отдел Российско-американского предприятия. С 1823 по 1825 год вместе с Александром Бестужевым Кондратий Рылеев работал над выпуском альманаха «Полярная звезда» и входил в масонскую ложу «К пламенеющей звезде».

Рылеев, «Смерть Ермака»: идея

В 1822 году Рылеев также пишет думу, посвященную атаману Ермаку, которую частично положили на музыку, и она стала песней.

Дума «Смерть Ермака», содержание которой будет представлено дальше, основана на реальных исторических событиях. Главный герой - известный исторический персонаж - казачий атаман по имени Ермак Тимофеевич, сыгравший главную роль в присоединении Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века при правлении царя Иоанна Грозного. Ермак со своим войском постоянно воевал с ханом Кучумом, который не хотел подчиняться русскому царю и платить дань Москве. Кучум желал сам править и никому не подчинялся, а потом и вовсе совершил переворот и убил своих мусульманских собратьев, которые согласились принять российское подданство и платить мзду победителям.

Хан Кучум

Дума «Смерть Ермака» дальше описывает, как в очередном сражении Кучума с Ермаком много народу полегло. Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися воинами, которых насчитывалось всего 50 человек, проходя путь по Иртышу, остановился заночевать в устье реки Вагай. Ночью Кучум внезапно напал на спящих казаков и убил почти всех. Спаслось лишь несколько человек. Атаман Ермак, обремененный двумя кольчугами, одна из которых была подарена царем, и оружием, которое он носил, кинулся в реку, чтобы добраться до стругов, но утонул в Иртыше. Однако по татарским преданиям он был ранен в горло копьем богатыря Кутугая.

Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум. Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились. Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.).

Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев

Рылеев, вдохновленный подвигами русских воинов, решил посвятить им свои думы. Так появилась и дума «Смерть Ермака». Поэт хорошо изучил древние предания о Ермаке и знал, что в день смерти героя была сильная гроза со штормом, и Ермак погиб в волнах бушующей реки. Рылеев начинает думу с описания той страшной бурной ночи, когда сама природа зловеще волнуется, ревет буря, шумит дождь, молнии летают во мраке ночном, беспрерывно гремит гром, и ветры бушуют.

Дума «Смерть Ермака» описывает, как на береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив - восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.

Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум - коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей».

Смерть

Ермак бросается в реку, напрягаясь изо всех сил под хлесткими волнами бушующей реки, одетый в «тяжелый панцирь-дар царя», он тонет. Рылеев считает, что именно тяжелое снаряжение богатыря стало причиной его смерти. Река почти сразу поглотила отважного воина. Герой погиб, он променял свою свободу и стал верно служить самодержавию. Во всяком случае об этом говорит думы анализ. «Смерть Ермака» Рылеев опять же заканчивает описанием бушующих ветров и громов.

Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю - для него не одно и то же. Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели. На этом можно и закончить рассмотрение известной думы. О многом рассказал нам анализ. «Смерть Ермака» Рылеева показывает, что у автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.

(историческая основа думы

К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»)

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна


  • подготовить к восприятию думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»,
  • познакомить с исторической основой произведения,
  • проанализировать черты русского национального характера, показанные К.Ф. Рылеевым в образе Ермака,
  • воспитывать патриотические чувства

Константин Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) -

русский поэт, общественный деятель, член Северного тайного общества, декабрист

При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги:

в 1825 году вышел сборник «Думы» И поэма «Войнаровский».

В сборник «Думы» поэт включил более 20 произведений этого жанра:

«Олег Вещий», «Боян», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака»,

«Иван Сусанин», «Пётр Великий в Острогожске» и другие.


Константин Фёдорович Рылеев

ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.


Думы К.Ф.Рылеева

«Мстислав Удалый»

«Пётр Великий в Острогожске»

«Боян»

«Олег Вещий»

«Смерть Ермака»

«Иван Сусанин»

Дума - поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.


Дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

основана на реальных исторических событиях.

Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.

Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.

Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.

Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин Яныш. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.

Говорят, что татары несколько дней стреляли в тело атамана из луков и пировали.

Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как Ермак не был мусульманином.


Словарная разминка

1. Объясни смысл словосочетаний:

Ко славе страстию дыша -

желая славы.

Товарищи его трудов -

боевые друзья, единомышленники.

Не праздно в мире жили -

не напрасно.

Роковой удел -

несчастливая судьба.

Воспрянул ото сна -

проснулся.

2. Подбери синонимы к словам:

чащоба, глушь, заросли.

Дебри -

Объятый -

окружённый, взятый в объятия.

Шатёр -

палатка, лагерь.

Ратник -

воин, дружинник.

Челн -

судно, лодка.

Броня -

доспехи, кольчуга, панцирь .


Словарная разминка

Русь святая -

Родина, отечество, родная земля.

Благословение отчизны -

милость родины, пожелание побед и счастья.


  • Объясните, почему события в начале думы происходят ночью, во время грозовой бури?
  • О чём думает Ермак в ночь перед боем?
  • Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили»?
  • Как погибла дружина Ермака? В чём видит автор причину её гибели и кого осуждает за это?
  • Какова тема и идея думы Рылеева?
  • Какие чувства стремился передать автор?
  • Найдите в тексте думы патриотически звучащие строки.
  • Перечитайте выразительно вслух думу. Чем она особенно волнует сердца читателей?
  • Какие черты русского национального характера показал К.Ф. Рылеев в образе Ермака?
  • Какие произведения устного народного творчества близки к думе Рылеева?

Б. Дехтерев. «Гибель Ермака»

Какой эпизод из думы «Смерть Ермака изобразил художник Б.Дехтярев»?


Памятники Ермаку

Первый в мире линейный ледокол «Ермак»

Стела Ермаку

в Тобольске

Памятник Ермаку

в Новочеркасске

Донские деньги - Ермак, 100 р. Ростов, 1918 г.

Урок 11. Историческая тема думы «смерть Ермака» К.Ф.Рылеева.

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Ф. Рылеева; дать понятие думы; работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить восьмиклассников рецензировать работы товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?

2. Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта?

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала,

Наевшись, выспалась под ним,

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

(Свинья у Крылова прожорливая, противная, глупая. никаких добрых чувств она не вызывает. Баснописец рисует ее образ с помощью грубых, просторечивых слов и выражений: наелась до отвала, глаза продравши, рылом. Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла, но и вредно – «подрывать у дуба корни стала».)

Карточка 2.

1. Перечислите характерные черты басни.

(Герои басен – чаще всего животные, растения или предметы, а под ними подразумеваются люди с их недостатками. Такое свойство басен называется аллегорией. Нравоучительный смысл басен заключается в начале или конце произведения, в нескольких строчках, называемых моралью.)

2. Какими средствами баснописец создает образ тупого, самовлюбленного осла? Докажите это с помощью данного отрывка.

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

(Выбор в судьи осла, а не другого животного, сам по себе абсурден, так как осел – символ тупоумия, упрямства, невежества. Кроме того, крик этого животного – один из самых антимузыкальных в природе, поэтому сразу можно догадаться, что ослу оценить пение соловья по достоинству непосильно. Это аллегория неправедного, ничего не знающего и не понимающего, но берущегося судить.

Спесь, самолюбование этого персонажа показаны в манере разговаривать, панибратское обращение «дружище», соединение несоединимых слов «великий мастерище» придают всему сочетанию пренебрежительную окраску. Построение фразы «хотел бы очень я сам посудить, твое услышав пенье, велико ль подлинно твое уменье» возвеличивают судью; изменение порядка слов, выделение слова «сам» в начале строки, вопросительная частица «ль» служат этой цели.)

2. Инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие царя» с последующим обсуждением чтения.

– Чье чтение понравилось? Почему?

– Удалось ли ребятам при чтении передать характерные черты персонажей басни?

3. Чтение придуманных по предложенным пословицам басен; рецензирование.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя о Рылееве.

