Почему погибла цивилизация древней месопотамии. Легенда о возникновении письменности. Правление Саргона Древнего

Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.

На рубеже IV-Ш тыс. до н.э. возникают первые города-государства -- Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада -- древнейшего семитского города в Месопотамии -- стал Саргон Древний (по-аккадски -- Шуррукен, что означает «Истинен царь»). По легенде он был не знатного происхождения, и сам говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона. Но борьба за власть между различными городами-государствами продолжалась.

В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников -- западно-семитских племен (амореев) и ряда других народов. Амореи около XIX в. до н.э. создали несколько своих государств, самое знаменитое из них -- со столицей в Вавилоне, которое сыграло важнейшую роль в истории Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II -- начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.

Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности -- мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).

В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.

Вклад шумеров в развитие науки и в мировую культуру

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») -- древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее -- древневавилонское) царство объединило север и юг -- области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792--1750 до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это -- далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

Шумеро-Аккадская культура

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность. Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ". В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур, Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла. В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность. На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы.

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. В литературе и искусстве Аккада проявились новые веяния, образы и темы. Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Культура Старовавилонского царства

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония, Центром ее был город Вавилон (Ворота Бога), цари которого во 2 тыс. до н.э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада. Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона - Мардука. Он повсеместно стал считаться как царь богов. Согласно учению вавилонских жрецов, именно боги определяли судьбы людей и только жрецы могли знать эту волю - одни они умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Культ небесных светил становится исключительно важным в Вавилонии. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Была создана шестидесятиричная система, которая существует по сей день в исчислении времени. Вавилонские астрономы высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений. Религиозные верования обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Классической формой храмов Вавилонии была высокая ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы - озеленены. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - "висячие сады Семирамиды". Архитектурных памятников вавилонского искусства до нас дошло не много, что объясняется отсутствием прочного строительного материала, но стиль зданий -прямоугольная форма, и массивные стены, и использованные архитектурные элементы - купола, арки, сводчатые потолки - явились теми архитектурными формами, которые стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка.

Влияние вавилонской культуры на ассирийскую

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки - ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако, эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Особенностью ассирийского искусства является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях - светские сюжеты. Характерными были великолепно исполненные изображения животных, в основном, льва, верблюда, коня. В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными -- облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве -- отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными -- когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными -- в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того -- тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.

Искусство Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников. Оно более спокойное: в нем нет той жестокости, которая была свойственна искусству ассирийцев, но в то же время преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных - прежде всего крылатых быков, львов и грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

Религия и мифология Древней Месопотамии

Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) -- богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду -- Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе -- Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ан и Инанна (богиня любви и войны) и т.д. Богиней загробного мира, находившегося под землей считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей.

Божество, как правило, считалось присутствующим в своем изображении, если оно обладало определенными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образом свой гнев против города или страны. Богов облачали в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся тиарами и нагрудными украшениями (пекторалями). Одежды сменялись во время специальных церемоний в соответствии с требованием ритуала.

Мы знаем из месопотамских и египетских источников, что изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Во время ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались», чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал «омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость. Похожие обычаи были приняты и в Египте, где идолы божеств наделялись традиционно необходимыми качествами с помощью магических актов и формул. Тем не менее сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.

Богам в храме Урука, например, еда подавалась два раза в день. Первая и основная трапеза приходилась на утро, когда храм открывался, вторая -- на вечер, очевидно, на время непосредственно перед закрытием дверей святилища... Каждая трапеза состояла из двух блюд, называемых «основное» и «второе». Блюда различались между собой, по-видимому, скорее по количеству, чем по составу продуктов. Церемониал, характер и число блюд, входивших в божественную трапезу, приближаются к человеческим меркам, вообще характерным для месопотамских богов.

Письменность и книги

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-Ш тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В VI-IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы -- маленькие глиняные шарики, конусы и т.п. В IV тыс. до н.э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала -- достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками -- рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизация и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты -- списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины III тыс. до н.э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н.э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500г. до н.э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты.

При школах-академиях (эддубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них -- библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием; по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты «исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т.п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии. Школа называлась в Месопотамии «эддубба», что означало «дом табличек», директора называли «отец дома табличек», а учителей -- «старшие братья»; были в школах и надзиратели, которых называли «владеющие хлыстом», что иллюстрирует некоторые особенности метода обучения. Ученики осваивали письменность путем копирования сначала отдельных знаков, а затем целых текстов. Обучение происходило с раннего утра до позднего вечера и длилось много лет. Учиться было трудно, но профессия писца была выгодной и почетной.

«Все сойдутся в Междуречье,
Здесь Эдем и здесь начало
Здесь когда-то общей речью
Слово Божие звучало...»

(Константин Михайлов )

Пока по территории древней Европы бродили дикие кочевники, на Востоке вовсю происходили очень интересные (порой необъяснимые) события. О них красочно написано в Ветхом Завете и в других исторических источниках. Например, такие известные библейские истории, как и Всемирный Потоп, случились как раз на территории Месопотамии.

Древнее Междуречье без всяких прикрас можно назвать колыбелью цивилизации. Именно на этой земле примерно в 4-м веке до нашей эры зародилась первая восточная цивилизация. Такие государства Месопотамии (Древнее Междуречье по-гречески), как Шумер и Аккад, подарили человечеству письменность и удивительные храмовые постройки. Отправимся же в путешествие по этой полной секретов земле!

Географическое положение

Какое название имела Месопотамия? Двуречье. Второе название Месопотамии - Междуречье. Также можно услышать слово Нахараим - это тоже она самая, только на иврите.

Месопотамия - это историко-географическая территория, расположенная между и Евфрат. Сейчас на этой земле находятся три государства: Ирак, Сирия и Турция. История Месопотамии развивалась именно на этой территории.

