Цели общего образования. О целях образования в школе жизни Основная цель современной школы

Создание условий для реализации каждым ребенком права на получение образования с учетом его склонностей и возможностей на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья;

Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоение обязательного минимума содержания образовательных программ;

Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

Подготовка выпускника конкурентно способного на рынке труда;

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни;

Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Характеристики организации сточки зрения масштабов производства, уровня специализации.

1а – 27 уч. 5а – 27 уч. 10а – 24уч.

1б – 26уч. 5б – 27 уч. 10б – 16 уч.

1в – 24 уч. 5в – 29 уч. 11а – 18 уч.

1г – 19 уч. 6а – 26 уч. 11б – 21 уч.

2а – 24 уч. 6б – 29 уч. 10-11 – 79 уч.

2б – 24 уч. 6в – 13 уч. кл.

2в – 27 уч. 7а – 29 уч.

3а – 28 уч. 7б – 26 уч.

3б – 27 уч. 7в – 10 уч.

4а – 29 уч. 8а – 31 уч.

4б – 27 уч. 8б – 31 уч.

4в – 22 уч. 9а – 26 уч.

1-4 – 304 уч. 9б – 28 уч.

кл. 9в – 15 уч.

5-9 – 347 уч.

ВСЕГО в школе обучается 730 учащихся , из них на дому – 2 ученика , по специальной коррекционной программе VII вида – 47 учеников , VIII вида – 5 учеников .

Структура внутришкольного управления

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением «Об образовательном учреждении РФ» и на принципах демократичности, открытости, приоритета человеческих ценностей, свободного развития личности, на основе принципов самоуправления коллектива и единоначалия.

Директор школы осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее Уставом и законодательством РФ совместно с Управляющим советом школы (далее УС школы) определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решение о программном планировании ее работы.

Педагогический совет является постоянно действующим органом управления школы для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса, созывается не реже одного раза в четверть. Его решения являются рекомендательными для педагогического коллектива. Решения, утвержденные приказом по школе, являются обязательными для исполнения.

Административный совет состоит из трех заместителей директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по АХР. Обязанности между членами администрации определяются приказом по школе.

Виды, формы и периодичность внутришкольного контроля.

Для отслеживания процесса обучения и воспитания учащихся администрация школы сочетает различные формы контроля, отдавая предпочтение тем из них, которые дают максимально высокий результат, как, например, коллективные формы контроля. (Пример: классно-обобщающий контроль уже в конце I месяца занятий). В связи с тем, что пятиклассники переходя на предметное обучение, испытывают затруднения при общении с гораздо большим количеством учителей, чем в начальной школе, в целях сближения и адаптации учеников и учителей в этой параллели и проводим названную форму контроля, задействовав в ней всех учителей, работающих в параллели, школьного психолога, библиотекаря, воспитателей ГПД и, наконец, всех членов школьном администрации. Оценивая знания и умения учащихся на данном этапе, сравниваем их с прежними, с требованиями программ, или с теми результатами, которых мы ожидали. Если результаты классно-обобщающего контроля настораживают своей неординарностью, то мы прибе­гаем к плановому административному контролю: это и контрольные срезы по итогам четверти, полугодия и года по определенным предметам, и переводные экзамены.

Коллективные формы контроля и плановый административный контроль проводим при изучении новых технологий обучения.

В целях избежания формально-объективном оценки деятельности отдельных учителей и педагогического коллектива в целом, используем еще одну форму контроля - взаимоконтроль и методическое наставничество. К этой форме контроля постоянно прибегаем в период подготовки к аттестации.

Если в школе возникает какая-то "нештатная" ситуация, когда отдельные педагоги или классный коллектив на этом этапе нуждаются в жестком административном контроле, мы вынуждены прибегать (крайне редко) к, так называемому, стихийному административному контролю, целью которого является выявление и ликвидация причин и следствий, повлекших за собой возникновение данной ситуации,

Контроль проводим планово, целенаправленно. От целей контроля зависят его объем, частота, качество, виды, методы, формы.

