Икона агафия. Молитва мученице агафий

(Агафия или Агафья ) – христианская мученица III столетия, принявшая мученическую кончину 5 февраля 251 г., в ходе гонений при императоре Деции. Место ее жизни и свидетельства – город Катания на Сицилии.
Имя Агаты включено в чин Мессы Римского и Амвросианского обрядов, что доказывает древность ее почитания и его распространенность в христианском мире. Имя мученицы также упомянуто в «Мартирологе» св. Иеронима (середина V века), ей посвящен гимн, приписываемый Папе Дамасию. В начале VI века Папа Симмах построил в пригороде Рима посвященный ей храм. Тогда же было составлено ее Житие, которое, однако, до нас не дошло, но послужило источником трех более поздних Житий, которые воспроизводят одну и ту же сюжетную канву, но различаются между собой второстепенными деталями.

Жизнеописание св. Агаты воспроизводит типичную для девы-мученицы первых веков христианства историю. Происходя из богатого и знатного рода, она также отличалась красотой и поэтому многие сватались к ней. Среди них был и префект Сицилии Квициан. Однако уверовавшая во Христа и принявшая Крещение Агата была тверда в своем решении всецело посвятить себя Богу и сохранить девственность, а потому отвечала всем отказом.

Когда в 250 г. император Деций издал эдикт о преследовании христиан, префект Квициан попытался склонить Агату к сожительству, в противном случае угрожая ей страшными мучениями. Но Агата отвергла его домогательства, моля при этом Господа Иисуса прийти к ней на помощь и укрепить ее в борьбе. Квициан отправил Агату в дом некой Афродисии, известной распущенностью нравов, где святая провела 30 дней, но не уступила в борьбе, так что в конце концов Афродисия заявила римскому чиновнику, что не в силах сломить ее волю.
Тогда Квициан инициировал против Агаты судебный процесс. «Как же ты, будучи патрицианкой, унизилась до того, что стала христианкой?» — спросил он. «Истинное благородство, — отвечала святая, — приобретается исповеданием Иисуса Христа, Которого называют Рабом». На требование принести жертву языческим богам она заметила: «Удивительно, что ты, разумный человек, предлагаешь мне такое. Ты и сам стыдишься своих богов и, тем не менее, велишь мне поклоняться им».

Взбешенный Квициан приказал подвергнуть Агату бичеванию, прижигать ее тело раскаленным железом и резать его ножами, а когда святая стойко перенесла эти пытки, велел отрезать ей груди. Истекающую кровью девушку бросили в темницу, где ей явился святой апостол Петр в сопровождении несшего факел ангела и исцелил ее раны. При этом тюремную камеру озарил свет небесный, так что испуганная стража бежала, оставив двери открытыми. Но Агата не воспользовалась возможностью бежать. «Не дай мне Бог потерять такой уже близкий венец и подвергнуть стражников наказанию, которого им тогда не избегнуть», — сказала она.
Наутро Квициан потребовал снова привести к нему девушку и опять предложил ей принести жертвы языческим богам. «Как же неразумен твой приказ, — ответила Агата, — отречься от Того, Кто исцелил нанесенные мне тобой раны!»
Тогда префект приказал сжечь ее на медленном огне, но когда Агату бросили на угли, началось землетрясение, и уже сам народ стал требовать прекратить ее мучить. Палачи затушили огонь, однако Агата, не выдержав страданий, уже скончалась. По преданию ей было тогда 16 лет, а последними ее словами были слова молитвы: «Господи, хранивший меня с самого детства. Ты очистил мое сердце от любви к этому миру и помог претерпеть множество испытаний. Прими же теперь дух мой!»

