Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. Католические военно-монашеские ордены xii века: философско-религиоведческий анализ

1

Современное официальное название — Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2


Официальное название — орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3


Официальное название — Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели — защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей — Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5


Официальное название — Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7


Официальное название — Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8


Орден меченосцев — немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9


Духовно — рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10


Официальное название — Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

В оенно-монашеские ордены – особый тип католических монашеских организаций, объединявших европейских рыцарей – участников крестовых походов XII – XIII вв. «Соединяя воедино монастырскую духовность с рыцарскими идеалами», они «выступали под лозунгами вооружённой защиты своей веры и борьбы с ”неверными“ (в основном мусульманами) за освобождение Гроба Господня».

На Ближнем Востоке в первой четверти XII в. были основаны ордены тамплиеров и госпитальеров; не только самые первые, но и наиболее могущественные военно-монашеские организации. В конце XII в. германские рыцари создают на Ближнем Востоке Тевтонский орден, ставший третьим по своей известности. Кроме того, на протяжении XII века в Иерусалимском королевстве и странах Европы возникает свыше десятка военно-монашеских орденов, а также много братств, не получивших признания папы римского.

Сегодня тема военно-монашеских орденов, и особенно тамплиеров, очень популярна, благодаря художественным произведениям, журналистским расследованиям и кинематографу. Вслед за Вольфрамом фон Эшенбахом, многие авторы ссылаются на невыясненность обстоятельств создания ордена тамплиеров и невозможность признания военной формы служения для монахов без наличия особой миссии, скрытой от большинства людей, имеющей эзотерическое значение.

Широкое распространение таких книг стало возможным из-за слабой разработанности в научных публикациях темы возникновения военно-монашеского идеала, а позже и военно-монашеских орденов.


ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЕННО-МОНАШЕСКИХ БРАТСТВ

Первые военно-монашеские сообщества появляются на территории Иерусалимского королевства, поэтому для понимания причин и предпосылок их возникновения, необходимо рассмотреть роль этого государства для Европы и первые этапы его развития.

§ 1. Исторические условия становления служения монахов-воинов в Иерусалимском королевстве.

Датой возникновения королевства принято считать 14 июля 1099, когда крестоносные войска захватили Иерусалим. Обет, данный участниками похода , был выполнен, поэтому большая часть войска вернулась в Европу.

Крестовые походы мыслились современниками паломничеством. В духовной жизни католических христиан XI – XII вв. паломничество имело ключевое значение. Многие считали, что благотворная духовная энергия действует концентрированно в местах упокоения святых. Из всех святынь наиболее почитаемым был Гроб Господень; прикосновение к которому было самым действенным средством искупить свои грехи. Паломничество в Иерусалим в наибольшей мере соответствовало пониманию слов Иисуса Христа «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [Мф 16: 24]. Людям свойственно было приписывать паломничествам не только исцеление души, но и физических болезней. Рассказы вернувшихся паломников о чудесах дальних стран также привлекали и просто любителей путешествий. Всеобщее значение паломничества приобрели в связи с эсхатологическими ожиданиями в первой половине XI в. Именно тогда ношение оружия с собой и групповые паломничества становятся распространённым явлением. Начиная с середины XI в. священники используют паломничество в качестве епитимии. «Путь в Иерусалим», как самый долгий для европейских жителей, накладывается в случае наиболее тяжких прегрешений. Наконец, в проповеди на Клермонском соборе в 1095 г Урбан II благословил войну против неверных , которая по сути своей явилась вооружённым паломничеством .

Описанные основания для совершения паломничества затрагивают все слои населения. Исходя из этого, значение поселений в Леванте для католиков связано с движением паломничества. Поэтому и решение всех социально-политических и религиозных вопросов для иерусалимских правителей во многом определяется этим вопросом.

Получив феоды на завоёванных территориях, крестоносцы пытались использовать социальные нормы, привычные им по европейской жизни , однако сразу натолкнулись на ряд сложностей. Аутремер отличался малым количеством франкского населения , большой удалённостью от католических стран, географическим неудобством защиты и малым войском . Широкомасштабная экспансия начальных лет после Первого Крестового похода возможна была лишь ввиду конфликтов между мусульманскими странами . Король Балдуин I до крестового похода 1104-1105 гг. тщетно ожидал прихода регулярных воинских формирований. Использование местного населения для защиты городов не могло быть решением проблемы, поскольку среди коренных жителей доля исповедующих католический обряд была крайне мала, не говоря уже о том, что среди них было немало мусульман . Для защиты от набегов рекрутировались паломники . Многие из них разрывали вассальные связи с мирскими сеньорами и отправлялись в «Святую землю» для борьбы с неверными , не желали больше связывать себя вассальными узами с мирской властью, пусть даже в Иерусалиме, и стремились к служению высшему сюзерену – Богу.

