Что значит спасать души? Спасение духа, души и тела

Доброго вам времени суток!

По большому счету душу спасать не от чего. Собственно, душа — это вы и есть. Вы «запаяны» в теле. Вы, будто космонавт в скафандре. Ваша душа имеет такую же форму, что и тело. Есть голова, туловище, ноги, руки. Собственно, в одном из ответов я подробно рассказывала. Удерживает же душу в теле головной мозг. Это аппарат отнюдь не способствует мыслительному процессу, а наоборот, низводит нас на примитивнейший уровень сознания. Благодаря ему душа временно не помнит прошлого, не способна получать мгновенно ответы на любые свои вопросы. Душа в теле теряет способность перемещаться со скоростью мысли в любую точку мира, теряет возможность исполнять любые свои желания, теряет способность летать и многое-многое из того, что делает ее бесконечно счастливой и полноценной, гармоничной личностью. Благодаря головному мозгу душа испытывает постоянные страхи. Страх боли, страх смерти. Она переживает и страдает. По большому счету вот отчего надо душу спасать: от…

Тем, кто не читал предыдущие главы, а так же для бОльшего понимания истины хочу добавить это рассуждение о душе и её необходимости спасения….

Душа – НЕ вещь, чтобы её можно было спасти от наводнения или пожара своими силами… вытащив её оттуда и спрятав в чулан…….Душа человека – это его личность, отношение человека к себе, людям, миру, понятиям добра, зла, справедливости….Душу человека досконально и истинно знает ТОЛЬКО БОГ, ОН ОДИН может её спасти, возродить, очистить от ненужного хлама, преобразить и сотворить для Царства Божьего….
Душа человека имеет целую систему взглядов, чувств, логических умозаключений, привычек, воспоминаний, устоявшихся стереотипов, комплексов, твердынь….Душа может быть «тонкой», то есть замечать и реагировать на разнообразные «вещи», на которые другой человек не реагирует и даже не обращает внимания….Хотя эта «тонкость» НЕ обязательно означает её праведность или духовность…но, напротив, может быть напичкана и перегружена сором и хламом….Душа может…

Каждая душа, которая справляется со своей земной задачей, проходит один и тот же путь и приходит к одному и тому же результату. Хотя процесс этот в различных духовных традициях называется по-разному. В христианстве этот процесс называется Спасение Души.

Понятие о Спасении Души принес людям Иисус Христос. Он знал, что от души зависит многое в жизни человека. Если душа человека отяжелена грехом, по закону подобия к тяжести притягиваются страдания. Сын Бога пришел освободить человечество от страданий, возвестить о возможности Спасения Души. Он указал Путь и открыл Истину, подчеркивая, что только Любовь изменит человеческие отношения, и мир станет краше, люди по Любви приумножат творение Бога.

Человеческое безумие, невежество и страсти – это то, что запеленило произрастание Духа и убило естественную природу. Воля Бога через Сына говорит человеку: «Пробудись и покайся в грехах своих, осознай, что нужно взрастить семя, посаженное Мной. Одухотвори себя и окружение, посмотри…

Начну с конца первой части моего рассуждения:
«Спасти душу – это освободиться от дьявольских пут безбожия и гордыни, ведущих во тьму кромешную и обрести мир с Богом, свободу в духе своём.. через принятие и познание Христа, ведущего в Жизнь Вечную……»

Кто-то скажет: на каком основании Вы утверждаете, что спасение души возможно только через Иисуса Христа?…, ведь, есть много различных религий, которые так или иначе заботятся о душе..её очищении..восхождении в более тонкие миры…возрастании в духовном знании…..
Здесь я затронула только одну из таких религий, исповедующих реинкарнацию….Эта религия сейчас всё более набирает популярность среди различных социальных слоёв, позволяя людям утешаться надеждой, что жизнь на земле не конечна, но их ожидают новые приключения и события …в новых воплощениях…
Так же эта религия позволяет людям оправдывать собственные грехи и грехи других людей…, разрешает им с высока смотреть на тех, кто имеет более низкий социальный статус, или…

На сайте газеты «Колокол» мы спросили читателей: «Уверены ли Вы в спасении своей души?» 63% людей ответили «да», 38% – «нет». Что нужно для спасения души? Хоть раз в жизни этот вопрос задает каждый человек. Зная ответ, мы можем решить судьбу собственной души в вечности. Что же говорит о спасении сам Спаситель – Бог? Что сказано об этом в Священном Писании – Библии? Кто может спастись, и что для этого нужно?

Что выбрал Бог
У слова «спасение» есть противоположность – «погибель». Когда мы говорим о спасении души, всегда подразумеваем то, о чем упоминать неприятно: о вечной гибели, ожидающей душу в противном случае. Но, к счастью, такого «противного случая» можно избежать, потому что спасение души – не дело случая. Это вопрос выбора, нашего и Божьего. Сначала – о выборе Божьем. Всевышний сделал Свой выбор очень давно. Так давно, что никто не сможет назвать точную дату, ибо это было… еще «от создания мира» (см. Откр.13:8). Помните историю, произошедшую с первыми людьми – Адамом…

Господи Иисусе Христе, помоги грешному рабу (имя) справиться с жизнью тяжелой, душа моя стонет, душа моя грешная помощи просит. Помоги мне, Отец мой Небесный, дай силы мне, душу очисти от скверны мирской. Пусть мысли мои к Тебе обратятся.

