Правописание суффиксов причастий. Окончания и суффиксы причастий. Суффиксы причастий Гласные перед суффиксом вш в причастиях

Гласная буква перед суффиксом –ВШ-действительных причастий прошедшего времени Гласная буква перед суффиксом –НН-страдательных причастий прошедшего времени
Перед суффиксом –ВШ- пишется та же гласная буква, что и перед ТЬ в инфинитиве: · увидЕть – увидЕвш ий; · услышАть – услышАвш ий; · растаЯть – растаЯвш ий. Если исходный глагол оканчивается в инфинитиве на –АТЬ- или–ЯТЬ-, то гласная букваА, Я сохраняется передНН в страдательных причастий прошедшего времени: · услышАТЬ – услашАнный; · посеЯТЬ – посеЯнный. Если исходный глагол оканчивается в инфинитиве на –ИТЬ- или–ЕТЬ-, то перед ННпишется толькоЕ: · увидЕТЬ – увидЕнн ый; · построИТЬ – построЕнный.

Примечание 1. Правописание гласных перед одной Н в кратких страдательных причастиях подчиняется тому же правилу, что и правописание гласной перед НН в полных страдательных причастиях: услышА ть – услышА нный – услышА на.

Примечание 2. Причастия от глаголов типа обессилеть обессилить, обескроветь - обескровить отличаются гласными Е , И перед суффиксом -ВШ- ; ср.: обессил Е вший ("сам потерявший силы") и обессил И вший

("лишивший кого-либо силы"); обескров Е вший ("сам потерявший кровь") и обескров И вший ("лишивший кого-либо крови").

Примечание 3. В деепричастиях перед суффиксами -В- , -ВШ - такжесохраняется та же гласная, которая стоит в прошедшем времени перед - (или в инфинитиве перед -ть , ср.: выздоров-Е -в (выздоров-е -л, выздоров-е -ть), услыш-А -в (услыш-а -л, услыш-а -ть), подбочен-И -вшись (подбочен-и -лся, подбочен-и -ться).

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

· Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

· Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)

Она работает на « Заре» (П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).

Не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостаёт (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.

2. С существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придаёт слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е), если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т.е. болезненный), невозможный характер (т.е. тяжелый), море неспокойно (т.е. волнуется), дело нечисто (т.е. подозрительно),приехать немедленно (т.е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т.е. плохо).

4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребёнок),нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребёнок, ещё не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих случаях причастия с не близки к прилагательному), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу ).

5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что ).
В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.

6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.
Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог и существительное или прилагательное (например, невдомёк, невпопад, невзначай, не под силу ), определяется правилами, изложенными в § 83, п. 5 и 6.

7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди себя отрицание не и обозначающие не доведённое до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

Не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьёт, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, п. 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдёт, неймёт, неймётся пишутся слитно.

2. В причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшитое б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принёс не законченную работу, а только отдельные наброски.

3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна - страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно:
а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т.п.)не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться;
б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе неприятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так. О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из…, не под…, не то… не то.
Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он обвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.

Ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т.п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § 48.

Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как…, не что иное, как… от оборотов никто иной не…; ничто иное не…, например: это был не кто иной, как твой родной брат, но: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар; но: ничто иное не могло бы меня испугать.

Причастие - особая морфологическая категория в русском языке. Одни лингвистические школы считают ее полноправной самостоятельной частью речи, другие - особенной формой глагола. Но несомненно одно: это очень большая группа слов с определенным набором орфограмм и нюансов написания и употребления. Затруднения обычно вызывает правописание суффиксов причастий. На что же следует обратить внимание, чтобы не допустить ошибки?

Что такое причастие?

Причастие обозначает признак того или иного предмета по совершаемому им или по отношению к нему действию: летящая птица (какая, что делающая?), сломанный стул (какой, что с ним делали?). В зависимости от значения причастия подразделяются на две категории.

  • Действительные причастия называют признак по действию, которое выполняет непосредственно сам предмет. Читающая студентка - студентка, которая сама читает. Подобные слова образуются с помощью специальных, только им свойственных суффиксов -УЩ/-ЮЩ, -АЩ/-ЯЩ, -ВШ, -Ш. ДумаЮЩий, берУЩий, кричАЩий, смотрЯЩий, писаВШий, несШий.
  • Страдательные причастия означают признак по такому действию, которое предмет производит не сам, а испытывает на себе его воздействие. Например, прочитанная энциклопедия - это энциклопедия, которую кто-то прочитал. Для образования таких причастий используются суффиксы -ОМ/-ЕМ, -ИМ, -ЕНН и -Т. ВедОМый, читаЕМый, ранИМый, удвоЕННый, разбиТый .

