Основные элементы из которых состоит костюм римлянина. Какую одежду носили римляне? Одежда римлян и ее описание. Женская одежда в древнем Риме

Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги.Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

Музей Пия-Климента

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.

Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.

Римский сенатор с женой и сыном
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины.

Галла Плацидия (388—450) и её сын - римский император Валентиниан III (419-455). Галла Плацидия 12 лет управляла Западной Римской империей в малолетство своего сына.

Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.


В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.


Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.

Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Мужской костюм в Древнем Риме

Римские магистраты в тогах
Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.


Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников — две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.

Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» — плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» — «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге — пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ — «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.

Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» — прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» — шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. — эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

знатные римлянки

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, — из легких шелковых разноцветных тканей — иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.


Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось.

Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.


Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.

Знатные женщины надевали поверх туники «столу» — верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.


Верхней одеждой также служил плащ — «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).

Женщина в нагрудной повязке fascia и сублигакуле.

К нижнему белью в Древнем Риме относились туника, нагрудные повязки, напоминающие современный бюстгалтер, и набедренные повязки.

Как мужчины, так и женщины с первого века н. э. часто надевали под верхнюю тунику ещё одну тунику.

Женская нижняя туника (лат. tunica subucula) с набедренной повязкой и повязкой на груди (лат. fascia) составляли нижнее бельё женщины. Фаския изготовлялась обычно из ткани, реже из кожи.В античных источниках нет точной информации, все ли женщины носили такую повязку. Женщины носили для поддержки груди stophium — ленту несколько метров длиной, которую оборачивали вокруг груди. Изображение этой нагрудной повязки известно по многочисленным римским фрескам. Также известны по изображениям и находке из Британии своего рода «трусы» (лат. subligaculum), которые завязывались по сторонам лентами. Сублигакулы упоминаются также в британских табличках из Виндоланды.

Чулок римляне не знали. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками (лат. tibialia) из льна или шерсти, чтобы защититься от холода, среди городских жителей такой обычай был мало распространён. В I и II веках ношение брюк считалось варварским обычаем. Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, под тогой носили только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку (лат. tunica interior или subucula) из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке.Об императоре Октавиане Августе известно, что он носил зимой в дополнение к портянкам tibialia также и feminalia, брюки, которые достигали колен, для того, чтобы защититься от холода.

Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Император Август в лорике, с богатой рельефной отделкой и наплечными пряжками, соединяющими переднюю и заднюю части доспехов. Под лорикой кожаный дублет с короткими, собранными в складки наплечниками, на теле — туника, вокруг бёдер — палудаментум

Марк Аврелий и пленные тевтоны. Группа воинов в коротких туниках, лориках и лацернах, скрепленных на плече. На пленных, стоящих на коленях надеты короткие, подпоясанные туники и плащи[

Одежда римских патрициев:

На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус.

На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Костюм римских воинов

Римский полководец и центурион
Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» — кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ — «трабея».

римские легионеры

В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» — короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.

гладиаторы и горнист, возвещающий о начале боя
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.

Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

На мужчине - костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

На женщине - стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Обувь в Древнем Риме

Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia), ботинки (лат. calcei) и сапоги (лат. caligae). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.

A. Перо — обувь без пятки, закрывающая лодыжку, использовалась повсеместно;
B. Сalceus — обувь носилась с платьем и одевалась вне дома;
C. Сalceus Патрикий — закрытая обувь с поперечными ремешками;
D. Сaligae — использовалась в армии, при этом усиливалась железными или медными гвоздями;
E. Soleae — обувь, которую носили дома.
У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии — «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др.

Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги — «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу.

Сандалии

Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор — черные, со скрещенными впереди ремнями.

Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.

“Древнеримская обувь, 2500 лет”
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.


Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Мода поздней республики: гладко выбритые лица и короткие нерасчёсываемые волосы
Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.

Мода ранней империи:бритые лица и длинные нерасчёсываемые волосы
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было.

"Греческая" мода времён Антонинов и Северов:завитые волосы и бороды

Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.

Хуан Хименес Мартин. Туалет римской матроны. Картина второй половины XIX века


Времена Юлиев-Клавдиев Времена императора Августа
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке.