Погибаю, спаси меня грешного, в мире тяжелом, где много насилия, разрухи и войн. Спаси мою душу от дьявольской силы. Не дай ей погибнуть от силы чужой, ненавистной. Прости мне грехи, прости меня, грешного. Помоги мне справиться с дьявольской силой. Хочу я молиться, хочу быть ближе к Тебе, хочу быть рядом с Тобой, молитвы читать Тебе о спасении души своей грешной. Прими молитву мою, грешного раба (имя). Прости меня грешного, прости мою душу раба недостойного (имя). Хочу я молиться все чаще и чаще, молиться Тебе, Отец мой Небесный. Не отвергни молитв заблудшего в вечных страданиях грешника.

В муках прошла моя жизнь и в грехах. Каюсь пред Тобой, прощения прошу у Тебя,…

СПАСЕНИЕ ДУШИ

Ищешь спасения — доброго дела ищешь, душа дороже всего мира. Но ничего нет легче, как найти спасение, ибо имеем Спасителя, премудрого, всеблагого и всемогущего, Который ничего так не желает, как спасения каждого из нас.

Святитель Феофан Затворник

Святой Исаак Сирин

Заботься об одной душе своей

Удерживайся от многого, и заботься об одной душе своей, чтобы спасти ее от расточения внутренней тишины. Без освобождения от забот не ищи света в душе своей, ни тишины и безмолвия при распущенности чувств твоих.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Тело временная одежда души

Тело, как временная одежда души, тленно и не составляет прямой жизни человека; истинная жизнь есть жизнь духовная. Разорви, уничтожь одежду человека, сам он останется жив: так по убиении, по смерти, истлении тела, душа остается жива. Да прилагаем же наибольшее попечение о душе, о ее…

Друзья, мы можем научиться тому, как быть успешным, живя на этой земле. Однако нам также важно, что будет с нами в вечности: попадем ли мы в ад или будем с Богом на небесах. Спасение души - это самое важное, что необходимо человеку, чтобы быть по-настоящему успешным. Иисус сказал:

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26)

Существует одна самая важная молитва. Без нее все остальные молитвы не имеют смысла. Если Вы осознанно произнесете эту молитву, тогда Вы сможете обрести спасение души - получить уверенность, что после своей смерти будете с Богом на небесах.

Цель статьи

Друзья, вопреки общепринятым представлениям, что христиане пытаются навязать свою веру другим, в Библии говорится (Иез. 33), что цель Бога - чтобы люди:

Узнали и поняли истину о спасении души; Осознанно сделали выбор - согласиться с этой истиной, поступить в соответствии с этой истиной или…

Есть люди, которые желали бы спасти душу свою, но не знают, как начать это дело. Многие откладывают заботу о спасении души до будущего времени. Молодые люди думают: «Нам еще рано думать о спасении; спасать душу трудно, а нам хочется пожить, повеселиться. Уж после, когда постарше будем, начнем думать о душе». Люди зрелого возраста думают: «Теперь мне невозможно думать о спасении души. Ведь для спасения души нужно оставить всё житейское и удалиться куда-нибудь на уединение. А я имею семью, хозяйство и не могу этого оставить. Уж после когда-нибудь, когда старость придет, тогда и буду спасаться». А старики думают: «Стары мы стали, сил нет, чтобы тру диться для спасения души: поститься не можем, молиться не при выкли, в монастырь нас уже не примут. Поживем пока так, как жили; придет болезнь, тогда пошлем за священником и покаемся».

Так отлагает свое спасение и молодой, и зрелый возраст, так не радят о своей душе и старики. Так обманывают себя и те, и другие, и третьи. Как молодые…

Человек – существо грешное. Еще на заре своего существования он поставил свое желание выше воли Бога, нарушив тем самым естественный порядок вещей во Вселенной. С тех пор человек попал во власть Дьявола и не мог не грешить.

Сын Божий, воплотившись в качестве человека, приняв страдания и смерть, воскреснув из мертвых, разрушил эту «цепь», сковавшую человека, дал ему возможность спасения души – но именно возможность.

Спасение и Церковь

Важно помнить, что спастись самостоятельно человек не в состоянии – его может спасти только Иисус Христос. Чтобы это стало возможным, человек должен с Ним воссоединиться, стать членом его Божественного Тела. Таковым является Церковь, следовательно, спасение невозможно вне Церкви.

Воссоединение человека с Богом происходит в святых Таинствах. Первое из них – Крещение, «рождение от воды и Духа Святого». Человек освобождается от первородного греха и получает возможность не грешить. Правда, воспользоваться этой возможностью в полной…

ШАНС вымолить спасение своей Души

«Негоже волновать Господа о чем бы то ни было,

кроме как о спасении души своей. Не о теле просите,

не о здравии, не о животе заботьтесь своём, —

всё сие есть тлен пустой, в желаниях ненасытный.

Ибо нет прошения более достойного,

чем прошение о спасении души своей…»

Агапит Печерский,

монах Киево-Печерского монастыря, живший в XI веке

Агапит Печерский врач-безмездный, в коем пребывал сам Дух Святой, заложил духовную обитель, где на протяжении всего её существования никто и никогда не подсчитывал, сколько людей исцелились от смертельных заболеваний, и, слава Богу, до сих пор продолжают исцеляться. Но это не суть важное. Главное то, что многие приобрели там духовное здоровье, что гораздо важнее физического. По большому счёту благодаря Агапиту, его мощам, в коих сохранилась целительная сила Духа Святого, Киево-Печёрский монастырь прославился в веках.

Даже взять сегодняшний день….

Дополнено: 2015.02.23.

http://www.rusich1.ru/publ/76-1-0-459

Вы можете слушать:

Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского

читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990) Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением арх. Матфея (Мормыля) Запись произведена в 1980 году.

Обновить свой Flash player.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном…

Каждая душа, которая справляется со своей земной задачей, проходит один и тот же путь и приходит к одному и тому же результату. Хотя процесс этот в различных духовных традициях называется по-разному. В христианстве этот процесс называется Спасение Души .