От глагола причастие приобрело возможность изменяться по временам, у него есть форма настоящего и прошедшего времени. Форма каждого времени образуется с помощью определенных суффиксов, свойственных действительным или страдательным причастиям.

Суффиксы действительных причастий в настоящем времени

Правильное написание действительных причастий - не самая сложная наука, особенно для тех, кто хорошо разбирается в спряжениях глагола. Все просто: от глаголов 1-го спряжения причастия образуются посредством морфем -УЩ-/-ЮЩ-, а от 2-го спряжения - -АЩ-/-ЯЩ-. Иными словами, проверка правописания безударного суффикса действительного причастия в настоящем времени сводится к определению спряжения исходного глагола, от которого слово образовалось.

КрасЯЩее вещество - пишем ЯЩ, потому что образовано от глагола красИТЬ второго спряжения. КолЮЩий предмет - нужно писать ЮЩ, потому что исходный глагол колОТЬ относится к первому спряжению.

Суффиксы действительных причастий в форме прошедшего времени

Это суффиксы ВШ и Ш. Их написание не вызывает затруднений, потому что суффиксы причастий прошедшего времени в данном случае отчетливо слышны в любом слове. Сложности возникают с гласным звуком перед этими морфемами, если он в слабой позиции. Знание грамматики подсказывает, что перед такими суффиксами причастий нужно писать ту же букву, которая имеется перед морфемой ТЬ в неопределенной форме исходного глагола. ЛаЯвший пес - пишем Я , потому что образовано от глагола лаЯть ; клеИвший мастер - соответственно, от слова клеИть .

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Суффиксы ЕМ и ОМ (встречается довольно редко) пишутся в словах, образованных от глаголов 1-го спряжения, а суффикс ИМ - от глаголов 2-го спряжения. УпотребляЕМый - от глагола употреблять 1 спряжения, ненавидИМый - от глагола ненавидеть 2-го спряжения. Иными словами, правописание суффиксов причастий настоящего времени тоже зависит от типа спряжения исходной части речи.

Стоит запомнить правописание слова движИМый . Оно образовано не от слова "двигать", а от древнерусского глагола "движити", поэтому и образуется с помощью суффикса ИМ.

Суффиксы причастий страдательных прошедшего времени

Пожалуй, самое сложное правило в теме "Причастие", потому что требует логического осмысления. Данные причастия образуются с помощью таких суффиксов, как НН (от глаголов, оканчивающихся на АТЬ или ЯТЬ) и ЕНН/ЁНН (от инфинитивов на ИТЬ). УслышаННый - от слова услышАТЬ , пожарЕННый - от глагола пожарИТЬ .

Иными словами, суффикс НН в причастиях можно выделять только в том случае, когда исходный глагол оканчивался на А-ТЬ или Я-ТЬ (суффиксы А и Я сохраняются). Если же глагол оканчивался на И-ТЬ, то при образовании причастия эти два суффикса меняются на морфему ЕНН.

Нужно запомнить, что суффикса ОНН у причастий не бывает. В суффиксах причастий после шипящих звуков в ударной позиции следует писать ЁНН (в отличие от прилагательных, у которых в суффиксах под ударением пишется О). ОбожжЁННый, удручЁННый, испечЁННый и так далее.

Сколько Н писать в суффиксе причастия?

Для ответа на этот вопрос нужно сделать небольшое пояснение. В русском языке есть еще одна морфологическая категория, которая называет признак какого-либо предмета по его действию, - это отглагольное прилагательное. Различить эти две части речи бывает очень непросто. "Вареная картошка" и "сваренная картошка" - выделенные слова относятся к разным морфологическим категориям и, следовательно, пишутся тоже по-разному. Как же их различить? Есть несколько способов.

