Анализ рассказа астафьева людочка. «Людочка — невинная жертва людской глухоты (по рассказу Виктора Астафьева "Людочка"). Проблема загрязнения окружающей среды


В.П. Астафьев - один из тех писателей, чьи произведения тревожат сердце, заставляют думать о том, почему так неприглядна наша действительность, почему уничтожается природа, исчезают деревни, падает нравственность общества.

Эти «почему» возникают и во время чтения рассказа «Людочка», написанного в конце восьмидесятых годов прошлого века.

В центре повествования судьба «маленького» человека - история жизни и смерти девушки, которая после окончания сельской школы поехала в город в поисках счастья. Новая жизнь ей не понравилась, но вернуться в деревню она не решалась - не хотела мешать матери, наконец-то, нашедшей своё счастье. А в городе её подстерегла беда: городская шпана над ней надругалась и стала преследовать.

Не найдя ни в ком защиты, девушка покончила с собой.

Обычная девушка. В школе она ничем не выделялась - старательная троечница, спокойная, молчаливая, редко улыбающаяся, дома тоже не доставляла хлопот.

Жила с отцом алкоголиком и матерью в заброшенной деревне, где жизнь «ютилась». Отец незаметно исчез из ее жизни, появился отчим. Но в семье ей было одиноко: отчим не обижал, но и не обращал на неё внимания, а мать считала, что дочери нужно самой устраивать свою жизнь.

В городе жилось несладко. Гавриловна, у которой она жила и училась парикмахерскому мастерству, переложила на нее всю тяжелую работу. Но Людочка не обижалась и ни на что не жаловалась. Её трудолюбие, доброта были безграничны, чужую боль чувствовала как свою. Она массировала Гавриловне её больные ноги, пожалела несчастного, умирающего по недосмотру врачей парня, бралась за любую работу. Когда с ней случилась беда, она бросилась за помощью к самым близким людям, но ни мать, ни Гавриловна не поддержали ее морально, не пожалели, потому что «русская баба обязана вынести все». Нет у неё защитника от Стрекача и ему подобных. Умирает девушка с мыслью «…никому до меня нет дела».

Читаешь шёпотом произнесённые, прощальные слова Людочки, ужасаешься неотвратимости её смерти и всё в душе протестует: «Так не должно быть. Человек не должен оставаться один на один со своей бедой».

Страшно жить в обществе, где властвуют стрекачи, где царят равнодушие и эгоизм, где доброта, внимание к человеку стали такой редкостью? Почему мы стали равнодушны к чужой беде? Причину душевного оскудения Астафьев видит в разрушении деревни, в варварском отношении к природе.

Семья Людочки живёт в Вычугане, где большинство домов заколочены, сады заросли, деревья зачахли. Памятником умирающей деревне является старая яблоня, похожая на крест с обломанной поперечиной. А в городе еще хуже. Люди испоганили землю: через парк текла горячая, с мазутными кольцами и бытовыми отбросами вода. Город собрал всё отвратительное, мерзкое, он бездуховен, антиэстетичен, здесь человек не должен жить, но живет, вот только эта жизнь не просто убога – она уродует. Действительно, в райцентре много сломленных жизнью людей, опустившихся и не имеющих будущего. Стрекач, Артёмка - мыло и окружавшая их шпана растеряли все человеческие качества. Астафьев к ним беспощаден. Ограниченные, жестокие, наглые, они держат в страхе весь район. Только один человек – отчим Людочки, прошедший лагеря, знающий эту породу людей, не испугался, отомстил за поруганную честь девушки. А начальник милиции даже в сводке о происшествиях не указал о смерти девушке – не хотелось портить показатели перед выходом на пенсию.

Анализ "Людочки" Астафьева приведен в этой статье. Он поможет разобраться и лучше понять этот рассказ, написанный в 1987 году.

Анализ "Людочки" Астафьева будет полезен тем, кому предстоит разбираться с этим произведением в рамках университетского курса, а также всем вдумчивым и пытливым читателям.

