Православный взгляд на вакцинацию. Русская православная церковь никогда не благословляла отказ от вакцинации

Современная медицина сегодня полна новыми возможностями. С помощью нее не только можно бороться с болезнями, которые раньше уносили тысячи жизней, но и существенно менять тело и судьбу человека. Православный человек должен внимательно относиться к нововведениям и моде на те или иные вещи, например, независимо от популярности он не должен татуировать себя или менять свое тело другим способом, поскольку оно даровано Творцом.

Многие родители хотят получить от общества православных врачей ответ «Можно ли вакцинировать ребенка?» и не является ли это противоречием или нарушением библейских и церковных принципов. Следует разобраться в этом вопросе.

Православный взгляд на болезнь

Есть в доктрине Православной Церкви вопросы, о которых богословы до сих пор ведут споры и не имеют однозначного ответа. Люди зачастую пытаются трактовать места из Писания себе в угоду, говоря, что болезни и все прочее - от беса, но это ставит под сомнение всемогущество и всезнание Господа.

Православная Церковь верит, что болезни и здравие происходят от Господа и человек должен принимать все с благодарностью . («За все благодарите» пишет ап. Павел). Вера в Бога - это, в первую очередь, принятие от Него всего, независимо хорошее это или плохое.

Православная церковь советует благодарить Бога и за болезни, и за здоровье

Болезнь может быть послана человеку по многим причинам:

  • как физическое и духовное испытание;
  • как искушение;
  • для наставления;
  • для того, чтобы человек отошел от дел и отдохнул от стресса;
  • для обращения души ко спасению.

Господь, прежде всего, хочет спасения человеческой души, а для этого иногда необходимо подвергнуть физическое тело болезни. Это не значит, что лечение следует отвергать, ведь Бог создал врачей для лечения (вспомнить стоит хотя бы апостола Луку, который был врачом по образованию). Сегодня век эффективных лекарств, а представители народной медицины готовы предоставить массу методов лечения травами и растениями, так что не использовать все это для профилактики заболеваний или лечения просто глупо.

Сотрудник Отдела по противодействию алкоголизму и наркомании Владимир Николаевич Вишнёв говорит:

«Молитва - великое дело при лечении всякого недуга! … Господь еще ранее болезни дает такие чудесные средства от самых разных недугов!»

После чего православный врач перечисляет различные профилактические и народные методы борьбы с гриппом.

Следует понимать и принимать Божью руку во всем, благодарить за болезни и за здоровье, но делать все зависящие, чтобы вылечиться. Важно лишь не переступать библейские принципы. К профилактике заболеваний относится и вакцинация, почему же существуют противники этого действия? Члены общества православных врачей помогают православным христианам разобраться в этом вопросе.

Противники вакцинации

Вакцинация - это введение в организм человека антигенного материала (клетки вируса), который вызывает реакцию и заставляет формировать иммунную защиту от болезни.

Вакцинация детей помогает защитить их от опасных заболеваний

Простыми словами. В организм вводиться малая доза клеток вируса, чтобы организм смог выработать к нему антиген и вовремя противостоять полноценному заболеванию. Обычно вакцинируют детей, чтобы они в малом возрасте переболели и имели стойкий иммунитет к тем или иным возбудителям.

История говорит, что прививать людей начали еще в 10 в. н. э. в Древних Индии и Китае, что позволило этим странам избежать страшных эпидемий оспы и чумы. На территории стран СНГ такая практика появилась лишь в 1800-х годах.

Противники вакцинации появились 15 сентября 1988 года, когда вирусолог Г. П. Червонская выступила с критикой системы в виде публикации в «Комсомольской правде», где она подробно описала побочные действия прививок и их неэффективность. С тех пор зародилось движение «Антипрививочников» и родители стали бояться вакцинировать детей.

