Характеристика италии в начале 20 века. Италия в конце XIX — начале XX века. Обзор современной экономики Италии

Одновременно с выборами в Учредительное собрание 2 июня 1946 года состоялся референдум, по результатам которого Италия была объявлена республикой 13 июня (это решение поддержали 54,3 % голосовавших). Учредительное собрание в течение полутора лет работало над республиканской конституцией. 27 декабря 1947 года она была одобрена 453 голосами против 62 и вступила в силу 1 января 1948 года.

Итальянская внутренняя политика в значительной мере зависела от противостояния между СССР и США. Политические партии, за исключением коммунистов, представляли собой объединения более мелких групп, каждая из которых в свою очередь имела своего руководителя, аппарат, идеологическую базу, собственные источники финансирования и прессу. В рамках каждой партии группы боролись между собой за власть, а также за обеспечение финансирования и создания рабочих мест для своих членов, за симпатии крупных компаний. Именно поэтому большинство итальянских правительств были недолговечными: средняя продолжительность пребывания у власти составила 11 месяцев. В условиях пропорциональной избирательной системы правительства «перетряхивались», чтобы предоставить посты представителям различных противоборствующих группировок.

Во внешней политике итальянские кабинеты проявляли большую инициативу, параллельно придерживаясь линий европеизма и атлантизма. Италия участвовала в создании НАТО и стала членом альянса со дня его основания — 4 апреля 1949 года. В 1951 году Италия участвовала в учреждении Европейского объединения угля и стали, в 1957 году правительство во главе с Антонио Сеньи активно участвовало в переговорах о создании Европейского общего рынка, которые привели к подписанию соответствующих договоров 25 марта в Риме.

В 1970-х годах в Италии были сильная инфляция и высокий уровень безработицы, главной причиной чего послужило резкое повышение цен на нефть. Ситуация осложнялась тем, что в конце 1960-х годов профсоюзам в результате массовых волнений были сделаны существенные уступки. Кабинеты министров сменяли друг друга, однако были не в состоянии преодолеть экономический кризис, коррупцию и преступность.

В стране активизировались правые и левые экстремисты: так, группировка «Красные бригады» в 1978 году похитила и убила христианско-демократического лидера Альдо Моро (по официальной версии). В 1978-1979 годах правительство приняло жёсткие законы против терроризма и предоставило особые полномочия спецслужбам. «Красные бригады» оказались в изоляции, их террористическая сеть была обнаружена и ликвидирована. Одновременно была раскрыта тайная организация правых экстремистов «П-2» (связанная с секретными службами Италии). Парламентские расследования не установили целей этой организации, однако не вызывал сомнений подрывной и антидемократический характер её деятельности. В целом в 1981-1982 годах террористическая угроза была устранена.

Для 1980-х годов были характерны высокие темпы экономического роста Италии, сокращение инфляции и снижение дефицита государственного бюджета. Однако положение на юге страны было значительно хуже, чем на севере: безработица на юге к 1990 году составляла около 20 %, при этом сохранялась масштабная коррупция. Мафия занималась рэкетом частных компаний, обладала значительным влиянием на власти всех уровней, а также контролировала большую часть мирового рынка героина. Именно потоки «нарколир» в итальянские банки и на рынок государственных облигаций способствовали сокращению дефицита госбюджета.

Распад СССР имел для Италии серьёзные внутриполитические последствия: на протяжении всего послевоенного периода в Италии действовала крупнейшая компартия Западной Европы. В 1991 году Итальянская коммунистическая партия была переименована в Демократическую партию левых сил, однако политическое влияние бывшие коммунисты окончательно утратили. На противоположном, правом фланге образовалась Лига Севера, отстаивавшая идеи сепаратизма, в частности отделения богатого севера страны.

Мафия продолжала действовать безнаказанно: в 1992 году были убиты христианский демократ Сальваторе Лима, известный борец с мафией судья Джованни Фальконе, а также прокурор Паоло Борселлино. Правительство и парламент предприняли серию контрмер, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью. Расследование преступлений мафии было поручено специально созданному центральному ведомству со штатом более 3 тысяч сотрудников, также был назначен прокурор с особыми полномочиями. В конце 1992 — начале 1993 года удалось арестовать некоторых лидеров преступных организаций (мафии, каморры), включая главного руководителя сицилийской мафии Сальваторе Риина, которого суд позднее приговорил к 15 пожизненным срокам тюремного заключения. Всего по уголовным делам, связанным с деятельностью мафии, проходило около 22 тысяч человек. На аресты мафия пыталась отвечать терактами: в мае и июле 1993 года прогремели взрывы во Флоренции, Милане и Риме.

В 1993 году в рамках операции «Чистые руки» под следствием оказались несколько тысяч представителей высших эшелонов власти, финансовых и промышленных кругов. Дела были заведены против двух бывших премьер-министров Джулио Андреотти и Беттино Кракси, семи экс-министров, более 400 бывших парламентариев, глав полиции, мэров шести крупных городов. В результате коррупционных скандалов существенно упало доверие населения к политической элите. Активно звучали требования введения мажоритарной системы для парламентских выборов и прямого избрания мэров на местном уровне. По итогам референдума, проведённого в апреле 1993 года, избиратели высказались за мажоритарную систему на выборах в сенат (граждане надеялись взять под контроль партийные аппараты, голосуя за конкретного кандидата) и другие реформы. В августе 1993 году парламентом был утверждён новый порядок выборов, согласно которому 75 % мест в обеих палатах парламента должны были распределяться на основе мажоритарного принципа, остальные 25 % — в результате голосования по партийным спискам. Реформа избирательной системы и коррупционные скандалы изменили политический ландшафт Италии.

Перегруппировка политических сил продолжалась вплоть до 1996 года, когда выделились два блока — правый «Полюс свободы» и левоцентристский «Оливковое дерево». По итогам выборов, прошедших в том же году, коалиция была сформирована на базе «Оливкового дерева». Лига Севера после успеха на местных выборах в Северной Италии взяла курс на отделение северных областей. Однако действия Лиги не получили массовой поддержки. Центральные власти предостерегли сепаратистов от непродуманных шагов, предложив вместе с тем собственный проект конституционной реформы: он предполагал усиление исполнительной власти, децентрализацию государства и введение «полупрезидентской» системы, при которой глава государства избирается напрямую населением, имеет право распустить парламент, а также располагает дополнительными полномочиями в сфере внешней и оборонной политики. Кроме того, предлагалось расширить компетенции местных, провинциальных и региональных органов. Однако в конституционных референдумах 1999 и 2000 годов приняло участие менее 50 % избирателей, и они были объявлены недействительными.

Популярность «Оливкового дерева» падала. Парламент по настоянию правых партий был распущен, состоялись досрочные выборы. Однако Карло Адзелио Чампи, занявший пост президента Италии в мае 1999 года, поручил сформировать правительство левоцентристскому кандидату Джулиано Амато. Правительство Амато не достигло значимых результатов, в том числе из-за провала референдума 2000 года. Неявку населения на плебисцит спровоцировали призывы партии «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони и других партий правого толка бойкотировать голосование. В случае если бы референдум удался, они лишились бы всех шансов на успех при окончательном отказе от пропорциональной системы и изменении системы финансирования партий.

В начале 2001 года социально-экономические результаты, достигнутые левым центром, оценивались многими как негативные: не оправдались ожидания относительно уровня экономического роста, сокращения разрыва между северными и южными районами страны, показатель безработицы превышал 10 %. В мае 2001 года на парламентских выборах блок «Оливковое дерево» потерпел поражение.

Новое правительство сформировали правые партии, объединённые в блок «Дом свобод» во главе с Сильвио Берлускони. Смена власти, однако, не изменила в значительной степени экономический курс. По отношению к Берлускони и его кабинету правящие круги европейских стран проявляли скептицизм, связанный с отдельными, часто находившимися вне рамок политической корректности высказываниями премьера и членов его правительства. В то же время благодаря поддержке Италией военной операции США против Ирака, начавшейся весной 2003 года, улучшились отношения Рима и Вашингтона.

Отношения внутри правой коалиции не были гладкими по причине разного отношения партий к судебному иммунитету для высших должностных лиц государства. При этом Объединённые христианские демократы едва не покинули правящую коалицию, чем могли спровоцировать досрочные парламентские выборы.

Берлускони возглавлял правительство Италии рекордный для послевоенной истории страны срок (с 11 июня 2001 года по 17 мая 2006 года). Однако тенденция к падению рейтинга правой коалиции сохранилась в 2004-2005 годах, а Романо Проди, в 2004 году оставивший пост главы Европейской комиссии, становился для Берлускони всё более опасным соперником. На региональных выборах 3-4 апреля 2005 года коалиция Берлускони «Дом свобод» проиграла в 11 из 13 областей. Получив контроль над областями, левоцентристский блок изменил в свою пользу расклад политических сил перед всеобщими парламентскими выборами 2006 года, которые выиграл с небольшим преимуществом по отношению к «Дому свобод». Берлускони отказывался признать поражение до тех пор, пока решение в пользу Проди не вынес Кассационный суд Италии. По итогам всеобщих выборов левый центр завоевал преимущество как в палате депутатов, так и в сенате республики.

15 мая 2006 года, после ухода Карло Адзелио Чампи, новым президентом Италии стал избранный на этот пост 10 апреля Джорджо Наполитано. Несмотря на своё коммунистическое прошлое, Наполитано явился компромиссной фигурой для левого и правого крыла политического спектра страны (перед выдвижением Наполитано «Дом свобод» отверг кандидатуру д’Алемы, предложенную левоцентристской коалицией). Чампи покинул президентское кресло до завершения политического кризиса, связанного с итогами парламентских выборов. Предложение сформировать правительство Романо Проди поступило уже от Наполитано. Кабинет левоцентристской коалиции приступил к исполнению своих обязанностей 17 мая 2006 года, получив вотум доверия обеих палат парламента.

