Какую реликвию искали в средние века. Священные мировые реликвии. Пояс Девы Марии

Во всём мире существует великое множество религий и в каждой из них люди нашли что-то особенное. Это и связывает их с высшими силами. Вашему вниманию предоставляется семь самых почитаемых реликвий со всего мира. Итак, обо всём по порядку.

Известная всем Туринская плащаница - наиболее популярная реликвия христиан. На ней неизвестным образом проявились отпечатки лика и тела Иисуса Христа, после того, как он был распят, а его тело было завёрнуто в неё. Вот уже многие годы паломники со всего мира посещают Турин, чтобы убедиться в этом.

Туника Девы Марии, находящаяся сейчас в соборе Шартрской Богоматери во Франции, имеет не менее интересную историю. Всё началось с того, что она была передана в Иерусалим после крестового похода в 876 году. Её поместили в собор, который в скором времени сгорел. Туника осталась невредимой, собор был восстановлен и снова функционировал. Однако через несколько лет в него попала молния, но туника опять осталась в сохранности в одном из тайников. На совете после всех этих событий решено было перевезти эту реликвию во Францию. Но и здесь спокойного хранения туники ожидать не пришлось. Шартр, в котором она находится по сей день, был разрушен в ходе Второй мировой войны. Собор Шартрской Богоматери не пострадал, в прочем, как и находящаяся в нём туника.

Католики высоко ценят и почитают кровь святого Януария, которая хранится в кафедральном соборе Неаполя. Этот святой жил ещё очень давно. Вы можете спросить: «Но как же сохранилась его кровь?» Ответ на него может показаться странным, однако она сама два раза в год «оживает». Высохшая кровь становится жидкой и бурлит так же два раза в год. Ходит легенда о том, что кровь может не «проснуться», но тогда городу будут угрожать опасности. Она находит своё подтверждение уже в 1527 году, когда кровь не стала жидкой и на город обрушилась эпидемия чумы. В 1980 году легенда снова оправдывается. Снова город охватывает ненастье, только на этот раз в Неаполе случается мощное землетрясение.

Следующая реликвия, пожалуй, самая странная и непонятная. Это голова пророка Иоанна Крестителя. Никто не знает её точного местоположения. Мусульмане уверяют, что голова находится в Дамаске. Там есть мечеть Умайад, где, по их словам, эта реликвия сохраняется уже много лет. Однако христиане отрицают эту версию. У них свои предположения, в которые они верят, как в истину. Они утверждают, что голова пророка хранится в самом надёжном месте - в церкви Сан-Сильвестро в Риме. Другие источники отрицают обе версии. Одни говорят, что реликвия погребена в Турции, другие, что во Франции.

Самая почитаемая религиозная ценность мусульман - волосы из бороды пророка Мухаммеда. Во всём мире всего три таких реликвии. Причём одна из них находится в России. Волосы из бороды хранятся в тюменском музее городской думы. В Тюменский край они занесены ещё в девятнадцатом веке, когда один купец приобрёл эту святыню за немыслимые деньги и привёз к себе на родину. Ещё две реликвии находятся в музее-дворце Тонкапы в Стамбуле и в мечети Хазратбал.

Бытует легенда, что пророк Мухаммед, оттолкнувшись ногой от одной из скал, совершил путешествие на небо. Отпечаток его ступни так и остался на камне, а обломок скалы надёжно спрятан в мечети Куббат-ас-Сахра, расположенной в Иерусалиме. Однако это не единственная в своём роде реликвия. Её подобия можно увидеть и в одной из крупнейших мечетей Индии под названием Джама-Масджид. Также в Дамаске есть мечеть Джами Аль-Кадам, которая имеет второе название Мечеть Ступни.

Самая известная святыня буддизма - зуб Будды. Сейчас он хранится на острове Шри-Ланка в храме Далада Малигава города Канди. Легенда гласит, что зуб был выхвачен из погребального костра, на котором сожгли тело Просветлённого. Реликвия надёжно заперта в семи ларцах, закрытых на замок и вложенных друг в друга. Также считается, что обладатель зуба Будды может обрести всю полноту власти. Его неоднократно хотели уничтожить, но все попытки оканчивались неудачами.

Реликвии являются важной частью истории религий мира, включая буддизм, христианство, шаманизм и индуизм. Тем не менее, большинство самых известных реликвий, которые были обнаружены и изучены, являются частью христианской веры.

Слово реликвия происходит от латинского термина обозначающего «останки». Термин «реликварий» используется для обозначения храма, где находятся эти реликвии. Реликвии никогда не бывают просто человеческими останками. Они скорее представляют собой останки какого-то святого, или артефакта, который, как полагают, был благословлён святым или Богом. Самые легендарные религиозные реликвии рассматриваются как символы власти Бога на Земле, многие из них являются католическими реликвиями.

В особенности в средние века церкви и частные лица создавали и продавали реликвии, которые не являлись подлинными. Коррупция, связанная с этими ложными реликвиями, была подвергнута критике в популярных произведениях, таких как «Кентерберийские рассказы» (The Canterbury Tales) Чосера (Chaucer). На сегодняшний день в мире можно увидеть огромное количество реликвий, выставленных на всеобщее обозрение. Большинство этих находок всё ещё находятся под вопросом, заключающимся в их легитимности. Тем не менее, какой бы ни была истина, стоящая за ними, каждая из этих реликвий обладает интересной, а иногда и ужасной историей.

10. Скунский камень (Stone Of Destiny)

Скунский камень привёл к многочисленным войнам в его имя. Например, Шотландия и Англия воевали за то, чтобы он хранился на их территории более 700 лет. Происхождение этой священной реликвии остаётся загадкой, истина о нём исчезла из истории, однако в мире существует огромное количество догадок по этому поводу. Некоторые утверждают, что реликвия обладает библейским происхождением. Камень использовался в шотландской истории как место коронации королей – никто не сомневался в его священном предназначении.

Этот камень окружает множество мифов и легенд. На протяжении истории многие хотели его заполучить, а иногда камень даже прятали. В последний раз он был использован для коронации в Шотландии в 1292 году, при коронации Иоанна I Баллиоля (John Balliol), так как после этого его забрала Англия. В Англии его положили под коронационный трон, где он лежал и использовался ещё 700 лет.

9. Зуб Будды (Buddha’s Tooth)


Будда Шакьямуни (Gautama Buddha) является святым, на учениях которого основана религия буддизма. Считается, что в возрасте 80 лет Будда достиг Паринирваны (Parinirvana), это означает, что он мог покидать своё тело и жить в вечном бессмертном состоянии. После своего последнего обеда он почувствовал себя плохо и умер. Некоторые считают, что он просто умер от старости, в то время как многие другие уверены, что он достиг своего заключительного божественного состояния.