Времена Флавиев - самые избыточные прически

Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.

Времена Антонинов Времена Адриана
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.

Времена Антонинов
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.

Времена Северов
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

Времена солдатских императоров

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Пора одеваться. Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения, мешая бегать, подниматься по лестнице или даже садиться, не зацепившись за что-нибудь.В действительности они вполне практичны. Мало того, и в наше время все еще так одеваются: поезжайте в Индию или другие страны Азии и арабского мира, и вы увидите, что традиционная одежда там по сути не слишком отличается от той, что носили римляне, - длинные одеяния, туники, сари и сандалии… Так что это лишь вопрос привычки.

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать: туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Туника

Основной предмет одежды в римском стиле - знаменитая туника. Чтобы понять, насколько она практична, представьте, что вы надели футболку длиной до колен (скажем, размера ХХL а потом перехватили ее на талии поясом. Так вот, с некоторыми допущениями, туника - что-то вроде того. Поразительно: мы, по сути, продолжаем использовать (особенно летом) решение, найденное в античную эпоху. Только называем это иначе: футболка или T-shirt.

Конечно, материалы изменились. Мы используем хлопок, римляне обычно использовали лен или неокрашенную шерсть различных оттенков бежевого. Этот цвет хорошо подходит, чтобы не так бросались в глаза пятна и пыль.

Со льном вот еще что интересно: производят его в основном в Египте, откуда он экспортируется по всей империи. Таким образом, римляне, подобно нам, носят одежду, произведенную в далеких краях. Таковы результаты первой в истории человечества великой глобализации, произошедшей в Средиземноморье благодаря Риму. Мы сможем глубже изучить эту тему, когда наведаемся на рынки столицы империи.

Туника годится для любого случая: ее используют как ночную рубашку, надевают под заду, а беднота носит ее в качестве единственной одежды. Бедняк натягивает тунику, обувает сандалии и выходит так из дому. Богач - нет: поверх туники он должен надеть самое важное Значение римских граждан: тогу.

Тога

Можно сказать, что это «костюм с галстуком? того времени - то есть одежда для появления на людях, особенно в важных ситуациях. Она использовалась с самых древних времен, и можно сказать, что ко времени нашего повествования она пережила самую настоящую эволюцию. Вначале ее размеры были невелики, но постепенно она становилась все больше: если ее разложить на земле, тога представляет собой полукруг из шерстяной или льняной ткани шести метров в диаметре!

Неудивительно поэтому, что часто, чтобы надеть тогу, прибегают к помощи раба. Так поступает и наш «доминус». Это позволит нам понять, как же ее носят.

Господин стоит неподвижно, глядя вдаль. Раб кладет тогу ему на плечи как накидку, однако не строго симметрично, а оставляя один конец гораздо длиннее, чтобы он спускался до земли. Затем аккуратно подбирает этот конец и продевает его под мышкой, оборачивая на груди до шеи, как перевязь. Потом оборачивает его как шарф вокруг шеи и закрепляет булавкой на высоте ключицы. Но это еще не все: конец такой длинный, что нужен еще оборот вокруг тела, под предыдущими витками. Наконец, раб отходит в сторону, чтобы взглянуть на свой труд. Он доволен. Его господин такой элегантный, особенно благодаря струящимся складкам, придающим ему благородный облик. Одна рука свободна, а другая наполовину прикрыта драпировкой, и «доминус» должен все время держать ее слегка согнутой, чтобы тога не запачкалась о землю. Это немного неудобно, но быстро привыкаешь.

Тога — настоящий символ культуры и цивилизации Древнего Рима. Ее могут носить только римские граждане, а иностранцам, рабам и вольноотпущенникам (рабам, отпущенным на свободу) это запрещено. Тога, подобно униформе, несет в себе некий «дресс-код»: в зависимости от того, на ком она надета и для чего предназначена, она носит различные названия. Например, белая тога, окаймленная пурпуром, toga ргаеtехта - как бы «охранительная». Ее носят сенаторы и мальчики до четырнадцати-шестнадцати лет. В этом возрасте вершится обряд снятия тоги-претексты, сопровождающийся торжественной церемонией, он символизирует окончание периода отрочества. С этого момента юноша официально считается взрослым, то есть способным носить оружие и участвовать в общественной жизни.