Проди заявил о выводе итальянского воинского контингента из Ирака. 25-26 июня 2006 года в стране состоялся референдум о поправках в конституцию, предложенных правоцентристской коалицией ещё до ухода в оппозицию. Данные поправки предусматривали сокращение числа парламентариев примерно на 200 человек, расширение полномочий премьер-министра (например, предоставление ему права роспуска парламента), деволюцию властных полномочий в пользу областей (то есть, по сути, движение Италии от формально унитарного государства к федеративному) и пр. Население страны отвергло инициативу правого центра: за реформы высказались 38,7 % избирателей, против — 61,3 %; явка составила 53,7 % при пороге в 50 %, что является свидетельством роста активности населения после провала предыдущих конституционных референдумов.

В сфере внутренней политики Проди начал предпринимать меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также увеличил налог на прибыль. Эти шаги, как и стремление оптимизировать структуру государственных финансов, обусловили падение популярности главы правительства. В октябре 2007 года мэр Рима Вальтер Вельтрони учредил новую Демократическую партию, которая вобрала в себя практически все партии, состоявшие в коалиции Романо Проди. Глава оппозиции Сильвио Берлускони в свою очередь основал партию «Народ за свободу».

В январе 2008 года в стране разразился правительственный кризис, и премьер-министр Италии Романо Проди подал в отставку. Причиной отставки стало то, что итальянский сенат проголосовал против доверия возглавляемому Проди правительству. Вынесение на голосование вопроса о доверии правительству было связано с выходом партии ушедшего в отставку министра юстиции Клементе Мастеллы «Союз демократов за Европу» из правящей коалиции. Ранее Мастелла подал в отставку с поста министра юстиции. Это произошло после того, как по решению судебных органов в области Кампания на юге Италии по обвинению в коррупции были арестованы руководители партии.

Президент республики Джорджо Наполитано принял отставку Проди, назначил досрочные парламентские выборы и поручил Р. Проди исполнять обязанности главы кабинета вплоть до формирования нового состава правительства и его одобрения обеими палатами национального парламента. Основными вопросами в ходе предвыборной кампании 2008 года стали экономика (замедление экономического роста по причине роста укрепления евро, низкая производительность), иммиграция и внешняя политика. Берлускони пообещал избирателям снизить налоги, увеличить пенсии, выдворить из страны нелегальных иммигрантов, решить проблемы авиакомпании «Алиталия», находившейся на грани банкротства, а также улучшить демографическую ситуацию, направив средства на стимулирование рождаемости. Вельтрони в своей кампании делал акцент на том, что обществу следует отвергнуть «старое» поколение политиков (которое олицетворяет Берлускони), а также пообещал гражданам улучшение системы соцобеспечения и пошаговое (по 1 %) снижение налога на прибыль в течение трёх лет. В области внешней политики правые допускали сохранение и даже увеличение численности итальянского воинского контингента в Афганистане, тогда как левые выступали против подобных планов.

На досрочных выборах в апреле 2008 года возглавляемая Берлускони правоцентристская коалиция «Народ за свободу» получила в Палате депутатов 340 (46,8 %) из 617 мест, в то время как его главный соперник — левоцентристская коалиция — получила лишь 239 мест (37,5 %). На выборах в верхнюю палату национального парламента — Сенат — коалиция Берлускони получила 171 место (47,32 %) против 130 (38,01 %) у левоцентристов. Таким образом, Берлускони в третий раз возглавил кабинет министров Италии.

Поражение Франции в войне с Пруссие дало возможность устранения последней преграды на пути полного объединения Италии.

3 октября 1870 года Рим также был присоединен к стране. Он был объявлен столицей Итальянской империи. Власть Папы была ограничена дворцом Ватикана. До этого момента Папа Пий IX противился присоединению Рима к Италии, и его интересы защищала французская армия.

По политическому строю Италия стала конституционной монархией. По конституции сформировался двухпалатный парламент (сенат и палата депутатов). Король Виктор Эммануэль II законодательную власть поделил с парламентом. Сенаторы назначались королем на пожизненный срок. Исполнительная власть была сосредоточена в руках премьер-министра.

В конституции признавались равноправие всех граждан перед законом, право на неприкосновенность жилища, свобода слова и печати, право на проведение собраний. Католическое направление христианской религии было признано государственной религией. В 1871 году был принят закон, регулирующий отношения церкви и государства. Закон объявил Папу священным и неприкосновенным, и Ватикану было дано право устанавливать дипломатические отношения с другими государствами.

Экономическое положение

Объединение Италии создало благоприятные условия для ускорения процесса установления капиталистического строя в стране. Но Италия все еще оставалась аграрным государством.

Землей владели в основном крупные землевладельцы. К тому же господствовали старые формы использования земли. Большая часть помещичьей земли разделялась на мелкие участки и сдавалась в аренду крестьянам с условием выплаты 3/4 части урожая.

В то же время страна испытывала большие финансовые трудности. Это было результатом увеличения внутренних и внешних долгов Италии.
Для покрытия возрастающих расходов правительство было вынуждено выпускать государственный заем, обращаться за помощью к капиталовладельцам (инвесторам) внутри и вне страны.

Государственный долг Италии резко возрастал. Несмотря на это, капитализм утверждался все сильнее. Правительство в первую очередь расширило строительство железных дорог. Широко развивалось строительство торгового флота. Италия вышла на третье место в мире по общему тоннажу торгового флота. Правительство построило два туннеля, соединяющих Италию с Францией и Швейцарией. Появились новые промышленные отрасли в виде акционерных обществ.

Сформированное в 1906 году акционерное общество «Фиат» в скором времени заняло доминирующее положение в химической, резиновой сферах промышленности, машиностроении, автомобилестроении, электроэнергии и производстве товаров.

До Первой мировой войны Италия оставалась аграрным государством, и большинство трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве. Несмотря на это, постоянно уменьшалось количество населения, занятого в сельском хозяйстве.

Социальное движение

В стране было очень тяжелое положение трудящихся. Италия находилась на последнем месте в Западной Европе по уровню распределения дохода на душу населения. Рабочий день продолжался 12-13 часов. Положение было особенно тяжелым на юге страны. Большинство населения эмигрировало в зарубежные страны.
Итальянский народ вел борьбу за улучшение своего положения и свои права. В 1892 году была создана Социалистическая партия Италии.

Положение крестьян тоже было крайне тяжелым. Тяжелое положение трудящихся привело к бунту в Сицилии. Всеобщая забастовка, проходившая в 1898 году в Милане, превратилась в 5-дневный баррикадный бой. Правительство армейскими силами подавило движение рабочих.

В 1903 -1914 годы (с определенными промежутками времени) правительство Италии возглавил знаменитый политический деятель своего времени Дж. Джолитти.
Дж. Джолитти хорошо понимал, что без повышения покупательской способности населения невозможно развитие промышленного производства. А для этого нужно повысить трудящимся заработную плату. Говоря об этом, он подчеркивал: «Во главе промышленного прогресса стоят страны, где заработная плата высока». В период его правления издавались законы о создании профессиональных союзов, о разрешении проведения забастовок, о запрете использования в ночную смену детского и женского труда, об отмене цензов на имущество и о грамотности избираемых. В то же время он был сторонником повышения роли государства в экономике страны. По его мнению, государство должно выполнять функции судьи между трудом и капиталом.

Внешняя политика

В Италии началось движение сторонников ирредентизма. Это обстоятельство ухудшило отношения Италии с соседними государствами.
Территории государств Северной Африки, на которые претендовала Италия, постепенно начала занимать Франция. Эта ситуация сблизила Италию с Германией. В 1882 году Италия присоединилась к союзу Германии и Австро-Венгрии.

Италия, имеющая союзников, в скором времени оккупировала Сомали, а также захватила Эритрею. В 1895 году она вторглась в Эфиопию с намерением оккупации.
Но 1 августа 1896 года возле Адуа войска Италии были разгромлены. Погибло 5 тысяч итальянских солдат.

Это было воспринято в Италии как национальный позор. Необходимо было создать приемлемые дипломатические условия для оккупации новых колоний. Правительство Италии смогло создать именно такие условия. Например, Италия добилась устранения обостренных отношений между Италией и Францией. В 1902 году между этими двумя государствами было заключено соглашение, по которому стороны обязались строго соблюдать взаимный нейтралитет в случае нападения третьей стороны.

В 1908 году Италия выразила протест по поводу завоевания и аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. В результате возникла очень опасная обстановка. В 1909 году Италия заключила с Россией договор о взаимной защите собственных интересов на Балканах.

После создания приемлемых дипломатических условий Италия в 1911 году объявила войну Ливии, которая в это время входила в состав Турецкой империи. Это привело к Итало-турецкой войне, которая закончилась победой Италии. С 1912 года Ливия превратилась в колонию Италии.

Имущественный ценз - ограничительные условия (владение определенным имуществом) допущения лица к пользованию какими-либо избирательными правами.
Ирредентизм (ит. irredenta - неосвобожденная земля) - националистическое движение в Италии за присоединение к Италии пограничных земель, частично населенных итальянцами.

Страница 1 из 2

Италия (Italia) государство в Европе, на Апеннинском полуострове.

Начало 19 века в Италии ознаменовалось новым вторжением армий Наполеона. К 1806 г.

вся страна, кроме островов Сицилия и Сардиния, оказалась под властью французов. Наполеон неоднократно менял территориальное устройство Италии. Северные области и часть папских владений с Римом были включены в состав Французской империи, на престол Неаполитанского королевства сначала был посажен брат Наполеона Жозеф, а затем его зять И.

