Сербы вера исповедания. Сербы и хорваты: братские народы, недолюбливающие друг друга. Чем же недовольны хорваты

Приняв к рассмотрению хорватское Обвинение против Сербии в геноциде, Международный суд правды в Гааге дал официальной Хорватии еще одну возможность проявить расистскую ненависть в отношении сербов. Считающийся в Хорватии «отцом нации» Анте Старчевич (1823-1896) еще в позапрошлом веке заразил ею многих хорватов, заложив ее в основы Хорватской партии права, которую он основал вместе с Е. Кватерником.

Страшный парадокс: мать «отца нации» была православной сербкой, отец - обращенным в католицизм сербом, а их сын Анте стал идейным вдохновителем геноцида сербов в Хорватии. Он испытывал огромную ненависть и к евреям, хотя его ближайшим соратником был Иосиф Франк - еврей, принявший католичество и ставший хорватским националистом. Под их предводительством толпа хорватов в течение первых трех дней сентября 1902 года в Загребе, Карловце и Славонском Броду громила мастерские и магазины сербов, врывалась в их дома, их избивали, выбрасывали имущество из помещений… Не было ли это неким прологом «Хрустальной ночи» в Германии 9 ноября 1939 года?!

«Отец хорватской нации» писал о сербах: «Сербы - это мусор, выродки, питающиеся фекалиями и пожирающие останки жертв. Сербы по своей натуре лишены разума и уважения, им противна свобода, а они противны любому добру».

Таковы национальные святыни и основы Хорватии усташей, Хорватии Туджмана. Много ли изменилось в Хорватии нынешней? Не стали ли эти идеи разделяться всем Большим Западом? То отношение, которое демонстрирует и Международный суд правды в Гааге, принимая хорватский иск против Сербии по обвинению в геноциде, заставляет склониться к утвердительному ответу на этот вопрос.

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ В ХОРВАТИИ: ИЗГАННЫЕ ЛЮДИ И СОЖЖЕННЫЕ КНИГИ

Кто же на самом деле виновен в геноциде? Хорваты или сербы? Отвечая на этот вопрос, обратимся к истории. Вспомним о том, как Хорватский Сабор (Парламент) в 1990 году лишил сербов статуса государствообразующего народа в Хорватии. Через год была проведена перепись населения. Согласно ее данным, в Хорватии осталось жить 581 663 серба (или 12,2% от всего населения). После всех военных ужасов, через десять лет в Хорватии оставалось уже 201 631 серб (всего 4,5% населения Хорватии). Численность сербов, таким образом, сократилась более чем на две трети.

«В течение долгих лет Хорватия настаивала на случае в местечке Овчара у города Вуковар как на крупнейшем военном преступлении сербов над хорватами. При этом оставалось как бы забыто ужасное преступление в Хорватии, совершенное в начале войны, - преступление в селе Янузе, где было убито 500 сербов, которых затем увезли в холодильных установках. Тому есть свидетель под защитой. Однако ни единого процесса по этому преступлению не состоялось», - пишет профессор Светозар Ливада, философ, историк, демограф.

Профессор утверждает, что «в Хорватии проведена самая “чистая” этническая чистка, которая когда-либо где-либо производилась». Переименованы населенные пункты - всего 52. Вместе с топонимами уничтожена идентичность всего живого и неживого, существовавшего там, затем подверглись ревизии кадастровые книги и, наконец, осуществлен «книгоцид». Мой хорватский друг написал книгу об уничтожении книжного фонда. Человек, составивший инструкцию о том, как нужно уничтожать книжный фонд, получил в прошлом году награду от Хорватского государства на день библиотечного работника.

В ходе этой акции было уничтожено 100 тысяч книг - все книги напечатанные кириллицей или даже латиницей, но в Сербии. Уничтожена вся литература по марксизму, антифашистская литература, многие книги, авторами которых являлись евреи, мусульмане, русские.

