Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста Развитие монологической речи старшая группа














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий языка и совершенствования связной выразительной диалогической и монологической речи при составлении описательного рассказа от первого лица с элементами драматизации.

Коррекционно- образовательные:

  • активизировать и обогащать словарь по теме.
  • посредством приёма обобщения группировать насекомых по способу передвижения; подбирать к глаголу существительные.
  • отрабатывать навык согласования имени существительного с прилагательными.
  • учить согласованию количественных числительных с существительными (два муравья, пять бабочек).
  • упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов (превратилась бы…, угостил бы…); отработать умение выразительно задавать вопросы.
  • составлять описательные рассказы от 1-го лица (с использованием опорной схемы).
  • закреплять умение правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию слухового внимания
  • развивать зрительное внимание и зрительную память.
  • развивать связную диалогическую монологическую речь.

Коррекционно- воспитательные:

  • воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям
  • формировать навыки сотрудничества, общения, взаимодействия, чувство доброжелательности

Целевая группа: дети 5-6 лет с ОНР III уровня.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация «Путешествие в мир насекомых».
  • Иллюстративное панно «Весенний луг».
  • Иллюстрации к творческой работе на тему «Путешествие в мир насекомых».
  • Игрушка- пчела.
  • Аудиозапись «Полёт шмеля» Н. Римский- Корсаков.
  • Калейдоскопы для физкультминутки.
  • Игрушечные подносы для «угощения насекомых».
  • Нагрудные знаки- медальоны с изображением насекомых.
  • Дидактическое пособие «2-5».
  • Опорная схема для составления описательного рассказа.
  • Предметные картинки с изображением насекомых.
  • Магнитная доска, магниты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотри - весенний луг!
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг очень занимательна
И зеленая картинка сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит Радостно и звучно...
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно!

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать?

О насекомых.

Давайте скажем красивые слова про насекомых, которые собрались на нашем весеннем лугу.

Игра «Подбери признак». (Отрабатывать навык согласования имени существительного с именами прилагательными.)

Бабочка (какая?) красивая, разноцветная, пестрая, порхающая, нежная.

Стрекоза (какая?) ловкая, подвижная, длиннохвостая, шустрая, большеглазая.

Муравей (какой?) трудолюбивый, работящий, хлопотливый, проворный.

Гусеница (какая?) длинная, медлительная, прожорливая, вредная.

Кузнечик (какой?) зеленый, длинноногий, стрекочущий.

Муха (какая?) назойливая, вредная, прожорливая, увертливая, большеглазая.

2. Сообщение темы занятия.

Послушайте, мы забыли про одно насекомое. Догадайтесь, кто это?

Домовитая хозяйка. Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком - он поделится медком! (пчела).

Музыкальное сопровождение: «Полёт шмеля» Н. Римский- Корсаков

Вот она сама к нам явилась.

Пожалуйста, скажите про пчелу красивые слова.

Пчела (какая?) хлопотливая, трудолюбивая, разноцветная, мохнатая, полосатая, полезная.

Дети, она сегодня именинница и приглашает к себе на праздник других насекомых.

Как вы думаете, кто первым из насекомых поздравит пчелу с Днем. Рождения! Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, кто как передвигается?

Игра « Летают, бегают, ползают, прыгают» . (Посредством приёма обобщения группировать насекомых по способу передвижения)

Летают… бабочки, стрекозы, жуки, пчелы.

Ползают…муравьи, тараканы, пауки, гусеницы.

Прыгают… кузнечики, сверчки

Бегают… тараканы, муравьи.

3. Закрепление изученного материала.

Пчелка приглашает вас на волшебный карнавал. Но, чтобы попасть на карнавал, нужно превратиться в насекомых.

А) Игра «Скажи, в какое насекомое ты превратился бы?» (Упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов, закрепить употребление имён существительных ед. числа вин. падежа с предлогом «в»).

Я превратилась бы в разноцветную бабочку.
Я превратился бы в трудолюбивого муравья.
Я превратилась бы в ловкую стрекозу.
Я превратилась бы в мохнатую пчелу.
Я превратился бы в майского жука.

На носочки становись, вокруг себя повернись, в насекомое превратись.

(На столе лежат нагрудные знаки-медальоны с изображением вышеуказанных насекомых, надевают на грудь).