В период французского господства в Италии были проведены важные преобразования, ускорившие развитие капитализма: отменены цеховые ограничения и таможенные пошлины, вводились передовые для своего времени законы Гражданский и Торговый кодексы.

За полтора десятилетия произошли серьезные перемены в буржуазном переустройстве итальянского общества.

В то же время Италия подвергалась усиленной экономической эксплуатации, превращалась в поставщика сырья и рекрутов для Франции. В стране росло недовольство французским оккупационным режимом, которое вылилось в подпольное антифранцузское движение.

Возникли многочисленные патриотические тайные общества, зародилось движение карбонариев, которые предприняли несколько неудавшихся попыток начать восстание против французов на юге Италии. В стране разворачивалось движение Рисорджименто.

Площадь Св. Марка в Венеции

После победы над Наполеоном Венский конгресс решил судьбу Италии.

В итальянских государствах была восстановлена власть свергнутых династий. Ломбардо-Венецианское королевство вошло в состав австрийских владении, в зависимости от Австрии находились и монархи ряда небольших итальянских государств. В Папской области существовала светская власть Папы, который решительно уничтожил все нововведения наполеоновских времен.

Реставрация принесла населению страны еще большие тяготы. Сложное экономическое положение усугублялось аграрным кризисом. Голод и нищета особенно остро чувствовались на юге Италии. Именно здесь были сильны позиции карбонариев. В 1820 г. в южноитальянском городке Нола вспыхнуло восстание. В течение недели революция охватила Неаполитанское королевство, где была введена конституция.

Вслед за этими событиями в 1821 г. началось революционное движение на севере Италии в Пьемонте, входившем в состав Сардинского королевства. Здесь также была провозглашена конституция, и особенно сильны были анти-австрийские лозунги с требованием национальной независимости для всей Северной Италии.

Однако эти выступления были подавлены австрийскими войсками. Жестокие репрессии обрушились на участников тайных обществ, была ужесточена цензура печати, усилились полицейские преследования карбонариев, но подавить подпольное движение не удавалось.

В герцогствах Центральной Италии Парме и Модене и в папских владениях, где было особенно сильно влияние духовенства, а буржуазия ущемлена в своих правах, под влиянием европейских революций в феврале 1831 г.

начались восстания против ненавистных режимов. Революция поначалу достигла успеха, к власти пришли либерально-буржуазные правительства, но уже в конце марта австрийская интервенция положила конец революции. Это явилось тяжелым ударом для участников тайных движений. Многие из них отказались от заговорщических и сектантских методов карбонариев и стали искать новые пути решения национального вопроса объединения Италии.

В национально-освободительном движении сформировалось два основных течения. Демократическое течение во главе с Дж. Мадзини и «Молодой Италией» выступало за общеитальянскую революцию и создание единой республики. Активная пропаганда «Молодой Италии» способствовала развитию национального самосознания итальянцев. В то же время с сер. 1830-х гг. на первый план выдвигается умеренно-либеральное течение, выступавшее за достижение своих целей путем реформ. В печати развернулись оживленные дискуссии об устранении препятствий, тормозивших экономическое развитие страны.

Политическое и экономическое развитие Италии в конце ХIХ — начале ХХ в.

Италия, как и Германия, принадлежала к группе стран “молодого капитализма” и в последней трети XIX в. была экономически отсталой по сравнению со странами “первого поколения” капитализма. Экономика страны развивалась медленно, что объяснялось рядом причин: в стране сохранились черты феодализма — крупное землевладение и крестьянское малоземелье, нищета крестьян, не позволявшая покупать фабричную продукцию, слабость и малочисленность промышленной буржуазии, неконкурентоспособность итальянских товаров, политическая нестабильность.

Развитие сельского хозяйства шло в разных районах неодинаково.

Обезземеливание крестьян превращало их либо в батраков, либо в арендаторов и приводило к полному разорению.

В 1896—1914 гг. в обстановке мощного экономического подъема капиталистического мира усилилось поступательное движение итальянской промышленности.

В начале XX в. идет процесс создания крупных корпораций, которые способствовали слиянию банковского капитала с промышленным, рождению финансовой олигархии.

В начале XX в. правительство и корпорации выдвинули лозунг “мирного экономического проникновения”. Товары и капиталы стали вывозиться в Северную Африку, на Балканы, в Малую Азию и страны Западного полушария.

Италия была далека от того, чтобы догнать передовые страны, тем не менее выпуск промышленной продукции с 1900 по 1914 г.

Италия в 19 веке

вырос на 90%. Из аграрной страна становилась аграрно-индустриальной. Узость внутреннего рынка толкала правящие круги к развязыванию колониальных войн и созданию колониальной империи, что привело Италию к участию в Первой мировой войне.

Вопросы и задания

Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Италии в первой половине XIX в.

2. Назовите причины революции в Италии.

3. Опишите ход развития революционных событий.

* 4. Каковы были итоги революции?

5. Как происходило объединение Италии?

6. Каким было политическое и экономическое развитие Италии в конце XIX — начале XX в.?

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ФРАНЦИИ. СПЕЦИФИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

Завершение промышленного переворота произошло во Франции только в 60-е гг., т.е. значительно позже, чем в Англии) Сложившаяся к XIX в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции.

Во французской экономике главную роль играли непромышленники, как в Англии, а банкиры (вспомним "Человеческую комедию" Бальзака), чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному для среднего предпринимателя. Поэтому в стране, изобиловавшей банками, не развивался крайне необходимый для производства промышленный и сельскохозяйственный кредит.

Не способствовала промышленному переворту и внешняя политика Франции.

Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имели континентальная блокада/Англии, упорно проводимая Наполеоном.

Предпринятая с целью подорвать промышленность, Англии и создать благоприятные условия для монополии на континенте французских товаров, она оказалась разорительной для Франции. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья (особенно хлопка и индиго — главного красителя для хлопчатобумажных тканей), что серьезно задержало промышленный переворот.

В 1800 г. во французской промышленности работало всего 15 паровых машин, тогда как в английской — более 300.

К тому же специфическое производство значительной части французских мануфактур (предметы роскоши, дорогая мебель и убранство и пр.) значительно труднее поддавались механизации, чем рассчитанные на широкий рынок отрасли английской промышленности. Весьма уступала английской и французская инженерная мысль. Все же в 1830-1840 гг. механизация текстильного производства началась, стала развиваться благодаря ‘железнодорожному строительству и тяжелая промышленность.

Число паровых двигателей увеличилось р это двадцатилетие более чем в 7 раз, длина железнодорожной сети -более чем в 9 раз, добыча угля и выпуск чугуна, переработка хлопка — более чем в 2 раза, но сами объемы производства были слишком незначительными.

Завершение промышленной революции во Франции произошло в 50-60 гг.

Проводившая активную внешнюю политику империя Наполеона III широко предоставляла специальный кредит для развития тяжелой промышленности.

С 1850 по 1870 гг. количество паровых двигателей во французской промышленности увеличилось с 5 до 25 тыс., добыча каменного угля’ — \,4 до 13,2 млн. т., производство чугуна — с 0,4 млн.

т. до 1 млн. т., железнодорожная сеть — с 3 до 18 тыс. км. Оживилась Французская инженерная мысль. На всемирной выставке 1851 г. Лондоне французская техника заняла второе место после английской.

Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была сведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма.

Однако к концу 1860 г. из 3 млн, промышленных рабочих Франции 60% продолжало работать на мелких предприятиях и мастерских. Металлургические заводы Шнейдераи Крезо, считывающие в 1870 г. около 10 тыс. рабочих, можно рассматривать как исключение. В стране все еще преобладала легкая промышленность (в основном производство модных товаров). В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну. К 70-м гг. из 15,2 млн. самодеятельного населения Франции 7,2 млн.

было занято в сельском хозяйстве, млн. — в промышленности, 1 млн. — в торговле, 1,3 млн. — в домашнем хозяйстве.

4.2.1 . Господство мелкого сельского хозяйства

В Англии после ликвидации феодального землевладения земля осталась в собственности бывших феодалов, а крестьянство как класс исчезло. Во Франции, наоборот, исчезли феодалы.

4.2.2. Ростовщические черты французского капитала

Развитие промышленного и аграрного капитала во Франции значительно уступало росту капитала денежного, ростовщического.

В 1850-1860 гг. около 200 крупнейших банкиров фактически управляли всем народным хозяйством Франции. Промышленный переворот не привел промышленную буржуазию к руководству народным хозяйством — наверху по-прежнему остались банкиры, весьма удачно использовавшие особенности не только экономического развития Франции, но и французского менталитета, отличающегося сугубой практичностью, стремлением к пусть скромному, но гарантированному доходу.

Именно в XIX в. эта черта французского менталитета нашла свое полное воплощение в быстром росте специфического социального слоя, который сделался чуть ли не фирменным знаком буржуазной Франции. Речь идет о так называемых рантье, живущих исключительно за счет процентов на капитал, помещенный в ценные бумаги, преимущественно облигации государственных займов.

Вплоть до конца XIX в.

внешняя торговля Франции (основа экспорта — шелка, вина, мебель, кожа, краски, парфюмерия и ювелирные изделия, все это по качеству не имело себе равных на мировом рынке) уступала по обороту только Англии. Во Франции, как и в Англии, промышленный переворот вызвал борьбу между фритредерством и протекционизмом. Если в Англии свобода торговли была лозунгом промышленной буржуазии, то во Франции она занимала протекционистскую позицию: свобода торговли усиливала английскую конкуренцию (английский текстиль, например, продавался во Франции на 30% дешевле отечественного).

