Философия начинается с удивления. Зключение Комментарий Философия начинается с удивления(Аристотель)

Цель воспитания Аристотель формулирует следующим образом: воспитание, как и всякое искусство, имеет в виду восполнить недостатки природы.

Воспитание юношества должно быть делом общественным; будущие граждане должны одинаково уметь повелевать и управлять, повиноваться.и подчиняться.

Учить следует не только тому, что полезно и необходимо, воспитание свободного человека должно преследовать также другие, более сложные задачи - развивать высшие интересы, эстетические и умственные.

Учебные предметы, согласно Аристотелю, суть грамота, музыка, графика и гимнастика; последней, впрочем, он не советует слишком увлекаться и считает излишним стремиться к развитию силачей и атлетов.

Музыке придает он большое значение в деле воспитания и говорит, что назначение музыки - облагораживать настроение.

Удивительно, что в настоящее время музыка не играет никакой роли в воспитании.

Никто не подозревает ее могущественного влияния в деле воспитания чувств, хотя, казалось, каждый мог бы составить о нем понятие, анализируя ее действие на настроение своей собственной души.

Аристотель утверждает, что музыка приучает нас испытывать то или другое чувство, развивает и укрепляет последнее. Это и делает ее незаменимым средством в деле воспитания чувств.

До Сократа философия состояла в объяснении явлений природы.

Сократ же первый обратил все свое внимание на изучение явлений человеческого духа, углубился в себя и из этого источника почерпнул всю свою мудрость.

Платон, следуя тому же направлению, дошел до предела того, что может создать ум человеческий своими собственными средствами без всякого знания действительности.

Платон утверждал, что Творец создал мир наподобие идей, воплощая их таким образом.

Отсюда следует: тонкая диалектика Аристотеля и Платона возбуждает Удивление.

Она заставляет вслушиваться в жизнь через Музыку, через ощущение Красоты и Гармонии, через утонченность Восприятия Мира.

Важно научиться слушать каждый порыв, словно Музыку тонкой Струны.

Духовность Звучания Души отзывается..нужно лишь стремиться её чувствовать и понимать.

Так важно научиться в этой жизни звучать в унисон друг с другом.

Слышать и вслушиваться в подтекст слов, фраз, тембра и ритма ДУШИ.

РИТМИКА, ГИМНАСТИКА тела и души дают поэтичное Восприятие мира. рождают Удивление и Радость, а это рождает Чувственную Философию.



Философия как уникальный феномен воплощается на уровне философского текста, кото-рый также является выражением духовного опыта мыслителя и результатом его философского творчества. Таким образом, сам процесс философствования представляет собой определен-ный способ постижения бытия.

И Платон, и Аристотель говорили, что начало философии заключено в человеческом удивлении. По Аристотелю, «самое удивительное не то, что вещи имеют те или другие свой-ства или что события происходят тем или иным образом, а что что-то вообще есть, что что-то вообще происходит» . По Платону же, «удивление – живительный источник, без него философия выродилась бы в безжизненный понятийный конструкт… Это акт, лежащий в осно-вании философствования как оно есть, и в этом смысле – страсть, отличающая философа как такового, говоря словами Платона, собственное «изумление философа»» .

Аристотель, таким образом, указывает на то, по поводу чего философ удивляется («что что-то вообще есть»), Платон же характеризует его как некоторую «страсть», за что, впрочем, и подвергается впоследствии критике со стороны других философов (Аристотель, философы Но-вого Времени). Но для него эта страсть связана, прежде всего, с потрясением души. Удивление же воспринимается как просветление. «Подлинность» удивления заключена в том, что оно не проходит мимо человека, а, наоборот, цепляет его, побуждает к познанию предмета удивления, рождает в душе «движение» к истинному знанию.



Удивление как потрясение души отсылает нас к понятию «иррациональное». Н.С. Муд-рагей в своем исследовании

«Рациональное и иррациональное – философская проблема (чи-тая Шопенгауэра)» пишет о двух смыслах термина «иррациональное». В первом случае его можно обозначить как «еще-не-рациональное», т.е. это «объект познания, который поначалу предстает как искомое, неизвестное, непознанное». В процессе познания субъект превращает его в логическое знание. Во втором случае его можно представить как «иррациональное-само-по-себе», то, что в принципе непознаваемо никем и никогда, оно познается посредством интуи-ции, озарения и до конца не может быть рационализировано [

2Первые греческие философы говорили о своем знании (а), софисты утверждали, что никакого знания вообще нет (б). Известно высказывание Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю"

Освоив в повседневной жизни такой замечательный инструмент, как рациональность, греки шагнули дальше. Они применили его уже не к миру человеческих забот, а к тем сферам, которые раньше считались тайнами природы и богов. И здесь греки совершили великое открытие. Все в мире сделано из определенного материала по определенному плану - так утверждали древние мифы. Но греки обнаружили, что боги сохранили следы своего присутствия в форме, а не в материале. Значит, человеческая мысль может шагнуть за пределы опыта через овладение формой, через познание формы.