После его кремации в пепле был найден его зуб, который с тех пор использовался множеством способов. Его духовные заслуги заставили индийских королей обратиться в буддистскую религию. Многие также считают, что зуб способен творить чудеса. Каждый раз, когда он был на грани уничтожения, он избегал своей участи и творил чудо. О нём ходит много легенд и историй, однако на сегодняшний день его можно увидеть только на выставке, да и то по особым случаям.

8. Реликварий в форме саркофага


Этот редкий реликварий или рака для реликвии предположительно содержит останки . Несмотря на то, что сейчас никто не уверен в святости мощей, сотни лет назад в ней никто не сомневался.

На реликварии написано следующее на греческом языке: «Во исполнение клятвы епископу Иоанну». Из-за использования этого имени многие считают, что рака когда-то использовалась как форма чуда или лекарства. Вместе с этим контейнером было найдено ещё несколько похожих. Предположительно во всех содержатся останки того или иного святого. На момент создания этих рак было вполне приемлемо, что святых расчленяли и растаскивали по церквям в религиозных целях.

7. Рука Святой Терезы Авильской (Saint Teresa of Avila)

Тереза Авильская была важной личностью в 16-ом веке. Испанская монахиня, а позже римско-католическая святая, была реформатором кармелитского ордена (Carmelite Order) и многие почитали её, особенно после её смерти (через 40 лет после того как она умерла, её канонизировал Папа Римский).

Её рука была мумифицирована и использовалась в качестве символа её идеалов и религиозной святости. Её автобиография и основополагающие работы также высоко почитаются среди католиков.

Через много лет после своей смерти она стала инструментом для Франсиско Франко (Francisco Franco) и его диктатуры. Он заполучил её руку и носил её с собой повсюду, даже спал с ней. Когда он умер, он сжимал руку в своих объятьях.

6. Рука Марии Магдалины

Несмотря на то, что были те люди, которые критиковали Марию Магдалину (Mary Magdalene), нет никаких сомнений в том, что она является важным библейским персонажем. Считается, что она путешествовала с Иисусом и была его последовательницей, появившись при его распятии и при его воскрешении. Её имя упоминается чаще, чем имена большинства апостолов и именно она оставалась с Иисусом в то время, когда он страдал.

Она также находилась рядом с ним после смерти. Её рука была взята как священная реликвия и отправлена в аббатство города Фекан (Fécamp). Рука оставалась в хорошем состоянии пока Святой Хью (Saint Hugh) не решил отдать дань уважения реликвии в 1911 году. Он решил взять часть руки с собой, но он не смог оторвать часть руки своими пальцами. Поэтому он взял и откусил два пальца от руки, в то время как монахи, стоявшие рядом с ним, наблюдали за происходящим с ужасом на лицах.

5. «Часовня костей» (Capela Dos Ossos)


Королевская Церковь Святого Франциска (Igreja Real de São Francisco) является мрачным зрелищем. «Часовня костей» является именно тем, что можно предположить из названия. Стены здания покрыты скелетами, в том числе сотнями черепов. Они находятся здесь, утопленными в цемент, уже на протяжении многих лет. Зачем была создана эта часовня?

В те времена в 1500-х годах место на монастырских кладбищах было большим дефицитом. Решением монахов было расположение всех костей в одном месте. Таким образом они также могли созерцать тень смерти и размышлять о ней и о смысле жизни. Вот почему кости покрывают стены под открытым небом, вместо того чтобы быть спрятанными внутри.

4. Голова Святой Екатерины Сиенской (Saint Catherine of Siena)

Святая Екатерина Сиенская была важной личностью в Риме. По легенде, у неё было видение, в котором Иисус подарил ей безымянный палец левой руки, сделанный из его крайней плоти. Это святое видение было одной из причин, почему её называли святой. Она умерла в 33 года, однако её тело не могло обрести успокоения.

В то время люди хотели взять её тело в качестве святой реликвии, но не могли забрать его полностью. Вместо этого они сняли с плеч её голову и положили в мешок. Эту кражу никто не остановил, так как по легенде, когда римские стражи схватили мешок, они нашли лишь лепестки роз внутри. На данный момент эта святая реликвия находится на всеобщем обозрении в Сиене.

3. Флаг Фей Данвегана (Fairy Flag Of Dunvegan)


Существует целый ряд теорий, связанных с Флагом Фей. Некоторые считают, что он был одеянием раннего христианского святого, что придаёт ему святости. Другие полагают, что он когда-то был знаменем Короля Норвегии Харальда III Сурового (Harald Hardrada).

Есть и те, кто считает, что он был соткан самими феями и что он появился на холме без каких-либо объяснений. В любом случае, он обладает духовным значением. Однако он сделан из шёлка и был создан до Первого крестового похода (First Crusade). Был ли он создан христианином или феей? Это до сих пор неизвестно – всё зависит от ваших верований! Но этот флаг определённо является важной частью истории.

2. Святой Валерий Сарагосский (Saint Valerius of Saragossa)


Святой покровитель Сарагосы Валерий был найден в гробнице, покрытой прекрасными драгоценными камнями в богатом одеянии. При жизни он был важной личностью в городе. С 290 года и до своей смерти он был епископом. Он провёл определённый период своей жизни в заключении, а также был выслан в Аннет (Enet). Там он умер, скорее всего, был убит.

После его смерти его тело использовалось как священная реликвия. Его останки, в частности скелет, были найдены Полом Кудунарисом (Paul Koudounaris), который совершил множество подобных находок. Этот скелет был украшен золотом, серебром и драгоценными камнями. Скорее всего, это было сделано его последователями.

1. Костехранилище в Седлеце (Sedlec Ossuary)


Костехранилище в Седлеце зачастую описывается как захватывающее, но жуткое здание. Несмотря на это, оно продолжает оставаться популярной туристической достопримечательностью, так как оно покрыто более чем 40 000 скелетов. Например, люстра в костехранилище включает в себя, по крайней мере, по каждой кости в человеческом теле.

В 1278 году настоятель отправился в Иерусалим и привёз с собой контейнер почвы, известной как «Святая Почва». Когда она была доставлена в Седлец, многие пожелали быть похороненными в Седлеце и кладбище было расширено, чтобы вместить всех, кто изъявил на это желание. После этого, в 15-м веке, кости были помещены в подвал Костехранилища и там они оставались до 1870 года. На тот момент кости были расположены в узоры Франтишком Ринтом (Frantisek Rint), резчиком по дереву, который создал то, что сейчас известно как Костехранилище в Седлеце. Жуткое место содержит множество благословенных костей, которые, скорее всего, больше никогда не будут погребены.