Их главные тезисы таковы:

  • эффективность вакцинации не доказана;
  • в водимых веществах присутствуют токсичные компоненты, и они негативно влияют на иммунитете;
  • прививки вызывают мутации генов, осложнения и неизлечимые заболевания;
  • вакцинопрофилактика - это лишь бизнес, а СМИ и врачи распространяют ложную информацию об этом для своего обогащения.
Внимание! Традиционная медицина уже давно пытается переубедить сторонников этого движения, но с обеих сторон выпускают различные научные публикации, которые опровергают друг друга и в этом споре не видно конца.

Как же поступать православным родителям, противоречит ли вакцина догматам церкви?

Православный взгляд на прививки

Председатель общества православных врачей епископ Пантелеимон на вопрос о прививках говорит, что запрета Церкви на них нет, более того, неоднократно были выпущены указы архиереям и священникам, чтобы они разъясняли пользу этого процесса пастве.

Православная церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями

Говоря о вакцинации, Владыка сравнивает прививку с малым искушением от Господа, которое Он посылает дабы искусить человека малым злом и научить его бороться с ним. Подводя итоги, архиерей говорит о важности упования на Господа, но при этом убеждает, что именно через врачей, лекарства и вакцинацию Господь посылает исцеление человеку, поэтому пренебрегать ими не стоит.

Исполком Общества Православных врачей России в 2008 году опубликовал документ, который стал итогом круглого стола, главным вопросом которого были прививки. Этот круглый стол стал противодействием псевдонаучной литературы, которая начала распространяться в среде православных.

Документ содержит следующие тезисы:

  • несмотря на содержание в некоторых вакцинах токсичных веществ, мировая практика свидетельствует, что мизерное их количество не может нанести существенного вреда организму;
  • современные медицинские технологии изготовления вакцин исключают попадание в препарат посторонних вредных веществ;
  • исполком ОПВР признает существование нарушений в данной сфере и призывает к строгому соблюдению правил проведения процедуры;
  • глобальные исследования подтверждают, что именно своевременно сделанные прививки являются причиной снижения числа заболеваний и эпидемий в различных странах.

Несмотря на существующие случаи осложнений после прививок, их пользу сложно недооценить. Человечество веками страдало от эпидемий чумы, оспы, полиомиелита, но сегодня Господь позволил людям жить и не бояться их, принимая профилактические меры. Делать или нет прививки детям - это решают их родители.

Важно! Православная Церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями.

О прививках с православной точки зрения

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!». В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера № 12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на II Всероссийском съезде православных врачей в Воронеже.

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П. Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, — отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. — Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:
— эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;
— вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
— вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;
— развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
— массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;
— органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;
— медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П. Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованым Синодальном отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало совместное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

— совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

— просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.
На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Инфекционные заболевания встречаются все реже, и родители, позабыв, как сами когда-то страдали от кори и коклюша, все чаще пишут отказы от прививок. Это, мол, «химия» и грубое вмешательство в иммунитет ребенка. Другие, наоборот, не думая, дают согласие, «потому что врач сказала: надо». И забывают при этом, что вакцины -- все-таки не вода. А как тогда надо?
Православный -- значит не привитый