Б) Составление описательных рассказов о насекомых от первого лица с использованием опорной схемы. (Развивать связную выразительную монологическую речь).

Одной из первых на карнавал прилетела бабочка-махаон.

Я крупная бабочка-махаон с черными пятнами. У меня продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, шелковистые крылья с разноцветными узорами, покрытые пыльцой. Я живу и летаю над лугами и питаюсь цветочной пыльцой, нектаром, который достаю хоботком.

Ох, устала! С цветов пыльцу собирала!

Я мохнатая полосатая пчела . У меня два прозрачных крыла, тонкий хоботок. Я тружусь целый день, собираю сладкий нектар с цветов, из нектара делаю мед. Живем мы пчелы в ульях большой семьей, в которой у всех свои обязанности.

Летит - жужжит,
Упадет - землю роет.

Я майский жук . На голове у меня глаза, ушки, рот, усики. Тело мое овальное, покрыто жесткими крыльями. Прозрачные тонкие крылья спрятаны, видны, когда я летаю. Мы летаем над землею и жужжим.а питаемся соком травы.

Чей домишко из иголок На земле из старых елок?

Я муравей «санитар леса» . За один день мы уничтожаем много вредных насекомых. У меня есть голова, грудь, брюшко и шесть лапок. Мы очень маленькие, но трудолюбивые. У нас у муравьев очень интересный дом: муравейник-это верхний этаж, а остальная часть глубоко под землею.

Я стрекоза изумрудные глаза . Я хищное насекомое с длинным и тонким телом.

У меня большие прозрачные крылья, которые при полете издают шум. Глаза у меня необыкновенные. Каждый глаз состоит из маленьких глазков. Оба выпуклые, большие. Я все вижу и справа, и слева, и вверху, и внизу, и спереди, и сзади. Питаюсь я мошками, комарами.

В) Физкультминутка. (Координация речи с движением).

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза.
Вертится как вертолет- вправо, влево, взад, вперед.
Поднимайте плечики- прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!

Г) Игра «Угощение для гостей» (Отработать умение выразительно задавать вопросы, вести диалог; упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов).

Пчела приготовила угощение для своих гостей.

А чем ты пчела угостила бы разноцветную бабочку?

Я пчела угостила бы бабочку земляничным соком. А ты, бабочка, чем угостила бы муравья?

Я бабочка угостила бы муравья зернышком. А ты, муравей, чем угостил бы стрекозу?

Я муравей угостил бы стрекозу мошками. А ты, стрекоза, чем угостила бы майского жука?

Я стрекоза угостила бы майского жука соком травы. А ты, майский жук, чем угостил бы пчелу?

Я майский жук угостил бы пчелу нектаром цветов.

Пчелка с нами прощается, спешит за нектаром, а мы с вами возвращаемся в детский сад.

Вокруг себя вращайтесь, в детский сад скорее возвращайтесь. (снимают нагрудные знаки-медальоны с изображением насекомых).

На карнавале у пчелы веселились еще насекомые. Посчитайте сколько!

4. «1-2-3 - картинку поверни, сколько насекомых на карнавале веселились, подскажи».

(учить согласованию количественных числительных с существительными).

На карнавале веселились две бабочки, пять ос.

На карнавале веселились три кузнечика, пять муравьёв.

На карнавале веселились две гусеницы, пять кузнечиков.

На карнавале веселились три стрекозы, пять шмелей.

На карнавале веселились три мухи, пять бабочек.

5. Игра «Запомни. Повтори»; « Кого не стало?»

(Развивать зрительное внимание и зрительную память; закрепить навык употребления имени существительного в родительном падеже).

На сегодняшнем занятии мы говорили о насекомых. А сейчас, посмотрим, как вы их запомнили. (картинки с изображением насекомых ребёнок называет каждого из представленных, затем поворачивается спиной к иллюстративному материалу и воспроизводит запомнившихся насекомых)

Называй, (перечисляй). А, вы, дети внимательно следите, всех ли насекомых назовет ваш друг.

Кого забыл назвать? Кого не стало?

6. Итог занятия.

Наше занятие было посвящено насекомым.

Что вам больше всего понравилось?

Оценка собственной деятельности.

Словесная характеристика учителем-логопедом деятельности детей.

Занятие окончено.