Расположенный в самом центре Ближнего Востока регион ограничен с запада Аравийской платформой, с востока - предгорьями Загроса. На юге Месопотамия омывается водами Персидского залива, а на севере возвышаются живописные Араратские горы.

Междуречье представляет собой плоскую равнину, тянущуюся вдоль двух великих рек. По форме она похожа на овальную фигуру - такова удивительная Месопотамия (карта подтверждает это).

Деление Междуречья на регионы

Историки условно делят Месопотамию на:


На территории Древнего Междуречья в разное время существовали четыре древних царства:

  • Шумер;
  • Аккад;
  • Вавилония;
  • Ассирия.

Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?

Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации - Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.

Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье - нет).

Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.

Древнее Двуречье - это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера - горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.

Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые - вкусными.

Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.

Немного конспирологии: о происхождении шумеров

Современная история не отвечает на вопрос, откуда появились шумеры. Есть множество предположений по этому поводу, но к единому мнению ученое сообщество до сих пор не пришло. Почему? Потому что шумеры сильно выделялись на фоне остальных племен, населяющих Междуречье.

Одно из явных отличий - это язык: он не похож ни на один из диалектов, на котором разговаривали жители соседних территорий. То есть у него нет схожести с индоевропейским языком - предшественником большинства современных языков.

Также внешность обитателей Древнего Шумера совсем не типична для жителей тех мест. На табличках изображены люди с ровными овалами лиц, удивительно большими глазами, тонкими чертами лица и роста выше среднего.

Еще один момент, на который обращают внимание историки, - это необычная культура древней цивилизации. Одна из гипотез гласит о том, что шумеры - это представители высокоразвитой цивилизации, прилетевшей из Космоса на нашу планету. Такая точка зрения довольно странная, но имеет право на существование.

Как оно было на самом деле - неясно. Но одно можно сказать с точностью - шумеры дали очень много для нашей цивилизации. Одно из их неоспоримых достижений - это изобретение письменности.

Древние цивилизации Месопотамии

Разные народы населяли протяженную территорию Междуречья. Мы выделим два основных (история Месопотамии без них не была бы такой насыщенной):

  • шумеры;
  • семиты (если быть точнее, то семитские племена: арабы, армяне и иудеи).

Отталкиваясь от этого, мы будем рассказывать о наиболее интересных событиях и исторических личностях.

Шумер: краткая историческая справка

Это была первая письменная цивилизация, возникшая на юго-востоке Месопотамии с 4-го по 3-й век до нашей эры. Сейчас на этой местности находится современное государство Ирак (Древняя Месопотамия, карта снова помогает нам сориентироваться).

Шумеры - это единственный несемитский народ на территории Междуречья. Подтверждают это многочисленные лингвистические и культурные исследования. Официальная история говорит, что шумеры пришли на территорию Месопотамии из какой-то горной азиатской страны.

Они начали свое путешествие по Междуречью с востока: селились вдоль устьев рек и осваивали ирригационное хозяйство. Первым городом, в котором остановились представители этой древней цивилизации, был Эреду. Далее шумеры двинулись вглубь равнины: они не подчиняли себе местное население, а ассимилировали; иногда даже перенимали какие-то культурные достижения диких племен.

История шумеров - это увлекательный процесс борьбы между различными группами людей под предводительством того или иного царя. Своего расцвета государство достигло при правителе Умме Лугальзагессе.

Вавилонский историк Берос в своем труде разделил шумерскую историю на два периода:

  • до Потопа (имеется в виду именно Великий Потоп и история с Ноем, описанная в Ветхом Завете);
  • после Потопа.

Культура Древней Месопотамии (Шумера)

Первые поселения шумеров отличались оригинальностью - это были небольшие города, окруженные каменными стенами; проживали в них от 40 до 50 тысяч человек. Важным городом на юго-востоке страны был Ур. Центром шумерского царства был признан город Ниппур, расположенный в центре страны. Известен крупным храмом Бога Энлиля.

Шумеры были довольно развитой цивилизацией, перечислим, в чем они достигли высот.

  • В земледелии. Об этом говорит дошедший до нас земледельческий альманах. В нем подробно рассказывается, как правильно выращивать растения, когда их нужно поливать, как правильно вспахивать почву.
  • В ремесле. Шумеры умели строить дома и знали, как пользоваться гончарным кругом.
  • В письменности. О ней пойдет речь в нашей следующей главе.

Легенда о возникновении письменности

Большинство важных изобретений происходят довольно странным образом, особенно когда речь идет о древних временах. Возникновение письменности не является исключением.

Поспорили два древних шумерских правителя между собой. Это выражалось в том, что они загадывали друг другу загадки и обменивались ими через своих послов. Один правитель оказался очень изобретательным и придумал настолько сложный ребус, что его посол не смог его запомнить. Тогда пришлось изобрести письменность.

Писали шумеры на глиняных досках тростниковыми палочками. Вначале буквы изображались в виде знаков и иероглифов, потом - в виде связных слогов. Назывался этот процесс клинописью.

Культура Древней Месопотамии немыслима без шумерской. Соседние народы заимствовали навык письменности у этой цивилизации.

Вавилония (Вавилонское царство)

Возникло государство в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии. Просуществовав около 15 веков, оставило после себя богатую историю и интересные памятники архитектуры.

Семитский народ амореи населяли территорию Вавилонского государства. Они переняли более раннюю культуру шумеров, но разговаривали уже на аккадском языке, который относится к семитской группе.

Возник на месте более раннего шумерского города Кадингир.

Ключевой исторической фигурой являлся В ходе своих военных походов он подчинил себе множество соседних городов. Также написал дошедший до нас труд - «Законы Месопотамии (Хаммурапи)».

