Органы управления в России в ХVIII веке. Кабинет министров как перелицованный верховный тайный совет Создание кабинета министров 18 веке

МИНИСТЕРСТВА, учреждения центрального государственного управления, основанные на принципе единоначалия. Во главе каждого министерства стоял министр. К министерствам были приравнены действовавшие самостоятельно главные управления (во главе с главноуправляющими). Правами министров (единоначалие) пользовался ряд государственных деятелей еще в XVII в. (А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын), номинально же должность министра появилась при Павле I (в 1797 - министр уделов, в 1800 - министр коммерции). Вопрос о замене коллежской системы управления (см.: Коллегии) министерской возник с воцарением Александра I. В Негласном комитете высказывались пожелания о создании системы министерств, которые, руководствуясь указаниями императора, осуществляли бы согласованную политику. Манифестом от 8 сент. 1802 были учреждены 8 первых министерств: иностранных дел, внутренних дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, юстиции, а также действовавшее на особых основаниях Государственное казначейство. Последнее лишь в 1810 существовало как самостоятельное ведомство; до этого и позже было фактически структурной частью Министерства финансов, а в 1821 окончательно включено в его состав. Сохранился как центральное учреждение созданный в 1797 департамент уделов. Существовавшие ранее коллегии первоначально не были ликвидированы; они были включены в министерства, сохранив организационную самостоятельность и лишь подчиняясь министру. С сер. 1803 коллегии постепенно реорганизуются в департаменты и другие подразделения министерств. В 1809 было образовано Главное управление водяных и сухопутных сообщений. Законы от 25 июля и 17 авг. 1810 о разделении государственных дел по министерствам уточнили функции министерств, гл. обр. финансов и внутренних дел. Из Министерства внутренних дел были выделены Министерство полиции и Главное управление духовных дел разных вероисповеданий (в 1819 и 1832 они снова вошли в состав Министерства внутренних дел). Тогда же Министерство коммерции было ликвидировано, а его функции переданы Министерству финансов. В 1811 было образовано Главное управление ревизии государственных счетов (в 1836 реорганизовано в Государственный контроль). Министры по должности были членами Комитета министров и Государственного Совета (с 1810), а также должны были присутствовать в Сенате. Помимо императора, согласно Манифесту 1802, министерства были подведомственны Сенату и Комитету министров, но их взаимоотношения не были четко определены.

25 июня 1811 было опубликовано «Общее учреждение министерств», разработанное М. М. Сперанским с учетом опыта первых лет деятельности министерств и задуманное как часть большого проекта государственного преобразования, так и не осуществленного. Закрепляя сложившуюся систему министерств и приравненных к ним центральных учреждений, «Общее учреждение министерств» вместе с тем определило внутреннюю организацию, порядок деятельности и права министерств. Министерства возглавлялись министрами, назначаемыми и увольняемыми царем. Министр имел одного товарища министра (заместителя) или несколько товарищей, осуществлявших управление определенными частями министерств. В состав каждого министерства входили департаменты (управления, отделы), ведавшие определенным комплексом вопросов. Департаменты делились на отделения (экспедиции), а отделения - на столы. Для ведения дел, касающихся министерств в целом, особо важных и не относящихся к компетенции ни одного из департаментов, в составе министерств существовали канцелярии министров (иногда именовавшиеся департаментами общих дел). Для рассмотрения специальных вопросов создавались комитеты и комиссии. В ряде министерств существовали и др. учреждения («особенные установления»): чертежные, статистические органы и т. п. В министерствах, состоявших из нескольких департаментов, создавались советы министров (куда входили товарищи министров, директора департаментов и др. специально назначаемые лица), действовавшие под председательством министра или его товарища. По закону вся полнота власти в министерстве принадлежала министру, даже директора департаментов пользовались правом самостоятельного решения лишь маловажных текущих дел. Др. чиновники рассматривались как технические исполнители. На практике, однако, начальники отделений и столоначальники играли значительную роль при решении даже крупных вопросов.

«Общим учреждением министерств» был установлен сохранившийся до 1917 порядок делопроизводства министерств (в условиях большой централизации управления обстоятельность фиксации событий в документах, стабильность форм документов и четкая система делопроизводства делали архивные фонды министерств важнейшим и сравнительно полным источником по истории России XIX - н. XX в.). Министры обязывались представлять императору ежегодные отчеты о деятельности министерств (с 1802 - через Сенат, с 1810 - через Государственный Совет, с 1827 - в Комитет министров или непосредственно царю). Однако отчеты представлялись нерегулярно, в к. XIX в. их представление почти прекратилось.

Влияние Сената на деятельность министерств было незначительным. Министры не имели права устанавливать новые или отменять существующие узаконения; при необходимости законодательных решений, а также в ряде др. случаев, особенно связанных с толкованием законов, они обязаны были входить с представлениями в Государственный Совет. На практике же изданием различных предписаний и разъяснений министерства оказывали существенное влияние на действовавшее законодательство. Чтобы обойти Государственный Совет, министры широко использовали Комитет министров, решения которого, утвержденные царем, получали силу закона. Большое значение имели личные доклады министров императору. Важнейшие государственные вопросы часто решались по резолюции царя на докладе министра в обход и Государственного Совета, и Комитета министров.

При Николае I, вследствие активизации деятельности Собственной Его Императорского Величества канцелярии, значение министерств в системе центральных органов государственного управления временно несколько снизилось. То же произошло и в годы первой мировой войны, с созданием системы «особых совещаний» и др. органов по руководству военной экономикой.

Сеть министерств в течение более 100 лет их деятельности была сравнительно стабильной. Наиболее значительные изменения ее в 1-й пол. XIX в. связаны с образованием объединенного Министерства духовных дел и народного просвещения (1817-24), созданием в 1826 Министерства императорского двора (с 1893 - и уделов) и Министерства государственных имуществ (1837). Министерство императорского двора включало департамент уделов; ему же были подведомственны Эрмитаж, Академия художеств, Русский музей, Дирекция императорских театров, Археологическая комиссия. В 1852-56 из Министерства императорского двора временно выделилось особое Министерство уделов. Министр двора был поставлен вне контроля Сената и др. высших органов власти, подчиняясь исключительно царю. При образовании Министерства государственных имуществ (МГИ) ему было передано управление государственными имуществами (землями, оброчными статьями, лесами) и казенными крестьянами, до 1837 сосредоточенное в ведении Министерства финансов. В 1848-56 и 1874-81 в ведении МГИ было также государственное коннозаводство, а в 1873-1905 - горное дело (в частности, казенные и частные горные заводы). В 1881 заведование государственным коннозаводством было выделено в самостоятельное Главное управление. В качестве самостоятельных ведомств в 1865-68 и 1880-81 действовало Министерство почт и телеграфов, а в 1902-05 - Главное управление торгового мореплавания и портов. С сент. 1916 по февр. 1917 на правах министерства действовало Главное управление государственного здравоохранения. Частыми были реорганизации департаментов и передачи их из одного министерства в другое. Развитие структуры центрального управления значительно отставало от потребностей жизни страны. Только в 1905 было создано Министерство торговли и промышленности, включившее учреждения, ранее находившиеся в ведомстве Министерства финансов и МГИ.