Если ведем проверку воспитательной работы в классе, параллели, звене школы, то выделяем для себя те параметры, по которым будем фиксировать происходящие изменения в поведении детей, их успеваемости, отношению к порученному делу. Конечный результат определяем по росту уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся. Методы, которые здесь используем; анкетирование учителем, учащихся, родителей; собеседование с ними; посещенияе и анализ внеклассных мероприятий.

Если ставим перед собою цель - проверить, владеет ли учитель педагогическим искусством, то стараемся в течение опре­деленного времени посетить как можно больше его уроков, увидеть учителя в его непосредственном взаимодействии с детьми.

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса считаем:

* Выполнение всеобуча;

* Осуществление преемственности между ступенями обучения;

* Состояние преподавания учебных предметов;

* Система индивидуальной работы учителей с учащимися разноуровневой подготовки;

* Выявление уровня обученности учащихся;

* Качество ведения школьной документации;

* Выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;

* Подготовка к итоговой аттестации за курс основной и средней школы;

* Организация внеурочной деятельности с учащимися;

* Состояние здоровья учащихся;

* Выполнение решений педагогических советов и совещаний.

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражаю­щая его наивысшее предназначение - обеспечить каждому чело­веку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливая формулировка встречается уже у фило­софов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения.

В разное время в понятие всестороннего гармонического раз­вития вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всесто­роннего развития включали культ телесной красоты, наслажде­ние искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармо­нического развития приобрела иную направленность. Они выдви­нули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потре­бовали включения труда в процесс всестороннего гармоническо­го развития, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умствен­ное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демо­краты А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет отечественная педагогика и школа несли на сво­их знаменах цель всестороннего и гармонического развития личности. Многое было сделано для ее полной практической реа­лизации. Но выполнить намеченные преобразования так и не удалось. Всесторонне развитая, гармоничная личность не была сформирована. Теперь известны причины неудавшегося экспери­мента - подавление прав и свобод личности, жесткая регламен­тация воспитания, его излишняя идеологизированность, забега­ние вперед реалий, отрыв от жизни.

Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной цели воспитания - формирования всесто­ронне и гармонически развитой личности - отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничес­кому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, будет стре­миться новая отечественная школа. При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитатель­ного процесса традиционно выдвигалась подготовка высоко­квалифицированного специалиста, способного с наибольшей эф­фективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рас­сматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентации и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета инди­видуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демокра­тическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся нацио­нальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, ко­торые стоят перед личностью и обществом.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания как система распадается на составные час­ти - общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка обще­ства и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Сегодня нашей школой реали­зуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания.

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интел­лектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравст­венное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных за­дач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое вос­питание школьников. Все задачи настолько обширны, что со­ставляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонно­стей и дарований ученика. Его главная задача - вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвое­ния должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, фор­мирование умения сознательно объяснять эти явления и опреде­лять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умст­венных способностей, развитию склонностей и дарований. За­дачи умственного воспитания - усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умст­венных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности, формирова­ние познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной дея­тельности, формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важней­шей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей вызывает направленность умственного вос­питания. Его содержание по инерции все еще направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важней­шие его компоненты, как передача опыта различных форм и ви­дов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате не только утрачивается гар­мония образования, но и снижается образовательный уровень самой школы.

Прогрессивные общественные деятели, ученые всех стран мира, в том числе и нашей, сетуют на попытки идеологизации образования, деформации истинного содержания знаний по исто­рии, литературе, уводящие молодые умы в субъективизм идеоло­гических противоборств. Большинство педагогов требуют по­стоянного обновления направленности образования с учетом быстроизменяющейся жизни.

Физическое воспитание - неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в ос­нове которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, пе­реносить повышенные нагрузки, готовых к защите родины. Физическое воспитание способствует также выработке у школь­ников качеств, необходимых для успешной умственной и тру­довой деятельности.