Расскажем более подробно о записанных мудрым царем правилах общественной жизни. Законы Хаммурапи представляют собой написанные на глиняной табличке фразы, регламентирующие права и обязанности среднестатистического вавилонянина. Историки выдвигают предположение, что и принцип «око за око» впервые были сформулированы как раз Хаммурапи.

Какие-то принципы правитель придумал сам, какие-то - переписал с более ранних шумерских источников.

Законы Хаммурапи говорят о том, что древняя цивилизация была действительно развитой, поскольку люди соблюдали определенные правила и уже имели представление о том, что хорошо, а что плохо.

Оригинал труда находится в Лувре, с точной копией можно ознакомиться в каком-то московском музее.

Вавилонская Башня

Города Месопотамии - это тема для отдельной работы. Мы остановимся на Вавилоне, том самом, где происходили интересные события, описанные в Ветхом Завете.

Сначала расскажем интересную библейскую историю про Вавилонскую башню, потом - точку зрения научного сообщества по этому поводу. Предание о Вавилонской Башне - это история о появлении разных языков на Земле. Первое упоминание о ней можно найти в Книге Бытия: событие произошло после Всемирного Потопа.

В те незапамятные времена человечество было единым народом, следовательно, все люди разговаривали на одном языке. Они двигались на юг и пришли к нижнему течению Тигра и Евфрата. Там решили основать город (Вавилон) и построить башню высотой до неба. Работа кипела вовсю… Но тут в процесс вмешался Бог. Он создал различные языки, поэтому люди перестали понимать друг друга. Понятно, что очень скоро строительство башни было прекращено. Финалом истории стало расселение людей по различным уголкам нашей планеты.

Что думает научное сообщество по поводу Вавилонской Башни? Ученые предполагают, что Вавилонская Башня являлась одним из древних храмов для наблюдения за звездами и проведения религиозных обрядов. Подобные сооружения назывались зиккуратами. Самый высокий храм (в высоту достигал 91 метра) находился в Вавилоне. Его название звучало, как «Этеменанке». Дословный перевод слова - «Дом, где сходятся небеса с Землею».

Ассирийская империя

Первые упоминания об Ассирии датируются 24-м веком до нашей эры. Государство просуществовало две тысячи лет. А в седьмом веке до нашей эры прекратило свое существование. Ассирийская империя признана первой в истории человечества.

Государство распологалось в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Отличалось воинственностью: очень много городов подчинили и разрушили ассирийские военачальники. Они захватывали не только территорию Месопотамии, но и территорию Израильского царства и острова Кипр. Была попытка подчинить древних египтян, но она не увенчалась успехом - через 15 лет жители этой страны вновь обрели независимость.

К захваченному населению применялись жестокие меры: ассирийцы обязывали выплачивать ежемесячную дань.

Крупными ассирийскими городами были:

  • Ашшур;
  • Калах;
  • Дур-Шаррукин (Дворец Саргона).

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Религия Междуречья

Древние цивилизации Месопотамии неотъемлемо связаны с местной религией. Более того, их жители свято верили в богов и обязательно совершали определенные обряды. Если говорить очень обобщенно, то именно политеизм (вера в различных богов) отличал Древнее Двуречье. Чтобы лучше понять религию Месопотамии, нужно читать местный эпос. Одно из наиболее ярких литературных произведений того времени - это миф о Гильгамеше. Вдумчивое чтение данной книги наводит на мысль о том, что гипотеза о неземном происхождении шумеров не беспочвенна.

Древние цивилизации Месопотамии подарили нам три основные мифологии:

  • Шумеро-аккадскую.
  • Вавилонскую.
  • Ассирийскую.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану - аккад.) - бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль - владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) - ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой - свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).

Вавилонская мифология

Основные идеи для своей религии переняли от шумеров. Правда, со значительными усложнениями.

Вавилонская религия строилась на вере человека в его бессилие перед богами пантеона. Понятно, что такая идеология держалась на страхе и ограничивала развитие древнего человека. Подобную структуру удалось построить жрецам: они проводили в зиккуратах (величественных высоких храмах) различные манипуляции, в том числе и сложный обряд жертвоприношения.

В Вавилонии почитаемыми были следующие боги:

  • Таммуз - являлся покровителем земледелия, растительности и плодородия. Прослеживается связь с аналогичным шумерским культом воскресающего и умирающего бога растительности.
  • Адад - покровитель грозы и дождя. Весьма властное и злое божество.
  • Шамаш и Син - покровители небесных светил: солнца и луны.

Ассирийская мифология

Религия воинственных ассирийцев очень схожа с вавилонской. Большинство обрядов, традиций и преданий пришли к народу Северного Междуречья от Вавилонян. Последние заимствовали, как говорилось ранее, свою религию у шумеров.

Важными богами являлись:

  • Ашшур - главный бог. Покровитель всего Ассирийского царства, создал не только всех остальных мифологических героев, но и самого себя.
  • Иштар - богиня войны.
  • Рамман - ответственен за удачу в военных сражениях, приносил удачу ассирийцам.

Рассмотренные боги Месопотамии и культы древних народов - увлекательная тема, уходящая корнями в очень давние времена. Напрашивается вывод, что основными изобретателями религии были шумеры, чьи идеи переняли остальные народы.

Богатое культурное и историческое наследие оставили нам проживающие в Междуречье.

Изучать древние цивилизации Месопотамии одно удовольствие, поскольку они связаны с интересными и поучительными мифами. А все, что касается шумеров, - это вообще одна сплошная загадка, ответы на которую до сих пор не найдены. Но историки и археологи продолжают «рыть почву» в этом направлении. Любой человек может присоединиться к ним и тоже изучать эту интереснейшую и очень древнюю цивилизацию.