Штаны

А штаны? Они встречаются не так уж часто. Действительно, этот предмет одежды чужд римской и средиземноморской культуре. В эпоху (Marcus Ulpius Nerva Traianus) их носят только легионеры, они короткие и облегающие, заканчиваются чуть ниже колена. На самом деле штаны уже существуют, но их носят лишь враги Рима, варвары, которые их и «изобрели»: кельты и германцы на севере и парфяне на востоке, на территории современного Ирана. Но так будет не всегда. За сто пятьдесят лет штаны благодаря своему удобству «завоюют» Рим, став составной частью римской моды.

Обувь

Теперь господин сидит, а раб надевает ему на ноги обувь. Любопытно: римляне не носят носков (только на севере, где суровость климата требует дополнительной защиты ног), так что, если снять обувь, ноги остаются босыми.

Есть много видов обуви: закрытая, наподобие сапожков, открытая, вроде сандалий, из нескольких полосок кожи, с маленькими «каблучками», настоящими гвоздями на подошве для большей цепкости (знаменитые caligae, которые носили легионеры) и так далее.

Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам, а дома носят их редко. А знаете, почему? Согласно правилам хорошего тона, входя в дом, необходимо снять уличную обувь и переобуться в домашнюю: по дому ходят в простых сандалиях с кожаной или пробковой подошвой. А если собираются в гости к друзьям, то берут их с собой, потому что это правило действует во всех домах.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Римские солдаты Септимия Севера внешне мало отличались от солдат Августа, живших двумя веками раньше.
В III веке Римская Империя пережила период политических, военных и финансовых потрясений. В течение пятидесяти лет, прошедших после убийства Александра Севера в 235 году и до прихода к власти Диоклетиана в 284 году, на троне сменилось почти тридцать императоров, из которых только трое умерли своей смертью.

Прямолинейность «солдатских императоров», многие из которых были выходцами из рядовых, отразилась в военной униформе римской армии, которая в этот период впервые достигла заметного единообразия.
В III веке широкое распространение получила туника с длинным рукавом. Такая туника распространилась благодаря влиянию служивших в римской армии многочисленных германских наемников.

1

Германский разведчик, начало III века.
Изображенный германский разведчик относится к походу Каракаллы на аламаннов (213 г.).
Кожаный плащ , шляпа, гамаши , башмаки показаны по находкам из Согаардских болот в Дании.
Пара шерстяных штанов также была найдена в датских болотах.

2

Германский воин, Торсберг, III век.
Эта униформа была найдена практически неповрежденной под Торсбергом в 1860-х годах.
Туника с длинным рукавом, прямоугольный плащ и штаны типично германские. Анализ ткани показал, что на тунике имелась пурпурная полоса.
Плащ имел два оттенка синего цвета, а штаны сделаны из некрашеной шерсти.
Под Торсбергом обнаружено множество оружия, многие образцы, несомненно, имеют римское происхождение.

3

Пальмирский разведчик. III век.
Легковооруженный конный воин с фрески из синагоги в Дура-Европос, Сирия . На фресках есть два похожих воина в синих туниках и красных штанах.
У одной туники имеются белые полосы по краю манжет, вероятно, это показана нижняя рубаха. Пальмирские тупики обычно достигали колен и были шире римских туник.
Копья оба всадника держат горизонтально, причем один из них держит копье обеими руками.

Информация : «Военная одежда

На римских иконах III века и позднее римские воины изображались в тунике с длинными узкими рукавами, плаще и штанах.
Можно предположить, что ношение североевропейской одежды в римской армии сначала распространилось среди солдат вспомогательных частей, затем так стали обмундировываться императорские телохранители и, наконец, все легионеры, служившие на северной гpaнице империи, стали носить варварскую одежду.