Спустя год после кончины Агаты проснулся сицилийский вулкан Этна, но благодаря молитве христианской общины Катании к этой святой лава не дошла до города. Узнав об этом чуде, многие местные язычники обратились ко Христу, и с тех пор св. Агату стали почитать как небесную защитницу от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий. Ее покровительству вверяли свои дома и имущество, считалось, что нахождение в доме изображения св. Агаты предохраняет жилище от огня.
Также сложилась традиция освящать в день памяти св. Агаты (5 февраля – день ее мученической смерти) хлеб, соль и воду. Освященные таким образом хлеб и соль бросают в огонь, чтобы спасти свои жилища от огненной стихии, их дают в пищу домашним животным, чтобы обезопасить их от болезней. «Хлеб святой Агаты» берут с собой в дальние путешествия, женщины обращаются к св. Агате при болях в груди и некоторых других болезнях, а также в период кормления грудью. Святая Агата – покровительница пожарных и рыцарей Мальтийского ордена. Поскольку согласно одному из преданий св. Агата во время гонений скрывалась какое-то время на острове Мальта, ее имя носят местные катакомбы, а орден Святой Агаты – это государственная награда Мальтийской республики.

Во имя Святой Агаты освящен кафедральный собор в городе Катания (Сицилия), в котором почивают ее мощи. Ежегодно в день памяти святой их возят по улицам города в золотом реликварии, установленном на специальную повозку.
Иконографическая традиция изображает святую с пальмовой ветвью (символ одержанной победы) или слоновой костью (символ твердости и чистоты) в руках, с факелами и клещами (орудия пыток, которым она подверглась), часто – на фоне горящего дома или извергающегося вулкана Этна. Изображают также отрезанные груди святой, лежащие на блюде.

Святая мученица Агафия пострадала в 251 году. Она происходила из благородной богатой христианской семьи г. Палермо (прежнее название Панорм) в Сицилии, правителем которого в то время был Кинтиан, поставленный злочестивым императором-гонителем Декием (249-251).
В то время император разослал по всем областям указание о преследовании христиан.
С горячей молитвой святая Агафия отправилась на суд. Когда она вышла из города, у нее развязалась сандалия. Поставив ногу на камень, чтобы завязать ее, святая оглянулась и увидела, что все провожающие покинули ее и вернулись домой. Заплакав, она обратилась к Богу: «Всемогущий Господи, ради моих соотечественников, не поверивших рабе Твоей, что хочет пострадать за Твое Святое Имя, покажи чудо на этом месте». И тотчас на том месте выросла дивная, но бесплодная маслина, которая своим бесплодием говорила о неверии палермцев.
По приказанию Кинтиана, прослышавшего о красоте и богатстве святой Агафий, она не была сразу предана суду. Ее поместили у одной богатой женщины-язычницы Афродисии, надеясь, что в обществе пяти ее дочерей, развлекаясь удовольствиями, нарядами и угощениями, святая Агафия откажется от Христа и принесет жертвы идолам, а Кинтиан склонит ее к своему преступному желанию и завладеет оставшимся после кончины ее родителей большим ее богатством. Однако эти надежды не оправдались. Тогда ее посадили в смрадную темницу. На утро, не добившись отречения святой Агафии от Христа, разгневанный мучитель велел повесить ее нагою на дереве и бить. Ее грудь рвали железными клещами, а затем отрезали сосцы.
Во время этой страшной пытки святая обратилась к мучителю со словами: «Безбожный и бесчеловечный мучитель, как можешь ты отрезать у женщины сосцы, ведь ты сам питался молоком своей матери, терзая мое тело, ты не можешь коснуться моей души, которая от юности посвящена Богу».
Святую Агафию бросили в темницу. В полночь ей явился святой апостол Петр, в виде старца, который нес в руках врачевания для нее. Впереди старца шел прекрасный юноша с горящей свечой. Святая подумала, что это врач. Апостол сказал, что пришел исцелить ее от ран, и предрек, что Кинтиан умрет страшной смертью и будет вечно мучиться.
Святая Агафия, не подозревая, что видит пред собой апостола Петра, преданная Жениху-Христу, отказалась обнажить свое тело перед врачом-мужчиной. Она сказала ему, что врачевание от рук человеческих никогда не касалось ее тела и, если угодно Господу, то Он ее исцелит Сам. Обрадованный твердой верой святой Агафии, апостол назвал свое имя и с улыбкой сказал, что он послан от Бога исцелить ее, и стал невидим.
Всю ту ночь необычайный Свет наполнял темницу, где находилась совершенно исцеленная мученица.
На пятый день святую Агафию снова привели к мучителю, и она по-прежнему оставалась непреклонной и не соглашалась принести жертвы идолам. Чудо исцеления мученицы не вразумило правителя, и по его приказанию она была подвергнута вновь страшным пыткам: ее положили на острые раскаленные черепицы, посыпанные горячими углями. В то время во всем городе началось землетрясение; разверзнувшаяся земля поглотила друзей Кинтиана, производивших пытку. По настоятельному требованию испуганных горожан Кинтиан приказал прекратить мучения святой Агафии и отвести ее в темницу, где она возблагодарила Господа за дарованное ей терпение в страданиях и просила принять ее душу с миром. Молитва святой Агафии тотчас была услышана, и мученица предала дух свой Богу.
Во время погребения святой мученицы явился прекрасный незнакомый юноша в сопровождении ста отроков. Он вложил в ее гроб каменную дощечку с надписью «Непорочный ум, добровольная жертва Богу и отечеству избавление», и стал невидим- все поняли, что это был Ангел.
Мучитель Кинтиан вскоре получил возмездие. После кончины святой Агафии он дерзнул поехать в г. Панорм с целью овладеть ее богатством. Во время переправы через реку на пароме один из внезапно взбесившихся коней изгрыз зубами его лицо, а другой столкнул в воду, убив ногами. После этого ни один из царских правителей не дерзал причинять обиды родственникам святой Агафии. Над ее мощами была построена церковь. Написанные, во время погребения святой Агафии, Ангелом на дощечке слова-«...отечеству избавление» - подтвердились, когда через год после кончины мученицы по молитвам к ней христиан и язычников прекратилось страшное извержение вулкана на горе Этна, близ города Катаны, где почивают мощи этой святой. Это чудо произошло в пятый день февраля.