Напряжённая внешнеполитическая обстановка на границах государств усложнялась недовольством местного населения, которое составляло абсолютное большинство. Крестьяне, пользуясь подходящим случаем отсутствия регулярных войск, совершали набеги и восстания. В своём итинерарии Даниил и Зеевульф описывают сложности паломничества, связанные именно с последним отрезком дороги от Яффы до Иерусалима.

Первые годы крестоносцам сравнительно несложно было осуществлять защиту королевства, поскольку среди мусульман были распространены эсхатологические ожидания конца света и неминуемого, в связи с этим, прихода орд Гога и Магога , которых многие ассоциировали с крестоносным ополчением. Однако, с 1106 г всё активнее становятся разорительные набеги, и ситуация для защитников ухудшается.

Подводя итог, отметим, что Иерусалим и прилегающие к нему территории были главным религиозным центром для католиков в XI – XII вв. Почитание святых мест происходило в форме паломничества, чему препятствовали частые вооружённые конфликты с мусульманским населением страны и мусульманскими странами. Это выявляет исторические условия становления в Иерусалимском королевстве служения воинов-монахов, возможность которого полагается нахождением на территории Иерусалимского королевства рыцарей, стремящихся к освобождению от вассальной зависимости прежним сюзеренам, мотивируется идеалом нахождения в Святой Земле и защиты Гроба Господня, а необходимость задается потребностью защиты Аутремера от внешних врагов и собственного в своем большинстве мусульманского крестьянского населения, которая не могла быть обеспечена дружинами феодалов, получивших здесь феоды, нуждой в регулярных и мобильных воинских формированиях.

§ 2. Возникновение братства тамплиеров.

В сложившейся ситуации в Иерусалиме в 1118 г. возникает братство тамплиеров для защиты паломников на дорогах Аутремера.

Гийом Тирский описывает учреждение общины тамплиеров в VII главе XII книги «Истории деяний в заморских землях» (1170-1184) следующим образом: «В том же году (1118) несколько благородных мужей из рыцарского сословия (nobiles viri de equestri ordine), преданных Богу, благочестивые и богобоязненные, посвящая себя на службу Христу, дали владыке патриарху, по обычаю католического духовенства, обет жить на будущее время в целомудрии, повиновении и без всякого имущества. Между ними первое и главное место занимали почтенные мужи Гуго де Пэна (de Paganis) и Гуафред из С. Альдемара. Так как у них не было ни церкви, ни определенного помещения, то король отвел им на время жилище в той части дворца, которая на юге примыкает к храму Господню. Каноники же храма Господня уступили им на известных условиях площадь, которую они имели перед дворцом, для хозяйственных построек (ad opus officinarum); кроме того, король со своими первыми вельможами и патриарх с прелатами обеспечили за ними, частью на определенное время, а частью навсегда, необходимые доходы из собственного имущества. Их первая обязанность, возложенная на них патриархом и другими епископами, как средство к отпущению грехов, состояла в том, чтобы главным образом ограждать, по мере сил, пилигримам дорогу от нападения разбойником».

Рассмотренные выше причины могут объяснить место и время возникновения подобного сообщества, а также решаемые им задачи . Однако всё это не объясняет аскетическую форму служения для рыцарей, берущих на себя монашеские обеты. Тамплиеры давали обет бедности, целомудрия и послушания. За основу своего устава первоначально они взяли Устав Блаженного Августина.

Военно-религиозные братства существовали и прежде, их члены были мирянами и задачей своей видели «угодное Богу» воинское служение. Таковыми были братства, занимавшиеся в XI в. охраной церковного имущества, называемые «церковным войском» (milites ecclesiae) или «воинством Св. Петра» (miles sancti Petri); их служба благословлялась церковью. Во время Первого Крестового похода стали возникать подобные братства, обязуясь сражаться вместе и вместе делить трофеи.

Несмотря на существование военно-религиозных сообществ, ни одно из европейских братств прежде не совмещало в христианском обществе воинского идеала с аскетическим монашеским идеалом. Исходя из этого, нельзя отрицать возможности влияния мусульманской культуры, в рамках которой такого рода организации уже были.

