Классный час «Дети войны. Классный час Дети войны классный час (3 класс) на тему Огромная не детская беда

Классный час в 3-4 классе «Жестокая правда войны»

Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся.
Задачи:
- воспитание у школьников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого.
- закрепление и увеличение объема исторических знаний.
- воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа

Оборудование: плакаты, посвящённые великой Победе, компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, видеофрагмент документальных кадров времен Великой Отечественной войны,

Литература:
И.Х. Баграмян. Слово о генерале Карбышеве. Венок Славы т.8 – Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в 12томах с.551-559 / Москва, «Современник» 1989г /

Письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги. Венок Славы т.8 – Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в 12томах с.367-368 / Москва, «Современник» 1989г /

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, мы поговорим сегодня о жизни людей нашей страны в разные периоды истории.
Расскажите, чему радуетесь вы в своей жизни и чему огорчаетесь.
(ответы детей)
Когда ваши родители были детьми, их радости и печали были похожи на ваши. Не всегда спокойно жили люди нашей страны. Сегодня мы мысленно вернёмся в прошлое нашей страны, в грозные годы 1941-1945гг.
Как жилось нашему народу?
Учитель: Прошла война
Прошла беда
Но боль взывает к людям
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.

(видеофрагмент начала войны)
Так война вошла в жизнь советских людей.

И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким и беспощадным врагом. С заводов и фабрик, с колхозных полей уходили мужчины на фронт.

(аудиозапись песни « Священная война» слова В. Лебедев-Кумач музыка А. Александрова)
Учитель: Война затянулась на долгие 4 года. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.
В Белорусской деревеньке Хатынь фашисты согнали и закрыли в сарае стариков, женщин и детей. Их сожгли заживо. А тех, кто пытался выбежать, расстреливали из автоматов.
В организованных лагерях для заключённых, фашисты проводили опыты над людьми, заражая их новыми болезнями, беспомощных и обессиленных отправляли в крематорий (помещение, где пленных травили газом и потом сжигали)
Много подвигов было совершено советскими людьми в эти годы. Я хочу, чтобы вы больше знали о великих сынах нашей родины.

Рассказ учителя о генерале Карбышеве (Венок славы т.8):
Дмитрий Михайлович Карбышев - генерал-лейтенант инженерных войск в начале войны был направлен из Москвы для проверки укрепительных сооружений. Оказался в районе боевых действий, попал под бомбёжку, был ранен, засыпан землёй и в бессознательном состоянии оказался в немецком плену. Немецкие врачи привели его в чувства спустя сутки.
В Москве о Карбышеве было ничего неизвестно. В его личном деле появилась запись «Пропал без вести». А он до фераля 1945 года находился р разных концлагерях. Фашистское командование пыталось привлечь Карбышева к сотрудничеству на благо Германии. Не получив согласия, генерал был отправлен на каторжные работы в каменоломни, а ему было больше 60 лет.
По концлагерям разносилась молва о несгибаемом генерале. Из уст в уста пленные передавали его правила поведения в плену:
1.В любых условиях соблюдать организованность, сплоченность, товарищескую взаимопомощь, всеми силами помогать раненым и больным.
2.Высоко держать честь воина Красной Армии, быть верным воинской присяге.
3.Вести борьбу с фашистами и их пособниками-изменниками Родины, при первой возможности уничтожать их.
4.Создавать группы для диверсий и саботажа (действий, которые наносят вред)
5. смело совершать побеги и помогать в этом товарищам.
……………………………………………………….
8.Неизменно поддерживать в товарищах веру в конечную и полную победу Родины над врагом, которая принесет избавление от плена.
Эти заповеди были известны большинству военнопленных.
В 1945 г., когда Советские войска были в 70 км от концлагеря Маутхаузен,17 февраля фашисты уготовили мучительную смерть для группы заключенных, в которой находился и Д.М. Карбышев.
Людей раздели догола и вывели на улицу на 12-градусный мороз. Дул резкий ветер. Военнопленные простояли на морозе несколько часов. Тех, кто остался живой. Загнали в баню под горячий душ, а затем снова на мороз. Теперь их поливали холодной водой из шлангов. Струи воды сбивали людей с ног. Очевидец рассказывал, что один из этих людей, седовласый человек стоял прислонившись к стене.Он превращался в обледеневший памятник воинской стойкости.
Один из немногих, кто выжил после этой пытки, оказался старший офицер канадской армии Седдон де Сент-Клер. В 1946г он находился на лечении в лондонском госпитале. Он потребовал у администрации госпиталя вызвать представителя посольства СССР.В присутствии священника сообщил прибывшему подполковнику Сорокопуду следующее:

читает ученик
«Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим долгом рассказать, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполняю долг обыкновенного человека. Мне осталось жить совсем недолго и меня волнует мысль, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала, благодарная память о котором должна жить среди людей»
Далее он изложил те факты о гибели Карбышева и его товарищей, о которых вам рассказали и закончил.
«Старый генерал, как всегда, был спокоен, его только бил сильный озноб, как и каждого из нас. Он что-то говорил окружающим его русским. Они внимательно слушали его. В его фразах я уловил несколько раз повторяющиеся и понятные мне слова «Советский Союз». Затем,посмотрев в нашу сторону он сказал нам по-французски: «Бодрее товарищи. Думайте о своей родине, и мужество не покинет вас»
Я вспоминаю о генерале Карбышеве, как о самом честном солдате и мужественном человеке, которого я встречал в своей жизни.»

Учитель: 16 августа 1946г Указом Президиума Верховного Совета СССР Д.М. Карбышеву посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

А вот другая история военной жизни.
Фашисты угоняли в плен людей, использовали их на тяжелых работах, в качестве слуг.
После освобождения белорусского города Лиозно в 1944г при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта N... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей!

Читает ученица(Венок славы т.8)
Март, 12, Лиозно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.

Учитель: трудно найти в нашей стране дом, куда не пришло горе. Кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга.
Хочу, чтобы вы знали и героев-наших земляков.

Рассказ о лётчике В. Талалихине
Талалихин Виктор Васильевич, герой Советского Союза (1918-1941гг.)
Родился в с. Тепловка Вольского района Саратовской области
Учился в ФЗО и работал в Москве. Окончил школу лётчиков. 7 августа 1941г. совершил ночной таран. После уничтожил 5 самолётов противника. Погиб в воздушном бою 27 октября 1941г в возрасте 23 лет.

Учитель: дети не остались в стороне в эти грозные годы. Они собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, работали на колхозных полях и в цехах заводов вместо взрослых. Много детей сражались с врагом, кто на фронте, кто в партизанских отрядах. Мы читали с вами рассказы о пионерах-героях. Кого из них вы запомнили?
(ответы детей)

Девочка:
Я родилась после войны
Я выросла под иным небом
Каким живу духовным хлебом?
Чем дорожу я в эти дни?

Учитель:
Чем же отличается ваша жизнь от жизни детей военных лет? (ответы детей)
Да мы не слышим взрывов бомб, не стоим в очередях за хлебом, не знаем что такое похоронки.

Миллионы людей ковали победу над врагом на фронте и в тылу.
Во многих семьях хранятся фронтовые письма. Которые присылали отцы и братья. Они писали, что вернуться домой с победой.
Послушайте некоторые из них. (Дети читают письма - треугольники)
****
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые.
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу
Буду немцев без жалости бить
Чтобы вам ничего не грозило
Чтоб могли вы учиться и жить!
Ваш брат.
****
Здравствуй, дорогой Максим,
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой
Будем мы фашистов гнать!
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец.
До свиданья, твой отец

Учитель: и вот он наступил - долгожданный День Победы. Этого дня люди ждали 1448 дней и ночей. На улицах в этот день люди пели, танцевали, незнакомые обнимали друг друга, поздравляли с победой. Многие плакали.

(аудиозапись песни День Победы слова В.Харитонов музыка Д.Тухманов)
Учитель: 70 лет как закончилась война. Это целая жизнь. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память погибших, кланяется живым. С каждым годом число ветеранов войны становиться меньше. Но мы не должны забыть великий подвиг советских солдат.
Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле.

Дети:
1. Ради счастья и жизни на свете
Ради воинов павших тогда
Да не будет войны на планете

Вместе: Никогда! Никогда! Никогда!

2.Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Вместе: Пусть!

3.Пусть мирные звёзды сияют над небом!

Вместе: Пусть!

4.Пусть дышится глубже, спокойней, полней!

Вместе: Пусть! Пусть! Пусть!

Завершаем классный. час песней «Пусть всегда будет солнце» слова Л. Ошанин музыка А.Островский

Цель: Показать героизм детей в годы ВОВ.

Задачи:

    Приблизить историю грозных лет войны.

    Установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности.

    Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников.

    Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

Место проведения: Кабинет, музыкальный кабинет, актовый зал.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход мероприятия: Вступительное слово учителя:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как, правда, нам нужна.
Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна.

Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней.
В этом году мы отмечаем один из самых главных праздников в истории нашей страны, годовщину –
70 лет со Дня Победы . Просмотр видео «Самый лучший ролик о ВОВ. 6мин.

Мало их осталось, ветеранов Великой Отечественной… С каждым годом их будет все меньше и меньше. Как же не забыть эту страшную страницу истории? Остались те, кто в годы Великой Отечественной войны были детьми. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная взрослым взглядом.
Мальчишки и девчонки сороковых… Они испытали ужасы варварской бомбардировки, голод и холод, беду и лишения. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло…

Чтение стихотворения учеником: Н. Трегубов. «Нам детство трудное досталось»

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты-

Богатый выбор.

Смерть - вольна.

Немало сверстников взяла ты,

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне,

Не ставились над ними обелиски,

не потому ли больно мне вдвойне?

Ученик читает стихи: Лев Киселёв. «Мы быстро подрастали.
Мы быстро подрастали, как грибы,
Но только под свинцовыми дождями.
Усталые отцовские ряды
Все чаще пополнялись сыновьями.
Война шла очень долго, без конца-
Три года с гаком, по народным меркам,
И за станком ушедшего отца
Стояли мы, подростки-недомерки.
Нам не хватило, может быть, трех дней,
Чтоб быть в строю ударных батальонов,
Чтоб заменить оплаканных парней,
Ушедших в бой с подножек эшелонов.

Сегодня мы поговорим с вами о ГЕРОИЗМЕ ДЕТЕЙ В ВОВ, о подвигах на полях сражений, в тылу врага, в нашем тылу, когда дети наравне с взрослыми стояли у станков, работали в поле, шили обмундирование, тёплые вещи, рыли окопы, оставались за старших, выживали в концлагерях, просто жили в нечеловеческих условиях и сохранили страшные воспоминания, чтобы люди помнили и никогда не повторилась война.

ПЛАН РАССКАЗА И БЕСЕДЫ С РЕБЯТАМИ (План отражён в презентации):

    Дети в тылу. Вместо отцов.

    Пионеры - ГЕРОИ. ( Ученики рассказывают о пионерах героев ). Из книги С. Алексеевич Воспоминания «В отряд меня несли на руках. Володя Ампилогов 10 лет.

    Дети блокады. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Собака – миленькая прости. Галина Фирсова 10 лет.

    Дети в тылу врага. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «А смотрел ли на это Бог? И что он думал…» Юра Карпович 8 лет. «Собрал в корзинку…» Леонид Сиваков 6 лет.

    Дети в концлагерях. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Она открыла окно и отдала листочки ветру». Зоя Мажарова 12 лет.

    Книги о войне.

    Презентация книги С. Алексеевич « Последние свидетели».

    Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам

В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев.

Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья.

Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью .

Слово учителя: Дети блокады.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла…

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Сегодня я хочу познакомить вас с произведением С. Алексеевич «Последние свидетели» . (для знакомства с рассказами предлагаю зачитывать кратко воспоминания в ходе классного часа (по плану), в которых остро отражена вся идея книги).

Последние свидетели" - это подвиг детской памяти.

Впервые эта небольшая книга была напечатана в 1980-е годы и произвела очень сильное впечатление. Белорусская писательница Светлана Алексиевич собрала воспоминания множества людей, жителей сел и городов, которым в начале войны было от трёх до 12 лет. 100 из них вошло в книгу. В ней нет как такового сюжета, а главные герои - не вымышленные, а реальные люди, поэтому их свидетельства об эпохе так искренни и правдивы: каждый вспоминает то, что невозможно забыть.

Эти свидетельства - лучший учебник истории.

Здесь вы найдёте жестокие, леденящие душу воспоминания о том, как малышей расстреливали и жгли, как у них забирали кровь для раненых немецких солдат, как пытали наравне с взрослыми, как морили голодом и разлучали с родными... Да, это непростое чтение, но если не выслушивать "последних свидетелей", история может повториться вновь. Именно поэтому читать Светлану Алексеевич обязательно надо.