Природа, население, периодизация истории Древней Месопотамии

Лекция 5. ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ (МЕСОПОТАМИЯ)

Месопотамия – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Ефрат (отсюда второе название – Двуречье). Расположение на перекрестке торговых путей обеспечило ей ведущую роль в международной торговле. Климат Месопотамии отличался на севере и юге: на севере выпадал снег и шли дожди, на юге было сухо и жарко. Здесь выращивали фруктовые, зерновые (ячмень, полбу, просо), технические (лен), огородные (лук, огурцы, баклажаны, тыкву) и бобовые культуры, а также финиковые пальмы и виноград. Фауна в древние времена была богатой.

Население Месопотамии характеризовалось этнической пестротой, отчасти обусловленной политикой насильственного переселения народов I тысячелетия до н. э. Заселение началось с древнейших времен. Народы: шумеры, аккадцы и др. Позднее шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру.

На этих территориях существовало несколько сменяющих друг друга цивилизаций, что отражено в принятой периодизации истории Древнего Двуречья:

– Древний Шумер (III тыс. до н. э.): раннединастический период, создание деспотических монархий, возникновение государства Аккад;

Вавилонское царство : старовавилонский (аморейский) период XIX–XVI вв. до н. э., средневавилонский (касситский) XVI–XII вв. до н. э. и нововавилонский (VII–VI вв. до н. э.) периоды; завоевание страны персами;

– Ассирийская держава : староассирийский период (XX–XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV–XI вв. до н. э.), новоассирийский (X–VII вв. до н. э.).

Древний Шумер. В Месопотамии развитие цивилизации зависело от ирригации, которая должна была упорядочить разливы рек Тигр и Евфрат. Эта проблема была решена около середины IV тысячелетия до н. э. Примерно в это же время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена и возникает Урукская культура с такими городами, как Эриду, Ур, Урук. Она характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, появлением классового общества и государственности. Около конца IV – начала III тыс. до н. э. возникает пиктографическая письменность,потребность в которой связана с необходимостью строгого учета возникшего сложного и разнообразного храмового хозяйства. В первой половине III тысячелетия Южная Месопотамия доминирует в регионе в экономическом и политическом отношении над жившими севернее аккадцами и хурритами.Совершенствуется ирригационное земледелие, увеличивается число изделий из металла, появляются и первые бронзовые орудия. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения, совершенствуются органы государственной власти со всеми характерными атрибутами: войском, чиновничеством, тюрьмами и т. д. В XXVIII – XXIV вв. до н. э. последовательно возвышаются иполучают гегемонию города Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV– XXIII вв. до н. э. Шумер подпадает под власть аккадских правителей, наиболее влиятельным из которых был Саргон. Он организовал первое в истории постоянное войско, сумел создать в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя. В XXII в. до н. э. территория Шумера была завоевана кочевыми племенами кутиев, власть которых была свергнута основателями III династии Ура (XXII – начало XX веков до н. э.).
В это время существенные изменения происходят в экономике, общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер, ведется грандиозное строительство. Совершенствуется такой тип храмовой постройки как зиккурат. Государственное устройство Шумеро-Аккадского приобретает типичные черты восточной деспотии, в стране появляется значительная прослойка чиновничьей бюрократии. Совершенствуется письмо, создаётся и записывается миф о Гильгамеше, где впервые в мировой истории мы встречаем легенду о всемирном потопе. Вначале XX в. до н. э. Шумеро-Аккадское государство погибло под натиском соседних племён и народов.



Вавилонское царство. После падения III династии Ура Месопотамия переживает период политической раздробленности, целый ряд мелких царств ведёт борьбу за преобладание в регионе. В результате этой борьбы получает политическую независимость и возвышается город Вавилон, где воцаряется I Вавилонская (аморитская) династия.Расцвет Вавилона связан с именем царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Ему удалось объединить под своей властью всю Месопотамию, последовательно подчинив Урук, Исип, Ларсу, Мари, Ассирию. Во время правления Хаммурапи в Вавилоне ведется монументальное строительство, в результате которого город становится крупнейшим центром Двуречья, укрепляется администрация и упорядочиваются социальные и имущественные отношения, свидетельством чему являются знаменитые «Законы Хаммурапи». Но уже при сыне Хаммурапи нарастает борьба за освобождение покоренных Вавилоном областей и государств, усиливается давление воинственных касситских племён, образовавшегося на северо-западе Месопотамии государства Митанни, наконец, в 1595 году до н. э. хетты разрушают Вавилон, после чего он попадает под власть касситских правителей. Во время касситского правления регулярно используются в военном деле лошади и мулы, внедряется комбинированный плуг-сеялка, создаётся сеть дорог, активизируется внешняя торговля. С XIII века до н.э. всё более сильные удары Вавилону наносит Ассирия, к которой со временем присоединяется Элам, местные правители, и, как результат, около 1155 года до н. э. касситская династия заканчивает своё существование. В 744 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию, сохранив за ней статус отдельного царства. В 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против Ассирии (лидер Набопаласар, основатель халдейской династии). При царе Навуходоносоре II начинается расцвет Вавилонии. Он ведет активную внешнюю политику (с переменным успехом воюет в Египте и более удачно – в Иудее). После смерти Навуходоносора II престол достался Набониду, который пытался создать могущественную державу при помощи религии. Он объявил Сина вместо Мардука верховным богом, что привело к конфликту со жречеством.

В VI в. до н. э. на Востоке появился могущественный противник – персы, которые разгромили вавилонян в 539 г. Набонид был взят в плен и сослан. Царь Кир изображался освободителем страны. Его политику отличало уважение к религии вавилонян и насильно переселенным народам. Кир сохранил Вавилонию в составе Персидской державы как особую единицу.

