Крымчаки: краткая справка. Крымчаки — факты из истории народа Крымчаки праздники и предметы быта

Крымчаки – немногочисленный народ, сформировавшийся в Крыму на основе древнего местного населения с позднейшим включением тюркского и еврейского элементов, объединяющей силой которых стала иудейская религия ортодоксального толка. Наличие черт древнейших обитателей полуострова, племен Хазарского каганата и других тюркских и нетюркских народов, в том числе евреев – выходцев из восточных и европейских стран, подтвердили и антропологические, в том числе краниологические исследования крымчаков в начале ХХ в., и биохимический анализ их крови, проведенный в 1928 г.
Язык крымчаков относится к 1-й группе тюркских языков, на которой говорят литовские, белорусские и крымские татары, турки, караимы, урумы, гагаузы. Но многие слова крымчакского языка отличаются от слов, обозначающих те же понятия, в крымскотатарском и турецком языках. Алфавит крымчаков был основан на древнееврейском квадратном письме. Время возникновения народности крымчаков обычно относят к VI – VIII вв., а IX в. уже подтверждается историческим памятником – рукописным молитвенником с датой написания или приобретения – 847.
Основными занятиями крымчаков были ремесла, главным образом кожевенные. Территория расселения крымчаков менялась в зависимости от политической и экономической обстановки на полуострове: в Х – ХVI вв. основная их масса была сосредоточена в городах Восточного Крыма, с XVI в. они концентрируются главным образом в Карасубазаре и горной части – на Мангупе и Чуфут-Кале.
Жили крымчаки обычно в одноэтажных домах из камня на глиняном растворе или самана, состоящих из одной – двух комнат, кухни и передней, окна выходили во двор. Земляные полы застилали войлоком и ковриками. Обедали, сидя на полу на специальных подушках «ян ястыхлар» вокруг круглого столика – «софра». Пища крымчаков была в основном мучная, мясная и молочная. Мужчины носили черные кафтаны, брюки, мягкие кожаные сапоги без задников и каблуков, на которые надевались кожаные галоши «катыр», голову покрывали круглой каракулевой шапкой. Женская одежда состояла из кафтана темно-лилового или фиолетового цвета, шальвар и вышитых серебром туфель. Голову девушек украшала турецкая феска, обшитая монистами, женщин – сложный убор «баш багъы»; выходя из дома, женщины обязательно укутывались зимой в толстый шерстяной платок, летом – в легкое кисейное покрывало. Семейная жизнь крымчаков строилась на строгом соблюдении установлений иудаизма. Браки заключались только по сговору родителей, на основе брачных договоров, где перечислялись обязанности будущих супругов до самой их смерти; разводы практически отсутствовали.
Впервые термин «крымчак» появился в официальных документах России в 1859 г. Перепись 1897 г., зафиксировавшая крымчаков как отдельный этнос, указала 3466 чел. На территории Таврической губернии крымчаки проживали тогда главным образом в городах – Симферополе, Феодосии, Керчи и др., занимались они ремеслами и торговлей. В 1913 г. силами крымчакской общественности была проведена еще одна перепись. По ее данным, число крымчаков приближалось к 8 тыс. После 1917 г. число их постепенно сокращается в результате ассимиляции, и в 1926 г. крымчаков насчитывается уже только 6383 чел.
Во время оккупации Крыма гитлеровцами проводилось систематическое уничтожение крымчаков, в основном стариков, детей и женщин – мужчины сражались на фронте и в партизанских отрядах.
По переписи 1959 г., в СССР числилось 1500 караимов, но эта цифра не соответствовала действительности, так как после войны крымчакам паспорта с указанием их национальности не выдавали, а писали в них: еврей, караим, грузин и т. п. Только в 1965 г. Крымоблисполком вынес решение о замене паспортов крымчаков при наличии документов о принадлежности к этой национальности. Однако у многих они не сохранились. По неофициальным подсчетам, в настоящее время численность крымчаков колеблется от 2,5 до 3,5 тыс. чел. В Крыму их проживает около 600 чел.

Кто-то называет караимов религиозной сектой, возникшей на почве иудаизма, кто-то убеждён в существовании отдельного этноса, со своими корнями и прошлым. Ну а кто-то сейчас впервые слышит о такой народности, и надеемся, не без любопытства прочтёт эту статью. Так или иначе, караимы существуют. И хотя их остается всё меньше, мы искренне убеждены, что этот древний народ, как и любой другой, достоин намного большего, чем просто наше внимание. Возможно, это даст ему шанс на выживание и продолжение рода. При условии, что наши читатели и вообще пользователи сети, жители страны, да все мы станем интересоваться проблемами исчезающих этносов. Знаете, когда читаешь, а особенно непосредственно знакомишься с древними народами и религиями, прикасаясь к истории, возникает твёрдое убеждение, что спасать нужно не только амурских тигров и китайских панд.