100 недетских историй – говорится в аннотации этой книги. Сама Светлана Алексиевич отмечала, что жанр произведения – голоса. Общаясь с людьми, бывшими во время войны детьми, она собирала материал для книги таким, какой он был, сохраняя стиль повествования первоисточника. Война предстаёт перед нами совсем в неожиданном виде. Она ещё ужаснее и ещё более кошмарна, когда видишь её глазами детей. Читаешь простые, знакомые слова и …плачешь. Дети войны, дети, лишённые детства, видевшие лик смерти так близко, повидавшие все ужасы войны наравне и даже больше, чем взрослые…

Умейте радоваться жизни . Как скоротечна человеческая жизнь, как мимолётна и оттого особенно ценна…

Какие мы, современные люди, счастливые и …глупые: огорчаемся из-за сокращения отпуска (или каникул), из-за испорченного дождём денька, что сапоги новые не купили. А они, те дети, дети войны – они и этого не видели! Просто не имели возможности. Их жизнь оборвалась, не успев начаться. Их детство потеряно в военной хронике, в перемётной суме разведчика вырезанной фашистами части. Их любовь, радость, счастье – оно на кончике дымящейся папиросы начальника концлагеря для советских детей… Маленькие дети, юные девушки и парни – их мучили, над ними издевались…
Жизнь так хрупка… И это бесценное они принесли в жертву во имя нашей жизни. Свободной и счастливой.
Нам никогда не понять ужасов войны. А их никогда не вернуть. Не сделать прежними…
Что мы можем сделать? Что мы можем им ответить?
«Тебе жизнь свою подарили. Вот и живи вместо…»
Живи и – не допусти новой войны!

Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам.
Мы перевернули последнюю страницу нашего классного часа, заглянув в трудное военное лихолетье. Безвинных страдальцев тех горьких лет война лишила детства, заставив слишком рано познать страх смерти, боль тяжелых утрат и лишения.
-
Скажите, пожалуйста, какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления? (Ученики высказываются).
- О чем помогает задуматься наш классный час?
-
Не кажется ли жестокостью по отношению к вам, детям, то, что сегодня затрагивали очень страшные факты, смотрели фотографии.

- Нужна ли нам эта правда ? А нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: " Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла".
- Нужно ли писать о войне?
-
Почему книга С. Алексеевич так называется «Последние свидетели»?
- А какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? Чем они вам запомнились?
Слово учителя. Далеко в прошлом, к счастью, остались те страшные дни, но мы всегда будем помнить о том подвиге, который совершили наши прадеды во имя жизни на земле. А сегодня мы увидели Великую Отечественную войну ещё с одной стороны, наверное, с самой страшной, бесчеловечной – глазами детей, для которых «стала детским садом война».
Пройдут годы. Новые поколения мальчишек и девчонок будут встречать рассветы, любоваться зеленью деревьев, радоваться жизни, ждать красивых праздников, дарить людям счастье…
Подведение итогов урока.

Всё меньше людей остаётся, которые пережили войну. Наш долг – хранить память о них, перенимать их опыт. О книге С. Алексиевич можно сказать словами писателя В. Астафьева:

« Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую правду, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней ». Нынче место не злобе, не фразам, Ради счастья и жизни на свете,
Что нацелились в наши сердца. Ради воинов, павших тогда,
Люди верят в хорошее. В разум. Да не будет войны на планете

А не в злое лукавство свинца. Никогда! Никогда! Никогда!

МБОУ «Майкорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Классный час по теме «Дети войны»

(3 класс)

Учитель: Шатрова Ольга Сергеевна

«Дети войны»

Цель: Воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества; уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.

Задачи:

· Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

· Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

· Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;

· воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 3-4 классов коррекционной школы VIII вида.

Общие методические указания: проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее дается задание отдельной группе учащихся: заучивание стихотворений наизусть, разучивание песни.

Место проведения: класс.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Материалы:

фонограммы «От Советского ИнформБюро», отрывок мультфильма «Воспоминание», фонограмма «Пусть всегда будет солнце», презентация «Дети войны», аудиозапись дневника Т.Савичевой

Ход занятия:
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро» (слайд №2)

Девочка.

Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

Мальчик.

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война

Учитель:

Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.

Ответьте, что такое в вашем понимании «война»

(дети отвечают, затем читают по листочкам слова и прикрепляют на доску)

Война- это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха. Всё это наравне со взрослыми пережили и дети.

Сегодня наш классный час я хотела бы посвятить детям, пережившим страшное военное время, детям войны.
(Фоном звучит спокойная музыка, учитель продолжает свой рассказ.)
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли - ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

- Вдумайтесь в эти цифры:
- Каждый день теряли9168детей,
- Каждый час -382ребенка,
- Каждую минуту -6детей,
- Каждые 10 секунд -погибал 1ребенок (слайд №3)

А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны...Как же выжили вы?
Дети войны...Устоять как смогли?

- Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои…?
- Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
- В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!

Дети на войне

Вместе со взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.

Давайте попробуем поставить себя на их место. Хватило бы у нас силы духа и мужества испытать то, что вынесли они.

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Вот лишь несколько имён Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков. Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков.
(На экране портреты пионеров героев дети выступают с докладами)
- Леня Голиков!
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
- Зина Портнова!

Она расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки

- Марат Казей !

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".В мае 1944г погиб в бою с фашистами в Белоруссии. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

В каждом селе, в каждом городе есть «Дети войны» (дети показывают сценку)

У костра ребята. Они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 1. Что теперь будем делать? Как жить?

Ученик 2. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил - пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

Ученик 3. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!

Ученик 2. Так уж сразу и полка!

Ученик 3. Ну, может быть, и не полка, но многих врагов уничтожу.

Ученик 4. А я буду сержантом, как мой отец.

Ученик 2 . А на каком он фронте?

Ученик 4. Погиб под Смоленском.

О труде школьников

- С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. (слайд №)

Об испытаниях в концлагерях

- На оккупированной территории фашисты создавали концлагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин и детей.

18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети. Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших:

« Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб - это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами»

Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения. Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. (слайд №)

Дети в оккупации

Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

(просмотр отрывка из мультфильма «Воспоминание»)

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
- Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
- Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

О блокаде Ленинграда

Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - это окружение города со всех сторон (термин на доске)

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы и многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Блокада и дети. Это самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу - ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой - смерть. (слайд № прослушивание аудиозаписи дневника Тани Савичевой)

О Дне Победы.

И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Это случилось 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье -

Ты послушай святую минуту молчанья.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания) (слайд с метрономом)

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы

На челках детских седые волосы…

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

Итог

- До войны это были обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых!
- Прошла война, прошла страда.

Пусть память верную о ней,
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
- Возле Санкт- Петербурга (бывшего Ленинграда) стоит памятник «Цветок жизни», в память о детях блокадного города, перенёсших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце»

(дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

Разработка воспитательного часа

Разработчик:

Г.А. Пересыпкина,

классный руководитель гр. №10

по профессии «Автомеханик»

г. Краснокаменск

2017г.

Цель воспитательного часа:

- патриотическое воспитание обучающихся.

Задачи:

- воспитывать обучающегося – патриота, с уважением относящегося к героическому прошлому страны, к старшему поколению;

Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

Формировать активную жизненную позицию.

Технологическая карта воспитательного часа

Этап

Деятельность кл.рук.

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

Орг. момент.

Звучит песня «Дороги»

Приветствие обучающихся, гостей. Цель ВЧ.

Готовность к воспитательному часу.

ОК2.

Вступительное слово классного руководителя. 9 мая -72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

Презентация. Слайды 1-3.

Смотрят, слушают.

ОК2.

Беседа.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы,

рассказывают

ОК1, ОК2, ОК6.

Информационно-иллюстративное сообщение «Т-34»- памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны».

Обучающийся группы №10 Вторушин И.

Устное сообщение

Слайды 4-7

ОК1-ОК6

Выступление Чистяковой Т.Г., представителя Совета ветеранов города.

Рассказ

Слушают, задают вопросы

ОК1-ОК6

Выступление Пузыревой Л.И., представителя общественной организации «Дети войны»

Рассказ

Слушают, задают вопросы

ОК1-ОК6

Видеофильм «Поездка ветеранов Великой Отечественной войны в КНР».

Приложение 3

Просмотр видеофильма

Просмотр видеофильма

ОК1-ОК3;

Показ и комментарий гостей к предоставленному наглядному материалу.

Приложение 1

Просмотр документов, наград, фотоальбомов, газет, писем с фронта

ОК6

Рефлексия

Выражают благодарность гостям. Высказываются о том, что забывать прошлое нельзя. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

ОК1, ОК3, ОК6

Прогнозируемый результат

После воспитательного часа продолжат поисковую работу по истории

«Т-34-памятника воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» и примут участие в шествии, посвященном 72 годовщине Победы вВеликой Отечественной войне.

ОК1, ОК2, ОК3, ОК6

Фото на память. Приложение 2.

Конспект воспитательного часа

1. Орг. момент.