После Февральской революции 1917 система министерств была сохранена. 1 (14) марта в министерства были назначены комиссары из членов Государственной думы, а 2 (15) марта - министры Временного правительства, которые 4 (17) марта приступили к обязанностям. Ликвидировано было лишь Министерство императорского двора и уделов. Реорганизации подвергся Департамент полиции. В мае и авг. 1917 Временным правительством было образовано 5 новых министерств: труда, почт и телеграфов, продовольствия, государственного призрения, исповеданий. Принципы внутренней организации министерств были сохранены.

Перечень министерств и главных управлений в России (1802 - окт. 1917). Список министров и главноуправляющих:

Министерство внутренних дел, МВД (8.09.1802-25.10(7.11).1917), было важнейшим в системе центральных учреждений Российской Империи. С 1811 по 1819 часть его функций осуществляло Министерство полиции, после упразднения которого в 1819 все полицейские функции перешли к МВД. Это министерство заведовало не только местными административно-полицейскими учреждениями, но и продовольственным делом на местах, городским и земским хозяйством (в т. ч. учреждением и проектированием городов, ярмарок, отводом городских земель), здравоохранением, государственной статистикой, почтовым делом и многими другими областями. В ведении МВД находились также благотворительные (богоугодные) заведения. Министры: Кочубей В. П. (8.09.1802-24.11.1807), Куракин А. Б. (24.11.1807-31.03.1810), Козодавлев О. П. (31.03.1810-24.07.1819), Голицын А. Н. (3.08.1819-4.11.1819), Кочубей В. П. (4.11.1819-28.06.1823), Кампенгаузен Б. Б. (28.06.1823-29.08.1823), Ланской В. С. (29.08.1823-19.04.1828), Закревский А. А. (19.04.1828-19.11.1831), Блудов Д. Н. (12.02.1832-15.02.1839), Строганов А. Г. (10.03.1839-23.09.1841), Перовский Л. А. (23.09.1841-30.08.1852), Бибиков Д. Г. (30.08.1852-20.08.1855), Ланской С. С. (20.08.1855-23.04.1861), Валуев П. А. (23.04.1861-9.03.1868), Тимашев А. Е. (9.03.1868-27.11.1878), Маков Л. С. (27.11.1878-6.08.1880), Лорис-Меликов М. Т. (6.08.1880-4.05.1881), Игнатьев Н. П. (4.05.1881-30.05.1882), Толстой Д. А. (30.05.1882-25.04.1889), Дурново И. Н. (28.04.1889-15.10.1895), Горемыкин И. Л. (15.10.1895-20.10.1899), Сипягин Д. С. (20.10.1899-2.04.1902), Плеве В. К. (4.04.1902-15.07.1904), Святополк-Мирский П. Д. (26.08.1904-18.01.1905), Булыгин А. Г. (20.01.1905-22.10.1905), Дурново П. Н. (23.10.1905-22.04.1906), Столыпин П. А. (26.04.1906-5.09.1911), Макаров А. А. (20.09.1911-16.12.1912), Маклаков Н. А. (16.12.1912-5.06.1915), Щербатов Н. Б. (5.06.1915-26.09.1915), Хвостов А. Н. (26.09.1915-3.03.1916), Штюрмер Б. В. (3.03.1916-7.07.1916), Хвостов А. А. (7.07.1916-16.09.1916), Протопопов А. Д. (16.09.1916-28.02(13.03).1917), Львов Г. Е. (2(15).03.1917-7(20).07.1917), Церетели И. Г. (10(23).07.1917-24.07(6.08).1917), Авксентьев Н. Д. (25.07(7.08).1917-2(15).09.1917), Никитин А. М. (4(17).09.1917-25.10(7.11).1917).

Министерство иностранных дел (8.09.1802-25.10.1917) состояло гл. обр. из прежней Коллегии иностранных дел. Затем в его состав входили: канцелярия министра, Департамент внешних сношений (до 1847), Департамент внутренних сношений (с 1898 2-й Департамент), Азиатский департамент (с 1898 1-й Департамент), Департамент хозяйственных и счетных дел (с 1869 Департамент личного состава и хозяйственных дел), Особая канцелярия министра (до 1862). Особенностью этого министерства было то, что многие наиболее привлекательные для образованных дворян должности предполагали службу за границей, в посольствах и миссиях. Министерству подчинялись его Петербургский и Московский главные архивы. Министры: Воронцов А. Р. (8.09.1802-16.01.1804), Чарторыйский А. А. (16.01.1804-17.06.1806), Будберг А. Я. (17.06.1806-30.08.1807), Румянцев Н. П. (30.08.1807-1.08.1814), Нессельроде К. В. (10.08.1814-15.04.1856), Горчаков А. М. (15.04.1856-28.03.1882), Гирс Н. К. (28.03.1882-14.01.1895), Лобанов-Ростовский А. Б. (26.02.1895-18.08.1896), Шишкин Н. П. (19.08.1896-1.01.1897), Муравьев М. Н. (1.01.1897-8.06.1900), Ламздорф В. Н. (9.06.1900-28.04.1906), Извольский А. П. (28.04.1906-14.09.1910), Сазонов С. Д. (4.09.1910-7.07.1916), Штюрмер Б. В. (7.07.1916-10.11.1916), Покровский Н. Н. (30.11.1916-2(15).03.1917), Милюков П. Н. (2(15).03.1917-2(15).05/5(18).05.1917), Терещенко М. И.

Министерство военно-сухопутных сил, с 17.12.1815 - Военное министерство (8.09.1802-25.10(7.11).1917) существовало как центральный орган военного управления в Российской Империи. В результате реформ 1860-х в составе министерства было создано 7 главных управлений: интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судное, иррегулярных войск. В 1865 создан Главный штаб - основная структурная часть министерства. Он сосредоточил решение вопросов комплектования, дислокации, устройства, службы, образования и хозяйства армии. Здесь же собирались сведения разведывательного характера об армиях иностранных государств. В 1909-1910 в результате централизации военного ведомства в состав министерства вошли Главное управление Генерального штаба (подчиненного ранее непосредственно императору) и управления генерал-инспекторов родов войск (пехоты, артиллерии, кавалерии, инженерной части). Министры: Вязьмитинов С. К. (8.09.1802-13.01.1808), Аракчеев А. А. (13.01.1808-1.01.1810), Барклай-де-Толли М. Б. (20.01.1810-24.08.1812), Горчаков А. И. (24.08.1812-12.12.1815), Коновницын П. П. (12.12.1815-6.05.1819), Меллер-Закомельский П. И. (6.05.1819-14.03.1823), Татищев А. И. (14.03.1823-26.08.1827), Чернышев А. И. (26.08.1827-26.08.1852), Долгоруков В. А. (26.08.1852-17.04.1856), Сухозанет Н. О. (17.04.1856-16.05.1861), Милютин Д. А. (16.05.1861-21.05.1881), Ванновский П. С. (22.05.1881-1.01.1898), Куропаткин А. Н. (1.01.1898-7.02.1904), Сахаров В. В. (11.03.1904-21.06.1905), Редигер А. Ф. (21.06.1905-11.03.1909), Сухомлинов В. А. (11.03.1909-13.06.1915), Поливанов А. А. (13.06.1915-15.03.1916), Шуваев Д. С. (15.03.1916-3.01.1917), Беляев М. А. (3.01.1917-28.02(13.03).1917), Гучков А. И. (2(15).03.1917-30.04(13.05)/5(18).05.1917), Керенский А. Ф. (5(18).05.1917-30.08(12.09).1917), Верховский А. И. (30.08(12.09)1917-20.10(3.11).1917).