Используемая литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с ОНР) Книга для логопеда, М. Просвещение 1985г. 112с.
  2. Селехова Л.Г. ознакомление с природой и развития речи. Интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет; Издательство «Мозаика- синтез» 2006г. 160с.
  3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. М: «Мозаика-синтез», 2006г. 80с.
  4. Рубенштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. СПб: «Питер» 2002 720с.
  5. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития детей дошкольного возраста. Учеб. М: «Владос» 2004г. 288с.
  6. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь под редакцией Л.В. Щербы СПб 1987г. 259с.

Щербина Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №4
Населённый пункт: Калининградская обл., г.Балтийск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие монологической речи дошкольников
Дата публикации: 15.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г.Балтийск КОНСУЛЬТАЦИЯ «Развитие монологической речи дошкольников» Воспитатель высшей категории МБДОУ д/с №4 Щербина Ю.В.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения

родному языку:
1.Словарную работу; 2.Формирование грамматического строя речи; 3. Воспитание звуковой культуры речи. Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Монологическая речь
как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, образно.
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи. Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.
Для детей 3 – 4
лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета.
В младшем возрасте особое внимание уделяется развитию навыков разговорной

речи.
К каждому высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что – то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть понятными и конкретными для ребенка. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие станет основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте
большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные, наречия. Появляются первые обобщения, выводы. Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями.
Структура речи еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда). Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного.
У детей старшего дошкольного возраста
развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы. Появляется умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе, еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Пересказ
– это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текс или отдельное слово.
С детьми младшего дошкольного возраста
проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.
Перед воспитателем стоят две задачи:
1.Научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка; 2.Подвести к воспроизведению текста. Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок»). Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно – два слова или целое предложение. После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов(Л.Н.Толстого). Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, проводимая в утренние и вечерние часы.
При обучении пересказу детей среднего возраста
решаются более сложные задачи: детей учат рассказывать не только короткие сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Произведения, рекомендуемые для пересказа в средней группе, отличаются по тематике, содержанию, форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются и произведения, где мораль скрыта. Поэтому, главное в обучении пересказу в средней группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. В средней группе, как и в младшей, большое значение имеет опора на опыт ребенка, что способствует более осмысленному восприятию и запоминанию произведения.
Также широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказе забытого слова. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные фразы.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставятся задачи:
1.Уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Детям предлагаются более сложные произведения. В старшей группе проводится пересказывание сказок о животных, рассказов Л.Толстого, К.Ушинского, С.Баруздина и др.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. Это: 1.Составление описательного рассказа по предметной картине; 2.Составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3.Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4.Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5.Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения

рассказыванию по картине.
Основные
задачи
таковы: 1.Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2. Постепенный переход к занятиям, упражняющим в связной речи – ответы на вопросы и составление небольших рассказов. Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Они включают две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ – образец педагога. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из 2 – 3 слов. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли предметы и действия в соответствии с изображенными на картине. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя. Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, ясной, выразительной. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно загадать загадку, спеть песенку. В младшей группе очень важно использовать различные игровые приемы: «Расскажи кукле», «Что мы расскажем собачке» и др.
Можно выделить следующие характерные особенности непосредственной

образовательной деятельности по картине с детьми младшего возраста:
чередование хоровых и индивидуальных ответов; обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; использование литературных и художественных вставок. Первые картины для детей младшего возраста это картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни. После проведения непосредственной образовательной деятельности картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, начнут высказываться. Воспитатель уточняет высказывания детей, поощряет и поддерживает их.
В средней группе
уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце – педагог показывает образец своего рассказа. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. Следующий этап – самостоятельное рассказывание.
В среднем возрасте можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. Когда дети научились составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.
В старшем дошкольном возрасте
в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся
задачи
, зависящие от содержания картины: 1.Учить детей правильно понимать содержание картины; 2.Воспитывать любовь к природе, уважение к данной профессии; 3.Активизировать и расширять словарный запас. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются требования: точная передача сюжета; самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств.
В старшей группе используются все виды рассказов по картине
: описательный сюжет по предметной или сюжетной картине, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно предлагать рассказ по серии картинок, где требуется не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. В старшей группе можно использовать и серии картинок на юмористические темы.
В старшем дошкольном возрасте дети впервые учатся составлять

повествовательный рассказ.
Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Можно составить и коллективный рассказ по картине. Один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев. Необходимо детям напомнить, чтобы они не повторяли уже рассказанных событий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
В старшей группе также продолжается работа по развитию умения характеризовать