Война 1812 года, тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Ры-леева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К. Ф. Рылеева «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества – вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). (Звучит запись песни «Смерть Ермака».)

Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

– Что же такое дума?

Запись определения думы в тетради: дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального творчества. Тематика дум по преимуществу историческая.

– Как же начиналась литературная деятельность К. Ф. Рылеева?

– Почему думы Рылеева получили почти единодушную благожелательную оценку литературной общественности?

3. Чтение материала учебника (с. 88–89).

4. Чтение исторической справки «Смерть Ермака» (с. 89–90).

– Как вы считаете, с какой целью перед думой автор дает историческую справку?

– Все ли вам было понятно, когда вы слушали песню «Смерть Ермака»?

– Какие события, о которых рассказывается в справке, отражены в произведении?

5. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем с последующей беседой по содержанию.

– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

– О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили!»?

– Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

6. Работа по картине художника Б. Дехтерева.

– Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник?

– Зачитайте строчки из думы, описывающие этот эпизод

(с. 92 от слов «Ермак воспрянул ото сна...» до «... стал гибели его виною», с. 93).

– Какого былинного богатыря напоминает вам Ермак?

IV. Подведение итогов урока.

Дума – название заимствовано у поляков и украинцев. Так называли рыцарскую песню или народную лироэпическую песню. Думы делятся на две основные группы – исторические и социальные.

– К какой группе можно отнести думу Рылеева?

(Повторное слушание песни на слова рылеевской думы.)

– Сравните тексты думы Рылеева и народной песни. Что народу показалось наиболее важным в произведении поэта? Какое настроение она у вас вызвала?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер; перечитать «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина.

Тема: К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».

Цели:

Познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века; дать понятие жанра «думы»; развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения.

Создать условия для развития яркой образной связной устной и письменной речи, логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы и представлять их.

Способствовать воспитанию патриотизма, любви к родине, коллективизма, формированию навыков исследовательской работы.

Тип урока : изучения нового материала, литературоведческого анализа

Ход урока

И мы – не праздно в этом мире жили.

К.Рылеев

I. Организационный момент.

II . Этап целеполагания.

Сообщение темы урока и его целей (выведение целей совместно с учениками, каждый из учеников ставит перед собой определенную цель, которая должна быть достигнута в ходе урока).

II I . Основная часть урока

1. Деление на группы (у учеников уже имеется большой опыт работы в группах, поэтому деление происходит согласно их умениям и интересам, с помощью такого деления достигается успешность каждого ученика, т.к. они первоначально могут заняться тем, что хорошо умеют, а затем попробовать что-то другое, т.е. научиться новому).

Учитель озвучивает основную сферу деятельности группы:

Сегодня мы работаем в группах. На некоторое время вы станете историками, биографами и литературоведами. Прошу вас определиться и занять соответствующие места. Нам предстоит работа с различными источниками информации: книга, интернет, аудиозапись, поэтому каждый из вас сможет выбрать интересный для него вид деятельности.

Прежде, чем приступить непосредственно к анализу текста литературного произведения, мы должны познакомиться с его автором, исторической эпохой, в которую оно создавалось, узнать особенности жанра и услышать выразительное чтение данного произведения. Поэтому «историки» дадут нам сведения о России начала 19 века и исторической личности, ставшей героем думы, «биографы» расскажут о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева, «литературоведы» раскроют жанровые особенности думы и подготовятся к выразительному чтению произведения.

2. Работа в группах

Ребята работают с книгой, словарями, интернетом, находя нужную информацию. Другие в этот момент создают презентацию, наполняя ее найденной информацией. Два человека из группы литературоведов готовят выразительное чтение думы (у них есть возможность прослушать аудиозапись).

3. Представление презентаций

(Кроме исторической справки о Ермаке)

По одному представителю от группы выступают, учитель по ходу заполняет таблицу, которая одновременно появляется и в тетрадях учеников, записывается определение жанра думы.