КОНТРОБВИНЕНИЯ ВЫДВИНУТЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО

Это - всего лишь несколько штрихов к портрету страны, считающей себя «жертвой геноцида». Для нас, сербов, памятно и то, что Хорватия впервые выдвинула иск против Сербии в июле 1999 года, когда мы были в страхе и чувствовали неутихающую боль после неистовых натовских бомбежек, длившихся 78 дней. Дети еще вскрикивали от сигналов автомобилей, боясь, что это сирена предупреждает об авианалете. Матери все еще мыкались по Косову и Метохии в поисках пропавших и погибших сыновей, оказавшихся в рядах регулярной Армии СР Югославии. Еще колыхались руины разрушенных мостов над реками Сербии. Развороченные могилы, от бомб, направленных на кладбища, как бы говорили о том, что силы НАТО будут бомбить нас и мертвых. А раненые дети еще испуганно спрашивали: что мы им сделали?..

Отделившись от СФРЮ, Хорватия обвинила официальный Белград в том, что он ответственен за «этническую чистку хорватских граждан, как вид геноцида, так как он непосредственно контролировал действия своих вооруженных сил, спецслужб и различных паравоенных отрядов, совершивших преступления на территории Хорватии, в районе Книна, восточной и западной Славонии и Далмации».

Хорватия потребовала от Международного суда правды провозгласить Сербию виновной в нарушении Конвенции о геноциде, заставить ее «наказать всех преступников» и вернуть в Хорватию предметы культуры, выплатив репарации в размере, которые определит суд.

Между тем, Международный суд правды отказался принять от Сербии в 2004 году иск против стран - участниц НАТО за бомбежки 1999 года. Суд заявил, что этот вопрос находится вне его компетенции. Почему? Не потому ли, что в данном случае иск подавали сербы? Подчеркну, что Сербия - первая и единственная страна в истории этого суда, которую пытаются обвинить в геноциде.

На очень противоречивой политической сцене Сербии, где доминирует садомазохизм правящей элиты, этот иск вызвал новые споры и манипуляции. До сих все, на что была способна власть, - это бесконечные извинения в адрес хорватов и боснийцев. Президент Борис Тадич установил настоящий рекорд, «покаявшись» за «военные преступления» трижды: сразу же в начале своего президентства во время визита в Сараево, затем в Сребренице и Загребе.

Тогда в Сребренице он ничего не сказал. Но мы знаем, что Борис Тадич никогда не преклонял головы перед тенями трех тысяч сербов из Сребреницы, которых головорезы Насера Орича убили самым зверским образом.

Лишь в ответ на демарш Загреба правительство Сербии решило выдвинуть контробвинение против преступлений хорватов над сербами, и не только во время операций 90-х годов «Блесак» и «Олуя», но и за преступления, совершенные в Независимом Государстве Хорватия в годы Второй мировой войны.

ЦИНИЗМ МЕСИЧА НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Сербские юристы попытаются доказать связь между событиями Второй мировой войны и событиями 90-х годов, в смысле повторения преступлений усташей.

Однако сразу же после решения сербского правительства выступить с контробвинением президент Хорватии Стипе Месич, как всегда презрительно и цинично, заявил, что «операции хорватских войск были легитимны, что многие сербы покинули Хорватию вместе с подразделениями ЮНА, а хорватская армия не перешла ни одну границу, не опустошала села Сербии, не засылала на ее территорию своих добровольцев, что граждане Сербии не содержались в хорватских концлагерях».

Поразительно, что это говорит именно Месич, который был последним президентом СФРЮ и верховным главнокомандующим Югославской Народной Армии (ЮНА). Это по его приказу ЮНА была направлена в Словению, когда там с особой силой проявились сепаратистские тенденции, имевшие гибельные последствия и для союзного государства и для невиновных солдат ЮНА.

Там начались первые оборонительные бои ЮНА. На военные казармы начали нападать военизированные подразделения. Почти все казармы были окружены и изолированы - без газа, воды, электричества, еды. Солдат убивали внутри казарм.

Туджман еще в 1989 году, находясь в Германии, заявил, что земля в Краине станет красной от крови, когда он будет президентом Хорватии. Так и произошло! Потом, уже как президент Хорватии, в апреле 1994 года он гордо заявил в Загребе: «Войны бы не было, если бы Хорватия ее не захотела!»

НЕМНОГО ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

У меня лично принятие к рассмотрению иска Хорватии против Сербии вызвало тяжелые воспоминания. В начале ноября 1991 года мы, три женщины из Белграда, повели около 1 300 родителей из Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Сербии, рискуя жизнями, чтобы навестить их сыновей, братьев, отцов и мужей, которые как военнослужащие ЮНА уже несколько месяцев были заперты в казармах ЮНА в военном округе Загреба.