Общее число караимов на планете на рубеже нынешнего столетия составляло около 2000 человек. Сейчас точно сказать невозможно, как изменилась ситуация за последние 15-16 лет с момента последней переписи. Да и та перепись была весьма приблизительной. Возможно, их было лишь немногим больше двух тысяч. Основные регионы проживания ограничены территорией стран бывшего СССР: Россия (в основном Крым), западная Украина, Литва, Казахстан, Израиль. Караимы держатся общинами, поэтому случаи единичного расселения по другим странам редкость.

Примерно тысячу лет назад стали появляться первые письменные упоминания о них, как о самостоятельной этногруппе. Позже караимов стали считать религиозным ответвлением от иудаизма. И действительно, их вероисповедание очень схоже с основными принципами иудеев (евреев). Хотя эти народы имеют абсолютно разные корни. Иудеи семитского происхождения, караимы тюркского. Ближайшими родственниками караимов сейчас являются крымчаки. Также не превосходящий их по численности народ, но с гораздо более обширной географией расселения. Причём сами крымчаки, исповедуя иудаизм, никак не могут прийти к общему знаменателю в вопросах своих истоков. Половина из них уверены в еврейских корнях, а половина в тюркских. Одно можно утверждать с точностью - крымчаки больше евреи по крови, чем караимы. Но в обоих есть примесь кровь тюркских народов, хазар, татар, турок и др.

Как и для всех иудеев, Вторая мировая война стала особой личной трагедией этих народов. Однако в самом Крыму больше досталось именно крымчакам. После изгнания фашистов с полуострова в живых осталась лишь пятая часть от прежнего их числа. Караимов немцы и их пособники также повсеместно причисляли к евреям, и немало расстреливали вместе с ними. Но в Крыму их несколько обезопасило то, что по инициативе евпаторийского политического деятеля С. Э. Дувана и при содействии религиозных общин Германии, народ караимов был официально признан отдельной самостоятельной ветвью тюркских этносов, не имеющей прямого отношения к евреям, кроме религии. Тем не менее только на территории Крыма немцами было расстреляно до шести тысяч представителей обоих этнических групп.

На данный момент большая часть и тех и других проживает в Крыму. Хотя первенство по крымчакской этнолингвистической группе держит Израиль, где их проживало более 650 человек согласно данным на 2004 год. Многие из них активно эмигрировали в восьмидесятые-девяностые годы по программам репатриации. Примечательно, что и караимы и крымчаки, особенно молодежь последнего поколения, активно и полностью ассимилируются именно в Израиле, забывая о культуре и самобытных традициях, теряя индивидуальность. Это также не способствует сохранению этноса. Так что настоящих караимов и крымчаков сейчас, пожалуй, можно встретить только в культурно-просветительских центрах Крыма.

Уже много лет Караимская община Крыма поддерживает и бережно хранит свою историю и традиции. Ещё с начала позапрошлого века в Евпатории открыт духовно-просветительский центр Караимов всей России, где нередко можно встретить и крымчаков. При центре действует религиозная школа, а в его состав входит благоустроенный храмовый комплекс с музейными экспонатами.Под храмами подразумевают наличие двух молитвенных домов - Большой и Малой кенасс, оформленных в традиционно-национальном стиле. Есть также несколько внутренних двориков, тщательно воссозданных и используемых сейчас в религиозных обрядах согласно прямого назначения. Среди них «ритуальный», «мраморный», «двор ожидания перед молитвой», «мемориальный» и «виноградной лозы». Это всё очень, красивые, уютные и святые для караимов места, издревле почитаемые не только местной общиной, а всеми представителями народа.

При общине действует благотворительная столовая. А также кафе национальной кухни для туристов. В пятидесятых годах девятнадцатого века император Всероссийский Александр I в ходе своей поездки в Крым посещал духовный центр караимов в Евпатории. О чём с тех пор свидетельствует памятный мраморный обелиск с двуглавым орлом в одном из двориков. Все основные помещения и дворы духовного центра располагаются в ряд, по принципу анфилады, что создаёт ощущение дополнительного открытого пространства - сквозную перспективу. Общее декоративное оформление кенасс аккуратное, и можно сказать эксклюзивное. Использованы архитектурные стили эпохи ренессанса, с арочными элементами, пилонами, глухими аркадами. По краям аллей установлены мраморные плиты с именами выдающихся личностей, меценатов и филантропов. Некоторые решётки ворот и беседок выкованы два столетия назад. А растущей здесь виноградной лозе почти 175 лет. Вблизи городской черты есть караимское кладбище. А другие ближайшие кенассы находятся вблизи средневекового пещерного города Чуфут-Кале, что под Бахчисараем.