Тропарь, глас 4:

          Агница Твоя, Иисусе, Агафия, / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и, Тебе ищущи, страдальчествую, / и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою, / но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

(Минея февраль. –М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).

Святая Агафия (Агата) православная и католическая икона

Святая Агафия, она же Агафья и она же Агата, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых мучениц. Погибла в Катании на острове Сецилия 5 (18) февраля 251 года .
Святая Агафия почитается с глубокой древности. Ещё Папа Римский Симмах в начале 6 века в пригороде Рима освятил храм в честь святой Агафии. Сегодня в Риме две Церкви носят имя святой Агаты.

Согласно истории, Агафия родилась в богатой сицилийской семье в городе Палермо. Она отвергла домогательства городского префекта, после чего он подверг её преследованиям, пользуясь антихристианскими законами императора Деция. Сначала Агафию отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После мучений святую Агафию сожгли на костре.
На Западе Агафию называют Агата.


Католическая и православная иконы Агаты(Агафии)


Святая Агата является покровительница города Катании и всей Сицилии, а так же государства Мальта . День памяти в католической и православной церквях — 5 и 18 февраля. В православии почитается под именем Агафия . В католических храмах в этот день освящают хлеб, соль и воду , которые, по поверью, защищают жилища от огня. Кроме того, считается, что хлеб, освящённый в этот день в храме, имеет способность экзорцизма (изгнания дьявола из человека) .

Катакомбы, находящиеся на Мальте в Рабате — пригороде Мдины, называются катакомбами святой Агаты, так как, по местному преданию, святая некоторое время находилась на Мальте, скрываясь от преследователей.



Картина Себастьяно дель Пьомбо , мучения святой Агаты


В Республике Сан-Марино государственной наградой является Орден Святой Агаты.

Но конечно, самое почитаемое место святой Агаты на земле, это Юг Италии, город Катания в Сицилии.

Сицилия - административный регион Италии площадью 25 711 км² и населением 4 999 932 человек. Кроме того, это самый большой регион по площади среди регионов Италии . Вся его территория состоит из островов, причём 98 % приходится на остров Сицилия, который от материковой Италии отделён Мессинским проливом. На острове Сицилия расположен действующий вулкан Этна высотой примерно 3329 метров. Включает в себя одноимённый остров.