Свободу торговли (фритредерство) во Франции отстаивали купцы, заинтересованные в расширении товарного ассортимента за счет английского импорта, а также банкиры, связанные с железнодорожным строительством (в расчете на низкие цены на рельсы и пр.). Поэтому фритредерский договор 1860 г. с Англией вызвал недовольство французских фабрикантов и просуществовал всего десятилетие. Принцип взаимного благоприятствования составил основу торговых договоров Франции с Бельгией, Италией и другими государствами.

СТАНОВЛЕНИЕ МАШИННОЙ ИНДУСТРИИ В ГЕРМАНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ ДО СЕРЕДИНЫ XIX В.

Создание капиталистической машинной индустрии в Германии произошло лишь во второй половине XIX в.

Основная причина значительного отставания Германии заключалась в более сильном, чем в других странах Западной Европы, господством феодализма, и отсутствии единого государства. Внутри страны, дробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры.

Первое таможенное объединение ряда германских государств было достигнуто только в 30-х годах XIX в., а окончательное политическое единение страны — лишь в 1871 г., с образованием Германской империи.

Переход от феодального к буржуазному общественному строю Германии проходил значительно медленнее, чем в Англии и Франции.

Государственные реформы не ликвидировали ни феодальную монархию, ни землевладение феодального дворянства, которое лишь несколько поделилось своей властью с немецкой буржуазией.

Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных капиталистических стран — Англии, Голландии и даже Франции.

Особенности экономического развития италии в конце 19 века начало 20 века

Вывозя в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес, немецкие купцы ввозили в Германию дешевые иностранные промышленные товары. Немецкая мануфактура, зародившаяся только в конце XVIII в., была весьма слаба, подавляющее большинство промышленных изделий производили ремесленные цехи, влачившие жалкое существование, но в то же время препятствовавшие рационализации производства.

В середине XIX в. численность промышленных рабочих (1,5 млн.) уступала численности ремесленников (2 млн.).

Внедрение первых паровых двигателей в немецкой промышленности началось лишь в 30-40-х гг\ XIX в., но о промышленном перевороте еще не могло быть и речи.

Так, на всех предприятиях земли Силезии в 1837 г. работало 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л. с., а на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир — 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л. с.

4.3.1. Промышленный переворот

Индустриализация Германии развернулась по-настоящему только в 60-х гг.

XIX в. Но запоздавший промышленный переворот был очень бурным. За 60-е гг. общая мощность паровых двигателей возросла почти в 3 раза; по этому показателю Германия обогнала Францию, но уступала Англии.

В более поздней индустриализации были свои выгоды. В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила в значительной степени на основе собственного машиностроения.

Стали работать крупнейшие по тому времени машиностроительные предприятия, подобные заводу локомобилей Борзига, на котором в 1857 г. трудилось всего 37, а в 1866 г. — уже 1600 рабочих. Германская промышленность развивалась невиданными для XIX в.

темпами: прирост промышленной продукции за 40-е гг. составил 13%, за 50-е — более 100, а за 60-е гг. — почти 50. При этом структура немецкой заводской промышленности не стала простым повторением английского аналога. Так, в 1856 г. немецкие специалисты разработали способ получения красителей из каменного угля, что послужило базой для развития анилиновой промышленности, получившей мировой рынок.

Усиленное развитие тяжелой промышленности серьезно стимулировалось подготовкой вооруженных сил Пруссии, самого сильного немецкого государства, к борьбе за подчинение всей Германии и к войне с Францией.

В связи с этим был создан сильнейший в Европе военно-промышленный комплекс, где особую роль играли артиллерийские заводы Крупна (Рейнская область). Еще в середине столетия Германия выплавляла стали (основного военного металла) меньше, чем Франция, а в 1870 г. — в два раза больше Франции и примерно столько же, сколько выплавляла Англия. Важным фактором промышленного развития явился и размах железнодорожного строительства. В течение 1850-1870 гг. инвестиции в железные дороги (соответственно заказы металл, уголь, машины) увеличились с 400 млн.

до 4 млрд. марок.

За индустриализацией последовала перестройка немецкой внешней торговли. Только за 50-е гг. объем германского экспорт увеличился более чем в 2,5, а импорта — в 2 раза. В германском экспорте вместо сельскохозяйственных продуктов стали преобладать готовые промышленные товары: металлоизделия, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, готовая одежда, кожевен-е товары, сахар и т.д., а в импорте, наоборот, продукты сель-)го хозяйства и сырье, металлические руды и пр.

В 60-х гг. под кимом юнкеров, которых привлекала возможность беспошленного экспорта сельхозпродуктов в Англию, Германия пытать перейти к фритредерству, но завершение индустриализация страны диктовало господство жесткого протекционизма.

Во торой половине XIX в. Германия из аграрного придатка индустриальной Англии превратилась в ее конкурента.

4.3.2. "Прусский путь" в сельском хозяйстве

В Германии освобождение сельского хозяйства страны от феодализма происходило путем постепенных затяжных реформ.

В результате земля феодалов осталась в основном за ними, исчезла только крестьянская зависимость. Особенно ярко это проявилось в Пруссии, где к концу 60-х гг. 71% всех хозяйств владели всей обрабатываемой площади, а 29% имели 91% площади. Прусский путь оказался самым невыгодным для крестьянства, позволил юнкерам и аграрным предпринимателям организовать крупное сельскохозяйственное производство, одно из самых интенсивных в Европе.

Вместо трехполья с принудительным се-боротом были введены травосеяние и плодопеременная система, при которой паровой клин сократился наполовину. Агрохимия поставила немецкое земледелие на научную основу. Применение искусственных удобрений (недра Германии богаты калийными солями, а немецкая железная руда — фосфором). следовало весьма широкое применение культиваторов, жнемолотилок, паровых плугов и других механизмов отечественного производства.

Так, агрохимия и машины заменили крепостных крестьян. Германия вышла на первое место в мире по сбору картофеля и сахарной свеклы и развитию пищевых промышленных производств — сахара, крахмала и спирта. Продукция левой промышленности составляла важнейшую часть германского экспорта.

Сохранив свой экономический потенциал, юнкерство сохранило и свои господствующие позиции в политической системе германской монархии (государственный аппарат, офицерский корпус и т.д.).

Немецкий капитализм поэтому носил открыто милитаристский, явно агрессивный характер.

Развитие Италии в конце 18-19 вв

Италия на пути индустриального развития

Благодаря раннему развитию городов в Италии, на Севере и в Центре страны уже в XIII в.

зародились элементы капиталистических отношений. Здесь уже в ХIV-XVI вв. довольно активно шло развитие раннекапиталистических отношений и в деревне и в городе: происходил процесс быстрого освобождения крестьян от крепостной зависимости, создавалось мануфактурное производство, успешно развивались банковское дело, внешняя торговля и сукноделие.

Однако ряд причин: политическая раздробленность, отсутствие единого национального рынка, турецкая экспансия, перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантику, и в целом узкая база для капиталистического развития, привели к упадку промышленности и торговли, переключению денежного капитала на ростовщичество и приобретение земельной собственности.

Наступила феодальная реакция, восстанавливалась система крепостничества. Итальянские войны (1494-1559) утвердили раздробленность, многие итальянские земли попали в зависимость от Испании.

Эти обстоятельства усилили упадок экономики Италии: в ХVII в. она была в основном аграрной, мануфактура сохранилась лишь на Севере, из экспортера промышленной продукции страна превратилась в экспортера сырья.

Экономический и политический упадок Италии продолжался и в первой половине ХVIII в.: сокращалось производство сукна во Флоренции, шелка в Венеции, сворачивалась торговля.

Происходило массовое обнищание населения. Сложное положение усугубляли войны, происходившие на территории страны. В 1714 г. по Раштаттскому миру испанские земли в Италии перешли к Австрии (кроме Сицилии и Неаполитанского королевства, которые остались у Испании).

Савойя в результате лавирования в 1720 г. получила Сардинию и образовала Сардинское королевство (1720-1861).

Оживление итальянской экономики наступило лишь во второй половине ХVIII в., когда возобновился процесс развития капиталистических отношений, прерванный в ХVI в.

Это создало предпосылки для проведения в некоторых землях (Ломбардии, Тоскане, Пьемонте) в 1770-80-х гг. реформ в духе просвещенного абсолютизма. С конца ХVIII в. развернулось общественно-политическое движение за освобождение, национальное объединение и демократизацию общественной жизни Италии, получившее название Рисорджименто (Возрождение).

Объективным содержанием последнего была борьба против феодально-абсолютистских порядков, за утверждение буржуазной системы.

Большое влияние на социально-экономическое развитие Италии оказала Французская революция. До падения Первой империи в 1814 г. большая часть итальянских земель была объединена под властью Франции. Французское господство имело двойственный характер. С одной стороны, в этот период произошло заметное продвижение в капиталистическом развитии Италии, активно проводились буржуазные реформы.

Прежде всего, на территорию Италии распространялось действие Кодекса Наполеона, утверждавшего право частной собственности. В соответствии с этим упразднялись феодальные привилегии, вводилась частная собственность на землю, отменялись личные повинности крестьян и церковная десятина (поземельные платежи подлежали обязательному выкупу), была проведена секуляризация и распродажа церковных и монастырских земель.

Также здесь ликвидировались цехи, торговые монополии, таможенные границы, упорядочивалась денежная система. Отмеченные мероприятия способствовали развитию итальянской промышленности: традиционной шелковой отрасли, становлению хлопчатобумажного производства, широкому строительству дорог и каналов.

С другой стороны, негативные стороны французского господства зачастую сводили на нет положительные результаты нововведений.

