Суда древней греции. Кораблестроение в древней греции Как назывались корабли в древней греции

Греция – страна морей. Жители этого государство во все времена славились своими знаниями и навыками в сфере судостроительства и судоходства. Греческие мореплаватели со времен глубокой древности сохранили все самые лучшие традиции. Корабли этих мореплавателей по праву считались и считаются лучшими в мире.

Столица и другие крупные города Греции являлись крупными торговыми пунктами. Флот в каждом населенном пункте, примыкающем к морю, был и есть довольно сильный и мощный. По сей день исследователи сходятся во мнении о том, что наиболее прославленный, маневренный и крепкий корабль греков – триера. О ней говорили, ее боялись враги, которые не раз сталкивались с ней нос к носу. Таран триеры по силе превосходил все имеющиеся суда противника. Были и иные боевые и торговые суда, которые не раз удивляли и поражали воображение завоевателей, пытавшихся проникнуть на землю греков.

Парус, весла и другие достижения судостроительства

Ученые, исследовавшие древние документы и чертежи греческих судостроителей, пришли к выводу о том, что изобретение паруса, принадлежит именно грекам. Но сначала они научились перетягивать свои суденышки кожей буйволов и коров, придумали весла.

Некоторые исследователи связывают изобретение паруса с историей о спасении Дедала (миф о Дедале и Икаре). С острова Крит Дедалу удалось убежать, благодаря имеющемуся у него парусу. Якобы это он впервые взгромоздил этот важный элемент на свой корабль.

Суда греков довольно долго передвигались только лишь при помощи весельной силы. Для этого использовали труд рабов. Парус удавалось поднять, если дул попутный ветер. Некоторый опыт судостроения и ведения военных действий на воде, греки материковые переняли у мореплавателей Финикии и Эгейской островной Греции. Не секрет, что флот представители страны моря использовали больше в целях войны, завоевательных походов и в оборонительных целях. Меньше греческие корабли ходили в другие страны ради торговли. Главная отличительная особенность греческого флота от всех остальных – огромная разница между военными и торговыми судами. Первые были достаточно выносливыми, могли сколь угодно маневрировать, а торговые принимали на борт тонны грузов и при этом до самого финиша оставались надежными.

Какими были греческие корабли? Основные принципы строительства

Корпус судна обязательно оснащали килем, обшивали. Греки первыми начали делать парные швы для большей надежности. Самые толстые места обшивки находились под килем и на уровне палубы. Для большей надежности, крепления делали не только из дерева, но и бронзы. Огромные металлические штыри намертво прибивали обшивку к корпусу корабля.

Делалась и необходимая защита от волн. Для этого мостился фальшборт из холщовой ткани. Корпус судна всегда поддерживали в чистоте, красили и обновляли это покрытие по мере необходимости. Обязательной процедурой было натирание обшивки жиром. Выше ватерлинии корпус дополнительно укрепляли, просмаливая и накрывая листами из свинца.

На сырье, из которогостроили корабли, греки никогда не экономили. Они отбирали лучшие сорта дерева, делали идеально прочные канаты и веревки, материал для паруса был самым надежным.

Киль мастерили из дуба, на шпангоуты шла акация, рангоут делали из сосны. Дополняла разнообразиепород древесины – буковая обшивка. Паруса изначально были прямоугольными, но позже греческие судостроители поняли, что гораздо практичнее использовать форму трапеции для создания парусов.

Самые первые суденышки были очень легкими. Длина их составляла всего 35-40 метров. В середине корпуса борта были пониже, чем в остальных частях корабля. Весла поддерживались специальными балками. Из весел, установленных на корме, делали средство управления, напоминающее руль.

Были однорядные и двухъярусные суда. Облегченная унирема в длину составляла порядка 15 метров, а гребцов в нее помещалось по 25 человек. Именно из таких судов состоял флот греков во времена осады Трои. Каждый корабль при этом был оснащен тараном, сделанным из металла в виде огромного 8-10 метрового копья.

Разновидности судов древних греков

Пентеконторы. Эти корабли были изобретены и пользовались популярностью в период с 12 по 8 вв. до н.э. Судно примерно 30-35 метровое, шириной порядка 5 метров, на веслах, имело 1 ярус. Скорость корабль развивал максимум до 10 узлов.

Не во все времена Пентеконторы были беспалубными. В более поздний период их дооснащали. Палуба хорошо защищала рабов от прямых солнечных лучей, снарядов противника. На палубу водружали все необходимое из провизии, питьевую воду, даже загоняли лошадей вместе с колесницами для ведения боя, если придется, на суше. На Пентеконторах легко размещались лучники и другие воины.

Чаще Пентеконторы использовали в качестве перемещения воинов с места одних событий к другим объектам сражений. Собственно военными кораблями они стали позже, когда греки решили не только доставлять бойцов, но и использовать Пентеконторы для потопления вражеских судов, тараня их. Со временем эти корабли видоизменились, стали выше. Греческие кораблестроители добавили еще один ярус для размещения большего числа воинов. Но называться такое судно стало по-другому.

Бирема. Это и есть модифицированная Пентеконтора. Бирема была лучше защищена от натиска врага в ходе ведения морского сражения. Но при этом было увеличено количество гребцов, которых предварительно обучали синхронным действиям во время похода. В этом деле не использовали труд рабов, поскольку именно от хорошо обученных гребцов часто зависел исход боя. Нанимали на такие работы лишь моряков-профессионалов. Свое жалование они получали наравне с воинами.

Но позже снова стали использовать труд рабов, уже предварительно обучая их навыкам весельного хода. Часто в команде имелась лишь малая часть профессиональных гребцов. Остальные были полными профанами в этом деле.

Бирема предназначалась именно для ведения боя на воде. Гребцы нижнего уровня маневрировали на веслах под команды капитана корабля, а верхний ярус (воины) сражался под предводительством командующего. Это было весьма выгодно, поскольку всем хватало занятий, и каждый выполнял свое дело.

Триера. Это наиболее сильный и мощный корабль Древних греков. Изобретение такого вида судна приписывают финикийцам, но считается, что чертежи они позаимствовали у римлян. Но те именовали свое судно триремой. В названии, видимо, лишь и состояло отличие. У греков были целые флотилии, состоящие из триер и бирем. Благодаря такой силе, греки стали господствовать в восточной части Средиземного моря.

Триера – это громадный корабль, рассчитанный на 200 человек. Большая часть из них – гребцы, остальные – лучники. Команда корабля состояла всего лишь из 15-20 матросов и нескольких помощников.

Весла на судне распределялись пропорционально на 3 яруса:

  1. Верхний.
  2. Средний.
  3. Нижний.

Триера была весьма быстроходным судном. К тому же она изысканно маневрировала и легко шла на таран. Триеры снабжали парусами, но сражения греки предпочитали вести, когда судно находилось на весельном ходу. Громадные Триеры на вёслах разгонялись до 8 узлов, что нельзя было осуществить только лишь с парусом. Приспособления для тарана вражеских кораблей находилось и под водой, и над ней. Тому, что находился сверху, греки придавали изогнутую форму или делали его в виде огромной головы чудовища. Под водой таран создавался в виде стандартного заостренного медного копья. На подводный таран воины и возлагали самые большие свои надежды в ходе боя.

Главная цель – пробить корпус судна врага так, чтобы оно пошло на дно. Греки делали это искусно, и большинство кораблей завоевателей тонуло. Техника ведения боя на Триере была следующей:

  1. Постараться напасть с тыла, пока другие корабли занимают отвлекающую позицию.
  2. Перед самим столкновением увернуться, убрать весла и повредить борт судна врага.
  3. Развернуться как можно скорее и напрочь протаранить противника.
  4. Атаковать прочие суда врага.

