Что представляет собой педагогический процесс. Что такое педагогический процесс? помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения

РАЗДЕЛ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Педагогический процесс как система

Педагогический процесс - это специально организованное, целена­правленное взаимодействие педагогов и воспитанников, ориентирован­ное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс рассматривается как динамическая система, включающая взаимосвязанные компоненты и взаимодействующая с бо­лее широкими системами, в которые она входит (например, система шко­лы, система образования).

В педагогической литературе прошлых лет вместо понятия «педаго­гический процесс» использовалось понятие «учебно-воспитательный процесс». Однако в работах П. Ф. Каптерова, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского доказано, что это понятие суженное и не отражает главной осо­бенности педагогического процесса - его целостности и общности про­цессов воспитания, обучения и развития личности. Сущностной характе­ристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием разнообразных педагогических средств.

Педагогический процесс включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Целевой компонент предполагает наличие всего многообразия целей и задач педагогической деятельности - от общей цели создания условий для разностороннего и гармоничного развития личности до задач кон­кретного урока или мероприятия.

Деятельностный - включает различные уровни и виды взаимодейст­вия педагогов и воспитанников, организацию педагогического процесса, без которой не может быть получен конечный результат.

Результативный компонент отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Особое значение в педагогическом процессе имеют связи между выделенными компонентами. Среди них важное место приобретают связи управления и самоуправления, причинно-следственные связи, информа­ционные, коммуникативные и др.

Согласно определению М. А. Данилова, педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых стоит в том, что социальный опыт переплавляется в качества формируемого человека. Однако данный процесс представляет не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качеств венное образование, подчиняющееся особым закономерностям. Все они подчиняются единой цели и образуют целостность, общность и единства педагогического процесса. Вместе с тем в педагогическом процессе сохраняется специфика каждого отдельного процесса. Она обнаруживается при выделении их доминирующих функций.

Связь педагогического процесса с:

Воспитание - Так, доминирующей функцией воспитания является формирование отношений и социально-личностных качеств человека. Воспитание обеспечивает раз­вивающую и образовательную функции, обучение немыслимо без воспитания и развития.

Обучение - обучение способам деятельности, формирование навыков и умений; развития - развитие целостно личности. Вместе с тем в едином процессе каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции.

Целостность педагогического процесса обнаруживается и в единстве его компонентов: цели, содержания, средств, форм, методов и результа­тов, а также во взаимосвязи этапов протекания.

Закономерности педагогического процесса рассматриваются как объ­ективные, устойчиво повторяющиеся связи между различными явлениями .

1. Основной закономерностью педагогического процесса является его социальная обусловленность, т. е. зависимость от потребностей общест­ва .

2. Помимо этого можно выделить такую педагогическую закономерность, как поступательный и преемственный характер педагогического процесса , которая проявляется, в частности в зависимости конечных результатов обучения от качества промежуточных .

3. Еще одна закономерность подчеркивает, что эффективность педагогического процесса зависит от условий его протекания (материальных, морально-психологических, гигиенических).

4. Не менее важной является закономер­ность соответствия содержания , форм и средств педагогического процес­са возрастным возможностям и особенностям учащихся .

5. Объективной является закономерность связи результатов воспитания или обучения с деятельностью и активностью самих обучающихся .

В педагогическом процессе действуют и другие закономерности, которые затем находя свое конкретное воплощение в принципах и правилах построения педаго­гического процесса.

Педагогический процесс - это цикличный процесс, включающий дви­жение от цели к результату.

В этом движении можно выделить общие этапы : подготовительный, основной и заключительный.

1. На подготови­тельном этапе осуществляется целеполагание на основе диагностики условий протекания процесса, происходит прогнозирование возможных средств достижения цели и задач, проектирование и планирование про­цесса.

2. Этап осуществления педагогического процесса (основной ) включает следующие взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учащих­ся; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообраз­ных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связей с другими процессами.

3. Заключительный этап предполагает анализ дос­тигнутых результатов. Он включает поиск причин обнаруженных недос­татков, их осмысление и построение на этой основе нового цикла педаго­гического процесса.

Задание. Схема «Структура педагогического процесса»

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств испытуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования показали, что это понятие суженное и неполное, оно не отражает всей сложности процесса и прежде всего его основных отличительных черт – целостности и общности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

Педагогический процесс как ведущая, объединяющая система включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую (рис. 3). В ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами и методами их протекания.