С 1998 года издательство «Вече» выпускает книги серии «100 великих» – уникальные энциклопедии жизни знаменитых людей и выдающихся творений человеческого гения, самых удивительных явлений и загадок природы, величайших событий истории и культуры.

Более ста томов сгруппированы в коллекции серии «100 великих»:

КОЛЛЕКЦИЯ ТАЙН И ЗАГАДОК

КОЛЛЕКЦИЯ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

КОЛЛЕКЦИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

КОЛЛЕКЦИЯ МАСТЕРОВ КУЛЬТУРЫ

КОЛЛЕКЦИЯ РЕКОРДОВ

«Сто великих»® является зарегистрированным товарным знаком, владельцем которого выступает ЗАО «Издательство «Вече». Согласно действующему законодательству без согласования с издательством использование данного товарного знака третьими лицами категорически запрещается

Реликвии мировых религий

Ковчег Завета

Местонахождение – предположительно церковь Марии Сионской, Аксум, Эфиопия

«Мы с пренебрежением отвергаем все те научно разработанные мифы, что Моисей был легендарной личностью, на которой народ основал свою религиозную и социальную систему. Мы считаем, что самым научным, самым здравым и самым удовлетворяющим убеждением будет буквальное принятие библейского повествования.


Мы уверены, что все произошло так, как записано в Священном Писании. Мы можем иметь полную уверенность в том, что все происшедшее случилось с людьми, подобными нам, и что их переживания аккуратно записаны и сохранены на протяжении столетий с большей точностью, чем многие телеграфные сообщения наших дней…

Пусть ученые и исследователи увеличивают свое знание и делают всевозможные испытания подробностей записей тех отдаленных веков, достигших наших дней. Этими исследованиями они лишь докажут нам простоту и существующую точность записанных истин, которые до сих пор освещают путь странствования человека».

Эти строки написал когда-то один из крупнейших деятелей ХХ столетия – премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. И для него, и для миллионов других людей, читавших и читающих Библию, было неоспоримо, что один из наиболее ярких персонажей Ветхого Завета – Моисей, принадлежал к числу великих мужей дохристианского мира. Избранный Богом, он изменил направление всей человеческой истории. Много позже христианская Церковь приняла откровение Ветхого Завета через народ, с которым некогда заключил союз сам Бог. А зримым символом этого союза служил ковчег Завета, знаменовавший присутствие Бога среди людей.

«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг него золотой венец; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него… Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, и ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения…» (Быт. 12: 9-10).

Выполняя эту заповедь, данную Богом, Моисей поручил изготовить ковчег мастеру по имени Веселеил, которого Господь «исполнил… Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством…». И когда ковчег был готов, Моисей вложил в него две скрижали, которые были даны ему на горе Синай и на которых Бог записал десять заповедей. Позже к ним прибавились сосуд с манной небесной и процветший жезл Аарона.

Самое раннее упоминание ковчега в Библии приходится на период странствий сынов израилевых, выведенных Моисеем из египетского плена (ок. 1250 г. до н. э.). Из пустынь Синая ковчег был доставлен евреями в землю обетованную. Благодаря исходившим от него сверхъестественным проявлениям народ Израиля был непобедим. Сила ковчега осушила реку Иордан, вызвала мор среди филистимлян.

Царь Давид поставил ковчег Завета в шатре (скинии), где ежедневно общался с Богом. Сын и преемник Давида, Соломон, торжественно перенес ковчег в Святая Святых построенного им Иерусалимского храма. Своей формой храм напоминал форму ковчега Завета и служил скорее святилищем, чем местом для массовых богослужений. Золотые цепи ограждали хранившуюся в нем реликвию, многочисленная золотая утварь таинственно мерцала в полумраке…

Последние упоминания о ковчеге относятся к временам правления иудейского царя Иосии (Vil в. до н. э.). Его следы теряются после того, как вавилонский царь Навуходоносор в 587 г. до н. э. захватил и разрушил Иерусалим. Однако ковчег Завета не упоминается в числе реликвий и сокровищ, захваченных Навуходоносором в храме Соломона. Судьба его так и осталась неизвестной. Профессор древнееврейской и сравнительной религии Калифорнийского университета (США) Ричард Эллиот Фридман, много лет посвятившей этой загадке, называет ее «одной из величайших тайн Библии»; с его мнением согласны многие ученые.

На страницах Ветхого Завета можно обнаружить более двухсот упоминаний о ковчеге Завета вплоть до эпохи Соломона (970–931 гг. до н. э.), но он почти не упоминается после правления этого мудрого царя. Нет ни одного сообщения о том, что «”Ковчег был увезен, уничтожен или спрятан”», – писал в 1987 году Р.Э. Фридман. – Нет даже упоминания о том, что “и тогда Ковчег исчез и мы не знаем, что с ним случилось”, или что “и никто не знает, где он находится по сей день”. Самый важный, с библейской точки зрения, предмет попросту перестал существовать». В этом-то и заключается подлинная историческая загадка: дело не только в том, что пропала необычайно ценная реликвия, но и в том, что исчезновение ковчега – при всем его огромном религиозном значении – окружено плотной стеной молчания.

Есть все основания предполагать, что ковчег исчез задолго до того, как в 587 году до н. э. армия вавилонского царя Навуходоносора сожгла Иерусалим. Он не достался вавилонянам в качестве трофея. И ковчега

Завета определенно не было во втором храме, построенном на развалинах первого, после того как евреи вернулись в 538 году до н. э. из вавилонского плена.

В тайну исчезновения ковчега пытались проникнуть многие исследователи. Его поисками занимались нескольких археологических экспедиций, но все они оказались неудачными.

Древние (и не очень) предания рассказывают, что ковчег якобы до сих пор остается в Иерусалиме, укрытый где-то в недрах Храмовой горы. Согласно одной легенде, возникшей уже после вавилонского пленения, Соломон предвидел разрушение храма и поэтому «придумал место для сокрытия ковчега». Апокрифический «Апокалипсис Баруха» – относительно поздний текст – сообщает, что реликвия была поглощена землей и скрыта под краеугольным камнем, на котором стоял храм Соломона. В Талмуде можно встретить свидетельство, что «ковчег был похоронен в своем месте». Царь Иосия, правивший в Иерусалиме с 639/ 640 по 608/609 год до н. э., то есть за десятилетие до захвата города вавилонянами, предвидя неминуемое разрушение храма, будто бы «спрятал ковчег и все его принадлежности, дабы предохранить их от осквернения врагом». Другое предание, записанное в Мишне , утверждает, что реликвия была схоронена «под мощеным полом дровяного сарая, чтобы она не попала в руки врага». Этот дровяной сарай находился на территории храма Соломона, но место его расположения ко времени возвращения евреев из Вавилонского пленения было забыто и «осталось тайной на все времена». В Мишне рассказывается, что однажды некий священник работал во дворе храма (второго) и случайно наткнулся на «участок мощения, отличавшийся от остального. Он пошел и сказал об этом своему приятелю, но не успел он закончить, как жизнь оставила его. Так они точно узнали, что там покоится ковчег».