"софисты". Начинается новый период философии - "антропологический". Вот его основная идея: познать космос человек не может из-за своей ограниченности, но он, к счастью, и не должен этого делать, поскольку живет в своем человеческом мире, где сам задает законы. Общего закона для мира, как утверждали некоторые софисты, вообще нет. Все относительно, кроме творческой воли человека.

Познаваем ли мир, в котором нет ничего устойчивого и общеобязательного, но все субъективно и относительно. Скорее всего – не познаваем. Заслуга философской софистики состоит в том, что она впервые в греческой философии попыталась разрешить гносеологическую проблему. Архаические философы от Фалеса до Демокрита не сомневались в познаваемости мира, поэтому их больше беспокоили вопросы о его устройстве (космологические) и происхождении (космогонические).

аже наоборот, единственное, что мы знаем точно – собственное незнание, трудности, которые встают перед нами при попытках что–либо познать. Поэтому одно из известнейших изречений Сократа гласит: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наше неведение истины совершенно не означает, что ее нет. Мы просто не знаем, какая она, и насущной задачей каждого человека и является поиск реально существующей, единой для всех, но неизвестной вполне истины.

Только софистика ставит целью смутить человеческий ум, сбить его с толку, чтобы показать относительность и субъективность всего, а Сократ делал подобное для того, чтобы через сомнения и мыслительные тупики подтолкнуть человека к поиску объективной и вечной истины.

Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям, что помимо привычных дел существуют заботы высшего порядка, иначе мы окончательно погрязнем в земной рутине и напрочь забудем о настоящем, истинном и нетленном, потеряв право называться именем человека – существа разумного, и потому не способного не размышлять о глобальном и вечном.

3 Номинализм и реализм: споры

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким номиналистам принадлежал, например Росцелин (XI-XII века).

Отправным пунктом для дискуссии послужили вопросы, поставленные Порфирием в его "Введении" к "Категориям" Аристотеля: (1) Существуют ли роды и виды самостоятельно или же только в мышлении? (2) Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи? (3) Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах? Согласно формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование: ante rem (до вещи, т.е. в Божественном интеллекте), in re (в вещи) и post rem (после вещи, в человеческом уме). В ходе обсуждения природы универсалий сформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм, концептуализм и номинализм. Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют. Концепцию реализма разделяли Ансельм Кентерберийский, Гильберт Порретанский, Фома Аквинский, Бонавентура и др., точка зрения концептуализма сформулирована в трудах Абеляра и Дунса Скота; обоснование номиналистической позиции представлено в доктрине Оккама.

(Я 3а номиналистов. Считаю что нет ни одной вещи в мире, которая точно такая же как другая. Все индивидуально. Даже 2 пуговицы, ка3алось бы одинаковые, только что сошедшие с конвейера, на самом деле ра3личаются: одна и3 ниx со3дана на секунду раньше, у нее другие частички пластмассы в составе.

Если исxодить и3 того, что все вещи существуют каждая по отдельности, то обычные праила математики неприманимы. Чтобы складывать или делить что то, нужно для начала оперировать абсолютно равными единицами. А иx в природе не существует. Поэтому 2 плюс 2 никогда не будет равно 4. Поэтому я делаю вывод, что для удобства в науке и в др. отрасляx исполь3уются универсалии, а реально существуют единичные предметы )

4Еще один знаменитый спор - XVII века. Каков действительный источник знания? Рационалисты считали, что знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он - источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума. С точки зрения их оппонентов - эмпириков - содержательную информацию может дать только опыт, разум же играет роль инструмента, который собирает и обрабатывает чувственные данные. Сформулируйте свою точку зрения. Как вы понимаете позицию Лейбница, который пытался найти компромисс: "В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувственном опыте. Кроме самого разума"?

Источником любого знания является опыт.

Для нас - опыт предыдущих поколений; для будущих поколений - наш опыт.

Без опыта не может быть отправной точки к цели движения и развития.

Сам опыт - бесконечен и безначален - соответственно - вечен. Мы лишь постигаем его крупицами, осознавая - принимаем уже как данность, и двигаемся дальше, совершенствуя себя - приобретая всё новый опыт.