Историческая эпоха начала 19 века

Биография поэта

Недовольство правящей властью

Создание тайных обществ

Поражение

Свободомыслие

Член Северного общества

Вдохновитель и организатор восстания

Казнь

Посмотрите на содержание таблицы, что вы можете сказать? (Информация похожа в первой и второй колонке).

Как думаете, почему?

Действительно, мы можем сделать вывод о том, что история и судьба отдельного человека связаны.

Почему К.Ф. Рылеев пишет свое произведение именно в жанре думы?

4. Выразительное чтение думы.

Ребята, прочитайте первые строки думы. Можете предположить, как события будут развиваться дальше?

Давайте послушаем думу целиком, а затем ее проанализируем.

5. Анализ произведения

Помогут лучше понять думу наши «историки», которые расскажут нам об исторической основе данного произведения.

А теперь давайте выделим в тексте думы микротемы и озаглавим их, для каждой микротемы выпишите ключевые слова (работа в группах). Вы поработаете в группах, а затем мы сравним, что нам удалось выяснить, чтобы ничего не упустить важного.

Анализ работы групп.

- Какова тема и идея думы Рылеева, какие чувства стремится передать автор читателю?

О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: "И мы - не праздно в этом мире жили!"?

Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

6. Сравнительный анализ (дума в других видах искусства)

У художника Б. Дехтерева есть картина «Смерть Ермака», посмотрите и скажите, какой эпизод на ней изображен. Найдите и зачитайте строки.

Дума Рылеева стала очень популярной в народе и на ее слова была написана песня, которая стала народной. Давайте ее послушаем и сравним с думой.

7. Прослушивание народной песни «Смерть Ермака»

В чем увидели сходства и различия?

III. Заключение.

Мы познакомились с интересным произведением Кондратия Фёдоровича Рылеева. Давайте еще раз вспомним его жизнь и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Перечитаем эпиграф. Давайте в своей жизни возьмем его за правило. Ведь жизнь любого человека должна быть значима не только для него, но и для других.

IV . Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагаю два вопроса, на один из которых вы должны письменно ответить:

1. «Героизм русского народа в литературе»;

План
Введение
Дума «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях.
Основная часть
Ермак объят думой:
а) размышления о своей жизни и жизни товарищей;
б) Ермак не осуждает товарищей, перешедших на службу царю.
Ермаку противопоставлен Кучум.
Гибель Ермака.
Заключение
Автор, восхищаясь героизмом Ермака, не согласен с тем, что тот принял подарок от царя. В этом Рылеев видит причину гибели героя.
Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях.
Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи. Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш. По преданию, была гроза и шторм, и Ермак погиб в волнах бурной реки.
К.Ф. Рылеев рисует в своей думе именно такую ситуацию - страшную, бурную ночь:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Автор показывает, как «на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой», в то время как спали его воины. Ермак думает о жизни своей и своих товарищей, была ли она правильной. Многие его казаки- люди отчаянные, в прошлом преступники, перешедшие на службу к царю. Но Ермак, а с ним и автор, не осуждает их, а, напротив, восхищается. Он считает, что «все преступленья буйной жизни» смыты кровью врагов, и теперь эти люди не щадят своей жизни за более высокую цель - «за Русь святую».
«... Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»
Ермак еще не знает, что впереди ждет героев страшная гибель: нападение Кучума. Смелому и мужественному казаку Кучум противопоставлен как человек низкий и подлый - он нападает исподтишка.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой...
В страшной битве пала дружина Ермака, так и «не обнажив мечей». Ермак плывет по бушующей реке, напрягая силы, но «сила року уступила». Автор считает, что виною гибели Ермака стал «тяжелый панцирь - дар царя». Герой погиб, променяв свою свободу на верную службу самодержавию. Для декабриста Рылеева проблема личной свободы особенно важна, служить царю и служить России для него не одно и то же. Восхищаясь героизмом Ермака, его службой на благо России, он не согласен с тем, что герой принял от царя дорогой подарок и в этом видит одну из причин его гибели.

Просмотров