1

Констанций II был третьим сыном Константина Великого (306-337 гг.). Сначала он правил Восточной империей, но к 358 году сконцентрировал в своих руках власть над обеими частями Римской империи.
Как и другим императорам того времени, ему приходилось постоянно отражать нападения с севера и востока, а также пресекать попытки узурпаторов, желавших свергнуть его с трона. Все эти проблемы Констанций решал довольно успешно.
Аммиан Марцеллин описывал Констанция как превосходного наездника, копейщика и лучника.
Император отличался достаточно жестоким характером.

2

Protector Sacri Lateris, императорская гвардия, середина IV века.
Эта и предыдущая фигура взяты с Керченского блюда. Вызывает вопросы овальный щит с лабарумом. Туника и штаны из тонкой шерсти или даже шелка со вплетенной золотой нитью.
О дорогой одежде императорской гвардии говорят все авторы того периода, в том числе Иоанн Златоуст.
На шее виднеется массивное золотое ожерелье-торк.

3

Всадник, Equites Catafractarii, середина IV века.
Император Юлиан (361-363 гг.) одержал свою победу над варварами еще задолго до того, как сумел занять трон. Сражение при Страсбурге состоялось в 357 году. Одна из конных частей римской армии в этом сражении бежала.
Юлиан приказал нарядить виновных в женскую одежду и в таком виде маршировать через весь лагерь, после чего отряд был расформирован. Здесь показан как раз момент позора трусов.
Женская tunica talaris изображена на мозаике в Пьяца-Армерина. У женской туники клавии были прямыми, на концах отсутствовали декоративные элементы, обычные для мужских туник.

Император Каракалла (Марк Аврелий Аноний Бассиан), по сообщениям очевидцев, продолжал носить германскую одежду лаже в Сирии и Месопотамии.
В римской армии было большое количество нерегулярных частей, воины которых назывались numеrii и cuneii.
Последние представляли собой федератов (foedеrati) - германских поселенцев, которые получили землю на территории Империи в обмен на обязательство нести военную службу.
Все нерегулярные части возглавлялись национальными командирами, обычно вождями, и носили традиционную для своего племени одежду. В результате, такие отряды часто становились законодателями новых мод и веяний в имперской армии.

1

Император Александр Север, (222-235 гг.).
Александр Север стал императором в возрасте 14 лет после убийства Элагабала. Пока император не достиг совершеннолетия государством от его имени управляли его мать Юлия Мамея и тетка Юлия Меза.
В этот период произошло два важных события. На востоке Парфия уступила место более агрессивной персидской династии Сасанидов, которая начала тревожить границы империи, а пока император со своей матерью пытался восстановить порядок на востоке, возникла угроза на севере.
По описанию современников император отличался аскетизмом, строгостью, мужеством.
Он редко носил шелка и пурпур. Кроме того, император ввел в армии ношение такой одежды, как гамаши , штаны и сапоги .

2

Император Каракалла (211-217 гг.)
Старший сын Септимия Севера занял трон, убив своего младшего брата Гету. Официальное имя Каракаллы звучало как Марк Аврелий Антонин, а прозвище Каракалла он заслужил за любовь к длинному плащу с капюшоном - каракаллу.
Плащ изображен по мотивам скульптуры из Хаузстедса на валу Адриана. Остальная одежда императора дана в соответствии с описанием Диона, который свидетельствовал о любви Каракаллы к германскому стилю.

