Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Древнейшие церкви Подмосковья: Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре Старо сторожевский монастырь


Всего 69 фото

Сегодня мы побываем в Саввино-Сторожевском монастыре. Вообще удивительно складываются собственные пути, как и пути Господни, что касаются лично тебя. Не планировал я в самое ближайшее время побывать здесь. Но так случилось, что, обсуждая со своим другом мршрут куда можно выехать в субботу в Подмосковье для осмотра достопримечательностей у меня каким-то непостижимым и нежданным образом тут же вырвалось слово Звенигород. И оказалось, что мой товарищ несмотря на богатую историю его путешествий по Московской области заявил, что не был там уже шесть лет и с удовольствием тут же согласился. Сразу скажу, что в этот день мы много чего увидели, но Саввино-Сторожевский монастырь инициировал в моей душе такое теплое спокойное и неповторимое воодушевление какого я очень давно не испытывал. Что любопытно, основал монастырь монах Савва, ученик Сергия Радонежского. А в воскресенье, то есть на следующий день я уже ехал на съемки в древний Радонеж, туда где все и начиналось для нашего государства, где формировались основы духовной крепости, единения и величия русского народа. Вот такая вот предистория этой поездки в Звенигород.

В общем пост будет большой, подробный и наполненный моими впечатлениями, которые я обычно и выражаю фото работами. Поэтому рекомендую с пониманием отнестись к достаточному количеству фотографий, что и являются для меня мерилом и глубиной моих личных впечатлений. Надеюсь обычное представление о том, что рядовой зритель и читатель смотрит только первые 15-25 фото, а потом теряет интерес в этот раз не проявит себя таким материальным образом. Этот материал для тех кто хочет поподробней и глубже ознакомиться с этим историческим местом.


Для начала немного о духовном основателе монастыря.

Са́вва Стороже́вский (Савва Звенигоро́дский; умер 16 декабря 1407) - преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.
02.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского в 1392 году был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.
03.

Первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое и было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы.

04.

Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396-1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

Северные ворота монастыря
05.

Вид окрестностей монастыря со смотровой площадки.

06.

В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6.
07.

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н.М. Боборыкина и А. Шахова.
08.

В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.)
09.

Мы входим на территорию монастыря. Это Трапезная палата (1652-1654 гг.).
10.


11.

Трапезная (найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) - четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал еще Павел Алеппский. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей.

На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения - площадь Грановитой палаты Московского Кремля - 495 кв. м). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.
12.

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом «звенигородском» стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Напротив Трапезной палаты - Часовня-беседка построенная в 1989 году на старом фундаменте алтарной части храма преподобного Иоанна Лествичника.
13.

Часовня построена в память о больничном храме во имя прп. Иоанна Лествичника, который был разобран в XIX веке.
14.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника...
15.

Преподобный Савва Сторожевский умер 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
16.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты...,
17.

А второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.
18.


19.


20.

Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 1406/1407 году был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.
21.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.
22.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом (исследователем описания жития святых) и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

23.

Вид на другие храмы Саввино-Сторожевского монастыря (о них и не только будет идти речь во второй части моего рассказа).
24.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек.
25.

В ходе раскопок 1955-1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта апсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.
26.


27.


28.


29.

Надо сказать что мне удалось заглянуть внутрь за кованую решетку. Эти подвальные помещения очень глубокие - метров пять-шесть наверное и в хорошей сохранности. Дух захватывает...
30.

Рождественский собор - один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Выстроен на месте деревянного храма из белого камня - известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры. Четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
31.


32.

Собор Рождества Богородицы - композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней.
33.

Он был построен на средства князя Юрия Звенигородского немногим позже собора Успения на Городке, также из белого камня, хотя и, по всей вероятности, другими мастерами, которые, по мнению исследователей, стремились скопировать собор в крепости князя, но обладали меньшим искусством, нежели строители последнего. Поэтому собор Рождества Богородицы более раздается вширь, нежели ввысь.

Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.
34.

35.

Во второй половине XVI века к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.
36.

37.

38.

Украшения стен храма - резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид.
39.


40.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
41.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.
42.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.
43.


44.

45.

Перспективные порталы с килевидным завершением - также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.
46.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной - осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону. Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.
47.


48.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
49.

Храмосданные доски собора.

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, находящийся в подмосковном Звенигороде, некогда называли Лаврой, и это многое может сказать о степени его популярности в народе. Он был основан преподобным Саввой – учеником Сергия Радонежского и одним из самых ярких духовных деятелей эпохи национального возрождения.

Саввино-Сторожевским монастырь назван по горе Сторожи, на которой был он основан (сама же гора нареклась так из-за воинской стражи, наблюдавшей с нее за окрестностями), и имени его основателя, одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского (первого скорее не по времени прихода к Троицкому игумену – в списке первой дюжины имени его нет, – а по благочестию). Известно, что еще при жизни преподобного Сергия Савва был духовником Троицкой обители (и, кстати, самого Радонежского чудотворца), а по кончине Троицкого первостроителя, когда преемник его Никон ушел в затвор, именно Савва все шесть лет Никонова молчания нес бремя игуменства в обители преподобного Сергия.