Флаг Катании

Катания . Город-порт на Восточном побережье острова Сицилия у подножья вулкана. Население — 294 756 человек . Катания была основана в 729 году до н. э. греческими колонистами.
Живописная и шумная, Катания - это город вулкана. Темная и закрытая Этна подобно строптивому божеству взирает на оживление, царящее на городских улицах, и служит красноречивым символом неотъемлемого качества жителей Катании: их трудолюбия. Это качество было отмечено еще Бартелем, немецким эрудитом, посетившим Сицилию в 1786 году. Он определил Катанию, как «город активных жителей, восстанавливающих руины и с мужеством глядящих в будущее». Именно это качество позволило городу многократно возрождаться из пепла.

Символом города является слон (наверху фото памятник слону) , а покровительницей святая Агафия. Почему слон, об этом узнаете ниже.

Многочисленные извержения вулкана Этно, землятрясения и эпидемия чумы иногда частично, а иногда и полностью разрушали город.
Вторая половина XVII века — трагический период в истории города: в 1669 году произошло сильное извержение вулкана Этна, большинство домов оказались погребены под слоем лавы и пепла. В 1693 году, когда Катания ещё не оправилась от первого удара, землетрясение уничтожило всё, что сохранилось или было построено . Однако жители не покинули город, снова и снова восстановили его из руин и пепла. В качестве основных материалов использовались чёрная лава и светлый известняк.
Именно здесь в Катании и находится храм (католический), святой Агаты .

Считается, что храм стоит на месте тюрьмы в которой перед мучениями томилась святая Агата . Здесь ей явился святой апостол Петр и исцелил ее раны. Эту церковь святой Агаты «в Темнице» очень любят жители Катании за особую благодать, присутствующую в этом храме. В этой же церкви хранится кусок лавы, с отпечатками ступней ног святой, иконы XV века с изображением Агафии. Здесь она и умерла после истязаний . Святую мученицу Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя 60 лет перенесли ее останки в заново выстроенный кафедральный собор в г. Катании, где тело святой покоится до сегодняшнего дня, правда в соборе, который находится рядом. В этом храме мощи Агаты находились до 1889 года .
Всегда, в день ее смерти, останки мученицы Агаты везут по улицам города в золотом реликварии, установленном на специальной повозке . Катания и близлежащие области считают св. Агату своей главной покровительницей.



Гробница с мощами Агаты весит 30 тонн, а потому по городу её дружно тащут 5.000 человек.

Уже стала традицией для всех верующих в этот день нести восковые свечи в дар святой Агате. Причем это не те свечи, что вы привыкли видеть в наших церквях. Свечи большущие… Часто они имеет длину и вес, соответствующий росту и весу дарителя.

Через год после смерти Агаты на г. Катани обрушился вулкан Этна. И только благодаря молитвам к св. Агате лава остановилась, не похоронив под собой весь город. Об этом чуде узнали многие язычники, благодаря чему многие из них обратились ко Христу. С этого момента популярность св. Агаты стала возрастать : люди приходили молится на ее могилу и отдавали под покровительство св. Агаты свои семьи, дома и имущество.
В раннем христианстве мощи её были вывезены в Константинополь (Стамбул), но пробыли там не долго, всего 86 лет и они были возвращены в в Катанию .

Рыцари Мальтийского ордена, а также пожарные считают св. Агату своей покровительницей. Во многих католических домах в Белоруссии висят ее образа для охранения жилища от различных бедствий . Часто можно слышать рассказы людей о том, что во время пожаров и других стихийных бедствий, верующие обходили с образом св. Агаты свои дома или даже целые населенные пункты. Многие люди берут с собой "хлеб св. Агаты" в дальние путешествия. Правда освещения в этот день хлеба, воды и соли чисто в католической традиции . А в Софийском соборе Киева есть старинная фреска святой Агафии.

Надо добавить, что мощи святой Агафии (Агаты) находятся вовсе не в храме её имени, а в главном Домском Кафедральном католическом соборе.