Совершенно иную версию сокрытия ковчега предлагает Вторая книга Маккавейская, составленная между 100 годом до н. э. и 70 годом н. э. евреем-фарисеем, писавшим на греческом языке. В ней говорится, что пророк Иеремия, «по бывшему ему Божественному откровению (о грядущем разрушении храма. – Авт.), повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход».

По мнению ученых, этот рассказ – всего лишь вымысел, с помощью которого автор Второй книги Маккавейской пытался возродить интерес еврейской диаспоры к исторической родине. Поскольку книга была написана примерно через пять столетий после смерти Иеремии, ее даже нельзя назвать древним преданием, хотя автор попытался представить его таковым. Тем не менее поиски ковчега Завета велись и в месте, указанном во Второй книге Маккавейской, и в других местах.

Еще в XII столетии рыцари-тамплиеры (храмовники) пытались отыскать ковчег в Иерусалиме в недрах Храмовой горы. Их поиски окончились ничем. Сегодня на Храмовой горе находятся третья и четвертая по значению святыни ислама – мечети «Купол Скалы» и Аль-Акса, поэтому современным археологам доступ на гору закрыт: мусульманские власти противятся проведению здесь каких бы то ни было научных исследований. С их точки зрения, это было бы осквернением святынь. Не менее сильное сопротивление оказывают и еврейские религиозные руководители. Еще в 1967 году, когда профессор Археологического института Еврейского университета Мазар впервые начал переговоры о раскопках с сефардским и ашкеназским главными раввинами, те ответили категорическим отказом: что случится, если в результате археологических раскопок ковчег Завета вдруг будет найден? Ведь считается, что евреи пребывают в состоянии «нечистоты» со времени разрушения второго храма и это состояние якобы закончится лишь с приходом истинного Мессии. А поскольку сыны израилевы «нечисты» с точки зрения религиозного закона, им запрещено касаться ковчега Завета. Поэтому немыслимо даже думать о раскопках до прихода Мессии!

Подобного рода догма стала серьезным препятствием на пути археологов. Тем не менее им удалось убедить раввинов, а также преодолеть возражения представителей двух других монотеистических религий – христианства и ислама. И в конце 1960-х годов ученые начали раскопки. Правда, велись они только на южной стороне Храмовой горы, где удалось найти вход в тоннель, выкопанный тамплиерами в XII столетии. Его проследили на глубину примерно тридцати метров. Тоннель тянется и дальше, но копать в пределах Храмовой горы строго запрещено, так что дальнейшие работы были свернуты. Археологи сумели лишь понять, что туннель ведет с юга в глубь горы и, по-видимому, проходит непосредственно под мечетью «Купол Скалы». Она стоит на том самом месте, где некогда располагалась Святая Святых храма Соломона и где когда-то хранился ковчег Завета.

Ничего не дали и поиски на горе Нево, где похоронен Моисей, и на соседней горе Фасги. Единственные следы! ковчега Завета можно сегодня отыскать только лишь… в Африке, в Эфиопии, столь далекой от Святой Земли!

Эфиопия – одно из древнейших африканских государств. Ее начальная история изложена в обширной рукописи XIV века «Кыбрэ Нэгэст» («Слава царей»). Основание древней эфиопской монархии (ок. 1000 г. до н. э.), просуществовавшей вплоть до 1974 года, эта хроника связывает с именем Македы, царицы Шебы. Умная, просвещенная и любознательная правительница, она известна во всем мире как царица Савская. Под этим именем она упоминается и на страницах Ветхого Завета.

«Кыбрэ Нэгэст» рассказывает, что царица прослышала о мудрости царя Соломона и о чудесах Иерусалима, и решила увидеть все это своими глазами. Она собрала караван, насчитывавший 797 верблюдов и столько ослов и мулов, что их число невозможно было подсчитать. Все эти животные были нагружены дарами для великого царя.

Несколько месяцев провела царица при дворе Соломона. Беседы с ним произвели на нее такое воздействие, что она отреклась от языческой религии своих предков и уверовала в единого Бога. В свою очередь, Соломон был поражен красотой этой женщины, и его охватила страсть к царице Шебы. Прощаясь, Соломон снял кольцо со своей руки и вложил его в руку Македы. «Если у тебя будет сын, отдай ему это кольцо и пришли сына ко мне», – сказал он.

Македа вернулась в Эфиопию и вскоре родила сына. Когда он вырос, то захотел увидеть своего отца и отправился в Иерусалим. Соломон сразу узнал его. Освященным елеем он помазал принца и дал ему имя – Менелик, что значит «как он красив». Соломон объявил, что отныне только потомки Менелика по мужской линии должны править Эфиопией. Так оно и случилось: после Менелика I в стране царствовали только его потомки по мужской линии; последним из них был император Хайле Селассие, свергнутый в 1974 году.

Прощаясь с отцом, Менелик попросил у Соломона часть покрова с ковчега Завета, чтобы эфиопы могли поклоняться этой реликвии. Соломон удовлетворил его просьбу. Однако в результате подмены в руках Менелика оказался. подлинный ковчег Завета! Впрочем, Соломон не стал убиваться по этому поводу, сказав, что «ковчег Завета передан не иноземцу, а моему сыну». Так ковчег оказался в Эфиопии, а в Иерусалиме осталась подделка.

Корни этой легенды, несомненно, уходят в текст Священного Писания. Ученые считают, что наиболее распространенная ее версия была обработана эфиопскими священнослужителями в XIV веке и в этом виде вошла в народный эпос. Как бы то ни было, легенда о Соломоне и царице Шебы приобрела сакральное значение, освящая власть эфиопских императоров – потомков Менелика, династия которых именовалась Соломоновой.

Эту историю, как и все легенды подобного рода, нельзя рассматривать некритически. В Эфиопии (Абиссинии) Х века до н. э. не существовало и не могло существовать высококультурной централизованной монархии, описанной в «Кыбрэ Нэгэст». Нет никаких подтверждений и тому, что царица Савская была эфиопкой – напротив, по другим сведениям, ее родина находилась в Аравии, на юге Аравийского полуострова. Однако нет и оснований считать это совершенно невозможным: в своих знаменитых «Иудейских древностях» Иосиф Флавий, например, называет ее «царицей Египта и Эфиопии». Факт существования Менелика еще менее достоверен: историки считают предполагаемого основателя Соломоновой династии эфиопских императоров чисто легендарной фигурой.