Совмещением военного дела и аскетического образа жизни в мусульманской традиции явились суфийские обители рибат.
Стоит учесть то, что христиане изначально не были расположены к культурному обмену с народом, против которого велась Священная война. Так было во время Первого Крестового похода. Но при необходимости жить на завоёванных территориях при ограниченных ресурсах для защиты, потребовалось установление дипломатических отношений. Хронисты XII в. описывают множество примеров культурных заимствований, и даже религиозной терпимости со стороны крестоносцев на Востоке.

Жители королевства были осведомлены о военной обстановке в мусульманском мире, о чём может говорить готовность ко всем широкомасштабным кампаниям, предпринимаемым мусульманами против христиан.

Перечисленные факты показывают, что крестоносцы за более чем 20-летний срок пребывания на Востоке должны были знать о поселениях рибат. Уже во времена Первого Крестового похода хронисты, а значит и рыцари, отмечали высокую доблесть мусульман в бою, и при этом позитивное отношение к монашеской аскезе на Западе было развито уже долгие годы . Значит, пример воинов-аскетов, проживающих в рибатах, мог вызывать уважение у рыцарей и желание совершить подобный подвиг воинского самоотречения для святой цели.

Подтверждением идеи культурного заимствования у мусульман может стать ношение бороды тамплиерами. Это факт говорит об открытости рыцарей, основавших братство, влиянию идей других конфессий о воплощении мужества, поскольку наличие бороды для народов Востока говорило о мужественности воина, в отличие от обычаев принятых на Западе. О важности данного примера можно судить по тому, что именно на ношение бороды обращали внимание хронисты того времени при сравнении национальностей.

Для того чтобы идея подражания вполне могла оформиться в христианском сознании рыцарей, необходимы были религиозные примеры подобного рыцарского служения. Таковыми стали образ архангела Михаила и Георгия Победоносца.

Факт того, что рыцари были в Иерусалиме, мог производить слияние идеи жизни в Земном Граде и Граде Небесном, а значит и воинское служение в Иерусалиме мыслилось в качестве защиты Небесного Града. Люди того времени верили, что в рай гарантированно попадут лишь монахи, а значит и рыцари сражающиеся в Небесном Граде должны были быть уподоблены монахам.

Источником новой формы служения, отчасти, могли быть и сохранившиеся предания о военных культах древнегерманских племен, которые подразумевали религиозную инициацию воина.

Первые годы служения братства тамплиеров показали не только эффективность такой организации, но и популярность идеи, положенной в его основу. В 1113 г. был утверждён папой Пасхалием II орден Госпитальеров, занимавшийся странноприимством. Члены ордена с момента появления братства Иоаннитов несли монашеские обеты. В период в 1120 по 1160 гг. XII в. госпитальеры берут на себя функции защиты паломников и охраны Святой Земли.

Итак, Благодаря особому религиозному значению Иерусалима для католиков, опыту реконкисты и влиянию мусульманской традиции в Леванте возникает рыцарское братство тамплиеров, члены которого берут на себя тройной монашеский обет, а также дополнительный обет вооружённой защиты паломников.

Позже, в 60-70е гг. XII в. появляется множество организаций, использующих устав тамплиеров. Всё это стало возможным после официального признания в 1128 г. папской курией новой формы общежития для монахов-воинов, а также после учреждение ордена «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона». По решению собора в Труа от 13 января 1128 г. под руководством кардинала-легата Матвея Альбанского, в присутствии архиепископов Реймского и Санского, аббатов Сито, Клерво (св. Бернар) и Понтиньи, был принят Устав ордена «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона».

Собор в Труа был созван спустя 10 лет после возникновение самого братства. Рыцари уже имели поддержку патриарха Иерусалимского и короля. Зачем им, занимающимся вопросами помощи пилигримам на дорогах Леванта, потребовалось совершать долгий путь из Иерусалима в Труа и обратно, искать протекции Бернара из Клерво с той лишь целью, чтобы папская курия дала своё благословение уже существующему братству? Ответ на этот вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.

Реконструкция возникновения военно-монашеского братства тамплиеров и важнейших особенностей этого братства позволяет выявить общие черты становления сообщества воинов-монахов: монашеские обеты; следование единому орденскому уставу; мотивация идеалом угодного Богу благотворительного и воинского служения; слияние идеи жизни в Земном Граде и Граде Небесном, а значит и монашеского и воинского служения ради защиты Небесного Града; функция вооруженной защиты паломников и охраны Святой Земли; обеспечение воинов-монахов доходами из имущества короля и сеньоров. Такая организация позволяла орденам стать эффективными моделями влияния церкви, играть существенную роль в ее стабилизации и развитии .