Ассирия. Возникшее на перекрёстке выгодных торговых путей государство с центром в городе Ашшуре первоначально ориентировалось на развитие выгодных торговых связей с различными регионами. С этой целью ассирийцы пытались основать ряд колоний за пределами собственно Ассирии, но этому помешало возвышение государства Мари на Евфрате, образование Хеттского государства и продвижение аморейских племён. В конце XIXначале XVIII вв. до н. э. Ассирия переходит к активной внешней политике и становится крупным государством с новой организацией управления и сильной армией. Дальнейшее противоборство с Вавилоном привело к подчинению Ассирии этому государству, а в конце XVI в. до н. э. Ашшур попадает в зависимость от Митанни. В XV в. до н. э. возобновляются попытки возродить могущество ассирийского государства, которые к концу XIV в. увенчались успехом. Наивысшего подъема государство достигает в XIII в. Царь Тиглатпаласар совершает свыше тридцати походов, в результате которых были присоединены Северная Сирия и Северная Финикия. Объектами агрессии становятся юго-восточные области Малой Азии и Закавказье, где Ассирия воюет с Урарту. Но на рубеже XI – X вв. до н. э. страна подвергается нашествию семитоязычных племён арамеев, пришедших из Аравии. Арамеи расселились на территории Ассирии и смешались с коренным населением. Дальнейшая история Ассирии на протяжении 150 лет владычества иноземцев практически неизвестна.В конце X в. до н. э. Ассирия смогла оправиться от арамейского нашествия, во многом благодаря внедрению в хозяйственный оборот и в военное дело изделий из железа. Начиная с IX в. до н. э. экспансия Ассирии развивается практически по всем направлениям, особенно интенсивно при царях Ашшурнасирпале II и Салманасаре III. В продвижении на запад Ассирия достигает побережья Средиземного моря. Богатейшая военная добыча, стекавшаяся в Ассирию, использовалась для украшения столицы, строительства царских дворцов, совершенствования фортификационных сооружений.

В конце IX – первой половине VIII вв. до н. э. Ассирия переживает упадок, вызванный как внутренними, так и внешними причинами, из которого она смогла выйти только после прихода к власти Тиглатпаласара III, проведшего административную и военную реформы. Несколько раньше в Ассирии произошло важное событие в сфере военного дела: появилась конница (раньше использовались только колесницы). Организация и вооружение армии Ассирии стали намного превосходить армии соседей. Были введены постоянные части с чёткой градацией на подразделения, численность армии достигала 120 тыс. человек.

Эти реформы и обеспечили внешнеполитический расцвет Ассирии в VIII –VII вв. до н. э. В результате нескольких войн она превращается в крупнейшее государство Передней Азии, в которое входили Месопотамия, большая часть восточного побережья Средиземного моря, ряд областей Мидии. Ассирийцы впервые в истории стали практиковать переселение значительных масс населения из завоёванных территорий на другие земли. Огромная держава не отличалась внутренним спокойствием. Наряду с успешными войнами ассирийским царям приходилось постоянно усмирять покорённые народы. Конец 50-х – 40-е гг. VII в. до н. э. характеризуются восстаниями, когда против Ассирии выступает мощная коалиция в составе Вавилона, Элама, Лидии, Египта, Мидии. Но Ассирии удается их подавить. В ходе этих войн ассирийцы лишились своей «монополии» на военные новшества, их успешно переняли Мидия, Египет, Вавилон. В 614– 605 гг. до н. э. новая коалиция сумела нанести военное поражение ассирийцам. Крупнейшие их города – Ашшур и Ниневия – были разрушены, знать истреблена, рядовое население рассеялось и смешалось с другими народами и племенами. Ассирия прекратила свое существование.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности природно-географических условий Древнего Двуречья?

2. Назовите основные этапы периодизации истории Двуречья.

3. Каковы особенности экономического и политического развития Древнего Шумера?

4. Охарактеризуйте основные этапы становления Вавилонского царства.

5. Почему время правления Хаммурапи называют временем наивысшего расцвета Вавилона?

6. Каковы особенности развития и причины упадка Ассирийской державы?

Цивилизация возникла 54 в. назад.

Цивилизация остановилась 26,5 в. назад.

Во второй половине IV тыс. до н.э. на территории Месопотамии наблюдается появление первых чётких признаков цивилизации. Стали возникать города, окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появилась письменность. Цивилизация просуществовала около 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Уилкинсон относит начало Месопотамсекой цивилизации ко времени ранее 3000 г до н.э. Конец цивилизации он относит к 1500 г. до н.э.

Месопотамская цивилизация располагалась на равнинной области между Тигром и Евфратом в их нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Сейчас практически вся территория, на которой находилась древняя Месопотамия, совпадает с территорией государства Ирак.

Месопотамская цивилизация включает Шумер, Вавилон, Ассирию, Миттани.

Квигли относит Месопотамскую цивилизацию к Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и генетически.

Месопотамскую цивилизацию называют также Цивилизацией Двуречья, Междуречья. А также Месопотамией и Двуречьем.

Некоторые авторы относят эту древнейшую цивилизацию к цивилизациям восточного полушария, находившиеся вблизи тектонических разломов. Эта опасная близость наложила свой отпечаток на развитие Месопотамской цивилизации, сделав её динамичной, активно реагирующей на изменения в окружающем мире.

Месопотамская цивилизация находилась вблизи тектонического разлома, что обусловило активность культурных форм, государств и цивилизаций, постоянно конкурировавших и сменявших друг друга. Такими же социально-динамическими характеристиками отличались и другие исторические цивилизации, развивавшиеся вблизи тектонических разломов.

В отличие от других цивилизаций Двуречье являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.

Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Двуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.

Шумеро-аккадоязычное население Нижней Месопотамии (предки вавилонян) и аккадоязычное население Среднего Тигра (предки ассирийцев) осознавали себя как единый двуязычный суперэтнос. Люди этого суперэтноса имели общее самоназвание на шумерском санг-нгига, по-аккадски – цалмат каккади: в перводе «черноголовые».