Понятие о Спасении Души принес людям Иисус Христос. Он знал, что от зависит многое в жизни человека. Если душа человека отяжелена грехом, по закону подобия к тяжести притягиваются страдания. Сын Бога пришел освободить человечество от страданий, возвестить о возможности Спасения Души. Он указал Путь и открыл Истину, подчеркивая, что только Любовь изменит человеческие отношения, и мир станет краше, люди по Любви приумножат творение Бога.

Человеческое безумие, невежество и страсти – это то, что запеленило произрастание Духа и убило естественную природу. Воля Бога через Сына говорит человеку: «Пробудись и своих, осознай, что нужно взрастить семя, посаженное Мной. Одухотвори себя и окружение, посмотри на мир, как это делает каждый цветок, испуская аромат, и каждое плодовитое дерево дает свои плоды. Это огромное счастье – отдавать миру то, что имеешь в избытке».

Процесс одухотворения, или рост Духа, дает возможность человеку стать Живою Душою , в которой заговорил о себе Дух, испуская свет Вечности, Любви и Мудрости. После ухода из жизни такого человека, его мощи становятся нетленными, а душа попадает в обитель Бога – по своему подобию. Даже и на Небесах спасенные души продолжают молиться за людей, ими движет Любовь и . Для этих спасенных душ уже больше нет необходимости воплощаться на Земле, ибо они уже обрели свободу. Такие души могут вновь воплощаться по своему желанию – чтобы помочь другим душам обрести спасение.

Когда умирает человек с греховной душой (не спасенной) , его плоть войдет в прах, у души проснется совесть, и начнутся мучительные воспоминания, переживания за содеянные грехи. Нет ничего более мучительного, чем когда человека терзает совесть. Если у человека на Земле было какое-то пристрастие (к еде, алкоголю, противоположному полу, сильная привязанность к материальному богатству и т.п.), то душа человека мучительно страдает, потому что все это в загробном мире невозможно удовлетворить. По закону подобия грешная душа попадает на низкие планы бытия (мир Лукавого), где существует невежество, жестокость и насилие. Сильное порабощает слабое, и душа испытывает страх и терпит издевательства. По Божьему плану человеческая душа проходит Чистилище, где душа раскаивается и переосмысливает свои поступки. Приходит осознанность, и душа снова перевоплощается на земле. Ей дается следующий шанс взрастить Дух и спасти свою Душу.

Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотой душу твою, побуждают тебя с болезновением, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других, потому что Сам Он, Всесвятой Дух, всячески хочет спасти всех нас, только бы мы не противились Ему, не ожесточали сердец своих. «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» () (1).

* * *

Христианам, особенно православным, хранящим и соблюдающим в чистоте веры своей богопреданной, так дано много от Бога благ и сил к спасению, столь много открыто тайн Божиих, что верующим, внимательным, подвизающимся в вере своей легко спастись и сделаться наследниками Царствия Небесного, вечного, иго Господне благо, и бремя Его легко (). Ангелы с трепетом дивятся милосердию Божию, к нам бывшему, проявленному в воплощении Божием ради нас, сожительству Его с человеками на земле, личному учительству, безчисленным чудесам, сотворенным Им в уверение Своего Божества и Божественного посольства, в страданиях за нас, смерти, погребении и воскресении из мертвых и вознесении на небеса с обетованием о втором страшном Его пришествии судить живых и мертвых (4).

* * *

Меня удивляет непрестанно Божие всеблагое, премудрое строение спасения душ человеческих, сотворенных по образу и подобию всеблагого премудрого вечного Бога с самого начала человеческого рода досель и до скончания века. Внимайте и вникайте, что сделано и делается Богом для этого великого, человеколюбивого дела с самого начала падения первых людей в грех, проклятие и смерть, с первого удаления их от Него. Сколько заботы о спасении, какое обетование о Семени жены, имеющем стереть главу змея! Сколько попечения об избранном семени – Аврааме, Исааке, Иакове, Ное, о всех патриархах народа избранного, как и о народе! Сколько чудного промышления, сколько чудес (при изведении из Египта) в пустыне, при судьях, при царях избранного народа! Сколько отеческих наказаний со стороны Господа Бога упорному, преступному народу, сколько пленов ужасных; сколько гибели повинных перед Богом! А разные идолопоклоннические народы – какими бичами Божиими служили для наказания евреев, как сами были потом сокрушены праведным судом Божиим! А в Новом Завете – явление Архангела Захарии, рождение Предтечи, Благовещение Приснодеве и рождение Спасителя мира (4)!

* * *

Когда согрешишь против Бога и грехи твои будут мучить, жечь тебя, ищи тогда скорее единой Жертвы о грехах, вечной и живой, и повергай свои грехи перед лицом этой Жертвы. Иначе тебе нет ниоткуда спасения. Сам по себе спастись не думай (6).

* * *

Дивно, могущественно, скоро заступает и спасает Он (Господь) меня в бедах и теснотах моих, в увлечениях моих. Когда я взываю к Нему о спасении своем, невидимые враги бегут от меня после пакостей своих внутри меня, и я осязательно познаю над собой спасительную десницу Бога моего, Спасителя моего. Слава, благодарение Пастырю и Посетителю души моей (6)!