Моя знакомая Ксения пять лет работает участковым педиатром, а начинала она свою медицинскую карьеру сестрой милосердия в Свято-Димитриевском сестричестве. У Ксении на участке 700 детей. «Я уже заранее знаю: если семья православная -- дети почти наверняка не привитые. Мусульмане, наоборот, детей прививают охотно, даже спрашивают, не появилась ли какая новая вакцина, чтобы ничего не пропустить. У них детей всегда много, и они очень боятся инфекций. А наши, получается, сторонники естественного отбора». -- «Это как?» -- спрашиваю. -- «Ну, если болезнь или другая беда, слабые погибнут, сильные выживут. Но вообще-то, все дети имеют право на жизнь -- и слабенькие, и сильненькие. Только родители, получается, этого не понимают. Одни забывают про прививки, другие отказы пишут. А ведь пока дети маленькие, они за их жизнь отвечают». После такого монолога, конечно, задумаешься. Среди нас, значит, есть родители-варвары и родители-вредители... «Если бы можно было, -- продолжает Ксения, -- я бы водила таких мам и пап на экскурсию в какое-нибудь детское инфекционное отделение. Просто чтобы они видели, как тяжело даются детям все эти болезни, от которых мы прививаем. И как дети страдают, и сколько в них гормонов и антибиотиков приходится вливать, чтобы вылечить». Я сразу вспоминаю, что на антипрививочных интернет-форумах прививки называют «химикалистой дрянью». В этих ампулах, действительно, в большинстве случаев есть «химия» -- консерванты и стабилизаторы раствора. Но понятно, что по сравнению с «химией», которая есть в таблетках, это абсолютное ничто. «У меня на участке недавно непривитая девочка заболела тяжелой формой коклюша, пришлось класть в больницу, ей там десять дней кололи преднизолон, потом антибиотики. И после выписки она мучилась три месяца -- все время кашляла. Надо один раз пережить такое, чтобы понять, зачем нужны прививки. Если честно, я не понимаю тех, кто пишет отказы». В устах человека, который работает, что называется, «на земле», каждый день бегает по вызовам, скрепя сердце выписывает тяжелые антибиотики грудничкам с температурой под сорок и отправляет «по скорой» задыхающихся от коклюша младенцев, простые доводы в пользу вакцин звучат убедительно. Во всяком случае, намного убедительнее, чем из уст чиновников от медицины и руководителей различных научных институтов. Но на многих даже страшные рассказы участковых педиатров не действуют, они убеждены: прививки -- это зло.
Священники-врачи не отвергают прививок

Среди православных, действительно, бытует мнение, что прививать ребенка от болезни, которой он пока не заболел, значит выражать недоверие Божьему промыслу, дерзко ставить свой разум и свою волю выше. С другой стороны, никто ведь не задумывается, что, когда мы моем руки перед едой или чистим зубы, мы тоже «дерзко» предупреждаем различные болезни. Известно, что в России XIX века оспопрививание входило в программу обучения священнослужителей. Даже некоторые российские святые занимались вакцинопрофилактикой: например, святитель Иннокентий (Вениаминов) и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Кажется, следуя такой логике, можно отказаться и от применения лекарств -- тоже ведь изобретение «непокорного разума». Протоиерей, доктор медицинских наук, профессор Сергий Вогулкин считает: если Господь сочтет, что для нашего душевного и духовного состояния будет полезно поболеть, то мы заболеем, несмотря на прививки. А рисковать, не прививаясь из принципа, по его мнению, все-таки не стоит: «Мы все в руках Божиих, и слава Богу, что жизнь непредсказуема. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) прививал людей против оспы и, как хирург, не считал грехом вторгаться в тело человека для его исцеления или предупреждения более тяжкого заболевания. Мне кажется, что Православная Церковь и каждый священнослужитель в отдельности, если он не детский врач, иммунолог или инфекционист, не должны вмешиваться в чисто врачебные вопросы. Прививки -- из их числа. Я никогда не считал для себя возможным давать или не давать благословение на прививки прихожанам, это дело их выбора. В отношении прививок детей я всегда говорил: вы можете не делать прививку от полиомиелита, это ваше право, но как потом вы будете смотреть в глаза своему ребенку-инвалиду? А от паротита мальчику, который потом не сможет иметь детей? От краснухи девочке, которая может вам потом родить больного внука? Да, ребенок должен быть перед прививкой здоров, вакцина должна быть максимально чистой, педиатр должен быть опытным и внимательным. А родители должны быть добрыми христианами. Вот тогда прививка не повредит, а спасет». Протоиерей Сергий Филимонов, профессор, доктор медицины и председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга , говорит, что именно по своему милосердию Господь посылает нам различные способы борьбы с болезнями: «Через ученых, исследующих механизмы передачи заболеваний, человечеству были открыты знания, позволяющие справляться с инфекциями». В связи с тем что некоторые православные храмы и монастыри стали распространять антипрививочные мифы, Общество православных врачей даже выпустило недавно информационную брошюру для родителей «Вакцинопрофилактика у детей», где представлен трезвый и объективный взгляд на эту проблему.
Доказано или нет?