Общность «черноголовых», древние месопотамцы, стали этнокультурной общностью, единой для всех Месопотамских цивилизаций, носителями месопотамской цивилизации. Общность «черноголовых» выделяла себя не по политическому критерию (они не так уж часто объединялись в границах одной державы), а по цивилизационному. Члены общин и родов, поддерживавших культ шумеро-аккадских божеств и считавших своим главным общинным покровителем одно из них, говорившие на шумерском и аккадском языках и использовавшие шумеро-аккадскую клинопись, относились к «черноголовым».

Во вступлении к своим Законам Хаммурапи, который правил одно время во всей Месопотамии, объявляет себя правителем и заступником «черноголовых», после чего перечисляет множество подвластных ему городов.

Этот перечень включает только те города, которые населяли шумеро-аккадцы. Хаммурапи выделяет шумеро-аккадский этно-ритуальный ареал и только его рассматривает как «свой», а прочие свои владения даже не упоминает.

Месопотамская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н.э., Месопотамию (территория современного Ирака), - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой.

Самым старым городом Месопотамской цивилизации считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые относят к 3800-3700 году до нашей эры. Ненамного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

Шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду. Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Они первыми начали астрономические наблюдения.

Самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»). Она была записана клинописью. Это древнейшая на земле эпическая поэма.

+++++++++++++++++

Во 2 тысячелетии до нашей эры в Двуречье возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи.

XXVIII в. до н.э. - город Киш становится центром Шумерской цивилизации.

XXVII в. до н.э. - Ослабление Киша, Правитель города Урук - Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.

XXVI в. до н.э. - ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур

XXIV в. до н.э. - город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.

2318-2312 гг до н.э. - правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.

2318 гг до н.э. - Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.

XXIII в. до н.э. - объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I.

XXI в до н.э. - вторжение с востока и запада многочисленных племён эламитов и аморитов. Исчезновение шумеров как народа с политической арены (уже авторы библейских преданий ничего не знают о его существовании).

XIX-XVIII вв. до н.э. - возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии.

XVI в. до н.э. - возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией - столицей Нина и Семирамиды.

С 14 по 7 век до нашей эры в Двуречье усиливается Ассирия. Следом в двуречье установилось Нововавилонское государство.

743-735 гг. до н.э. - царствование Набонассара. Начало регулярных астрономических наблюдений.

729 г. до н.э. - захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.

680-669 г. до н.э. - царствование ассирийского царя Асархаддона.

538 г. до н.э. - персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.

336 г. до н.э. - Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.

II в. до н.э. - Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах.

I в. до н.э. - последние дошедшие до нас клинописные таблички.

+++++++++++++++++++++

Аккадцы.
В историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался наиболее приемлемым) под названием «аккадцы». Аккадский элемент играл важную роль на протяжении всей долгой истории Месопотамии.
На рубеже III-II тыс. до н.э. аккадцы полностью ассимилировали шумеров. Месопотамия разделилась на аккадцев и шумеров, Нижняя Месопотамия разделилась на шумерский юг и аккадский север. Шумерский язык остался для всех «черноголовых» «мертвым» языком учености и ритуала. Нижняя Месопотамия сохранила название «Шумер и Аккад», а потомки жителей шумерского юга Нижней Месопотамии рассматривались теперь как особый народ «приморцев» в составе общности «черноголовых».

Амореи.
Семитским народом, оставившим заметный след в этой стране, были амориты, которые стали постепенно проникать в Месопотамию в начале III тыс. до н.э. Вскоре они создали несколько сильных династий, среди них – I Вавилонская, наиболее знаменитым правителем которой был Хаммурапи.

Арамеи.
В конце II тыс. до н.э. появился другой семитский народ, арамеи, которые в течение пяти веков представляли постоянную угрозу для западных границ Ассирии. Одна из ветвей арамеев, халдеи, стали играть столь важную роль на юге, что Халдея стала синонимом поздней Вавилонии. В конце концов арамейский язык в качестве общеупотребительного распространился по всему древнему Ближнему Востоку, от Персии и Анатолии до Сирии, Палестины и даже Египта. Именно арамейский стал языком администрации и торговли.
Арамеи, подобно аморитам, пришли в Месопотамию через Сирию, происходили же они, по всей вероятности, из Северной Аравии. Возможно также, что этот путь прежде использовали аккадцы, первый из известных народов Месопотамии. Среди автохтонного населения долины семитов не было, что установлено для Нижней Месопотамии, где предшественниками аккадцев были шумеры. За пределами Шумера, в Центральной Месопотамии и далее к северу, обнаружены следы других этнических групп.

Вавилоняне.
Во 2 тысячелетии до нашей эры в Двуречье возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. К этому времени приморцы полностью слились с вавилонянами, так что в I тыс. до н.э. речь шла уже просто об ассирийцах и вавилонянах. Последние следы былого территориального, генетического и культурного различия между шумерским югом и аккадским севером Нижней Месопотамии окончательно стерлись и забылись.

Касситы.
Выходцы из Ирана, основатели династии, сменившей I Вавилонскую. Они обитали на юге до последней четверти II тыс. до н.э., но в текстах III тыс. до н.э. не упоминаются. Классические авторы упоминают их под именем коссеев, в то время они уже проживали в Иране, откуда когда-то, по-видимому, пришли в Вавилонию.

Лагашцы.
В XXIV в. до н.э. город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.
2318-2312 гг до н.э. - правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.
2318 гг до н.э. - Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.

Урцы.
XXVII в. до н.э. - Ослабление Киша, Правитель города Урук - Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.
XXVI в. до н.э. - ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур

Хурриты.
Важную роль в межрегиональных отношениях сыграли хурриты. Упоминания об их появлении на севере Центральной Месопотамии относятся к концу III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. они густо заселили район современного Киркука (здесь сведения о них обнаружены в городах Аррапха и Нузи), долину Среднего Евфрата и восточную часть Анатолии; хурритские колонии возникали в Сирии и Палестине.
Первоначально этническая группа хурритов, обитала в районе озера Ван рядом с доиндоевропейским населением Армении, родственными хурритам урартами. Возможно, хурриты – главный, и не исключено, что и первоначальный этнический элемент досемитской Ассирии.