Кроме караимов и крымчаков иудейской веры есть среди посетителей центра и караимы-христиане. Ведь это не только дом общения с Богом, но и средоточие общих культурных ценностей. По определённым дням центр открыт для туристов и всех желающих. Здесь также действует постоянная выставка древних скульптурных элементов и образцов старинной письменности. Много табличек, частей скульптур и памятных надгробий на древнееврейском, татарском языках и их диалектах. Современные караимы почти растеряли живой караимский язык, и его всё реже можно услышать. Из-за обособленного проживания общин в разных странах три основных караимских диалекта мало похожи друг на друга. Самым распространенным на данный момент остался язык литовской общины - тракайский. Но крымские караимы стараются сохранить свои корни, из которых язык и письменность наиважнейшие. Их диалект, да и культура, очень многое впитали из быта и традиций крымских татар, турков, половцев-кыпчаков.

Интерес и уважение всех соотечественников к традициям малых народов - залог их дальнейшего существования, а возможно и возрождения. Находится культурный центр на территории старого города Евпатории по улице Караимской 68.

М. Паршин, Ю. Павлова /mirozor .ru /











В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются иех удилер , то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму , ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (`евреи с пейсами`), а караимы - зюлюфсюз чуфутлар (`евреи без пейсов`). О языке крымчаков, близком крымско-татарскому языку, см. Крымчакский язык .

Расселение

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь .

Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, - около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно русским официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. - 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае - около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи . По-видимому, в конце 19 в. - начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же - в Симферополе, 750 - в Феодосии, 500 - в Керчи, 400 - в Севастополе, остальные - в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч - в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков - на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 - по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 - в Феодосии, 100 - в Керчи, 400 - в Симферополе, и несколько - в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. - начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради ). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога . В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

История евреев Крыма

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период

Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

Документы об освобождении рабов (1 в. - первая половина 2 в. н. э.) обязывают их регулярно посещать синагогу под контролем еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, свободные от преследований и ограничений, пополнялись за счет обращения в иудаизм освобожденных рабов. Кроме того, к еврейским общинам примыкали так называемые себоменой (по-гречески `почитатели`) - неевреи, частично исполнявшие предписания еврейской религии (см. Еврей , Иудействующие). Влияние еврейской религии сохранялось и в начале 4 в., о чем свидетельствует надпись о постройке синагоги в Пантикапее (ныне Керчь) одним из высших боспорских чиновников.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите , а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями - старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией . Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период

В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма - Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. - начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

Большое влияние на еврейскую религию в Крыму (в частности на формирование так называемого «крымского ритуала») оказали византийские евреи-беженцы и поддержание связей с еврейским центром в Вавилонии. Видимо, в 909 г. в Каффе была построена самая древняя из всех известных на нынешней территории Советского Союза синагога. Некоторые источники упоминают ряд живших в Крыму составителей религиозных гимнов (пайтаним ; см. Пиют), например, Аврах ам бен Симха х а-Сфаради (вторая половина 10 в. - 1027 г.). Среди занятий еврейского населения источники упоминают выделку шелка, окраску тканей и торговлю.

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

Хазарский царь Иосиф в письме к Хисдаю Ибн Шапруту (960?) утверждал, что он властвует, среди прочего, над 12-ю поселениями в Крыму и на Тамани. Наиболее значительные еврейские общины были в городах Самкуш, или Самкерш (Тмутаракань), Судак, Мангуп (Дорос). Персидский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало 10 в.) называет город Самкуш «еврейским». Кроме того, известны крупные еврейские общины в городах Солхат (бывший Фуллы, ныне Старый Крым), Феодосия (Каффа) и Херсон (где еще в 861 г. проповедник православия Кирилл застал сложившуюся еврейскую общину, которая включала и принявших иудаизм хазар), очевидно, не находившиеся под хазарским управлением.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) - одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов , родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период

В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном побережье Крыма с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы называли Крым (в особенности восточный) «Газария» (Хазария). В юго-западном Крыму (бывшая Готия) существовало до 1475 г. христианское княжество Феодоро. Благодаря генуэзским колониям Крым становится важным центром торговли, привлекшим к себе значительное число еврейских иммигрантов из стран Востока (Персии, Малой Азии, Египта) и Запада (Италии, затем Испании).

Экономическое процветание еврейских общин способствовало их культурному подъему. Книга Аврах ама Кирими (то есть Крымского) «Сфат х а-эмет» («Язык истины», 1358) является первым дошедшим до населения оригинальным произведением евреев Крыма. Это комментарий к Пятикнижию , написанный с рационалистических позиций. Книга Кирими создана по просьбе его ученика и друга караима Хизикиях у бен Элханана, что свидетельствует о дружественных отношениях между раббанитами и караимами в этот период в Крыму. Значительное влияние на А. Кирими оказал романиотский теолог Шмария Икрити (1275–1355). Согласно некоторым источникам, Солхат, город, в котором родился и жил А. Кирими, был в то время важным центром еврейского рационализма.