В этом соборе, кроме святой Агаты есть ещё 7 захоронений из которых пять, захоронения королей и королев Сицилии. Но главная святыня, это всё же мощи святой Агаты.
Вероятно, хранители реликвий очень дорожат их небесной покровительницей и боясь потерять ее, огорадили предел святой мученицы Агаты красивой решеткой. Но даже так можно припасть и помолиться святой мученице, чтобы заступила нас своим ходатайством от греховных метаний и бурь житейских. Как спасает святая Агафия от грозного вулкана, так бы и нас уберегла от нападений вражиих и греховной жизни . Кафедральный собор хранит реликвии святой Агафии: Бюст и ларец с мощами святой.


Всего вместе с Агатой, Сицилия дала христианской Церкви очень многих святых, речь может идти о 18 наиболее почитаемых святых, но это далеко не полное число, 6 из которых, это и святые почитаемые Православной Церковью , это Агата, Евпл, Иаков, Кирилл, Лев и Савин Катанские .

Интересно, что в Катании в честь святой мученицы Агаты названо 5 католических церквей из которых 2 приходских, 2 собора и 1 монастырь!!!

Вот ещё один собор святой Агаты виднеется на фото с правой стороны. А слева стоит фонтан со слоном, установленный в первой половине XVIII века после извержения Этны и землетрясения.В центре Соборной площади Ваккарини поставил древнеримскую скульптуру слона, который держит на спине египетский обелиск с земным шаром наверху. У слона есть не только мраморная попона и фонтан под ногами, но даже имя — Лиотру; по легенде, он принадлежал магу Гелиодору, который славился своим умением превращать людей в животных. Замешана тут магия или нет, но с тех пор как памятник стоит на своем месте и считается символом города, Катания при всех извержениях остается целой и невредимой.

Вот столько людей собирается 5 февраля в Катании у собора чтобы почтить день памяти святой Агаты.

С ранней зари улицы города наполняются людьми, которые готовятся к первой встрече со Святой Агатой. Верующие одеваются по древней традиции: белый длинный халат, перевязанный поясом, бархатный черный берет и белые перчатки; в руках у них белые платки в складку. Так были одеты жители города Катания в 1126 г., в то время, когда встречали останки Святой Агаты, которые вернулись из Константинополя. Со временем эта одежда приобрела символическое значение: белый халат воплощает литургическую одежду, веревка в качестве пояса — мучения, а берет — пепел, который кающиеся сыпали себе на голову.

Катания, это город, в котором Агафия (Агата) приняла смерть. Как уже говорилось, родилась она в Палермо, столици Сицилии. В Палермо тоже находится часть мощей святой, в виде руки и там праздник, принесение мощей празднуется 17 августа.


Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.
======================================

В Православной Церкви в этот день так же празднуется Сицилийская икона Богородицы

Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

Перед революцией икона находилась в России в Дивногорском Успенском женском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

Сия мученица почитается в нашем простом народе заступницею от вреда огненного.

Она жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благо-честии. Наступило гонение Декия. Св. Агафия стала готовиться к муче-нической кончине. Правитель области Квинтиан, увлеченный красотою юной христианки, решил отвлечь ее от христианской веры и с этой целью поместил ее в дом одной язычницы-вдовы, проводившей бес-путную жизнь. Однако жизнь в языческом доме, среди веселья и роско-ши не расположила к себе св. Агафию. Не помогли также и увещевания языческой вдовы. Видя это, правитель задумал прибегнуть к более решительным мерам. Он стал допрашивать Агафию, почему она не кланяется идолам. Святая ответствовала:

Ваши идолы не боги, а бесчувственные чурбаны, и сами вы рабы этих чурбанов.

Раздраженный Квинтиан подверг св. Агафию жестоким мучениям и затем заключил в темницу. Видя, однако, ее непреклонность, он велел рвать клещами ее грудь.

Бесчувственный мучитель! - воскликнула Агафия. - Ты не сты-дишься отрезывать у женщины сосцы, которыми ты сам питался у своей матери…

Когда потом Агафию бросили в темницу, то ей явился апостол Петр и исцелил ее раны. Необычайный свет при этом озарил темницу; воины, испуганные этим, разбежались. Святая Агафия, однако, этим не воспо-льзовалась, покорно ожидая мученического венца.