Своим духовником почитали его и вдова Дмитрия Донского Евдокия (незадолго до смерти постригшаяся в монашество с именем Евфросиния), и третий (а по праву престолонаследия второй, ибо первый умер во младенчестве) сын его Юрий (заодно и крестный сын самого преподобного Сергия), ставший по завещанию отца князем Звенигородским. Считается, будто именно однажды упросил преподобного Савву идти с ним в Звенигород освятить княжий дом.

Впрочем, есть и другая версия, согласно которой преподобный Савва и Юрий (Георгий) Звенигородский (в то время человек по нынешним меркам молодой) уже тогда задумали создание в вотчине князя Юрия своего рода Русской Палестины – два с половиной века спустя нечто подобное попытается устроить совсем рядом Патриарх Никон. Как бы то ни было, но преподобный Савва покинул отчую обитель и отправился в Звенигородский удел, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. И когда присмотрел у впадения речки Разварни в Москву подходящее место, «словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами», пал со слезами пред нею и вознес молитву, прося благословения. Здесь в 1398 году и был заложен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, с которого началась обитель на Сторожах. Слух о подвижничестве и благочестивой жизни преподобного Саввы очень скоро привлек многих, и когда братии собралось для того достаточно, блаженный Савва завел общежитие.

Князь Юрий помогал обители, и еще при жизни преподобного Саввы воздвигнут был уже каменный собор Рождества Богородицы (1405), впоследствии ставший образцом для каменного Троицкого собора Сергиева монастыря (построенного, кстати, все тем же Юрием Звенигородским). Судя по тому, что ко временам князя Юрия относится и находящаяся неподалеку от города Введенская церковь, очевидно, что молодой князь, руководимый старцем Саввой, намеревался охватить Звенигород «поясом Богородицы». Ныне ничего неизвестно о храмах, составлявших этот «Звенигородский пояс», но велика вероятность, что они были деревянные и просто не сохранились до наших дней: слишком много разрушений выпало на долю удела.

Преподобный Савва достиг глубокой старости, не изменив уставного правила. Изнурив тяжкими подвигами свою плоть и заболев, он почил о Господе 3 декабря 1407 года, перед кончиной наказав братии блюсти чистоту телесную, братолюбие и смирение, подвизаться в посте и молитве, после чего преподал всем мир и целование. На погребение его собрались почти все звенигородские жители, князья и бояре. Рака с мощами блаженного была поставлена в построенном им Рождественском соборе.

Князь, лишившись духовника и наставника, продолжал посещать обитель и всячески ей помогать. Роль Звенигородского князя в русской истории гораздо больше, чем принято думать: достаточно сказать, что изображение тезоименитого своего святого Георгия Победоносца первым на своих монетах начал печатать именно он. Умер он в 1434 году, успев перед своей загадочной смертью занять (после смерти старшего брата и согласно завещанию отца) и великокняжеский престол (что, скорее всего, и послужило причиной его неожиданной кончины после трехмесячного правления).

Каждый новый хозяин Звенигородчины старался подтвердить жалованные грамоты, данные монастырю князем Юрием, да и от себя выказать почтение. Андрей Васильевич и давал ему грамоты, и разрешал споры монастыря касательно владения отчинами. Не отставали и княжьи жены: вдова Василия Темного Мария Ярославовна в 1462 году подарила «на помин души» супруга Василия и сына Юрия сельцо Шульгино с деревнями и угодьями.

Монастырь постепенно улучшался, получая все больше средств. Усердие князей и бояр к обители особенно увеличилось после известий о чудотворениях преподобного Саввы.

В середине XV века было первое явление преподобного игумену сторожевскому Дионисию: во сне предстал ему преподобный Савва, повелев написать на иконе свой лик. Игумен Дионисий сам был живописец, и, написав образ Саввы, поставил его в церкви. С этих пор у гроба преподобного начали происходить многие исцеления. Вероятно, тогда и стали чтить память первостроителя Сторожевского, призывая его в молитвах.

В XVI веке известность монастыря росла, на богомолье сюда приходили самодержцы, а князья обогащали его вкладами. В это время в монастыре была уже многочисленная братия (при Иоанне Грозном – больше семидесяти иноков).

XVII век явился веком славы Сторожевскаго монастыря, особенно после обретения нетленных мощей преподобного Саввы. Однако в начале этого столетия, в период Смуты, обитель изрядно натерпелась от насилия и хищничества иноплеменников, окружавших Лжедмитрия I. В 1606 году, когда Лжедмитрий был в селе Вяземы, в монастырь проник отряд поляков, разорив и попалив обитель и приписанные к ней деревни, а также захватив казенные деньги, лошадей и хлебные запасы. Тогда затерялись и некоторые грамоты, жалованные от прежних князей. Царь Василий Иванович Шуйский, узнав из челобитной игумена о разграблении обители и ее вотчин, в 1607 году освободил монастырские села и деревни от платежа ямских денег на один год.