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села х а-иех удим) и Мангупе - столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее - в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства - как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше х а-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы - садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. - начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие - на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кох ен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

До завоевания Крыма Россией все группы евреев-раббанитов, попадавшие в Крым, сливались с общиной крымчаков (лишь в 19 в. - начале 20 в. в Крыму сложилась отдельная ашкеназская община). Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению там особой формы молитв, обряда, включающего элементы, характерные для различных толков (минх аг Каффа ). Традиции крымчаков испытали сильное влияние различных течений еврейской мистики: Хасидей Ашкеназ , каббалы (Зох ар , лурианской и в особенности практической). Примирению различных толков и выработке единой формы обряда способствовало появление в Крыму рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше х а-Голе), который составил новый молитвенник «Махзор минх аг Каффа» и установил правила общинного устройства.

Крымчакский молитвенный толк окончательно оформился в 16–17 вв. под преобладающим влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль. В 18 в. еврейскую общину Карасу-Базара возглавлял видный талмудист Давид Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к молитвеннику «Махзор минх аг Каффа», содержащего информацию о жизни и обычаях крымчаков, и сочинений «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященных грамматике языка иврит, и «Двар сфатаим» («Речение уст») - хроника крымских ханов.

Российский период

Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

В 1866–99 гг. главным раввином Карасу-Базара был уроженец Иерусалима Хаим Хезекия Медини (1832–1904), деятельность которого весьма способствовала повышению духовного и культурного уровня общины крымчаков. При нем усилилось влияние сефардов на крымчаков. Он внес ряд изменений в обычаи общины, основал несколько школ и иешиву. В монументальном многотомном труде «Сдей хемед» («Поля красоты») Медини подробно описал традиции крымчаков и дал собственные такканот . В 1899 г. Медини вернулся в Эрец-Исраэль, где издавал религиозную литературу с переводом на крымчакский язык.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

Среди крымчаков были распространены различные суеверия, связанные с усиленными занятиями каббалой. Однако особое значение крымчаки придавали добрым делам, почитая первой и важнейшей заповедью «возлюби ближнего как самого себя». Среди них были широко распространены различные виды благотворительности, забота о вдовах и сиротах. Нищих среди крымчаков не было, бедняки получали от общины дрова, муку и свечи.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство - земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие - торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки - земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

В результате заступничества новороссийского генерал-губернатора графа А. Строганова запрет евреям приобретать в Крыму земельную собственность не был утвержден царским правительством (1861). Отношение русской администрации к «евреям-талмудистам» Крыма было сравнительно мягким. Общине были предоставлены некоторые льготы в области налогообложения и рекрутчины. Уже в докладе новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова министру внутренних дел (1843) содержится, наряду с характеристикой особенностей крымчаков, довольно положительная оценка их образа жизни.

Крымчаки создали богатый фольклор. Обнаружены сборники легенд, песен, загадок и пословиц общины («джонки»), написанные от руки еврейскими буквами и передававшиеся из поколения в поколение. Образцы фольклора крымчаков публиковались неоднократно в оригинале и в переводах на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке включает кроме фольклорных произведений главным образом переводы религиозных текстов. Самое большое собрание книг и рукописей на этом языке хранится в Публичной библиотеке имени М. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге .

Крымчаки в 20 веке

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке - в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, - лауреат Государственной премии.

В октябре 1941 г. Крым был оккупирован германскими войсками. Лишь незначительной части крымчаков удалось эвакуироваться. Не будучи уверенными в принадлежности крымчаков к «еврейской расе», оккупационные власти запросили Берлин и получили ответ, что крымчаки должны быть уничтожены, как и другие евреи. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаки. Согласно отчету эйнзацгруппен D, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака. 11 декабря были расстреляны близ деревни Мазанка крымчаки из Симферополя; 4 декабря - крымчаки в Феодосии, тогда же были уничтожены крымчаки Керчи. 18 января 1942 г. в Карасу-Базаре около двух тысяч было умерщвлено газом в «душегубках».

Крымчаки сражались в рядах советской армии и партизанских отрядах. Среди многих крымчаков, погибших в боях, поэт Я. И. Чапичев (1909–45), которому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В партизанских действиях отличились Я. Манто, С. Бакши и многие другие. Различными аспектами истории и этнографии крымчаков занимались П. Лякуб (?–1891), С. Вейсенберг , И. С. Кая, В. И. Филоненко («Крымчакские этюды», «Рочник ориенталистычны», 1972). Однако систематического исследования истории, культуры, языка и литературы крымчаков до сих пор нет. Житель Ленинграда Е. Пейсах, по происхождению крымчак, собрал большую коллекцию крымчакского фольклора и работал над составлением крымчакско-русского и русско-крымчакского словаря. Материалы по истории и культуре крымчаков собирали израильский ученый И. Керен (1911–81), сын И. С. Кая инженер Л. И. Кая (1912–88).