На пятый день ее позвали опять к мучителю. Когда же она снова исповедала Христа, то мучитель велел насыпать на земле горячих углей и раскаленных черепиц и затем на их груду бросить нагую Агафию. Вдруг раздались удары землетрясения. Испуганный этим, а также возмущением граждан, правитель отправил Агафию опять в темницу, где святая и скончалась, пламенно помолившись Богу и возблагодарив Его за ту силу и терпение, с какою она переносила мучения.

На ее гробнице впоследствии была построена церковь стараниями ее почитателей -христиан.

Гнев Божий скоро поразил нечестивого мучителя Квинтиана. Когда он отправился на родину св. Агафии, в г. Палермо, чтобы взять себе ее имущество, то при одной переправе он упал в воду и утонул. Однажды на о. Сицилии началось извержение вулкана Этны. Жители острова взяли одежду с гробницы св. Агафии и держали ее против огня; извержение прекратилось. Это и послужило основанием для веры в помощь св. Агафии против бедствий от огня.

Жизнь этой мученицы научает нас терпеливо переносить все страдания и невзгоды жизни, не падать духом, не унывать, а надеяться на помощь Божию; она научает нас веровать, что страдания посылаются Богом для нашего же спасения.

Обычно житийная и святоотеческая литература очень скромна в деле наименования частей человеческого тела. Они называются либо как-то в общем: «сотряслись все члены его», либо разговор уводится в область безопасного «руки-ноги-голова». Интимное и стыдное прикрыто.

И лишь когда совсем нет сил молчать, то ли от ужаса, то ли от восторга, то ли в назидание, вещи - в смысле, части тела - названы своими именами. Как, например, в житии святой мученицы Агафьи.

Святая Агафья жила на острове Сицилия в III веке. Она была дочерью благородных и богатых родителей, воспитывалась в христианской вере и хотела посвятить свое девство Христу, не вступая в брак. Особенно ее желание укрепилось, когда она услышала, что игемон Кинтиан объявил, согласно плану правителя Сицилии Декия, новые гонения на христиан: их было велено подвергать жестоким избиениям и казням.

Агафья преисполнилась страстной мечты пострадать за Христа - и буквально тут же Кинтиан, наслышанный о ее красоте, благородство, а заодно и христианском вероисповедании, отправляет за ней своих воинов. Расчет его прост: либо красавица Агафья станет его женой и принесет с собой богатое придание, либо подпадёт под действие нового указа и пострадает как христианка.

Посланные требуют от девушки, чтобы она отправилась с ними к Кинтиану из Палермо в Катану. Агафья просит у них несколько минут на сборы и, затворившись, обращается с молитвой ко Христу: «Господи! Ты знаешь мое сердце и расположение души моей, любовь и веру в Тебя! Будь мне вождем и помощником против врага. Не попусти всескверному и всезлобному человеку, слуге демонов, осквернить тело мое, в котором я доныне прожила чисто и честно. Прими как жертву и приношение слезы мои, ибо Ты один Бог и Тебе подобает слава вовеки».

Окончив молитву, Агафья вышла к ожидающим воинам Кинтиана и отправилась в путь. Вместе с ней пошли многочисленные соседи и знакомые их семьи, потому что всем им было интересно происходящее: кому-то отправился из праздного любопытства, а кто-то искренне сочувствовал девушке и переживал за нее.

По дороге Агафья ведет сама с собой мысленную беседу, и крайне интересно ее содержание. В отличие от множества святых дев, которые, решив однажды посвятить своё девство Небесному Жениху, больше будто бы не испытывали по этому поводу никаких борений, святая Агафья говорит так: «Вот сначала я имела брань с дьяволом, стараясь соблюсти в чистоте свое девство и победить свои плотские страсти, которые я победила с помощью благодати Христа моего, и попрала врага. Теперь я иду на вторую брань, в которой я должна положить душу свою за Христа. Но, дьявол, ты не порадуешься через меня, но более посрамишься сам: ибо я надеюсь на Христа Бога моего».