Шумеро-аккадцы.
На исходе III тыс. до н.э. при царях III династии Ура черноголовые выработали собственную политическую и территориальную концепцию. С этого времени считалось, что шумеро-аккадский ареал образует прочное территориальное единство – страну «Шумер-и-Аккад», которой сами боги предназначили существовать под одной властью, в качестве особого царства. Войны между разными царствами раздробленной Месопотамии и смена политических центров страны теперь понимались не как обычное противоборство разных государств, а как переход единой государственности царства «Шумер-и-Аккад» от одной династии к другой.
С XVIII в. до н.э. и до заката месопотамской цивилизации столицей царства «Шумер-и-Аккад» практически неизменно был Вавилон, поэтому, говоря о событиях середины II-I тыс. до н.э., многие авторы называют это царство Вавилонией, а её культурную целостность – Вавилонской цивилизацией.

Шумеры.
Двуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.
Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.
К середине II тыс. до н.э. «черноголовые» делили себя уже на три народа: ассирийцев, аккадцев (вавилонян), приморцев – потомков шумеров крайнего юга Двуречья, ассимилированных аккадцами.

Эламитяне.
Обитали на юго-западе Ирана, главным их городом были Сузы. Со времен ранних шумеров и до падения Ассирии эламитяне занимали видное политическое и экономическое место в месопотамской истории. На их языке написана средняя колонка трехъязычной надписи из Персии.

+++++++++++++++++++++++++++

Сегодня речь пойдет о древнейшей цивилизации на нашей планете - Шумерской, появившейся в Междуречье или Месопотамии (по-гречески это как раз и есть Междуречье). Таким образом, наша сегодняшняя тема: Месопотамия (Междуречье)



Тигр и Евфрат дали жизнь очень похожей и одновременно непохожей на цивилизации Междуречья. Сходство здесь идет от климатических условий. Земля Месопотамии похожа на оазис, расположенный, как и в случае Египта, в пустыне. Посмотрим на карту.

Северо-восточная часть страны - горы Армении и Тандурека, распадающиеся на несколько параллельных горных цепей, которые отделяют Междуречье от высокого Иранского нагорья. Высота этих гор - 3-4 тыс. метров (самая высокая вершина Ку-и-Дена достигает 5200 м), и стоят они сплошной стеной, постепенно снижающейся к юго-востоку. Эта стена перехватывает все влажные западные ветра, которые становятся снегом в горах Армении, а летом извергаются вниз Тигром и Евфратом. Тигр и Евфрат несут с собой множество наносной земли, которая оседает как только реки вырываются на равнину. Почти вся южная часть вавилонской долины сложена именно этой землей, и ее плодородие тоже легендарно, так же как и нильский ил.

Но земледелие - непростая задача и тут. Во-первых, так же как и у Нила, разлив здесь - сезонное явление. Во-вторых, самую плодородную часть - устье рек - нужно защищать от постоянного заброса соленых вод Персидского залива. Если заброс все же произошел, то места, где осталась горько-соленая вода, надо немедленно осушать, в противном случае это станет не только источником заболеваний, но и солончаком, не пригодным к земледелию. Никогда не пригодным. Земли, потерянные во времена шумеров, остаются потерянными вплоть до нашего времени.

Для нормального земледелия здесь требовалась и требуется грамотная ирригация местности. Дело это тут весьма непростое, поскольку стоит чуть увеличить подачу воды, как она просачивается под землю и смешивается с солеными грунтовыми водами. Интересно, что в самых древних легендах о сотворении мира, есть легенда о том, как Тиамат смешала свои соленые воды с пресными водами Апсу, от чего родился мир.

Так вот, если воды смешивались, то они выносились на поверхность полей, и мы снова получали злостный солончак, где не только пшеница, но и сорняки просто не растут никогда. При недостатке же полива поля выгорали. Но эти трудности - как все мы знаем - были преодолены и даже с избытком: Шумерская цивилизация была первой цивилизацией, построившей искусственные судоходные каналы и начавшей торговать с соседними государствами. Некоторые из этих каналов до сих пор сохранились вблизи современной Джохи (или древней Уммы).

Племя древнейшего Шумера пришло и взялось за обработку этой земли 6 тыс. лет назад, и по сей день оно представляет загадку для всех археологов своим происхождением. Дело в том, что большинство языков Земли произошли от единого индоевропейского языка. Конечно, есть исключения, их не так уж мало, например, в Африке, однако и те племена имеют некий известный или хотя бы подозреваемый источник. А вот язык древнего Шумера не похож ни на какой другой. Иногда кажется, что это племя спустилось с неба, настолько странной культурой оно обладало. Даже внешность древних шумеров была весьма странной для этих мест: ровный овал лица, большие глаза были так не похожи на обычный облик семитских племен, что спутать их нельзя. И именно эта цивилизация первой на Земле подарила нам письменность.

Так же, как и в , первые оседлые люди селились повыше от реки, которая разливалась самым загадочным и неожиданным, казалось бы, образом. К тому же Евфрат постоянно менял русло, и спокойный сегодня участок мог завтра оказаться залитым водой. Урожай в ту пору снимался только с открытых участков суши (т.е. там, где ничего не росло, что требовало тщательного выпалывания или выпиливания). Шумеры начали освоение земель, где рос только тростник, и получили сразу два прекрасных материала - глину и собственно тростник. Металла, руд, деревьев в регионе не было, поэтому как жилье, так и стены крепостей, пришлось строить из кирпичей.