  1. Если у слова нет приставки, это прилагательное, если есть любая приставка - это причастие. Вязаный - отглагольное прилагательное, связанный - причастие. Но следует иметь в виду, что специфичная приставка НЕ не влияет на частеречную принадлежность слов и не берется во внимание.
  2. Отглагольные прилагательные не могут иметь зависимых слов, в то время как у причастий они есть. Жареное мясо - прилагательное, жаренное в сковороде мясо - причастие.
  3. Причастия образуются от слов совершенного вида (отвечающих на вопрос "что сделать?"), а прилагательные - от слов несовершенного вида ("что делать?"). Пареный - от парить (что делать?), распаренный - от распарить (что сделать?).
  4. Если в слове есть суффикс -ОВА, -ЕВА или -ИРОВА, то это причастие. У прилагательных таких суффиксов не бывает. РискОВАнный, жЕВАнный, фиксИРОВАнный.

Когда мы определили часть речи, проверка правописания Н или НН уже не составляет труда. В причастиях пишем НН, в отглагольных прилагательных - Н.

Итак, правописание суффиксов причастий с одной или двумя Н хоть и кажется сложным, объясняется простым алгоритмом.

В причастиях может писаться только две Н, а слово является причастием, если:

  • имеет приставку (кроме НЕ );
  • имеет зависимое слово;
  • совершенного вида;
  • имеет суффикс -ОВА, -ЕВА или -ИРОВА.

На самом деле все просто!

Правило, как известно, не правило без исключения. Следует запомнить несколько отглагольных прилагательных, в которых все же пишется НН: неждаННый, негадаННый, невидаННый, неслыхаННый, даННый и некоторые другие редко употребляемые слова.

Краткие и полные причастия

Окончания и суффиксы причастий, точнее, их правописание, бывают тесно связаны в том случае, когда речь идет о краткой форме этой части речи. Напомним (а для тех, кто не знал, расскажем), что полными считаются формы слов, у которых несколько звуков в окончании, а краткими - у которых в этой морфеме один или ноль звуков. Гонимый - это полная форма, гоним, гонима - краткая.

Согласно правилу, в кратких страдательных причастиях может писаться только одна Н, удвоенную Н в таких формах писать нельзя.

Подведем итоги

Правописание суффиксов причастий можно разделит на две категории.

  • Суффиксы, написание которых определяется спряжением исходного глагола (-УЩ/-ЮЩ, -АЩ/-ЯЩ, -ОМ/-ЕМ, -ИМ).
  • Суффиксы, при написании которых нужно определить способ словообразования и отличить причастие от отглагольного прилагательного (-ЕНН и -НН).

Причастие - очень интересная часть речи (или форма глагола, как именуют ее некоторые учебники). Употребление таких слов свойственно только письменной речи, а значит, просто необходимо уметь правильно писать их. Орфограмм у причастия немало: это и удвоенная Н, и написание с частицей/приставкой НЕ, и правильный выбор окончания, и правильное согласование с определяемым словом. Но это уже темы для других статей!


ТЕМА: « Действительные причастия прошедшего времени.

Гласные перед суффиксом –вш- в ДППВ».

ТИП УРОКА: открытие новых знаний.

Оборудование, демонстрационный материал.

1.Задание для мотивации к учебной деятельности.

Давай подружимся, причастие!

Не будем нагнетать несчастия.

Тебя мы будем правильно писать,

Преобразовывать и в языке употреблять .

2. Задания для актуализации знаний.

1. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз. (М. Ю. Лермонтов.)

2. Трепещ…щие от страха, скач…щие кони, постро…вшие дом, леч…щий врач,

та…вший снег.

3. Эталон. Алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий».

1. Определить время причастия

настоящее прошедшее

2. Определить спряжение 2. Определить гласную

глагола, от которого перед –ть инфинитива

образовано причастие глагола, от которого образовано

причастие

I спр. II спр.

-а-

-я-

-е- + -вш-

-и-

-ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-)

4. Задания для первичного закрепления.

1. Объяснить написание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ.

Рассеявшие сомнения обрушившийся град

построившие здание растаявший снег

раскаявшийся грешник расклеивший листовки

обессилевший в пути беспокоившиеся о близких

услышавший первым закончившие работу

выполнившие условия растаявший снег

обрушившийся град

2. Вставить в глаголы, стоящие в неопределённой форме, пропущенные суффиксы. Образовать действительные причастия прошедшего времени. Выделить суффиксы глаголов и причастий.

ла…ть – кле…ть - шар…ть -

ка…ться – вер…ть - глад…ть -

ма…ться – мер…ть – вид…ть

наде…ться – вес…ть - ненавидеть -

ре…ть - спор…ть - завис…ть -

5. Задание для самостоятельной работы.

Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить орфограмму «Гласные перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени».

Посе…вшие злобу, забот…вшиеся о детях, затрат…вшие средства, измер…вший глубину, замет…вший недоброе, выраз…вший сочувствие, познаком…вшийся с коллегами, застав…вший отступить, ре…вший над поляной, подготов…вшийся к экзаменам, вид…вший своими глазами, услыш…вший о случившемся.

6. Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

заботившиеся о детях (от гл. заботиться)

затратившие средства (от гл. затратить)

измеривший глубину (от гл. измерить)

заметивший недоброе от гл. заметить)

выразивший сочувствие (от гл. выразить)

познакомившийся с коллегами (от гл. познакомиться)

заставивший отступить (от гл. заставить)

реявший над поляной (от гл. реять)

подготовившийся к экзаменам (от гл. подготовиться)

видевший своими глазами (от гл. видеть)

услышавший о случившемся (от гл. услышать)

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: 1) создать условия для мотивации к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока: продолжить знакомство учащихся с

правописанием суффиксов причастий.

Организация учебного процесса на этапе 1.

1.Чтение стихотворения.

2. Диалог с учениками:

Как вы думаете, мы уже твёрдо подружились с правописанием всех причастиями? (Нет)

Какие причастия учились писать на прошлом уроке?

(Действительные причастия настоящего времени)

Нужно нам узнать о правописании других причастий? (Да)

Попробуем это сегодня вместе сделать? (Да)

Надеюсь, что и на этом уроке вы успешно откроете новые знания

в правописании причастий.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового

материала: правописание гласных в суффиксах действительных причастий

настоящего времени;

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, сопоставление, анализ,

обобщение;

3) организовать актуализацию изученного способа действия: алгоритма определения

условий написания гласных в суффиксах ДПНВ;

4) организовать и зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности,

демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний в правописании гласных

перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1.Запись под диктовку отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова. (Один ученик выполняет эту работу на доске). Задания по анализу текста: - какую поэтическую картину вы представили? - каково отношение автора к описываемому? - дайте толкование лексического значения слов: «жнива», «нива», «чета»; - выполните пунктуационный разбор предложения - какую орфографическую задачу вы решали в ДПНВ? - какой способ действия нужно применить для решения этой задачи?
(Алгоритм «Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени»).

2. Повторение данного алгоритма, пошаговое проговаривание его частей. (На доске последовательно открывается графическое оформление этого алгоритма в общем алгоритме «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий».

3. Решение орфографической задачи с применением алгоритма. (Один ученик работает на доске).

4. Индивидуальное задание с затруднением:

Графически обозначьте орфограмму «Гласные в суффиксах ДПНВ».

5. Проверка выполнения задания с применением алгоритма. (Должны остаться словосочетания: «построившие дом» и «таявший снег»).

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и

в громкой речи место и причина затруднения в написании гласной перед –вш-;

2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.

Почему у вас остались словосочетания с причастиями,

в которых вы не смогли обозначить орфограмму?

(Это ДППВ, а мы не знаем, какой способ действия применить, чтобы написать гласные перед суффиксом -вш-).

В чём причина затруднения, ведь у нас есть алгоритм?

(Это алгоритм «Правописание гласных в суффиксах ДПНВ», нам нужен алгоритм для ДППВ).

Какова же цель нашего урока?

Цель: 1. Открыть алгоритм «Правописание гласной буквы перед суффиксом –вш- ДППВ».

2. Учиться правильно писать гласные буквы перед суффиксом –вш- ДППВ.

Назовите тему урока.

Тема: Действительные причастия прошедшего времени. Гласные перед суффиксом –вш-

в ДППВ.

IV . Построение выхода из затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа

выхода из затруднения;

2) построить план достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Каким образом предлагаете решить цели урока?

(Возможная подсказка: вспомните способ наших действий при изучении ДПНВ).

Какой план составим?

(1. Рассмотрим образование ДППВ.

2. Попробуем сделать вывод об условиях написания гласной перед суффиксом –вш-.

3. Выведем алгоритм нового способа действия).