Когда нам с трудом разрешили войти в город Беловар, мы должны были от автобуса до школы-тюрьмы, пробираться сквозь беснующуюся толпу, кидавшую в нас камни, грязно ругавшуюся, угрожающую нас повесить на центральной площади Белграда, когда хорваты в него войдут.

Месяцем раньше боевики хорватского Збора народной гвардии (печально знаменитый Зенг - от сокращения ЗНГ) после многодневной блокады казармы, в которой находилась 265-я моторизованная бригада ЮНА и новобранцы, только что прибывшие на службу, напали на казарму. Погибли три солдата, многие были ранены.

Вместо помощи Командование Военного округа Загреб отправила к ним Миссию наблюдателей ЕС - «для посреднической миссии в прекращении вооруженных столкновений». Эта Миссия так никогда и не прибыла в Беловар.

Не имея шансов на удачное окончание обороны, командир Бригады приказал ее прекратить, сложить оружие и сдаться. Военные построились на плацу. Боевики Зенга вошли в казарму, а хорват-председатель так называемого Кризисного штаба Беловара приказал военнопленным раздеться до пояса: 60 старших и младших командиров и около 150-ти солдат. Потом хорваты вывели из строя командира бригады и его помощника и перед строем расстреляли.

Шесть пленных солдат, среди которых было и два хорвата, 3 октября из казармы вывели люди в униформе и масках. В ближайшем лесу все шестеро были расстреляны.

На следующий день жители Беловара пришли в занятую казарму. Они плевались и мочились на тела расстрелянных военнопленных, солдат и офицеров ЮНА.

Затем мы пришли в Беловар, 250 человек, в основном матери, сестры, деды и бабушки. Мы пришли посетить выживших пленных, 18-летних ребят. Снова плевки и ругань…

Недалеко от казармы на горе Беденик у ЮНА имелся арсенал. Майор Милан Тепич, начальник склада и семь его солдат, чтобы оружие не досталось усташам, подорвали склад ценой своей жизни. Среди погибших был и Стоядин Миркович, солдат родом из окрестностей Валево.

Мать Стоядина была среди нас. Пришла увидеть любимого сына. Когда начальник тюрьмы прочитал его имя, он лишь сказал: «Мертв!» Никогда не забуду его резкий голос и ее глухой, не верящий ответ: «Хочу моего сына. Пусть и мертвого!» Я только успела прижать платок к ее устам, чтобы заглушить крик матери.

Через три года ей удалось перенести посмертные останки сына. Мы стали сестрами.

Вспоминая этот эпизод, я хочу спросить: будут ли и Стоядина обвинять в Гааге в совершении геноцида над хорватским народом?

Перевод с сербского Михаила Ямбаева

201,637
Швейцария 191,500
Австрия 177,300
США более 170,000
Республика Косово 140,000
Канада 100,000-125,000
Нидерланды 100,000-180,500
Швеция 100,000
Австралия 95,000
Великобритания 90,000
Франция 80,000
Италия 78,174
Словения 38,000
Македония 35,939
Румыния 22,518
Норвегия 12,500
Греция 10,000
Венгрия 7,350
Россия 4,156 - 15,000 (по сербским источникам)

Язык Религия Родственные народы
Cерия статей о
Сербах

Сербские языки и наречья
сербский · сербскохрватский
ужицкий · цыганосербский
старославянский · славяносербский
штокавский · торлакский · шатровачки

Преследования сербов
Сербофобия · Ясеновац
Независимое государство Хорватия
Крагуевацский октябрь

Этногенез

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного , сербы (уже как единый славянский народ) мигрировали к югу в 7-м веке в правление византийского царя Ираклия и расселились в пределах современных Южной Сербии, Македонии , Черногории , Далмации , Боснии и Герцеговины . Там они смешались с потомками местных балканских племен - иллирийцев , даков и др.

Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины , Славонии , Трансильвании и Венгрии . Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю , где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия .

Этнографические группы сербов

Этнографические группы сербов делятся, в основном, по диалектам сербского языка. Штокавские сербы самая большая группа. Существуют также горанцы и другие этнографические группы.