3

Император Проб (276-282 гг.)
Описание приема императором Карином персидского посольства, скорее относится к периоду правления императора Проба, который заключил мир с персидским царем Баграмом II.
Но, возможно, что имелся в виду император Кар, поскольку Синезий говорит о том, что римский император был лыс, а лысым на монетах изображался только Кар.
Одежда императора из обычной красной шерсти. Проб был искусным воином, тем не менее, он, как и многие другие римские императоры, умер насильственной смертью.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Когда дунайская армия Септимия Севера двинулась на Рим, мирное население, которое видело этих легионеров только на колонне Траяна и Марка Аврелия, пришло в ужас от того, как выглядели солдаты (Дион, LXXV.2.6).
Действительно, солдаты выглядели как настоящие варвары: туники с длинным рукавом и штаны (bгасае), которые на протяжении столетий считались совершенно неприемлемой для римлян одеждой.
Среди прочих претензий, предъявляемых к непопулярным императорам вроде Элагабала или Комода, была их приверженность к туникам с длинными рукавами.
Документы из Египта, написанные на греческом языке (официальном языке Восточной Империи), указывают на ношение различных туник.
Военная туника, известная как стихарион (sticharion), украшалась цветными полосами (clavi). Кроме тою, длинные рукава имела туника-dalmatiсa, хотя, если судить по документам, ее носили реже, чем стихарион. Название далматика не оставляет сомнения в том, что эта туника происходит из Далмации. Солдатские императоры, правившие Римом в III веке, предпочитали носить именно такую тунику.
Подавляющее большинство туник на иллюстрациях манускриптов красного или белого цвета. Гораздо реже встречаются зеленые и синие туники. Принято считать, что туники рядовых легионеров были белого цвета, а центурионы носили красные туники.

Армия Северов
1

Легионер, 193 год.
Лион Кассий сообщает, что римляне пришли в шок, когда увидели дунайскую армию, которую в 193 году Септимий Север повел на Рим. Жители Апеннин решили, что это варварское вторжение, поскольку туника с длинным рукавом и штаны были в то время немыслимой для римлянина одеждой.
На арке Севера, воздвигнутой в 203 году по-прежнему изображался сегментный панцирь, а также традиционная римская туника.
Италийский шлем тип Н, доспехи ньюстедского типа.

2

Преторианская гвардия, 193 год.
Первое, что сделал Септимий Север, став императором, - распустил преторианскую гвардию и сформировал новый отряд телохранителей из числа солдат своей провинциальной армии.
Преторианцев он подверг дополнительному унижению, заставив их выйти на парад в подпанцирной одежде.
Полосы на поясе и плечах - птеруги, кожаные или из нескольких слоев льна.

3

Римский фалангист, 21 г.
Готовя поход в Парфию, Каракалла сформировал отряд из 16000 человек, экипировав их как македонских фалангистов.
Сообщается, что доспехи были кожаные или матерчатые, так как подготовка кампании шла в спешке. Вооружение воинов состояло из длинного и короткого копья, а также обычного римского меча.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Следует также упомянуть и такой предмет одежды, как camisia. По-видимому, так называлась льняная рубаха облегающего покроя. Название этой рубахи попало в латынь из германского языка через галльский язык.
Позднее камисию часто стали носить священники, но до этого она была весьма популярна среди солдат.
На восточных границах Римской империи популярностью пользовалась одежда , украшенная вышивкой, часто, сделанной золотой или серебряной нитью. Изначально римляне презирали подобную моду, как варварскую, но постепенно подобного стиля одежда стала обычной для императоров, их двора и телохранителей.
Некоторые образцы военного обмундирования были очень богато украшены. Например, Клавдий Геркулан, императорский конный гвардеец при Аврелиане (270-275 гг.) изображен на своем надгробье одетым в тунику или плащ , украшенный изображением в виде солнца с лучами. По-видимому, это украшение как-то связано с насаждаемым Аврелианом культе бога-солнца. Узор, очевидно, был вышит золотой нитью, что придавало ему эффектность.

1

Трибун вспомогательного отряда, середина III века.
На фресках из Дура-Европос изображены солдаты XX пальмирской когорты. Здесь представлена реконструкция командира когорты Юлия Теренция.
Белый плащ с бахромой, туника с длинным рукавом и короткими клавиями, полосами на запястьях и подоле.

2

Вексиллярий вспомогательного отряда, середина III века. Реконструкция проведена по результатам находок в Дура-Европос. Вексиллюм изображен в соответствии с найденным в Египте и в настоящее время находящимся в коллекции музея изящных искусств в Москве.
На штандарте изображена богиня Виктория. В Дура-Европос найдено изображение вексиллюма, но оно нечеткое и допускает самые смелые интерпретации.