В конце 20 века несколько ученых, представителей разных стран мира, воссоздали Триеру по древним чертежам и описаниям. Кораблестроители-энтузиасты отправились на этом судне по морю. Путешествие помогло понять исследователям, как происходило передвижение по волнам, осуществлялись сражения и др. Ныне это судно находится в музее Греции, неподалеку от Пирей.

    Геродот и его роль как историка

    Его называют «Отцом истории». Геродот занимался сбором исторических данных, много путешествовал, считался отличным географом. Но наиболее известным мыслитель стал после написания книги «История». В ней было дано описание представлений о мире. Разумеется, в таком изложении, которое было актуальным на момент, когда жил Геродот.

    «Илиада» Гомера

    «Илиада«- поэма о войне. Поэма названа «Илиадой» в честь Илиона(т. е. Трои)- города у которого происходят события, описанные в поэме. В 12 веке до нашей эры греческие племена захватили и сожгли Трою- могущественный город, находившийся на азиатском берегу Геллеспонта. Темой «Илиады» является «гнев» Ахилла, направленный против Агамемнона, и его ужасные последствия. Все события в «Илиаде» происходят в течении 52 дней, поэма состоит из 15537 стихов, которые образуют 24 песни

    Ставроникитский Монастырь. Ставроникита

    Ставроникитский монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, между монастырями Пантократор и Иверский, занимает пятнадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей Афона. Основание его датируется началом XI века, при этом разные предания не сходятся в определении личности основателя обители.

В архаический период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространенными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник"). Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям (см.) и особого внимания не заслуживает.

Пентеконтор представлял собой одноярусное гребное судно, приводимое в движение пятью десятками весел – по 25 с каждой стороны. Исходя из того, что расстояние между гребцами не может быть меньше 1 м, следует оценить длину гребной секции в 25 м. К этому имеет смысл добавить также приблизительно по 3 м на носовую и кормовую секции. Таким образом, общая длина пентеконтора может быть оценена в 28-33 м. Ширина пентеконтора приблизительно 4 м, макс.скорость – ок. 9.5 узлов (17.5 км/ч).

Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта ), открытыми судами. Однако иногда строились и палубные (греч. катафракта ) пентеконторы. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника и, кроме того, увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников и пращников, способных помочь в бою с неприятельским кораблем.

Первоначально пентеконтор предназначался в основном для "самоперевозки" войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя на берег, вели войну, ради которой приплыли в Троаду ли, на Крит ли (см. "Илиада", "Одиссея", "Аргонавтика"). Иными словами, пентеконтор не был кораблем, специально предназначенным для уничтожения других кораблей, а являлся скорее быстроходным войсковым транспортом. (Точно так же как дракары викингов и лодьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники.)

Появление на пентеконторах тарана означает, что в определенный момент противоборствующие города-государства и коалиции Эгейского бассейна приходят к мысли, что хорошо бы топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы.

Для боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия, критическими являются следующие факторы:

– маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля и стремительный уход из-под ответного удара;

– максимальная скорость, от которой зависит кинетическая энергия корабля и, соответственно, мощь таранного удара;

– защищенность от неприятельских таранных ударов.

Чтобы повысить скорость, нужно увеличить количество гребцов и улучшить гидродинамику судна. Однако на одноярусном корабле, каким являлся пентеконтор, увеличение количества гребцов на 2 (по одному на каждый борт) ведет к тому, что длина корабля возрастает на 1 м. Каждый лишний метр длины в отсутствие качественных материалов ведет к резкому повышению вероятности того, что корабль сломается на волнах. Так, согласно расчетам, длина в 35 м весьма критична для кораблей, построенных по тем технологиям, которые могли себе позволить средиземноморские цивилизации XII-VII вв. до н.э.

Таким образом, удлиняя корабль, необходимо усиливать его конструкцию все новыми элементами, что утяжеляет его и тем самым сводит на нет преимущества от размещения дополнительных гребцов. С другой стороны, чем корабль длиннее, тем больше радиус его циркуляции, то есть тем ниже маневренность. И, наконец, с третьей стороны, чем корабль длиннее в целом, тем длиннее, в частности, и его подводная часть, которая является наиболее уязвимым местом для удара неприятельских таранов.

Греческие и финикийские кораблестроители в таких условиях приняли изящное решение. Если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Благодаря этому количество гребцов удалось удвоить, не повышая сколько-нибудь существенно длины судна. Так появилась бирема .

Бирема


Рис. 2. Ранняя греческая бирема

Побочным эффектом от добавления второго яруса гребцов стало повышение защищенности корабля. Чтобы протаранить бирему, форштевню неприятельского корабля требовалось преодолеть сопротивление в два раза большего количества весел, чем прежде.

Удвоение количества гребцов привело к тому, что повысились требования к синхронизации движения весел. Каждый гребец должен был уметь очень четко выдерживать ритм гребли, чтобы бирема не превратилась в сороконожку, запутавшуюся в собственных ногах-веслах. Вот почему в Античности почти не использовались пресловутые "галерные рабы". Все гребцы были вольнонаемными и, кстати, зарабатывали во время войны столько же, сколько профессиональные солдаты – гоплиты.

Только в III в. до н.э., когда у римлян во время Пунических войн из-за высоких потерь возник дефицит в гребцах, они использовали на своих больших кораблях рабов и преступников, приговоренных за долги (но не уголовников!). Однако, во-первых, использовали только после предварительного обучения. И, во-вторых, римляне обещали всем гребцам-невольникам свободу и честно свое обещание выполняли по окончании боевых действий. Кстати, ни о каких кнутах и бичах речи вообще быть не могло.

Появлению же образа "галерных рабов" мы в действительности обязаны венецианским, генуэзским и шведским галерам XV-XVIII вв. Они имели другую конструкцию, позволявшую использовать в команде лишь 12-15% процентов профессиональных гребцов, а остальных набирать из каторжан. Но о венецианских галерных технологиях "a scalocio" и "a terzaruola" будет рассказано позднее в другой статье.

Появление первых бирем у финикийцев обычно датируют началом, а у греков – концом VIII в. до н.э. Биремы строились как в палубном, так и в беспалубном вариантах.

Бирему можно признать первым кораблем, специально разработанным и построенным для уничтожения морских целей противника. Гребцы биремы практически никогда не были профессиональными воинами (как гоплиты), но являлись вполне профессиональными моряками. Кроме этого, во время абордажного боя на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование.

Легко представить себе, что встреча биремы VIII в. (с 12-20 гоплитами, 10-12 моряками и сотней гребцов на борту) с пентеконтором времен Троянской войны (с 50 гоплитами-гребцами) была бы плачевна для последнего. Несмотря на то, что пентеконтор имел на борту 50 воинов против 12-20, его команда в большинстве случаев не смогла бы использовать свое численное превосходство. Более высокий борт биремы препятствовал бы абордажному бою, а таранный удар бирема–>пентеконтор был эффективнее по поражающему воздействию в 1,5-3 раза, чем удар пентеконтор–>бирема.

Кроме этого, если пентеконтор маневрирует с целью зайти биреме в борт, то следует предположить, что все его гоплиты заняты на веслах. В то время как по меньшей мере 12-20 гоплитов биремы могут осыпать неприятеля метательными снарядами.

Благодаря своим очевидным преимуществам, бирема быстро становится очень распространенным типом корабля Средиземноморья и на многие века прочно занимает позиции легкого крейсера всех крупных флотов (хотя на момент своего возникновения бирема была просто-таки супердредноутом). Ну а нишу тяжелого крейсера спустя два века займет триера – самый массовый, самый типичный корабль классической Античности.