Министерство морских сил; с 17.12.1815 - Морское министерство (8.09.1802-25.10(7.11).1917) включало в свой аппарат старую Адмиралтейств-коллегию (до 1827). Затем министерство перешло к общей для всех министерств департаментской структуре. С 1827 по 1836 морской министр подчинялся отдельно существовавшему Морскому Его Императорского Величества штабу, упраздненному в 1836. Министры: Мордвинов Н. С. (8.09.1802-28.12.1802), Чичагов П. В. (31.12.1802-28.11.1811), Траверсе И. И. (28.11.1811-24.03.1828), Моллер А. В. (24.03.1828-5.02.1836), Меншиков А. С. (5.02.1836-23.02.1855), Врангель Ф. П. (18.05.1855-27.07.1857), Метлин Н. Ф. (27.07.1857-19.09.1860), Краббе Н. К. (19.09.1860-3.01.1876), Лесовский С. С. (12.01.1876-23.06.1880), Пещуров А. А. (23.06.1880-11.01.1882), Шестаков И. А. (11.01.1882-21.11.1888), Чихачев Н. М. (28.11.1888-13.07.1896), Тыртов П. П. (13.07.1896-4.03.1903), Авелан Ф. К. (10.03.1903-29.06.1905), Бирилев А. А. (29.06.1905-11.01.1907), Диков И. М. (11.01.1907-8.01.1909), Воеводский С. А. (8.01.1909-18.03.1911), Григорович И. К. (19.03.1911-28.02(13.03).1917), Гучков А. И. (2(15).03.1917-30.04.(13.05)/5(18).05.1917), Керенский А. Ф. (5(18).05.1917-30.08(12.09).1917), Вердеревский Д. Н. (30.08(12.09).1917-25.10(7.11).1917).

Министерство финансов (8.09.1802-25.10(7.11).1917), ведущее экономическое ведомство страны. Ведало государственными финансами, в т. ч. податями, сборами и другими источниками государственных доходов, их распределением между различными ведомствами, государственным кредитом и денежным обращением, управляло государственными имуществами (до 1838), а также имело в своем ведении торговлю и промышленность (до 1905). Входившее в состав Министерства Главное выкупное учреждение (1861-1895) осуществляло крестьянскую реформу. Постоянной (1810-1907) была Государственная комиссия погашения долгов; в 1895 создано Управление государственными сберегательными кассами. При министерстве действовали Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный, Государственный коммерческий банк, Крестьянский поземельный, Государственный дворянский земельный банк. Министры: Васильев А. И. (8.09.1802-15.08.1807), Голубцов Ф. А. (26.08.1807-1.01.1810), Гурьев Д. А. (1.01.1810-22.04.1823), Канкрин Е. Ф. (22.04.1823-1.05.1844), Вронченко Ф. П. (1.05.1844-6.04.1852), Брок П. Ф. (9.04.1852-23.03.1858), Княжевич А. М. (23.03.1858-23.01.1862), Рейтерн М. Х. (23.01.1862-7.07.1878), Грейг С. А. (7.07.1878-27.10.1880), Абаза А. А. (27.10.1880-6.05.1881), Бунге Н. Х. (6.05.1881-31.12.1886), Вышнеградский И. А. (1.01.1887-30.08.1892), Витте С. Ю. (30.08.1892-16.08.1903), Плеске Э. Д. (16.08.1903-4.02.1904), Коковцов В. Н. (5.02.1904-24.10.1905), Шипов И. П. (28.10.1905-24.04.1906), Коковцов В. Н. (26.04.1906-30.01.1914), Барк П. Л. (30.01.1914-28.02(13.03).1917), Терещенко М. И. (2(15).03.1917-5(18).05.1917), Шингарев А. И. (5(18).05.1917-2(15).07/4(17).07.1917), Хрущов А. Г. (упр.) (11(24).07.1917-24.07(6.08).1917), Некрасов Н. В. (25.07(7.08).1917-31.08(13.09).1917), Бернацкий М. В. (2(15).09.1917-25.10(7.11).1917).

Министерство юстиции (8.09.1802-25.10(7.11).1917) долгое время состояло из канцелярии министра и единственного департамента, разделенного в 1890 на два номерных департамента (1-й и 2-й). При министре действовала также Консультация (1803-1917), Межевое управление (с 1870), Главное тюремное управление (с 1895, ранее находилось в составе МВД). Министр юстиции являлся по должности генерал-прокурором Сената. Министры: Державин Г. Р. (8.09.1802-7.10.1803), Лопухин П. В. (8.10.1803-1.01.1810), Дмитриев И. И. (1.01.1810-30.08.1814), Трощинский Д. П. (30.08.1814-25.08.1817), Лобанов-Ростовский Д. И. (25.08.1817-18.10.1827), Долгорукий А. А. (18.10.1827-20.09.1829), Дашков Д. В. (20.09.1829-14.02.1839), Блудов Д. Н. (15.02.1839-31.12.1839), Панин В. Н. (31.12.1839-21.10.1862), Замятнин Д. Н. (21.10.1862-18.04.1867), Урусов С. Н. (18.04.1867-15.10.1867), Пален К. И. (15.10.1867-30.05.1878), Набоков Д. Н. (30.05.1878-6.11.1885), Манасеин Н. А. (6.11.1885-1.01.1894), Муравьев Н. В. (1.01.1894-14.01.1905), Манухин С. С. (21.01.1905-16.12.1905), Акимов М. Г. (16.12.1905-24.04.1906), Щегловитов Н. Г. (24.04.1906-6.07.1915), Хвостов А. А. (6.07.1915-7.07.1916), Макаров А. А. (7.07.1916-20.12.1916), Добровольский Н. А. (20.12.1916-28.02(13.03).1917), Керенский А. Ф. (2(15).03.1917-5(18).05.1917), Переверзев П. Н. (5(18).05.1917-6(19).07.1917), Ефремов И. Н. (10(23).07.1917-24.07(6.08).1917), Зарудный А. С. (25.07(7.08).1917-2(15).09.1917), Демьянов А. А. (упр.) (3(16).09.1917-25.09(8.10).1917), Малянтович П. Н. (25.09(8.10).1917-25.10(7.11).1917).