§ 3. Поиск тамплиерами церковного признания.

Численность тамплиеров за первые 10 лет существования братства существенно не изменилась. Военной организации требовались люди, умеющие профессионально владеть оружием, имеющие доспехи и боевого коня. Государства Аутремера были небольшими и не могли позволить себе большого количества владельцев феодов. По сути, только владельцы феодов удовлетворяли описанным требованиям и могли считаться полноценными братьями. Среди паломников могли быть рыцари, совершающие епитимию, однако не многие из них были при этом подобающе экипированы. Таким образом, желающих, кого можно было бы принять в братство, в Иерусалиме и его окрестностях было не много.

Если бы таковые и были, то в эти годы тамплиеры не могли принимать рыцарей в свои ряды, потому что подобная инициация для военного сообщества подразумевали установление отношений вассалитета. Вассальные отношения предписывали сюзерену после принятия оммажа дать вассалу феод. Но это противоречило самой идее основанного братства, так как каждый из его членов согласно обету ничего своего не имел, поэтому и не мог в качестве феода передать что-либо другому. Даже если бы удалось решить этот правовой казус, оставался другой вопрос. Последующее принятие обетов новопосвященным исключило бы для него возможность использования феода, что противоречило логике вассалитета. Несмотря на это, вассалитет был не целевым, а статусным контрактом, что давало ему возможность быть формой духовных отношений, так как материальная составляющая была не ключевой.

Объединение рыцарей, появившееся в 1118 г. по сути своей было не более чем устной договорённостью, которую нельзя было считать ordo. Тамплиерам необходимо было новое понимание вассальных отношений для рыцарей, где отношения в группе строились бы согласно нормам, принятым в монашеских орденах.

Духовное начинание, которым мыслилась защита паломников, не будучи признанным папой римским, не могло быть ни епитимией, ни тем более формой аскезы, поэтому, строго говоря, члены сообщества и не могли считаться духовным братством, потому что общепризнанных духовных задач они не решали.

Решение вопросов крестоносного движения изначально было уделом папы римского, как и создание монашеских общежитий. Одним из тамплиеров был Андре де Монбар, дядя Бернара из Клерво, с которым они находились в дружеских отношениях. Гуго Шампанский, ставший собратом ордена в 1126 г., пожаловал Бернару из Клерво земли Сито и между ними установились тёплые отношения. Бернар был влиятельной фигурой в церковной жизни, и Гуго де Пейн не преминул воспользоваться этим.

Исходя из вышесказанного, отсутствие общепризнанных правовых норм, регламентирующих новую форму общежития воинов-монахов, вынудили тамплиеров искать благословения нового ордена со стороны папы римского. Другой причиной было привлечение новых рыцарских формирований крестоносцев для защиты Иерусалимского королевства.

Положение государств крестоносцев на Ближнем Востоке после Первого Крестового похода стало причиной возникновения в начале XII в. новой монашеской формы общежития воинов, совмещающих монашескую аскезу и рыцарское служение. Новое братство тамплиеров, будучи религиозным, стало искать признания со стороны папы римского для утверждения устава и привлечения новых членов из стран Европы.


ГЛАВА II. ПРИЗНАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ ВОЕННО-МОНАШЕСКИХ ОРДЕНОВ

Собор, созванный в Труа, в 1128 г., поставил перед участниками сложную задачу слияния образов монаха и воина не в аллегорическом смысле, как это мыслилось прежде, а в буквальном. Позиция церкви относительно использования монахами оружия претерпела за историю развития христианства существенное изменение. И для понимания сложности и значимости решения, принятого на этом соборе, необходимо проследить развитие взаимоотношений церкви и воинов.

§ 4. Монашеское и воинское служение в средневековом католицизме.

В ранней христианской церкви отношение к службе в армии было резко отрицательным. Иисус толковал ветхозаветные заповеди расширительно, согласно их духу, а не только букве. Заповедь «не убивай» он понимал не только как запрет убийства как такового, но даже гневного слова [Мф 5, 21 - 22]. «До сих пор, - якобы сказал будущий святой Мартин Турский императору, - я служил тебе как miles. Позволь мне теперь стать miles Dei. Пусть тот, кто должен служить тебе, принимает donativum: я – солдат Христа, и мне не позволено сражаться». При этом христианские писатели, следуя апостолу Павлу, использовали военную терминологию, когда речь шла о служении Богу. Таким образом, служба мирским властям и власти духовной не только противопоставляется, но и соединяется.