Триера

Поскольку первый, принципиально важный шаг от монеры (одноярусника) к полиреме (многояруснику) уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, перейти от биремы к триере оказалось значительно проще.

Согласно Фукидиду, первая триера была построена ок.650 г. до н.э. В частности, у него находим: "Эллины начали строить корабли и обратились к мореходству. По преданию, коринфяне первыми приступили к строительству кораблей способом, уже весьма похожим на современный, и в Коринфе были построены первые в Элладе триеры. Коринфский кораблестроитель Аминокл, который прибыл к самосцам приблизительно лет за триста до окончания этой войны [имеется в виду Пелопонесская, 431-404 гг. до н.э. – А.З.], построил и им четыре корабля. Древнейшая морская битва, как нам известно, произошла у коринфян с керкирянами (а от этой битвы до того же времени прошло около двухсот шестидесяти лет)..."

Триера является дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля, имеет три яруса весел и длину до 42 м.

Длина в 35-40 метров достаточно критична даже для усовершенствованных узких деревянных конструкций, лишенных мощного продольного набора (стрингеров). Однако логика гонки вооружений заключается в том, чтобы доходить до самых краевых, самых опасных значений всех технологических параметров военной техники. Поэтому длина триеры подобралась к 40 м и у этой отметки колебалась всю свою долгую историю.

Типовая греческая триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (т.о., всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст , триерой в целом командовал триерарх .

Гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами . Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (греч.аскома ).

Гребцы второго яруса назывались зигитами (32 с каждой стороны). И, наконец, третьего яруса – транитами . Весла зигитов и транитов проходили через порты в парадосе – специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях римского флота.

Вопреки кажимости, весла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Дело в том, что если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.

Триера была весьма узким кораблем. На уровне ватерлинии она имела ширину около 5 м, что при длине в 35 м дает соотношение длины к ширине 7:1, а при длине 40 м – 8:1. Впрочем, если мерить по ширине палубы или тем более по ширине триеры вместе с парадосом, то есть по максимальному габариту с убранными веслами, то это отношение падает до 5,5-6:1.

Эти суда строились без шпангоутов, по наружным шаблонам, с креплением обшивки нагелями. Греки начали использовать круглые нагели, оба конца которых надпиливались. В такой распил вбивались небольшие деревянные клинья, изготовленные из акации, сливы или терна. Затем нагели вставлялись таким образом, чтобы клинья располагались поперек волокна. Тем самым доски обшивки вплотную пригонялись друг к другу.

Длину весел оценивают в 4-4,5 м. (Что, для сравнения, на 1,5-2 м короче, чем сариссы шестой шеренги македонской фаланги.) Относительно скорости триеры существует самые разные мнения. Скептики называют 7-8 узлов максимум. Оптимисты говорят, что удачно построенная триера с отличными гребцами могла держать крейсерскую скорость 9 узлов на протяжении 24 часов. (В предположении, видимо, что каждые восемь часов гребцы одного яруса отдыхают, а двух других – гребут.) Фантасты изобретают немыслимые скорости в 18-20 узлов, что является пределом мечтаний и для броненосца времен русско-японской войны (1904-1905 гг., 14-19 узлов).

Современная реконструкция триеры ("Олимпия") пока что не смогла выжать больше 7 узлов, на чем и основаны доводы скептиков. Я, правда, считаю, что ре конструкция – это еще не конструкция. То, что современные англичане сработали электромолотком и киберзубилом ради собственного удовольствия – совсем не то же самое, что проделывали греки тысячу раз ради процветания Афинской Архэ. Готов допустить, что триера с пирейским заводским номером 1001 могла выжать 10 узлов при деятельном содействии Нептуна, а при благосклонности всех олимпийцев и невмешательстве злокозненной Геры достичь божественных 12-ти.

Так или иначе, опыты с "Олимпией" показали: несмотря на невысокую скорость, триера была достаточно энерговооруженным кораблем. Из неподвижного состояния она достигает половины максимальной скорости за 8 секунд, а полного максимума – за 30. Тот же броненосец 1905 г. мог разводить пары 3-6 часов. И это ради того, чтобы просто тронуться с места!

Как и более поздние римские корабли, греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.

Триеры не имели стационарных мачт, но почти все были оснащены одной-двумя (по некоторым источникам, иногда тремя) съемными мачтами. При попутном ветре они быстро монтировались усилиями матросов. Центральная мачта устанавливалась вертикально и растягивалась для устойчивости тросами. Носовая, предназначенная для небольшого паруса (греч.артемон ), устанавливалась наклонно, с опорой на акростоль. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме.

Иногда триеры оптимизировались не для морских сражений, а для транспортных перевозок. Такие триеры назывались гоплитагагос (для пехоты) и гиппагагос (для лошадей). Принципиально они ничем не отличались от обычных, но имели усиленную палубу и, в случае гиппагагос, более высокий фальшборт и дополнительные широкие сходни для лошадей.

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). Одиночно и в составе небольших эскадр они могли выполнять крейсерские функции, то есть вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и транспортные суда, доставлять особо важные посольства и разорять вражеское побережье. А в крупных сражениях главных сил флота (Саламин, Эгоспотамы) триеры и биремы выступали как линейные корабли, то есть использовались в линейных построениях (2-4 линии по 15-100 кораблей) и боролись с себе подобными по классу целями.

Именно биремы и триеры сыграли главную роль в победе эллинов над огромным флотом персов в Саламинском сражении.

Гонец


"Приказу подчинились, как положено.
Был приготовлен ужин, и к уключинам
Приладить весла каждый поспешил гребец.
Затем, когда последний солнца луч погас
И ночь настала, все гребцы и воины
С оружьем, как один, на корабли взошли,
И корабли, построясь, перекликнулись.
И вот, держась порядка, что указан был,
Уходит в море и в бессонном плаванье
Несет исправно службу корабельный люд.
И ночь минула. Но нигде не сделали
Попытки греки тайно обойти заслон.
Когда же землю снова белоконное
Светило дня сияньем ярким залило,
Раздался в стане греков шум ликующий,
На песнь похожий. И ему ответили
Гремящим отголоском скалы острова,
И сразу страхом сбитых с толку варваров
Прошибло. Не о бегстве греки думали,
Торжественную песню запевая ту,
А шли на битву с беззаветным мужеством,
И рев трубы отвагой зажигал сердца.
Соленую пучину дружно вспенили
Согласные удары вёсел греческих,
И вскоре мы воочью увидали всех;
Шло впереди, прекрасным строем, правое
Крыло, а дальше горделиво следовал
Весь флот. И отовсюду одновременно
Раздался клич могучий: "Дети эллинов,
В бой за свободу родины! Детей и жен
Освободите и родных богов дома,
И прадедов могилы! Бой за все идет!"
Персидской речи нашей монотонный гул
На клич ответил. Медлить тут нельзя было,
Корабль обитым медью носом тотчас же
В корабль ударил. Греки приступ начали,
Тараном финикийцу проломив корму,
И тут же друг на друга корабли пошли.
Сначала удавалось персам сдерживать
Напор. Когда же в узком месте множество
Судов скопилось, никому никто помочь
Не мог и клювы направляли медные,
Свои в своих же, весла и гребцов круша.
А греки кораблями, как задумали,
Нас окружили. Моря видно не было
Из-за обломков, из-за опрокинутых
Судов и бездыханных тел, и трупами
Покрыты были отмели и берег сплошь.
Найти спасенье в бегстве беспорядочном
Весь уцелевший варварский пытался флот,
Но греки персов, словно рыбаки тунцов,
Кто чем попало, досками, обломками
Судов и весел били. Крики ужаса
И вопли оглашали даль соленую,
Покуда око ночи не сокрыло нас.
Всех бед, веди я даже десять дней подряд
Рассказ печальный, мне не перечислить, нет.
Одно тебе скажу я: никогда еще
Не гибло за день столько на земле людей."