3

Центурион вспомогательного отряда, середина III века.
Еще одна фигура в белом плаще, изброженная рядом с трибуном. Возможно, это старший центурион когорты.
Туника украшена изображением свастики.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Такой узор могли носить все гвардейцы Аврелиана. Вообще, в обычае того времени было, чтобы император одаривал своих сторонников дорогой одеждой, чтобы подчеркнуть свое благоволение в частности и величие режима в целом.
Прямоугольный плащ (sagum) был наиболее популярным среди римских легионеров типом плаща на протяжении столетий. Изображение этого плаща часто встречается в изобразительном искусстве того времени.
Но существовали и другие варианты плаща, некоторые из которых использовались в армии. Из альтернативных вариантов следует упомянуть плащ с капюшоном (paenula). Этот плащ был распространен в ранний период, но к концу II века его изображение практически полностью исчезает на воинских надгробьях, хотя продолжает встречаться на надгробьях гражданских лиц.
Кроме того, солдаты в пенулах изображены на деревянной двери собора Св. Сабины в Риме, датируемых V веком. Возможно, что пенула была плащом преторианской гвардии, поскольку очень часто встречается на монументах, посвященных гвардии. Временное исчезновение этих плащей возможно объясняется расформированием преторианской гвардии Септимием Севером, который заменил гвардию отрядом телохранителей, набранных среди провинциальных солдат.

Поздние авторы упоминают еще один плащ с капюшоном , так называемый birrus или byrus. В эдикте о ценах Диоклетиана этот плащ фигурирует как byrus Britannicus. Вероятно, биррус также походил на пенулу, но имел дополнительный клапан, прикрывающий шею, чем выгодно отличался от пенулы, котрую приходилось носить вместе с шарфом.

1

Центурион, III век.
Реконструкция Марка Аврелия Непота, центуриона XX легиона по его надгробию из Честера.
Ремень с кольцевидной пряжкой. Жезл из виноградной лозы - традиционный символ власти центуриона.
На надгробье не сохранилось краски, и исследователи восстановили цвета, руководствуясь похожими фигурами на британских мозаиках того времени.

2

Митраист, Адрианов вал, III век.
Солдат, одна из семи ступеней иерархии в верованиях митраистов. Одежда красно-коричневая. Фригийский колпак. В руках факел, который использовался при отправлении культа Митры.

3

Матрос британского флота, III век.
Британский флот использовался для борьбы с саксонскими и франкскими пиратами.
После того, как Британия откололась от империи, сначала как часть империи Галлов Постума (260-268 гг.), на флоте вспыхнул мятеж, который возглавил командующий флотом Каравсий (286-293 гг.).
В текстах упоминается ношение моряками формы «венетского» цвета. Головной убор - петас - кожаный или войлочный колпак.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Известно, что по разным случаям использовались разные плащи , а некоторые из них определялись как только «военные». Например, солдаты Сатурнина зимой носили тяжелые военные плащи , но летом надевали легкие плащи . Сатурнин настаивал на том, чтобы солдаты не снимали плащи и во время обеда, чтобы не выставлять наружу ноги...
Император Аврелиан (270-275 гг.) выступал против шелковой и отделанной золотом одежды, ему принадлежит афоризм: «Боги запрещают ткань, которая стоит столько же, сколько золото». Но при этом Аврелиан не запрещал своим солдатам носить красивую одежду, а его гвардия носила особенно красивые золотые доспехи и платье .
С III века и в дальнейшем очень трудно определить, изображен ли голоногий человек или человек в облегающих штанах. Краска на скульптурах давно выцвела и смылась, но сохранившиеся фрески и мозаики позволяют определить, что облегающие штаны носили заправленными в сапоги .
Штаны, в основном, были темного цвета: серые или шоколадно-коричневые. В жизнеописаниях Aвгустов говорится, что император Александр Север носил белые штаны вместо распространенных в то время штанов алого цвета.
Кроме того, ноги могли защищатся с помощью разного вида гамаш. На мозаиках и фресках гамаши часто носят охотники и те, кто работал на открытом воздухе.
Среди списка обязательной экипировки и обычного пайка для Гая Мессия (вероятно, конного воина), обнаруженного в Масаде, а также аналогичного списка для Квинта Юлия Прокла, конного воина из Александрии, упоминается такой предмет одежды, как fascia, то есть обмотка. В обоих случаях обмотки упоминаются вслед за сапогами, что позволяет предположить, что это именно обмотки или портянки.