Полное отрицание воинской службы шло вразрез с необходимостью служить в мирской жизни князьям. Христиане могли позволить себе полный отказ от службы до тех пор, пока они были в меньшинстве среди основной массы исповедующих другие религиозные культы. Первым, кто сделал существенный шаг в примирении службы в армии и службы Богу, стал Августин Аврелий Иппонский. Он считал, что о нравственной стороне поведения нельзя судить только по его событийному содержанию, вырванному из общего контекста; при оценке меры жестокости того или иного поступка необходимо принимать во внимание состояние духа совершившего его человека, преследуемые цели и правомочность действий лица или учреждения, по чьей воле или с чьего попущения этот поступок совершался.

Пример, поданный Августином, начал закрепляться комментаторами Нового Завета, которые находили подтверждение его положениям в сакральных текстах.

Ключевым моментом в изменении отношения к войнам в католической церкви стал упадок Римской империи и последующая христианизация народов, населивших Европу. Католическая церковь, как крупный землевладелец, была постоянным объектом посягательств со стороны нехристианских народов, и это спровоцировало папу римского на поиск защитника сначала в лице франкского короля Пипина Короткого, а затем Карла Великого.

В X веке вводится новое трёхчастное деление общества. Воинское сословие выделяется из мирян и ставится в один ряд с духовенством. Подобное деление христианские писатели сравнивают с Троицей .

Со временем различие между вооруженными людьми и всеми остальными становилось всё сильнее. В сознание внедрялась привычка проводить главную границу среди мирян уже не между «князьями» и «простонародьем», но между «землепашцами» и «героями». Не малую роль в этом сыграли разорительные набеги мусульман, норманнов и венгров, которые повысили роль защитника.

Коренное изменение ситуации произошло после крещения норманнов, и укрепления границ. Когда миновала военная опасность, необходимо было положить конец бесчинствам рыцарей, которые мыслили свою жизнь войной, и поэтому с урегулированием внешнеполитической обстановки превратили жизнь в непрерывные междоусобицы.

В X-XI вв. на епископских соборах возникает движение «Божьего мира». Изначально, оно было направлено на защиту церковной собственности, но затем теологи стали мыслить мир среди христианских народов как спасение мистического тела Христа. Служение рыцаря отныне подразумевает не только умение владеть оружием и высокую доблесть, но и следование нравственным нормам. Смерть при защите христиан воспринимается как мученичество и уподобляется подвигам христианских аскетов.

Церковные власти понимали, что ограничение агрессии рыцарей в междоусобных войнах необходимо компенсировать военными действиями иного характера. Своё выражение эта идея нашла в Реконкисте, особенно после захвата мусульманами Компостелы.

Осада Барбастро в 1063-1064 годах стала первый прецедентом в каноническом праве, когда участникам давалось отпущение грехов. Развитие идея священной войны получила при папе Григории VII (1073-1085), найдя широкий отклик в среде рыцарства. В сознании современников убийство неверного не нарушало заповеди «не убий», поскольку язычники рассматривались лишь как скот для заклания.

Кульминацией в развитии идеи Священной войны становится призыв Урбана II в. крестовому походу на Ближний Восток.

Совмещение, на первый взгляд противоположных, практик «Божьего мира» и «Священной войны» взаимно дополняло друг друга, поскольку мир мыслился христианами как сакрализованное эсхатологическое понятие, одно из предвоплощений райского мира. Священная война же была битвой предшествующей окончательному райскому миру. Такого рода синтез противоположных начал мы видим и в рыцарях, которые с одной стороны убивали людей, с другой покровительствовали слабым, вдовам и сиротам.

Процесс сближения воинского и монашеского идеалов шел не односторонне. Монашество не было в полной мере изолировано от мирской жизни, и мир оказывал влияние на монастырскую жизнь.

Между рыцарями и монахами начала XII века сходство было в модели обращения неофитов, которая соответствовала нормам феодального общества.

Клюнийские монахи мыслили свою жизнь как войну со злом. Оружием у них была молитва, которую они исполняли вполне воинственно. Вдохновлённые идеей, в Первый Крестовый поход пошли не только миряне, но и священники, наравне с другими мечом изгоняющие неверных из Иерусалима.

Возникновение нового жизненного идеала священной войны в христианском сознании с необходимостью вело к появлению людей, истово следующих ему. Для традиции свойственно было людей, выражающих идеал, признавать монахами, поскольку люди эти показывали свою всецелую устремлённость в служение Богу.