В таких размышлениях прошла часть пути, а потом у Агафьи развязался ремень ее сандалии. Она останавливается, чтобы ее поправить, ставит ногу на камень и заодно оглядывается по сторонам. Что же она видит? И любопытствующие, и сочувствующие соседи давно оставили этот поход и вернулись к себе в город, она осталась с сопровождающими воинами одна посреди пустыни.

Всемогущий Господи! - взывает Агафья, - ради моих граждан, не поверивших мне, что хочу пострадать за Твое святое имя, покажи какое-либо чудо на этом месте!

Тотчас же из камня, на который святая поставила ногу, выросла дикая и бесплодная маслина (как добавляет автор жития, «изображавшая собой дикие умы граждан Палермо»).

Вскоре воины с Агафьей прибывают в Катану. Девушку отправляют в дом к одной местной богачке и светской львице по имени Афродисия. У этой женщины было пять дочерей, которым Кинтиан велел убедить их гостью отвергнуть христианские ценности, поддаться сладости плотского греха (желательно, к тому же, с ним, с Кинтианом) и принести жертву языческим богам.

И дочери, и мать старались вовсю, то ласками, то угрозами, то задушевными разговорами стараясь склонить Агафью на свою сторону, но та была непоколебима: «Пусть будет вам известно, что ум и помышления мои утверждены на камне и не могут быть отвращены от любви Христовой, ваши же льстивые слова подобны ветру, предоставление же мирских радостей есть не более, чем дождь, а угрозы ваши - это реки, которые хоть и прильют к моей храмине, но не возмогут сдвинуть ее, ибо она стоит на твердом основании».

При этом Агафья страшно переживала, что ей не удастся исполнить главную цель своего визита: принять мученичество за Христа.

Отчаявшись исполнить волю Кинтиана, Афродисия отправляется к нему с докладом: «Скорее можно камень раздробить и железо превратить в олово, чем убедить и отвратить от Христа сию девицу». Теперь уже правитель не ждет, и Агафью приводят к нему. Памятуя о том, что стоящая перед ним девица знатна и богата, Кинтиан удивляется ее внешнему виду, и между героями происходит такая дискуссия:

Какого ты рода?

Я благородного происхождения и имею знатных и богатых родственников.

Если ты знатного рода, то почему носишь бедную одежду, словно какая-то рабыня?

Я - Христова раба, посему и ношу образ рабыни.

Как же ты называешь себя рабой, будучи свободной дочерью благородных родителей?

Благородство и свобода наша в том, чтобы работать Христу!

Неужели мы, не работающие вашему Христу и отрицающие Его, не свободны?

Вы находитесь в таком плену и рабстве, что сделались не только рабами греху, но и поклонниками мерзких и бесчувственных идолов, почитая дерево и камень за бога.

Если ты будешь произносить такую хулу, то будешь предана многим мучениям. Но объясни, почему ты отрицаешь наших богов?

Потому что они не боги, а бесы, вы сами делаете их из меди и мрамора.

Послушай доброго совета, девица. Принеси жертвы нашим богам, чтобы тебе не пришлось испытать мучений и навлечь бесчестие на свое благородное происхождение.

На этом месте святая Агафья внезапно желает Кинтиану, чтобы его жена была подобна Афродите, а он сам Зевсу (Афродита - богиня любви, в ее честь проводились оргии, Зевс - довольно похотливое верховное божество). Правитель велит ударить девушку по лицу, чтобы она не смела его оскорблять.

Где разум твой, военачальник? - спрашивает Агафья. - Я желаю тебе, чтобы ты был подобен богу твоему, а ты не желаешь быть ему подобным и стыдишься его.

Кинтиан отдает приказ отправить девицу на различные муки, на что Агафья отвечает, что если отдать ее на съедение зверям, то те укротятся, если бросить в огонь, то ангелы остудят его. Девушку отводят в сырую и смрадную темницу. На следующий день ее снова отводят на суд, и Кинтиан спрашивает, не хочет ли она задуматься о своем здоровье.

Здоровье мое - Христос.