"Простому, по не без изящества дворцу царя Алексея Михайловича присуща скорее легкость, нежели величавость"

монастырю грамоту, по которой, в связи с разорением «от литовских людей», велено было не брать с монастырских товаров пошлин при их перевозке по реке Москве.

При Михаиле Федоровиче обитель с каждым годом все более процветала. Государь часто ездил сюда на богомолье, жаловал монастырь грамотами и вкладами. На колокольне было три колокола с именем царя Михаила: один, вседневный, отлит в 1636-м, а два другие – в 1620 году.

Время правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), которое называют «золотым веком русского благочестия», оказалось добрым и для обители преподобного Саввы. Усердием государя монастырь быстро залечил раны, нанесенные ему Смутным временем, и всего за несколько лет превратился в один из самых многолюдных, богатых и почитаемых на Руси. Восстановление и украшение обители государь начал с древнего Рождественского собора, где под спудом почивали честные мощи основателя – преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

По завершении работ в соборе, в 1650 году, появился царский указ о начале в монастыре большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего собора сформировался новый, удивительный по своей красоте и гармоничности, архитектурный ансамбль, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место. Территорию монастыря полностью перепланировали, увеличив почти вдвое (частично засыпали и овраг, некогда разделявший две вершины горы Сторожи). Обитель состояла теперь из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего ансамбля в целом) осталась древняя святыня монастыря – собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимал самую высокую точку рельефа. Все остальные здания, обращенные фасадами к собору, расположились ниже по склону холма. Хозяйственные помещения были сосредоточены в северной части, за звонницей и Трапезной палатой, и не мешали лицезрению соборной площади. Почти все это сохранилось до наших дней. Исчезли лишь больничные палаты, от которых осталось единственное описание, сделанное Павлом Алеппским. Судя по нему, устроены они были как «монастырек в монастыре»: с особыми воротами, многочисленными кельями и со своим храмом – церковью во имя святого Иоанна, сочинителя «Лествицы, или Скрижалей духовных».

Саввино-Сторожевский монастырь сочетал в себе живописность с рациональным использованием рельефа местности. Павел Алеппский сравнивал его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот – невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

В 1652 году в монастыре произошло величайшее событие – были обретены нетленными мощи преподобного Саввы. Согласно монастырскому преданию, обретению мощей предшествовало чудесное спасение царя во время охоты самим преподобным Саввой. Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса. Когда свита рассеялась по лесу для отыскания медвежьего логова и он остался один, из лесной чащи на него внезапно выскочил медведь. Безоружный царь был обречен на верную смерть, но явился около него старец, после чего зверь бежал. Спрошенный царем старец ответил, что его зовут Саввою и он инок Сторожевской обители. Меж тем вернулись некоторые из свиты, и старец пошел к монастырю. В обители Алексей Михайлович узнал, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Савва, зато, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам преподобный. Тогда царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию. 19 января 1652 года, после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы были торжественно извлечены из земли и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора.

Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой в конце XIV века. Бывший ученик и духовник Сергия Радонежского, Савва большую часть своей жизни прожил в Троицком монастыре, в Загорске. В 1398 году преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия переселяется в Звенигород, где с 1390 года строится каменный храм на Городке. Вскоре после прибытия преподобный Савва построил с княжеской помощью небольшую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была сооружена на вершине холма Сторожа.

01

По преданию, преподобный Савва, впервые поднявшись на холм, остановился, пораженный красотой места и открывшимся видом и со слезами пал на землю перед принесенной им иконой Пресвятой Богородицы, прося у Небесной Владычицы благословления и заступничества.

02

На границе XIV и XV веков, князь Юрий Дмитриевич уходит войной на среднее Поволжье против волжских булгар. Преподобный Савва дал свое благословление на битву князю и предрек победу в походе. Вернувшись с победой, князь поспешил в обитель преподобного Саввы, чтобы вознести благодарственные молитвы. В благодарность за молитвы об удачном походе, за пророчество победы, князь пожаловал несколько сел и деревень в Рузском и Звенигородском уездах на устроение Саввино-Сторожевского монастыря, дал средства на устройство келий, роспись церкви. От податей и пошлин были освобождены все, кто жил на монастырских землях. В 1405 году на месте деревянной церкви князь Юрий возводит большой белокаменный собор. Каменное здание собора Рождества Пресвятой Богородицы одно из немногих, сохранившихся до наших дней со времени монгольского нашествия. Собор был расписан учениками Андрея Рублева и освящен преподобным Саввой в 1407 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году, в декабре, преподобный Савва умирает. Похоронен он был в соборе Рождества Пресвятой Богородицы с правой стороны, под западным окном. Спустя почти полтора века, в 1547 году преподобный Савва Сторожевский был канонизирован на Первом Макариевском Соборе, 3 декабря (дата кончины старца) вносится в церковный календарь.

03

04

05

06

07

08

Кормушки для птиц.