История крымчаков в советское время тесно связана с историей других этнолингвистических групп. В послевоенный период в Советском Союзе крымчаков тенденциозно определяли как особую «народность» смешанного, в основном нееврейского этногенеза. Остатки крымчаков подвергаются процессу быстрой ассимиляции , лишь в незначительной степени сохраняя свои этнические особенности и самосознание.

КЕЭ, том: 4.
Кол.: 603–612.
Издано: 1988.

Крымчаки: народ, собранный со всего мира

Говорят, что народ крымчаки собран со всего мира, – доказательством этого служат их фамилии. Например, Демарджи, Колпакчи, Бакши, Измерлн, Абаев, Гурджи – из Малой Азии и Кавказа; Анджело, Ломброзо, Пиастре, Манто, Тревгода – из Италии и Испании. Но чаше всего среди крымчаков встречаются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Ашкенази, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно и еврейского: Хахам, Песах, Пурим, Рабену, Бен-Товим, Шалом, Мизрахи...

«Крымчаки – не евреи и не тюрки, хотя их религия – иудаизм, а язык – тюркский».

«Крымчаками называются первобытные крымские евреи».

«Крымчаки – это отатарившиеся евреи»...

Диспуты о том, кто же такие крымчаки, не утихают и сегодня. Но совершенно точно известно, что этому маленькому народу, многие века заселявшему Крымский полуостров, так же, как и караимам, грозит полное исчезновение.

Малочисленный народ крымчаки сформировался в VI-VIII вв. н.э. из племени хазарского каганата и других тюркских и нетюркских народов, в том числе евреев. Считается, что тогда одно из еврейских племен обосновалось в низовьях Волги, на земле кочевников-хазар, и смогло захватить там власть. Позже Хазарея распалась, а остатки иудейского населения, в том числе и крымчаки, обосновались в Крыму.
В XV в. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Кафа (Феодосия); однако уже в конце XVIII в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне – Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.
Лишь в конце XIX в. крымчаки стали пользоваться в качестве самоназвания словом «кирымчах» – от русского «крымчак». Название «крымчаки» («евреи-крымчаки») впервые появляется в официальных русских источниках с 1859 г. По внешности, обычаям, нравам и быту крымчаки были близки к горным татарам, но отличались от них золотисто-рыжим цветом волос. Так же, как и татары, свои дома они строили из крымского камня, окнами во двор, поэтому на улицу выходила сплошная стена. Путешественники XIX века отмечали, что женщины «много белились, румянились, красили ладони желто-красной краской». Говорили крымчаки на джагатайском наречии, в письме прибегали к еврейскому шрифту; занимались в основном ремеслами и садоводством. Крымчаки слыли хорошими семьянинами; отличались честностью, гостеприимством и любовью к домашнему хозяйству. «Крымчаки почти все высокого роста, смуглого цвета, статны и стройны. Во взгляде и осанке их выражается прямота. Они вежливы и ласковы. Образ жизни их до крайности прост и воздержан. Привязанность к семейному очагу у них чрезвычайно сильна. Чистота нравов – везде и повсюду примерная. Семейство крымчакское – это патриархальное семейство, в котором отец, как глава его, пользуется неограниченной властью: жена и дети повинуются ему беспрекословно. Вообще уважение к старшим – свято и непоколебимо», – писал о крымчаках современник.

Дома крымчаков, по свидетельствам авторов прошлого века, строились из бутового камня на глиняном растворе. Стены жилых домов с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью. Крыши перекрывались черепицей – татаркой. Убранство комнат отличалось особым уютом: земляные полы устилались особым мягким войлоком «кииз» и ковриками – «килим», вокруг стен стлались тюфяки, кругом приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки, сверху устилались вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами – «янчик».
Посреди комнаты ставился низкий круглый стол – «софра», за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращалась в спальню: по всему полу раскладывались матрасы...».

На столе у крымчаков обычно были продукты земледелия и животноводства. Не последнее место отводилось рыбе, в основном черноморской и азовской. Тушеное мясо (кавурма) подавалось с гарниром из жареного или вареного картофеля, отварного риса или домашней лапши. Особую роль в рационе крымчаков играли изделия из слоеного теста: из него пекли кубэтэ - пирог с начинкой из мяса, картофеля, лука, помидоров и зелени.