Задачи физического воспитания - укрепление здоровья, пра­вильное физическое развитие, повышение умственной и фи­зической работоспособности, развитие и совершенствование природных двигательных качеств, обучение новым видам движе­ний, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), формирование гигиенических навыков, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма), формирование потребности в постоянных и сис­тематических занятиях физкультурой и спортом, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошко­льного возраста, физкультура - обязательный предмет в шко­ле. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Этот вид воспитания тесно связан с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности. Начальная во­енная подготовка, введенная в школах РФ, осуществляется в тесной связи с физическим воспитанием.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Труд­но себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего зна­ниями об окружающем его производстве, производственных от­ношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание - важный, проверенный веками принцип формиро­вания всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются про­изводственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как веду­щий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего обра­зования. Вокруг труда во многих педагогических системах концен­трируется учебный материал. Труд - неотъемлемая часть интел­лектуального, физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи - формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового эконо­мического мышления, изобретательности, начал предпринима­тельства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь про­изводительный труд, т. е. такой, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризует­ся материальным результатом, организацией, включением в систему трудовых отношений всего общества и наконец матери­альным вознаграждением.

Несомненно, с организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем они в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличиваются. В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусствен­ной профессионализации общего образования. Такой труд слиш­ком слабо связан с целью всестороннего и гармонического раз­вития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьни­ков. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.

Новые общественные и производственные реалии требуют эф­фективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой це­ленаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитываю­щую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вы­звало к жизни новые нестандартные подходы, включающие це­лый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отноше­ний. При этом внедряются новые технологии трудового воспита­ния, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы. Конечно, начальная школа лишь приобщает детей к трудовой деятельности, но приобщение это должно быть настоящим.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исто­рически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нрав­ственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, сужде­ний, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соот­ветствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нрав­ственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - оп­ределяющий критерий нравственного развития личности. Нрав­ственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с со­ответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению труд­ностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие мораль­ные нормы, выработанные людьми в процессе исторического раз­вития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравствен­ные качества - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескоры­стие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной симво­лике, законам, Конституции, честное и добросовестное отноше­ние к труду, патриотизм, дисциплинированность, требователь­ность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание - еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстети­ческих идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две груп­пы - приобретение теоретических знаний и формирование прак­тических умений. Первая группа задач решает вопросы приобще­ния к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения - формирова­ние эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, фор­мирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хо­реографией, участие в творческих объединениях, группах, студи­ях и т. п.

Эстетическое воспитание в современной начальной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сфе­ры, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетичес­кого воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фун­дамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душев­ности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

Среди новых, поставленных жизнью задач на первое место се­годня выдвигается патриотическое воспитание молодежи. На его важность постоянно обращает внимание Президент РФ В. В. Пу­тин. Россия будет наращивать усилия по утверждению себя в качестве могущественной мировой державы. И без высокого пат­риотизма, преданности Родине, готовности ее защищать не обой­тись. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физичес­кое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Актуальным в современных условиях является экономическое воспитание учеников. Политика государства, рыночные отноше­ния, коммерциализация повседневной жизни заставляют школу и педагогов разумно направлять интересы школьников, формировать правильные ориентации в товарно-денежных проблемах, давать разумную и, главное, нравственную оценку поведению людей в условиях конкурентной борьбы, рыночных отношений, новых сфер деятельности, зарождающейся частной собственно­сти. Здесь еще немало трудностей, ведь это относительно новое для нашего общества явление.

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьни­ков. Устрашающие данные об экологическом неблагополучии заставляют школу и педагогов со всей ответственностью и во всеоружии педагогических средств проводить экологическое воспитание учеников. Нашей школой уже накоплен определен­ный опыт в этой области, но основные трудности полной реали­зации современных экологических требований еще предстоит преодолевать.

Ольга Мороз
Основная роль современной школы

Основная роль современной школы

Современная школа - это Дом , в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Новая школа - это новые учителя , открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников , хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми .

Сегодня школа выполняет те задачи , которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т. д.) . Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т. п., осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой , ибо, как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

Как известно, социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества. В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе, равновесие между адаптацией и обособлением (отчуждением, которое предполагает успешная социализация, нарушается. Кардинальные перемены в различных сферах жизни привели к изменению функций и удельного веса различных институтов социализации, исчезновению некоторых из них (не стало, например, всесоюзных детских и юношеских организаций) и появлению новых (например организаций бойскаутов) . Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности .

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Школа , как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Реализация ГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы .

В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире .

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах : законе «Об образовании» , Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Приоритетном национальном проекте «Образование» .

«Модернизация и инновационное развитие по словам президента РФ Д. А. Медведева - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире .

Что же такое Новая школа :

Это школа , где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.

Это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников , с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Это означает, что облик школ , как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе .

От знаний парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

От отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха.

От знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

От традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям .

От организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

От традиционных отношений «преподаватель-ученик» , «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.

От качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы .

Сегодня сложно представить школу основами Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин .

Современные Российские школы , - это как «заводы» , времен СССР. Только рабочий здесь - ученик. Точно так же встает рано утром и идет не потому что хочется, а потому что надо. Вместо рабочего места - парта, вместо начальников - учителя отдающие приказы, которые должны выполняться беспрекословно. Складывается ощущение, что школа не спешит расставаться с прежней авторитарной психологией и этикой : ученикам запрещается думать, а учителям проще - когда ученики просто «выполняют» . Редко встретишь тех, кто занимается развитием детей, и спрашивает их мнение.

Работая с детьми на дополнительном образовании после школы , сталкиваются повсеместно с этой проблемой. Многие говорят, что современная молодежь не умеет выражать свои мысли, но они заблуждаются. Современные дети умеют их выражать, но они бояться его высказывать, так как в школах им это запрещают .

Поверьте, они очень удивляются, когда их искренне спрашиваешь «а как ты думаешь…» , и при этом реально ждешь от них ответа и ценишь его, а не говоришь против «нет, ты не прав, или как ты мог такое сказать» . Современные дети любят и могут выражать свои мысли, главное не только их «слушать» , но и «услышать» . Это же причина и многих разногласий родителей и детей, когда дети не могут сказать ничего своим родителям, а те не «провидцы» , чтобы угадывать что у них на душе .

Вывод : Ваш ребенок должен заниматься обязательно дополнительным образование, которое позволит ему развивать его таланты, творчество, активность, психологию. Знаний в школе по программа Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) сейчас абсолютно не достаточно.

Современное школьное образование - это не просто пассивное получение знаний, это активный поиск, исследование, осмысление материала. Это умение находить, анализировать, систематизировать и, самое главное, грамотно излагать полученную информацию.

Современная школа – школа доверия , толерантности, поддержки индивидуального развития детей, школа формирования здорового безопасного образа жизни.

Школа современной школе

Современная школа должна стать местом , где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма.

Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь .

Современная школа

Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, умеющих эффективно работать с ученическим и педагогическим коллективами. Педагог в школе

Школа должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Школьные занятия формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит людей рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей. Главная задача современной школы школа была нацелена на то , чтобы человек механически усвоил готовые знания. В старой школе ученик считался успешно состоявшемся, если хорошо запоминал учебную информацию, которую до него доносил учитель. Задачей современной школы является умение школьников работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа

Образовательная деятельность в современной школе должна быть направлена на то, чтобы учеба была не только полезной, но и интересной, больше времени должно уделяться внеклассной работе : предметные кружки, спортивные секции, творческие объединения и т. д. Это позволит учащимся определиться с профессиональной ориентацией, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.

Самое главное – это оборудование школ всеми необходимыми для учебного процесса современными атрибутами , такими, например, как Интернет. У нас сейчас не во всех красноярских общеобразовательных учреждениях есть доступ ко Всемирной паутине, я уже не говорю про сельские школы . Второй вопрос – это доступность образования. Не родители должны приобретать учебники. Это обязанность государства – дать достойное и, самое главное, бесплатное образование нашим детям .

Школа в нашей жизни играет огромную роль , которую не все ценят и до конца не понимают. Школе и вчера и сегодня и завтра отведена очень важная и ответственная роль в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности. Именно личности, потому что заходит в нее большой малыш, а об окончании ее выходит, пусть еще не до конца сформировавшаяся личность.