самое существенное в картине.
Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название» и др. Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать пейзаж, состояние погоды и др. Необходимо учить детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. К восприятию пейзажных картин дети подводятся постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы: восход солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т.д. Для лучшего понимания художественного замысла той или иной картины уместно использовать музыку, поэтические произведения.
Помогает понять настроение картины и такой методический прием:
воспитатель спрашивает у детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома, когда пришел врач делать укол и др.
Большое значение имеет рассказ
– образец воспитателя или литературный образец. Широкие возможности предоставляют поэтические произведения о природе М.Пришвина, Г.Скребицкого и др. Постепенно у детей формируется умение правильно чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своем рассказе. При этом заметно развивается образность речи.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКЕ

Одно из самых любимых занятий детей по развитию речи – рассматривание и описание игрушек.
В младшей группе это простые дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Кто это?» и др. Подбор игрушек имеет некоторые особенности: они могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки – цвет, форма, материал. Описание идее по вопросам педагога. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагает послушать рассказ про игрушку. Это рассказ является образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Использование литературных вставок оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.
В средней группе
дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец воспитателя.
Во второй половине года
дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала небольшой план – 2 – 3 вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней. Когда дети достаточно хорощо научатся составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы можно было наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его: «Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?» Используется и рассказ – образец педагога. Он должен давать примеры речевых конструкций – в рассказ необходимо вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.
Занятия по составлению сюжетных рассказов по набору игрушек состоят из 2 – х

частей:
1.Рассматривание игрушек; 2.Составление рассказов.
В старшем дошкольном возрасте занятия разнообразны: описание игрушки,

сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.
Необходимо использовать занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажи о своей любимой игрушке». Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, выбирая самостоятельно игрушку. Можно составлять рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа, сопровождая его действиями игрушек. Особое внимание необходимо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа – форму, в которой передано содержание. После занятия игрушки оставляют для последующих игр и упражнений в составлении различных инсценировок. Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось со слоненком в зоопарке?» и др.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ИЗ ОПЫТА

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи.
Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, труд, праздник.
Рассказы из опыта вводятся в средней группе.
Предлагаются темы о недавно пережитых ярких событиях: «Как мы готовили подарки маме», «Где работает моя мама». И др. Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составление описательного рассказа, так как в нем отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событию, что ему очень трудно. Лучше предложить темы рассказов, в которых четко выделялась бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действия: «Как мы сажали огород» и др. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится во время экскурсии, наблюдения. Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения. Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог начинает и и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его деталями, небольшими описаниями. Важным методическим приемом является направление внимания детей на то, чтобы они вспомнили какие – то события и передали их в рассказе. Установлению последовательности, четкости повествования способствуют и указания воспитателя, которые даются коротко, четко и быстро, чтобы не разрывать повествование. В этом виде рассказывание большое значение имеет рассказ – образец педагога, который должен подчиняться требованиям: 1.Тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; 2.Четкость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка; 3.Язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишен сухости и однообразия. В конце года, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа:воспитатель дает только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец помогает развитию у ребенка умения довести начатое повествование до логического конца.
В старшей группе повышается роль занятий
, на которых составляют рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказа по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала. Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены: «Кто построил этот дом?», «Как шьют одежду». Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами, предлагаются темы для составления описательных рассказов: «Наш участок зимой и летом» и др. Широко распространенным приемом в этих видах рассказывания являются образец воспитателя и его указания., которые могут даваться в виде вопросов. Образец должен помочь детям отобрать случай из их опыта, использовать образные слова и выражения и дать им большой эмоциональный настрой. Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное воздействие. Можно составить красочный альбом с детскими рассказами о празднике и рисунками к этим рассказам.
К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему товарищу. Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у детей дружеские отношения к сверстникам.
ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить. Для того, чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию, владеть большим запасом слов.
Существуют различные варианты творческих рассказов.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет сверстников и придумывали свой вариант. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе
. На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание детей на последовательность передачи содержания в рассказе. Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений: «Зима и лето», «Зимой и летом в лесу». В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия. Таким образом, обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