Рис. 3


Педагогический процесс как система не идентичен системе его протекания. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др. Каждая их них функционирует в определенных внешних условиях: при-родно-географических, общественных, производственных, культурных и т. п. Есть и специфические для каждой системы условия. Например, к внутришкольным условиям относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и др.

Структура (от лат. struktura – строение,) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. В качестве компонентов системы, в которой протекает педагогический процесс, Б.Т. Лихачев выделяет следующие: а) целенаправленную педагогическую деятельность и ее носителя – педагога; б) воспитуемых; в) содержание педагогического процесса; г) организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты (ядром этого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения); д) педагогическую диагностику; е) критерии эффективности педагогического процесса; ж) организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннего и гармоничного развития личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятельност-ный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспи-туемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называют также организационным, организа-ционно-деятельностным, организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс - это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы 1 .

Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс - это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны 2 .

Педагогический процесс - это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами.

Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе - это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель - выявление итогового результата.

2. Принципы - это основные направления в достижении цели.

4. Методы - это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства - способы «работы» с содержанием.

6. Формы - это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).

2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России - это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса - это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы 3 .

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом:

по источнику познания:

словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала),

на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты 4 .

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

Деятельностный компонент - это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

Педагогический процесс - это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.

Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам.

Все составляющие компоненты подчинены единой цели - сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.

Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития - общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:

1) генетический фактор - наследственность;

2) педагогический фактор - уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:

1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;

2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.

4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:

1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;

2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества личностного восприятия учащегося;

2) логики усвоения воспринятого учащимся;

3) степени практического использования учебного материала.

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал - это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся - определяет эффективность педагогического процесса.

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:

1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;

2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;

3) уровня условий выражения педагогического процесса.

Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.

Определим главные принципы педагогического процесса.

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны - экономике, политике, культуре, с другой стороны.

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.

1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса

Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.

Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса. Компонентами педагогического процесса являются:

цель и задачи;

организация и управление им;

методы осуществления;

результаты.

Педагогический процесс – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. Объект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности. На создание продукта педагогического труда собственно и направлен педагогический процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития.

Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:

¦ динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

¦ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;

¦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;

~¦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;

¦ эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;

¦ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах.

Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности педагогического процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов:

¦ принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;

¦ принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;

¦ принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;

¦ принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

В настоящий момент в педагогике нет единого подхода в определении состава и системы принципов педагогического процесса. Например, Ш. А. Амонашвили сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

«1. Познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого. 2. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека. 3. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами. 4. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления. 5. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности. 6. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. 7. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития от качеств самого педагогического процесса».

При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности образовательного процесса этой группы учебных заведений:

– в высшей школе изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;

самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;

– характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;

– преподаванию наук свойственна профессионализация. Исходя из этого С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал:

Научность;

Связь теории с практикой, практического опыта с наукой;

Системность и последовательность в подготовке специалистов;

Сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;

Соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

Сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

Доступность научных знаний;

Прочность усвоения знаний.

Педагогический процесс

Педагогический процесс

Педагогический процесс это:

Педагогический процесс

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904)..

знать: структуру, закономерности и принципы целостного педагогического процесса

уметь: определять и типологизировать структурные компоненты педагогического процесса

Педагогический процесс основан на принципе первоначальных руководящих идей, на исходных положениях какой-либо теории, учения или науки в целом и логическом начале какой-либо системы деятельности.

Ян Амос Коменский стремился воспитать верующего христианина. Его идеалом был человек, способный «знать, действовать и говорить». Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Он боролся со схоластическими методами обучения и призывал в обучении всех и всему исходить из индивидуальных особенностей ребенка. Коменский считал, что все дети способны воспринимать знания, и поэтому требовал обучения и богатых, и бедных, и мальчиков, и девочек: «вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин». Школа, с его точки зрения, должна всесторонне обучать детей, развивая их ум, нравственность, чувства и волю.

Основываясь на принципе природосообразности, Коменский установил четыре периода в развитии человека, выделив на каждый период шесть лет, определив тип соответствующей школы: детство (от рождения до 6 лет предлагается особая материнская школа, где воспитание и обучение малышей осуществляется под руководством матери), отрочество (от 6 до 12 лет дети должны обучаться в школе родного языка, которая должна быть в каждой общине, селении), юность (от 12 до 18 лет подростки и юноши, обнаружив способности к научным занятиям, должны посещать латинскую школу, или гимназию, организуемую в каждом большом городе), возмужалость (молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, готовящиеся к научной деятельности, должны обучаться в академии, создаваемой в каждом государстве).