Рассказ начинается с признания автора, что сам он услышал эту историю много лет назад, но никак не может ее забыть. Главная героиня появилась на свет в деревне Вычуган. Ее родители были колхозниками. Отец со временем спился. Людочка росла вялой, часто болела. Когда отец исчез из их жизни, они зажили свободнее и бодрее. Вскоре у матери появился ухажер, который остался у них жить.

Переезд в город

После школы мать отправила Людочку в город, чтобы та устроила свою жизнь. Первую ночь она провела на вокзале. Наутро пошла в парикмахерскую - сделала завивку, маникюр и уговорила парикмахершу взять ее себе в ученицы.

Гавриловна не только помогла оформить документы, но и взяла к себе пожить. Установив строгие порядки в своем доме. Людочка жила послушно, а вот учебы у нее не шла. Когда минул отведенный срок, она не смогла сдать экзамен на мастера. В парикмахерской она подрабатывала уборщицей, осталась на этой должности, время от времени стригла призывников и школьников под машинку.

На нее легли все дела по хозяйству в доме Гавриловны. У женщины часто болели ноги.

Дорога на работу

На работу Людочка каждый раз ехала на трамвае, а потом шла через увядающий парк Вэпэвэрзэ (вагонно-паровозного депо). Парк был грязным, большинство деревьев погибли, парк выглядел удручающе.

Но все же здесь стояли скамейки, бегали школьники, водилась местная шпана. Шпаной руководил Артемка по прозвищу Мыло. Он временами приходил к Людочке стричься, но ей никак не удавалось справиться с его вихрами. Артемка был наглый, как только девушка бралась за ножницы, он начинал ее лапать. Однажды она даже стукнула его по голове машинкой. Пришлось заливать йодом, зато ухажер стал осмотрительнее. К тому же велел ее никому не трогать. Ходить через парк она теперь могла без боязни.

Однажды Людочка отправилась с ним в центральный парк на танцы. Вокруг все вели себя вызывающе и агрессивно. Главная героиня забилась в угол, пытаясь высмотреть своего Артема. К ней стал приставать какой-то хлыщ. Ей пришлось отбиваться и убегать домой.

Дома девушка во всем помогала Гавриловне. Варила мыло, гладила и стирала, содержала дом в чистоте.

Стрекач

Из колонии возвращается еще один персонаж этого рассказа - уголовник Стрекач. Больше похожий на узкоглазого жука. Он еще в школе начал заниматься разбоем. С седьмого класса носил с собой нож. Вскоре кого-то порезал и встал на учет в милицию.

После попытки изнасилования он получил свой первый срок. Но даже после этого не угомонился, воровал на дачах. С тех пор большую часть жизни проводит в колониях. Местная шпана считала его авторитетом и своим учителем.

В один из вечеров он изнывал без дела, пока случайно не заметил Людочку. Артем попытался замолвить за нее слово, но Стрекач его не послушал. На него напал кураж. Он схватил девушку и стал усаживать себе на колени. В результате кинул на скамейку и изнасиловал. Вся шпана внимательно за этим наблюдала.

Чтобы не он один был виновником, он заставил и остальных надругаться над Людочкой. Увидев растерзанное тело девушки, Артем сначала хотел накрыть ее плащом, но она, будто обезумев, убежала от него. На крыльце дома Гавриловны она упала, потеряв сознание. В себя она пришла уже на старом диване, куда ее перетащила сердобольная хозяйка. Она как могла утешала свою жиличку.

Возвращение домой

Униженная и растоптанная Людочка решила возвращаться домой. К тому времени на всю деревню остается только два жилых дома. В одном из них живет ее мать с отчимом. Все остальные дома наглухо заколочены.

Вскоре умерла их единственная соседка - бабка Вычуганиха. Она была последней из рода основателей села.

Когда Людочка вернулась в деревню, мать сразу поняла, что с ней произошло горе. Но отнеслась к этому спокойно, мол, всем через это нужно пройти. При этом поделилась своей радостью - она ждет ребенка, уже на четвертом месяце. Вместе со своим ухажером они планируют продать дом и переехать в поселок. Понятное дело, что жить тут никто не собирается, дом хотят распродать на стройматериалы.