* * *

Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу. Встал с постели, перекрестись и скажи: во имя Отца и Сына и Святого Духа, – и еще: Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою . Моешься дома или в бане, говори: окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся (). Надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже. Обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: дух прав, Господи, обнови во утробе моей (). Отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ее, думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского. Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам, – о Теле и Крови Христовой – и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться. Пьешь воду, или чай, или мед сладости, или другое питье, думай об истинном питье, утоляющем души, палимые страстями, о Пречистой и Животворящей Крови Спасителя. Отдыхаешь днем, думай о вечном покое, уготованном подвизавшимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобы поднебесными, с неправдами человеческими или невежеством и грубостью человеческой. Спать ли ложишься ночью, думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о той темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные. Встречаешь день, думай о невечернем, вечном, пресветлом паче нынешнего солнечного дня дне Царствия Небесного, в который будут радоваться все угодившие Богу или от всего сердца покаявшиеся Богу в этом временном животе. Идешь ли куда, думай о правости духовного хождения перед лицом Божиим и говори: Стопы мои направь по слову Твоему и да не обладает мною никакое беззаконие (). Делаешь ли что, старайся это дело делать с мыслью о Боге Творце, все соделавшем бесконечной премудростью, благостью Своею, всемогуществом Своим и тебя создавшем по образу и подобию Своему. Деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь, думай, что Сокровище наше неистощимое, от которого все сокровища души и тела, Источник приснотекущий всякого блага есть Бог, вседушевно Его благодари и не заключай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце бесценному и живому Сокровищу – Богу, но уделяй из своего состояния требующим, нуждающимся, нищим братьям своим, которые для того оставлены в этой жизни, чтобы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности. Видишь ли белый серебряный блеск, то есть серебро, не прельщайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Христовыми душа твоя. Видишь ли золотой блеск или злато, не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато, огнем очищаемое, и что тебя самого Господь хочет просветить, как солнце, в вечном, светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце правды – Бога в трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу, и все Небесные Силы, и святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием (6).

* * *

Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе, и спасешься и других спасешь (7).

* * *

Нет ничего важнее на свете, как спасение душ человеческих, и нет предмета, более достойного непрестанного и всегдашнего памятования, как искупление мира Сыном Божиим от греха, проклятия и вечной смерти. Святая начертала навсегда неизгладимыми буквами, образами и обрядами в своем Богослужении все домостроительство нашего спасения для того, чтобы люди столь склонные к забвению Бога и спасения душ своих и всего того, что Бог сделал для нашего спасения, вечной радости и блаженства, постоянно имели, так сказать, перед глазами и как бы под руками все великие, премудрые и благие дела Божии касательно нас, непрестанно возбуждали себя к покаянию, исправлению и спасению и бегали суеты мира, тленного и скоропреходящего. «Мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» () (7).

* * *

Во все продолжение нашей земной жизни Бог ради Сына Своего, нас ради вочеловечившегося и принявшего на Себя все грехи мира, печется о нашем спасении, ведет к нему как бы за руку Духом Своим Святым, Который есть залог наследия будущих благ через богослужение, проповедь , Слово Божие и Таинства Церкви, через совесть и испытание наших внутренностей – и, наконец, введет нас в наследие обещанных благ (7).

* * *

Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и бесчисленное множество звезд, Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностью всю землю и плодит, растит и питает всех живых тварей, единородный Сын Бога изволил сделаться человеком для спасения падшего по своей воле от жизни в человека; терпит за него страдания на Кресте самые мучительные и смерть самую поносную, чтобы Его страдания вменены были правосудным Отцом Небесным как бы собственные страдания всего человечества всех времен и мест и чтобы, таким образом, преданное Ему верой и любовью человечество избавилось от невообразимых вечных мучений во аде и от смерти второй. Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божией и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божию? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самой усиленной, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего и едва-едва, по установлению Церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней. Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения; пострадал за нас Спаситель на Кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свои кресты и следовать за Ним к небесной славе, а мы и слышать не хотим; указано нам как лекарство умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же, таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем, и не получим ни капли прохлаждения в гееннском пламени за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее за крест, пока Распятый на Кресте еще продолжает к нам Свои милости (8).

* * *

Если мы великодушно переносим скорби, болезни, лишения и разные несчастья в жизни и почитаем их должным воздаянием себе же за грехи свои, с верой и любовью вспоминая страшные страсти Спасителя, ради нас претерпленные, то блаженны мы: распятый Господь спасет нас. Но горе тем, которые христиане только по имени и попирают Его спасительное учение своим пренебрежением к Нему или дерзкими мудрованиями о Нем, которые живут по воле сердца своего в неправде, в нечистоте, в забвении о Боге: они должны ужаснуться своего страшного положения: «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (). "Злодеев Бог предаст злой смерти» (). Грешников нераскаянных Жизнодавца не спасет, а осудит; но грешники, кающиеся искренне в своих грехопадениях, имеющие сердечную веру в Господа и надежду на Него и очищающие себя от грехов, спасутся Им: Своими крестными страданиями Спаситель прикроет грехи их, по немощи человеческой содеянные (8).

* * *

Господь предупреждает: если хочешь спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, откажись от своей воли грешной и неустойчивой и во всем подчинись воле Божией, всегда святой и благой. Тогда ты всецело сочетаешь себя Христу, потому что нельзя соединиться Христу, источнику благости, с человеком злым, недоброжелательным, неправедным, лицеприятным; какое общение света с тьмою, у Христа с сатаной (см. )? Никакого.

Поэтому Христос Спаситель объявляет наперед, что кто думает сберечь свою душу, избегая самоотвержения, тот потеряет ее. О какой душе здесь идет речь? А о той, которая сама себя блажит, ласкает, лелеет, холит, нежит, увеселяет играми, роскошью, богатством, удовольствиями всякого рода. Что здесь значит сберечь душу? Значит не трогать страстей души, оставлять их в покое, давать им жить и крепнуть. И все, что человек выдумывает приятного, веселого и роскошного в жизни, все это служит к его погибели: его душа умирает от богатства и роскоши, влекущих ее к самоуслаждению, к тщеславию, гордости, любочестию, потому что в ней оскудевает вера, благодать и все, что составляет истинную жизнь. Напротив, сбережет, сохранит свою душу для вечности кто будет воевать против страстей и прочих наклонностей и умрет ради правды. Таковы, например, мученики, которые для Христа, для сохранения веры в Него и любви к Нему погубили жизнь свою для земли и приобрели ее для другой жизни: получили вечные награды от Господа Бога.