Министерство народного просвещения , с 24.10.1817 по 15.05.1824 - Министерство духовных дел и народного просвещения (8.09.1802-25.10(7.11).1917) долгое время действовало в составе Канцелярии (до 1862), Департамента народного просвещения (1803-1917) и Главного управления училищ - коллегиального органа по руководству народным образованием. В 1863 Главное управление училищ было реорганизовано в Совет министра народного просвещения. В составе министерства действовал также Ученый комитет (1817-1831, 1856-1917), занимавшийся рассмотрением учебников и учебных пособий. В 1817-1824 Министерство народного просвещения и Управление всеми вероисповеданиями были объединены в Министерство духовных дел и народного просвещения. До 1862 в ведении Министерства народного просвещения находилась также и цензура. При министерстве существовал ряд специальных комитетов и комиссий временного характера. Служба в этом ведомстве (кроме низших и средних канцелярских должностей) предполагала определенный уровень образованности. Министры: Завадовский П. В. (8.09.1802-11.04.1810), Разумовский А. К. (11.04.1810-10.08.1816), Голицын А. Н. (10.08.1816-15.05.1824), Шишков А. С. (15.05.1824-25.04.1828), Ливен К. А. (25.04.1828-18.03.1833), Уваров С. С. (21.03.1833-20.10.1849), Ширинский-Шихматов П. А. (20.10.1849-7.04.1853), Норов А. С. (7.04.1853-23.03.1858), Ковалевский Е. П. (23.03.1858-28.06.1861), Путятин Е. В. (28.06.1861-25.12.1861), Головнин А. В. (25.12.1861-14.04.1866), Толстой Д. А. (14.04.1866-24.04.1880), Сабуров А. А. (24.04.1880-24.03.1881), Николаи А. П. (24.03.1881-16.03.1882), Делянов И. Д. (16.03.1882-29.12.1897), Боголепов Н. П. (12.02.1898-2.03.1901), Ванновский П. С. (24.03.1901-11.04.1902), Зенгер Г. Э. (11.04.1902-23.01.1904), Глазов В. Г. (10.04.1904-18.10.1905), Толстой И. И. (31.10.1905-24.04.1906), Кауфман П. М. (24.04.1906-1.01.1908), Шварц А. Н. (1.01.1908-25.09.1910), Кассо Л. А. (25.09.1910-26.12.1914), Игнатьев П. Н. (9.01.1915-27.12.1916), Кульчицкий Н. К. (27.12.1916-28.02(13.03).1917), Мануйлов А. А. (2(15).03.1917-2(15).07/4(17).07.1917), Ольденбург С. Ф. (25.07(7.08).1917-27.08(9.09)/31.08(13.09).1917), Салазкин С. С. (упр. с 4(17).09.1917, министр 8(21).09.1917-25.10(7.11).1917).

Министерство коммерции (8.09.1802-25.07.1810). Министр: Румянцев Н. П. (8.09.1802-25.07.1810).

Главное управление водяных и сухопутных сообщений , с 25.07.1810 - Главное управление путей сообщения , с 29.09.1832 - Главное управление путей сообщения и публичных зданий , с 23.06.1865 - Министерство путей сообщения (20.11.1809-25.10(7.11).1917). Главноуправляющие и министры: принц Ольденбургский Г. (20.11.1809-15.12.1812), Деволант Ф. П. (15.12.1812-30.11.1818), Бетанкур А. А. (1.04.1819-2.08.1822), герцог Вюртембергский А. (20.09.1822-22.06.1833), Толь К. Ф. (1.10.1833-23.04.1842), Клейнмихель П. А. (11.08.1842-15.10.1855), Чевкин К. В. (15.10.1855-11.10.1862), Мельников П. П. (11.10.1862-20.04.1869), Бобринский В. А. (20.04.1869-2.09.1871), Бобринский А. П. (2.09.1871-10.07.1874), Посьет К. Н. (10.07.1874-7.11.1888), Паукер Г. Е. (7.11.1888-29.03.1889), Гюббенет А. Я. (30.03.1889-17.01.1892), Витте С. Ю. (15.02.1892-30.08.1892), Кривошеин А. К. (30.08.1892-16.12.1894), Хилков М. И. (4.01.1895-25.10.1905), Немешаев К. С. (28.10.1905-24.04.1906), Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус Н. К. (25.04.1906-29.01.1909), Рухлов С. В. (29.01.1909-27.10.1915), Трепов А. Ф. (30.10.1915-27.12.1916), Кригер-Войновский Э. Б. (28.12.1916-28.02(13.03).1917), Некрасов Н. В. (2(15).03.1917-4(17).07.1917), Тахтамышев Г. С.

(упр. 11(24).07.1917-24.07(6.08).1917), Юренев П. П. (25.07(7.08).1917-27.08(9.09)/31.08(13.09).1917), Ливеровский А. В. (упр. с 31.08(13.09).1917, министр 25.09(8.10).1917-25.10(7.11).1917).

Министерство полиции (25.07.1810-4.11.1819). Министры: Балашов А. Д. (25.07.1810-28.03.1812), Вязмитинов С. К. (28.03.1812-15.10.1819), Балашов А. Д. (15.10.1819-4.11.1819).

Главное управление духовных дел разных вероисповеданий (25.07.1810-24.10.1817). Главное управление иностранных вероисповеданий (15.05.1824-2.02.1832). Главноуправляющие: Голицын А. Н. (25.07.1810-24.10.1817), Шишков А. С. (15.05.1824-25.04.1828), Блудов Д. Н. (25.04.1828-2.02.1832).

Министерство императорского двора , с 1893 - Министерство императорского двора и уделов (22.08.1826-28.02(13.03).1917). В него входили: Кабинет Его Императорского Величества (созданный в 1704), в ведении которого находилось личное имущество императора, земли, горные заводы и фабрики; Придворная Его Императорского Величества контора (созданная в 1786), ведавшая содержанием дворцов, парков, Эрмитажа и т. п., а до 1854 также устройством придворных церемоний и придворным штатом; Гофинтендантская контора (1797-1851), наблюдавшая за Зимним дворцом, Мраморным, Петергофским, Царскосельским и другими дворцами и Михайловским замком; Придворная конюшенная канцелярия (с 1889 Придворная конюшенная часть); Егермейстерская контора (с 1882 Императорская охота). В состав министерства вошел и Департамент уделов, управлявший удельными, т. е. принадлежавшими членам Императорской семьи имениями (в 1852-56 самостоятельное Министерство уделов, в 1892 переименовано в Главное управление уделов). В подчинении министерства состояли Дирекция императорских театров, Придворный оркестр (с 1882), Придворная певческая капелла (с 1801), Императорская Академия художеств, а также ряд специальных управлений дворцовыми городами (Царское Село, Гатчина и т. д.) и великокняжеских контор, ведавших имуществом членов Императорской фамилии, и некоторые другие придворные учреждения. В придворном ведомстве сохранялась система особых придворных чинов, существовали относительно более благоприятные условия для служебного продвижения придворных служителей. Особый порядок действовал для артистов и музыкантов, находившихся вне Табели о рангах, но пользовавшихся преимуществами придворной службы. Министры: Волконский П. М. (22.08.1826-27.08.1852), Адлерберг В. Ф. (30.08.1852-17.04.1870), Адлерберг А. В. (17.04.1870-17.08.1881), Воронцов-Дашков И. И. (17.08.1881-6.05.1897), Фредерикс В. Б. (6.05.1897-28.02.(13.03).1917).