Простым алегоричным языком школа - это фундамент юной жизни, это трамплин для покорения жизненных судьбоносных вершин в современном нелегком мире . Школу иногда сравнивают с армией. Это сравнение не все разделяют, но что касается ребят - то это справедливо. Ведь малыш впервые начинает трудиться! Ребята впервые начинают понимать и создавать свой коллектив, понимать, что такое дружба и чувство локтя товарища. Стремление быть первым в любом деле "спорт, КВН, худ. самодеятельность" создает характер, помогает раскрыться юному человеку, его таланту, его воспитанию.

Школа - это огромный организм, в котором все должно быть направлено на создание и выращивание нового современного поколения . Очень часто бывает, что ученики влюбляются в свою классную учительницу на долгие годы. Это происходит тогда, когда педагог еще обладает сверхчеловеческими психологическими способностями учить, вести, а главное - любить детей, не взирая на их различия, способности, возможности родителей. Вот почему некоторых учителей считают вторыми мамами, которые остаются в памяти на долгие годы .

Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.

1. Современная школа должна стать местом , где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.

2. Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

3. Каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы , основную нагрузку по обучению и воспитанию детей несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, в которых профессиональная грамотность и глубокие знания по предмету сочетаются с владением психологией и умением эффективно работать с ученическим коллективом. Компетентный педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.

4. Школа в современном ее понимании – это не место пассивного восприятия знаний. Она должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Занятия, которые построены так, чтобы всячески развивать детскую инициативу, формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит серую массу бездумных исполнителей, рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей.

5. Одна из основных задач современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то , чтобы человек механически усвоил готовые знания. Чем лучше ученик запоминал информацию, тем более успешным он считался. Более эффективный подход – научить школьников правильно работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа , – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое .

6. Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной. Поэтому очень важно, чтобы учебные планы были дополнены внеклассной работой. Речь идет о предметных кружках, спортивных секциях, творческих объединениях школьников . Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам , помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.

О том, какую школу можно считать идеальной, давно ведутся жаркие споры. Одни утверждают, что самое главное в школе – строгая дисциплина, без которой невозможно ни привить детям уважение к учителям, ни заставить их добросовестно учиться. Другие возражают : мол, школа не армия , незачем приучать детишек к жестким правилам и требовать их безусловного соблюдения. Главное – демократичная, доброжелательная атмосфера, чтобы дети видели в учителях старших товарищей, наставников, а не надзирателей. Где же истина?

Какой должна быть школа ? Каждая из теорий, которая выдвинута при споре, по-своему справедлива. Но надо помнить, что главная функция школы указана в самом ее обозначении – «учебное учреждение» . То есть, в первую очередь, дети в школе должны учиться , овладеть теми предметами, которые включены в образовательную программу. А для этого нужна как дисциплина (конечно, в разумных пределах, без крайностей, так и хорошие, высококвалифицированные педагоги, которые умеют излагать свой предмет не только правильно и понятно, но и интересно, внушить детям любовь к нему. Учитель должен быть авторитетом для школьников . Но этот авторитет должен основываться не на страхе , а на уважении старшего.

В хорошую школу дети идут охотно , зная, что учителя не только интересно и занимательно расскажут о своих предметах, но и выслушают их, дадут добрый совет, подскажут, как решать ту или иную проблему.

К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания воспитанию своих отпрысков, перекладывая эту обязанность на школу . Мол, там же педагоги работают, вот пусть и объясняют моему чаду, что такое хорошо, а что такое – плохо. К тому же, в последнее время права школьников явно превысили их обязанности, а учителям стало проблематично наказывать даже злостных нарушителей школьной дисциплины , ведь за это можно получить срок .

Это, разумеется, накладывает негативный отпечаток на школьную действительность . Тем не менее, хорошие педагоги в состоянии найти общий язык даже с «трудными» учениками, внушить им, что учеба – это не тягостная повинность, а полезное и необходимое дело, и что надо выполнять правила, обязательные для всех.

Учитель должен внушать детям, чтобы они относились друг к другу с уважением, состраданием, проявляли взаимовыручку. Не случайно выпускники хороших школ даже спустя многие годы после получения аттестатов регулярно общаются, собираются вместе.