Расселение

Основной ареал проживания сербов - это Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Также существуют отдельные регионы в иных странах, где сербы живут издавна: в Македонии (Куманово , Скопье), Словении (Бела Крайна), Румынии (Банат), Венгрии (Печ , Сентендре , Сегед). Устойчивые сербские диаспоры существуют во многих странах, самые заметные из них в Германии, Австрии, Швейцарии , Франции , России , Бразилии , Канаде , США и Австралии . Диаспоры в Новой Зеландии , Южной Африке , Аргентине , Боливии , Бразилии и Чили хоть и не такие большие, однако не исчезают, а наоборот - продолжают расти.

Точное количество сербов, проживающих в диаспорах за пределами Балкан, не установлено и колеблется по разным сведениям примерно от 1-2 млн до 4 млн человек (данные Министерства по диаспорам Республики Сербия). В связи с этим неизвестна и общая численность сербов в мире, по приблизительным оценкам она составляет от 9,5 до 12 млн человек. 6,5 млн сербов составляют около двух третей населения Сербии. Перед военными конфликтами 1,5 млн проживало в Боснии и Герцеговине и 600 тыс. в Хорватии, а 200 тыс. - в Черногории. По переписи 1991 г. сербы представляли 36 % от общего населения Югославии , то есть всего около 8,5 млн человек.

Городское население представлено в Белграде (1,5 млн сербов), в Нови-Саде (300 тыс.), Нише (250 тыс.), Баня-Луке (220 тыс.), Крагуевце (175 тыс.), Сараево (130 тыс.). За пределами бывшей Югославии Вена является городом с наибольшим числом сербских жителей. Значительное количество сербов проживает в Чикаго с окрестностями и Торонто (с Южным Онтарио). Лос-Анджелес известен как мегаполис с внушительным сербским сообществом, впрочем, как Стамбул и Париж .

Этническая история

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

История Сербии отсчитывает своё начало с VI века , с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова . В VIII -IX веках возникли первые протогосударственные образования сербов. В -XI веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства . После установления в конце XII века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIV века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана ( -). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества оказываются не в состоянии остановить османскую экспансию, часть князей на юге бывшего царства Душана вынуждено признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединенные войска некоторых сербских князей (вместе с боснийкими отрядами) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле , что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи . Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году , после падения Смедерево . На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца XVII века входили в состав Австрийской Империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания в - гг. против османского владычества . Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание , возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович . Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили. По условиям Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу XX века в Сербии сложилась парламентская монархия , начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн - гг. в состав Сербии были включены территории Косова , Македонии и значительная часть Санджака . В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты . В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c г. - Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии , часть территории государства передана сателлитам Германии - Венгрии и Болгарии, а также Албании. В - гг. Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии .

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с г. - Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 г. - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг к серии гражданских войн и распаду Югославии . Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН . В 2006 году , после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории , республика Сербия потеряла выход к морю.

Средневековое Сербское государство

Расселение славян

Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, которые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побережье сформировались протогосударственные образования - склавинии Пагания , Захумье , Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) - Рашка . Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с VII века началась христианизация сербских племён , которая завершилась во второй половине IX века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия . К этому же времени относится возникновение первых памятников сербской письменности на старославянском языке (первоначально - с использованием глаголицы , c X века начинается переход на кириллицу) .

Образование государства

В середине IX века под воздействием наступления на сербские области протоболгар в Рашке сформировалась княжеская власть и государство во главе с князем (жупаном) Властимиром , которому удалось отбросить болгар и подчинить часть прибрежных территорий. Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце IX века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства , а затем, после его падения, - Византии. Некоторое укрепление Рашки в середине X века в период правления князя Часлава , существенно расширившего территорию государства, сменилось после его гибели в 950 году распадом страны. В это же время началось активное проникновение богомильства из Болгарии, которое также способствовало ослаблению центральной власти в Рашке. В - гг. Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.

Расцвет Сербии

При непосредственных преемниках Стефана Первовенчанного Сербское государство пережило недолгий период стагнации и усиления влияния соседних держав, прежде всего Венгрии . На рубеже XIII и XIV веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве , Белграде , районе Браничева , а также в Усоре и Соли , правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин , остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина , ориентировавшегося, главным образом, на Византию.

Несмотря на временный раздел государства, продолжалось укрепление Сербии: была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную систему в земельных отношениях. Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница , Жича , Милешево , Грачаница , а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско-православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны. Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского. Происходил подъём горного дела (в значительной степени благодаря притоку саксонских переселенцев), сельского хозяйства и торговли, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы. Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города.

Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана ( -). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию , Эпир , Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков , а Печский архиепископ был провозглашён патриархом . Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. В архитектуре сложился вардарский стиль , яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове . В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана », оформивший и кодифицировавший нормы сербского права. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.

Распад и турецкое завоевание

Вскоре после смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властелы) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей , в Македонии - Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове - князя Лазаря , Николы Алтомановича и Вука Бранковича . Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом . В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I , однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином , после чего Македония перешла под власть Османской империи .

Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви , не увенчалась успехом: 15 июня 1389 года (в день Св. Вита - Видовдан) в битве на Косовом поле , несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах. Косовская битва и подвиг Милоша Обилича , убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора , символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость.

В первой половине XV века , когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана , Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией , которая передала ему Белград и Мачву , вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремесла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения . Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава и Раваница ) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац , а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии - Смедерево , основанная деспотом Георгием Бранковичем , переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя . Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в -1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году , разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина , а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния , к - Герцеговина и, наконец, в 1499 году - Горная Зета . Сербское государство перестало существовать.

Социально-экономическое развитие

Основой экономики средневекового Сербского государства являлось сельское хозяйство, прежде всего земледелие, а также скотоводство, особенно в гористых районах. Существенно дольше, чем в Болгарии и Хорватии, в Сербии сохраняли значения большие патриархальные семьи - задруги и общинный строй. В крестьянском хозяйстве продолжала господствовать коллективная собственность на землю. Постепенно, однако, усиливались процессы феодализации поземельных отношений и закрепощения крестьян. Уже в «Законнике Стефана Душана» было юридически закреплено зависимое положение крестьянства и отменено право перехода.

Последние исследования показывают, что Сербия на пятом месте в Европе по религиозности: считают себя религиозными 77% опрошенных в исследовании проведенном «Галупом», что значительно выше среднеевропейского уровня в 50%.

По этому поводу «Политика» решила выяснить, действительно ли сербы столь религиозный народ или это все лишь на словах, так как в отдельных церквях в Сербии священникам практически не перед кем проводить утренние и вечерние службы, так как верующие не приходят.

По ком звонят колокола храма Святого Александра Невского в Белграде? Ранним утром, около 8 часов, всего лишь около десятка человек тихо входит в церковь на заутреню. Жаль что псалмы из книги пророка Давида и церковные молитвы, которые читает певчий, практически некому слушать.

Певчий известен как бывший гитарист новобелградских гаражных групп, будораживших городскую рок-сцену в восьмидесятых.

Он забросил «Led Zeppelin» но все равно поднимается к небесам. Если даст Бог, то пострижется в монахи. Когда в девяностых Сербия вспомнила о всевышнем и толпой повалила в церкви певчий не был среди тех, кто на полной скорости из социалистического самоуправления переходил в православие, возможно потому и остался верным до сих пор.

Служащая «Телекома» каждое утро перед работой заходит в храм на Дорчоле, освященный в давнем 1930 году в присутствии патриарха Варнавы и короля Александра Первого. Женщина приходит лишь по рабочим дням. Уже год она внимательна, пунктуальна и терпелива, но не относит себя к фанатичным верующим.

— Я не прихожу по выходным, тогда большая толпа и гораздо заметнее как люди по разному понимают религиозность. Некоторые кланяются до земли, другие оставляют деньги на видном месте, третьи болтают во время службы как бабы на рынке. Я религиозна, но так, как об этом говорит Владета Еротич, — религиозность это не только вера, но и общее мышление на христианский манер, — рассказывает она после утренней службы.

Люди с заутренней службы практически как семья. Понимают горе и радость, счастье и несчастья. Вещи о которых они говорят столь обычны, что напоминают истории из старых времен, которые мы давно слушали и позабыли, так как живем сейчас в другой галактике, где живут со скоростью света.

Когда пенсионерка Елица Урошевич рассказывает, как она обратилась к господу в 2008 году после того как едва пережила инсульт, она больше обращается к людям вокруг нее: 37-летнему Деяну, учащемуся на преподавателя Закона Божьего, церковному служке Неджи Медичу, выполняющему эту работу с 1961 года, когда он служил в церкви Святых архангелов Михаила и Гавриила на Башчаршии, а затем в сараевской Соборной церкви. После кровавых гражданских войн и он бежал в Сербию и служит в святом храме, где хранятся драгоценные дары из 1877 года – серебряный крест, украшенный драгоценными камнями, дар Томании и Еврема Обреновичей и большое русской Евангелие, подарок госпожи Аны Обренович.