В легенде, рассказанной в «Кыбрэ Нэгэст», существует еще много других нестыковок, анахронизмов и неточностей. А вот что касается ковчега Завета…

Народ Эфиопии свято верит в то, что он на протяжении многих веков обладает этой священной реликвией. Для эфиопов это так же очевидно и обыденно, как и утверждение о том, что «Волга впадает в Каспийское море» – для русских. Достоверно известно и место хранения реликвии: церковь Марии Сионской в древнем городе Аксум, расположенном на севере страны. На протяжении многих веков он являлся столицей Эфиопии и до сих пор сохранил за собой значение ее главного сакрального центра. Кстати, Аксума еще не было и в помине в тот период, когда ковчег, предположительно, был привезен в Эфиопию: этот город был основан не ранее III века до н. э., быть может, даже не ранее II века – иными словами, через семьсот или восемьсот лет после предполагаемого исчезновения ковчега.

Первоначальное здание церкви Святой Марии было построено в 372 году н. э. Она стала самой первой христианской церковью в Черной Африке. Просторная пятинефная базилика с момента своего основания являлась местом массовых паломничеств: ведь она была специально построена для хранения ковчега Завета, который – если верить легендам – был доставлен в страну задолго до рождения Иисуса Христа и до того, как христианство стало официальной религией в Аксумском государстве.

Следует заметить, что христианская религия в Эфиопии имеет ряд весьма специфических черт, и уж ни в коем случае не является «православной», как это иногда утверждают некоторые отечественные авторы.

Эфиопская церковь принадлежит к числу древних восточных (дохал-кидонских) церквей, отказавшихся признать нераздельное и неслиянное существование во Христе двух начал: божественного и человеческого, и принявших в качестве догмы учение о поглощении человеческого начала Христа божественным – т. н. з. монофизитство. Монофизитство было осуждено Халкидонским собором 451 года; сегодня его придерживаются несколько церквей: Армянская апостольская (которую иногда также ошибочно считают «православной»), Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская (яковитская) и Сиро-Маланкарская.

Другой особенностью Эфиопской церкви является чрезвычайно заметное влияние иудаизма. По всей Эфиопии в среде христиан встречаются несомненно иудейские по происхождению обычаи и верования. Миллионы эфиопских христиан избегают есть «нечистых» птиц и млекопитающих (особенно свиней), соблюдают еврейскую субботу – но не вместо воскресенья, святого для их единоверцев в других местах, а вдобавок к нему. Они делают обрезание своим сыновьям на восьмой день после их рождения, как установлено книгой «Левит», – этот обычай из всех народов мира соблюдают сегодня только евреи и эфиопы. Отмечаются и другие праздники, хотя внешне христианские, но изначально явно иудейские. Так, эфиопский праздник Нового года (Инкуташ) близко соответствует еврейскому Новому году (Рош Хашанах). Оба они справляются здесь в сентябре, и за обоими через несколько недель следует второй праздник (Маскал в Эфиопии и Йом Кипур в Израиле). Эфиопские христиане также строго соблюдают многие из законов Пятикнижия Моисеева. Христианская вера не устанавливает ни одного из этих ограничений, но Пятикнижие требует соблюдения их всех. В целом же англиканский архиепископ Дэвид Мэтью еще в 1947 году описал «весь комплекс религиозных отправлений в Эфиопии как древний и культовый, пропитанный иудейскими обычаями».

Христианские церкви Эфиопии по своему устройству восходят едва ли не ко временам храма Соломона. Ведущий специалист в этой области профессор Лондонского университета Эдвард Уллендорф пишет по этому поводу:

«Внешняя аркада абиссинской церкви из трех концентрических частей называется кене махлет, то есть место для исполнения псалмов, она соответствует уламу храма Соломона. Следующее помещение – кеддест, где отправляется обряд причащения. Внутренняя часть – макдас, куда имеют доступ только священники… Такое разделение на три помещения свойственно всем абиссинским церквам, даже самым маленьким. Таким образом, совершенно очевидно, что абиссинцы предпочли форму еврейского храма базилике, принятой первыми христианами повсеместно».

Профессор Уллендорф не стал строить догадки, почему абиссинцы оказали предпочтение дохристианской модели для своих христианских церквей. Он только лишь делает вывод:

«Ясно, что эти и другие традиции… были составной частью абиссинского национального наследия задолго до обращения в христианство в IV веке, ибо было бы непонятно, почему народ, недавно обращенный из язычества в христианство (и не христианином-евреем, а сирийским миссионером Фрументием), начал бы потом похваляться иудейской родословной и настаивать на израильских связях, обычаях и институтах».

Сирийскому миссионеру Фрументию, обратившему Аксумское царство в христианство – коптский патриарх Александрии назначил его в 331 году н. э. первым архиепископом Эфиопии, – по-видимому, пришлось приспосабливать институты новой веры к уже существовавшим иудейским обычаям страны. Но когда, каким образом иудаизм мог попасть в эту далекую африканскую страну?

Академический мир в большинстве своем сходится во мнении, что иудейская вера достигла Эфиопии не ранее II века н. э. Ее принесли сюда бежавшие от римских преследований эмигранты из Палестины, основавшие крупную еврейскую общину в Йемене, а затем перебравшиеся через Красное море на Африканский континент. Одним из самых решительных сторонников такой точки зрения был упоминавшийся выше профессор Уллендорф, в своем обширном труде «Эфиопия и Библия» категорично утверждавший, что евреи проникали в Эфиопию из Южной Аравии на протяжении длительного периода с 70 по 550 год н. э.

Южная Аравия действительно выглядит наиболее вероятным исходным пунктом миграционного движения из этого региона в Эфиопию. Однако отношение ученых к «йеменскому следу» отнюдь не единодушно. Имеются немало сведений, указывающие на то, что иудейская вера играла важную роль в Эфиопии еще задолго до прихода сюда в IV веке н. э. христианства. С этим, в частности, связана загадка фалаша – эфиопских иудеев.