  • § 4. Средства развития речи
  • Виды занятий по родному языку.
  • В зависимости от применения наглядного материала:
  • 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.
  • 2. Правильная организация занятий.
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • 1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
  • «Придумай рифму».
  • «Запрещенные слова».
  • 1. Каково содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста?
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • В морфологии.
  • В словообразовании.
  • В синтаксисе.
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • 1. Раскройте содержание понятия «формирование грамматического строя речи».
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • 1. Что входит в понятие «звуковая культура речи»?
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
  • Типичная структура занятий по пересказу:
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • 1. Раскройте содержание понятия «связная речь».
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • 1. Какие особенности восприятия литературного произведения характерны для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • 1. Чем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму?
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

    В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

    На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

    На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

    Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

    На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания (СНОСКА: В раскрытии методики обучения описательной и повествовательной речи использованы исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С.Ушаковой).

    В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

    Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

    На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

    В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

    Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

    В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения.

    Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

    Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

    Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

    Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

    «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».

    Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.

    Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т.д.

    В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.

    Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

    Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

    Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».

    Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

    Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

    На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой».

    Детям нравятся такие тексты, они и сами хотят придумать подобный рассказ или сказку. Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками. Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек.

    Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

    Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

    В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

    Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

    В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребенок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

    Аналогичное задание – последовательно описать игрушку, не называя ее, дается в игре «Подарки». Организация занятия: в коробках приносят новые игрушки, это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Предлагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хорошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия будут выполнены, игрушка останется в группе (мотивационная установка). Затем вызывают 3 – 4 детей (по количеству игрушек). Они должны открыть коробки и, не вынимая игрушку, рассмотреть ее и подумать, в какой последовательности построить описание, закончив его оценочным суждением.

    Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно. Полезно использовать схемы описания (о них упоминалось при характеристике приемов обучения рассказыванию).

    Старшие дошкольники составляют рассказ по набору игрушек, которые либо предлагаются им, либо выбираются ребенком самостоятельно.

    Приведем пример рассказывания по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати». Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сценок: «Катя школьница. Она научилась хорошо читать. К ней в гости приходят ее младшие подружки. Вот однажды стук в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля. Таня в синем платье с белым воротничком и манжетами. На ногах белые босоножки. Оля пришла в белых брючках и красной блузке. На ногах белые носочки и черные туфли. Обе подружки нарядные, веселые. Поздоровались и сели за стол. Катя стала им читать сказку про волка и семерых козлят. А потом они рассматривали картинки. Так и время прошло. Пора домой идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие детишки». Далее дети сами проводят драматизации.

    Изменив игровую обстановку, заменив книгу чайным сервизом, для предупреждения механического подражания, детям предлагают рассказать про Катю и ее друзей без образца, используя план: куда ушла мама? Чем занимались дети без мамы? Что она сказала, когда вернулась?

    Подобные драматизации целесообразно проводить вне занятий, а наиболее удавшуюся показать малышам. Такая мотивация вызывает у детей желание справиться с заданием. Следует обсудить коллективно, что лучше показать, дополнить драматизацию новыми сценками, провести репетицию.

    Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность заключается в том, что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов.

    АНО ДО «Планета детства «Лада»

    ДС № 190 «Дюймовочка»

    Конспект открытого интегрированного занятия

    для детей подготовительной группы № 51

    «Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста»

    «Путешествие по сказочному лесу.
    Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».

    Составила:

    воспитатель Коннова О.В.

    г.о. Тольятти, 2011 г.

    Задачи:

    связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

    словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

    звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.

    Материал: игрушки – ёжик, зайчик, белка; картинки – ёжик, зайчик; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт три вы откроите глаза. И так начнём.

    Звучит спокойная классическая музыка.

    Дети открывают глаза.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь их столько много под ногами.

    Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.

    Воспитатель: загадывает загадки

    Что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной

    И стоит среди травы,

    Уши больше головы? Заяц.

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной,

    Иголок очень много,

    А нитки - ни одной. Ёжик.

    Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.

    Где живут ёж и заяц?

    Дети: В лесу.

    Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

    Дети: Боязливый, пугливый…..

    Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

    Дети: Храбрый, отважный…

    Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

    Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

    Дети: Да, похожи.

    Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

    Дети: Да.

    Воспитатель: А что заяц пугливый?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

    Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

    Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

    Воспитатель: А теперь расскажем про ёжика.

    Дети описывают ежа.

    Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, вы должны закрыть глаза и произойдёт чудо.

    Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки наигрушки-ежа и зайца.