Эсхил, "Персы"

При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы), наследники архаических триаконторов и пентеконторов.


Рис. 5. Поздний греческий пентеконтор

Наиболее крупным кораблем, построенным в Античности, считается полумифическая тессераконтера (иногда просто "тессера"), которая была создана в Египте по приказанию Птолемея Филопатора. Якобы она достигала 122 м длины и 15 м ширины, несла 4000 гребцов и 3000 воинов. Некоторые исследователи полагают, что это скорее всего был огромный двухкорпусный катамаран, между корпусами которого была сооружена грандиозная площадка для метательных машин и воинов. Что же касается гребцов, то, скорее всего, на каждое грандиозное весло этой плавучей крепости приходилось по 10 человек.

Публикация:
XLegio © 1999, 2001

По данным археологов, эпоха кораблестроения берет свой отсчет 5 тыс. лет назад, когда древние люди начали осваивать моря и океаны. Древнеримские и древнегреческие корабли были самыми известными, ведь обе державы располагались в самом благоприятном регионе по климату и вели активную торговлю с соседними странами, для чего максимально выгодными были морские пути.

Эпоха зарождения кораблестроения

Военные корабли строили уже в 15 ст. до н. э. в Финикии, Египте и Вавилоне с целью защиты страны от пиратов и походов на территории соседних государств. Как торговые, так и военные суда со временем совершенствовались, увеличивалась их маневренность и боевые возможности, размеры и водоизмещение.

Основная двигающая сила греческих судов была гребной, ведь они управлялись мускульной силой рабов, которые сидели на веслах. Парус хоть и устанавливали на военных судах, но поднимали лишь при попутном ветре.

Конструкции древнегреческих кораблей были заимствованы от финикийцев. Максимальное внимание кораблестроители уделяли судам для осуществления военных действий на море, поэтому они должны были быть выносливыми и маневренными. Интересно, что средиземноморские мастера до начала 5 столетия начинали с обшивки, а уже потом переходили к внутреннему устройству.

Разновидности и материалы

Древнегреческие корабли строили двух видов:

  • торговые — более широкие и неуклюжие, но способные перевозить тяжелые и объемные грузы;
  • военные — легкие и маневренные, оснащенные гребцами с веслами и парусом, впереди каждого имелся таран для атаки на вражеские корабли во время боя.

Корпус древние греки обтягивали звериной кожей, причем обшивка была различной толщины: около киля и на высоте палубы была толще. Пояса скрепляли парными швами, а к корпусу их прикрепляли при помощи деревянных штырей или бронзовых гвоздей. Позднее при строительстве военных и торговых древнегреческих кораблей стали применять деревянную обшивку из бука. Чтобы защитить палубу от захлестывания волн, изготовляли фальшборт из холста, в нижней части корабля до ватерлинии обшивку делали из свинцовых листов. Затем корпус красили и покрывали жиром.

Все деревянные части делали из различных пород древесины, исходя из прочности и выполняемых функций. Шпангоуты делали из прочной акации, рангоуты (приспособления для паруса) — из сосны.

Паруса вешали либо прямоугольной формы, либо трапециевидной. Вначале применяли только прямые рейковые, которые могли словить только попутный ветер. Кроме того, боевые корабли плавали в прибрежных водах и чаще использовали гребную силу. Также имелся и малый парус — артемон, висящий на наклонной мачте на носу судна. Перед началом боя парус обязательно сворачивали, чтобы не мешал, а мачты убирали.

Древнегреческие корабли: известные названия

В движение суда приводились веслами, которыми работали сидящие по обеим сторонам бортов гребцы. Их набирали из числа рабов или за оплату на период проведения военных действий.

В зависимости от количества весел, существует 2 типа древнегреческих кораблей:

  • триаконтор — имеет 30 гребцов и весел;
  • пентеконтор — 50-весельный корабль (по 25 с каждой стороны), чаще беспалубный.

Со временем на пентеконторах стали надстраивать палубу, которая служила защитой от солнца и метательных вражеских снарядов. Однако на узком пространстве было невозможно разместить много воинов, поэтому для их перевозки строили более широкие, но медленные суда, на которых можно было перевезти не только людей, но и лошадей, и припасы.

Скорость таких судов составляла около 17 км/ч. Эффективность при гребле была невысокой, поэтому для увеличения скорости движения корабли делали узкими и длинными: ширина пентеконтора составляла всего 4 м при длине 32 м. Гребцы могли сидеть только в один ряд на расстоянии 1 м от соседа, из-за чего увеличение общей силы и скорости корабля было пропорционально его длине.

Однако древние технологии не позволяли создавать суда длиной более 40 м. Чтобы увеличить скорость, стали строить корабли с двумя, тремя и более рядами весел.

В соответствии с количеством рядов гребцов названия древнегреческих кораблей подразделялись на: униремы, биремы, триремы, квадроремы и т. д., которые можно назвать также «полиремами» (многоярусными).

Унирема

Самые простые по форме греческие униремы или монеры (греч. Μονερις), по сведениям Гомера, составляли основу флота греков при осаде города Троя. Древняя унирема — военный древнегреческий корабль с одной парой весел, вернее, одним ярусом, когда гребцы сидят в ряд. Водоизмещение такого беспалубного судна было до 50 т, оснащение состояло из 12 пар весел, на каждом сидело по 2 гребца. Прямоугольный парус использовали только при попутном направлении ветра.

Строили первые монеры для разведки, которую могло проводить только быстрое судно, способное развивать большую скорость и маневренность. Военная мощь для нее изначально не применялась.

Постепенно кораблестроители начали увеличивать размеры униремы, добавив к ней и боевой таран, в качестве которого использовали гигантское металлическое копье длиной до 10 м. Он располагался в подводной части судна и являлся основным оружием.

По заключению исследователей, унирема считается самым маневренным и мобильным гребным судном в античную эпоху. Такие корабли использовались в Финикии, Карфагене, Древней Греции и Древнем Риме, а также на протяжении последующих войн в Средиземном море.

Также существовали некоторые разновидности монер: актуарий и либурна, небольшие маневренные судна, используемые для связи и разведывательных операций, доставки легких грузов. Отличие конструкции заключалось в том, что гребцы сидели на 2-3 балконах, что помогало грести независимо друг от друга. Борта были высокие, имелся и таран, но не боевой, а декоративный.

Диеры или биремы — гребные древнегреческие военные корабли, которые начали строить еще финикийцы в 9-7 ст. до н. э. для плавания в Средиземном море. Отличаются они двойными ярусами весел и широко распространились в Египте, Греции и Финикии. При одинаковой длине корпуса дополнительный ряд гребцов, сидящих как бы в 2 этажа, обеспечивал большую скорость и мощность. Для того чтобы сделать бирему более устойчивой, площадку с гребцами (кринолин) стали опускать ниже, на уровень корпуса.

Главное оружие военного корабля греков — таран, который изготавливали из металла, чаще всего бронзы. Он располагался в носовой выступающей части судна и во время боя должен был пробивать вражеские корабли. Таран в форме трезубца или головы кабана прикрепляли к килевому брусу.

Парусное вооружение использовали только при попутном ветре. Корма судна (акростоль) была декоративной и специально загнутой, по форме она напоминала хвост скорпиона.