«Евреи в Эфиопии были всегда, с самого начала», – писал в XVII веке португальский иезуит Балтазар Теллеш. Фалаша (фалаши), «черные евреи Эфиопии», внешним видом и одеждой почти не отличаются от других жителей Абиссинского нагорья. Их родное наречие является диалектом древнего агавского языка, на котором когда-то говорили многие жители северных провинций Эфиопии. Единственной чертой, отличавшей фалашей, была их религия – несомненно иудейская, хотя весьма архаичного и своеобразного типа. Европейские миссионеры, побывавшие в Эфиопии в XIX веке, с удивлением писали: «Фалаши ничего не знают о Вавилонском или Иерусалимском Талмуде, которые были сочинены во время и после Вавилонского пленения. Они также не соблюдают праздников Пурим и Освящения Храма, которые свято соблюдаются евреями нашего времени»

Праздник Освящения Храма был известен как Ханука. Он был установлен в 164 году до н. э. и по этой причине обязательно должен был бы соблюдаться еврейской общиной, обосновавшейся в Йемене после 70 года н. э. Несоблюдение фалашами Хануки подсказывает только один вывод: они обратились в иудаизм до 164 года до н. э., и значит, эта религия пришла к ним не из Йемена, а из какого-то другого места.

Как писал в 1869 году в своей книге «Фалаши Абиссинии» немецкий миссионер Мартин Флад, праздник Пурим эфиопские евреи также не соблюдали. Между тем этот праздник отмечался уже со II века до н. э. Он может иметь и более раннее происхождение: отмечаемые им события имели место в середине V века до н. э., и высказывались предположения, что его соблюдение стало весьма популярным уже к 425 году до н. э. Значит, фалаши оказались изолированными от основного русла мирового иудаизма задолго до этой даты, быть может, еще в VI веке до н. э.!

Другой миссионер, Генрих Штерн, в своей опубликованной в 1862 году книге «Странствия среди фалашей Абиссинии» утверждает, что эфиопские евреи соблюдали верность закону Моисея, «в соответствии с которым они строили свой культ», однако при этом совершали жертвоприношения животных. Однако практика совершения местных жертвоприношений вне стен главного храма в Иерусалиме была отменена царем Иосией в VII веке до н. э. Получается, что предки нынешних фалашей были обращены в иудаизм еще до этого времени?

Архаичные обычаи фалашей ставят под серьезное сомнение утверждения о позднем (южноаравийском) происхождении эфиопского иудаизма. Напротив, они довольно убедительно свидетельствуют в пользу того, что иудейская вера могла прийти в Эфиопию еще во времена Первого храма. А содержащаяся в «Кыбрэ Нэгэст» легенда позволяет понять, как и почему иудаизм пустил корни в сердце Африки в столь давнюю эпоху: да потому, что связана эта история непосредственно с ковчегом Завета!

«Кыбрэ Нэгэст» совершенно ясно указывает на то, что иудаизм проник в Эфиопию в 950-х годах до н. э., когда Менелик и его свита вернулись в страну с ковчегом. Существование туземных «черных евреев» в Эфиопии служит красноречивым доказательством присутствия там и ковчега. Их приверженность древним, давно забытым в других местах обычаям привела ряд путешественников к выводу, что фалаши являются «потерявшимся племенем Израиля». В 1970-х годах это представление получило официальное благословение иерусалимских раввинов, недвусмысленно называющих фалашей евреями, т. е. считающимися достойными израильского гражданства в соответствии с законом о репатриации.

По иронии судьбы главной причиной столь запоздалого признания был явно ветхозаветный характер фалашской религии, который никак не вписывался в Талмуд (свод иудейских законов и толкований, накопленных между 200 г. до н. э. и 500 г. н. э.). Поэтому фалаши казались довольно чуждыми израильтянам и остальным евреям. Позже было признано, что незнание талмудических предписаний было лишь следствием того, что эфиопская ветвь была отсечена от мирового иудаизма на весьма ранней стадии. Эта изолированность объясняла приверженность фалашей давно запрещенной практике, в частности приношения в жертву животных.

Но каким образом это «потерявшееся племя» оказалось почти в двух тысячах километров от Израиля? На этот вопрос однозначного ответа нет. А что говорят сами фалаши?

Часть их считает себя потомками царя Соломона. Остальные же евреи в Эфиопии якобы являются потомками телохранителей сыновей израильских старейшин, которые сопровождали Менелика с ковчегом Завета.

В Эфиопии долгое время существовала династия еврейских царей. Иудеи порой даже вели успешные войны с христианскими правителями. Возможно, в центре этой борьбы находился ковчег Завета, который эфиопские христиане сумели каким-то образом отобрать у иудеев. В «Кыбрэ Нэгэст» есть такие строки: «Царству иудеев придет конец, и будет установлено царство Христа… Так Бог дал царю Эфиопии больше славы, милости и величия, чем всем остальным царям на земле, из-за величия Сиона, ковчега закона Божьего».

Фалаши сопротивлялись христианам довольно долгое время. Путешественник IX века Элдад Хадани, более известный как Элдад Данянин, в письме, датируемом 833 годом, писал, что потомки колена Данова и три других потерявшихся еврейских колена проживали в Эфиопии, где пребывали в постоянной вражде с христианскими правителями страны: «И они убивали людей Эфиопии, и по сей день они бьются с сынами царств Эфиопии». Элдад утверждал, что фалаши эмигрировали из Святой Земли в Эфиопию во времена Первого храма, вскоре после распада Израиля на два царства – Иудейское и Израильское (т. е. около 931 года до н. э.). Поэтому, писал он, они не отмечали праздников, установленных после этой даты, вроде Пурима и Хануки. Не было у них и раввинов, «ибо последние появились со Вторым храмом и сюда не пришли». У фалашей действительно не было раввинов: своих религиозных деятелей они называли «кахен» – производное от еврейского слова «кохен», означающего «жрец» и восходящего к эпохе Первого храма.

В заключение Элдад сообщает, что иудеи Эфиопии были удачливы в войнах и «наложили руки свои на шеи врагов своих». Это – довольно точное описание истинного баланса сил христиан и евреев в IX – начале Х века. Именно в это время была свергнута Соломонова династия царей Аксума, и полстолетием позже у власти утвердилась династия Загве, к которой принадлежал знаменитый царь Лалибэла. Вначале Загве, несомненно, были иудеями, но позже обратились в христианство, а впоследствии (лет через пятьдесят после кончины Лалибэлы) последний император этой династии отрекся от трона в пользу представителя Соломоновой династии.

В XII столетии известный путешественник, купец Вениамин из Туделы сообщал о присутствии в Эфиопии иудеев, которые «не находились под ярмом иноверных» и имели «свои города и замки на вершинах гор». Писал он и о войнах фалашей с христианами. В XV веке еврей-путешественник Элия из Феррары рассказывал, что встретил в Иерусалиме молодого фалаша, который сообщил ему, как его единоверцы «сохранили свою независимость в горных районах, откуда они постоянно развязывали войны против христианских императоров Эфиопии». А столетием позже христианский епископ Овьедо писал, что фалаши укрывались «в недоступных горах и отобрали у христиан многие земли, став их хозяевами, а цари Эфиопии не могли покорить их, ибо они выступали только малыми силами и было весьма трудно проникнуть в их цитадели в скалах».