1, 2

Солдаты, IV век.
На знаменитой мозаике, изображающей Большую охоту, из виллы Пьяцца-Армерна на Сицилии изображено множество персонажей в коротких перепоясанных туниках.
Ремни с «пропеллерными» накладками. Такие накладки считались принадлежностью солдатского ремня, но их могли носить и слуги из личного отряда крупного землевладельца. Дикий кабан на щите - символ ХХ легиона, дислоцированного в Британии, поэтому возможно этот символ на щите никакого отношения к XX легиону не имеет.

3

Старший военачальник, IVвек.
Считается, что это центральная фигура вышеуказанной мозаики и, что она представляет императора Максимиана.
С тем же основанием можно предполагать, что это владелец виллы, старший чиновник или полководец. Т-образный жезл достаточно длинный, чтобы человек на него мог опираться.
Обратите внимание на головной убор , который сделан из того же желто-коричневого материала, что и сапог .
Встречались своего рода колготы, в которых штанины переходили в носки .
Очень популярной обувью в III веке стали сапоги со шнуровкой на подъеме.
Римские воины до конца III века редко когда изображались в головных уборах. Поэтому вызывает удивление слова Вегеция, написанные в конце IV века о том, что в прежние времена обязательно носили головные уборы . Это делалось для тренировки, чтобы шлем , надеваемый на голову перед боем не казался слишком тяжелым.

Кавалерия из Луксора
1, 2

Командиры, III-IX века.
В настоящее время роспись в луксорском храме почти полностью утрачена. В годы правления Диоклетиана (284-305 гг.) храм был перестроен в пограничный форт.
На одной стене форта были изображены конные воины, вероятно, солдаты конного отряда в составе гарнизона. Один из конных воинов держит Т-образный жезл, вероятно, указывающий на офицерское достоинство.
Первоначально, жезл из виноградной лозы использовался для наказания нерадивых солдат. Но Т-образным жезлом никого не били. Для физического наказания имелся дополнительный, более короткий жезл. Желто-коричневые плащи . У первого командира туника с длинным рукавом, тогда как у второго - классическая туника с коротким рукавом. Короткая стрижка обычна для описываемого периода.

3
Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Такой головной убор назывался pillei и по-видимому, он существовал в двух основных вариантах.
Внешне пиллей представлял собой низкий цилиндр без полей с гладкой или шероховатой фактурой. Гладкая фактура, очевидно, соответствовала кожаным или войлочным пиллеям, а шероховатая - овчинным.
В эдикте Диоклетиана говорится о пиллеях. изготовленных из овчины. Вероятно, римский пиллей восходит к персидской тиаре.
Многие воины носили подшлемники, которые смягчали удары по голове.
Также римляне использовали подпанцирную одежду - торокомах (thoracomachus), представлявшую собой аналог средневекового акетон. По данным современных реконструкторов, торакомахи делали из льняной ткани, набитой шерстью. Если торакомах промокал, ношение его становилось неприятным, а для просушки требовалось много времени.

Недавние исследования немецких и британских археологов показали, что одежда, которую носили жители Древнего Рима, вопреки устоявшимся стереотипам, была весьма разнообразна. Судя по всему, в империи начиная с первого века нашей эры практиковался индивидуальный пошив. Кроме того, уже в те времена существовало такое понятие, как "бренд".

Многие из нас еще со школьной скамьи знают, что одежда древних римлян разнообразием не отличалась. Обычно мы помним, что знатные римляне носили тоги, представлявшие собой своеобразный длинный кусок полотна, который иногда достигал в длину до шести метров. Причем несчастные римские богачи были вынуждены несколько раз обертывать его вокруг себя, что без посторонней помощи сделать, конечно же, было невозможно.

А простые граждане империи носили мешкообразные одеяния с вырезами для рук и головы, нисколько не подчеркивавшие, а, наоборот, скрывавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бедрах. Кроме того, почему-то многие считают, что в основном эти одеяния были белого или светло-серого цвета. Наверное, данное заблуждение создали многочисленные художники-иллюстраторы учебников истории.