В почете у караимов всегда были чай и кофе. Среди хмельных напитков предпочтение отдавалось бузе – газированному хмельному напитку из пшена, виноградному вину и виноградной водке.
С середины XIX столетия в моду вошли рукописные сборники «Джонка», распространявшиеся среди крымчакских семей. Они были сшиты из отдельных листов тетради, в них записывались молитвы и песни, библейские тексты, сказки, загадки, заговоры, пословицы и поговорки. «Птица поступает так, как ее научили в гнезде»; «Дочь моя, тебе говорю, а ты, невестка моя, слушай»; «Ты господин, я господин, а кто корову подоит?»...


Рецепт кубэтэ:

Скалкой раскатать слоеное тесто толщиной 0,8 см, положить на дно глубокого противня, смазанного жиром, чтобы края поднимались по стенкам. На тесто выложить начинку: лук, картофель, мясо, сверху украсить зеленью и помидорами. Заготовку для верха раскатать до 0,5 см, в середине сделать отверстие, вокруг которого поднять край теста. Края верха и низа защипать. Через отверстие залить 3 ст. л. воды или бульона, верх смазать яйцом или чайной заваркой, поставить в духовой шкаф. Выпекать около часа, еще раз доливая бульон или воду.
Раньше на стол подавали кубэтэ горячим, не вынимая из противня. Разрезали на столе – это было почетной обязанностью мужчин. Вскрывали верх и разделяли его на порции, раскладывая по тарелкам, затем ложкой подавали начинку. Последним разрезали на порции и подавали хрустящий низ. Верх и низ держали вместо хлеба, начинку ели вилкой.
СПРАВКА. Крымчаки – малочисленная народность, сформировавшаяся на основе древнего населения Крыма, впоследствии принявшего иудейскую религию с наслоением хазарского, еврейского, итальянского, татарского элементов в средневековый период крымской истории. Крымчакский язык входит в одну языковую группу с крымскотатарским языком, крымчаки его называют «чагатай»; в настоящее время этим языком владеют лишь несколько пожилых людей.

До конца XIX в. центр крымчакской жизни был в Карасу-базаре (нынешний Белогорск). Здесь же находилась единая крымчакская община, действовали три молитвенных дома. В них хранилось до 200 священных списков на пергаменте.
В начале XX столетия крымчаки соблюдали обязательные иудейские праздники: Пурим, Песах, Матын Тора, Рош-а-Шана, Сукка, Сымхас Тора, Шабат, Ханука. В связи с тем, что крымчакский народ исповедовал классический талмудический иудаизм, в царской России их подвергали такой же дискриминации, как и евреев.
Крымчакам запрещалось иметь собственность на землю – это определило экономические трудности их дальнейшего развития: они были вынуждены заниматься мелкой торговлей и ремеслом. Николай I ввел двойную рекрутскую повинность для иудеев. Стремясь отлучить крымчаков от иудаизма и навязать им православие, царские чиновники стали забирать на военную службу, длившуюся 25 лет, детей с 12-летнего возраста, заставляя их забывать религию, родной язык да и собственную фамилию.
В 1887 году в Севастополе была открыта небольшая крымчакская синагога – молитвенный дом Крымской еврейской общины. В годы гражданской войны община приобрела в собственность частный дом по улице Азовской вместимостью до 65 человек и переехала в это здание.
Светская община
Крымчакская светская община «джемаат», которой руководили старики из различных социальных слоев, следила за соблюдением прав и обязанностей своих граждан. На различных обязательных праздниках, проводимых состоятельными крымчаками, собирались суммы, которые поступали в общественную кассу. Деньги от этих сборов использовались для строительства доходных домов и предприятий, выдавались в качестве ссуды под проценты соплеменникам, шли на закупку необходимого для поддержания малоимущих, вдов и сирот.
Советом стариков, которым руководили «ребы», решались различные тяжбы между крымчаками, при этом обычное право было на стороне малоимущих.
В конце XIX в. последний известный глава крымчакской общины – раввин Хизкиягу Медини – пытался вернуть народу талмудическую ученость. Живя в Крыму, он в течение 33 лет составлял знаменитую талмудическую энциклопедию «Сдэ Хемед», которую закончил уже на Святой земле, где в начале XX века основал духовное училище в Хевроне.
Активизация общественной и политической жизни крымчаков началась в 1923 – 1924 годах. Стали открываться детские сады, школы, клубы, культурные общества. В Севастополе и Симферополе были детские сады. В начальных классах преподавание велось на крымчакском языке, а в старших – на русском. В 1926 году в Крыму открылись две крымчакские школы.
В 1926 году в Симферополе, Севастополе, Карасу-базаре и Феодосии с целью объединения малограмотных крымчаков стали открываться клубы.
В 1912 г. число крымчаков в России было 6383 человека, из них шесть тысяч насчитывалось в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921 – 1922 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Израиль и Америку.
В 1925 году Симферопольское правление культурно-просветительного общества крымчаков обратилось в Центральное статистическое управление с просьбой при предстоящей переписи классифицировать крымчаков как отдельную этническую группу с родным языком. Впервые крымчаки наравне с другими национальными меньшинствами получили право на высшее образование. Но уже в конце второго десятилетия XX в. почти во всех городах Крыма стали закрывать крымчакские храмы.
В предвоенный период в среде крымчаков появилась и окрепла национальная интеллигенция. Это писатель и поэт И. Сельвинский, поэт и журналист Герой Советского Союза Я. Чапичев, инженеры Ш. Ачкинази и лауреат Государственной премии М. Тревгода...
Во время Великой Отечественной войны Крым был оккупирован германскими войсками в октябре 1941 г. Эвакуироваться удалось лишь незначительной части крымчаков. Не будучи уверенными в принадлежности их к еврейской расе, фашисты отправили запрос в Берлин о том, должны ли крымчаки, как и евреи, быть уничтожены. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаками. Согласно отчету эйнзацгруппен Б, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака.
В июле 1942 года в Севастополе в числе 4200 жителей города еврейского происхождения были расстреляны и крымчаки. Жертвами Холокоста стали более 6 тысяч караимов – это 80% всех крымчаков на территории бывшего СССР.
Крымчаки сражались в рядах Советской Армии и партизанских отрядах.
Среди крымчаков, погибших в боях, был поэт Я.И. Чапичев, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