10

В 1430 году преподобный Савва явился во сне игумену обители Дионисию и повелел написать свой образ. Старец Аввакум, один из учеников преподобного Саввы, описывал основателя монастыря именно таким, каким он явился игумену. Игуменом Дионисием была написана самая старая икона с изображением Святого.
В конце XV века, в 1492 году, монастырь переходит к Московскому княжеству, в непосредственное управление Великого князя Московского Ивана III. Этот переход лишил монастырь некоторых льгот, полученных ранее – вернулись пошлины и подати в казну. Вместе с тем, после этого перехода, Саввино-Сторожевская обитель становится местом богомолья правителея и членов царской семьи.
В первой половине XVI века с южной стороны Рождественского собора был пристроен придел в виде небольшой одноглавой церкви во имя преподобного Саввы Сторожевского. Тогда же в монастыре была сооружена каменная надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезная палата. Хозяйство монастыря пополняется плотиной с мельницей и прудом.

12

Обратите внимание на часы, выглядят соввершенно инородным предметом.

13

14

15

16

17

С началом Смутного Времени для монастыря начались тяжелые времена. В 1606 году польский отряд Лжедмитрия I разорил монастырь и окрестные деревни. Захватчики забрали деньги, продовольствие и лошадей. Тогдашнего игумена Исаию и монахов монастыря убили. Слух о бедственном положении монастыря доходит до царя Василия Шуйского и чтобы помочь с восстановлением обители, в 1607 году царь освобождает деревни и села монастыря в Звенигородском уезде от ямского налога сроком на один год. В 1608 году в монастырь на поклонение к преподобному приезжает Марина Мнишек. Окончание смутного времени монастырь встретил разоренным.. Восстановление хозяйства было тяжелым и долгим. Чтобы помочь обители, в 1613 году, царь Михаил Федорович освобождает монастырь от пошлин на прогон леса по Москве-реке.

18

19

20

В 1649 году (по некоторым данным в 1650 году) во время охоты, царю Алексею Михайловичу было явление преподобного Саввы. Столкнувшись во время охоты с медведем, царь взмолился ему было явление благообразного старца. Согласно летописям, с появлением старца медведь бежал прочь. После этого чуда царь издал указ о перестройке Саввиной обители, в том числе – о росписи собора Рождества Богородицы, создании для него грандиозного пятиярусного иконостаса. К созданию иконостаса привлекли иконописцев Оружейной палаты. В 1651 году в монастыре появляется первый колокол. В память о чуде, спасшем ему жизнь, царь Алексей Михайлович в 1652-1656 годах вкладывает много усилий в обустройство и развитие Саввино-Сторожевского монастыря. По окончании строительства территория монастыря увеличилась почти в два раза, происходит разделение на парадный и хозяйственный дворы. В центре парадного двора располагается древняя святыня монастыря – Рождественский собор, на который смотрят фасады построенных в то время Дворца царя и Царицыных палат, Звонницы, Братских корпусов. Во всей композиции доминирует четырехъярусная звонница. Особой чертой всего ансамбля является парадный вход, устроенный оригинально, «по-византийски». Территорию монастыря окружила высокая стена с семью башнями. В тот же период – правление Алексея Михайловича -- обитель становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится личным царским богомольем, а его управлением занимается непосредственно Тайный приказ - личная царская канцелярия. В 1668 году в обители появляется Большой Благовестный колокол – самый большой монастырский колокол весом 2125 пудов. Колокол был отлит государевым колокольным мастером непосредственно на территории монастыря, около Звонницы. По преданию, мелодичный звон колокола был слышан даже в Москве. Позднее на Звоннице появляется еще одна башенка. На ней размещается часовой колокол, привезенный из Смоленска царем и подаренный обители.

21

22

23

24

25

От стен монастыря начинается дорога которая ведёт к подножию холма на котором стоит монастырь. там внизу находится святой источник.

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Во время наступления французской армии Звенигород и окрестности оказались на пути движения войск Наполеона. Полки французов останавливались, например, в усадьбе Большие Вяземы. Легенда гласит, что когда в 1812 году во дворце царя Алексея Михайловича, в Саввино-Сторожевском монастыре остановился пасынок Наполеона Евгений Богарне, ему в первую же ночь явился во сне преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, при условии, что Богарне сохранит от разрушения и поругания обитель. Кроме того, принцу было предсказано, что дети его будут жить в России. Богарне выполнил просьбу преподобного, и в последствии, единственным из военачальников Наполеона остался жив и даже не был ранен. Спустя четверть века, в 1839 году, в обитель приехал сын принца герцог Максимилиан Лейхтенбергский, посетивший обитель вместе с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принял православие и женился Марии Николаевне, связав свою жизнь и жизнь потомков с Россией. Так исполнилось и второе предсказание преподобного Саввы Сторожевского.