Если отодвинуть в сторону философские рассуждения, то останется как раз самое неприятное: реальные проблемы и болезни. В чем только не обвиняют вакцины. Они вызывают аутизм, аллергию, аутоиммунные заболевания, неврологические расстройства, в том числе ДЦП и слабоумие, они становятся причиной рака... У каждого из нас есть подруга, знакомая, знакомая знакомой, у которой есть больной ребенок и которая убеждена: болезнь спровоцировала прививка. Проблема в том, что в большинстве случаев невозможно установить прямую связь и доказать, что это было именно так. Например, согласно нашему национальному календарю прививок ребенок до двух лет должен получить 15 прививок от десяти инфекций (в Германии -- 17 прививок от 13 инфекций, в США -- 21 прививку от 14 инфекций). Руководитель центра иммунопрофилактики Института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор Владимир Таточенко : «Любое заболевание в первые годы жизни случается после прививки, потому что дети все время находятся в состоянии “после прививки”. Поймите, если не вакцинировать детей, они все равно будут болеть теми заболеваниями, против которых мы не вакцинируем. Если вакцинировать -- то тоже будут болеть. Если привить от кори, не значит, что ребенок не заболеет ревматизмом». Говорят, например, после прививок иммунная система может дать ответ в виде аутизма. Но на это утверждение есть данные английского исследования, доказывающие, что при неизменном уровне охвата вакцинацией число аутистов в Англии постоянно растет. Выходит, другие причины. Профессор Таточенко рассказывал, как одна волгоградская бабушка годовалой девочки сорвала международные исследования, параллельно проводившиеся в десяти странах мира. Выясняли, эффективно ли будет прививать детей от кори, паротита и краснухи вместе с ветряной оспой. «У одного ребенка заподозрили аутизм. Девочке был год, и после вакцинации, по словам бабушки, она перестала говорить и проситься на горшок. Если речь идет о годовалом ребенке, вы понимаете, что это абсурд». Тем не менее дело разбиралось комиссиями, прокуратурой, и когда поняли, что оснований для обвинений нет, исследование уже было сорвано.

Еще говорят, у привитых людей во взрослом возрасте чаще развивается бронхиальная астма. По-видимому, это тоже опровергли. Так называемое «тасманское исследование» доказало, что все наоборот. Смотрели детей в подростковом возрасте и взрослых, как привитых, так и непривитых. Непривитые болеют астмой чаще.

Есть данные о том, что после прививки может развиться аутоиммунное заболевание (системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит и др.). Но и тут, по словам педиатра и клинического фармаколога, кандидата медицинских наук Ивана Дронова , который занимался такими исследованиями, есть свои «но»: «Мы знаем случаи, когда аутоиммунное заболевание развивается у детей после прививки. Но, по нашим с коллегами данным, инфекции и инсоляция (пребывание на солнце) на порядок чаще, чем прививки, являются триггерами (“пусковыми факторами”) развития аутоиммунных заболеваний. Вероятнее всего, иммунная система была уже готова к болезни и для развития проблемы достаточно было любого воздействия. И на самом деле, при использовании современных вакцин антигенная нагрузка на иммунную систему обычно не больше, чем при ОРВИ».

Таким образом, на каждое обвинение и подозрение противников вакцинации есть ответ сторонников. И наоборот, противники, в свою очередь, тоже находят соответствующие данные и факты. В результате слухи муссируются, страхи ползут, и многие уверены, что не бывает дыма без огня.