С 21.03.1894 - Министерство земледелия и государственных имуществ , с 6.05.1905 - Главное управление землеустройства и земледелия , с 26.10.1915 - Министерство земледелия (26.12.1837-25.10(7.11).1917). Министерство государственных имуществ , учрежденное в 1837, ведало управлением государственными крестьянами и незаселенными казенными землями, управлением казенными и надзором за частными лесами, занималось поощрением развития сельского хозяйства. В 1866 департаменты, ведавшие государственными крестьянами, были упразднены, взамен образован Временный отдел по поземельному устройству государственных крестьян (1866-1883). В 1894 министерство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ с Департаментами земледелия, Лесным и Горным (до 1905); Департаментом государственных земельных имуществ, Отделом земельных улучшений, Отделом сельской экономии и сельскохозяйственной статистики, а также Сельскохозяйственным советом и Гидрологическим комитетом (с 1903). В 1905 оно было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия, осуществлявшее аграрную политику и сохранившее в основном прежнюю структуру; при нем функционировало также Переселенческое управление (в 1896-1906 входившее в состав МВД), а в 1914 был образован Отдел сельского строительства. Министры и главноуправляющие: Киселев П. Д. (27.12.1837-11.07.1856), Шереметев В. А. (30.08.1856-17.04.1857), Муравьев М. Н. (17.04.1857-1.01.1862), Зеленой А. А. (1.01.1862-16.04.1872), Валуев П. А. (16.04.1872-25.12.1879), Ливен А. А. (25.12.1879-25.03.1881), Игнатьев Н. П. (25.03.1881-4.05.1881), Островский М. Н. (4.05.1881-1.01.1893), Ермолов А. С. (28.03.1893-6.05.1905), Шванебах П. Х. (31.05.1905-26.10.1905), Кутлер Н. Н. (28.10.1905-4.02.1906), Никольский А. П. (27.02.1906-24.04.1906), Стишинский А. С. (24.04.1906-8.07.1906), Васильчиков Б. А. (27.07.1906-21.05.1908), Кривошеин А. В. (21.05.1908-26.10.1915), Наумов А. Н. (10.11.1915-21.07.1916), Бобринский А. А. (21.07.1916-14.11.1916), Риттих А. А. (14.11.1916-28.02(13.03).1917), Шингарев А. И. (2(15).03.1917-5(18).05.1917), Чернов В. М. (5(18).05.1917-28.08(10.09).1917), Вихляев П. А. (упр. 28.08(10.09).1917-3(16).10.1917), Маслов С. Л. (3(16).10.1917-25.10(7.11).1917).

Министерство уделов (30.08.1852-9.11.1856). Министр: Перовский Л. А. (30.08.1852-9.11.1856).

(15.06.1865-9.03.1868 и 6.08.1880-16.03.1881). Министры: Толстой И. М. (25.06.1865-21.09.1867), Тимашев А. Е. (14.12.1867- 9.03.1868), Маков Л. С. (6.08.1880-16.03.1881).

Главное управление государственного коннозаводства (1.06.1881-25.10(7.11).1917). Главноуправляющие: Воронцов-Дашков И. И. (1.06.1881-6.05.1897), вел. кн. Дмитрий Константинович (25.05.1897-13.11.1905), Зданович А. И. (22.11.1905-28.11.1912), Щербатов Н. В. (1.01.1913-5.06.1915), Стахович П. А. (28.07.1915-28.02(13.03).1917).

Главное управление торгового мореплавания и портов (7.11.1902-27.10.1905). Главноуправляющий: вел. кн. Александр Михайлович (7.11.1902-27.10.1905).

Министерство торговли и промышленности (27.10.1905-25.10(7.11).1917) создано на основе т. н. Центральных учреждений по части торговли и промышленности, объединявших отделы торговли, промышленности, торгового мореплавания и портов и учебный Министерства финансов. Помимо этого, в состав нового министерства вошли Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие, Главная палата мер и весов, Горный департамент (входивший в 1807-74 в состав Министерства финансов, а в 1874-1905 - Министерства государственных имуществ), а также Комитет по техническим делам (при Отделе промышленности), Геологический комитет и ряд других комитетов и комиссий. Министры: Тимирязев В. И. (28.10.1905-18.02.1906), Федоров М. М. (18.02.1906-4.05.1906), Философов Д. А. (27.07.1906-6.12.1907), Шипов И. П. (23.01.1908-13.01.1909), Тимирязев В. И. (14.01.1909-5.11.1909), Тимашев С. И. (5.11.1909-17.02.1915), Шаховской В. Н. (18.02.1915-28.02(13.03).1917), Коновалов А. И. (2(15).03.1917-27.05(9.06).1917), Степанов В. А. (упр. 27.05(9.06).1917-4(17).07.1917), Прокопович С. Н. (25.07(7.08).1917-25.09(8.10).1917), Коновалов А. И. (25.09(8.10).1917-25.09(7.11).1917).

Главное управление государственного здравоохранения (1.09.1916-22.02(7.03).1917). Главноуправляющий: Рейн Г. Е. (1.09.1916-22.02(7.03).1917).

Министерство труда (5(18).05.1917-25.10(7.11).1917). Министры: Скобелев М. И. (5(18).05.1917-2(15).09.1917, Гвоздев К. А. (2(15).09.1917-25.10(7.11).1917).

Министерство почт и телеграфов (Временного правительства) (6(19).05.1917-25.10(7.11).1917). Министры: Церетели И. Г. (5(18).05.1917-24.07(6.08).1917), Никитин А. М. (25.07(7.08).1917-25.10(7.11).1917).

Министерство продовольствия (5(18).05.1917-25.10(7.11).1917). Министры: Пешехонов А. В. (5(18).05.1917-31.08(13.09).1917), Прокопович С. Н. (16(29).09.1917-25.10(7.11).1917).

Министерство государственного призрения (5(18)05.1917-25.10(7.11).1917). Министры: Шаховс-

Кой Д. И. (5(18).05.1917-2(15).07/4(17).07.1917), Барышников А. А. (упр. 10(23).07.1917-24.07(6.08).1917), Ефремов И. Н. (25.07(7.08).1917-24.09(7.10).1917), Кишкин Н. М. (25.09(8.10).1917-25.10(7.11).1917).

Министерство вероисповеданий (5(18).08.1917-25.10(7.11).1917). Министр: Карташев А. В. (5(18).08.1917-25.10(7.11).1917).