При необходимости, некоторые оснащали дополнительным рядом весел и тогда они уже назывались триерами. Управление осуществлялось при помощи 2-х больших рулевых весел, размещенных на корме. Гребных весел было 25 пар.

Трирема или триера

Родиной древнегреческих триер (греч. Τριήρεις) ученые называют Коринф, где позднее были созданы и бронированные военные корабли греков — катафракты. Водоизмещение таких судов достигало 230 т, длина — 45 м, количество членов экипажа — до 200 чел.

Древнегреческий корабль триера имел уже 3 яруса весел, для последнего дополнительно прорезали отверстия в борту судна, которые при необходимости закрывали специальными шторками. Длина весел была одинакова и составляла 4,5 м. Наиболее сильные гребцы «траниты» сидели в верхнем ряду, их работа щедро оплачивалась, потому они относили себя к привилегированным. Для них на верхней палубе устанавливали узкую платформу, где они сидели по краю.

В среднем ряду сидели зигиты, а в нижнем — таламиты, ритм гребцам задавал сидящий на корме флейтист — треопорес. Все они подчинялись своему начальнику — гортатору, а кораблем командовал триерарх. Общее количество весел на таком военном корабле могло доходить до 170. Однако все 3 ряда были задействованы только во время боевых действий.

Экипаж триеры также увеличивался: во время боя он составлял около 200 человек, среди которых были не только гребцы-рабы и воины, но и матросы, которые могли управлять парусом. Длина судна была 40 м, ширина 6 м. Боевая палуба выполнялась сплошной, а внизу ее располагался трюм. Командир имел собственную рубку на корме.

Количество мачт и парусов на таком корабле также увеличилось. Подводный таран служил продолжением киля и доходил до 3 м, был оснащен железным наконечником для разрушения борта судна неприятеля. Дополнительно над тараном ставили балку из металла, при помощи которой ломались вражеские весла при столкновении судов.

Биремы и триремы несколько веков оставались самыми популярными военными древнегреческими кораблями. По историческим данным, в 482 г. до н. э. боевой флот в Афинах с населением в 250 тыс. чел. состоял из почти 200 триер. В мирное время их использовали и для перевозки транспорта, людей и лошадей.

Полиремы и пентеры

В зависимости от того, как назывались древнегреческие корабли (униремы, биремы, триремы и т. д.), можно судить о том, сколько рядов гребцов на них располагалось. По историческим данным, греки пошли в развитии кораблестроения дальше и построили военный корабль в Сиракузах, который имел 5 рядов весел, — пентеру. Располагались они по 30 с каждой стороны судна, каждое тяжелое весло двигали 5 гребцов, всего их на борту было 300. Для управления парусом в экипаж были добавлены 25-30 матросов. Судно могло взять на борт 120 воинов с полным вооружением.

Позднее была создана и тесараконтера — древний предок современных линейных военных кораблей, плавучая крепость с водоизмещением 3 тыс. т. Она была оснащена боевыми башнями, в которых скрывались лучники, а высокая верхняя палуба служила защитой от вражеских стрел.

К вооружению боевых кораблей относились и установленные на борту пращи, баллисты и катапульты. Они применялись для метания стрел, камней или зажигательной смеси из серы, смолы и битума.

Особенности и тактика боя греческих кораблей

Самый важный тактический прием, который широко использовали на древнегреческих кораблях в морском сражении — применение абордажа, при котором суда сходятся, таранят друг друга, сцепляются. Затем наступает время рукопашного боя между воинами.

Греческий флот по мере своего развития уже состоял целиком из боевых триер, оснащенных на корме прочными железными таранами.

О преимуществах таких кораблей можно судить из исторического факта победы греков в битве с персами около Саламина, которая состоялась в 480 г. до н. э. Перевес по количеству судов был на стороне персов (1200 против 380), однако стремительные греческие триремы быстро разбили четкий строй вражеских кораблей. Их тараны ломали борта и весла врагов, потом быстро делали обходной маневр и пробивали корму.

Кроме обычного кормового, применялись и другие виды таранов:

  • «дельфин», используемый с 6-5 ст. до н. э., — очень тяжелый груз, изготовленный в форме одноименного животного, который подвешивался тросом на балке, стоящей перпендикулярно борту корабля; при столкновении он своей тяжестью пробивал палубу и даже дно судна;
  • корвус — мостик для абордажа с двойным тросом, установленный на носу и закрепленный на шарнирах, имел острую шпору из металла в форме клюва ворона, при опускании на борт неприятельского судна корвус крепко вцеплялся в палубу, и атакующие воины через абордажный мостик перебирались и вступали в рукопашную битву;
  • гарпаги — крючья для абордажа, которыми цепляли вражеский корабль.

На каждой триере в бою находились гоплиты — воины с достаточно тяжелым вооружением, которые для защиты имели щиты из кожи, а также отряд лучников и стрелков из пращи. От их умения вести рукопашный бой и стрелять зависела возможная победа в битвах.

Греческий торговый корабль

Воссоздать внешний вид древних торговых кораблей удалось при помощи реконструкции останков, обнаруженных в акватории Кирении, порта на Кипре. Найденный археологами корпус оказался сплющенным под толщей воды на глубине 30 м.

Длина древнегреческого торгового корабля составляла 14,3 м, ширина 4,3 м. Радиоуглеродный анализ деревянного корпуса и найденных в нем бронзовых монет показал, что возраст судна — почти 2300 лет. Киль был изготовлен из прочной дубовой древесины, шпангоуты сделаны из черной акации, обшивка — из красного бука и липы. Мачта, реи и весла выполнены из аллепской ели.

Единственный парус на торговых судах выполнял более существенную роль и применялся для движения, тогда как гребцов было меньше по сравнению с военным кораблем. Палуба отсутствовала, внутри располагались грузы. Чтобы волны не захлестывали внутрь корпуса, борта наращивали при помощи решетки, сделанной из толстых прутьев. На нее сверху затем натягивали кожу.

Главной чертой торговых судов была их вместительность и надежность, а вот скорость была второстепенной. По данным летописей, за сутки такой корабль мог проплыть до 40 км, что было достаточно далеко по тем временам.

Названия древнегреческих кораблей, которые использовались для перевозки грузов:

  • лембы - одномачтовое судно, парус 4-угольный, закрепленный на рее, иногда ставили дополнительный маленький парус для маневров;
  • келеты — имели трюм с большой вместимостью, в 5 в. до н. э. греки даже использовали специальный отсек для перевозки лошадей;
  • керкуры — легкие изобретены на Кипре, а затем стали популярны у греческих купцов, особенность конструкции: внутреннее пространство корпуса делили на трюм и 2 твиндека. В Средние века такое устройство переняли арабские торговцы, а затем и европейцы, которые назвали судно «каракка» или «каравелла».

Их конструкции совершенствовались достаточно быстро: ставили 2 мачты, использовали наклон к носу по типу бушприта, увеличивали объем трюмов и грузоподъемность. Так при 25 метровой длине торговое судно могло перевозить 800-1000 тонн груза. При поднятии парусов на могли плыть даже при боковом ветре. В плавании торговое судно загружало трюм балластом из песка.

Реконструкция древних кораблей

Самое известное имя древнегреческого корабля, которое упоминается в мифах, — это «Арго», легендарное судно аргонавтов, которые совершили поход в Колхиду, расположенную на берегу Черного моря. В 1984 г. группа единомышленников во главе с английским ученым и писателем Тимом Севериным совершила переход длиной в 1500 миль из Греции в Грузию на точной копии древнего судна и доказала реальную возможность событий, описанных в мифах.