Некоторые вообще считают, что многими инфекционными болезнями лучше переболеть в нежном возрасте -- на то они и называются детскими, что в детстве переносятся легче. Иван Дронов: «Коклюшем и корью однозначно в детстве переболеть не лучше. Корь раньше земские врачи называли “убийцей детей”: летальность от нее была два-три процента, а болели практически все. То есть из ста родившихся детей два-три ребенка умирали от кори. Коклюш как раз очень опасен для маленьких детей. А если рассматривать инфекции, которыми болеют не только дети, но и взрослые: дифтерию и столбняк, -- умереть можно в любом возрасте, даже если сразу госпитализируют в самую лучшую клинику и будут применять самые лучшие средства лечения».
Осложнения и другие «сюрпризы»

От гепатита В у нас вообще прививают в первые 24 часа жизни. По статистике это оправдано: до введения этого правила гепатитом В заболевали 45 детей из 100 000, сейчас -- два. Но если заранее известно, что мама и никто из родственников не относятся к группе риска и не страдают этой болезнью, некоторые специалисты все же советуют написать отказ от столь ранней прививки. Причем подготовить этот отказ нужно еще до родов.

Прививка АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк) стала притчей во языцех -- в большинстве случаев она вызывает у детей тяжелую реакцию (хотя реакция -- это еще не ПВО). Виноват коклюшный компонент. Если есть деньги, лучше делать импортную вакцину, где коклюш представлен в ослабленном (бесклеточном) виде (стоит такая вакцина 1000-1600 рублей).

Прививки от кори и коклюша могут вызвать поражение нервной системы -- фебрильные судороги и энцефалит. Поэтому они небезопасны для детей с неврологической патологией, в том числе скрытой (ее косвенным признаком может быть повышенный мышечный тонус). Некоторые родители детей, больных ДЦП, уверены, что заболевание проявилось после прививки именно этими вакцинами, хотя врачи утверждают, что такого быть не может: причины развития ДЦП возникают еще в период беременности или во время родов. Но проявляется заболевание несколько позже. С другой стороны, по статистике, неврологические осложнения после самих коклюшей и кори встречаются намного чаще, чем после прививки.

С полиомиелитом были проблемы до 2008 года, пока детей прививали живой вакциной. Ежегодно в стране регистрировали 10-12 случаев паралича у детей с иммунодефицитом. Теперь первую вакцинацию от полиомиелита официально можно проводить только инактивированной (то есть неживой) вакциной.

Еще одна проблема, связанная с вакцинацией, -- аллергия. Аллергию можно выявить, только сделав прививку. Но внимательный врач может ее предугадать, если подробно расспросит маму обо всех болезнях родственников и тщательно осмотрит ребенка. В поликлинике у Ксении был один случай анафилактического шока у девочки после прививки (это смертельно опасная внезапная аллергическая реакция). Девочку спасли, причем мама с тех пор не отказалась от вакцинации. Просто перед каждой прививкой ребенка специально готовят и кладут на один день в стационар, где и прививают. Ксения говорит, что это был единственный случай ПВО, случившийся в ее поликлинике за то время, пока она там работает.
Человек и человечество

Врачи говорят: вероятность получить осложнение или умереть после вакциноуправляемой инфекции намного выше, чем после любой вакцины. То есть благодаря прививкам в этом или в прошлом году не заболели и не умерли сотни. Но наша психика устроена так, что мы об этом не думаем. Нас больше волнует, что какое-то, пусть и минимальное, количество человек умерло или заболело только лишь из-за них (ведь официальным данным у нас никто не верит). Страх, что ты попадешь именно в эту десятку или сотню, понятен. И психологически родителям сложно принять это: ведь вакцинацию делают с их личного согласия.

Важно еще понять, что на фоне отступивших инфекционных болезней осложнения кажутся страшнее и реальнее. Но проблема в том, что, как только снижается охват вакцинацией, болезни сразу же начинают «прорываться» к людям. Например, корью в России еще десять лет назад, пока вакцинация не была всеобъемлющей, ежегодно болели до полутора миллионов человек. В 2008 году заболело всего 27. В 2010-м, когда в дальневосточные регионы России приехали инфицированные жители Китая, число заболевших россиян выросло до 127.

«Ради всеобщего здоровья меня вынуждают подвергать риску собственных детей», -- сказала мне одна знакомая. Но практически невозможно определить, где здесь грань между личным и всеобщим. В какой момент кончается личное и начинается всеобщее. Личное зависит от того, насколько массово придут вакцинироваться другие. Но массовости не получится, если все решат не рисковать по личным причинам.