И так - постоянно.В этом случае складывается и смысл жизни любого разумного существа - приобретая и обогащая собственный опыт - существо имеет уже материал для творения новой жизни, обогащая таким образом расширяющуюся Вселенную.

Наш общий опыт - это поток желаний Вселенной. В идеале - если человеческие желания совпадают с этим потоком - то человек живёт радостно, счастливо, со своим предназначением .

1. Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2. Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание - сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

5 Проследите ход рассуждений Юма: причинностью называют

Аристотель: У всех людей есть цель, известная как отдельным личностям, так и человечеству в целом. Путь к ней непростой, и чтобы дойти до конца приходится одно отбрасывать, а другое – принимать.

Женщина-пьяница обрекает на несчастье не только себя, но и своих детей.

При выборе дела для себя нужно учитывать два критерия: выполнимость и праведность.

Аристотель – Злиться сможет абсолютно любой. А вот контролировать злость, научиться направлять ее против нужных событий, людей, выбирать время и место для злости – это целое искусство, подвластное единицам.

Самые громкие, яркие преступления зачастую совершаются не теми, кто нуждается, а теми, кто и так много чего имеет. Преступления для роскоши. Для славы.

От красноречивого оратора так же глупо требовать научных подтверждений словам, как гениального математика – просить излагать теоремы эмоционально. – Аристотель

Мы смертны. Живем недолго. Крохи по сравнению с миром. Но не должны чувствовать себя тленными, ненужными. Задача каждого человека – максимально приблизиться к бессмертию.

Продолжение цитат Аристотеля читайте на страницах:

Из справедливости выходят все добродетели.

Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь”. Во времени ничего нельзя ухватить, помимо “теперь”. “Теперь” есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как “теперь” есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответственных, средств, ведущих к конечной цели.

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Благодарность стареет быстро.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Познание начинается с удивления.

Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Благодарность быстро стареет.

Наслаждаться общением – главный признак дружбы.

Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.

Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.

Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности, разрушает государственный строй.

Добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средство для ее достижения.

Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше.

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Человек – это то, что он постоянно делает.

Разумный гонится за тем, что избавит от страданий, а не за тем, что приятно.

Работаем, чтобы иметь свободное время, и воюем, чтобы жить мирно.

Город – единство непохожих.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна: мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестя.

Честь – это награда, присуждаемая за добродетель.

Платон – друг, но истина дороже.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище.

Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа.

Привычка находить во всем только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится невыгодным.

Воспитание нуждается в трех вещах:в даровании, науке, упражнении.

Умный многому сумеет научиться у врага.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.

Друг всем - ничей друг.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое нибудь знание.

Это долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Количество – это то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.

Как преуспеть ученикам? – Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Все льстецы - прихвостни.

Для кого даже честь – пустяк, для того и все прочее ничтожно.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Никто лучше мужественного не перенесет страшное.

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела.

Хвалить людей в лицо – признак лести.

Образование есть украшение в счастье и убежище в несчастье.

Все льстецы – прихвостни.

Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно – это дано не каждому.

Человек по своей природе есть существо общественное.

Начало есть более чем половина всего.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

Раб предпочитает раба, господин – господина.

Везение – это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляет кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.

Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Пословица – сохранившийся обломок древней философии.

Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени – как мы имеем обыкновение говорить: “точит время”, “все стареет от времени”, “все со временем забывается”, но не говорим: “научился от времени” или “сделался от времени молодым и красивым”, ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Мудрость – это самая точная из наук.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Все льстецы – прихвостни.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях:ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Красота – это подарок бога.

Жизнь требует движения.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.

Из двух зол выбирай меньшее.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.

Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Надежда – это сон наяву.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие.

У кого есть друзья, у того нет друга.

Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению.

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия. И люди малодушные также завистливы, потому что им все представляется великим.

Ясность – главное достоинство речи.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Назначение человека – в разумной деятельности.

Надежда – это сон наяву.

Злонравие есть понимание всего в другую сторону.

Жизнь требует движения.

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.

Воспитание – лучший припас к старости.

Назначение человека - в разумной деятельности.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.

“Теперь” – каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.

Друг всем – ничей друг.

Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом – одно и то же.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг и войну ведем, чтобы жить в мире.

Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Относительно избрания должностных лиц нужно заметить, что, когда выборы происходят из намеченных заранее кандидатов, создается опасное положение: если известное число лиц, даже и небольшое, захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они того пожелают.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.

Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Хорошо помню тот момент, когда я впервые удивилась тому, что вообще живу. Мне было шесть, и я отчетливо помню место, где это случилось (наверное, потому, что это было важно для меня). С тех пор меня, конечно, многое удивляло. Например, необычные жизненные повороты - неожиданные на первый взгляд, которые приводили к важным встречам, изменившим мою жизнь. Люди - те, которых я встречаю в своей реальной жизни или о которых читала. Конечно, книги, фильмы, музыка, которые открывают мне что-то новое о самой себе. Но, например, еще и первое цветущее дерево, которое встречается мне весной. Или вот буквально сегодня: яркое-яркое солнце после бури - огромный солнечный диск, внезапно заливший светом всю улицу.

Конечно, факт удивления сам по себе - это еще не философия. Но, как говорит Аристотель, удивление заставляет нас размышлять, познавать мир, а это единственное занятие, которое не приносит нам никакой видимой пользы и поэтому является единственно свободным.

Попробуем разобраться. Пифагор, впервые употребивший понятие «философия», говорил о «любви к мудрости». Любовь или, другими словами, стремление к «мудрости», к пониманию мира очень естественно для человека. Вспомните любого ребенка - ему важно знать, почему снег белый, а вода мокрая, чем слышат муравьи и почему, когда закрываешь глаза, видятся разные узоры. Но чем старше мы становимся, тем меньше у нас таких вопросов (хотя, признаться честно, на большинство из них у нас так и нет ответов). Мы привыкаем к обстоятельствам своей жизни, мы все больше беспокоимся о заработке, о своем статусе в обществе, о хорошем отдыхе, о семье, о детях, об их благополучии. И когда ребенок спрашивает у нас: «Почему небо голубое?», мы отлично понимаем, что этот вопрос исчез когда-то у нас, исчезнет и у него, надо просто немного подождать.

Не могу не вспомнить Антуана де Сент-Экзюпери, который посвящает своего «Маленького принца» «тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг». И добавляет: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Почему же это так важно - задавать себе эти вопросы, не связанные с нашей практической жизнью, и искать на них ответы? Я думаю, все величайшие произведения - музыкальные, литературные, живописные - создавались именно тогда, когда их автор был чем-то удивлен - или вдохновлен, другими словами. Можно назвать это еще влюбленностью, будь то влюбленность в даму сердца, которая вдохновляет поэта, или в античную культуру, которая направляла художников эпохи Возрождения. Их произведения - это и есть тот самый поиск, свободный абсолютно от всех обстоятельств. Когда человек вдохновлен - его мечте не мешает ни отсутствие средств, ни нехватка времени, ни мнение окружающих. Когда, наоборот, нас ничто не удивляет, когда мы «уже все знаем», жизнь становится скучной и рутинной.

Но удивления как эмоции мало. Нас могут удивлять необычные пейзажи или милые видеоролики о животных. Однако, если за этой эмоцией не следует поиск, внутренняя работа, открытие, более глубокое понимание - тогда это не то удивление, о котором у нас идет речь.

Хорошим примером философского удивления может быть известное многим высказывание Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо над головой и моральный закон внутри меня».

Другой замечательный мыслитель, Мераб Мамардашвили, говорит, что философ - это тот, кто считает чудом то, что в этом мире вообще что-то есть. Потому что распад и хаос намного естественней, чем красота, или мысль, или чувство чести, достоинства. Действительно, когда встречаешься с проявлением доброты или честности - того, что Кант называет моральным законом, - это всегда удивительно. Но дело еще в том, что мы можем заметить только то, что нам созвучно. Только то, над чем размышляли сами. Мы можем оценить выбор человека, если сами сталкивались с подобными выборами (пусть не равнозначными, но требовавшими от нас похожих усилий). Поэтому здесь возникает круг: наши размышления дают пищу новым удивлениям, и наоборот: то, что поражает нас, побуждает к новым осмыслениям.

Я иногда вспоминаю тот первый свой опыт размышлений о смысле жизни - конечно, у шестилетнего ребенка не нашлось тогда ответа, но сам вопрос актуален для меня и сегодня. Он расширяется, наполняется оттенками, дополнительными вопросами, промежуточными ответами. Но тяжелее всего, когда этот вопрос исчезает из поля зрения, тогда для меня очень важно вернуть его, найти то, что позволило бы снова удивляться жизни, радоваться каждому утру, то, чем хотелось бы делиться с друзьями. Это одновременно и просто, и сложно - потому что не происходит само по себе, а требует усилий. Это и есть философская работа - непростая, но очень интересная, полная открытий и - как говорил Платон - окрыляющая душу.

А чтобы это небольшое размышление было полезно вам, дорогие читатели, напоследок спрошу: «А что удивило вас вчера / за прошлую неделю / за месяц?» Не поленитесь ответить себе на этот вопрос. За такими ответами обычно скрывается много приятных сюрпризов.