Одна из известных современных попыток воссоздать древний корабль в натуральную величину произошла в Греции. Строительство триеры «Олимпия» продолжалось в Пирее почти 2 года и завершилось в июле 1987 г. Финансировал его силы ВМС Греции и английский банкир Ф. Уэлш. Сейчас судно принадлежит военно-морским силам Греции.

«Олимпия» является единственным полностью функциональным кораблем с экипажем в 200 чел. Длина его составляет 37 м, ширина 5,5 м, оснащен веслами и парусами. За прошедшие годы корабль несколько раз проходил испытания, в ходе которых команда спортсменов из 170 человек смогла разогнать его до скорости 17 км/ч, что демонстрирует фото древнегреческого корабля «Олимпия».

С 2004 г. она выставлена в качестве музейного экспоната для всех желающих в сухом доке в Палеон-Фалироне, недалеко от Афин. Для любителей старинных парусных кораблей «Олимпия» является прекрасным образцом мастерства кораблестроителей и демонстрирует плавательные способности, совершенство и красоту древнегреческих кораблей.

Греки уже в I X в. до н.э. научились у финикийцев строить замечательные по тому времени суда и рано начали колонизацию окружающих территорий. В V III –V I вв. до н.э. греки добились серьёзных успехов в кораблестроении. В V III -V I вв. до н.э. область их проникновения охватывала западные берега Средиземного моря, весь Понт Эвксинский (Черное море).

Позже они совершили ряд походов по Средиземному морю, Чёрному морю. Известно путешествие Пефея в I V веке до н.э. Неарх в 325–324 гг. до н.э. на 800 судах вдоль берегов Индии и Персии в Месопотамию.

Греческий корабль Пифея


Греческие суда были сложными сооружениями и их строителям приходилось решать многочисленные задачи, связанные с прочностью судов, остойчивостью, мореходностью, расположением, передачей и восприятием значительных сосредоточенных нагрузок.

Начало греческого судостроения относят к I X–V II вв. до н.э. Эти умения греки переняли у финикийцев.

Греки держали в секрете свои технологии сборки судов из готовых узлов и деталей.

Греческий корабль на вазе.


Греческие корабли имели киль, шпангоуты, штевни – основные конструктивные элементы и нынешнего судового корпуса. Для постройки применялись: дуб для киля, акация для шпангоутов, сосна для рангоута, бук для обшивки. Обшивка делалась переменной толщины: наиболее толстые поясья у киля, по скулам и на уровне палубы. Дейдвуд заполняли деревянными брусками. Корпус ниже ватерлинии смолили или покрывали свинцовыми листами. Его красили и натирали жиром.

В качестве балласта использовали песок. Для защиты экипажа от волн применялся холщовый фальшборт.

Устанавливались 1–2 мачты с четырехугольным парусом, к нокам рея от топа шли топенанты, фиксировался рей тросом. В пространство между реем и топенантами ставили небольшой парус. Передняя мачта делалась наклонной в сторону носа, и она явилась предшественницей бушприта. Форма паруса была прямоугольной или трапециевидной.

На уровне палубы устанавливался мощный брус – паролос, на котором были закреплены два рулевых весла. Греки первыми начали строить корабли со сплошной палубой.

Греческий корабль торговый ранний. 2300 гг. до н.э.


Греческий корабль торговый ранний.. 2300 г. до н.э.


Торговые суда имели трюмы. Длина судов 20-25 м, ширина 7-8 м, водоизмещение 80-100 т. Существовало несколько типов торговых судов: лемб, келет, керкур. Греки первыми построили судно для перевозки лошадей. Это событие произошло в V в. до н.э.

Греческие военные корабли назывались по числу рядов весел: монера, диера, триера, тетрера, пентера (ера – весло). Диера (дикрота) имела узкий корпус. Это было стремительные судно длиною 30 м, шириной 5 м., высота надводного борта 0,5 м. Греческие военные корабли строились без шпангоутов по наружным шаблонам с креплением обшивки нагелями (нагель – деревянный гвоздь).

Греческий корабль военный Аргонавтов


Распределение весел на греческих кораблях были следующие: монеры, диеры и триеры были соответственно с одним, двумя и тремя ярусами весел по одному гребцу на весло. С увеличением размеров судов и из-за трудности размещения дополнительных ярусов весел вернулись к одному ряду, но посадили за каждое весло по пять гребцов.

Так возникла пентера сиракузского правителя Дионисия, который ввёл новый, более прочный тип судов с установкой на палубе тяжелых метательных машин (баллист и катапульт). Сначала пентеры имели водоизмещение около 140 т, длину 30 м, ширину 6,5 м, осадку по ватерлинии 1,2 м. Впоследствии водоизмещение возросло до 300 т, на судах было 300 гребцов и 120 воинов. Такие пентеры имели с каждого борта 30 весел по пять гребцов на весло, итого на оба борта 300 гребцов.

Греки строили также октеры (8 гребцов в одном полусечении корабля), тессераконтеры (40 гребцов в одном полусечении корабля). Для двухъярусной октеры в верхнем ряду шесть гребцов, в нижнем два гребца на весло, итого восемь.

Имеются сведения, что суда с числом рядов весел до десяти строил Александр Македонский. По свидетельству Плиния Старшего, в III веке до н.э. Птоломей Филопатор построил судно с четырьмя десятками рядов весел (тессараконтеру) с корпусом длиной 124 м, шириной 17 м при высоте надводного борта 22 м, водоизмещением 3000 т.

Подобное же гигантское судно было построено в Сиракузах при тиране Гиероне (водоизмещение 4200 т).

Основную часть греческого флота составляли триеры. Количество весел греческой триеры доходило до 170. Экипаж судна – около 200 человек, кроме гребцов (которых приковывали к сидениям) и воинов, были и специальные матросы для управления парусом. Длина триеры достигала 40 м, ширина – 6 м, водоизмещение – около 90 т. Триера была скоростным судном и, как считают специалисты, могла развивать максимальную скорость до 11 узлов, на коротких переходах 7.8 узлов, на длинных – 4-5 узлов. На поздних триерах (IVв. до н.э.) для защиты гребцов от стрел и дротиков устанавливалась легкая палуба – катастрома, на которой располагались воины.

Гребцами обычно были рабы под начальством гортатора, режим движения задавался флейтщиком. Командовал триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Якоря древнегреческих судов были деревянными с каменными или свинцовыми штоками. Впервые на греческих судах применили железный якорь.

Обязательная принадлежность боевого судна древних греков – таран. Он крепился к килю и выполнялся в виде трезубца или кабаньей головы. Назначение тарана – пробивать подводную часть вражеского корабля. Форштевень в верхней части тарана имел клюз, в который заводился прочный трос для соединения нескольких судов при совместной атаке на вражеские суда. В древнегреческом флоте получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их. Особенно успешно дельфины применялись в Липарской битве (260 г. до н.э.). Корвус – абордажный мостик, шарнирно закрепленный на носу судна; он был оборудован острым металлическим крюком в виде вороньего клюва. Поднятый на канате корвус опускался на палубу вражеского судна при абордаже, и по нему нападавшие устремлялись в атаку. Корвус – по латыни «ворон», назван так из-за сходства сцепного устройства с птичьим когтем. Эта конструкция в дальнейшем была использована в средневековых галерах.

Греческий корабль торговый. Реконстр. 300 г. до н.э. II в. до н.э.