Светлана АБРИКОСОВА

Церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской патриархии опубликовал на своем сайте статью председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга доктора медицинских наук протоиерея Сергия Филимонова, в которой он не рекомендует делать детям прививки от краснухи.

В статье говорится, что в детском саду у 40% детей нет антител к краснухе, а среди школьников лишь у 15% нет этих антител.

Протоиерей Сергий так комментирует эти данные: «Скорее всего, они перенесли эту инфекцию в легкой форме без постановки диагноза и, следовательно, приобрели стойкий иммунитет к краснухе». Поэтому священник рекомендует, прежде чем делать прививку от этой болезни, обследовать ребенка на наличие специфических антител.

Но при этом протоиерей Сергий считает, что вакцинация детей против краснухи, которую в России проводят в 12 месяцев и в 6 лет, не нужна, «так как в большинстве случаев эта инфекция протекает в легкой форме, не давая осложнений».

С осторожностью он советует относиться к прививкам детей от гепатита В, которые в нашей стране делают младенцам в первые 12 часов с момента рождения. В статье говорится, что, по мнению одних иммунологов, эта прививка необходима в столь ранний период жизни. А другие считают, что проводить такие манипуляции с новорожденными недопустимо, так как само появление на свет является для организма стрессом. К тому же в крови младенцев до 12-18 месяцев циркулируют материнские антитела, защищающие его от инфекций.

Протоиерей Сергий рекомендует делать прививки против гепатита В только в детских домах, в социально неблагополучных семьях, в семьях, где есть больные с острым или хроническим гепатитом В, а также тем, кто работает с кровью - хирургам, стоматологам, и лаборантам. Кроме того, он противник проведения вакцинации в первые 12 часов с момента рождения.

Также священник советует с осторожностью относиться к прививке против туберкулеза вакциной БЦЖ.

«Во-первых, вакцина БЦЖ сама по себе может вызвать первичный туберкулез, что и явилось причиной отказа многих стран от ее использования, - говорится в статье. - Во-вторых, в экспериментах, проводимых в Северо-Западном регионе России, было выявлено, что вакцина БЦЖ, которая применяется в настоящее время для иммунизации людей против туберкулеза, совершенно не обеспечивает эффективной защиты против циркулирующих на Северо-Западе России микробактерий туберкулеза».

Есть данные, согласно которым среди детей, заболевших туберкулезом, 80% были вакцинированы вакциной БЦЖ и около 30% - ревакцинированы этой же вакциной. Протоиерей Сергий также говорит, что ни в коем случае нельзя вакцинировать ребенка живой вакциной против полиомиелита, которая может вызвать определенную форму этой болезни. Он пишет, что надо использовать только убитую вакцину, имеющую сертификат и достаточный срок годности.

Вообще протоиерей Сергий считает, что не следует детей совсем оставлять без каких-либо прививок, однако подходить к этому делу надо очень серьезно. Например, он советует перед прививками определять напряженность иммунитета ребенка у иммунологов или педиатров. И если в крови наблюдается высокая концентрация защитных антител в отношении определенного возбудителя инфекции, то вакцинацию проводить не надо.

«Начинать вакцинацию детей лучше как можно позже, независимо от рекомендаций действующего национального календаря прививок, - говорится в статье. - Следует также учитывать, что дети первого года жизни, находящиеся на естественном вскармливании, получают дополнительную защиту от инфекций с грудным молоком».

Протоиерей Сергий советует прививать детей в центрах вакцинопрофилактики, где практикуется индивидуальный подход к каждому человеку.

В декабрьском номере газеты (№ 23, 2009) публикуется статья, рассказывающая о позиции Русской Православной Церкви в отношении вакцинопрофилактики.

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!» В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера №12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на в Воронеже.

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П. Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, - отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. - Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:

Эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;
- вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
- вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;
- развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
- массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;
- органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;
- медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П. Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе , организованным . В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

Совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

Просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.

На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Просмотров