Ценные бумаги муниципального образования. Государственные и муниципальные ценные бумаги рф. Основные характеристики и формы заимствования

Государственные ценные бумаги - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

Государственные ценные бумаги выпускают многие страны с рыночной экономикой. Цели выпуска государственных ценных бумаг – это, прежде всего, финансирование дефицита государственного бюджета, управление наличной денежной массой, финансирование определенных инвестиционных проектов (например, в Японии выпускаются государственные «строительные» облигации, за счет которых осуществляются социальные проекты). Могут быть и иные цели. Так в1988 г. в Великобритании были выпущены государственные облигации, номинированные в ЭКЮ. Эти бумаги не были связаны с финансированием государственного бюджета, цель их выпуска – пополнение валютных резервов страны. В некоторых странах государственные ценные бумаги широко используются для проведения денежной политики путем операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке -–это покупка и продажа Центральным банком страны ценных бумаг, чаще всего – государственных. При покупке ценных бумаг Центральным банком денежная масса в обороте расширяется, при продаже – сжимается.

В настоящее время в России принят закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

Федеральные государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги субъектов федерации

Муниципальные ценные бумаги.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, именными и на предъявителя. Государственные ценные бумаги могут составлять как внутренний, так и внешний долг и быть номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте. Муниципальные ценные бумаги внешний долг составлять не могут и выпускаются только с рублевым номиналом.

До августа 1998 г. рынок государственных ценных бумаг был наиболее развитым сегментом российского фондового рынка. Государство во все времена является одним из крупнейших заемщиков. Даже в Советском Союзе, несмотря на практически полную централизацию финансовых ресурсов в руках государства и отсутствие финансового рынка, тем не менее, осуществлялись выпуски облигаций государственных займов (так, за период с 1922 по 1957 год в СССР было выпущено около 60 государственных облигационных займов, в 1957 – 1990 годах – 5 таких займов). Инвесторами этих займов было население.

Рынок государственных ценных бумаг в России в 90-х годах 20 века развивался стремительно. Приватизационный чек («ваучер») – государственная ценная бумага на предъявителя, появившаяся в 1992 году, стала первой массовой ценной бумагой, стихийный вторичный рынок которой сформировался практически немедленно после выпуска ее в обращение. Именно ваучер «привил вкус» россиянам к операциям на финансовом рынке.


В начале 90-х годов 20 века Российское государство столкнулось с очень серьезными финансовыми проблемами, одной из которых был колоссальный дефицит федерального бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег. В результате Россия оказалась на пороге гиперинфляции, инфляция исчислялась сотнями процентов в год. Попытка найти неинфляционные источники покрытия бюджетного дефицита привела к быстрому развитию рынка государственных ценных бумаг. Было форсировано формирование технологического обеспечения торгов, в результате чего российская торговая система Московской межбанковской валютной биржи, а позднее и региональных бирж, через которую сначала осуществлялись только сделки с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), а позднее и с другими бумагами (облигациями федеральных займов с переменными и постоянными купонами, облигациями акционерного общества «Высокоскоростные магистрали») является одной из лучших в Европе и мире. Этот рынок – «рынок ГКО», быстро завоевал популярность не только у российских, но и у иностранных инвесторов, в первую очередь за счет высокой доходности вложений в эти финансовые инструменты. Однако «перегретый», высокодоходный и, как следствие, высокорискованный рынок ГКО не мог не рухнуть, что и произошло в августе 1998 года. Государство отказалось платить по своим долгам.

Означает ли это, что рынок государственных ценных бумаг перестал существовать? Конечно же, нет. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (даже во времена директивной централизованной экономики). Надеемся, этот сегмент финансового рынка будет развиваться более цивилизованно, в строгих рамках закона. И эмитенты, и инвесторы, пережившие ряд дефолтов по внутренним российским долгам, станут «осмотрительнее», решения о выпуске ценных бумаг и инвестировании в них – более взвешенными, основанными на знании (и не только понаслышке) объективных закономерностей развития финансового рынка, а не на стремлении получить деньги любым путем. Ведь рынок государственных ценных бумаг, как и финансовый рынок вообще – объективно необходимый элемент рыночной экономики, механизм перераспределения финансовых ресурсов. И если этот механизм будет работать «как часы», без сбоев и остановок, от этого выиграет и эмитент, и инвестор, и российская экономика в целом.

В настоящий момент в обращении находятся и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные государственные ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, выпускались и облигации Банка России в конце 1998 г. В обращении находятся российские государственные ценные бумаги, номинированные как в российской валюте, так и в валютах других государств (например, в долларах США, немецких марках). В обращении находятся как «обычные» по конструкции купонные и дисконтные облигации, так и более интересные облигации с плавающим купоном, облигации, обращение которых предполагает наличие «особой недели» (Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года), выигрышные облигации. Ранее выпускались «Золотые сертификаты», номинированные в золоте (1993 год), Казначейские обязательства (1994 год), сочетающие в себе свойства облигации, векселя, налогового освобождения.