Подводя итог, можно сказать : идеальная школа – это то образовательное учреждение, которое дает ученикам хорошие знания и способствует формированию у них достойных человеческих качеств.

Учитывая то, что современные ученики проводят в школе много времени , то и условия у них должны быть соответствующие. Кроме занятий, дети посещают кружки и секции, поэтому они должны чувствовать себя комфортно и по-домашнему. Все в школе должно быть настроено так, чтобы дети имели возможность учиться и отдыхать. В ином случае ученики будут часто болеть, получать стрессы. Может, вы скажете, что таких идеальных условий не бывает? Значит, нужно стремиться к ним. Так, какой должна быть идеальная школа ? Школа – второй дом Начнем с классной комнаты. В первую очередь класс должен быть просторным и светлым. Поток света должен падать слева от ученика. В классе должна быть оптимальная для работы температура. Особое внимание нужно обратить не температуру в классе в зимнее время. Рабочее место ученика, то есть, парта, должна быть комфортной и удобной, соответствовать его возрасту. Доска в классе должна размещаться на определенном от парт расстоянии. Стулья, на которых сидят дети, должны быть прочными.

Современная школа уже требует оснащения электронной вычислительной техникой. Поэтому в школе должны быть оборудованы компьютерные классы. Администрация школы должна позаботиться о компьютерных столах, которые будут удобными и практичными в работе. Если школа оснащена современной компьютерной техникой, то и уроки будут для учеников интересными и содержательными.

Ученики смогут лучше усвоить и запомнить материал. Здоровье и развитие – в первую очередь .

Заключение

Школа будущего должна органично в себе соединять опыт прошлого и развитые технологии современности . Задача школы – раскрыть потенциал каждого ученика, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Рассмотрим требования к современной школе : Достойная материально-техническая база. Интерактивное обучение.

Практическое применение знаний. Выявление и развитие талантов учеников. Обучение должно соответствовать стремительному развитию общества. Поддержка талантливых детей. Самосовершенствование учителя : стремление к развитию, умение заинтересовать школьников , вовлечь их в учебный процесс. Пропаганда здорового образа жизни. Наличие спортивных и творческих кружков. Формирования правильных принципов воспитания. Внешний и внутренний вид школы должен быть опрятным. Красиво обустроенная пришкольная территория .

При реализации всех задач и возникают проблемы современной школы . В значительной мере они заключаются в нехватке материально-технического обеспечения.

Поскольку 21 век – век информационных технологий, то для качественного обучения школе необходимо иметь хорошую техническую базу : обеспеченность качественной компьютерной техникой, мультимедийными досками и прочими технологическими новинками. Современные школы должны выпустить из своих стен воспитанную, уверенную, самостоятельную личность, способную нести ответственность за свои поступки, имеющую нестандартное мышление и четкое представление о своем будущем. Вчерашний школьник должен уметь идти к поставленной цели и достигать ее .

Список литературы

1. Автономия образовательного учреждения. Экономико-правовые аспекты. / Под общ. ред. Н. П. Литвиновой. - СПБ, 2011. – 298 с.

2. Балыхин Г. А. Система образования в Российской Федерации : финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение. // Экономика образования. - 2011. - № 2(3) . - С. 5 – 14

3. Бочков Д. В. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений : учебное пособие/ Д. В. Бочков; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург : изд-во ОГПУ, 2012. – 292 с.

4. Вифлеемский А. Б. Экономика образования. Книга 2. – М.: Народноеобразование, 2013. – 384 с.

5. Ильичев И. Е. Государственные и негосударственные учебные заведения на российском рынке образовательных услуг. // Экономика образования. - 2011. - № 2. - С. 15 - 19

6. Ишина И. В. Внебюджетная деятельность учебных заведений в России : организационно-правовая база и основные направления . // Экономика образования. - 2011. - № 4(5) . - С. 18 - 33

7. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100 » . Пособие для педагогов и родителей. – М., 2015.

7. Коршунов А. Работать не ради прибыли, а для общества // Экономика и жизнь. – 2012. - № 24. – С. 31 25.