Образ Роланда, погибающего в Ронсевальском ущелье, стал прототипом идеального рыцаря. Этот образ использовался не только трубадурами в Chansons de Geste, но также встречается и в христианской иконографии.

Первыми воинами, в полной мере выразившими идею защитника в понимании католической церкви, наиболее соответствующими образу Роланда, стали тамплиеры.

Изменение отношения к войне и воинам в католической церкви происходило от полного неприятия в начале до следования идее священной войны в XII веке. Вместе с принятием мирянами элементов монашеского образа жизни, происходило обмирщение самого монашества и к первой половине XII в. это вылилось в возможность принятия идеала, совмещающего воинское служение с монашеским. Первыми, кто воплотил его в полной форме, стали тамплиеры.

§ 5. Социально-политические причины учреждения ордена тамплиеров.

Описанная эволюция отношения церкви к войне показывает закономерность принятого на соборе в Труа решения. Участники собора, разумеется, не приводили подобных доводов, когда отстаивали свою позицию. Речь скорее идёт о некоей внутренней готовности и ощущении своевременности, в создании монашеской организации, совмещающей военную и духовную службу.

Перед собравшимися стояли более насущные вопросы, к решению которых должно было привести учреждение военно-монашеского ордена.

Духовный подъём и успехи Первого Крестового похода показали насколько может быть эффективным франкское рыцарство, когда сплочённо решает поставленные задачи. С момента взятия Иерусалима прошло 30 лет, при этом положение католических войск на Востоке так и осталось шатким.

До некоторого времени раздробленные силы мусульман не представляли особой опасности. Однако, в 1128 г. эмир Имад ад-Дин Зенги установил контроль в значительной части Джазиры и Северной Сирии, объединив в своих руках полосу от Мосула до Халеба. Новый эмир только и ждал возможности, чтобы выступить против христиан на Ближнем Востоке. Такой силе можно было противопоставить лишь крупные воинские формирования, которых на данный момент в Палестине не было.

Проповедь священной войны сразу после успеха Первого Крестового похода дала ощутимые результаты при сборе ополчения и регулярных войск. Но этот же энтузиазм не столь эффективно действовал на военачальников, которые видели своей целью захват новых земель на Востоке. Минусы такого подхода стали отчётливо видны после Крестового похода 1101 гг. Ими были отсутствие общих целей в христианском войске и ведение войны в непривычных для западных баронов условиях.

Важно для собравшихся на соборе было и то, что даже если бы этот крестовый поход увенчался успехом, во владение захваченными землями вступили бы светские власти, подобно тому, как это произошло в Аутремере, что противоречило цели основать теократическое государство на Востоке.

Прибывшие на собор тамплиеры зарекомендовали себя как воины, хорошо освоившие специфику ведения боевых действий на Ближнем Востоке и готовые защищать Святой город. О выгоде использования подобных братств, не требующих себе часть добычи от захваченного, уже известно было от Альфонсо Арагонского. И главное было то, что это войско само желало находиться в непосредственном подчинении папы римского.

Косвенной целью учреждения ордена была фиксация образца для подражания западным рыцарям, которые неохотно следовали этическим нормам, устанавливаемым церковью. Актуальной оставалась мысль Урбана II, произнесённая на Клермонском соборе, где он описывал возможность спасения для закоренелых преступников искупительной кровью в священной войне.

Итак, объединение мусульманских стран против франков в Леванте стало новой причиной сбора крестоносцев в Европе. Желание взять контроль над судьбами священной войны из рук светских властей заставило церковь признать братство тамплиеров орденом и разрешить им призыв новых членов для крестового похода в Иерусалим. Не менее значимой причиной была необходимость сместить акцент для франкского рыцарства с междоусобных войн на вооружённую экспансию.

В ходе развития религиозной доктрины в католической церкви, к XII в. развивается идея священной войны, которая становится продолжением не только религиозных, но и социально-политических устремлений христианского общества католических стран. Закономерным этапом развития новой идеи является возникновение орденов монахов-воинов, которые своим примером показывают образец идеального воина в религиозной войне.


ГЛАВА III. РАЗИТИЕ ВОЕННО-МОНАШЕСКИХ ОРДЕНОВ В XII ВЕКЕ

Решение о создании ордена тамплиеров было неоднозначно принято общественностью. Сомнения самих тамплиеров вынуждают Гуго де Пейна настоятельно просить Бернара из Клерво написать воззвание, которое подтвердило бы благодатность нового служения.

Несмотря на это, сразу после собора тамплиеры предпринимают поездку по провинциям, где успешно собирают средства и рекрутов для нового ордена.