Здесь под погублением души разумеется погубление страстей и умерщвление греха в себе и всех греховных похотей. Тяжело искоренять их, глубокие корни они пустили в нас: тяжело пьянице расставаться с пьянством, гордецу – с честолюбием, похотливому – с любодением, сребролюбцу – с деньгами, а надобно расстаться, иначе нельзя сделаться истинным последователем Христовым, последователем не на словах только и по имени, но и на самом деле. Господь усиливает речь свою и говорит, что нет никакой пользы для человека даже в обладании целым миром, если он погубит душу свою: благами всего мира он не выкупит своей души от вечной гибели. Какая была слава у Александра Македонского, у Наполеона и др., и все исчезло, как дым, все прошло, как сон, потому что душа их погибла у одного в пьянстве, у другого – из-за ослепленной гордости, в отвержении Бога (9).

* * *

Человек, христианин! Вспомни, сколь многопопечительный и чудесный промысел явил о спасении твоем Господь, предопределяя спасти Тебя, прежде, чем веки сотворены, предъявив Свое пришествие на землю через пророков и разных праведных мужей Ветхого Завета, как Он пришел на землю и исполнил все Свое смотрение дивное о Тебе, основав с пастырством и Таинствами, дав ей спасительное слово, благодать на благодти, всеспасительные средства к жизни и благочестию! Вспомни страдания за тебя Господа Иисуса Христа, искупительную смерть крестную, воскресение и вознесение на небо и обещание вторично прийти на землю со славой для суда над живыми и мертвыми. Скажи, что ты сам делаешь для своего спасения, ибо Царствие Небесное усилием приобретается, и употребляющие усилие приобретают его (см. )? Устыдись себя, покайся, оплачь свое неверие, нерадение, косность, леность, суетность, безумие, гордость, зависть, любостяжание, невоздержание, распутство, блуд и всякую страсть и скорее примись за дело своего спасения. Читай Слово Божие, читай, как жили и подвизались святые, подобострастные человеки (9).

* * *

Сердечная энергия человека должна быть направлена вся к Богу, к любви Его, к исполнению святых заповедей, к борьбе со злом или грехами всякого рода, к сохранению душевного мира, кротости, смирения, свободы духа, сочувствия человечеству в его немощах, заблуждениях, потерях, неудачах, скорбях и болезнях, а не к самолюбию, не к сребролюбию и сладострастию, к чревоугодиям и неумеренным удовольствиям, к играм, спектаклям, к конским ристалищам, к катанию на велосипеде. Между тем враг старается всю энергию сердца и воли нашей устремить к суете, к страстям плоти и духа, к люблению мира и всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (), – и таким образом постоянно крадет самое дорогое благо человека – спасение души (10).

* * *

Удивительно наше небрежение, нерадение, леность о своем спасении, ибо сколько средств, сил, удобств ко спасению дано нам многомилостивым и всещедрым Господом! Это естественная жажда наша спасения, мира и блаженства в душе; свет разума и стремление воли нашей ко всему истинному, доброму, прекрасному, чистому, возвышенному; обилие благодати, данной нам для спасения и, подобно рекам, текущей в Церкви и наполняющей души, жаждущие спасения; близость и готовность Господа спасать нас на всякое время и всякий час; ходатайство Духа Святого «воздыханиями неизреченными» (), пособие, содействие Ангелов Хранителей ко спасению, богослужение ежедневное в церкви, спасительные Таинства, молитвы и ходатайство Божией Матери и всех святых. Удивительно при всем этом, как мы можем погибать, а не спасаться все. Конечно, много противодействия ко спасению: искушения от плоти многострастной, от мира прелюбодейного и грешного, от диавола, всюду расставившего сети на погибель; естественная порча, греховное зачатие и рождение во грехе; наклонности и привычки ко греху. Но гораздо больше средств ко спасению, чем к погибели. «Ибо Тот, Кто в вас (Христос), больше того, кто в мире (диавол)» (), и все святые победили все препятствия и спаслись. А мы что? Дремлем и спим! Стыдно, грешно, больно, плачевно. Грех берет над нами силу тем, что он глубоко зарылся и засел в нас, в нашем сердце, в нашей многострастной плоти, сделал себе крепость из наших же страстей: самолюбия, сластолюбия, честолюбия, гордости, корыстолюбия, невоздержания, самомнения, маловерия, неверия, вольнодумства, лицемерия, лицеприятия, лености, лукавства, и этими страстями как сильными орудиями подстреливает нас и берет себе в плен, отрывая, удаляя от Христа, истинного Живота нашего. А потому желающему спасения надо копать, углубляться в своем сердце и положить основание на камне, то есть на Христе Спасителе, на крепкой, непоколебимой вере в Него, уповании на Него, и ни на ком, ни на чем больше – на крепкой любви к Нему и ближнему (10).

* * *

Дело спасения душ наших есть самое великое, самое мудрое дело, и учиться этому делу, этому мастерству надо у тех, кому открыто это дело, кто исполнил это дело; а это – дело спасения, дело покаяния – открыто особенно святым, так как они особенно старались заниматься им и выполнили его превосходным образом, богоугодно, душеспасительно (10).

* * *

У Господа Бога цель твоей жизни – вечное спасение твое – всегда в виду. Он ведет тебя к нему какими Сам весть судьбами. Поэтому если и неприятности приходится терпеть тебе в жизни, переноси их великодушно, зная, что, верно, они нужны в деле твоего спасения (10).