Образование должно завершаться путешествием. Для всех ступеней (кроме академии) великий педагог разработал содержание обучения, настаивая на обучении по принципу от простого к сложному, начиная «с простейших элементов знания детей от ступени к ступени», затем знания должны расширяться и углубляться «подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, все более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов». Для обеспечения доступности знаний учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Правила он предлагал предварять примерами.

Коменский требовал сделать начальную школу школой родного языка. Внес изменения в структуру обучения, сохраняя латинский язык и «семь свободных наук» и введя в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. Предложил после изучения языка (грамматики), вопреки принятому плану обучения в школах, перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, тем самым относя развитие речи и мышления учащихся на такой этап развития ребенка, когда он приобрел реальные знания. «Словам нужно учить и учиться только в соединении с вещами», - писал Коменский.

Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы «предшествующее пролагало путь к последующему», т. е. новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего.

Коменский первым обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, когда педагог работает со всем классом по определенному учебному материалу в течение учебного года, который должен для всех учащихся начинаться и кончаться в одно время, а занятия - чередоваться с отдыхом. Учебный день необходимо регламентировать в соответствии с возрастом учащихся разных классов. Немалую роль отводил Коменский и внешнему виду школы.

Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности педагогов, в противоположность пренебрежительному отношению к ним в то время. Коменский первым заговорил о том, что в каждом классе необходимо составлять специальные учебники для детей, где должен содержаться весь изложенный системно материал по предмету. Учебники следует писать точным и понятным языком, они призваны отражать реальную картину мира; их внешний вид должен быть привлекательным для детей.

Коменский и сам разработал несколько замечательных учебных книг, например, «Мир чувственных вещей в картинках». Учебные книги Коменского начали использовать в России в конце XVII в., их использовали в образовательных учреждениях Москвы и Петербурга до начала XVIII в. В это же время появился первый рукописный перевод учебных книг Коменского, во второй половине XVIII в. «Мир чувственных вещей в картинках» был издан Московским университетом.

Джон Локк в книге «Мысли о воспитании» утверждал, что девять десятых людей являются добрыми или злыми, полезными или нет благодаря своему воспитанию. Он хотел воспитывать джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», обладающего каче­ствами дельца и отличающегося «утонченностью в обращении». Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание дома, поскольку «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений».

Придавая огромное значение физическому воспитанию, Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. По его мнению, настоящий джентльмен умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим. Главным воспитательным средством он считал среду, окружение ребенка. Воспитанию у детей устойчивых положительных привычек он отводил особую роль в формировании личности. Чтобы достичь положительных результатов в воспитании он рекомендовал внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, незаметно наблюдать за ним, чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», выявлять у детей различные качества.

Локк выступал противником телесных наказаний, требовал ни в коем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, особенно если они сопровождаются плачем, но при этом в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания. Придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к Богу как высшему существу.

Выработка необходимых деловых качеств должна влиять на умственное воспитание джентльмена. Он считал, что трудовое воспитание на свежем воздухе, полезно для здоровья, а знание ремесел предотвращает возможность вредной праздности. Педагогическая теория Локка определила цели и характер воспитания джентльмена, подробно описала вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. Жан-Жак Руссо в своем романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» критиковал воспитание того времени и предложил план формирования нового человека.

В основе педагогических взглядов Руссо лежит теория естественного воспитания, утверждающая, что человек родится совершенным, но уродуется под влиянием современных общественных условий. Воспитание содействует развитию ребенка лишь имея естественный, природосо-образный характер. Природа, люди и вещи - активные участники воспитательного процесса, полагал Руссо. По мнению Руссо, природосообразное воспитание следует естественному ходу развития природы самого ребенка, поэтому необходимо тщательное изучение ребенка, хорошее знание его возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитатель должен предоставлять ребенку возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе, а не навязывать ему свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила. Естественное воспитание - это и свободное воспитание. Воспитатель, по теории Руссо, должен убеждать детей логикой естественного хода вещей, широко применять метод «естественных последствий - ребенок сам ощущал бы результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия». Воспитатель должен дать ребенку общечеловеческое, а не сословное, не профессиональное воспитание.

Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка, и в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя: первый период - от рождения до 2 лет, до появления речи (главное внимание должно уделяться физическому воспитанию ребенка); второй - от 2 до 12 лет (образно назван «сном разума», когда ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, поэтому в этот период необходимо развивать его внешние чувства); в третий период - от 12 до 15 лет - основное внимание необходимо уделять умственному и трудовому воспитанию.