Ее отчим оказался суровым и хмурым, но добрым человеком. Она узнала, что детство он провел в лагерях и ссылках, поэтому теперь искренне радовался разным мелочам. Спонтанно она захотела его увидать, а потом быстро собралась и вернулась в город.

Смерть Людочки

Гавриловна ее предупредила, что Артем в милиции, а Стрекач велел передать жиличке, чтобы та помалкивала. Иначе ей смерть, а старухе - сожженная изба. Поэтому главная героиня решает переехать в общежитие. Но там мест не оказалось, и она временно осталась у своей хозяйки. Та стала учить ее не возвращаться в темноте через парк, но та не послушала. Однажды ее снова подловили парни, пугали Стрекачом, подталкивая к той самой скамейке.

Поняв, чего они хотят, она достала из кармана бритву, намереваясь отрезать достоинство Стрекача. О такой страшной мести она узнала от женщины в парикмахерской. Она повела себя развязно, пожалев, что среди них нет такого завидного кавалера, как Стрекач. Девушка попросилась домой переодеться, те ее отпустили, предупредив, чтобы она не думала шутить.

В своей комнате она облачилась в старое платье. Вернулась в парк, в котором давно еще приметила старый тополь. Перекинула через ветку веревочку, завязала петельку. После этого надела ее на шею, в душе простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как и все замкнутые люди, она в действительности была довольно решительной.

Парни, оставшиеся в парке, вскоре обнаружили ее тело.

Прощание с главной героиней

Хоронили Людочку на городском кладбище. Мать и Гавриловна рыдали. Отчим, выпив стакан водки, отправился в парк, где встретил всю компанию.

Он сорвал крест с шеи Стрекача и выбросил в кусты. Стрекач вынул нож, но отчим только усмехнулся и резко перехватил его руку. Поволок в кусты и выбросил в канаву. Оставшаяся шпана разбежалась, сильно испугавшись его силы и храбрости.

Вернувшись к Гавриловне, он снова выпил водки и поехал в леспромхоз. Затем они сели в электричку и поехали. Мать Людочки просила сохранить еще не рожденного ребенка, понимая, что свою первую дочь не сберегла. В конце положила голову на плечо мужчине, приблизилась к нему, чтобы он ее приобнял и пригрел. В нем она чувствовала истинную мужскую силу.

Финал произведения

Тем временем в местной милиции так никто и не смог добиться от Артемки-Мыло ни признания в страшном преступлении, ни показаний на тех, кто его совершил. Вынеся строгое предупреждение, его отпустили восвояси. Испугавшись увиденного в следственном изоляторе, он решил завязать с прежней жизнью. Первым делом поступил в училище связи. Стал осваивать профессию электрика, подниматься на высоковольтные столбы и натягивать провода. Затем даже женился, а через четыре месяца уже баюкал ребенка.

В местной газете появилась небольшая заметка, посвященная состоянию морали в городе. Она вышла в конце квартала, на четвертой полосе. Но история Людочки и Стрекача в нее не попала. Дело в том, что начальнику местного управления внутренних дел оставалось всего два года до пенсии. Поэтому он не захотел портить статистику нелицеприятным происшествием, чтобы сохранить положительный процент раскрываемости и предупреждения преступлений.

И Людочка, и Стрекач, которые не оставили после своей смерти никаких записок, свидетелей или ценностей, попали в регистрационный журнал в числе прочих самоубийц, которые наложили на себя руки по никому не известной причине. Так удалось властям замять эту историю.

Основная идея произведения

Литературный анализ по рассказу В. Астафьева необходимо начать с главной идеи, которую заложил автор. В центре повествования оказываются простые и беззащитные люди. Это история о безысходности и несправедливости, о так шокирующем многих равнодушии. Анализ "Людочки" Астафьева построен на том, что ключевая идея состоит в существовании так называемой "скверной правды".

Героиня пытается вырваться из своей провинциальной обыденности, найти счастье в большом городе. Но она еще не ведает, что мегаполис способен уничтожить человека. Суть анализа повести Астафьева "Людочка" заключается в том, что ее идеализированный мир столкнулся с жестокой реальностью. Это привело к трагическим последствиям.