Правитель повеле подвесить Агафью обнаженной на дереве и бить ее, а потом приказал железными клещами рвать ее соски, а после и вовсе отрезать их.

Безбожный и бесчеловечный мучитель! - восклицает святая. - Не стыдишься ты у женщины отрезать соски, которыми сам питался у своей матери! Но я имею другие соски в моей душе, которых ты не сможешь коснуться, ибо они посвящены Богу.

Святую, с открытыми ранами на груди, бросают в темницу. В полночь к ней приходит святой апостол Петр, в руках у которого множество лекарских принадлежностей, так что Агафья решает, что это пришел врач. В ответ на слова апостола, что он пришел лечить ее, она отвечала, что никогда не употребляла никакого врачевания для своего тела, так что не стоит начинать и сейчас.

Ведь я христианин и пришел исцелить тебя, так что не стыдись меня, - отвечает апостол.

Ты мужчина, а я девица, как же я могу без стыда обнажить пред тобою свое тело? Я лучше буду терпеть боль от своих ран, чем пожелаю обнажиться перед глазами мужчины. Благодарю тебя, честный отец, но знай, что врачевания от рук человеческих никогда не коснутся тела моего.

Почему же ты не хочешь, чтобы я тебя вылечил?

У меня есть Господь мой Иисус Христос, Который исцеляет все одним словом. Если Он пожелает, то исцелит меня.

Апостол ответил, что Господь-то и послал его исцелить Агафью, после чего сделался невидимым, а святая, «посмотрев на тело свое, увидела сосцы свои целыми и раны исцелившимися, всю ночь необычайный свет наполнял ее темницу, так что все воины разбежались, оставив двери открытыми». Другие узники предлагали Агафье воспользоваться этим, но она объяснила, что не хочет лишиться мученического венца и навлечь вину на стражей.

Через несколько дней Агафью снова ведут к Кинтиану, который спрашивает, сколько еще его узница будет упорствовать. Святая отвечает, что приносит жертвы и хвалы только Тому, Кто исцелил ее. Кинтиан велит обнажить девушку и видит, что ее грудь совершенно здорова.

Пораженный, он спрашивает, кто ее вылечил, на что получает ответ, приводящий его в ярость: Господь Иисус Христос. Кинтиан велит насыпать на землю раскаленные угли, бросить на них обнаженную святую, бить ее и мучить.

Воины приступили к исполнению приказа, но тут случилось страшное землетрясение, и земля поглотила тех, кто придумал это мучение, двух друзей Кинтиана. Местные жители требовали от правителя прекратить мучения Агафьи, раз из-за нее случаются землетрясения, и Кинтиан был вынужден подчиниться народной воле.

Святую снова отвели в темницу, где она, помолившись, спокойно и мирно отошла ко Господу. Народ забрал ее тело, чтобы похоронить с почестями. К торжественной процессии вдруг присоединился прекрасный юноша и с ним сто отроков. Никто в городе не знал, кто они и откуда взялись, а юноша перед самым погребением положил в гроб святой табличку с таким текстом: «Непорочный ум, добровольная жертва Богу и отечеству избавления». Сразу же после этого он сделался невидимым, так что все поняли, что это был ангел.

Над могилой святой была сразу же построена церковь, а ее одежда была положена поверх гроба. Спустя ровно год после кончины Агафьи случилось извержение вулкана Этны. Все жители города - и христиане, и язычники - бросились к могиле святой, взяли ее одежду и, держа ее как защиту, выстроились стеной перед лавой. Огонь тут же развернулся в обратном направлении, а потом и вовсе погас.

Мощи святой Агафьи в 1040 году были перенесены в Константинополь, но в 1126 году вернулись обратно в Катану.

Одна из главных опасностей, которую готовит дьявол человеку, изучающему жития святых, - попытка современного подхода с привлечением психологии и прочих -логий. Не надо разбирать эти истории с таких позиций - уж лучше просто воспринимать их как сказку. В конце концов, в сказки верят даже очень взрослые и серьезные люди. А там уже и до правильного восприятия жития рукой подать.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

3 Comment threads

4 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

Просмотров