В возрасте от 15 лет до совершеннолетия, относящемся к четвертому периоду, в «период бурь и страстей» на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши. По словам Руссо, каждая женщина обязана исповедовать религию своей матери, а жена - религию мужа. Таким образом, Руссо отказывал женщине в самостоятельности, несмотря на требование свободного воспитания самостоятельного гражданина из мальчика. Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на педагогическую теорию и практику, правда, позднее они были в основном отвергнуты.

Клод Адриан Гельвеций написал книгу «Об уме», которая была запрещена и приговорена к сожжению. Более подробно Гельвеций развил свои идеи в книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», которая была опубликована после его смерти. Он первым в истории педагогики раскрыл факторы, формирующие человека. Все представления и понятия у человека, по мнению Гельвеция, образуются на основе чувственных восприятий, а мышление сводится к способности ощущать. Человек, он считал, формируется под влиянием среды и является продуктом обстоятельств и воспитания.

Гельвеций сформулировал единую цель воспитания для всех граждан, подчеркивая огромную роль воспитания в переустройстве общества. Он требовал оторванности общественного воспитания от духовенства, требовал наглядности обучения, использования по возможности личного опыта ребенка и доведения по простоте и понятности учебного материала до уровня учащихся. Гельвеций считал, что независимо от пола все должны получать равное образование.

Дени Дидро решительно выступал против религии и считал источником знания ощущения. В отличие от Гельвеция он считал, что второй ступенью познания является переработка ощущений разумом. Свою точку зрения о воспитании он обосновал в «Систематическом опровержении книги Гельвеция "О человеке"». Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии у людей индивидуальных природных различий, подчеркивал значение физической организации и анатомо-физиологических особенностей для формирования человека.

Дидро считал, мыслительные операции зависят от того, какие природные задатки и особенности имеют люди, какой организацией мозга обладает человек; а проявление физиологических особенностей людей целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Дидро полагал, что воспитатель, стремясь развить данные от природы ребенку способности и задатки, может достигнуть больших результатов и заглушить дурные наклонности.

Дидро требовал от педагога глубокого знания преподаваемого предмета, скромности, честности и других высоких нравственных качеств. Он считал, что педагогу необходимо создать хорошие материальные условия. Иоганн Генрих Песталоцци посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей из народа. Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей».

Песталоцци так же, как Руссо и Коменский, был сторонником природосообразного характера воспитания. По мнению Песталоцци, природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию, и, чтобы обеспечить развитие ребенка в согласии с его природой, необходимо элементарное образование, включающее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. В основе теории элементарного образования Песталоцци лежит требование начинать воспитание ребенка с простейших элементов и постепенно все более усложнять.

Физическое воспитание должно развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки, способствовать формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств. Педагоги должны развивать физические силы ребенка с помощью выполнения таких простейших движений, которые он производит во время ходьбы, еды, питья, поднятия тяжести, т. е. повседневных, бытовых движений. Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудовым, придавая ему большое значение в развитии ребенка. По его мнению, трудовая деятельность развивает у детей человеческое достоинство, трудолюбие, настойчивость, добросовестность и другие качества.

Цель нравственного воспитания Песталоцци определял как формирование у детей деятельной любви к людям. Позднее - по мере взросления - нравственное воспитание детей должно осуществляться в школе, чему будут способствовать отношения педагога и учащихся, которые строятся на основе отеческой любви. Песталоцци отводил важное место тесной связи нравственного воспитания и физического развития ребенка, требованию добиваться нравственного поведения детей не только наставлениями, но упражнениями в нравственных поступках.

Бурное развитие промышленности в конце XVIII - начале XIX в. в Западной Европе сопровождалось обострением социальных противоречий. Роберт Оуэн был сторонником общественного воспитания граждан с раннего возраста, он организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, воспитывая их в духе коллективизма, прививая им трудовые навыки с учетом их интересов и используя в работе с ними игры и развлечения. Оуэн создал школы, где свободное от религии образование сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.Ломоносов (1711-1765). «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения», писал Ломоносов. Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Издатель первого в Росси журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И.Новиков (1744-1818) впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Первую в России дидактическую систему разработал К.Д.Ушинский (1824-1870). В труде «Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание К.Д.Ушинский обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Цель воспитания по Ушинскому, - формирование активной творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей формы человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал за независимость от нее школы и науки. Система нравственного воспитания Ушинского строилась на патриотизме, силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка.

Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Новой педагогической идеей Ушинского была идея научить учеников учиться. «…Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания». Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека».

Педагогические принципы К.Д.Ушинского

1) Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2) Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

3) Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.

4) Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогический процесс, так же как процессы обучения и воспита­ния человека, является особой функцией общества, которая реализуется в условиях отдельно взятой педагогической системы.

Структура (от лат. structura - строение) педагогического процесса - это расположение элементов в системе. Важнее всего понимание связей между компонентами, составляющими структуру системы. В педагогической системе связи не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Здесь объект - он же и субъект. Объекты педагогического труда - коллектив учеников, развивающаяся личность. Им присуща сложность, системность, саморегуляция и, кроме того, саморазвитие, а от этого - вариантность и неповторяемость педагогических процессов. Предмет деятельности педагога - формирование человека. Он еще не обладает знаниями, умениями и опытом взрослого. Развивается он по законам своей психики - особенностям восприятие, мышления, понимания, становления воли и характера. Это не прямая пропорциональная зависимость от педагогического воздействия.

Результат процесса зависит от взаимодействия педагога, применяемой технологии и учащегося. В каждой системе присутствуют следующие элементы. Цель - конечный результат. Принципы - основные направления достижения цели. Содержание - учебный материал. Методы - действия педагога и учащегося по передаче, переработке и восприятию содержания. Средства - это специфические способы реализации содержания. Это знания и опыт педагога, воздействие его личности на воспитуемого, а также виды деятельности, на которые он сумеет переключить учеников, методы влияния и способы сотрудничества. Эти духовные средства труда.

Формы обучения (внешние очертания, наружный вид, структура чего-либо) – внешняя сторона организации процесса (индивидуальные, групповые, фронтальные, аудиторные, внеаудиторные и т.д.). Продукт педагогического труда, его логическое завершение процесса - воспитанный, подготовленный к жизни человек. В конкретных процессах формируются отдельные качества личности, соответствующие поставленной цели. Педагогический процесс объединяет процессы формирования, развития, воспитания, обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Это динамическая система.

При низкой эффективности педагогического процесса анализ его причин позволяет вносить изменения, избежать прежних ошибок. Полезен учет генетических связей, традиций в обучении и воспитании. Это обеспечивает преемственность при планировании новых педагогических процессов. Кроме четкого выделения компонентов такое представление дает возможность проанализировать различные связи и отношения между компонентами. Педагогический характеризуется уровнями управления, продуктивности, экономичности и др., определение которых позволяет обосновывать критерии, дающие качественные и количественные оценки достигнутого.

Время выступает универсальным критерием, позволяющим определять, как быстро и качественно протекает данный процесс. В практике управления педагогическим процессом это главное. Педагогический процесс - это не механическое соединение воспитания, развития, обучения, а новое качественное образование, которое подчиняется особым закономерностям. Его главные характеристики - целостность, общность, единство - подчеркивают подчинение всех его составляющих процессов единой цели.

Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)

1.Педагогический процесс является целостным процессом Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности. Целостность педагогического процесса проявляется: -в единстве процессов обучения, воспитания и развития; -в соподчиненности этих процессов; -в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

3.Педагогический процесс является многофункциональным процессом. Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.


Образовательная:

    реализуется, прежде всего, в процессе обучения;

    во внеклассной работе;

    в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

    в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;

    в личности и профессионализме педагога;

    в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая: Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

    Педагогический процесс обладает рядом свойств.

Свойствами педагогического процесса являются:

    целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;

    целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;

    целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

    Структура педагогического процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

    Стимульно-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

    эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

    мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

    формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

    Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

Связан с разработкой и отбором содержания образования. Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

    Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса. Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

    Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

    Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

О том, что латинское слово «процессус» означает «движе­ние вперед», «изменение», мы уже знаем. Педагогическим про­цессом называется развивающееся взаимодействие воспитате­лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя­ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором со­циальный опыт переплавляется в качества личности. В педаго­гической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Капте-рева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов по­казали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличи­тельных черт - целостности и общности. Обеспечение един­ства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического про­цесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный про­цесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими поня­тия тождественны.

Рассмотрим педагогический процесс как систему (рис. 5). Первое, что бросается в глаза, - наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных меж­ду собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогичес­кий процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научив­шись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в прак­тике управления педагогическим процессом.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образо­вания, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внеш­них условиях: природно-географических, общественных, про­изводственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-ги­гиенические, морально-психологические, эстетические и дру­гие условия.