Большое внимание автор уделяет равнодушию окружающих людей. В анализе "Людочки" Виктора Астафьева этому нужно уделить особое внимание. Когда в деревне все знакомы и чье-то горе касается большинства, то в городе чье-то несчастье проходит просто незамеченным.

Тематика рассказа

В анализе "Людочки" В. П. Астафьева нужно заметить, что автор видит основную беду в самом устройстве жизни в большом городе. Он наглядно демонстрирует ее убожество и эгоизм. Городские, в представлении Астафьева, циничны и злы. Яркий пример - хозяйка, которая сдает квартиру главной героине.

Критики в рецензиях на рассказ В. П. Астафьева "Людочка" отмечали, что основная тема - это тлетворное влияние города на человека, ведущее к разложению его души, когда на первое место выходят материальные потребности.

Остро поднимается и тема деревенской нищеты, которая вынуждает местных жителей искать лучшей жизни. Анализ произведения "Людочка" Астафьева невозможен без оценки окружающей героев экономической ситуации. Колхозы практически полностью развалены, мужчины пьют, женщины грубеют с каждым днем. Власти намеренно закрывают глаза на эти проблемы. При этом на фоне нищеты повсюду бодрые лозунги, обещающие счастливую и сытую жизнь.

Проблематика рассказа

При анализе проблем "Людочки" Астафьева у современного читателя возникнет немало вопросов. В первую очередь критическая криминальная ситуация в городе, где злополучный парк обходит стороной даже милиция. Молодежь пущена на самотек, место учителей жизни занимают вчерашние зэки. Центральная проблема рассказа "Людочка" Астафьева, анализ произведения это подтверждает, криминализация и маргинализация молодежи.

Отсюда вытекает еще одна беда. Зачастую люди вынуждены оставаться один на один с криминалом. Общество из-за этого начинает ожесточаться. Поэтому отчим главной героини вынужден самостоятельно наказывать насильника, не надеясь на справедливое правосудие.

В анализе "Людочки" Астафьева можно также отметить, что увядание страны у автора сопровождается экологическим кризисом. Вопросы спасения окружающей среды становятся ключевыми. В захудалом парке гниют человеческие души. Астафьев уверен, что в городе с такой экологией человек не может быть здоров ни физически, ни нравственно.

Одна из главных бед героини - равнодушие. В анализе "Людочки" Астафьева это всегда отмечается. Она не получает поддержки от близких, ее горя никто не понимает. Знакомую не жалеют ни родные, ни знакомые. К тому же в произведении поднимаются не только социальные, но и философские вопросы. Больше всего писателя возмущает не сам факт изнасилования, а реакция на него окружающих.

Проблемы составляла Л. Дудка
1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.
2.ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
3. ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.
Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим.
4.ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ
Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.
5.ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, непонимания близких людей в сложной ситуации
Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.
6.ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.
7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека
Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.
8.Проблема исчезновения деревень
Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет.
9.Проблема алкоголизма
Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.
10.Падение общественной нравственности
Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!
11. «Чтиво» и истинная, живая книга.
В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.
12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.
Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.
13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.
Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.
14. Проблема воспитания.
Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.
15. О Боге.
Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…
16.Об отсутствии любви
Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.
17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии
Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.

Данные об авторе

Игнатьева Елена Константиновна

Место работы, должность:

МКОУ Зональная СОШ, учитель

Алтайский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Цели урока : создать условия для:

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемая методическая литература:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Большая Советская Энциклопедия, М.: « Большая Советская Энциклопедия», 1952,-567с.

Используемое оборудование:

Оборудование:

И так уж на улице вьюга».

(С. Куняев)

Используемые ЦОР:

Презентации

Краткое описание:

Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…"

Тема: Духовное одиночество. Рассказ Астафьева «Людочка»

Цели урока : создать условия для:

Углубления знаний учащихся о личности и творчестве В.П. Астафьева, писателя - гуманиста.

Формирования глубокого восприятия художественного текста через освоение анализа эпического произведения.

Воспитания нравственной личности, способной видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека.

Развития познавательной и творческой активности ребят.

Оборудование: эпиграф, портрет В.П.Астафьева, картины, слайды

Эпиграф: (слайд)

«Нам незачем наши сердца холодить;

И так уж на улице вьюга».