Звучит песня «Дороги»

2 Вступительное слово:

Эпиграфом воспитательного часа являются строчки О. Берггольц: «Никто не забыт, и ничто не забыто». В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

9 мая 2017 года мы будем отмечать 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это праздник со слезами на глазах, потому что, наверное, каждая семья имеет отношение к трагедии 1941-1945 годов: ветераны войны, труженики тыла, «дети войны». К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь. Об их подвиге мы будем помнить всегда. Никто не забыт, ничто не забыто.

Долг памяти можно отдать по-разному: торжественные митинги, панихиды в храмах, минута молчания, шествия, подарки ветеранам - все это крупицы нашего долга, который мы все обязаны отдавать поколению, пережившему войну. Мы решили вспомнить войну по-своему, проведя воспитательный час «9 мая – 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне».

Сегодня к нам пришли гости: представитель Совета ветеранов города Тамара Георгиевна Чистякова и представитель общественной организации города «Дети войны» - Людмила Илларионовна Пузырева.

3. Беседа :

Ребята, какие исторические места в нашем городе вы знаете?

Что вы знаете о памятнике «Т-34»?

Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, «дети войны»? Расскажите о них.

4. Информационно-иллюстративное сообщение «Памятник «Т-34»- памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Обучающийся группы №10 Вторушин И.

Мемориал воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, был возведен возле спортивного комплекса «Аргунь» в 1980 году в честь 35-летия Победы над фашизмом. На постамент установлен легендарный танк Т-34.

История боевой машины началась с принятия ее на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мирового танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.

Поэтому логично и правильно, что эта прославленная боевая машина была установлена в память о наших погибших земляках.

Средства на установку памятника были заработаны комсомольцами Краснокаменска на субботниках под руководством секретаря ГК ВЛКСМ Н. К. Соловьева. В 1995 году мемориал был реконструирован по проекту архитектора А.М. Загвозкина и скульптора В.Г. Петрова. Доблесть и слава русских воинов запечатлены в этой композиции с помощью символов. Арки, сооруженные вокруг танка, – символы победы. На переднем плане два скрещенных меча – символ защиты и славы русского оружия. За арками просматриваются два барельефа. На одном из них изображен святой Георгий Победоносец - небесный покровитель воинов. На втором барельефе видны очертания православного храма, который является символом вечности, нерушимости государства российского, народа, сильного любовью к своей Родине. У подножия танка – изображения Вечного огня, символизирующего вечную память жертвам и героям Великой Отечественной войны. Ежегодно, 9 мая, у памятника собираются ветераны войны, труженики тыла, «дети войны», горожане и отдают дань уважения погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

5. Выступление Чистяковой Т.Г., представителя Совета ветеранов города (рассказ о Совете ветеранов города, о ветеранах города Краснокаменск, о личном участии в поездке ветеранов города Краснокаменск в КНР в 2011 году) (Приложение).

6. Выступление Пузыревой Л.И., представителя общественной организации «Дети войны» (рассказ о деятельности общественной организации «Дети войны).

7. Видеофильм «Поездка ветеранов Великой Отечественной войны в КНР», 2011г.

(Приложение 3).

8. Показ и комментарий гостей к предоставленному наглядному материалу (Приложение 1).

9. Рефлексия.

Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

10. Прогнозируемый результат :

После воспитательного часа продолжат поисковую работу по истории «Т-34-памятника воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» и примут участие в шествии, посвященном 72 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

11. Фото на память Приложение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Краснокаменск, 2017 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краснокаменский горно-промышленный техникум» 9 мая 2017 года - 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне Никто не забыт, и ничто не забыто Разработал: Пересыпкина Г.А., к лассный руководитель гр.№10

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт, и ничто не забыто.

В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе

Танк Т-34-памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник был возведен возле спортивного комплекса «Аргунь» в 1980 году в честь 35-летия Победы над фашизмом. На постамент установлен легендарный танк Т-34.

Средства на установку памятника были заработаны комсомольцами Краснокаменска на субботниках под руководством секретаря ГК ВЛКСМ Н. К. Соловьева. В 1995 году мемориал был реконструирован по проекту архитектора А.М. Загвозкина и скульптора В.Г. Петрова. Доблесть и слава русских воинов запечатлены в этой композиции с помощью символов.

Спасибо за Победу!

Предварительный просмотр:

Приложение 1

авторы: Юлия Викторовна Воропаева , учитель математики , Елена Евгениевна Билан , учитель русского языка, литературы

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данное внеурочное мероприятие формирует у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения учащихся среднего звена, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества.
Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: презентация слайдов, аудиозаписи, видеозаписи, фотографии детей военных лет, фронтовые письма, иллюстрации памятников «Дети войны», наглядный материал.
Воспитательное мероприятие представлено в форме классного часа, которое включает в себя чтение стихотворений, рассказы учащихся об историческом прошлом своих родных, исполнение песен.

Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
  • Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  • Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.
  • Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.

Развивающие:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.
  • Побудить учащихся к нравственным поступкам.
  • Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • презентация в программе «PowerPoint»;
  • фотографии детей военных лет;
  • фронтовые письма;
  • аудиозапись Юрия Левитана « Объявление о начале войны »;
  • аудиозапись Булата ОкуджавыПесня «До свидания, мальчики»
  • аудиозапись Матусовского Михаила Песня «Песня о солдате»
  • аудиозапись Аксенова Василия и Синявского Петра Песня «Ах эти тучи в голубом…»
  • видеозапись Плотниковой Елены «О той весне»

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Учитель объявляет тему классного часа (Слайд 1)

На доске эпиграф:

«В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной»

Ученик

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.

II. Вводная часть

Учитель (Слайд 3): Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Ученик

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить.
Почему нашим людям в нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Ученик (Слайд 4):

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Учитель:

Тысяча четыреста восемнадцать дней – война,
А за ней
Тысяча тысяч ненайденных звезд,
Несбывшихся жизней.
Война –
Это жизни безумный оборот,
Время, текущее назад, а не вперед.
Война – это разлука,
Война – это злейший враг человека.

III. Основная часть

Ученик (Слайд 5):

Какими они были, солдаты 1941 года?
Грянул 41 год, ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,
А им бы еще петь, любить и быть любимыми.
Но судьба распорядилась иначе.

Ученик:

Мальчики, еще не герои…
Еще вас не знает страна.
Но близится двадцать второе…
Стоит на пороге война.
Какими вы юными были,
Красивыми были – когда
Часы еще те не пробили,
Но рядом стояла беда! ...

Звучит песня «До свидания, мальчики» Слайд 6

Ученик:

Последнее мирное лето.
На улицах песня гремит.
И как все нарядно одеты:
От белого солнца слепит!
Еще ваши голуби реют,
Садятся на старый сарай,
И мама на кухне вам греет
На примусе утренний чай.

Ученик:

Вы эту минуту продлите –
Как будто беда далека.
Спешите, пока не убиты
Допеть, до любить, дописать,
Из бронзы потом, из гранита –
Ни слова уже не сказать.

Учитель (Слайд 7): Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Ученик:

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.

Ученик:

А мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив, дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была беда и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ученик (Слайд 8):

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей от смерти сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Просмотр видеозаписи. Песня «О той весне» Слайд 9

Учитель: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Ученик (Слайд 10): Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.

Ученик:

Мальчик. Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.

Письма с фронта. (Звучит фоновая музыка «Бухенвальдский набат») Слайд 11

Ученик:

«Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня, тетя Поля и дядя Вася, Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую.

Нет наших … почти все на фронте. Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир. Мама, если меня не будет, то живите без меня …»

Ученик:

«Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время. От вас не получил ни одного письма.

В Сталинграде у отца я был уже 3 раза. Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем. Вот разобьем немцев, приеду, и обо всем расскажу, как дрались и т.д.

Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем»

Пишите. Целую, ваш Алеша.

Посылаю письмо из Сталинграда, куда приехал в 4ый раз».

Ученик:

«Дорогой, добрый, папенька! Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы когда допытывали о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы, не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, пошлёт вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».

Ученик:

Мы слез тогда уж не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – Родина за нами
И что такое наш народ.

Ученик: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ученик:

Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда
Далекое теперь.
Года немыслимых атак
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял рейхстаг…
И очень близко смерть…

Звучит песня «Песня о солдате». Слайд 12

Рассказы наших одноклассников о прадедушке . Слайд 13

Спасибо прадеду за победу

(рассказ о прадедушке Завьялова Тимура)

В моей семье много ветеранов: и труда, и Великой Отечественной войны. Я расскажу о своем прадедушке. Это Алдошин Михаил Ефимович. Своего прадеда я никогда не видел, он умер за три года до моего рождения. Но я о нем много знаю и очень им горжусь.