В настоящее время в обращении находятся следующие виды государственных ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (так называемые «вэбовки»)

Облигации государственного сберегательного займа

Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) выпускаются в России с 1993 г. как дисконтные именные бездокументарные ценные бумаги. Их конструкция «списана» с казначейских векселей США (кстати, выражение «ставка без риска» относится именно к этим казначейским векселям. Оно означает, что казначейские векселя США «свободны от риска банкротства эмитента» – но не от других видов рисков). Торговля ГКО осуществляется только через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и системы региональных валютных бирж (в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде). Срок их обращения – до 1 года.

Облигации федерального займа (ОФЗ) появились в 1995 г. как среднесрочные именные бездокументарные купонные облигации. Срок их обращения – более 1 года. Доход по этим облигациям выплачивается в виде процентных выплат с разной периодичностью для разных выпусков (1, 2 и 4 раза в год). Купон может быть фиксированным и плавающим. Обращаются ОФЗ, как и ГКО, через торговую систему ММВБ.

«Вэбовки» появились в 1993 г. Дело в том, что в 1991 г. Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были заморожены валютные счета юридических и физических лиц. В 1993 г. задолженность перед юридическими лицами была оформлена в виде облигационного займа Облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Данный заем был оформлен как 5 траншей облигаций с разными сроками погашения (от 1 до 15 лет), номинирован в долларах США. Облигации были выпущены как документарные предъявительские ценные бумаги с ежегодными купонными выплатами в размере 3 %. Позднее выли выпущены еще 2 транша этих облигаций. ОГВВЗ – это пример секьюритизации задолженности. Секьюритизация – это превращение (переоформление) задолженности в обращаемые ценные бумаги.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предназначались в первую очередь для физических лиц. Впервые они были выпущены в 1995 г. Это документарные предъявительские купонные облигации со сроком обращения более одного года. Платежным агентом по этим облигациям выступает Сбербанк России, куда инвесторы обращаются для получения процентных платежей и погашения основной суммы долга (самой облигации).

В 1996 г. Россия вышла на внешний рынок облигационных заимствований – на рынок еврооблигаций.

Рынок евробумаг начал формироваться примерно в 60-е годы 20 века. Название «евро» - это дань традиции, поскольку первые такие бумаги появились в Европе. В настоящее время – это поистине мировой рынок ценных бумаг, где и эмитентами, и инвесторами, и посредниками выступают представители самых разных стран.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте, иностранной для эмитента, и размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Различают евроакции, еврооблигации и краткосрочные евробумаги (простые обращающиеся векселя). Эмитентами этих бумаг могут быть не только государства, но и частные компании.

Основными финансовыми центрами рынка евробумаг являются Лондон, Люксембург, Цюрих. Расчеты по сделкам осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы – Седел и Евроклир (в 2000 г. произошло объединение Седел с клиринговой организацией Франкфуртской фондовой биржи и образовалась суперсистема Клеарстрим).

Рынок евробумаг – это регулируемый рынок. В 1969 г. образовалась ISMA – Ассоциация участников международных фондовых рынков. Этой ассоциацией разработана детальная и масштабная система регулирования, включая правила совершения сделок, улаживания сделок, этики поведения и процедур разрешения конфликтов.

В настоящее время в обращении находится 11 выпусков российских еврооблигаций, номинированных в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах. Самый «длинный» из них имеет срок погашения в 2030 г., самая высокая купонная ставка – 12,75 % (срок погашения – 2028 г.)


Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.

Основная задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.

МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что, конечно, делает их менее надежными, но, тем не менее, они являются бумагами с достаточно низким инвестиционными риском.

На российском рынке данные финансовые инструменты появились в 1992 г., и с тех пор их популярность среди инвесторов только растет.

Виды и обеспечение МЦБ

Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.

Различают следующие виды обязательств местных органов власти:

  • купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
  • специальные и целевые муниципальные займы;
  • процентные и беспроцентные облигации.
МЦБ всегда обеспечены каким-либо залогом, в качестве которого могут выступать:
  • налоги, поступающие в местный бюджет;
  • прибыль от коммерческого инвестпроекта;
  • гарантии Правительства РФ;
  • какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Размещение МЦБ может проходить как в форме свободной продажи, так и в форме первичного размещения.

Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:

  • 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
  • 15% от доходов местного бюджета.
Кроме того, обслуживание долга по МЦБ не должно превышать 15% от расходной части местного бюджета

Преимущества и недостатки МЦБ как объекта инвестирования

Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:
  • широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
  • надежность и наличие обеспечения;
  • возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
Относительные недостатки данных финансовых инструментов следующие:
  • невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
  • большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.
В целом МЦБ обладают достаточной привлекательностью в качестве объекта для вложения средств. Имеющиеся недостатки в большей степени связаны с последствиями форс-мажора, но в условиях стабильной экономики данный вид ценных бумаг является надежным инструментом, способным обеспечить инвестору гарантированную прибыль.