Кабинет министров

Кабинет министров

высшее государственное учреждение России в период царствования императрицы Анны Иоанновны (1731-1741) . Образован на основании именного указа от 10 ноября 1731 под названием «Кабинет Ее Императорского Величества». Его создание было вызвано, прежде всего, необходимостью придания процессу управления большей оперативности, а также стремлением облегчить императрице процесс принятия решений по важнейшим вопросам путем совета с кругом доверенных лиц. Поэтому первоначально Кабинет имел функции совещательного органа и состоял из трех человек - Г. И. Головкина, А. И. Остермана и А. М. Черкасского. Позднее в состав Кабинета входили П. И. Ягужинский (с 1735), А. П. Волынский (с 1738), А. П. Бестужев-Рюмин (с 1740) и Б. Х. Миних (с 1740). Изначальная неопределенность сферы компетенции Кабинета наряду с высоким статусом в системе управления привели к тому, что по мере его деятельности власть этого органа постепенно распространялась на разные сферы управления. Ему были подчинены: Медицинская канцелярия, счетная, провиантская и кригс-комиссариатская комиссии, а с 1734 и Главная полицмейстерская канцелярия. Кабинет имел право запрашивать от всех государственных учреждений, включая Сенат , любую информацию по любым вопросам. Наконец, по указу от 9 июня 1735 подписи всех трех кабинет-министров были приравнены к подписи императрицы. С этого времени Кабинет фактически приобрел функции не только органа исполнительной, но и законодательной власти, подчинив себе Сенат , Синод и центральные коллегии. Именно в Кабинете принимались все важнейшие решения по военным, иностранным и финансовым делам. Ликвидирован Кабинет был после вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны 12 декабря 1741.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Кабинет министров" в других словарях:

    КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, 1) название правительства в некоторых странах. 2) В России в 1731 41 государственный орган в составе 3 кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне … Современная энциклопедия

    1) название правительства в некоторых государствах.2) В России в 1731 41 верховный государственный орган в составе 3 кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне … Большой Энциклопедический словарь

    КАБИНЕТ МИНИСТРОВ, В 1731 41 верховный государственный орган в составе трёх кабинет министров, официальный совет при императрице Анне Ивановне. В январе августе 1991 правительство СССР. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Официальное название правительства в Израиле, Латвии, Японии, Шри Ланке, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и ряде других стран … Юридический словарь

    Официальное название правительства в Израиле, Латвии, Японии, Шри Ланке, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и ряде других стран. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Высший орган исполнительной власти в Японии. В его истории можно выделить два этапа: с 1885 го по 1945 г. и с 1945 г. по настоящее время. В 1868 г. в результате Реставрации Мэйдзи, ликвидировавшей правительство сёгуната Токугава, был учрежден… … Вся Япония

    Исполнительная власть Исполнительная власть Глава государства Диктатор Монарх Президент Правительство Глава правительства Канцлер Глава исполнительной власти Премьер министр Кабинет министров Министерство Министр Система … Википедия

    КАБИНЕТ МИНИСТРОВ - высшее государственное учреждение в 1731–1741 гг., создано указом Анны Иоанновны как официальный совет при императрице «для лучшего и порядочного отправления всех государственных дел». Был необходим для придания всему процессу управления большей… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    1) название правительства в СССР (январь август 1991) и некоторых других государствах. 2) В России в 1731 1741 верховный государственный орган в составе 3 кабинет–министров, официальный совет при императрице Анне Иоановне … Энциклопедический словарь

    Кабинет министров - (пишется с прописной буквы как офиц. название правительства), напр.: Кабинет министров Украины … Орфографический словарь русского языка


Кабине́т Мини́стров - верховный государственный орган, образованный 24 октября (6 ноября) 1731 года указом императрицы Анны Ивановны. 30 ноября (12 декабря) 1741 года, после воцарения Елизаветы Петровны утратил свои полномочия и был преобразован в Личную Канцелярию Императрицы. 1756 году его функции перешли к Конференции при Высочайшем дворе.
  • 1 История
  • 2 Состав
  • 3 Литература
  • 4 Примечания

История

Придя к власти в 1730 году, Анна Иоанновна вместо Верховного тайного совета восстановила Сенат. На следующий день после упразднения тайного совета, Анна Иоановна указом от 6 ноября (19 ноября) 1731 года учредила Кабинет Министров.

В 1735 году был издан указ, которым подпись трёх кабинет-министров приравнивалась к императорской подписи.

Во время правление Анны Леопольдовны, под влиянием Миниха Кабинет был разделен на 3 департамента:

  • граф Бурхард Христофор Миних в звании первого министра, заведовал армией, кадетским корпусом и делами по Ладожскому каналу;
  • граф Андрей Иванович Остерман - внешними сношениями и флотом;
  • князю Черкасскому Алексею Михайловичу и графу Михаилу Гавриловичу Головкину предоставлялось «все то, что касается до внутренних дел по сенату и синоду, и о государственных по камер-коллегии сборах и других доходах, о коммерции, о юстиции и о прочем, к тому принадлежащем».

Отдельные кабинет-министры, заведуя своими департаментами, единолично решали дела в них, сообщая лишь «для согласования» свое мнение другим министрам. Только особо важные дела должны были решаться общим советом. новом своем виде Кабинет просуществовал недолго: вслед за вступлением на престол Елизаветы Петровны он был упразднён указом от 30 ноября (12 декабря) 1741 года.

Состав

Кабинет состоял из трёх министров. Кроме них в деятельность Кабинета до прихода к власти регента Ивана V Анны Леопольдовны вмешивался фаворит Анны Иоановны герцог Эрнст Бирон.

В разное время в состав Кабинета в качестве первого министра входили:

  • граф Гавриил Иванович Головкин - 1731-1734
  • граф Павел Иванович Ягужинский - 1734-1738
  • князь Артемий Петрович Волынский - 1738-1740
  • граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин - 1740
  • граф Бурхард Христофор Миних - ноябрь 1740 - 3 марта 1741

В качестве второго министра входили:

  • граф Андрей Иванович Остерман 1731-1741

В разное время в состав Кабинета в качестве третьего министра входили:

  • князь Черкасский Алексей Михайлович - 1731-1741

Кроме того, во время правления Анны Леопольдовны совместно с третьим министром в кабинет входил:

  • граф Михаил Гаврилович Головкин - ноябрь 1740 - 3 марта 1741

Литература

  • «Новая популярная энциклопедия. История Отечества» под редакцией Владимира Михайловича Соловьёва - доктора исторических наук, профессора. Москва, 2000 год, «АСТ-пресс»
  • Кабинет, учреждение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

После смерти Петра II в 1730 г. Совет отдает престол Анне Иоанновне, вдове герцога Курляндского, которая принимает составленные князем Голицыным условия, ограничивающие ее власть и оставляющие все управление в руках Верховного тайного совета. Используя раскол в дворянской среде, Анна Иоанновна (1730-1740) упразднила этот орган в 1730 г. и приняла "самодержавство". Анне Иоанновне кондиции и она публично их разорвала. На следующий день он по поручению императрицы написал присягу на условиях абсолютной монархии, которая была одобрена.