— В Церковь после 1990 года приходили и те, кто ее раньше оскорблял. Думает человек, что если перекрестится то попадет к Богу. С приближением миллениума число людей на утренней и вечерней службах уменьшалось, — улыбается Неджо, вспоминая, что время бомбардировок НАТО церкви были переполнены.

Несчастье объединяет людей. Бомбы падали, сирены выли, люди собирались в храме, понимая, что обычный человек стоит на хрупких ногах.

— Когда у вас все хорошо, то вы можете и обругать Бога, но когда начинаются проблемы то сразу зовете Бога на помощь. А мне вера помогла больше чем лекарства, — рассказывает свой рецепт Елица, когда-та занимавшая должность человека «для всего» на технологическом факультете. Варила кофе, чистила, была курьером… Со дна социальной лестницы вырастила детей и внуков сделала их уважаемыми людьми. Тогда она не знала Бога, но сейчас верит, что именно тогда Бог все время заботился о ней.

Протоиерей Душан Йованович вспоминает, что во времена коммунизма праздновали славу все кто хотел и в церковь ходили все кто хотел, потому он и не принимает это традиционное алиби, которое ищут себе новые верующие,которые, успокаивая свою совесть, указывают на «красных».

— Те кто верил верили всегда. Мало людей приходят к нам, они лишь капля в море. Но Бог протягивает руки и призывает их… Предлагает помощь и спасение. А наш человек ожидает, что ему сразу заплатят, у наших людей нет терпения, так как Бог неспешен, но достижим. Серб всегда готов поругаться с Богом, сделать ему замечания, — рассказывает протоиерей Душан.

Александар Апостоловски

Хорватский и сербский язык очень похож между собой. Потому как они являются просто разными диалектами сербохорватского. В когда-то существовавшей Югославии он назывался именно так. Языки имеют несколько различий, касающихся написания. Так хорваты используют буквы исключительно латинского алфавита. Сербы в свою очередь используют кириллицу. В произношении также присутствуют различия. Там, где хорваты используют протяжную гласную букву, сербы произносят ее четко и коротко. Кроме этого, присутствуют различия в образовании слов. Сербская нация в большинстве случаев использует слова иностранного происхождения. Хорваты же в этом смысле более уважают собственные корни. Новые слова они «придумывали» основываясь на уже существующих славянских. Тем не менее эти народы дружественные и прекрасно понимают друг друга, даже разговаривая на собственных диалектах. Чтобы понять точнее можно провести аналогию. Серб и хорват понимают друг друга практически так же, как русский и украинца или белоруса.

Хорватский и сербский язык очень похож между собой // Фото: slavyanskaya-kultura.ru

Вражда

Несмотря на огромное количество схожести между двумя народами их отношения довольно натянуты уже не один десяток лет. Хорватия по сей день не может простить своим собратьям нападение на них Югославии. Оно состоялось в 1991 году. Также сербы осуществляли осаду Дубровника. Относительно данных событие хорваты подали иск в международный суд. Его одобрили еще в 1999 году. Сербия была несколько поражена подобным исходом и в свою очередь начала обвинять хорватов в геноциде против и сербского народа.

Стоит отметить, что в Сербии на данный момент проживает небольшое количество хорватов. Но вот в Хорватии представителей «дружественного» народа практически не наблюдается. Все это неспроста, ведь государство когда-то проводило операции по изгнанию из своих территорий сербов. Они выражали открытую антипатию этим людям и считали их настоящими врагами государства.


В Сербии на данный момент проживает небольшое количество хорватов // Фото: livemaster.ru


В результате взаимных колкостей не только хорваты, но и сербы не любят соседний славянский народ. У сербов даже был довольно интересный принцип: не любить никого, кто стоял на стороне Хорватии в терках против Сербии. Сербия по сей день напоминает Хорватии, как та вела активное сотрудничество с германскими нацистами. Также сербы и хорваты начали активные противостояния и из-за отличающихся религий. Югославия, которая состоит из шести разных республик уже практически позабыла о какой-либо религии из-за своих социалистических взглядов. Но именно как-раз религиозные противоречия и послужили когда-то недобрую службу началу конфликта.