    А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

    Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

    Релаксационная пауза.

    Я – кленовый листочек.

    Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.

    Дети открывают глаза.

    Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

    Мы – листочки осенние

    На деревьях висели.

    Дунул ветер - полетели

    И на землю тихо сели.

    Снова ветер пробежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.

    Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.

    Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.

    Во время игры звучит музыка.

    Игра «Шишка».

    Воспитатель: Отгадайте загадку.

    Рыжая, пушистая,

    На сосну взбирается,

    Шишками кидается. Белка.

    Воспитатель показывает детям игрушку белку.

    Кто это?

    Дети отвечают.

    Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка.

    Какие шишки бросала белка?

    Дети: Еловые, сосновые.

    Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.

    Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

    Дети: Шишка.

    Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

    Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.

    Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…..съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?

    Дети: Дрова.

    Воспитатель: Чем можно уколоться?

    Дети: Иглой.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Игла острая, колючая.

    Воспитатель: Про что мы говорим острая?

    Дети: Про иглу, пилу, вилку.

    Воспитатель: Что бывает острый?

    Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

    Воспитатель: Острое?

    Дети: Перо.

    Воспитатель: Острые?

    Дети: Ножницы, иглы.

    Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно.

    Где ты белочка гуляла?

    Дети: Я орешки собирала.

    Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?

    Дети: Я вам белочку привёл.

    Воспитатель: А ежиха в лес пошла…

    Дети: Спелых ягод принесла.

    Воспитатель: Быстро белочка скакала…

    Дети: Все орешки растеряла.

    Воспитатель: В стороне стоял грибок…

    Дети: Ёж его найти не смог.

    Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей группе.

    Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.

    Развитие монологической речи старших дошкольников в игровой деятельности

    Актуальность . Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющей большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации. Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в образовательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения и образованности в целом.
    К старшему дошкольному возрасту происходит усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Монологическая речь – это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь "монолог" как целое».
    Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций.
    Наблюдения и мониторинг речевого развития показывает слабое развитие монологической речи (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).
    На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – именно развитие связной речи. Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Овладение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
    Большое значение в развитии связной монологической речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
    Сегодня представляю свой опыт работы по развитию монологической речи старших дошкольников в дидактических играх.
    В игровой деятельности разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, также дидактическая игра помогает закрепить полученные при обучении в НОД знания. Поэтому для формирования и развития связной монологической речи дошкольников в своей работе включаю дидактические игры во все виды детской деятельности и режимные моменты.
    Дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения и закрепления знаний. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к дидактическим играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной и речевой деятельности.
    Дидактические игры провожу со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. У детей старшего дошкольного возраста, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому использую на данном возрастном этапе в игре элементы соревнования.