Девятнадцатилетним парнишкой его, 18 апреля 1941 года Выборгским военкоматом города Ленинграда, призвали в армию. А уже в июле месяце он воевал на Белорусском фронте, вместе с такими же ребятами, как и он. Мой прадед был сержантом 766 стрелкового полка, командиром 120 миллиметрового минометного орудия. Однажды, лютой зимой 1942 года, их часть попала в окружение, многие лошади, тягловая сила орудий, были ранены или убиты. Солдаты сами тащили орудия, костры нельзя было разжигать из-за маскировки. Воины мерзли, голодали, но никто не дезертировал, не сдавался в плен, они сражались за Родину. Ведь слово Родина было для них не просто красивым словом. Они прорвались благодаря своему мужеству и любви к своему народу. Прадедушка был много раз ранен, последнее серьезное ранение он получил при взятии Кенигсберга, награжден орденами и медалями. На фронте стал коммунистом.

Несмотря на суровые испытания, мой прадед остался добрым и заботливым человеком. Он никогда не кричал на своих детей и внуков, уделял им большое внимание. И семья, и соседи, и знакомые, с большой теплотой и любовью вспоминаю его. Его имя занесено в «Книгу памяти Украины». Мой прадед для меня – пример.

Рассказ о прадедушке Зубкова Владислава. Слайд 14

Летний день 22 июня 1941 года застал моего прадедушку Сашу на занятиях в Одесском университете. А моя прабабушка Тоня в это время училась в Сталинском медицинском институте.

Прадедушка добровольно записался в армию и его направили на трехмесячные курсы лейтенантов в Краснодаре. По окончании училища его послали на фронт командиром минометной роты. Вскоре это училище было атаковано и разбито вражеской авиацией. Прадедушка воевал под Сталинградом, Курском, на Украине, в Польше и закончил войну в Германии. Он вернулся на Донбасс вначале 1946 года.

Прабабушка не успела эвакуироваться вместе с институтом, так как многие студенты были посланы рыть окопы.

До 8 сентября 1943 года она вместе с сестрой и мамой находилась в оккупации на Донбассе, пережила страшный голод и холод, скрывалась от фашистов.

Для моих прадедушки и прабабушки победа в этой страшной войне стала самым главным праздником в жизни.

Учитель (Слайд 15): 18 июля 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.

После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…

Ученик (Слайд 16): Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Ученик: 10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли.

Ученик:

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Ученик:

Память, стой, замри – это надо!
То из жизни моей, не из книжки!
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку…
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые!
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя, мальчишка-подросток.

Учитель: Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.

Ученик:

Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю не встанут. Я все понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Учитель (Слайд 17): Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученик:

Девчонка руку протянула
И головой упала на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил,
Что снова занятья после похорон.

Ученик:

Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.

Стихотворение «Мальчишка – партизан»

Читают ученики.

Если верить буквам этим,
Если верить цифрам этим,
То погиб он в сорок третьем,
То погиб он в сорок третьем.

Как не верить цифрам этим?
Как не верить буквам этим?
Был он схвачен на рассвете
в сорок третьем,
в сорок третьем.

Был он схвачен и опознан.
Отпираться-
Слишком поздно.

Офицер спросил с улыбкой:
– Ты есть русский партизан?
– Есть! – в ответ сказал мальчишка.-
Партизан! – сказал мальчишка,
Гневно выстрелив глазами
По смеющимся глазами.

Вмиг растаяла улыбка
-Ты не сделаешь ошибку.
Ты хороший русский мальчик
И, конечно, хочешь жить.

Ты расскажешь нам немного,
В лес покажешь нам дорогу,
И за это – ты свободен:
Можешь к мамке уходить! ...

– Нет! В ответ сказал мальчишка. -
Ни за что, – сказал мальчишка
И в лицо им рассмеялся:
– Ни за что и никогда! ...

Целый день его пытали,
А под вечер расстреляли…
Расстреляли партизана
Возле старого пруда.

Но живет,
Живет мальчишка
Став легендой,
Песней, книжкой,
Улицей в нашем поселке,
Нашей школой.

И сейчас: -
Я не верю буквам этим,
Я не верю цифрам этим,
Не погиб он
В сорок третьем -
Жив мальчишка
Среди нас.

Памятники «Дети войны» (иллюстрация слайдов 18-29)

  • Памятник детям войны в Белгороде, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в Липецке, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.
  • Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия.
  • Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.
  • Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.
  • Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.
  • Памятник "Детям Керчи – жертвам войны 1941-1945 г.г." в Керчи, Крым, Россия.
  • Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.

IV. Заключительная часть

Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Ученик:

Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.

Ученик:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…

Ученик

– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Исполняется песня «Ах эти тучи в голубом…» Слайд 31


Просмотров