Спустя некоторое время после собора Бернар пишет трактат «Похвала новому рыцарству», где призывает всех рыцарей уподобиться новому ордену в служении Богу. Используя игру слов militia и malitia, он рассуждает о двойной борьбе со злом силой духовного и мирского оружия.

Бернар не единственный, кто поддерживает новый орден. Подтверждением тому является сохранившееся письмо Гуго Грешника к тамплиерам, где он наставляет новое рыцарство в их служении.

После призыва Бернара уже нет недостатка желающих отправиться в Святую Землю для борьбы за освобождение христиан от гнёта неверных. Чтобы понять причины популярности новой формы рыцарской организации, необходимо рассмотреть, почему рыцари искали вступления в орден.

§ 6. Рыцарство и военно-монашеские ордены.

В мире средневекового человека на Западе была только одна религия – христианство. И в жизни не было иного ценностного ряда, кроме проповедуемого католической церковью.

Именно поэтому влияние монашеского идеала как гаранта попадания в рай проявлялось во всех сферах. Многие рыцари на смертном одре требовали, чтобы их постригли в монахи, однако это мог себе позволить далеко не каждый. Крестовый поход был для воинов исключением, где они могли не опасаться относительно морального облика войны, в которой они принимали участие. Но до XIII века многие воспринимали каждый крестовый поход как экстраординарное событие и не чаяли, что такое может повториться. Поэтому причастность к духовному ордену снимала противоречивость обыденного воинского служения.

Средневековый мир корпоративен и с появлением тамплиеров возникла новая корпорация. Спустя некоторое время к ней примкнули госпитальеры. Существовала иерархия корпораций с точки зрения духовной ценности согласно профессиональному делению. И духовное рыцарство стояло на шаг выше обычной воинской корпорации.

Снижение смертности в связи со стабилизацией внутриполитической обстановки после X века резко увеличило население. Также способствовали этому оптимальный температурный режим для произрастания зерновых культур и развития бобовых. В результате демографического роста появилось много молодежи, в том числе выходцев из рыцарской среды, не имеющей ни земель, ни собственной семьи. Если молодым людям посчастливилось поступить на службу к владетельному сеньору, то для большинства вассалов она сводилась к сбору налогов, что, разумеется, не соответствовало духу куртуазности, который к тому времени получил широкое распространение. Поклонение Деве Марии, которое было развито у тамплиеров, станет на некоторое время высшей формой куртуазности.

Молодые рыцари стремились в дальние страны в путешествия полные приключений и чудес. Военно-монашеские организации стали выражением чаяний для них, по крайней мере в XII веке.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, чтовзгляд в жизни средневекового человека был направлен на посмертное воздаяние, чем бы он ни был занят по специфике своей профессии и социального статуса. Новая корпорация воинов-монахов стала для рядовых рыцарей не только возможностью перейти на более высокий социальный уровень, но и гарантией попадания в рай после смерти. Ввиду быстрого роста населения и нехватки земель многие рыцари стремились в дальние страны, где жизнь представлялась лучшей, чем в Европе. Новое монашество и в этом давало возможность реализации их устремлений.

§ 7. Многообразие военно-монашеских орденов в XII в.

В XII веке вслед за тамплиерами появляется свыше десятка орденов. Уже существующий орден госпитальеров также берёт на себя военные функции сверх монашеских, утверждённых в 1113 г. Такой стремительный рост организаций говорит о высокой востребованности подобного служения, которая требует детального рассмотрения.

Прежде всего, новая форма военной организации показала высокую дисциплину, по сравнению с обычными войсками. Унифицированная амуниция позволяла легко отличать свои войска в бою и ориентироваться в схватке; полководцам принимать тактические решения. Новые организации во многом находились на самообеспечении. Военно-монашеские ордены подобно монашеским выполняли и невоенные функции, такие как помощь паломникам, строительство дорог, мостов и крепостей, что делало их полезными и в мирное время.

Количество желающих вступить в духовно-рыцарские ордены было очень велико. Это позволило использовать их не только для служения в Леванте, но и для участия в Реконкисте. В Испании появляются ордены Алькантара, Калатрава и Сантьяго де Компостелла. Инициативу по созданию орденов брали на себя как рыцари, как это было в случае с тамплиерами, госпитальерами, тевтонцами и т.д., так и монахи, как это произошло в случае с орденом Калатрава.