Однако последние открытия археологов говорят о том, что все было не так. На самом деле одежда древних римлян была весьма разнообразной. И, что самое интересное, судя по всему, уже в те времена существовал так называемый индивидуальный пошив.

Как мы знаем, в основном в Римской империи одежду изготовляли из шерстяных тканей. Использовались также материалы из хлопка, льна и крапивы, хотя гораздо реже, а шелк был совсем уж экзотикой, поскольку его не производили на месте, а привозили из далекого Китая. Пик расцвета текстильной промышленности в Древнем Риме приходится на начало нашей эры, когда, захватив Египет, римляне познакомились с тамошним вариантом ткацкого станка. И вскоре завоеватели застроили одежными "фабриками" всю страну, то есть большую часть Европы и Малую Азию. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы Высокого Средневековья.

Немецкий историк Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнцат (ФРГ) недавно сделала одно интересное открытие. Исследуя местную коллекцию римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. До сих пор считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка и под фигуру одежду никак не подгоняли. Данное открытие, однако, говорит о том, что римляне все-таки знали толк в модном дизайне.

Также недавно было установлено, что в империи, судя по всему, существовало такое понятие, как "бренд". Так, например, в кельнском музее "Колумба" хранится туника, в верхней части которой красной нитью вышита буква "каппа". До последнего времени считалось, что это монограмма имени хозяина. Однако сейчас историки склонны предполагать, что это все-таки логотип дизайнера, поскольку вещи с такой же вышивкой совсем недавно были найдены при раскопках римской крепости Виндоланд на севере Англии. Время изготовления этих предметов одежды разное, и вряд ли они принадлежали одному и тому же человеку. Да и весьма сомнительно, чтобы римлянин, у которого, как правило, было несколько имен, подписывал свою одежду всего лишь одной буквой.

Кроме того, раскопки данной крепости опровергли миф о том, будто все легионеры империи носили одинаковую форму. Не только нижнее белье, но и панцири древних римлян, судя по находкам, изготавливались по индивидуальному заказу. Двух одинаковых предметов одежды и обмундирования среди обнаруженных вещей просто нет.

Кстати, был также окончательно развеян миф о том, будто бы воины Древнего Рима щеголяли в красных плащах. Находки говорят о том, что любимым цветом данной одежды был светло-серый, то есть цвет земли. Это было не только дешево (красная краска, добываемая из морских моллюсков, обитающих в Средиземном море, тогда стоила сумасшедших денег), но и практично — легионеру, одетому в подобный плащ, было легче замаскироваться. Плащи же офицеров были темно-коричневого цвета, а вовсе не багряного.

Да и, судя по данным ученых, одежду красного цвета в империи носили в основном женщины. Есть сведения о том, что богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья (причем самых разных фасонов, иногда даже с рукавами) и плащи, окрашенные во все оттенки красного. Интересно, что, когда шел дождь, этим модницам срочно приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой — ведь краситель-то, как мы уже говорили, добывался из тел моллюсков.

Однако платья и плащи были далеко не единственной женской одеждой. Судя по мозаике, обнаруженной на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаейся к поздней римской эпохе, иногда дамочки носили… бикини! На телах женщин, изображенных там, присутствует что-то вроде пляжных трусиков и бюстгальтера, причем этот костюм, как и положено настоящему бикини, раздельный. Скорее всего, предполагают ученые, это все-таки был не классический купальник, а просто два куска ткани, один из которых обматывался вокруг бедер, а другой — вокруг груди. Примечательно, что на изображении в этих костюмах женщины вовсе не купаются, а занимаются гимнастическими упражнениями (или, возможно, участвуют в какой-то мистерии).

Что касается классической тоги, то она, конечно же, присутствовала в гардеробе знатных римлян, но, судя по всему, не была повседневной одеждой. Ее надевали лишь в особо торжественных случаях (возможно, именно поэтому все дошедшие до нас образцы очень хорошо сохранились). А таковые даже в Риме случались не каждый день, поэтому, судя по всему, большую часть времени тоги не использовались.

Просмотров