Италия подвергалась жесткой экономической эксплуатации, превращалась в поставщика сырья и потребителя французских промышленных товаров.

Наполеоновское правительство тормозило развитие итальянской промышленности путем ввоза в страну беспошлинных французских товаров, а после 1806 г. - введением континентальной блокады. В результате шелковая промышленность в 1810-1814 гг. пришла в упадок. Из Италии вывозилось продовольствие, ценные вещи, был установлен жесткий налоговый гнет, большой размах приняли рекрутские наборы.

После разгрома Наполеона, согласно решениям Венского конгресса (1814 - 1815), в Италии реставрировались феодально-абсолютистские монархии.

Сардинское королевство (Пьемонт) восстанавливалось как самостоятельное государство, возвращалась и власть папе (Папская область). Однако под господство Австрии вернулись экономически развитые Ломбардия и Венеция, в воссозданных герцогствах Парме, Модене, Тоскане и Королевстве обеих Сицилий также было заметно влияние Австрии. В итальянских землях были восстановлены феодальные порядки. Вместе с тем земли, конфискованные у дворян, церкви и проданные буржуазии и обуржуазившемуся дворянству остались у новых владельцев.

В середине 1820-х гг.

в Италии обозначился экономический подъем. А в 1830-40-х гг. здесь развернулась промышленная революция. Она охватила, прежде всего, север страны, где произошли заметные сдвиги в промышленности. В Ломбардии успешно развивалось шелководство, Италия была крупнейшим поставщиком шелка-сырца в Европу.

Увеличилось и производство шелковой пряжи. В Ломбардии, Пьемонте, Тоскане развивалось хлопчатобумажное и шерстяное производство, уже с использованием машин. В 1820-х гг. здесь появились первые хлопчатобумажные фабрики, оснащенные английскими мюль-машинами. В Ломбардии в 1847 г. насчитывалось более 850 механических ткацких станков.

Промышленный переворот коснулся и отсталого Юга - Королевства обеих Сицилий.

С середины 1820-х гг. правительство Бурбонов, стремясь упрочить свои позиции, поощряло развитие промышленности. Оно предоставляло предприятиям льготы, поощряло иностранное кредитование, вело политику протекционизма. Эта политика способствовала расширению текстильного производства, в котором появились крупные централизованные мануфактуры и предприятия фабричного типа с сотнями рабочих мест. Однако вскоре возникла проблема сбыта из-за бедности крестьянства и бездорожья.

В этой связи неаполитанская промышленность, опиравшаяся полностью на поддержку государства, в дальнейшем не смогла обеспечить себе емкий рынок и утвердиться на юге.

В 30-40-е гг. XIX в. в Италии были заложены и основы машиностроения: появились первые мастерские по производству прядильных и ткацких станков.

Однако недостаток в стране природных ресурсов (угля, железной руды) создавал серьезные препятствия развитию промышленного переворота: до конца 1840-х гг. преимущественно использовалась энергия воды, медленно развивалась металлургия и машиностроение.

В целом на промышленном развитии Ломбардии и Венеции негативно сказывалось господство Австрии, подвергавшей финансовому грабежу эти земли.

Вслед за техническим переворотом в промышленности в Италии началась и механизация транспорта: в 1839 г. была основана первая в стране железная дорога Неаполь - Портичи, затем в 40-х гг.

были построены железнодорожные линии - Милан - Венеция, Ливорно - Пиза и др.

Экономический прогресс стимулировал развитие торговли в стране. Активно развивалась внешняя торговля итальянских государств: за 30-40-е гг. XIX в. ее объем увеличился более чем вдвое. Однако в целом развитию итальянской торговли серьезно препятствовала раздробленность страны, сохранение таможенных границ, различных денежных и метрических систем, отсутствие единой экономической политики.

Изменения происходили и в сельском хозяйстве страны, особенно на Севере (Пьемонт, Ломбардия) и в Центральной Италии.

Дворянство обуржуазилось: перестраивало хозяйства на товарный лад, совершенствовало методы земледелия, широко использовало аренду и наемный труд батраков. В Ломбардии развивалось также животноводство.

Вместе с тем на юге страны по-прежнему господствовали полуфеодальные порядки: на латифундиях велось экстенсивное хозяйство.

В целом в первой половине XIX в. промышленная революция в Италии продвигалась медленно, с большими трудностями, страна оставалась аграрной. Главными препятствиями на пути индустриализации в Италии были низкий экономический потенциал, наличие феодальных пережитков (таможенные барьеры, различие денежных систем и торгового законодательства), австрийское господство, нестабильная социально-политическая обстановка.

В Италии в первой половине XIХ в. произошло несколько революций (1820-1821, 1831, 1848-1849), направленных на освобождение, объединение страны, ликвидацию феодальных пережитков и утверждение буржуазного правопорядка. Однако на данном этапе прогрессивным силам этих целей не удалось достигнуть. После подавления революции 1848-1849 гг. в стране наступила реакция: во всех государствах (кроме Сардинского королевства) были восстановлены абсолютистские порядки. В экономике царил застой, абсолютистские режимы отказывались от проведения любых реформ.

В 1850-х гг. хозяйственное развитие большинства итальянских государств было очень медленным вследствие консервативной экономической политики.

Вместе с тем положение в Сардинском королевстве было иным: после революции 1848 г. здесь началось проведение либеральных реформ, наблюдался экономический подъем. В 1850-х гг. в Пьемонте укрепился и конституционный порядок.

Экономика Италии

Эти достижения произошли во многом благодаря деятельности графа Камилло Кавура, возглавлявшего в 1850-1861 гг. правительство Пьемонта. Будучи главой умеренных либералов, К. Кавур был олицетворением пьемонтского обуржуазившегося дворянства.

Он перестроил на капиталистической основе свое поместье, развернул торговлю сельскохозяйственной продукцией, участвовал в банковской и промышленной деятельности. Необходимым условием утверждения либерального строя К. Кавур считал ускоренный рост рыночной экономики, проведение политики фритреда, активное развитие транспорта и банков. Он многое сделал, чтобы включить Пьемонт в сферу европейской экономики: по его инициативе строились железные дороги, прокладывались туннели под Альпами, был создан Национальный банк, закладывалась инфраструктура, готовившая сближение всех регионов Италии, заключались торговые договоры с ведущими государствами.

Отмеченные меры заметно активизировали развитие промышленности Пьемонта, и в первую очередь текстильной отрасли, особенно хлопчатобумажной. Наметились также сдвиги в развитии металлургии и машиностроения, в котором численность занятых к началу 1860-х гг. выросла почти в 7 раз по сравнению с 1840-ми гг. Очевидных успехов достигла и железнодорожная отрасль: в конце 1850-х гг. длина железных дорог в Пьемонте уже превысила 900 км (в 1848 г. - 8 км), что составляло около половины протяженности железнодорожной сети всей Италии.

Резко увеличилась внешняя торговля, в частности ввоз угля, железа, рельсов, машин.

В 1860-х гг. процесс объединения Италии вступил в свою завершающую стадию. В 1861 г. было создано Итальянское королевство во главе с пьемонтским королем, конституционные порядки Пьемонта были распространены на новое государство.

Объединение страны сопровождалось унификацией законодательства налогообложения, судебной, таможенной, денежной и метрической систем. Развернулось бурное строительство железных дорог (к началу 1870-х гг. их протяженность составила более 6000 км), что создавало благоприятные условия для складывания единого национального рынка.

На протяжении 1860-х гг. на севере страны, в районе долины реки. По, создавались крупные капиталистического типа сельскохозяйственные поместья.

Все это способствовало экономическому сближению разобщенных территорий.

Промышленный переворот повлек за собой трансформацию социальной структуры итальянского общества. В рассматриваемый период большинство занятых в итальянской промышленности по-прежнему составляли ремесленники и крестьяне-надомники.

Однако в шелкопрядильном и хлопчатобумажном производстве образовалась прослойка фабричных рабочих, что свидетельствовало о формировании итальянского рабочего класса. Положение последнего отличалось крайне низким уровнем жизни: заработная плата составляла 1/3 от оплаты труда английских рабочих.

Характерным для итальянской промышленности было широкое использование труда женщин и детей. Нищенское положение большинства итальянского населения лишало промышленность страны емкого рынка сбыта.

Расширялись и ряды итальянской буржуазии. В большинстве своем это землевладельцы, крупные арендаторы, торговцы, владельцы мануфактур, прямо или косвенно связанные с аграрным сектором.

Большинство населения страны по-прежнему составляло крестьянство, в основном малоземельное и безземельное.

Оно было вынуждено арендовать землю у дворян, церкви, буржуазии. Условия аренды были весьма тяжелыми, крестьяне отдавали до 3/4 урожая и зачастую попадали в долговую зависимость от землевладельцев. Постепенно многие из них превращались в батраков с наделом. Особенно широко этот процесс проходил на юге, здесь крестьянство разорялось, лишалось общинных земель.

Заработки батраков были ничтожными. Такая жизнь толкала крестьян на борьбу, которая принимала характер гражданской войны. Ежегодно сотни тысяч итальянских крестьян были вынуждены эмигрировать из страны. Итальянская буржуазия, как уже отмечалось, так или иначе была связана с сельским хозяйством, владела земельной собственностью и участвовала в эксплуатации крестьян. Этот фактор сближал интересы земельной буржуазии и дворянства и объединял эти классы в борьбе против сельских масс.

Данное обстоятельство было важной особенностью социальных отношений в Италии.

Несмотря на отмеченные достижения Италии в экономическом развитии, промышленный переворот здесь завершился лишь в конце XIX в.