В 1731 г. при ее дворе "для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел" был учрежден Кабинет, состоявший из трех министров: А. Остермана (1686-1747), князя Черкасского, канцлера Г.И. Головкина (1660-1734), но фактическая власть принадлежала фавориту императрицы Э. Бирону (1690-1772) и приближенным из прибалтийских немцев Б.Миниху (1707-1788), и др.

Давая оценку этому органу, В.О. Ключевский писал: "Кабинет – не то личная контора императрицы, не то пародия Верховного тайного совета: он обсуждал важнейшие дела законодательства, а также выписывал зайцев для двора и просматривал счета за кружева для государыни. Как непосредственный и безответственный орган верховной воли, лишенный всякого юридического облика, Кабинет путал компетенцию и делопроизводство правительственных учреждений, отражая в себе закулисный ум своего творца и характер темного царствования".

С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор подписей министров (три) заменяет подпись императрицы в ее отсутствие. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, состоявший к этому времени из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

Вопрос 24. Государственная власть в России при Екатерине II

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

· Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

· Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

· Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

· Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

· Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ - судебную, административную, губернскую и др. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель - Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Экономика России продолжала оставаться аграрной. Доля городского населения в 1796 году составляла 6,3 %. Вместе с тем, был основан ряд городов (Тирасполь, Григориополь и др.), более чем в 2 раза увеличилась выплавка чугуна (по которому Россия вышла на 1 место в мире), возросло число парусно-полотняных мануфактур. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 г. их было 663). Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты.

Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения определила характер её внутренней политики и направления реформирования различных институтов российского государства. Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». По мнению Екатерины, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Их основной идеей была критика уходящего феодального общества. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления.

По проекту Панина был преобразован Сенат - 15 дек. 1763 г. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель - выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты.

21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Обе грамоты водили сословия в западном смысле слова с правами, обязанностями и привилегиями.

Жалованная грамота дворянству подтверждались уже существующие права:

· дворянство освобождалось от подушной подати

· от расквартирования войсковых частей и команд

· от телесных наказаний

· от обязательной службы

· подтверждено право неограниченного распоряжения имением

· право владеть домами в городах

· право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей

· право собственности на недра земли

· право иметь свои сословные учреждения.

Вступив на престол, Екатерина отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в феврале 1764 г. вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности.


Абсолютизм в России складывался еще во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

В проведении реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699-1711 гг. - от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений.

Итак, рассмотрим реформы государственного и местного управления в России в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.

Реформы Петра I в системе управления

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.

В отечественной историографии сложилось два противоположных взгляда на эпоху петровских реформ, на их причины и результаты. Одни историки полагают, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, другие считают, что Россия была подготовлена к этим преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Но все сходятся в одном: петровская эпоха явилась беспрецедентной по количеству и качеству реформ, произведенных верховной властью. Жизнь страны - политическая, экономическая, социально-культурная - изменилась за несколько десятилетий коренным образом. По мнению доктора исторических наук, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова А. Уткина "Петр Великий внес самый большой вклад в европейскую историю того времени. В период его правления Россия, находящаяся на восточной периферии Старого Света и преобразованная им в империю, стала играть ведущую роль в Европе. Благодаря петровским преобразованиям Россия совершила мощный модернизационный рывок. Это позволило нашей стране встать в первый ряд ведущих европейских стран".

Реформа центральных органов государственного управления

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы

В начале XVIII в. вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять функции "ока и уха государева".

В начале XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые бюрократизировались. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа:

1) 1699 г. - начало XVIII в., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждений). В связи с потребностями Северной войны возникло несколько новых приказов (Артиллерии, Провиантский, Адмиралтейский, Рукопашных дел, Преображенский и др.).

2) Реформа 1718-1720 гг., которая упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий. Преобразование началось с Указа Петра от 11 декабря 1717 г. "О выбирании советников и асессоров". Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму. Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным, нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (Камер - и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).

В отличие от приказов коллегии (за редким исключением) строились по функциональному принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями. Каждая коллегия имела свой круг ведомств. Другим коллегиям запрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению. Коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, канцелярии. Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, а в Сенат входили "доношениями". Коллегиям предоставлялось право доносить царю о том, в чем они "усматривали государственную пользу". При коллегии состоял фискал, а позже прокурор, контролирующий их деятельность.

Количество коллегий не было постоянным. В 1722 г., например, была ликвидирована Ревизион-коллегия, но позже восстановлена. Для управления Украиной в 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, несколько позже - Коллегия экономии (1726г.), Юстиц-коллегия, Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. Руководили коллегиями (являлись их президентами) наиболее близкие сподвижники Петра I: А. Д. Меньшиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин и др.

Реформа местного управления и самоуправления

Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ "Об учреждении губерний и о росписи к ним городов" от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская - позднее С. - Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская - позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м - 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра, причем носила она фискальный характер. Кроме того, губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, т.к. первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров. Однако институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян).

Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления.

Преобразования государственного управления, осуществленные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков. Сенат, например, действовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого: созданные им институты государственной власти оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни.

Преобразования в системе управления в России в 20-60-е гг. ХVIII века

Преобразования Петра I стали осью, вокруг которой вращалось колесо российской истории на протяжении XVIII века. Отношение к ним будет одним из главных вопросов для правителей России послепетровского времени. Но на смену Великому Петру пришли достаточно безликие наследники, и судьба петровских реформ оказалась драматичной. Эпохой дворцовых переворотов назвал В. О. Ключевский 37-летний период (1725-1762 гг.) в истории России.

Смена правителей на российском престоле не означала для страны каких-либо серьезных изменений или потрясений. В этот период в стране не было крупных и значительных реформ. Можно говорить лишь о реорганизации органов центральной власти и приспособлении их к нуждам определенного конкретного правителя и его окружения.

Сердцевиной внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов стали мероприятия, расширившие и укрепившие привилегии дворянства, причем нередко за счет ревизий петровских преобразований. Ослабление России, бюрократизация государственного аппарата, снижение боеспособности армии и флота, фаворитизм оказались характерными чертами этого времени.

Итак, рассмотрим основные преобразования в системе высших центральных и местных органов управления России 20-60-х гг.18 века.

После смерти Петра I русский престол заняла Екатерина I. Власть Екатерины I установилась в форме абсолютной монархии. При Екатерине I и далее существовал порядок, при котором все государственные учреждения - высшие, центральные и местные, законосовещательные, исполнительные и судебные - имеют свой единственный источник в лице императора. Вся полнота государственной власти была сосредоточена в руках одного человека, хотя внешне выглядело так, как будто некоторые высшие органы власти действовали самостоятельно или принимали решения коллегиально в присутствии императора. На деле же такие решения имели только совещательный характер. На формирование органов власти оказывали влияние уже укрепившиеся признаки абсолютизма - наличие регулярной армии, бюрократии, организованной финансовой системы, развивавшихся товарно-денежных отношений. Высшие органы власти, действовавшие от имени государынь, являлись опорой абсолютизма.