V . Реализация построенного проекта.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для реализации проекта,

направленного на открытие новых знаний: алгоритма «Правописание

гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ»;

2) зафиксировать новый способ действия во внешней речи и знаково;

3) организовать уточнение общего характера нового знания

Организация учебного процесса на этапе 5.

1. Наблюдение над особенностями образования ДППВ, анализ и сравнение примеров из задания с затруднением, выводы.

Выпишите из оставшихся словосочетаний ДППВ, определите способ образования, сделайте вывод в виде схемы.

(Один ученик выполняет работу на доске).

Постро…вшие – построить (сов.вид)

Та…вший – таять (несов.вид)

Вывод №1 . ДППВ образуются от основы инфинитива глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса –вш-.(Запись схемой).

Все ли случаи образования ДППВ мы рассмотрели?

(Нет, т.к. ДППВ могут иметь суффикс –ш-).

Приведите примеры, покажите способ их образования,

сделайте вывод.

Выросший – вырасти (сов. вид)

Нёсший – нести (несов.в.)

Вывод №2 . ДППВ образуются от основы инфинитива совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса –ш-. (Запись схемой).

Сравните оба случая образования. Какой еще вывод

мы должны сделать?

(О том, когда присоединяется суффикс –вш- и когда суффикс-ш-.

Вывод №3 . Если основа инфинитива глагола оканчивается на гласные буквы, то причастие образуется при помощи суффикса –вш-;

если же основа инфинитива оканчивается на согласные буквы, то причастие образуется при помощи суффикса –ш-.

2. Сравнение вывода учащихся с материалами учебника на стр.312.

3. Дальнейшая работа по решению проекта.

Какой пункт плана достижения цели урока мы выполнили? А

решена ли сама цель?

Попробуйте сделать вывод о написании гласных перед

суффиксом –вш-.

Вывод №4. Перед суффиксом –вш- в ДППВ пишется та же гласная, что и перед суффиксом –ть в инфинитиве глагола, от которого образована причастие.

4. Сравнение вывода учащихся с формулировкой орфограммы «Гласная перед суффиксом –-вш- в действительных причастиях прошедшего времени» в учебнике на стр.315.

5. Составление алгоритма нового способа действия:

1. Найти инфинитив, от которого образовано ДППВ.

2. Выделить гласную перед суффиксом –ть.

3. Написать эту гласную перед суффиксом –вш- в ДППВ.

(Введение алгоритма «Правописание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ» в общий алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастиях»).

6. Фиксация построенного способа действия в речи.

Каким образом мы действовали, решая первую цель урока и

выходя из затруднения при выполнении задания? Какие новые

знания открыли?

(Рассмотрели образование ДППВ. Сделали вывод об условиях присоединения к основе инфинитива суффиксов –вш- и –ш-, о сохранении гласной перед суффиксом –вш-. Вывели новый алгоритм, включили его в общий алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий»)

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать выполнение типовых заданий на применение нового алгоритма.

Организация учебного процесса на этапе 6.

Напомните вторую цель урока.

Чем же мы сейчас займемся?

(Будем тренироваться, чтобы научиться правильно писать гласные перед суффиксом –вш- в ДППВ с использованием нового способа действия, т.е. нового алгоритма).

Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

1. Объяснить написание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ по (Работа по раздаточным карточкам).

2. Вставить в глаголы, стоящие в неопределённой форме, пропущенные суффиксы. Образовать действительные причастия прошедшего времени. Выделить суффиксы глаголов и причастий.(Е.С.Барова, М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Стр.6, задание №3).

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый

способ действия и применения нового учебного содержания;

2) организовать самопроверку выполненного задания путем сопоставления

с эталоном;

3) организовать при необходимости коррекцию допущенных ошибок;

4) создать условия для ситуации успеха каждого ученика.

Организация учебного процесса на этапе 7.

1.Карточка №1. Самопроверка по эталону. Самооценка: «+» - если верно; «?» - если есть ошибки.

Где возникло затруднение и почему?

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными

темами: правописание гласных в суффиксах ДПНВ, пунктуация в предложениях

с причастными оборотами;

2) тренировать навык применения алгоритма «Правописание суффиксов

действительных причастий».

Организация учебного процесса на этапе 8.

1.Выборочно-распределительный диктант : в 1 столбик выписать действительные причастия, гласные в суффиксах которых зависят от спряжения глагола, во 2 – от гласной основы инфинитива, от которого образованы причастия. Обозначить орфограммы в суффиксах причастий.