8. Ломакина Н. Т., Бочков Д. В. Размышления о принципах финансирования образовательных учреждений // Педагогический журнал. – 2014. - № 1. – С. 8 – 9 26.

9. Модернизация образовательного процесса начальной, основной и старшей школы : варианты решения. - М., Просвещение, 2014.

10. Моторин В. В. Компьютерные технологии как фактор развития интеллекта и креативности ребенка. – М., 2013.

Г. Пермь МАОУ «Гимназия №2» Вострецова Т.А.

Современная школа.

Школа является важным элементом нашего общества.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Современная школа - это школа, соответствующая целям опережающего развития. Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Современная школа – это креативные учителя, открытые ко всему новому, готовые помочь своим ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Современная школа - широкое информационное пространство, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, учебники на цифровых носителях, чтобы можно было когда угодно обратиться к любому учебному ресурсу. Это создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Современный быстро меняющийся мир требует от человека не набора застывших знаний и умений, а способности мышления, понимания, рефлексии, действия, коммуникации, воображения.

Уклад современной школы не может и дальше базироваться на классно-урочной системе, нужны такие новые формы деятельности, как исследовательская, проектная, управленческая, конструкторская, игровая.

Современная школа - это та школа, в которой ученик становиться интеллектуально развитой личностью, способный креативно мыслить, полный стремлений и желаний жить и творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учительские размышления: педагогическое общение в современной школе, каким ему быть?

В современном мире педагог должен обладать высокими человеческими качествами, быть образцом для подражания, другом, партнером и просто мамой...своим ученикам....

Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)

1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...

Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе

Современность требует особого подхода к процессу обучения и обеспечению здорового, безопасного пространства для школьника. Реализовать это на практике помогают здоровьесберегающие технологии....

Цель работы школы на 2018/2019 учебный год:

Главной целью учреждения общего среднего образования является обеспечение качества образования.

Задачи на 2018-2019 учебный год:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов путем непрерывного образования и самообразования, как в рамках повышения квалификации так и путем сетевого взаимодействия педагогических работников между собой и с учащимися.

2. Повышение качества образования путём совершенствования контрольно-оценочной деятельности (как фактора эффективного выполнения образовательных стандартов на всех ступенях обучения). Создание эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса для реализации специального образования.

3. Формирование у обучающихся высокой социальной и гражданской ответственности, ценностного отношения к истории и культуре родного края путем развития детских и молодёжных социально значимых инициатив.

4. Сохранение и укрепления здоровья посредством формирования культуры безопасности жизнедеятельности и навыков здорового образа жизни.

5. Укрепление материально-технической базы учреждения образования, обновление образовательной среды в учебных кабинетах путем привлечения внебюджетных и спонсорских средств.

Миссия

Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех детей с различными склонностями, особенностями и способностями. Школа обеспечивает выбор оптимального, наилучшего для конкретного класса или учащегося пути обучения.

Приоритетными функциями школы будут являться познавательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные функции в их органическом единстве.

Во главу угла школа ставит физическое, психическое и социально-нравственное здоровье учащихся, предполагая организацию учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, обеспечить в школе систематическую психолого-педагогическую помощь.

Философия

Стремиться развивать творческий потенциал каждого ученика, оберегая в нем индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу.

Уделять максимальное внимание развитию и самосовершенствованию каждого ученика путём создания адаптивной образовательной среды, удовлетворяющей потребности и возможности обучения всех детей микрорайона.

Основа философской направленности, главное в работе школы - воспитание свободной, жизнелюбивой, творчески активной личности, обогащенной научными знаниями о природе и общечеловеческих ценностях мировой культуры и народных традиций, готовой к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Модель выпускника

Выпускник школы социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современно общества.

Он - человек, ориентированный на познание себя, людей, мира. Его характеризует всесторонняя развитость, способность к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.

Выпускник школы обладает стойким гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе.

Он - здоровая личность, создающая свою причастность к своей семье, ведущий здоровый образ жизни, сознательно готовящий себя к семейной жизни, воспитанию последующих поколений.

Он - гражданин, патриот, остро ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества, интеллигент, приверженный

общечеловеческим духовным идеалам.

Просмотров