Император Эфиопии Сарса Денгел, правивший с 1563 по 1594 год, вел против фалашей непрерывную семнадцатилетнюю войну, которую современные ученые сравнивают с крестовым походом. Фалаши оборонялись в Симиенских горах к западу и югу от реки Тэкэзе. Позже фалашский царь Радаи был взят в плен и казнен. А в конце XVI века пали две последние крепости фалашей в Симиенских горах.

В последующие двадцать лет были уничтожены многие тысячи фалашей, а их дети проданы в рабство. Немногим выжившим, по свидетельству шотландского путешественника Джеймса Брюса, «было приказано отречься под страхом смерти от своей религии и креститься.

И они согласились на это, ибо не видели другого выхода… Многие из них были крещены, и всех их заставили пахать и боронить в субботу».

В результате непрерывного притеснения эфиопские евреи лишились своей автономии и постепенно стали уходить в забвение. В первом десятилетии XVII века численность фалашей исчислялись примерно «100 тысячами мужчин». Если предположить, что на каждого мужчину приходилась семья из пяти человек, общая численность фалашей в тот период составляла около 500 тысяч. В конце XIX века еврейский ученый Иосиф Халеви насчитал уже около 150 тысяч фалашей. К концу первой четверти ХХ столетия их численность упала до 50 тысяч, а в голодный 1984 год фалашское население Эфиопии оценивалось в 28 тысяч человек. Сейчас их осталось, вероятно, не больше двадцати тысяч, и большинство из них уже перебралось в Израиль.

Но вот вопрос: почему некая группа евреев в глубокой древности эмигрировала из Израиля так далеко – аж в Эфиопию? Значит, у эмигрантов был какой-то сильный побудительный мотив. Какой?

…На протяжении столетий иудеи и христиане Эфиопии вели борьбу не на жизнь, а на смерть. В ней победили христиане, которым и достался ковчег Завета. Они включили его в свои собственные религиозные обряды. Таково единственное возможное объяснение той уникальной в христианском мире роли, которую в службах Эфиопской церкви играют «таботы» – копии великой реликвии Ветхого Завета.

Табот – таинственный предмет, считающийся в высшей степени священным – хранится во внутреннем святилище, «святая святых» каждой из более чем двадцати тысяч христианских церквей Эфиопии. Входить в это святилище могут только старшие священники. Мирянам их вообще не полагается видеть. Даже когда таботы выносят во время крестного хода, они всегда завернуты в ткань.

Мишна (Мишней Тора) – обширное собрание законов и постановлений, регулирующих почти все сферы еврейской жизни. Ее окончательная редакция завершена ок. 200 года н. э.

Туринская плащаница с отпечатками лика и тела Иисуса Христа – самая популярная христианская реликвия. По преданию в нее было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Из года в год толпы паломников стремятся в Турин, чтобы своими глазами увидеть плащаницу.

Туника Девы Марии находится во Франции в соборе Шартрской Богоматери. У этой реликвии интересная история. В Иерусалим она попала в 876 году после похода крестоносцев. Позднее собор, где находилась туника, сгорел, однако священная одежда Марии осталось невредимой. После восстановления в собор попала молния, но и тут туника уцелела в одном из тайников. После было решено перевезти ее во Францию. После Второй мировой войны весь город Шартр оказался разрушенным, однако ни собор Шартрской Богоматери, ни находящаяся в нем реликвия не пострадали.

Кровь святого Януария - католическая реликвия, хранящаяся в кафедральном соборе Неаполя. Два раза в год с ней происходит чудо: высохшая кровь «оживает» - становится жидкой и начинает бурлить. Существует легенда о том, что если кровь не «проснется», городу будет угрожать опасность. И действительно, в 1527 году, когда кровь в сосуде осталось сухой, Неаполь охватила эпидемия чумы. А в 1980 году - в городе случилось землетрясение.

Голова пророка Иоанна Крестителя - самая спорная реликвия: никто точно не знает, где она находится. Мусульмане утверждают, что голова хранится в мечети Умайад в Дамаске, христиане уверены, что реликвия находится в Риме в церкви Сан-Сильвестро. Согласно другим сведениям, голова Иоанна погреблена либо в Турции, либо во Франции.

Волосы из бороды пророка Мухаммеда - самая почитаемая реликвия мусульман. В мире таких реликвий всего три: одна находится в стамбульском музее-дворце Тонкапы; другая – в мечети Хазратбал, а третья, представьте себе, в тюменском областном Музее городской Думы. В Тюменский край она попала в XIX веке, благодаря купцу, купившему святыню за большие деньги.

Отпечаток ступни пророка Мухаммеда. Если верить легенде, пророк совершил путешествие на небо, оттолкнувшись ногой от скалы. Отпечаток ступни остался на камне, и обломок скалы теперь храниться в мечети Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме. Подобные реликвии можно встретить в Индии в крупнейшей мечети Джама-Масджид и в Джами Аль-Кадам (Мечеть Ступни) в Дамаске.

Зуб Будды – самая известная реликвия буддизма. Он находится в храме Далада Малигава в городе Канди (Шри-Ланка). По преданию зуб выхватили из погребального костра, когда тело Просветленного подвергли сожжению. Реликвия храниться в семи ларцах, вложенный один в другой. Считается, что человек, владеющий этой реликвией, имеет всю полноту власти. Реликвию часто пытались уничтожить, но безрезультатно.

Телекомпания Си-эн-эн и журнал “Тайм” составили рейтинг 10 наиболее почитаемых религиозных реликвий
1-е место в нем заняла знаменитая - погребальное полотно, в которое якобы было обернуто тело Иисуса Христа , снятого с креста. На плащанице каким-то непостижимым образом отпечаталось изображение распятого человека. Несмотря на незатихающие споры и растущее количество сторонников версии, что плащаница - подделка, толпы паломников. желающих посетить собор в Турине, где хранится реликвия, из года в год не иссякают.

На 2-м месте - еще одна католическая реликвия - В кафедральном соборе Неаполя хранится кровь святого Дженнаро (святого Януария) . Два раза в год, 19 сентября и в первое воскресенье мая, сосуд, содержащий высохшую кровь христианского мученика, казненного в 305 году по приказу императора Диоклетиана, выносят из собора на всеобщее обозрение. В какой-то момент случается чудо: высохшая, затвердевшая кровь святого становится жидкой, ярко-алой, начинает бурлить и полностью заполняет сосуд. Жители Неаполя верят, что пока кровь «оживает», город находится в безопасности (в частности, ему не угрожает извержение расположенного неподалеку вулкана Везувий). Эта легенда имеет реальные подтверждения. К примеру, в 1527 году сосуд остался сухим, и вскоре город охватила эпидемия чумы. В 1980 году кровь святого вновь не «ожила», и в Неаполе произошло землетрясение.