(С. Куняев)

Ход урока

I. Тема и цели урока

Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…" (слайд)

О чем говорит нам "мудрая печаль нетленных слов"?

II. Биография

2. Биографические сведения. (слайд)

Все детство Витя Астафьев провел в детдоме.

Детство — труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничне, он посвятит повесть “Перевал”. А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...”

После шестого класса средней школы Астафьев поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую некоторое время работал составителем поездов.

Осенью 1942 г. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам (был и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе), пока в 1951 году в газете “Чусовской рабочий” не был опубликован его первый рассказ, и стал он газетным литературным сотрудником.

Отсюда и начинается его собственно творческая биография.

Астафьев заканчивает Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда ещё молодого художника: “размышление о нашей жизни, о назнвчении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности”.

Поначалу Астафьев начал писать прозу (от рассказов до романа “Тают снега”) в том её понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Тут нет ни тени укора. Умнее времени не будешь, особенно если позади у тебя сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, война да голодный быт. Чтение конечно тоже было. Читал он всегда много. И были в этом детском и юношеском списке, конечно, и Горький и Шолохов.

Много позже в “Зрячем посохе” — благодарной книге о своём лучшем незабвенном учителем А. Н. Макарове — в ответ на укор критика в незнании Чехова Астафьев вспомнит свой мало способствующий систематическому образованию юношеский путь и без досады заметит: ”Естественно, что и в чтении я не мог “подбортнуться” к тихому Антону Павловичу, ибо рос на литературе сибиряков: Петра Петрова, Вячеслава Шишкова, Лидии Сейфуллиной, Всеволода Иванова... Бунина открыл для себя лишь в сорок лет, по независящим от меня причинам.”

В 1978 году Астафьеву была вручена государственная премия СССР. Сейчас Астафьев является видным деятелем современой литературы. Его произведения признаны общественностью и пользуются популярностью у читателей.

Виктор Петрович считал: "Назначение человека и писателя - творить на земле добро".

Сумел ли выполнить своё назначение Астафьев?

III. Беседа

Зачем же история эта живет во мне, жжет мне сердце

«Нравственность есть Правда», - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева «от первого лица», со всей прямотой и бесстрашием. «По натуре своей он моралист и певец человечности», в судьбах своих героев «выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему…»-отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.

В сентябрьском номере журнала «Новый мир» за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева «Людочка».

Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей.

Особенно поражает в героях Астафьева - одиночество. Жуткое и неизменное.

IV. Работа по рассказу

Над чем заставил задуматься этот рассказ? (слайд)

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя двадцать лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке.

Что мы знаем о жизни Людочки? (родилась в деревне, преследует чувство одиночества)

Людочка пытается вырваться из этого чувства, чувства одиночества. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. «Жил он, жила она в одном доме и только». Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.

Что происходило в деревне? (вымирание деревни)

Какая природа в деревни, зачитайте? (засохла яблоня)

Картины природы в произведении - не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.

Что было с другими деревьями? (Сады вымирали)

Зачем Людочка переезжает в город?

Что говорит ей мать?

Людочка попадает в город

Отличается ли городская обстановка от деревенской и чем? (атмосфера, городская природа, парк, танцевальная площадка). Зачитайте.

Как себя чувствовала Людочка в этом «стаде»?

Как ей было там? (страшно)

Давайте вспомним: кто такая Гавриловна?

Какую жизнь рисовала ей Гавриловна?

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств.

Какая страшная трагедия происходит с Людочкой? (в город приезжает Стрекач)

Кто это? Какую роль он сыграл в судьбе Людочки?

Какое впечатление произвел на вас Стрекач при совершении своего поступка? (морально он уничтожает Людочку)

Что делает Людочка? Что творилось в ее душе? (едет в деревню к матери)

Почему мать не помогла Людочке?

Кто мог бы ей помочь? (отчим)

Как ведет себя Гавриловна? (отказывает ей в квартире)

Что подталкивает Людочку на самоубийство? Зачитайте.

Почему она все-таки покончила жизнь самоубийством? (одиночество, не понимание)

Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».

Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский - искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов.