Структура (от лат. structura - строение) - это расположе­ние элементов в системе. Структуру системы составляют выде­ленные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчеркивалось, что понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучше­ния организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообраз­ная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект - он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.


Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показа­тель процесса, условий его протекания или величины достиг­нутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изучения системы. Анализировать систему педагогического процесса по всем теоретически возможным критериям не только затрудни­тельно, но в этом нет никакой нужды. Исследователи выбира­ют только такие, изучение которых раскрывает наиболее важ­ные связи, обеспечивает проникновение вглубь и познание не­известных ранее закономерностей.

Какую цель преследует студент, впервые знакомящийся с педагогическим процессом? Конечно, прежде всего он намере­вается понять общее строение системы, взаимосвязи между ее главными компонентами. Поэтому системы и критерии их вы­деления должны соответствовать намеченной цели. Для выде­ления системы и ее структуры воспользуемся известным в на­уке критерием рядоположности, позволяющим выделить в ис­следуемой системе основные составные части. Не забудем и о системе протекания процесса, в качестве которой будет высту­пать «школа».

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа­ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие сис­тему компоненты - целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкла­дываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада­чу, а деятелъностный - взаимодействие педагогов и воспитуе­мых, их сотрудничество, организацию и управление процес­сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью (рис. 6).

Немало систем педагогического процесса выделено для ана­лиза связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационно-де-ятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в про­цессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуля­ции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-след­ственные связи, выделяя среди них наиболее существенные. На­пример, анализ причин недостаточной эффективности педаго­гического процесса позволяет обоснованно проектировать буду­щие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Не­бесполезным оказывается учет генетических связей, т. е. выяв­ление исторических тенденций, традиций в обучении и воспи­тании, обеспечивающих должную преемственность при проек­тировании и осуществлении новых педагогических процессов.

Последние десятилетия развития педагогической теории ха­рактеризуются стремлением выделять функциональные связи между объектами педагогических систем, использовать для их анализа и описания формализованные средства. Ощутимые ре­зультаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодей­ствием минимального числа факторов. При попытках функ­ционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематизация действительности, не принося­щая заметной пользы познанию. Этот недостаток упорно пре­одолевается: используют более тонкие и точные формализован­ные описания процесса внедрения в педагогические исследова­ния новых разделов современной математики, возможностей вычислительной техники.

Чтобы яснее представить себе педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяс­нить слагаемые системы народного образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает под­ход, изложенный американским педагогом Ф.Г. Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ». В ней ав­тор основными компонентами системы образования счита­ет: 1) цели и первоочередные задачи, определяющие дея­тельность систем; 2) учеников, обучение которых - основ­ная задача системы; 3) управление, осуществляющее коор­динацию, руководство и оценку деятельности системы; 4) структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; 5) содер­жание - основное, что школьники должны получить от об­разования; 6) преподавателей; 7) учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.; 8) по­мещения, необходимые для учебного процесса; 9) техно­логию - все приемы и методы, используемые в обучении; 10) контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экза­мены, качество подготовки; 11) исследовательскую рабо­ту для повышения знаний и усовершенствования системы; 12) затраты показателей эффективности системы 1 .

Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложив­шейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:

1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.

3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.

4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснован­ное функционирование системы, непрерывное совершен­ствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.

5. Ученики, обучение и воспитание которых - главная за­дача системы.

6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия

7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.

8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиени­ческие, эстетические и социальные).

9. Организация и управление.

В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими.

Но мало увидеть систему вообще. Надо понять ее разви­тие - увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и наступающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достиже­ния общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участни­ков трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выде­ляются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельно­сти педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитан­ников. Объектам педагогического труда кроме сложности, сис­темности, саморегуляции присуще и такое качество, как само­развитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирований человека, который в отличие от педагога находится на более ранней сту­пени своего развития и не обладает необходимыми для взрос­лого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Свое­образие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной за­висимости от педагогического воздействия на него, а по зако­нам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

Средства (орудия) труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воз­действия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемо-го, но и виды деятельности, на которые он должен уметь пере­ключить школьников, способы сотрудничества с ними, мето­дика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыду­щих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, подготовленный к жизни, об­щественный человек. В конкретных процессах, «частях» обще­го педагогического процесса, решаются частные задачи, фор­мируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономич­ности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно вы­ступает универсальным критерием, позволяющим надежно су­дить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

I I. Заполните пропуски

Просмотров