Кем является человек в глазах Бога?

Самая главная мысль Евангелия, «Благой вести», заключается в том, что Бог бесконечно любит человека. Не только человечество вообще, как «дело рук своих», но также и каждого человека в частности. Каждую дорогую и неповторимую человеческую личность.

Человек был создан Богом как венец творения, имеющий в своей природе и часть духовного, невидимого мира, и часть мира видимого, материального. Поэтому, если человек славит Бога, то получается, что в его лице сразу весь сотворённый Богом мир воздаёт хвалу своему Создателю.

До прихода Спасителя люди воспринимали Бога как Творца мира, Судию, Хозяина. Но Господь Иисус Христос принёс им совершенно удивительную и непривычную мысль о том, что люди являются для Бога бесконечно дорогими и любимыми детьми. Сыновьями и дочерьми. Мысль о том, что они сотворены для того,чтобы разделить с Богом радость вечной жизни. Что жизнь дана им для уподобления Богу. Что безгрешный Господь готов пойти даже на мучения и смерть ради того, чтобы примирить с Отцом отпавших от него детей.

В рассказанной Спасителем притче о заблудшей овце заключается самая большая надежда каждого человека — Господь лично для него готов оставить всех праведников и в любой ситуации подать ему руку, чтобы именно его душа избежала гибели.

Есть ли надежда на спасение у блудниц, колдунов, душегубов и отступников?

Человек, обратившийся к Богу, осознавший свою прежнюю греховную жизнь, нередко находятся на пороге отчаяния. Он опасливо спрашивает священника, есть ли надежда на спасение в его ситуации. В ситуации, когда лично он обрек бы такого негодяя, каким он вдруг осознал себя сам, на вечные мучения. Когда за спиной остались аборты, половые извращения, предательство, убийство, лжесвидетельство, осуждение всех и вся, халатность, вымогательство и тому подобное.

И священник отвечает ему, что надежда на спасение есть у каждого. Он приводит ему в пример жизнь святых, которые некогда были закоренелыми грешниками, но раскаялись, изменили свою жизнь, и не только получили прощение, но и достигли обожения. Рассмотрим некоторые такие примеры и мы.

Преподобная Мария Египетская, бывшая блудница

Мария Египетская родилась в столице античной учёности — Александрии Египетской в середине V века. 12 лет от роду она ушла из дома и довольно быстро увлеклась порочной жизнью.

Более 17 лет она предавалась блуду. По её собственному признанию, ей так нравился порок, что она даже не брала денег с тех, кто вступал с нею в интимную близость. Однажды она отправилась с на корабле с паломниками в Иерусалим. Плы­вя с па­лом­ни­ка­ми на ко­раб­ле, Ма­рия не пе­ре­ста­ва­ла со­блаз­нять их и гре­шить.

Однако в Святой Земле с её душой случилась метаморфоза. Она попыталась пройти в храм Воскресения Христова и какая-то сила не пускала её. Тогда ей на ум пришло осознание всей низости своей предыдущей жизни и Мария глубоко раскаялась за бывшие прегрешения.

После этого она смогла войти в храм, где долго молилась и обильно оплакивала свою жизнь. Через некоторое время Мария приняла крещение, причастилась Святых Тайн Христовых и ушла в Египетскую пустыню, чтобы побороть в своей душе проросшие в ней страсти.

Она взывала к Богу о помощи долгие годы. Целых 17 лет, столько же, сколько ранее заняли в её жизни пороки, Мария гнала от себя навязчивые мысли о блудном грехе, терпела голод, зной дня и холод ночи. Наконец, за неотступное покаяние и молитву, Господь вознаградил Марию бесстрастием и благодатью.

Когда её жизнеописатель, старец Зосима, встретил Марию в пустыне — это была уже совершенно святая женщина, благочестивая и целомудренная. В конце жизни, во время молитвы она даже немного возносилась над землёй и совершала иные чудеса, часто сопутствующие святой жизни.

Священномученик Киприан Антиохийский, бывший колдун

Живший в III столетии от Рождества Христова, Киприан с детства был посвящён родителями-язычниками на служение Аполлону. Он проходил жреческое обучение у многих знаменитых чародеев и волхователей, так что уже в юности стал знаменитым колдуном.

К 30 годам он закончил своё обучение магии и стал настолько искусен в колдовстве, что беседовал лицом к лицу с самим дьяволом. Живя в Антиохии, он много людей совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством, а юношей и девиц приносил в жертву бесам.

Однажды он взялся за плату совратить для нечестивого юноши Аглаида благочестивую христианскую деву Иустину. Но никакие его чары с нею не работали, а все прислужники-бесы и даже сам дьявол ничего не могли поделать с праведницей.

Тогда Киприан осознал всю слабость демонов перед истинным Богом и обратился ко Христу. Он пришёл в храм и публично раскаялся в прежних прегрешениях, отказываясь покидать святое место, пока не станет христианином.

Видя его настойчивость, епископ совершил над Киприаном Таинство Крещения. Через некоторое время, возрастая в покаянии, молитвах и духовных подвигах, Киприан был посвящён во чтецы. Затем его рукоположили во диаконы, во священники и, наконец, в епископы.

Во времена очередного гонения на христиан, епископ Киприан был схвачен и, вместе с благочестивой Иустиной и другими христианами, приговорён к мучениям и смерти. После пыток священномученик Киприан был усечён мечом. Позже на могиле святого стали происходить исцеления и другие чудеса.

Преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник

Эфиоп Моисей жил в IV веке. Несколько лет он был главарём известной банды разбойников и своей жестокостью наводил ужас на всех жителей местности, в которой обитал.

По ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей, Моисей раскаялся в своих преступлениях, оста­вил шай­ку раз­бой­ни­ков и ушел в од­ин из пустынных монастырей, где годами из­ну­рял плоть свою уси­лен­ным по­стом и непрестанно молился, чтобы победить в себе гневливость и блудную страсть.

Про­ве­дя мно­го лет в ино­че­ских по­дви­гах, пре­по­доб­ный Мо­и­сей достиг бесстрастия, а со временем был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, за­тем в пре­сви­те­ра, в сане ко­то­ро­го под­ви­зал­ся ещё 15 лет и со­брал во­круг се­бя 75 уче­ни­ков.

Ко­гда пре­по­доб­но­му ис­пол­ни­лось 75 лет, на скит, где жили подвижник с учениками, напали разбойники и убили его и ещё шестерых иноков. Незадолго до нападения, преподобный предсказал братии будущее событие и большинство иноков спаслись, вовремя уйдя в другую обитель.

Священномученик Маркеллин, папа Римский, бывший отступник

Свя­той Мар­кел­лин был па­пой Рим­ским в раз­гар го­не­ния на хри­сти­ан при Дио­кли­ти­ане и Макси­ми­ане в конце III века.

Устра­шив­шись же­сто­ких мук, в которых в течение месяца было замучено до 17 000 христиан, схваченный папа отрёкся от Христа, вос­ку­рил фими­ам и при­нес жерт­ву идо­лам. Им­пе­ра­тор на­звал его сво­им дру­гом и об­лек в рос­кош­ные одеж­ды. А папа Маркеллин горь­ко пла­кал о том, что, по­бу­див мно­гих к при­ня­тию мук за Хри­ста, сам по­дал сво­ей пастве при­мер ма­ло­ду­шия и раскаивался в содеянном.

В то вре­мя в го­ро­де Си­ну­ес­се за­се­дал Со­бор из 180 епи­ско­пов и пре­сви­те­ров. Па­па Мар­кел­лин явил­ся на за­се­да­ние Со­бо­ра во вла­ся­ни­це, посыпал голову пеп­лом и про­сил су­дить его за от­ре­че­ние, сказав: «Я при­знаю се­бя ли­шен­ным свя­щен­но­го са­на, ко­то­ро­го я недо­сто­ин. Пусть по­сле смер­ти те­ло мое не пре­да­ют по­гре­бе­нию, а бро­сят на съе­де­ние псам; да бу­дет про­клят тот, кто осме­лит­ся по­хо­ро­нить его».

После этого римский понтифик пришёл к императору и при всех исповедал Христа Богом и заявил о раскаянии за своё предшествующее отречение. Разгневанный император казнил Маркеллина и приказал бросить его труп у дороги.

Около месяца лежало тело папы Римского на виду у всех, где-то на обочине. Наконец, в сонном видении новому папе явился сам апостол Пётр и повелел похоронить тело раскаявшегося священномученика Маркеллина со всеми почестями, подобающими христианскому святому.

С какими трудностями человек сталкивается в Церкви, вступая на путь покаяния?

К сожалению, путь кающегося грешника отнюдь не лёгок. Мало того, что его терзают нравственные страдания от осознания собственных прегрешений. Он также испытывает трудности в преодолении страстных склонностей, которым он долгое время потакал.

Все мы знаем, что человеку в разы легче не употреблять наркотики тогда, когда он никогда не пробовал их, чем тогда, когда весь его организм впал в зависимость от этих пагубных химических веществ. Абсолютно то же самое можно сказать обо всех видах греховных склонностей, которые только существуют.

Кающемуся человеку тяжело бороться со своими страстями и победить их внутри своей души он может, только опираясь на благодатную помощь самого Господа.

Второй же из серьёзных проблем покаяния является людская память. Человек может уже всё осознать и внутренне измениться, но инерция мышления окружающих часто препятствует его покаянию. Не отделяя греха от грешника, многие его братья и сёстры во Христе продолжают считать такого человека падшим и сторонятся, а иногда и прямо напоминают ему о прежних прегрешениях. Не отвергаемый Христом, он отвергается его чадами.

К сожалению, нередко такая встреча в Церкви заставляет человека уйти оттуда и, иногда, даже вновь впасть в ту пучину страстей, из которой он с таким трудом выбирался.

Евангельский рассказ о хождении Спасителя по водам является аллегорией к достижению человеком святости. Без опаски, над морем житейских страстей может шествовать только сам безгрешный Господь, или тот, кто подпитывается дарованной Господом силой и имеет на Него твёрдое упование. Но любой засомневавшийся или возгордившийся собой довольно легко погружается в пучину страстей с головой. Тогда человек ужасается, раскаивается и кричит: «Спасите, погибаю!»

Долг каждого христианина в этом случае не притопить его ещё глубже, а уподобиться Христу и протянуть ему руку помощи, несмотря на проявленное им ранее малодушие, ведь на его месте может оказаться каждый.

Надежда на вечную жизнь есть у любого живущего на Земле человека. Спастись, с помощью Божией, может каждый. У многих святых было своё прошлое, но и у каждого грешника может быть своё будущее!

Андрей Сегеда

Вконтакте

«…Всегда были люди - в том числе и в эту ужасную эпоху, — которые понимали, что жизнь ценна не количеством богатства, не достигнутыми успехами, а тем, насколько в своей жизни человек приблизился к Богу, сколько он сотворил добра по отношению к другим, сумел ли он исполнить заповедь Божию о любви к Богу и людям - эту двуединую заповедь, на которой, по слову Господа нашего Иисуса Христа, зиждутся все пророки и весь закон (см. Мф. 20. 37-40). И такие люди всегда были, есть и будут.»