    Опыт показывает - наибольший эффект работы по развитию связной монологической речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие диктических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные, в которых представление о структуре высказывания и её особенностях в каждом типе текста, о способах внутритекстовой связи (цепная – основное средство местоимения, паралельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются, лучевая связь – объект называется, а затем каждое качество или признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз.) полученные на занятиях формируются в умения и навыки.
    Специально подобранные (и созданные мною) дидактические игры по развитию речи обеспечивают развитие всех сторон речи ребёнка, в том числе монологическую речь включающую умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
    Например, в игре «Забывчатый покупатель» закрепляется умение составлять рассказ - описание. В ходе игры: детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его, используя цепную внутритекстовую связь (цепная связь, основными средствами которой являются местоимения). Предлагается схема. (- Ребята, в магазин завезли новые товары. Давайте поиграем. Для того чтобы купить товар надо рассказать о нем, не называя его, а перечислить все его признаки как звенья на цепочке.)
    В игре «Как ты догадался?» закрепляется умение составлять рассказ- описание используя параллельную или лучевую связь (паралельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются, лучевая связь – объект называется, а затем каждое качество или признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике). Вариант 1: перед детьми находятся картинки, которые им предлагается назвать. Ведущий спрашивает: «Как ты догадался, что это зонт?» и предлагает описать предмет, называя его признаки, используя предложенные схемы. За каждый правильно названный признак игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
    Вариант 2 : в ходе игры ребёнок описывает предмет с картинки, не показывая её, и предлагает игрокам отгадать что это. За правильно отгаданный предмет игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
    Описание – это словесное изображение какого-либо объекта или явления действительности путём перечесления его признаков. Для описания характерны яркие образные сравнения и обилие художественных определений (эпитетов), выраженных прилагательными и причасными оборотами. Составление описательных текстов, для которых в качестве объектов использую игрушки, предметные или сюжетные картинки, рисунки детей, явления природы, людей, литературных персонажей и животных, помогает формировать и закреплять у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. («Угадай по описанию», «Придумай загадку», «Угадай сказочного героя», «Что вы видите вокруг?», «Догадайся кто мой друг», «Как ты догался?»).
    В дидактической игре «Закончи сказку» развивается умение строить повествовательный рассказ, продолжая начатую сюжетную линию. Воспитатель вносит рисунок ёжика в звёздоку: «Посмотрите, какого ежа нарисовали дети соседней группы. И даже сочинили про него сказку…ой, здесь только начало сказки (читает). Интересно, что же было потом. А давайте мы сочиним продолжение сказки и запишем его».
    В дидактической игре «Картинки растерялись» («Закончи сказку», «Составь рассказ по картинке (по серии картинок)», «Придумай сказку (об игрушках или по набору игрушек), «Расскажи, как отдыхал (играл с младшим братом, ходил в парк, музей или театр, мастерил кормушку с папой и т.д.)») развивается умение строить повествовательное высказывание – рассказ о событиях, развёртывающихся во времени и логической последовательности. Формируется и закрепляется представление о структуре повествования (начало-завязка, середина-кульминация, конец-развязка) и последовательности изложения событий. Воспитатель вносит конверт и высыпая из конверта серию картинок говорит: «Ой, все картинки растерялись, перепутались. Помогите их разложить по порядку. Получился рассказ в картинках. Давайте составим интересный рассказ: расскажите, что было в начале, что было, потом и как все закончилось. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделённый на три части – зелёную (начало), красную (середина) и синюю (конец).
    В дидактической игре «Почемучка» («Как появился цветок (появилась птица, бабочка)?») развивается умение строить высказывание-рассуждение, то есть текст, включающий причинно - следственные конструкции, вопросы, оценку. Вариант 1: воспитатель рассказывает детям (1-4 игрока), последовательно показывая и раскладывая сюжетные картинки, как развиваются стрекозы, пчёлы, комары и кузнечики. Затем ребёнок сам выкладывает цепочку сюжетных картинок и составляет связный рассказ по выбранной теме. При затруднении воспитатель помогает дополнительными вопросами.
    Вариант 2: воспитатель вносит коробку с игрой и говорит: «Интересно как появляются насекомые? Одинаково они развиваются или нет?» Каждому ребёнку выдаются перемешанные сюжетные картинки по одной теме. По сигналу ведущего дети раскладывают картинки в правильной последовательности – кто вперёд. После этого каждый игрок составляет рассказ по получившейся цепочке картинок. Побеждает тот, кто правильно и быстро выложит цепочку картинок и лучше составил связный рассказ по своей теме.
    Этот вид монологического высказывания очень сложно даётся детям. Если дети начинают его использовать в самостоятельной игре – это большое достижение.
    Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключался в том, что обучая детей, мы сохраняли вместе с тем игру как деятельность, отмечая удачные решения, находки ребят, поддерживая шуткой, подбадривая застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей мы создаём предметно-развивающую среду. Самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность возникает потому, что ребёнок получает удовольствие от самого процесса игры. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Можно сказать, что самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль и требования взрослого человека.
    Педагогическая технология руководства дидактической игрой старшего дошкольника:
    1. Педагог определяет:
    дидактическую задачу;
    игровые действия;
    правила игры;
    ожидаемый результат.
    2. Готовит дидактический материал, если он необходим.
    3. Руководит игрой. Приёмы руководства могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает участие взрослого в игре, речевой образец, указание, косвенное – ненавязчивое в форме совета, напоминания, подбадривания, подсказки. Все приёмы используются комплексно в зависимости от задач, игровых действий и правил игры, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
    4. Если есть затруднения в работе по составлению связных монологических рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда, и не часто, а очень часто.
    5. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
    6. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
    Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

    Список используемой литературы
    1. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2004. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
    2. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В.,Пыркова С.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. (Приложение к журналу Управление ДОУ»). (7)
    3. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: - Вентана-Граф, 2010. – 272с.
    4. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136с.

    Просмотров