37

38

С началом «нового мира» в Саввино-Сторожевский монастырь, как и во многие святые обители России, пришли тяжелые времена. В 1918 году новая власть вскрыла раку с мощами преподобного Саввы. Мощи преподобного Саввы Сторожевского были первыми, которые осквернила новая власть. Событие это всколыхнуло местных жителей и привело к «звенигородскому» бунту, в ходе которого были убит начальник продразверстки и комендант монастыря Константин Макаров. Бунт был жестоко подавлен, а монастырское хозяйство было полностью реквизировано. Оставшиеся без земли, без подворья монахи были вынуждены жить на подаяния прихожан. За полгода численность братии сократилась в четыре раза – с 50 до 12 человек.
Весной 1919 года рака со святыми мощами Саввы Сторожевского вскрывается повторно и мощи преподобного были перевезены в Москву.В 1922 году монастырь получает статус памятника архитектуры XV-XVII веков и переходит под охрану Народного комиссариата просвещения. Музей церковной старины становится «Музеем церковной старины и помещичьего быта» и в его коллекцию поступают экспонаты из экспозиций музеев из усадеб Введенское и Ершово. Музей занимает почти все монастырские здания. Музей церковной старины и помещичьего быта действует до 1927 года. После его закрытия на территории Саввино-Сторожевского монастыря организуется колония для беспризорников. Монастырь лишается многих икон – они вывозятся в Москву на реставрацию, но после реставрации иконы в монастырь не возвращаются и судьба их неизвестна.
Колония для беспризорников была закрыта в 1928 году. В освобожденных зданиях, и в зданиях за стенами монастыря организуются дома отдыха. В Рождественском соборе, Троицкой церкви и нескольких других зданиях обители вновь открывается музей. Филиал музея открывается в Успенском соборе на Городке.

В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишается почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких колоколов, и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – Большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако, есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря и так и остались на ней – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола.

Как во время Первой мировой войны, с 1941 по 1944 год на территории обители располагается госпиталь. Зимой 1941 , во время битвы за Москву, линия фронта проходила всего в трех километрах от стен монастыря. За всю войну на территории монастыря не взорвалось ни одной бомбы, не упало ни одного снаряда, не залетело ни одной шальной пули. Для подготовки к обороне в Скиту преподобного Саввы были отрыты окопы, следы которых частично сохранились до нашего времени.

В 1944 году Звенигородский краеведческий музей снова открывается – уже в Успенском соборе на Городке, где и действует до 1946 года. В 1946 году Успенский собор был возвращен верующим. Тем временем на территории Саввино-Сторожевского монастыря расположено сразу несколько объектов Министерства Вооруженных сил: дом отдыха, Высшая офицерская школа ВВС и научное подразделение, ведущее военные разработки. В том же 1946 весь ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря был внесен в «Список памятников архитектуры Московской области, подлежащих государственной охране». В течение следующих трех лет музею передаются все здания монастыря, и на здании Рождественского собора устанавливается охранная доска

В канун Пасхи, в 1998 году, обитель получает новые колокола, отлитые на благотворительные средства на заводах России. В том же году в Рождественский собор возвращается иконостас XVII века и восстанавливается рака для честных мощей Преподобного Саввы, которые возвращены обители в августе 1998 года. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 августа вносится в православный календарь как «день второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца и перенесения их в Саввино-Сторожевский монастырь».

По просьбе Звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Димитрия Донского.

Наивысший расцвет обитель переживает в середине XVII века, когда царь Алексей Михайлович выбирает ее под «собственное государево богомолье». Монастырь заново отстраивается, получает статус Лавры, становится одной из самых известных, богатых и почитаемых обителей России.

В 1650 году выходит в свет царский указ о начале в монастыре больших строительных работ. «Велено у чудотворца Саввы Сторожевскаго Никите Михайловичу Боборыкину да подъячему Андрею Шахову сделать каменный город около всего строения мерою по чертежу 357 сажень, а в том городе семь башен». Саввино-Сторожевский монастырь был задуман и создан зодчими XVII века как единый архитектурно-художественный ансамбль, сочетавший в себе необыкновенную живописность с удивительно точным использованием рельефа местности, логически обоснованным размещением храмов, жилых и хозяйственных зданий. Павел Алеппский сравнил его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот - невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

Саввина обитель всегда находилась под патронажем сначала Великих Князей Московских, а позже - государей Дома Романовых, а основатель ее почитался как «Молитвенник за Царей Богоизбранных».

В 1919 году честные мощи преп. Саввы (обретены в 1652 г.) были вскрыты и вывезены из обители, а сама она была закрыта, на ее территории находились концлагерь, колония, санаторий, музей. В 1995 году Саввин монастырь был открыт в ранге ставропигиального, а в 1998 г. в обитель вернулись честные мощи преподобного Саввы Сторожевского.

При Саввино-Сторожевском монастыре открыт детский приют, богословские курсы, издательство, паломническая служба, братия окормляет воинов, несущих службу на границе и в «горячих» точках. Ежегодно обитель преп. Саввы посещает более полумиллиона гостей.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. 1405 г.