После депортации крымских татар из Крыма в 1944 г. крымчаки подверглись различным притеснениям со стороны государства. В паспорте в графе «национальность» запрещалось указывать истинную: евреи, караимы, грузины, татары или цыгане, но только не крымчаки. Им отказывали в открытии своего молитвенного дома, не пропускали публикации на тему о крымчаках...

Наиболее активные представители решили объединиться для сохранения исчезающих устоев общины. В это время начинается культурно-просветительная деятельность Е.И. Пейсаха, начавшего сбор материалов по крымчакской истории и фольклору и объединившего вокруг себя всех желающих заниматься вопросами своего народа.
Многие крымчаки в 1990-е годы репатриировались в Израиль согласно израильскому Закону о возвращении.
В 1989 г. было создано культурно-просветительное общество крымчаков «Кърымчахлар» с целью возрождения национальной культуры этого маленького, исчезающего народа.
Сегодня в Севастополе насчитывается 134 члена крымчакских семей. С 1990 года в нашем городе существует национально-культурное общество «Кърымчахлар», которое сотрудничает с обществом «Крымчахлар» Симферополя.


В память о крымчаках, уничтоженных в годы Второй мировой войны, начиная с 1944 г. ежегодно в декабре обществом крымчаков проводится митинг-реквием «Тъкун» с ритуальным застольем в память о 12 июля 1942 года, когда гитлеровцы уничтожили всех севастопольских евреев и крымчаков.
В Севастополе в 2003 году был открыт памятник «Жертвам Холокоста», установленный благодаря стараниям еврейской общины «Хесед-Шахар» в память о 4200 севастопольцах – евреях и крымчаках, расстрелянных 12 июля 1942 года.

11 декабря считается Днем памяти крымчаков и евреев Крыма – жертв нацизма. В этот день приспускается флаг АРК на территории автономии. На 11-м км Феодосийского шоссе собираются еврейские организации Крыма, представители Верховной Рады АРК, общественных организаций, чтобы почтить память жертв нацизма. Крымчакское население Крыма сегодня составляет чуть более 200 человек. Жизнедеятельностью крымчакской общины полуострова руководит культурно-просветительное общество «Кърымчахлар» во главе с почетным председателем Ю.М. Пуримом, координирующим действия республиканского общества. Большую работу ведет Давид Реби, который опубликовал ряд ценных книг и статей по истории крымчакского народа. Он сейчас занимается переводом и публикацией джонок. Давид Реби является одним из немногих членов общины, до сих пор свободно владеющих разговорным крымчакским этнолектом.


Сегодня Севастопольское отделение общества «Кърымчахлар» работает над созданием фотоальбома «Крымчаки Севастополя – участники восстановления послевоенного города», который будет посвящен 225-летию города. «Цель нашей работы, – говорит председатель Севастопольского крымчакского общества Галина Антоновна Леви, – сохранение и запись всех материалов людей, которые остались в Севастополе. Мы принимаем активное участие во всех праздниках, проводимых АНКОСом».