Митрополит Иларион (Алфеев)

+++

Святые отцы представляют такой пример: когда котел кипит, то никакая гадина, даже никакое малое насекомое не может приближаться к оному, будучи опаляемы горячестию котла; если же огонь угаснет и котел остынет, то не только насекомые удобно садятся на нем, но разные гады смело влезают и спокойно лежат в нем. Так и огонь истинной Божественной любви отгоняет всякие нечистые помыслы; а когда подобные помыслы сильно досаждают человеку, то это явный признак, что он не достиг еще в мере любви Божией.

Преподобный Амвросий Оптинский

+++
Сейчас, в наше время, чтобы спасти свою душу, не надо быть каким-то особенным подвижником, чтобы на лбу шишка была двадцать сантиметров от поклонов, не это требуется. Надо быть просто нормальным человеком. Бог от нас никаких подвигов не ждет - просто не скули и делай то, что тебе Бог дал, там, куда Он тебя поставил. Не жалей себя, а до крови служи Богу на том месте, где ты есть. Не устраивай себе привилегий, не хитри, не обманывай.

И не надо искать каких-то особо сильных молитв, которых, собственно, и не существует. Не надо искать каких-то прозорливцев, пророков - служи Богу, ищи Самого Бога на том месте, где ты есть. Ведь это везде возможно, где бы человек ни был. Не требуется куда-то забегать вперед и глядеть по сторонам, а нужно оглянуться вокруг себя.

+++

Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы - и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав.

Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся - ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев - это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Поэтому пока человек от страстей не освободился, благодать Божия к нему приблизиться не может. Следовательно, такой человек не может приблизиться ко Христу, потому что он сам Христа отгоняет. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". А Христа можно познать только благодатью Божией. Когда благодать Божия приходит в сердце, она наставляет человека на всякую правду и очищает от всякой скверны

Протоиерей Димитрий Смирнов

Любовь не завидует. Зависть, как и любой другой грех, больше всего вредит не тому, на кого она направлена, а тому, кто завидует. Как говорится в одной сказке, у тех, кто своим соседям завидует, поселяются злыдни…

Священник Владимир Русин.

Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения - вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Страстотерпица царица Александра

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Неужели в самом деле, неужели можно быть несчастным? Ну что такое моё горе и моя беда, если я в силах быть счастливым?

Как можно пройти мимо дерева и не быть счастливым, что ты видишь его? А говорить с человеком и не быть счастливым, что ты любишь его? А сколько вещей на свете, на свете, таких прекрасных, что...

Посмотрите на ребёнка! Посмотрите на Божью зарю! Посмотрите на травку, как она растёт...

Посмотрите в глаза, которые на Вас смотрят и так вас любят...

Ф. М. Достоевский

Только не унывай, не ной, не отчаивайся: «Ой, не спасусь! Ой, как мне жить по-христиански?» И все прочее. Живи мирно. Стяжи мир в сердце своем обязательно и никогда не унывай. За все славу Богу. И за искушения, и за испытания, и за все - слава Богу. Вот это святое чувство благодарения Богу да наполняет всегда наши сердца.

Схиархимандрит Зосима (Сокур).

У каждого из нас - своя неповторимая и несравнимая боль, вкус которой известен только нам, её нельзя ни с кем разделить. И очень много нужно мужества и надежды человеку, чтобы вынести эту боль.
Каждое горе - это урок от Бога. Близкие учатся состраданию и отзывчивости, но и сам скорбящий должен научиться принимать участие своих друзей. Сострадать - значит учиться делить с близкими не только чужую боль, но и своей болью делиться, а милосердие - это не только готовность помочь другому, но еще и способность принимать жалость и сочувствие от других.

Архимандрит Савва (Мажуко)

+++

Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!», - и ты будешь жить как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, а как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно оттого, что ты славишь Бога за все. Так вот что дает славословие Бога. Оно дает невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А не хваление Бога дает тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние…

Архимандрит Тихон (Агриков).

Мы люди еще неопытные в брани, и поэтому нам свойственно ошибаться, свойственно падать, но от этого не надо отчаиваться. Наше отчаяние от гордости, потому что мы хотим, чтобы у нас сразу все получилось хорошо и замечательно. Этого не будет никогда, обязательно мы будем терпеть искушения, и до самой смерти у нас будут падения, только падения эти будут разные. Сперва мы будем падать делом. Потом, встав на ноги, научимся не совершать тех поступков, за которые нам будет перед Богом стыдно. Потом мы научимся не согрешать словом. Потом научимся воздерживаться от мыслей. Каждую дурную мысль, которая приходит нам в голову, мы постепенно, с годами, с десятилетиями, научимся отгонять с гневом, потому что эта мысль не наша, она нехорошая, она от дьявола.

Пока-то мы увлекаемся мыслями нехорошими и некрасивыми, мы привыкли это всё обсасывать, смаковать, медлить в этом; воображение постоянно рисует нам всякие картины. Но после того, как мы научимся помыслы отсекать, мы сможем и чувства наши беречь, то есть у нас никакого сочувствия даже не будет злу. Все то, что противно Христу, станет противно и нам. Мы будем с ужасом отвращаться от всякой тени греха.

Так потихонечку будет наше спасение проходить. А когда мы очистим свои мысли и чувства, тогда мы сможем и кому-то другому передать нечто, чему сами научились. Тогда мы сможем и за Христа потерпеть. Потому что сейчас нам приходится терпеть в основном за свои грехи: и за свою гордость, и за свою противность, и за непослушание. Это как наказание за грех. А когда мы уже очистим свою душу, очистим свой ум, очистим свое сердце, чувства, поступки, тогда, может быть, Господь сподобит нас и пострадать за Христа в ту меру, в которую мы сможем потерпеть. И нечто подобное тому, что мы испытывали в начале, мы будем обязательно испытывать в конце нашего подвига.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Просмотров