Муниципальные ценные бумаги-это способ привлечения финансовых ресурсов органами местного самоуправления государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства на цели, обусловленные функциями этих органов, которые группируются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает местный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школы, больницы, музеи, библио-

26 Порядок ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением, кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов установлен в Положении ЦБР от 30 декабря 1999 г. № 103-П, вступающем в силу с 1 марта 2000 г. Использовано по системе ГАРАНТ.

теки и т. п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дороги, мосты, водосети и т. п.);

финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;

финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилищного фонда.

Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:

выпуск муниципальных ценных бумаг;

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей, что противоречит юридической природе векселя, так как он является не эмиссионной ценной бумагой.

Кредиты могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае кредиты местным органам власти обычно не отличаются от аналогичных кредитов другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем кредит в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Механизм выпуска и обращения. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в форме муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный займ. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

На муниципальные облигации распространяются положения, касающиеся облигаций вообще как одного из видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке24.

Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.

Основная задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.

МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что, конечно, делает их менее надежными, но, тем не менее, они являются бумагами с достаточно низким инвестиционными риском.

На российском рынке данные финансовые инструменты появились в 1992 г., и с тех пор их популярность среди инвесторов только растет.

Виды и обеспечение МЦБ

Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.

Различают следующие виды обязательств местных органов власти:

  • купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
  • специальные и целевые муниципальные займы;
  • процентные и беспроцентные облигации.
МЦБ всегда обеспечены каким-либо залогом, в качестве которого могут выступать:
  • налоги, поступающие в местный бюджет;
  • прибыль от коммерческого инвестпроекта;
  • гарантии Правительства РФ;
  • какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Размещение МЦБ может проходить как в форме свободной продажи, так и в форме первичного размещения.

Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:

  • 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
  • 15% от доходов местного бюджета.
Кроме того, обслуживание долга по МЦБ не должно превышать 15% от расходной части местного бюджета

Преимущества и недостатки МЦБ как объекта инвестирования

Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:
  • широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
  • надежность и наличие обеспечения;
  • возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
Относительные недостатки данных финансовых инструментов следующие:
  • невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
  • большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.
В целом МЦБ обладают достаточной привлекательностью в качестве объекта для вложения средств. Имеющиеся недостатки в большей степени связаны с последствиями форс-мажора, но в условиях стабильной экономики данный вид ценных бумаг является надежным инструментом, способным обеспечить инвестору гарантированную прибыль.

Государственные и муниципальные ценные бумаги можно выделить в отдельную категорию ценных бумаг по ряду причин. Во-первых, эмитентом в данном случае выступает публично-правовое образование (государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование). Во-вторых, правовая основа эмиссии ценных бумаг данными субъектами имеет свою специфику. Помимо ГК РФ, закона «О рынке ценных бумаг» порядок эмиссии регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

Таблица 8 - Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

Приватизационные чеки;

Облигации российского внутреннего выигрышного займа

Государственные краткосрочные бескупонные облигации(ГКО);

Облигации федерального займа;

Казначейские обязательства;

Облигации внутреннего валютного займа;

Государственные долгосрочные обязательства;

Золотые сертификаты.

В настоящее время государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в основном в виде облигаций. Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Государственные и муниципальные бумаги могут быть номинированы и в рублях, и в иностранной валюте. Если номинал ценной бумаги выражен в рублях, то такие обязательства формируют внутренний долг . Если номинал ценной бумаги выражен в иностранной валюте, то такие обязательства формируют внешний долг .

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Несмотря на то, что государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными, в мировой практике имели место случаи дефолта, т.е. отказа от исполнения государством принятых на себя долговых обязательств. Дефолт по государственным ценным бумагам (ГКО) объявляла и Россия в 1998 г.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.

ГКО выпускались на разные сроки - от нескольких месяцев до года - отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года.

На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Со временем покупка ГКО стала доступна иностранным инвесторам, что способствовало резкому росту спроса на них. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял около 300 трлн. руб. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. В августе 1998 года был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам. Объявление дефолта по ГКО стало причиной финансового кризиса в 1998 г.

Для того, чтобы описанная в примере ситуация больше не повторялась, в Бюджетном кодексе, который вступил в силу в 2000 г., определена ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. П. 1 ст. 102 БК РФ определяет, что Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Это означает, что в случае объявления дефолта обязательства по государственным или муниципальным заимствованиям будут исполнены за счет соответствующего имущества.

Просмотров