В современной этнографии крымчаками называют этнос, сформировавшийся из нескольких групп еврейского происхождения, осевших на крымской земле в средневековый период и в раннее новое время. «Крымчаки» – термин поздний и достаточно условный, возникший лишь после присоединения Крыма к России, в первой половине XIX века для обозначения местных тюркоязычных евреев-талмудистов, резко отличавшихся от всей прочей массы еврейского населения, начавшего селиться в Крыму после 1783 года. Один из крымчакских просветителей, И.С. Кая, вкратце определял историческое содержание этого понятия следующим образом: «Крымчаки – это особая группа евреев, которая издавна живет на Крымском полуострове и в значительной мере приняла татарскую культуру».

Как крымчаки назывались в источниках XVIII – XIX веков

В документах XVIII – XIX веков крымчаки называют сами себя по-татарски «срель балалары» или по-древнееврейски «бней Йисраэль», т.е. «сыны Израиля». Кроме того, в различных источниках более раннего периода на древнееврейском или татарском крымчаки называются «егудим», «ягудилер» или «чуфутлар» (все эти термины следует переводить как «евреи», с тем лишь, что последний термин имел несколько презрительный характер). Впервые термин «Евреи Кримчаки» (т.е. евреи крымского толка) появляется в высочайшем положении о коробочном сборе 1844 года. Так, по всей видимости, могли представить российской администрации тюркоязычных крымских евреев-талмудистов местные чиновники. Позднее, во второй половине XIX века, термин «крымчаки» становится основным термином для обозначения этой этнической общности. Тем не менее, история предков современных крымчаков уходит корнями в значительно более далекое прошлое.

История формирования общины

Итак, начнем по порядку. На наш взгляд, ключевым временем в развитии крымской еврейской общины является период генуэзской колонизации и установления в Крыму татаро-османского господства в XIII–XV веках. 1278 годом датируется сообщение караимского автора Аарон бен Иосифа о календарном диспуте между общиной караимов и евреев-талмудистов (раввинистов, или раббанитов), проживавших тогда в городе Солхате (иначе: Къырым, позднее Эски Къырым, совр. Старый Крым). Это было первое упоминание о предках крымчаков. В том же XIII веке еврейская община появляется и в городе Каффе (Феодосии). В 1309 году там строится крупная синагога, одна из древнейших на территории бывшего СССР. Помимо Каффы и Солхата-Къырыма крупнейшим еврейским центром в Крыму становится город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 году также строится синагога. Именно эти еврейские переселенцы составили основу общины, позднее ставшей называться «крымчаками».

Кроме того, небольшие еврейские общины появляются не позже XVII века в Мангупе, Чуфут-Кале и Бахчисарае. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раввинисты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных ханства (ок. 800 человек), а караимы – 75 % (ок. 2600 человек).

Состав общины

В XIII-XVII веках в Крым прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идиш ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, тато- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности еврейской общины нам неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Гутман и Ашкенази (Ачкинази) будут указывать на говорящих на идиш эмигрантов из Европы и России; Абрабен, Пиастро, Ломброзо и Тревгода – на переселенцев-сефардов из Италии и Испании; Бакши, Стамболи, Измирли, Токатлы и Мизрахи – на Турцию и мусульманский Восток; Лехно и Варшавский – на Польшу; Гота и Вайнберг – на Германию; Гурджи – на Кавказ и т.п. Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII–XVIII веках. Как и караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымско-татарского языка.

Ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая община Крыма составляла около 800 человек. В XIX веке, по-видимому, из-за низкого экономического состояния, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком!

В 1912 году в Российской империи было 7500 крымчаков, а незадолго до начала Великой Отечественной войны – около 10000, с большинством из них проживавших в Симферополе, Карасубазаре, Керчи, Феодосии и Севастополе. Основным центром проживания крымчаков в это время становится Симферополь; кроме того, в конце 20-ых – начале 30-ых годов основываются два крымчакских колхоза – «Крымчах» и «Ени Крымчах».

Расцвет крымчакской общины в Крыму был прерван немецкой оккупацией полуострова. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80% крымчакского населения – пожалуй, ни один другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь серьезно, как крымчаки.

Удар, нанесенный по общине, был столь силен, что она так и не смогла от него оправиться. После войны в Крыму насчитывалось около 700-750 крымчаков, в 1959 году во всем Советском Союзе – две тысячи, в 1989 – 1448.

В наши дни

В результате трагических событий ХХ века община фактически оказалась на грани вымирания. Никто из живущих ныне в Крыму крымчаков не владеет древнееврейским, очень немногие – тюркским крымчакским этнолектом, практически полностью утрачена религиозная традиция. За годы советской власти были уничтожены кладбища и молитвенные дома крымчаков, современная молодежь в основном эмигрирует в Израиль. В настоящий момент крымчакское население Крыма составляет всего 228 человек. Это – самый малочисленный народ республики. Жизнью крымчакской общины полуострова руководит культурно-просветительское общество «Крымчахлар».

Просмотров