Белокаменный Рождественский собор относится к немногим сохранившимся памятникам ранне-московского зодчества. Росписи храма относятся к началу XV - середине XVII веков с поновлениями XIX - начала XX веков. Ранний слой фресок создан мастерами круга преп. Андрея Рублева на алтарной преграде и столбах, полностью весь объем собора расписан мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по заказу царя Алексея Михайловича. Фрески «царских изографов» обновлены маслом Палехской артелью. Иконостас «царских» мастеров середины XVII века дошел до нас практически в первозданном виде. По правой стороне на солее почивают мощи основателя монастыря преподобного Саввы Сторожевского. В XVI веке с юга к собору пристроен придел в честь преподобного Саввы, в XVII веке - папертная палатка с запада и крытая двухэтажная галерея с юга, а в XIX веке с западной стороны возведено крыльцо.

До начала XV в. единственным каменным сооружением монастыря является собор Рождества Божией Матери. В 1407 г. этом соборе был погребен преп. Савва. Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Димитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников раннемосковского зодчества. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972 г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены, столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные «царскими изографами» во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас работы тех же мастеров. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.

Звонница. 1652-1654 гг.

Здание Звонницы самое высокое в обители. Имеет оригинальную четырехъярусную трехпролетную конструкцию, завершающуюся четырьмя каменными шатрами с главками. Во втором ярусе церковь во имя Святой Троицы (ныне - в честь преподобного Сергия Радонежского). Два верхних яруса предназначены для колоколов. Ансамбль звонов состоял из 19 колоколов, отлитых в XVII - XVIII веках. До наших дней сохранился только один колокол - Часовой. В центральном большом проеме находился 35-тонный Большой Благовестный колокол, отлитый в 1668 г. мастером Александром Григорьевым. Сейчас на его месте - вновь отлитый Благовестник.

Рождественский собор. Интерьер притвора

Папертная палатка Рождественского собора пристроена в XVII веке. Росписи были обновлены мастерами Палехской артели к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. На сводах проиллюстрировано генеалогическое древо Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, на стенах избранные святые и фрагменты жития преп. Саввы Сторожевского. Под юго-западным окном, в самом соборе, находится место первоначального захоронения преподобного Саввы.

Рождественский собор. Святая рака с сенью над мощами преподобного Саввы Сторожевского

Святые мощи преподобного Саввы, основателя монастыря, были обретены 1 февраля (19 января) 1652 г. И почивали в дубовой раке. Царь Алексей Михайлович желал переложить нетленные мощи преподобного Саввы в серебряную позлащенную раку, но не успел это сделать, В 1680 г. его сын царь Федор Алексеевич исполнил обет отца. Через столетие надворным советником Николаем Владимировичем Шереметевым была установлена деревянная сень над ракой. С благословения Святейшего Синода 1847 г. на средства богомольцев была установлена новая сень из накладного серебра, которая была торжественно освящена митрополитом Московским Филаретом 30 (17) июля. В этот день был установлен местночтимый праздник, и ежегодно совершался крестный ход между монастырем и Скитом. После кощунственного вскрытия мощей в 1919 г. рака и сень были утрачены и воссозданы в год 600-летия основания монастыря.

Троицкая надвратная церковь.1651 г.

Троицкая (первоначально Сергиевская) надвратная церковь представляет собой типичный для XVII века шатровый безстолпный храм. Построена на высоком подклете, где находится широкая лестница - парадный вход в монастырь. Освящена церковь 1 декабря 1651 года. Считается последней в России XVII века шатровой церковью, т.к. Патриарх Никон в 1652 году запретил строительство подобных храмов, как не соответствующих византийским традициям: «... шатры более приличествуют боярским теремам, нежели храмам Господним». Церковь соединялась крытым переходом с Царицыными палатами и являлась домовой церковью царицы. Имеет небольшие размеры и обладает великолепной акустикой за счет использования голосников.

Широкая лестница подклета под прямым углом поворачивает налево и выводит на Соборную площадь монастыря. Подклет построен таким образом, что из его глубины виден только один Рождественский собор. С каждым шагом, с каждой ступенью собор как бы вырастает из холма, увеличиваясь в размерах и приближаясь к зрителю.

Дворец царя Алексея Михайловича. 1650, 1674-1676 гг.

Дворец возведен на месте первоначальных братских келий. По окончании строительства он представлял собой протяженную [ок. 110 м.) одноэтажную на подклете постройку из семи клетей, четыре из которых имели второй этаж. По всей своей Длине дворец надстроен при царевне Софье Алексеевне. Здесь располагались покои царя Алексея Михайловича и его свиты, а затем братские кельи и покои для высочайших гостей, посещавших монастырь в XVIII - начале XX веках. В покоях висели портреты русских государей, бывавших в обители. Северная часть Дворца разобрана в XIX веке. Сейчас во Дворце располагаются богословские курсы, паломническая служба монастыря и церковная лавка.

Царицыны палаты. 1652-1654 гг.

Царицыны палаты - дворец, построенный в 1652-1654 гг. для первой супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской, - можно назвать сооружением уникальным. И не потому, что в монастырях никогда не строили гражданских зданий, тем более - царских дворцов. А потому, что это здание сохранило в себе все неповторимое очарование жилого терема XVII века - старинная форма оконных и дверных проемов, восхитительное белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую. Это одноэтажное здание (в древности имевшее второй деревянный этаж) поставлено налево от главного входа в монастырь на склоне холма, поэтому со стороны крепостной стены имеет подклет, служивший для хозяйственных целей.