Любящий брат, зависящий от погоды, обидевшийся на брата, закончившаяся

игра, слышавший песню, ненавидящий ложь, грохочущий вдали, поверивший в удачу.

2. «Третий лишний». Доказать свой выбор.

1) увидевший , исполнивший, расклеивший;

2) посеявший, ненавидевший, растаявший ;

3) хлещущий, пишущий , дышащий ;

4) повеял, выскочивши й, высмеявший;

5) борются , треплющий, слышащий.

3. Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

IX .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать оценивание детьми собственной деятельности на уроке;

3) организовать фиксацию неразрешенных затруднений как направление будущей

учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9.

1.Диалог с учащимися.

В чем состояло затруднение на уроке при открытии новых знаний?

Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли их?

Каким способом мы открывали новые знания?

Что же сегодня «открыли»?

Попробуйте оценить уровень новых знаний и свою деятельность

на уроке, отметив это в карточке.

2.Обсуждение и запись домашнего задания.

1) стр.312, 315 (выучить теорет. материал)

2) Упр.580.


1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):

1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.

2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.

3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.

Для правильного выбора суффикса причастия необходимо знать условия их написания!

1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.

2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени -ИМ-,-ЕМ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.

Исключение: ДВИЖИМЫЙ

3. Правописание гласной буквы перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени подчиняется особому правилу.

Перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная буква, что и перед ТЬ в начальной форме исходного глагола.

увидЕ ть – увидЕ вший, услышА ть - услышА вший.

Примечание: чтобы правильно написать гласную букву перед суффиксом -ВШ-, СПРЯЖЕНИЕ исходного глагола определять НЕ НАДО.

Правописание гласной буквы перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от того, на -АТЬ, -ЯТЬ или на - ИТЬ, -ЕТЬ оканчивается НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА исходного глагола.

Примечание:

Правописание гласных перед одной Н в кратких страдательных причастиях подчиняется тому же правилу, что и правописание гласной перед НН в полных страдательных причастиях:



услышА тъ - услышА нный - услышА на.

Алгоритм выполнения задания

1) Выясните, в какой части слова пропущена гласная буква:

· в окончании

· в суффиксе.

2) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределённой форме установите спряжение глагола:

· в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные буквы Е, У, Ю (ЕдУ);

· в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные буквы И, А, Я (ослик ИА).

3) Если гласная буква пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

· пропущена гласная буква в суффиксах причастий -УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ- .

· пропущена гласная буква перед суффиксом причастий -ВШ- и -НН-.

4) Правописание суффиксов причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ- зависит от пряжения исходного глагола:

· в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -ЕМ-;

· в причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-;

5) Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий -ВШ- и -НН- зависит от того, на -АТЬ, -ЯТЬ или -ИТЬ, -ЕТЬ оканчивается начальная форма исходного глагола:

· если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то гласная буква А, Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени;

· если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется только Е;

· перед суффиксом -ВШ- сохраняется та же гласная, что и перед окончанием -ТЬ в начальной форме .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1.

постел..шь / провер..нный / развеянный / слыш..мый / выруч..нный

Ответ:___________________.

Задание № 2.

приемл..емый / тащ..шь / невидимый / выскоч..шь / значимый

Ответ:___________________.

Задание № 3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

выгор..шь / задерж..шься / дремл..шь / вер..шь / слыш..мый /

Ответ:___________________.

Задание 4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

задерж..шься / выгляд..шь / прос..шь / предвид..вший / выполн..шь

Ответ:___________________.

Задание 5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

завис..шь / задерж..шь / бор..шься / верт..шься / невид..мый

Ответ:___________________.

Задание № 6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?

притерп..шься / откликн..шься / прилепл..нный /скач..шь / спор..щие

Ответ:___________________.

Задание № 7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?

бор..шься / сфотографиру..шься / движ..мый / повал..нный / наде..шься

Ответ:___________________.

Задание № 8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

предъявля..шь / загон..шь / закле..вший / свер..шь / увид..шься

Ответ:___________________.

Задание № 9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

терп..шь / проветр..шь / вылеч..шься / неотъемл..мый / муч..мый

Ответ:___________________.

Задание № 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

брод..шь / выуч..шь / выточ..шь / увид..шься / исчезн..шь

Ответ:___________________.

Просмотров