В начале 1870-х гг. Италия оставалась по-прежнему аграрной страной. Фабричное производство было еще слабо развито. Во многих районах Северной и Центральной Италии по-прежнему господствовала полуфеодальная испольщина, а в Южной Италии - феодального типа дворянские поместья (латифундии)

Италия имеет диверсифицированную индустриальную экономику с высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения и развитой инфраструктурой. В соответствии с данными Международного валютного фондома в 2014 году Италия является 8-ой по величине экономикой в мире, четвертой по величине в Европе и в ЕС и третьей по величине в Еврозоне с точки зрения номинального ВВП, и одиннадцатой по величине экономикой в мире и пятой по величине в Европе с точки зрения ВВП, рассчитанного исходя из паритета покупательной способности (ППС) валют.

Италия является членом G7 и Группы восьми (G8) промышленно развитых стран, Европейского союза и ОЭСР. Прогнозируется, что ВВП Италии вырастет на 0,6% в 2014 году, 1,15% в 2015 году и 1,25% в 2016 году.

История экономики Италии

Объединение Италии в 1861 году разрушило феодальную земельную систему, которая сохранялась на юге со средних веков, особенно там, где земля была неотъемлемым достоянием аристократов, религиозных организаций или короля. Перераспределение земли не обязательно приводило к появлению мелких фермеров на юге, имеющих собственную землю или землю, на которой они могли бы работать и получать от этого прибыль. Многие остались без земли, а участков становилось все меньше и меньше, и, таким образом, все больше и больше непродуктивной земли было разделено между наследниками.

В то же время, в начале процесса индустриализации, который был характерен для северных и центральных районов страны, начиная с 1880-х годов, были полностью исключены большие площади на северо-востоке. Получились итальянские диаспоры численностью почти 25 миллионов итальянцев, большая часть из которых эмигрировала в период 1880-1914 годов, и это считается самой большой массовой миграцией современности.

Во время Великой войны, итальянский Королевская армия увеличилась с 15000 человек в 1914 году до 160000 человек в 1918 году, при этом во время войны были привлечены 5 миллионов новобранцев. Это вылилось в ужасную цену: к концу войны Италия потеряла 700 000 солдат и имела дефицит бюджета в миллиарды лир.

Экономика Италии при фашизме

Италия вышла из Первой мировой войны в бедном и ослабленном состоянии. Национальная фашистская партия во главе с Бенито Муссолини пришел к власти в 1922 году, в конце периода социальных волнений. В течение первых лет нового режима, фашисты проводили экономическую политику невмешательства: они изначально снизили налоги, регулирование и торговые ограничения в целом. Однако, как только Муссолини приобрел более широкую поддержку среди населения, произошел постепенный отказ от политики невмешательства и свободной торговли в пользу государственного вмешательства и протекционизма.

В 1929 году Италия сильно пострадала от Великой депрессии. В попытках справиться с кризисом, фашистское правительство национализировало запасы крупных банков, которые имели промышленные ценные бумаги, выпущенные Институтом промышленной реконструкции. Были сформированы ряд представительных организаций, целью которых было собрать вместе представителей правительства и крупного бизнеса. Эти представители обсуждали экономическую политику и манипулировали ценами и заработной платой, с тем, чтобы удовлетворить как пожелания правительства, так и пожелания бизнеса.

Скоро эта экономическая модель, основанная на партнерстве между государством и бизнесом была продлена до политической сферы, что позже получило название корпоративизм. В то же время, агрессивная внешняя политика Муссолини привела к увеличению военных расходов. После вторжения в Эфиопию Италия поддержала националистов Франсиско Франко в испанской гражданской войне. К 1939 году в Италии была самый высокий процент государственных предприятий после Советского Союза.

Участие Италии в Великой Отечественной войне в качестве члена из держав Оси потребовало создание военной экономики. Вторжения союзных войск в Италию в 1943 году в конечном итоге привело к изменению итальянской политической структуры, и военная экономика быстро разрушилась. Союзники, с одной стороны, и немцы, с другой, взяли под свой контроль области Италии. К концу войны, итальянский доход на душу населения был на самой низкой отметке с начала 20-го века.

Послевоенное экономическое чудо в Италии

После окончания Второй мировой войны, Италия была в развалинах и оккупирована иностранными войсками, как и Германия и другие державы Оси, и это привело к увеличению разрыва в развитии по отношении к более развитым европейским экономикам. Тем не менее, новая геополитическая логика холодной войны сделала возможным то, что бывший враг Италия, страна между Западной Европой и Средиземноморьем, а теперь новая, хрупкая демократия под угрозой непосредственной близости от железного занавеса и с присутствием сильной Коммунистической партии, была рассмотрена США в качестве важного союзника для свободного мира и получила под плана Маршалла 1204 млн. долл. США с 1947 по 1951 год.

Конец помощи через План Маршалла мог остановить восстановление, но его конец совпал с переломным моментом в войне в Корее, чьи спрос на металл и выпускаемую продукцию стали дополнительным стимулом для итальянского промышленного производства. Кроме того, создание в 1957 году Европейского Общего рынка, с Италией качестве члена-учредителя, обусловили больший объем инвестиций и облегчили экспорт.

Эти благоприятные изменения, в сочетании с наличием большой и дешевой рабочей силы, заложили основу для впечатляющего экономического роста, который продолжался почти непрерывно, пока "Горячая осень» массовых забастовок и социальных волнений в 1969-70 годах, в сочетании с нефтяным кризисом 1973 года не привели к внезапному концу затянувшегося бума. Было подсчитано, что итальянская экономика в среднем росла на 5,8% в год в период между 1951-63 годами и на 5,0% в год в период между 1964-73 годами. Итальянские темпы роста были на втором месте, но очень близко, к темпам экономического роста в Германии, в Европе, а среди стран ОЭСР только в Японии дела обстояли лучше.

От стагфляции к стагнации

1970-е годы были периодом экономического, политического хаоса и социальных волнений в Италии. Безработица резко выросла, особенно среди молодежи. К 1977 году насчитывалось один миллион безработных в возрасте до 24 лет. Инфляция продолжала усугубляться ростом цен на нефть в 1973 и 1979 годах. Дефицит бюджета стал постоянным и неразрешимыми, в среднем около 10 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), выше, чем в любой другой промышленно развитой стране. Курс итальянской лиры неуклонно снижался с 560 лир за доллар США в 1973 году до 1400 лир в 1982 году.

Экономический спад продолжался до середины 1980-х годов, когда снижение государственных расходов и трат и политика жесткой бюджетной экономии привели к устойчивому экономическому росту, а также пониженной инфляции, что стало означать, что благодаря плану восстановления экономики 1983 года, Италия оставила рецессию. Этот план привел к увеличению роста ВВП, снижению инфляции и увеличению производства промышленной /сельскохозяйственной коммерческой продукции, экспорта и ВВП, но вызвал подъем уровня безработицы. Снижение цен на энергоносители и снижение стоимости доллара привело к либерализации обмена валюты, а экономика стала быстро расти.

На самом деле, в 1987 году в Италии был период, когда экономика этой страны превзошла британскую экономику (событие, известное как Il sorpasso), став пятой в мире. 15 мая 1991 года Италия стала на некоторое время четвертой в мире экономической державой, опередив Францию с ВВП в размере $1268 млрд. по сравнению с ВВП Франции долл. США $1209 млрд. и британским ВВП $1087 млрд. Несмотря на феноменальный рост ВВП Италии в тот период, в 1990-х годах Франция и Великобритания вскоре вновь обогнали Италию по размеру ВВП, когда экономический рост в Италии скатился до прежнего уровня в среднем 1,23% по сравнению со средним по ЕС 2,28%.

Рецессия в Италии в конце 2000-х годов

Италия была сильно пострадала от экономического кризиса 2007-11 годов. Национальная экономика сократилась на 6,76% в течение всего периода, продолжавшегося семь кварталов. По данным Eurostat, итальянский государственный долг составлял 116% от ВВП в 2010 году - второй по величине коэффициента задолженности после Греция (126,8%). Тем не менее, большая часть итальянского государственного долга принадлежит национальным субъектам, а относительно высокие уровни частных сбережений и низкий уровень задолженности частного сектора рассматриваются как факторы, которые делают высокий коэффициент государственного долга самым безопасным среди стран Европы, испытывающих трудности в экономике.

В результате мер жесткой экономии, принятых в декабре 2010 года, Италия ориентировалась на дефицит государственного бюджета 3,9% в 2011 году и 2,7% в 2012 году, как один из самых низких в Европейском Союзе. Осенью 2011 года, рейтинговые агентства Standard & Poor"s и Moody"s понизили оценку итальянского суверенного кредитного рейтинга из-за "ослабления перспектив экономического роста в Италии". Италия также имеет слабое коалиционное правительство, что "ограничивает способность правительства реагировать решительно" на события. Оба рейтинговые агентства дают негативный прогноз по задолженности, а это означает, что возможны дальнейшие понижения рейтинга.

Правительство приняло меры жесткой экономии 15 июля и 14 сентября 2011 года, вместе, призванные сэкономить 124 млрд. евро. Тем не менее, к 8 ноября 2011 года доходность итальянских облигаций выросла до 6,74 процента (для 10-летних облигаций), приближаясь к уровню 7 процентов, выше которого Италия, как полагают, потеряет доступ к финансовым рынкам. Однако доходность упала до 5,0% в феврале 2012 года. В результате мер жесткой экономии, принятых в 2011 году, Италия ориентировалась на дефицит государственного бюджета в размере 1,5% в 2013 году.