Водосвятная часовня. 1998 г.

Построена по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в год 600-летия основания монастыря на алтаре древнего храма преп. Иоанна Лествичника. Этот храм был возведен при больничных корпусах монастыря по указу царя Алексея Михайловича и разобран из-за ветхости в конце XVIII в.

Купальня над источником преп.Саввы. 2003-2004 гг.

Купальня построена над источником преп. Саввы недалеко от древней монастырской запруды на реке Сторожке.

Скит преподобного Саввы. Храм преп. Саввы Сторожевского. 1862 г.

Скит расположен в километре от монастыря на месте уединенных молитв преп. Саввы. Под алтарем храма сохранилась пещерка, куда удалялся для молитвы основатель монастыря.

Здания Скита построены в начале 1860-х гг. на средства Павла Григорьевича Цурикова, купца 1-ой гильдии и потомственного дворянина.

Красная башня. 1650-1654 гг.

Самая красивая башня - Красная над Святыми воротами. Она, в отличие от других башен (граненых), прямоугольной формы, двухэтажная (на втором этаже была устроена церковь Алексия, человека Божьего, небесного покровителя царя Алексея Михайловича).

Красная башня, вместе со стоящей рядом надвратной Троицкой церковью, оформляет необычный парадный вход в монастырь. Двое ворот башни ведут в монастырский дворик, он, в свою очередь, - в подклет Троицкой церкви.

Крепостные стены. 1650-1654 гг.

Согласно указу царя Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре возвели «каменный город». Началось строительство, как было принято, с возведения крепостных стен. Протяженность их составляет 760 м., высота до 8 м., толщина до 3,5 м. Стены имеют три ряда бойниц и галерею боевого хода, по углам - 7 башен (сохранилось 6).

На территорию ведут двое ворот - парадные и хозяйственные. Парадные, или Святые, ворота расположены с восточной стороны, хозяйственные - прорезают толщу северной стены. Из 6 сохранившихся башен 4 имеют название.

Восточная башня носит название Красной; юго-западная башня, служившая складом зерна, - Житной; юго-восточная хозяйственная - Водовзводной; южная, выступающая наружу углом, - Усовой; не сохранившаяся западная башня, находившаяся у больничных палат, так и называлась - Больничная. Башни имели шатровое завершение, крытое тесом.

С использованием материалов из книги «Саввино-Сторожевский монастырь», издательский совет Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Паломническая служба

Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни.

Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника.
Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону +7 903 274 01 21 или по электронной почте [email protected]

Маршрут № 1

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу и восточное прясло крепостной стены с Красной башней.
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства - от раннемосковского зодчества до классицизма.

Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

Маршрут № 2

  1. Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
  2. Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
  3. Скит преподобного Саввы Сторожевского.

Продолжительность экскурсии 4 часа.

Правила поведения на территории обители и скита:

Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.

Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:

  • не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
  • при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.

Запрещается:

  • кричать, громко разговаривать и смеяться;
  • употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
  • курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
  • использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
  • плевать и сорить на территории монастыря;
  • входить на территорию монастыря с животными;
  • устраивать пикники;
  • ездить на велосипедах, роликовых коньках;
  • фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.

Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.

Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.

Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

фотогалерея


Инспектор: иерей Георгий Тютюнджи, +7 915 121 33 3

Помещения курсов расположены на территории монастыря в здании Дворца царя Алексея Михайловича на 2-м этаже в двух аудиториях.

Саввинские богословские курсы были открыты по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году.

Структура курсов позволяет проходить всё обучение за три года, по три урока трижды в неделю в вечернее время с 18.00 до 20.25. Занятия начинаются в первой половине октября и продолжаются до конца мая. В течение 14 дней экзаменационной сессии учащиеся готовятся и сдают экзамены.

Учащиеся, успешно сдавшие экзамены и закончившие 3-й курс, в последнюю субботу мая после богослужения получают дипломы об окончании курсов.

На «Саввинских» курсах обучаются как прихожане различных храмов Москвы и Подмосковья, а так же монастырских Подворий так и насельники Саввино-Сторожевского монастыря.

Преподаватели:

    Иерей Георгий Тютюнджи

    Иеродиакон Спиридон (Салтыков)

    Андрей Владимирович Шорохов

    Анастасия Мухамедовна Шорохова

    Александр Анатольевич Малышев

    Георгий Васильевич Пушкашу

Учащимся преподаются следующие дисциплины:

Первый курс:

    Священное писание Ветхого Завета (преп. Малышев А.А.)

    Катехизис (преп. Малышев А.А.)

    Общецерковная история (Шорохов А.В.)

    Литургика (преп. иерод. Спиридон Салтыков)

    Церковное искусство (2-й семестр) (преп. Шорохова А.М.)