Современный взгляды

Хорваты по своей природе очень схожи с польским народом. Исключением в их поведении есть то, что они полагают, что русский народ им чем-то обязан. Хорваты уважают личное пространство и если вы случайно вторгнитесь в него, то он расценит это как настоящее хамство. У людей данной национальности очень четко разграничены понятия «твое» и «мое». Так, их дома обгорожены забором, но отнюдь не двухметровым, как это иногда встречается в России. Но вот деловые отношения с хорватами вести крайне просто. Они прагматичны и конкретны.


Сербия по сей день напоминает Хорватии, как та вела активное сотрудничество с германскими нацистами // Фото: levoradikal.ru


Сербы, хоть их и не любят многие народы, но все же нам роднее. Но в отличие от русских они боле эмоциональны, поэтому если представитель сербской нации начнет вам что-то доказывать или утверждать, но не стоит все принимать на веру. Однако, несмотря на это сербы врут в разы меньше, чем русские. Так, как у русского народа несколько размыта реальность, то с ними о чем-то договариваться крайне сложно. Чувства и эмоции для сербов стоят на первом месте, у хорватов же на пьедестале находится материальный достаток.

Религия в Сербии и Сербская Православная Церковь

Храм Святого Саввы в Белграде является самым большим православным храмом и входит в 10-ку крупнейших христианских церквей мира.

Согласно конституции, Сербия является светским государством, гарантирующим свободу в выборе религии. Сербия – одна из стран Европы с религиозным разнообразием - с православным большинством, католическим и исламским меньшинствами и другими мелкими конфессиями.

Православные христиане (6 079 396 человек) составляют 84,5% населения страны. Сербская православная церковь исконно является самой крупной церковью страны, приверженцами которой в подавляющем большинстве и являются сербы. Другие православные общины в Сербии представляют такие народы, как черногорцы, румыны, влахи, македонцы и болгары.

Католиков в Сербии насчитывается 356 957 человек или, примерно, 5% населения, и проживают они, в основном, в автономной области Воеводина (особенно в ее северной части), являющейся родиной этнических меньшинств, таких как венгры, хорваты, буневцы, а также словаки и чехи. Протестантизм исповедуют всего около 1% населения страны – это, в основном, словаки, живущие в Воеводине, а также венгры-реформисты.

Мусульмане (222 282 человека или 3% населения) образуют третью по величине религиозную группу. Ислам имеет историческую обоснованность в южных регионах Сербии, прежде всего в южной Рашке. Боснийцы представляют крупнейшую исламскую общину в Сербии, по некоторым оценкам около трети цыган страны являются мусульманами.

В Сербии проживает всего 578 иудеев. Евреи из Испании поселились здесь после их изгнания из страны в конце 15-го века. Сообщество процветало и достигло своего пика, насчитывая 33 000 человек до начала Второй мировой войны (из которых почти 90% жили в Белграде и Воеводине). Однако разрушительные войны, которые позже опустошили регион, привели к тому, что значительная часть еврейского населения Сербии эмигрировала из страны. Сегодня Белградская синагога является единственной действующей, спасенной местным населением во время Второй мировой войны от уничтожения от рук нацистов. Другие синагоги, такие как синагога Суботицы, представляющая собой четвертую по величине синагогу в Европе, и Нови-Садская синагога были превращены в музеи и художественные павильоны.

Языки Сербии и сербский язык

Официальным языком является сербский, относящийся к группе Южнославянских языков и являющийся родным для 88% населения. Сербский язык является единственным европейским языком, активно применяющим диграфию (графическое двуязычие), используя как кириллицу, так и латиницу. Сербская кириллица была разработана в 1814 году сербским лингвистом Вуком Караджичем, который создал сербский алфавит, основываясь на фонематических принципах. Кириллица берет начало от преобразованного греческого рукописного шрифта Кирилла и Мефодия 9 века.

Признанными языками меньшинств являются: ​​венгерский, словацкий, албанский, румынский, болгарский и русинский, а также боснийский и хорватский, сходные с сербским. Все эти языки являются официальными и используются в муниципалитетах или городах, где более 15% населения представляют национальное меньшинство. В Воеводине местная администрация использует, помимо сербского, пять других языков (венгерский, словацкий, хорватский, румынский и русинский).

Просмотров