знаменитый древнегреческий учёный и философ; ученик Платона; c 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского; в 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу); натуралист классического периода; наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики; создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления; был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику

384 - 322 до н. э.

Алкоголизм

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Бедность

Бедность - источник возмущений и преступлений.

Безделье

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Благодарность

Благодарность быстро стареет.

Благородство

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Блаженство

Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.

Великодушие

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Власть

Не хорошо многовластье: один да будет властитель.

Воспитание

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Воспитание - лучший припас к старости.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Врачи

Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.

Государство

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.

Дети

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Добро

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

Добродетель

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.

Достоинство

Достоинство стиля заключается в ясности.

Друг

Друг - это одна душа, живущая в двух телах.

Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.

Друг всем - ничей друг.

Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

У кого есть друзья, у того нет друга.

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

Дружба

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба - это одна душа, живущая в двух телах.

Наслаждение общением - главный признак дружбы.

Жизнь

Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь - благо по природе.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Жизнь требует движений.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Зло

Из двух зол выбирай меньшее.

Знания

Познание начинается с удивления.

Истина

Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Платон мне друг, но истина дороже.

Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.

Книги

Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.

Красота

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Лесть

Все льстецы - прихвостни.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любовь

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Люди

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Мама

Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их дети.

Мир

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Мудрость

Мудрость - это самая точная из наук.

Мужество

Быть мужественным - значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

Никто лучше мужественного не перенесёт страшное.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Мужество - это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Мужчины

Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.

Музыка

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Надежда

Надежда - это сон наяву.

Наслаждение

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Нравственность

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

Образование

Корень учения горек, а плоды его сладки.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

Остроумие

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Политика

Политика - наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.

Поступки

Принципы поступков - это то, ради чего они совершаются.

Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…

Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.

Поэзия

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Преступление

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычки

Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.

Рабство

Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.

Речь

Ясность - главное достоинство речи.

Скромность

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Смелость

Смерть

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Смех

Серьёзное разрушается смехом, смех - серьёзностью.

Совесть

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Совесть - это правильный суд доброго человека.

Справедливость

Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее - несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще.

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

Страх

Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.

Страх определяют как ожидание зла.

Счастье

Счастье на стороне того, кто доволен.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Театр

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.

Удача

Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Ум

Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Цель умозаключения - найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.

Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель (1934). У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к все более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. В ряду шести основных «чувств» на первое место он ставил «чувство» удивления. Им высказан ряд важных мыслей. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти. Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными.

И. Кант (1900) определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.

192 Глава 6. Характеристика различных эмоций

Т. Рибо в понимании интеллектуальных чувств, и в частности удивления, исходил из представлений о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.

Глубокий анализ эмоции удивления дал К. Д. Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, мы будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. «Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет» (1974, с. 434). Ушинский приводит для доказательства своей позиции мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому

6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 193

удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится...» (с. 435).

К. Д. Ушинский соглашается с мнением Р. Декарта, что одни люди способнее других к чувству удивления, но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивляться (в современной терминологии последнее, очевидно, относится к любознательности) . Он полагает, что людей, не ищущих удивления (нелюбознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, не способных удивляться, нет. Ушинский пишет о трех видах людей, которые редко удивляются. Во-первых, это те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить. В-третьих, это люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажется, могут все объяснить (т. е. дилетанты).

Что же касается страсти к удивлению, то Ушинский выделяет два ее вида: «сильной, пытливой души» (любознательность) и «мелкой страсти души, которая, за неимением других занятий, любит щекотать себя чувством удивления» (любопытство) (с. 436).

Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционное воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и младенческим чувством. Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ушинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое_х>ткрытие. «Правда, - пишет Ушинский, - ученый уже не удивляется тому, чему еще дивится невежда, но зато он удивляется тому, чему невежда не может удивиться» (с. 437).

Этот анализ эмоции удивления остается непревзойденным в отечественной литературе, хотя надо сказать, что психологи нашей страны не очень стремились к изучению этой эмоции.

К. Изард (2000) полагает, что удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, так как оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.

Выражение удивления. Мимическое выражение удивления представлено на фото на с. 192.

Брови высоко подняты, из-за чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Переживание, сопровождающее эмоцию удивления, носит позитивный характер. К. Изард пишет, что в ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе. Здесь можно вспомнить Т. Рибо, который тесно связывал удивление и изумление с любопытством. Не является ли в таком случае изумление и удивление ничем иным, как пробуждением этого

Просмотров