Обзор современной экономики Италии

В послевоенный период, Италия превратилась из сельскохозяйственной экономики, основы которой серьезно пострадали от последствий Второй мировой войны, в одну из наиболее промышленно развитых стран в мире, и одну из ведущих стран в мировой торговле и экспорте. Согласно индексу развития человеческого потенциала, страна характеризуется очень высоким уровнем жизни, и, в соответствии с данными The Economist, занимает 8-е место в мире по качеству жизни.

Статистические показатели Италии
(по состоянию на 2013 год)

Последние данные Eurostat говорят о том, что ВВП Италии на душу населения по паритету покупательной способности остается примерно равным среднему по ЕС, в то время как уровень безработицы (8,5%) выступает в качестве одного из самых низких в ЕС. Италия владеет третьим по величине в мире золотым запасом. Страна также хорошо известна своим влиятельным и инновационным бизнес-сектором экономики, трудолюбивым и конкурентоспособным сельскохозяйственным сектором (Италия является крупнейшим в мире производителем вина), также как и своими высококачественными автомобилями, промышленностью, приборостроением и дизайном одежды.

Несмотря на эти важные достижения, экономика сегодня в стране страдает от многих и актуальных проблем. После сильного роста ВВП Италии в 1945-1990 годах, среднегодовые темпы роста за последние два десятилетия отставали значительно от среднего показателя по ЕС. Кроме того, Италия особенно сильно пострадала от рецессии конца 2000-х годов. Стагнация темпов экономического роста и политические усилия, направленные на увеличение государственных расходов с 1980-х годов, в конце концов провели к резкому росту государственного долга. Кроме того, уровень жизни в Италии значительно отличается между севером и югом страны: средний ВВП на душу населения в Северной и Центральной Италии значительно превышает средний показатель ЕС, в то время как в некоторых регионах и провинциях на юге Италии он значительно ниже. С 2000 по 2006 год, Италия получила 27,4 млрд. евро из Европейского фонда развития для инвестиций в депрессивные районах Юга.

В частности, итальянская экономика ослаблена отсутствием развития инфраструктуры, рыночных реформ и инвестиций в исследования, а также высоким дефицитом государственного бюджета. В соответствии с Индексом экономической свободы 2011 года, страна занимает лишь восемьдесят седьмое место в мире, в частности в связи с высоким уровнем коррупции, чрезмерным государственным вмешательством и сильным трудовым законодательством. Кроме того, самые последние данные показывают, что расходы Италии на исследования и разработки в 2011 году составили 1,1% от ВВП (12 место в мире по расходам) , ниже европейского среднего значения - 1,7%, а Лиссабонской стратегической цели - 3% ВВП на научно-исследовательскую деятельность.

Италия имеет меньшее количество глобальных транснациональных корпораций, чем экономики других стран сопоставимого размера, но большое количество малых и средних предприятий, в том числе и в Северном "промышленном треугольнике" (Милан-Турин-Генуя), где есть область интенсивного промышленного производства и машиностроения, в частности несколько промышленных районов, которые являются основой итальянской промышленности. Это привело к тому, что обрабатывающая промышленность часто сосредотачивается на экспорте и производстве предметов роскоши, которые с одной стороны менее способны конкурировать по количеству, но с другой стороны, более способны конкурировать со странами с развивающейся экономикой на основе более низких затрат на рабочую силу и более высокого качества продукции.

Страна была седьмым по величине в мире экспортером в 2009 году. Главными товарами экспорта в Италии являются автомобили (Fiat, Aprilia, Ducati, Piaggio, Iveco); шины (Pirelli); продукты химической и нефтехимической промышленности (Eni); энергетика и электротехника (Энел, Эдисон); бытовая техника (Candy, Indesit); аэрокосмические и оборонные технологии (Finmeccanica, Alenia Aeronautica, AgustaWestland, ОТО Мелара); огнестрельное оружие (Beretta, Benelli); мода (Armani, Valentino, Versace, Dolce & Gabbana, Roberto Cavalli, Benetton, Prada, Luxottica); пищевая промышленность (Ферреро, Barilla Group, Мартини и Росси, Кампари, Parmalat); спортивные и роскошные автомобили (Ferrari, Maserati, Lamborghini, Pagani); яхты (Ferretti, Azimut). Ближайшими торговыми связями Италии являются связи с другими странами Европейского Союза, с которыми она осуществляет около 59% от общего объема торговли. Крупнейшими торговыми партнерами ЕС, в порядке доли рынка, являются Германия (12,9%), Франция (11,4%) и Испании (7,4%).

Разрыв Север-Юг

Начиная с объединения Италии в 1861 году, был заметен широкий и растущий экономический разрыв между северными провинциями и южной половиной итальянского государства. В первые десятилетия нового государства, отсутствие эффективной земельной реформы, высокие налоги и другие экономические меры, введенные на юге, вместе с удалением протекционистских тарифов на сельскохозяйственные товары, сделали практически невозможным прибыльность занятия сельским хозяйством для многих фермеров-арендаторов и собственников земельных участков. Множество фермеров решили эмигрировать, а не пытаться влачить жалкое существование, особенно с 1892 по 1921 год.

Кроме того, всплеск бандитизма и мафии вызвал широкое распространение насилия, коррупции и беззакония. После прихода к власти Бенито Муссолини, "Железный префект" Чезаре Мори пробовал с некоторой степенью успеха победить уже мощные преступные организации, процветающие на юге страны. Фашистская политика, была направлена на создание итальянской империи и Южные итальянские порты были стратегическими для всех торговых отношений с колониями. Неаполь получил демографическое и экономическое возрождение, в основном благодаря интересам короля Виктора Эммануила III, который родился там. С вторжением в Южную Италии, союзники восстановили утраченную в фашистской период власть семей мафии и использовали их влияние для поддержания общественного порядка.

В 1950 году был создан огромный общественный генеральный план, чтобы помочь индустриализации Юга двумя способами: через земельные реформы и создание 120000 новых личных хозяйств, и через "стратегию роста", согласно которой 60% всех государственных инвестиций уходили бы на юг, что позволило бы увеличить экономику южной части страны за счет привлечения нового капитала, стимулирования местных фирм и обеспечения занятости. Тем не менее, эти цели были не достигнуты, и в результате Юг Италии становился все более субсидируемым, не в состоянии генерировать сам свой рост.

Даже в настоящее время, огромные региональные различия сохраняются. Проблемы в Южной Италии еще включают широкую политическую коррупцию, всепроникающую организованную преступность и очень высокий уровень безработицы. Согласно оценкам, около 80% предприятий в сицилийских городах Катания и Палермо регулярно платят деньги за защиту. По сообщению Confesercenti, организованная преступность имеет валовую прибыль в 140 млрд. евро в год и ежегодный доход от 100 млрд. евро, при расчетных денежных резервах в 65 млрд. евро.

Региональные экономические различия в Италии

Валовой внутренний продукт в Италии по регионам в 2011 году (данные 2014 года)

Валовой внутренний продукт в Италии по областям в 2011 году (данные 2014 года)

Область ВВП, млн. евро ВВП на душу населения, евро регион
Абруццо 30073 22400 Юг
Валле-д"Аоста 4328 33700 Северо-Западный
Апулия 69974 17100 Юг
Базиликата 10744 18300 Юг
Калабрия 33055 16400 Юг
Кампания 93635 16000 Юг
Эмилия-Романья 142609 32100 Северо-восток
Фриули-Венеция-Джулия 36628 29600 Северо-восток
Лацио 172246 30000 Центр
Лигурия 43998 27200 Северо-Западный
Ломбардия 337161 33900 Северо-Западный
Марке 40877 26100 Центр
Молизе 6414 20100 Юг
Подножие горы 125997 28200 Северо-Западный
Сардиния 33075 19700 Острова
Сицилия 83956 16600 Острова
Тоскана 106013 28200 Центр
Трентино-Южный Тироль 35797 34300 Северо-восток
Умбрия 21533 23700 Центр
Венето 149527 30200 Северо-восток

Отрасли экономики Италии

Сельское хозяйство Италии

В северной части Италии производят в основном кукурузу, рис, сахарную свеклу, сою, мясо, фрукты и молочные продукты, в то время как Южная Италия специализируется на пшеницу и цитрусовых. Италия является одним из первых по величине производителей вина в мире, и одним из ведущих производителей оливкового масла, фруктов (яблоки, оливки, апельсины, лимоны, груши, абрикосы, персики, вишня, клубника и киви), цветов и овощей.

По данным переписи сельского хозяйства в 2000 году в стране было 2,6 млн. ферм (по сравнению с 3 млн. в 1990 году,), которые занимали площади 19,6 млн. га. Подавляющее большинство из них (94,7%) являются семейными и малыми предприятиями, владеющими в среднем лишь 5 га. Из общей площади земель, задействованных под сельскохозяйственный оборот (за исключением лесных хозяйств) поля зерновых занимают 31%, сады оливковых деревьев - 8,2%, виноградники - 5,4%, цитрусовые сады - 1%, другие сады - 3,8%, сахарная свекла - 1,7% и садоводство - 2,4%. Остальные земели, в первую очередь, занимают пастбища (25,9%) и поля фуражного зерна (11,6%). Животноводство включает в себя 6 млн. голов крупного рогатого скота, 8,6 млн. голов свиней, 6,8 млн. голов овец и 0,9 млн. голов коз.

Самыми известными итальянскими винами, вероятно,являются тосканский Кьянти и Pinot Grigio. Другие известные вина Barbaresco, Бароло и Барбера (Пьемонт), Брунелло ди Монтальчино (Тоскана), Монтепульчано d"Abruzzo (Абруццо) и Неро д"Авола (Сицилия). Качество товаров, в которых Италия специализируется, часто является DOC (Denominazione di origine controllata - Название проконтролированного происхождения) или «контролируемого происхождения». Эти DOC сертификаты, которые выдаются Европейским Союзом, гарантируют, что сырье и работа, которые идут в продукт признаны высококачественными. Эта сертификация считается важной как для производителей, так и для потребителей, с тем чтобы избежать путаницы с низким качеством серийных эрзац продуктов.