Так же, как для Египта священным растением оказался папирус, так же для Междуречья и Шумера благодатной оказалась сама земля. Для того чтобы писать, нужен материал, который отображал бы разное давление от "ручки", т.е. пишущего инструмента. Таким материалом в Шумере оказалась мягкая глина Междуречья, которая легко после обжигалась, а после смешивания с асфальтом становилась твердой, как камень. В результате шумерские таблички сохранились в течение 6 тысячелетий и по-прежнему вполне читабельно выглядят.

Шумеры акклиматизировали под местные условия ячмень, рожь и пшеницу. Генетики предполагают, что родина этих растений - Средиземноморье, но, кажется, шумерские племена пришли из других мест. Выдающийся генетик Н.И.Вавилов доказал, что дикая пшеница, растущая на берегах Аравийского полуострова, никак не может быть предком наших обычных твердых и мягких сортов пшеницы. Твердые сорта происходят из Эфиопии, а мягкие - из предгорий Гиндукуша. Это вроде бы, позволяет предположить, что шумеры принесли некоторые злаковые с собой из других земель. Правда, повторю, никто не знает, из каких.

В завершении нашего визита в Месопотамию я выскажу еще одну гипотезу. Дело в том, что для выплавки бронзы нужно олово. В Месопотамии олова нет. Но его нет и у соседей. Ни в Анатолии (Турции), ни на Аравийском полуострове, ни на Синае. Олово есть на Кавказе, но залегает оно там на глубине не меньше километра и никогда в то время не добывалось. И в Иране тоже нет олова. Страбон – древнегреческий путешественник – давно предположил, что олово привозилось из Афганистана, но и там олова нет и никогда не было. Огромные запасы олова – собственно, его мировой источник – находятся в Индонезии, там где расположены государства Бирма, Малайзия, Таиланд… Или на юге Британских островов. Или же в Уральских горах. Но чтобы попасть туда морем или сушей, шумеры должны были огибать Африку или пересекать караванами леса еще дикой Европы (и все равно как-то преодолевать пролив Ла-Манш в конце), или не менее дикой Азии, что кажется невероятным. А вот в Бирму попасть можно было.

Посмотрите еще раз на карту региона. Бирма – тоже довольно древняя страна, и легко можно предположить существование цивилизации в устье реки Иравади. Добычу олова даже открытым способом можно вести совсем близко от устья. Можно предположить, хотя это не более чем мои личные домыслы, связь поселений на реке Иравади с поселениями на древнем Инде или Ганге. А вот дальше от Инда до Тигра с Евфратом можно добраться через Персидский залив и по берегу Индийского океана, что кажется мне намного более вероятным, чем доставка, скажем, из Англии. Впрочем, олово добывали и на Урале, а Великий Шелковый путь был известен задолго до того, как по нему прошел легендарный Марко Поло... Так что следы олова ведут, скорее всего, на восток.

К тому же, есть еще один факт, говорящий в мою пользу. Под конец правления Шумера случилось так, что племена хеттов, живших в Древней Анатолии, оказались отрезанными от торговых путей на восток дикими хурритскими племенами. И цивилизация хеттов попала в жесточайший кризис. Бронзы больше не было. Нигде. И пришлось хеттам всю свою дальнейшую историю вести почти непрерывные захватнические войны в тех местах с единственной целью - держать путь на восток открытым.
Если мои слова про Анатолию вызвали у вас лихорадочные попытки вспомнить, что это за зверь и почему я его привожу в пример, то скажу, что именно там находились богатейшие залежи медных, золотых и серебряных руд во всей Малой Азии. И Анатолия была всемерно заинтересована, чтобы бронзу те же Ассирия и Вавилония плавили не сами, а закупали у них. Поэтому и все, что было связано с поставками олова, интересовало их в первую очередь. Ну, а сама Древняя Анатолия - это Турция.

Главная проблема в моем предположении та, что никто не видел древнейшей цивилизации в Бирме или на Урале (настолько древнейшей – до 6-7 тыс. лет), и никто не знает о связи поселений на Инде и Евфрате с Тигром… хотя по части последнего уже можно сказать пару слов. Дело в том, что в древних городах Индской цивилизации, которые сейчас называются Мохенджо-Даро и Хараппа (есть еще несколько более мелких), найдены таблички с шумерской клинописью, а в Ираке - хараппские гирьки для весов. Значит, связь все же была.

На Урале есть некоторые намеки на подобные события, однако они не являются официальными, наконец, с Бирмой вообще все сложно из-за всепоглощающих джунглей.

И вся моя гипотеза легко бы опровергалась отсутствием данных, если бы не необходимость привезти откуда-то олово, которого нигде в округе не было.


Существует список из того, что шумеры сделали первыми на Земле, и он весьма внушителен. Открытие колеса, гончарного круга, бронзы, цветного стекла, создание древнейших календарей, библиотечных каталогов и рецептурного справочника принадлежит шумерам. Они первые составили правовые кодексы и придумали арифметику. Они впервые вычислили продолжительность года и площадь геометрических фигур. Они первыми создали профессиональную армию. Они создали первые в мире художественные книги.

После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, - Вавилония и Ассирия. Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом. С этого момента тяжело отследить одно государство от другого, но в основном это Ассирия, которая в какой-то момент (во времена правления царя Асархаддона в 680-700 гг. до н.э.) захватывает все окрестные страны, включая Египет, и удержание этих стран становится главной проблемой ассирийских царей. Проблема была острой и неразрешимой: они не смогли удержать захваченное, и уже через 50 лет освободился. Тем временем власть в стране пришла к царю Ашшурбанапалу, который сделает великое дело для всей нашей цивилизации - он создаст величайшую библиотеку древности, куда в частности скопирует и Энуму Элиш, и эпос о Гильгамеше... И именно оттуда мы получим большинство древнейших текстов тех времен.


Элена Элк

Просмотров