Ещё в IV веке до н.э. древнегреческие суда вооружались метательными машинами: катапультами и баллистами (аутютонами). Катапульта выбрасывала крупные камни и металлические снаряды на расстояние в 200 м, баллиста выстреливала копья длиной 4.5 м с железными наконечниками (часто копья пропитывали зажигательной смесью из серы, битума и смолы). Метательные машины помещались за специальными защитными стенками либо закатывались в башни. Через многие столетия судостроение повторит эти конструктивные решения на новом витке спирали развития – в XIX веке барбетные и башенные броненосцы, таранная форма носовой оконечности.

В акватории кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна длиной 14,3 м. и шириной 4,3 м., перевозившего оливковое масло и вино, Это самое древнее из судов, возраст которого приравнивается 2300 годам.

Киль торговых судов изготавливался из скального дуба, шпангоуты - из чёрной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и вёсел использовали алеппскую ель. Наиболее эффективным движителем был парус, поскольку гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным с одним парусом с традиционной оснасткой и управлялось двумя рулевыми вёслами. Для защиты от волн борта наращивали решёткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.

На больших вазах VIII века до н. э., найденных в. Афинах, древнегреческие суда изображены длинными, узкими, вооружёнными острыми таранами. В легендах Крыма говорится о греческих триремах : «И вот у берегов Тавриды появилась армада греческих трирем - военных кораблей». Но до них в архаический период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространёнными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор («тридцативесельник» и «пятидесятивесельник»).

Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям с сооружённым помостомв носовой части, над которым крепились вырезанные из дерева рога или щупальца Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил на врагов мощное психическое воздействие.

Из-за довольно высоких стоек-опор вёсла входили в воду под углом, близким к нормали, что снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранён на пентеконторах - одноярусных гребных суднах, приводимых в движение пятью десятками вёсел - по 25 с каждой стороны при общей длине корабля 28-33 метров и ширине 4 метра. Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта – без ограждения ), то есть открытыми судами. Однако иногда строились и палубные пентеконторы (катафракта ). Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и воинов, которые первоначально и сидели на вёслах. Сходя на берег, они вели войну. Для уничтожения неприятельских судов на пентеконторах появляется таран.

Скорость судна составляла около 9.5 узлов (17.5 км/ч). Увеличение её требовало увеличения количества гребцов, что на одноярусном корабле привело бы к удлинению корабля на 1 метр. В связи с этим греческие и финикийские кораблестроители приняли изящное решение: если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Так появилась бирема (конец VIII в. до н.э.).

Ранняя греческая бирема

Поскольку первый, принципиально важный шаг от монеры (одноярусника) к полиреме (многояруснику) уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, перейти от биремы к триере оказалось значительно проще. Согласно Фукидиду, первая триера была построена около 650 г. до н.э.

Ранняя греческая триера. Проекция

Триера (греч. τριήρεις), или трирема у римлян ( tria - три и remus - весло), была основным типом боевого корабля Средиземноморья. Это парусно-гребное судно с тремя рядами вёсел, расположенных один над другим в шахматном порядке.
Одни исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, другие называют коринфянина Аменокка. Главным оружием триремы был таран - продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 тонн, длина - 45 метров, экипаж - до 200 человек.

Самые сильные гребцы - траниты - размещались на верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и привилегированная каста. Гребцов среднего ряда называли зигитами , нижнего - таламитами. Командовал кораблём триерарх , ему подчинялись кормчий и начальник гребцов - гортатор.

Скорость хода триремы на вёслах составляла 7 - 8 узлов, но все три ряда вёсел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении нижний ряд втягивали во внутрь корабля, и вёсельные порты затягивали кожаными пластырями.

Парусное вооружение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона ) на наклонной мачте в носовой части судна. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме. Мачты делались съёмными и убирались на время боя.

Вёсла всех трёх ярусов имели одинаковую длину: таламиты, зигиты и траниты располагались по кривой, образованной бортом триеры, так, что лопасти вёсел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в неё под разными углами.
Иногда триеры использовались и для транспортных перевозок гоплитагагос (пехоты) и гиппагагос (лошадей).

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы) - наследники архаических триаконторов и пентеконторов.

Современная реконструкция триеры «Олимпия» пока что не смогла выжать больше 7 узлов(13 км/ч). Строительство её обошлось почти в 700 тыс. долларов и заняло два года.

Интересно, что в 482 г. до н. э. в Афинах с населением около 250 тысяч жителей имелось около 200 трирем. Кстати, в древнем Средиземноморье вплоть до второй половины I тысячелетия н. э. корабли и лодки строили, начиная с обшивки, последовательно переходя к внутренним частям.

Основным оружием бирем и трирем являлся таран, а тактическими приёмами - таранный удар и абордажный бой. Каждая триера во время боевых действий несла на борту некоторое количество гоплитов - тяжеловооружённых пехотинцев, стрелков из лука и пращников.

Гоплиты (слева – спартанский, справа – афинский) и скифский лучник

Источник: http://grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/211-drevnegrecheskie-suda.

  • боевое судно древних греков
  • древнегреческое военное судно с тремя ярусами весел

древнегреческие корабли военные и торговые

Кораблестроение в Древней Греции

На побережье Эгейского моря зарождение кораблестроения датируется IX-VII вв. до н.э. Греческие мореходы переняли это искусство у финикийцев и уже тогда создавали суда, конкурировать с которыми в те времена было довольно сложно. Уже в VIII-VI вв. до н.э. древние эллины совершали дальние плавания по Средиземному морю, первыми основали поселения на его западном побережье, в Крыму (Пантикапей, Херсонес), на северном берегу Черного моря (Ольвия), в Италии и т.д. О почти невероятном для той эпохи путешествии грека Пефея, совершенном в IV в. до н.э. рассказывается в книге «Об океане». Неарх, полководец Александра Македонского, смог в 325-324 гг. до н.э. успешно переплыть океанские просторы, направляясь из Индии в Месопотамию, причем в плавании участвовало 800 судов, передвигавшихся вдоль побережья Индии и Персии.

До нашего времени дошли сведения о том, что древним грекам был известен способ сборки кораблей из уже готовых узлов и деталей, являвшийся ноу-хау для своего времени.

Выдающиеся открытия древнегреческих мореходов

Во время морских путешествий грекам удалось сделать целый ряд важнейших географических открытий. Это позволило античным ученым (например, Гекатею Милетскому в VI в. до н.э.) сделать выводы о том, что Земля представляет собой шар, высказать идею, касающуюся общности всего Мирового океана, предположить возможность существования Южного материка, убедиться в значимости для мореходства созвездий Малой и Большой Медведицы. В состав первого из них входит Полярная звезда), а о важности ориентирования моряков по этому небесному телу говорится в трудах математика и философа Фалеса Милетского, 624-547 гг. до н.э.

Чем отличались корабли древних греков

При строительстве своих кораблей греки учитывали все важнейшие достоинства финикийских и эгейских судов, в то же время разрабатывая и собственные технологии. Корпуса греческих судов были снабжены ахтерштевнем, форштевнем и килем, на обшивке обязательно имелись парные швы, а поясья закреплялись с помощью деревянных штырей.

В античный период все более заметными становятся различия между боевыми и торговыми кораблями. На военных судах устанавливалась одна мачта и таран, в передней части палуба несколько повышалась, а длина кораблей колебалась в диапазоне 30-35 м. Средняя часть корабельного корпуса делалась довольно низкой, на каждой стороне размещалось по 25 весел, поддерживаемых вынесенными балками, а в качестве рулей использовались 2 огромных кормовых весла.

С течением времени этот тип плавательного средства претерпевал некоторые изменения, однако суть его в основном оставалась неизменной. Скорость и маневренность корабля повышались за счет увеличения количества весел, которые могли располагаться в два и даже в три ряда.