3-я по значимости реликвия находится в стамбульском музее - дворце Топкапи. Это борода пророка Мухаммеда , которую, как гласит поверье, после смерти пророка срезал его любимый цирюльник. И хотя в исламе она не пользуется официальным статусом, ведь Мухаммед призывал не поклоняться никому, кроме Аллаха, миллионы людей специально приезжают в Стамбул, чтобы взглянуть на эту реликвию.
Также волосы из бороды пророка Мухаммеда хранится в мечети Хазратбал ( город Шринагар, штат Кашмир), а третья - как ни странно, в тюменском областном Музее городской Думы. В XIX веке один бухарский купец приобрел святыню за большие деньги и привез в Тюменский край.

На 4-м месте - пояс девы Марии . Он связан из верблюжьей шерсти и, по преданию, был передан Богоматерью одному из апостолов перед тем, как она вознеслась на небеса. Пояс хранится в итальянском городе Прато, где для него построили специальный храм. Пояс выставляется на обозрение 5 раз в год - на Рождество, Пасху, 1 мая, 15 августа и в день рождения девы Марии - 8 сентября.
Интересно, что сам Прато с XIII века славится производством шерсти и тканей.

5-я реликвия - голова Иоанна Крестителя . Однако на этот статус претендуют несколько голов. Мусульмане считают, что его голова покоится внутри мечети Умайад в Дамаске, христиане же убеждены, что голова Иоанна выставлена в римской церкви Сан-Сильвестро. Согласно другим версиям, она погребена в Турции или на юге Франции.

На 6-м месте - зуб Будды. Самая популярная, известная во всех странах реликвия буддизма - зуб Будды (который мало кто видел поэтому могу представить только изображения храма, в котором хранится эта реликвия), трепетно сберегающийся в храме Далада Малигава в городе Канди (Шри-Ланка). Считается, что человек, владеющий этой реликвией, имеет всю полноту власти. Достаточно зубу исчезнуть, и буддийской вере Шри-Ланки придет конец.
Реликвию часто пытались уничтожить, но - безрезультатно. В 1998 году исламисты заложили бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но зуб остался в целости и сохранности.
Ежегодно при храме в период с июля по август устраивается двухнедельный праздник, проходят службы и торжественные процессии с участием танцоров и музыкантов. Впечатляюще выглядит шествие слонов, один из которых и везет на себе ларец с реликвией. (На самом деле зуб Будды скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой.)
Согласно легенде, когда тело Просветленного подвергли сожжению, один из его учеников выхватил зуб из погре костра. Восемь веков после этого священная реликвия хранилась в Индии, но в 361 году разгорелась война, и зуб был спрятан и доставлен в Шри-Ланку.
Правда, португальские архивные источники утверждают, что войска Португалии захватили зуб Будды в 1560 году после чего, по настоянию Католической церкви, его истолкли в порошок и сожгли. Так это было или нет, но в любом случае ежегодные праздники в честь буддийской реликвии собирают огромное количество паломников.

Туника святой девы заняла 7-ю позицию. Туника Девы Марии , которую она носила перед тем как родить Спасителя, в Шартре (Франция), в прекрасном готическом соборе Шартрской Богоматери многими ценителями этот собор считается даже более красивым, чем знаменитый Нотр-Дам-де-Пари). Тунику в 876 году привезли крестоносцы после очередного похода на Иерусалим. В 1134 году собор сгорел, однако священная одежда Марии, хранившаяся в одном из тайников, осталась невредимой. Е 1194 году в собор ударила молния, недавно отстроенное здание опять сильно пострадало. Туника исчезла, но через несколько дней чудесным образом обнаружилась в уцелевшем подвале собора. В период Второй мировой войны весь Шартр был стерт с лица Земли бомбардировками союзников, но ни сам собор.Уартрской Богоматери, ни спрятанная в чем реликвия не пострадали.

Еще одной выдающейся реликвией (8-е место в рейтинге) американские эксперты назвали древний крест из виноградной лозы. Он стал символом грузинской православной церкви. Крест побывал в ряде стран, прежде чем найти постоянное пристанище в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси.

На 9-м месте - отпечаток ступни пророка Мухаммеда . Подобную реликвию можно встретить в разных местах. Например, в мечети Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы), построенной в 687-691 годах в Иерусалиме. Согласно легенде, пророк Мухаммед совершил путешествие на небо, оттолкнувшись ногой от скалы. Отпечаток ступни пророка остался на камне, и обломок скалы теперь хранится в мечети с соответствующим названием. Крупнейшая мечеть Индии Джама-Масджид (город Дели) тоже может похвастаться тем, что владеет вещами, имеющими прямое отношение к пророку Мухаммеду. Это глава из Корана на оленьей коже и также отпечаток его ступни.
Расположенная неподалеку от Дамаска Джами Аль-Кадам (Мечеть Ступни) - на самом деле вовсе не мечеть, а огороженный двор, в центре которого находится восьмиугольный мавзолей с могилой Асали Ахмет-паши (1636 год). По преданию, и здесь побывал пророк Мухаммед, который, не доходя до Дамаска, взглянул на него и изрек: «Человеку лишь раз дозволено входить в рай, а я хочу войти в рай небесный». Так пророк и не посетил Дамаск - рай земной, но, опять-таки, оставил отпечаток своей ступни на камне, хранящимся в нише стены под аккуратным ковриком, который позволено поднимать только служителям мечети

10-е место присуждено цепи апостола Петра , которой он был скован в Иерусалиме. Предание гласит, что в ночь перед судом он был освобожден ангелом от оков и вызволен из тюрьмы. Сейчас цепь пребывает в реликварии, расположенном под главным алтарем базилики Святого Петра в цепях в Риме.

Хотелось бы упопянуть еще про одну реликвию, не вошедшую в рейтинг. Десница (кисть правой руки) пророка , которой он крестил Христа.
По преданию, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии (город в исторической области Израиля) взял с собой частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году рука Предтечи оказалась в Константинополе, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя попала в Петербург дар мальтийских рыцарей императору Павлу I) и находилась в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.
После Октябрьской революции реликвию вывезли из страны, и вплоть до 1993 года она считалась утраченной навсегда. Обнаружили ее в Цетиньском монастыре Черногории, где она хранится в настоящее время.


Просмотров