Трагедия девушки - недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Смерть героини - это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Алкоголизм

Бескультурье

Безработица

Бездуховность

Бесхозяйственность,

Падение нравственности,

Распад деревни,

Рост преступности.

Актуальны ли эти проблемы сейчас в наше время?

Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве.

Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.

Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг? Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым.

Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть:

«Это хуже правды …»

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.

Для чего и зачем Астафьев помнит эту историю? Какой погибает человек?

Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.

Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Покуль ты ученицей будешь - живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь,» наставляла Гавриловна девушку.

Писатель все разрушает. Неужели в рассказе так все плохо?

Найдите слова матери в вагоне. Зачитайте.

Зло наказано в рассказе. Отец скинул Стрекача в «зловонную яму». В словах матери надежда Астафьева на лучшее. В рассказе присутствуют символы. Какие? (пуговицы, мозг гниет молодого человека-общество гниет, лозунги меняются-жизнь не меняется)

Какая рубаха была на Стрекаче? (красная)

Это значительный эпизод в рассказе-красная рубаха-кровь, палач)

Ветка яблони обломилась и напоминала крест.

Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

Какова композиция рассказа?

Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему.

Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним.

Сюжет - не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае - мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле.

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

«Плохие» выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона («рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан»).

Найдите и зачитайте пословицы и поговорки, которые использует автор?

Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.

Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, какие не переводятся на Руси.

Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху… с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим».

Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к конкретным судьбам.

Вывод : Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.

Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.

«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя - показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

V. Итог

Цинизм, бездуховность - первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт - экологическая катастрофа. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко «оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать - предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