Ядро средиземноморских флотилий составляли знаменитые античные корабли триремы, которые в Древней Греции называли триерами. Их ширина равнялась 6 м, длина корпуса составляла от 35 до 40 м, а вместить такие суда могли до 200 матросов и вооруженных солдат.

Александр 24.03. 00:58

Постройка судна сложный процесс требующий не только умения но и правильного инструмента Древняя Греция это бронзовый век обработки железа еще не было не говоря о легированных сталях попробуйте ради интереса сделать бронзовую железку для рубанка и отстрогать ель или сосну три раза ха-ха. А уж распустить бревно на доски или сделать в доске вразумительный шпунт, ЧЕМ. Каким инструментом? а ведь при объявляемом объеме строительства кораблей. производство столярного инструмента должно быть чуть ли не основной отраслью метало обработки. А вот для интереса найдите археологические подтверждения наличия столярного инструмента у древних Греков я пробовал, не нашел, а обслуживание деревянного судна (Осмолка Очистка днища) А верфи? Сухие доки. Все это появляется только в Х - ХV в. Где греки строили свои суда? Археологические подтверждения. Все что мы знаем о древней Греции это средневековые источники (в лучшем случае) Люди давайте учиться критически мыслить не опираясь на ложные АВТОРИТЕТЫ.

Если информация на нашем сайте была вам полезна, мы будем признательны за ссылку на наш сайт в вашем блоге или социальной сети.

Источник: http://www.letopis.info/themes/ships/korablestroenie_v_drevney_grecii.html

боевое судно древних греков

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

В истории древней Греции морской флот также сыграл значи­тельную роль.

Рис. 1.9. Карта Древней Греции (XVI-XV вв. до н.э.)

Греки уже в IX в. до н.э. научились у финикийцев строить корабли и начали колони

зацию близлежащих территорий. Греки осваивали Средиземное море, вышли через Гиб-

ралтар в Атлантику, достигли Британии и Скандинавии.

Рис. 1.10. Греческий торговый корабль (V век до н.э.)

Ранний тип греческого торгового судна, немногим отличался от финикийского прототипа (рис.10).

В то время мореплаватели не умели управлять одиночным парусом и лавировать против ветра. Так, путь из Александрии на Сицилию, благодаря преобладанию по­путного юго-восточного ветра, продолжался около недели, тогда как обратный путь, на веслах, длился втрое дольше.

Судно удер­живалось на курсе при помощи рулевого весла (см. рис. 1.10), что по- сравнению с более поздним рулем имело по крайней мере два преимущества: позволяло поворачивать неподвижное судно и легко производить замену поврежденного или поло-

манного рулевого весла.

Торговые суда были широкими и имели обширное трюмное пространство для раз

Позднее основу средиземноморских флотов стало составлять знаменитое суд­но античности трирема, названная греками триерой (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Греческое военное судно трирема-триера (264-146 гг. до н.э.)

Длина его о кор­пуса - 35-40 м, ширина -6 м, вместимость - около 200 человек – во-

оруженных воинов и матросов.

Триеры были самыми быстроходными и грозными боевыми кораблями древнего мира. Их высокая скорость обеспечивалась расположением вёсел в 3 ряда, по 20-25 пар на каждой палубе.

На больших кораблях у каждого весла стояло по несколько человек. Их согласован

ными действиями руководил опытный кормщик. Три ряда весел корабля располагались в шахматном порядке.

Корабль в носовой части имел сильно выступающий вперед окованный металлом таран, который располагался на уровне ватерлинии триеры.

Таранный удар, нанесенный в борт вражеского судна, очень часто решал исход боя. Заделать большую пробоину, нанесенную тараном, в условиях боя практически невозмож-

но и поврежденный корабль был обречен на гибель.

Верхняя часть носа корабля была высоко поднята, на ней укреплено украшение в виде скульптурной головы человека. На корме находились украшении в виде шита и хвоста петуха.

Для управления кораблем использовались рулевые весла - по одному с каждого бор

та у кормы. Вдоль борта в складки было собрано длинное полото. Им во время шторма или в то время, когда корабль шел под парусами, закрывали отверстия дли весел в борту.

На корме располагалась небольшая надстройка - помещения для командного со-

става и пассажиров. В бортах были вырезаны отверстия для трапов, на носу висел якорь.

Корабль имел одну мачту, на которую поднимали большой прямой парус. В перед- ней части борта, там, где и теперь пишут название судна, большими буквами писали название корабля.

Присвоение судну имени - древнейшая традиция корабелов. Судно - единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении собственное имя.

Это объясняется тем, что каждое судно, как и человек, имеет индивидуальную исто

рию жизни. Имена кораблям дают очень давно, но, пожалуй, самыми древними именами судов, которые известны нам, являются имена кораблей Древнего Египта, построенные в 1580 - 1520 годах до в.э. - «Дикий», «Северный», «Явление в Мемфисе».

Грекам не был известен компас. В открытом море они ориентиро­вались по звездам, пользуясь астрономическими сведениями. Эти сведения греки широко заимствовали у ва-

вилонян и египтян, известных своими астрономическими наблюдениями.

Однако греки первыми ввели термины «широта» и «долгота» для указания положе-ния различных пунктов на Земле. Эти понятия своим возник­новением обязаны, повидимо-

му, форме самого Средиземного моря.

Примечательно также усовершенствование портов и осо­бенно начало строитель-

ства маяков. В александрийской гавани, например, была построена башня 140 м высотой, на вершине ко­торой ночью горел огонь - жгли смолистое дерево.

Хотя греки были способными, хорошо подготовленными мореплавателями, мор-

ские путешествия были в ту нору делом опасным. Далеко не каждое судно достигало пункта назначения в результате то кораб­лекрушения, то пиратского нападения.

Галеры античной Греции бороздили почти все Средиземное и Черное моря, есть свидетельства об их проникновении через Гиб­ралтар на север. Здесь они достигли Брита-

нии, а возможно, и Скан­динавии. Пути их проникновения показаны на карте (рис. 1.12).

Греки рано начали колонизапию окружающих территорий. В VIII-VI вв. до н. э. область их проникновения охватывала западные берега Средиземного моря, весь Понт Эвксинский (Черное море) и Эгейский берег Малой Азии.

Греческие мореплаватели совершали походы на Черное море. Пришедшие из спо-

койных голубых вод своих морей они встретили на Черном море злые штормы, на его бе-

регах варварские племена, а в ею водах (суда тогда плавали вдоль берегов) - диких пира-

тов: тавров, ахеев, гениохов. Поэтому греки и назвали море Понтос Аксейнос - Негосте-

Рис. 1.12. Колонии греков (VIII в. до н.э.)

Так называлось оно до времени расцвета греческих городов и колоний на берегах Черноморья. Тогда греки категорически изменили свое мнение о Черном море и стали именовать его Понтос Эвкинос - Гостеприимным морем. В некоторых источниках его именовали просто Понтом или Понтийским морем.

В подробных описаниях особенностей пути по Понту Эвксинскому, причерномор-

ских земель и народов, их населяющих, античные авторы I века н. э. Сенека и Лукиан отмечали большую роль скифских племен. Поэтому в некоторых греческих источниках можно встретить название - Скифское море.

Рис. 1.13. Колонизация греками побережья Черного моря (IV-II вв. до н.э.).

Названия многих греческих поселений хорошо известны жителям Юга Украины – это Ольвия (под Николаевом), Севастополь, мыс Херсонес (под Севастополем), Феодо-

сия, и др. Потомки древних греков проживают в Одессе, Крыму, на побережье Кавказа.

Просмотров