При Екатерине I 8 февраля 1726 г. был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. Став высшим учреждением в государстве, Верховный тайный совет ведал всеми важными внутренними и внешними делами. В его функции входило назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность ревизионной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии - военная, адмиралтейская и иностранная. Центральный орган - Тайная канцелярия, созданная при Петре I, в 1726 г. ликвидируется, и контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному тайному совету.

Сенат был подчинен Верховному тайному совету и потерял титул правительствующего, стал называться высоким. Фактически Верховный тайный совет, обладая широкими полномочиями и имея высокое положение в государстве, подменял императрицу. Указ от 4 августа 1726 г. разрешал подписывать все законы или Верховному тайному совету, или императрице.

После смерти Екатерины I на престол по ее завещанию взошел Петр II. При Петре II вся власть была также сосредоточена в руках Верховного тайного совета. После смерти Петра II. Вопрос о преемнике престола решал Верховный тайный совет, который отверг все кандидатуры и остановил свой выбор на вдовствующей герцогине курляндской Анне Иоанновне.

4 марта 1730 г. был упразднен Верховный тайный совет. Произошли изменения в высших органах власти. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Анна не проявляла способностей и желания управлять страной. Всю работу по управлению взяли на себя опытные администраторы - члены вновь созданного осенью 1731 г. Кабинета министров. Вначале Кабинет министров имел только управленческую функцию, но с ноября 1735 г. этот властный орган получил широкие полномочия и законодательные права.

После недолгого правления Ивана VI 25 ноября 1741 г. на русский престол вступила Елизавета Петровна.

Указом от 12 декабря 1741 г. Елизавета восстановила "петровское детище" - Сенат в значении высшего государственного органа и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров, имевший особые полномочия. Вместо него велено было "иметь при Дворе Нашем Кабинет в такой силе, как был при. Петре Великом". Таким образом, восстанавливалась петровская личная императорская канцелярия - Кабинет. Часть дел бывшего Кабинета министров стал решать Сенат, а другая часть поступала в личное ведение императрицы. Дела шли в ее личную канцелярию - Кабинет ее величества. На рассмотрение Елизаветы поступали доклады различных ведомств, Сената, рапорты генерал-прокурора. Указы издавались только за личной подписью императрицы.

Проводимая реформа высших государственных органов в 40 - 60-е гг. XVIII в. повысила роль монарха в системе абсолютизма. Государыня решала не только важные государственные вопросы, но и мелкие. Для принятия государственных решений Елизавета нуждалась в консультациях высших чиновников, составлявших элиту в управлении России. Поэтому она восстановила петровское "установление" - чрезвычайные совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики. Такие совещания при Елизавете официально назывались "конференциями", а их участники - "конференцминистрами".

В целом при преемниках Петра I российское государство все более оформлялось как полицейское. Например, при Елизавете существовала Тайная канцелярия, которая в 40-60-е гг. вела расследование слухов, порочивших царицу. Полицейский стиль регламентировал всю деятельность государственного аппарата. От чиновников всех органов власти требовалось строгое подчинение без рассуждений.

Дворцовые перевороты и полицейская регламентация государственной системы сказались на изменениях структуры и функций как высших, так и центральных властных учреждений. На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). За ним следовали высшие государственные учреждения - Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но, в определенные периоды он зависел от высших государственных учреждений.

Большую группу центральных государственных учреждений второй четверти XVIII в. составляли коллегии, управлявшие отдельными (специальными) хозяйственными и общественными вопросами. В структуру коллегий входили департаменты, экспедиции, постепенно добавлялись канцелярии и конторы. Оформившаяся к середине XVIII в. коллегиальная система управления была пестрой. Ее центральные государственные учреждения (коллегии, приказы, канцелярии) различались структурой и полномочиями. Коллежская система находилась в состоянии кризиса. Но вместе с этим в центральных органах управления проявлялись новые принципы их организации и действия.

Система местных учреждений в 20-60 гг.18 века также подверглась значительным изменениям. Это объяснялось необходимостью укрепления дворянского государства в 20-30-е гг., когда разразился острый финансовый кризис и недовольство масс усилилось. Перестройка органов управления на местах проводилась в интересах помещиков. В 1727 г. фактически была ликвидирована (или резко сокращена) петровская дорогостоящая система местных учреждений.

В конце 20-х гг. была проведена областная контрреформа, ликвидировавшая ряд административных единиц. Сокращение управленческого аппарата в провинциях было довольно жестким, по примеру центральных коллегий, где штат доводился до минимума в 6 персон - президент, его заместитель, два советника и два их помощника (асессоры). И эти чиновники в половинном составе должны были находиться "при делах", а другая половина в отпуске без жалованья.

Основной ячейкой на местах являлась губерния во главе с губернатором, полномочия которого резко возросли. Он даже имел право утверждать смертные приговоры. Отделения административной власти от судебной не произошло. В городах и уездах власть принадлежала воеводам.

Схема местных властных учреждений выглядела следующим образом: губернатор с губернской канцелярией, закрепленной инструкцией от 12 сентября 1728 г., далее стоял воевода в провинции и его канцелярия, ниже - воевода в уезде тоже с небольшой канцелярией.

Перестройка системы местного управления установила строгую последовательность подчинения. Воевода уездный подчинялся только непосредственно провинциальному воеводе, а последний - губернатору. Установилась строгая иерархия в подчинении государственных учреждений на местах. В это время Россия делилась на 14 губерний, 47 провинций и более 250 уездов.

Компетенция губернаторов и воевод была ограничена практическими задачами. В их обязанность входило исполнение законов и распоряжений верховной власти, Сената и коллегий, охрана порядка на своей территории, борьба с разбоем, ведение тюрьмами и т.д.

Вновь начавшие действовать с 1743 г. магистраты были подчинены губернаторам и воеводам и также были включены в общую систему централизации власти. В 60-е гг. воеводы менялись через 5 лет. Губернаторов назначали на неопределенный срок. Складывалась иерархия уровней управления, учреждений и занятых в них чиновников.

Централизация системы государственного управления снизу доверху, формирование служилой бюрократии преимущественно из среды дворян, поддерживало и укрепляло самодержавную власть. Бюрократия становилась элитным слоем, вышедшим как из старой аристократической части господствовавшего сословия, так и из новых дворян, выдвинувшихся по своим личным качествам.

В середине XVIII в. правительство Елизаветы Петровны активно влияло на процесс формирования бюрократии. Были приняты меры к закреплению состоявших на службе канцелярских служителей и их детей. Число потомственных дворян среди чиновников сократилось. Для исправления положения в 1750-1754 гг. было приостановлено назначение в секретари лиц недворянского происхождения, ужесточен контроль за обучением юнкеров - кандидатов на замещение секретарских должностей разного уровня



Просмотров