Энергетика и природные ресурсы Италии

Италия имеет мало природных ресурсов. Здесь нет существенных месторождения железа, угля или нефти. Доказанные запасы природного газа, в основном в долине реки По и оффшорной Адриатике, выросли в последние годы и составляют самую важную часть минеральных ресурсов страны. Большинство сырья, необходимого для производства и более 80% источников энергии импортируются. Энергетический сектор в значительной степени зависит от импорта из-за рубежа: в 2006 году в страну было импортировано более 86% от общего объема потребления энергетических товаров (99,7% твердого топлива, 92,5% нефти, 91,2% природного газа и 15% электроэнергии).

В последнее десятилетие Италия стала одним из крупнейших в мире производителей возобновляемой энергии, в частности страна стала пятым по величине в мире производителем солнечной энергии в 2009 году и шестым по величине производителем энергии ветра в 2008 году.

В Италии работало четыре ядерных реактора до 1980-х, но в 1987 году, после Чернобыльской катастрофы, подавляющее большинство итальянцев приняли на референдуме решение в пользу отказа от ядерной энергетики. Правительство закрыло существующие атомные электростанции и остановило работы над проектами в стадии реализации, полностью положив конец национальной ядерной программе. В настоящее время большинство итальянской электроэнергии производится из газа, нефти, угля и на гидроэлектростанциях. Италия также импортирует около 16% своей потребности электроэнергии из Франции в размере 6,5 ГВт, что делает ее крупнейшим в мире импортером электроэнергии. Из-за своей зависимости от дорогих ископаемых видов топлива и импорта, итальянцы платят примерно на 45% больше, чем в среднем по ЕС за электроэнергию.

В 2004 году новый Закон об энергетике привел к возможности создания совместных предприятий с зарубежными компаниями по строительству атомных электростанций и импорту электроэнергии. Общественное мнение по атомной энергии было положительным, а молодые поколения в Италии хорошо восприняли ядерную энергию. В 2005 году энергетическая компания Италии ENEL заключила соглашение с Electricite de France на поставку 200 МВт электроэнергии с ядерного реактора во Франции и, возможно, дополнительно 1000 МВт от нового строительства. В рамках соглашения ENEL получила 12,5% акций проекта и непосредственное участие в проектировании, строительстве и эксплуатации электростанций. По другой сделке ENEL также покупает 66% компании Slovak Electric, которая управляет шестью ядерными реакторами. В рамках этого соглашения ENEL заплатит правительству Словакии 1,6 млрд. евро для завершения строительства АЭС в Моховце, которая производит 942 МВт. С помощью этих соглашений Италия сумела получить доступ к ядерной энергии, не помещая реакторов на своей территории.

Транспорт в Италии

В 2004 году годовой оборот транспортного сектора Италии составил около 119,4 млрд. евро, в нем работало 935700 человек в 153 700 предприятий. Что касается национальной дорожной сети, то в 2002 году в Италии находилось в эксплуатации 668721 км (415612 миль) дорог, в том числе 6487 км (4031 миль) автомагистралей в государственной собственности, но управляемых в основном частной компанией Atlantia. В 2005 году в Италии было зарегистрировано около 34,667 млн. легковых автомобилей (590 автомобилей на 1000 человек) и 4,015 млн. грузовых автомобилей, перемещающихся по национальной дорожной сети.

Железнодорожная сеть в Италии составляет 16862 км (на 2008 год), из которых 69% электрифицированы, и по которой циркулируют 4937 локомотивов и вагонов. Эта 15-ая по величине в мире железная дорога находится под управлением компании Ferrovie dello Stato Italiane S.p.A. Высокоскоростные поезда включают поезда ETR-класса, которые достигаю скорости 300 км / ч (190 миль в час). Железнодорожные пути и инфраструктура находятся в ведении Rete Ferroviaria Italiana.

В 1991 году была создана компания Treno Alta Velocita SpA была создана для проектирования и строительства высокоскоростных железнодорожных линий вдоль наиболее важных и насыщенных транспортных маршрутов Италии. Одним из направлений проекта является превращение железнодорожной сети Италии в современную высокотехнологичную пассажирскую железнодорожную систему, в соответствии с обновленными европейскими железнодорожными стандартами. Вторая цель заключается в строительстве высокоскоростных железных дорог в приоритетных транспортных коридорах страны, а именно на линиях Милан-Неаполь и Турин-Милан-Венеция.

Когда спрос на регулярных линиях уменьшится, в связи с открытием специализированных высокоскоростных линий, эти регулярные линии будут использоваться, в первую очередь, для низкоскоростного регионального железнодорожного сообщения и грузовых поездов. С помощью этих реализуемых планов, итальянская железнодорожная сеть будет интегрирована с другими европейскими железнодорожными сетями, в частности французской TGV , немецкой ICE и испанской AVE системами.

Национальная сеть внутренних водных путей насчитывала 1477 км (918 миль) судоходных рек и каналов в 2002 году. В 2004 году насчитывалось около 30 основных аэропортов (в том числе двух центральных - Malpensa International в Милане и Leonardo Da Vinci International в Риме) и 43 крупных морских порта, в том числе морской порт в Генуе, крупнейший в стране и второй по величине в Средиземном море, после Марселя. В 2005 году гражданский воздушный флот Италии составлял около 389 тысяч единиц, а торговый флот - 581 судов.

Финансовый сектор Италии

Банковское дело в Италии имеет, по состоянию на 11 октября 2008, среднее соотношение активы /пассивы 12 к 1, в то время как краткосрочные обязательства банков равны 86% итальянского ВВП или 43% итальянского госдолга. Ниже приводится список 10 крупнейших итальянских банков по рыночной капитализации.

Рынок труда Италии

Вслед за принятием "Закона Бьяджи 2003", спорной реформы рынка труда, безработица в Италии неуклонно падала, достигнув в 2007 году 6,2% - самый низкий показатель с 1970 года. В южной Италии средний уровень безработицы намного выше, чем в среднем по стране, тем не менее в последние годы был достигнут прогресс, и уровень безработицы упал с 23,7% в 1999 году до 11,2% в 2007 году в Кампании, и с 24,5% до 13,0% на Сицилии. Существует значительная теневая экономика, особенно на юге, где она частично компенсирует высокую официальную безработицу, поглощая значительное число людей, работающих за низкую заработную плату и без стандартных социальных льгот и гарантий. Кроме того, Италия поддерживает хороший уровень самозанятости населения - 25,5%.

Профсоюзы утверждают, что представляют 40% от рабочей силы. Большинство итальянских профсоюзов сгруппированы в три основных конфедерации: CGIL, CISL и UIL, которые вместе утверждают, что представляют 35% рабочей силы. Эти конфедерации ранее были связаны с важными политическими партиями (соответственно Итальянской коммунистической партией, партией Христианских демократов и Итальянской социалистической партией), но они официально прекратили такие связи. В настоящее время эти три профсоюза часто координируют свои позиции прежде, чем противостоять управленцам компаний или лоббировать что-то в правительстве. Три основных конфедерации играют важную консультативную роль при решении национальных социально-экономических вопросов.

Среди основных соглашений с профсоюзами – подписанное в 1993 году соглашение о четырехлетнем сдерживании роста заработной платы, реформы пенсионной системы в 1995 году, и пакт занятости, представляющий шаги для гибкости рынка труда в экономически депрессивных районах, подписанный в 1996 году. CGIL, CISL и UIL являются аффилированными лицами Международной конфедерации профсоюзов. Из трех союзов, CGIL является самым сильным по показателям. CGIL один раз единолично организовал три миллиона человек на митинг в Риме. Работодателей Италии представляет Confindustria, Федерация итальянских работодателей.

Средняя уровень жизни в Италии очень высок. Как отметил Марио Б. Мигноне: "В официальной экономике, итальянский работник хорошо вознагражден высокой заработной платой, имеет хорошие преимущества и оплачиваемые отпуска, но он или она не может выйти из тяжелого бремени налогов".

Богатые люди Италии

По оценке ежеквартального отчета, подготовленного Economist Intelligence Unit от имени Barclays Wealth, в 2007 году в Италии насчитывалось 280 тысяч долларовых миллионеров. В 2013 году в Италии, в соответствии с данными CapGemini-RBC, насчитывалось только 176 тысяч миллионеров. Италия занимает 10 место в мире по этому критерию. Самый богатый человек в Италии Микеле Ферреро, который, по данным Forbes, имеет собственный капитал в размере $20,4 миллиардов. Некоторые другие миллиардеры – Джорджио Армани, Миучча Прада, Эннио Дорис, семья Бенеттон, семья Аньелли и Сильвио Берлускони. В соответствии с данными Banca d"Italia, среднее чистое богатство на душу населения в 2013 году составило более 140 тысяч евро. В соответствии с данными Credit Suisse Global Wealth Report, в 2013 году Италия заняла 10-е место в мире по чистым активам на душу населения - $195925 ($241383 на одного взрослого). По данным Allianz AG Global Wealth Report 2013, чистое финансовое богатство на душу населения в Италии составляло 45770 евро, и по этому показателю страна заняла 14-ое место в мире. В соответствии с Credit Suisse Global Wealth Report 2013, на долю Италии приходится 4,92% от чистых активов в мире – пятое место в мире. В стране насчитывается более 1,4 миллиона людей, владеющих чистыми активами нас сумму более $1 млн., а национальное богатство составляет $11,857 триллионов.

Просмотров