Второй курс:

    Священное писание Нового Завета (преп. Малышев А.А.)

    История Русской Церкви (Шорохов А.В.)

    Догматическое богословие (Шорохов А.В.)

    Основное богословие (2-й семестр) (преп. иер. Георгий Тютюнджи)

    Нравственное богословие (2-й семестр) (Шорохов А.В.)

    Практикум церковно-славянского языка (2-й семестр) (преп. Георгий Пушкашу)

Третий курс:

    Христианская антропология (преп. Шорохов А.В.)

    Христианство и классическая Литература (преп. Пушкашу Г.)

    Пророческие места ВЗ (преп. Малышев А.А.)

Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими» курсами.

Для получения необходимой для расширения кругозора учащихся и насельников монастыря информации приглашаются лекторы-преподаватели

Православных высших учебных учреждений, учёные-исследователи в области богословия, истории Государства и Церкви и общественных наук.

Пятеро преподавателей имеют высшее образование; преподаватель Литургики из числа братии монастыря - иеродиакон Спиридон (Салтыков), регент монастырского хора, учащийся Сретенской семинарии; преподаватель Основного богословия-настоятель монастырского подворья при храме Живоначальной Троицы в с. Ершово Одинцовского р-на Московской обл. иерей Георгий Тютюнджи, выпускник МДС.

В 2015 году выпускной экзамен сдало 11 человек.

Сейчас на 1-м курсе проходят обучение 19 человек; на 2-м курсе 5 человек, на 3-м курсе семь человек. Кроме этих учащихся, посещающих курсы согласно списку зачисленных официально, 4 вольнослушателей слушают лекции по собственному выбору.

Возраст более чем половины учащихся курсов-в пределах 40-55 лет; остальные моложе.

Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими курсами».

С лекциями об истории Русской Православной Церкви, из истории церковного искусства и истории Российского государства приезжают известные историки и искусствоведы. Лекции проводятся по приглашению инспекции курсов. Вход свободный, как для братии монастыря, так и для прихожан.

фотогалерея

Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря».


3 апреля 2000 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на создание при Саввино-Сторожевском монастыре Православного Детского приюта милосердия для мальчиков-сирот. Было разработано Положение о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря», согласовано с главой администрации г. Звенигорода и 30 марта 2001г. утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Первые воспитанники поступили в Приют, располагавшийся в одном из монастырских строений (корпус №16), в марте 2002г. К концу 2002г. их количество составляло 14 человек.

Основное здание Приюта (бывшее здание детского сада, переданное монастырю Администрацией Одинцовского района), общей площадью 1000 м2, расположенное по адресу: г. Звенигород, Верхний Посад, Лапинский переулок, д. 27, было открыто после капитального ремонта в августе 2003 г. Туда постепенно были переведены все воспитанники, количество которых к тому времени увеличилось до 28 человек.

Общая площадь земельного участка, отведенного Приюту, составляет 1 га. На этой территории, помимо самого здания Приюта, находятся также хозяйственные постройки, спортивная площадка, банно-оздоровительный комплекс, гараж, дом для сотрудников.

Курс реабилитации ребята проходят в соответствии с Положением о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря». Образование получают в Саввинской средней общеобразовательной школе. Также наши воспитанники постигают основы Православия, изучая закон Божий и церковно-славянский язык, получая духовно-пастырское окормление священнослужителей монастыря и духовника приюта, знакомясь с православными традициями, выполняя утреннее и вечернее молитвенное правило, посещая богослужения и регулярно приступая к таинствам исповеди и Причастия. Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников, сотрудников монастыря и жителей г. Звенигорода, получают трудовые и профессиональные навыки, выполняя различные работы на территории приюта, принимают участие в городских и региональных спортивных и военно-патриотических мероприятиях, регулярно совершают паломнические и экскурсионные поездки. Факультативно дети посещают кружок керамистов, участвуют в театральной студии, периодически гастролируя со своими спектаклями по округе, занимаются рукопашным боем, обучаются в иконописной мастерской. Летние каникулы ребята проводят в детском оздоровительном лагере на берегу Черного моря (Краснодарский край), а также в путешествиях по другим уголкам страны.

За всё время существования Приют помог найти себя в этом мире и социально ориентироваться почти 150 воспитанникам. Судьбы ребят складываются по-разному, но многие из них периодически посещают Приют, с теплом вспоминая годы, проведенные в нем, а некоторые даже стали сотрудниками Приюта.

В настоящее время в Приюте проходят реабилитацию 30 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В основном это так называемые социальные сироты, а также ребята, оказавшиеся в асоциальной среде.

В приюте работают 30 сотрудников монастыря (педагоги, воспитатели, медсёстры, повара, хозяйственники, водители, сторожа и др.) + 4 преподавателя факультативных занятий.

Директор: монахиня Елизавета (Подсосникова), +7 916 302 00 57

Духовник: иеромонах Амвросий (Быков), +7 916 500 45 71

Телефон: +7 498 697 44 44;

Адрес: 143180 Московская обл. г. Звенигород, Лапинский пер. 27

Просмотров