Подходит к концу XX век, подводя своеобразный итог эстетическим открытиям столетия. «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода... Литераторы мучительно ищут этот путь», - эти слова произнес Виктор Астафьев на конференции «Современная литература: критерий ценностей».
Сегодня нередко раздаются сетования на то, что современная литература якобы умерла, ее нет. Критики с иронией говорят о том, что над русской прозой тяготеет ненароком оброненная В.Г.Белинским фраза:« У нас нет литературы». Но нынешняя литература, в каком бы кризисе она ни находилась, сохраняет время... Недаром ПЛ.Алешковский сказал: « Так или иначе литература конструирует жизнь. Строит модель, пытается зацепить, высветить определённые типажи. Сюжет, как известно, неизменен с древности. Важны обертоны... Есть писатель - и есть Время...»
Произведения Виктора Астафьева продолжают так называемую неоклассическую линию в русской литературе, обращаясь к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции русской прозы с ее проповеднической и учительской ролью. Основа творческого мировоззрения Астафьева - поиск смысла жизни, определение сути высших категорий бытия, борьба со злом...
Рассказ Виктора Астафьева «Людочка» был написан сравнительно недавно, в 1989 году. Этот рассказ - один из ярких примеров того, что современная русская проза продолжает традиции классической литературы, обращая внимание читателя на такие проблемы, как сострадание, внутренняя, духовная жизнь «маленького» человека, соотношение добра и зла в мире...
Ключом к пониманию глубинного смысла рассказа является его название - «Людочка». Виктор Астафьев с особой тщательностью показывает нам необычный, трогательный внутренний мир ничем не приметной, скромной в желаниях и стеснительной в общении с людьми девушки. Действительно, основная черта Людочки - скромность, неприметность... Однако ее смерть неожиданно приводит к необратимым последствиям - все знавшие ее люди ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая- то значительная часть «рассеянного» в нем добра. Эта мысль выражена и в необычном эпиграфе к произведению: «Ты камнем упала, я умер под ним» (Вл. Соколов). Очевидно, что умер не человек, не о Стрекаче идет речь в эпиграфе, не заслуживает он этой чести. «Я умер под ним» - это слова о смерти какой-то части души каждого из людей, окружавших Людочку в жизни и разделивших между собой моральную ответственность за ее гибель.
Людочка кажется мне в чем-то похожей на героиню рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Матрена, как говорит о ней автор, «не гналась за обзаводом», помогала всем жителям деревни, и только после ее смерти все поняли, что она и есть тот самый праведник, «без которого не стоит село». Людочка тоже была праведницей, не случайно перед смертью она обращается к Богу, почувствовав, что только этим может облегчить свою душу.
Приехав из деревни, Людочка очень быстро находит себе «местечко» в городе. Она остается в той парикмахерской, куда пришла сделать завивку и маникюр, чтобы стать похожей на городских жительниц. Та быстрота, с которой героиня находит работу, говорит о ее легком характере, об умении не искать добра от добра, о тяге к людям. Мастер Гавриловна очень быстро нащупывает эту «слабину» в характере Людочки, ее безотказность, готовность помочь и возлагает на девушку все домашние заботы. «Людочка варила, мыла, скребла, белила, красила...» От усталости у Людочки шла кровь носом, но она не умела жалеть себя и не жаловалась.
Вообще, трудолюбие составляет основную черту русского человека. Но труд труду рознь. Гавриловна признается Лю- дочке, что всю жизнь трудилась, не брезговала никакой работой - «чтоб копейкой этой разжиться, на избу накопить». Стяжательство, накопительство разъедают душу Гавриловны. От природы, по характеру она была человеком добрым, сочувствовала Людочке и даже иногда обещала завещать ей свой дом, имущество. Но в трудный момент Гавриловна предает Людочку, бросает ее на произвол судьбы.
Людочка не смогла сдать экзамен на мастера, но она продолжала работать в парикмахерской: убирала, помогала стричь. На работу и с работы Людочка ходила через старый заброшенный парк ВПРЗ, в котором собиралась город- екая шпана. Верховодил шпаной Артемка-мыло, повелевший «Людочку не лапать», потому что она смогла достойно повести себя с ним. Но авторитет Артемки оказался ниже влияния пьяного Стрекача, и Людочка попала в беду.
Виктора Астафьева интересует не уголовный, а нравственный аспект преступления. Гавриловна считает, что с Людочкой ничего не случилось («подумаешь, экая беда»), она даже успевает вовремя подложить под Людочку клеенку («Гавриловна - бережливая хозяйка»), и никому нет дела до того, что творится в душе девушки.
Гавриловна не смогла помочь Людочке. Она испугалась за свою избу, которую в отместку мог спалить Стрекач, и в страхе попросила Людочку уйти в общежитие: «...От Стрекача были, упредили: если ты пикнешь где, тебя к столбу гвоздями прибьют, мою избу спалят...» Астафьев пытается разрешить вечную проблему: что важнее - душа человека, которому нужно помочь немедленно, или материальные ценности? Та же Гавриловна, кстати сказать, всю жизнь зарабатывала на скромный дом в убогом поселке... Забегая вперед, скажем: после смерти Людочки Гавриловна как бы теряет смысл жизни. Да только слишком поздно она это поняла...
В трудную минуту не находит Людочка отклика и у матери. У той новая семья, свои заботы, она ждет ребенка и словно бы оставляет Людочку в «прежней» жизни. Мать была не очень счастлива, и в зрелые уже годы на ее долю выпадает настоящее женское счастье. Людочка кажется ей лишней в этой ситуации, мать немного стесняется ее присутствия... Она сразу почувствовала, что с Людочкой что-то не так, но «от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу». Таким образом, Людочка оказалась одна, наедине со своей проблемой. Артемка-мыло предал ее, не сумел защитить, Гавриловна попросила «на время» уехать из избы в общежитие, а родная мать не смогла найти ласковых слов для дочери. Астафьев указывает нам единственное место, где Людочка могла найти покой, - церковь, но Гавриловна налагает странный запрет на общение девушки с Богом, считая, что согрешившая Людочка недостойна этого.
Чувство вины роднит Людочку с известной героиней русской литературы Катериной Кабановой. Согрешив, та не находит покоя в собственной душе, не может стерпеть позора и бросается в Волгу. Перед смертью Людочка пытается обратиться к Богу: «Боже милостивый, Боже милосердный... но не достойна же...Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли ты?..»
Внутренний мир тихой, незаметной Людочки был поистине прекрасен. Не случайно до самой смерти она чувствует вину перед парнем-лесорубом из больницы, которого она, как ей кажется, не сумела спасти, не смогла «принять за него муку». Людочка очень внимательна к людям. Она не жалуется на судьбу, не перечит Гавриловне, уважая ее опыт и возраст. Людочка открывает в отчиме, имени которого она так и не узнала, черты ребенка, который непосредственно радуется жизни, теплой воде, солнцу... Именно доброта и сгубила Людочку: она не боялась ходить через парк, потому что не верила в то, что с ней может что-то случиться, не замечала творившегося зла.
Еще один аспект проблематики рассказа связан с противопоставлением города и деревни. Не случайно Виктора Астафьева называют писателем-деревенщиком: в образе умирающей деревни Вычуган отразилась вся «избяная Россия», мир уходящий, не востребованный человеком, который променял его на город. Вместо деревенских просторов и полей в ВПРЗ - старый вонючий парк с мертвыми деревьями, коммунистическими лозунгами и нелепыми призывами к труду и единению. Закономерно, что в таком месте появляется шпана: сама нравственная атмосфера городка этому способствует.
Астафьев подробно описывает, как Людочка прощается с жизнью. Чувствуя себя «испачканной», поруганной, она надевает на себя все старое, ношеное и идет в парк. Уехать ей некуда: весь мир кажется таким же злым и чужим:« Там, в ле- су-то, стрекач на стрекаче, и все с усами». Последние слова Людочки были обращены к Богу. Людочку мучают противоречивые мысли: желание получить прощение и попрощаться с жизнью, с одной стороны, и боязнь и стыд за свою вину - с другой. Людочка как бы подводит итог своей недолгой жизни: «Никто ни про что не спрашивал - никому до меня нет дела...» Астафьев называет душу Людочки простенькой, но это не так. Только по-настоящему глубокая душа может так страдать. Людочка как бы берет на себя грехи людей: она чувствует себя виноватой и никому не нужной. Ее погубило не только зло Стрекача и его шпаны, ее погубило прежде всего равнодушие казавшихся близкими людей.
Тема предательства неожиданно становится одной из центральных в произведении. Две истории, две судьбы оказалась в рассказе вдруг связанными, «спаянными»: судьба Людочки и судьба парня-лесоруба, умершего в больнице. Оба героя в конечном счете погибают из-за равнодушия окружающих. У парня набух на виске чирей, а брезгливая молодая фельдшерица сочла это пустяком. «Через день эта же молодая фельдшерица вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу». Но было слишком поздно: гной прорвался под черепную коробку, и парень медленно, мучительно умирал.
Людочка, сидя у постели умирающего парня, чувствует, что не может помочь ему ничем, не может отдать ему свою жизнь. И мысль о предательстве живых по отношению к мертвым мучает ее: «Предают, предают его живые! И не его боль, не его жизнь, им свое сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться...» До конца дней Людочка ощущает свою вину перед парнем из больницы. Она вообще была очень сострадательна к людям. Так, послушав рассуждения Гавриловны о городских девчонках, бегающих на танцы, Людочка думает: «И зачем она вместе с Гавриловной осуждала их? Чем она-то их лучше? Чем они хуже ее? В беде, в одиночестве люди все одинаковы».
Утрата Людочки оказалась слишком неожиданной и несоизмеримой с ее «простеньким» обликом. В одной из финальных сцен мы слышим два плача - матери и Гавриловны. Обе называют Людочку дочкой; Гавриловна, которая не так давно выгоняла девушку из дома, теперь сама верит в то, что «за дочку ее держала», «замуж собиралась выдать», «дом переписать»...
Отчим Людочки, при жизни ее, казалось бы, совсем не знавший, совершает акт возмездия. Это был необычный человек, много выстрадавший, понявший суть бытия. Отчим сорвал с шеи Стрекача крест, а самого Стрекача убил, как поганую тварь, швырнув в сточную канаву. Астафьев показывает, что нашелся единственный человек, не испугавшийся Стрекача, оказавшийся морально сильнее шпаны.
В местной газете не было сообщения о смерти Людочки: оно не попало в отчет (в милиции не хотели портить сводку). Но для знавших ее людей и, может быть, для всего городка эта утрата оказалась невосполнимой, ибо, как издавна говорили на Руси, «не стоит село без праведника»...

Просмотров