После падения Иерусалима в конце XII в. – начале XIII в. акцент деятельности новых орденов отражает экспансию католических стран в северо-восточные регионы. Например, орден меченосцев был создан для усмирения ливонцев.

Военно-монашеские ордены оказали влияние на всё рыцарство в целом. В период с 1120 по 1150 гг. ритуал посвящения в рыцари повсеместно приобретает религиозную окраску.

Высокая дисциплина новых войски большое количество желающих вступить в их ряды привело к возникновению множества орденов не только в Леванте, но и в Испании, а позже и в других странах. Многие ордены были на самообеспечении, а также приносили пользу в мирное время, что сыграло важную роль в их становлении.

Пример ордена Тамплиеров стал толчком к возникновению множества военных орденов, которые принятый на соборе в Труа устав тамплиеров брали за основу для своей организации. Желание воинов обрести более высокий социальный статус и попасть после смерти в рай обусловило высокую популярность новой формы воинской организации. С другой стороны церковные власти оценили плюсы этого начинания с точки зрения эффективности новых воинских формирований и позитивный эффект оказываемый ими на рыцарство в целом, и поддерживали подобные начинания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Город Иерусалим и его окрестности являлись в XI – XII вв. для католиков наиболее значимым центром паломничеств. После Первого Крестового похода отношения с мусульманами резко ухудшились. Неспокойная обстановка в странах Аутремера мешала паломничеству христиан из Европы.

Исключительное значение Иерусалима и влияние мусульманской традиции способствуют возникновению военно-монашеского братства Тамплиеров. Его члены берут на себя монашеские обеты, а также дополнительный обет вооружённой защиты паломников. На формирование такого сообщества повлиял опыт участия европейцев в реконкисте, а также древнегерманские традиции военных культов. Высокая потребность в таких защитниках была связана с одной стороны в усилении мусульманских стран Ближнего Востока, с другой стороны с дефицитом европейских воинских формирований в Леванте, единственным источником которых были паломники в Святую Землю.

Для развития братства Тамплиеров, а значит привлечения новых защитников Иерусалимского королевства, необходима была легитимация новой формы военной организации, которая бы совмещала в себе монашеское и воинское служение. Признание такой формы монашеской организации возможно было только со стороны папы римского. Родственные и сеньориальные связи помогли тамплиерам привлечь на свою сторону известного монаха и проповедника Бернара из Клерво, благодаря протекции которого на соборе в Труа в 1128 г. был принят устав для ордена тамплиеров.

История развития Католической церкви показала изменение оценки воинской службы от её полного отрицания для христиан в первые века н.э. до проповеди священной войны, которая вылилась в Первый Крестовый поход. Поступательный процесс подобного изменения отношения к воинской службе обусловил появление людей, истово следующих новому воинскому идеалу, предлагаемому Католической церковью. К первой половине XII в. реформы монашества сделали возможным принятие нового воинского идеала не только мирянами, но и монахами.

Для иерархов церкви, присутствующих на соборе в Труа при принятии решения об учреждении ордена тамплиеров указанная динамика становления военно-монашеской идеи скорее выражалась в ощущении своевременности и закономерности принимаемого решения. Более актуальными на рациональном уровне были вопросы усиления мусульманских стран, что стало причиной нового призыва к вооружённому паломничеству. В этот раз церковь хотела самостоятельно контролировать крестоносные войска и поэтому признала тамплиеров в качестве монашеского ордена и разрешила им сбор ополчения и средств к походу.

Возникновение новой формы монашеского общежития привлекло множество желающих вступить в его ряды. Ключевыми причинами такой популярности стало повышение социального статуса по сравнению с обычными рыцарями, а также гарантия попадания в рай после смерти.

Перенаселение европейских земель вынуждало людей искать себе пропитание. И одним из способов было присоединение к военно-монашескому ордену, что стало одной из ключевых причин быстрого роста новых организаций.

Ордена приносили высокую пользу не только в военное, но и в мирное время. Высокая дисциплина бойцов быстро привела к возникновению множества орденов не только на Ближнем Востоке, но в Испании, а затем и в других странах.

Меть свои крепкие латы

Знаком Креста на груди.

Александр Блок. Роза и Крест

Нам не представляется возможным дать адекватное описание истории военно-монашеских (духовно-рыцарских) орденов даже в самом сжатом очерке, не описав, как проходили сами крестовые походы. Ведь именно крестовые походы, это крупнейшее совместное предприятие стран Западной Европы, имевшее своей целью отнюдь не агрессию, а восстановление статус-кво перед началом исламской экспансии середины VII в. после Рождества Христова (далее - п. Р.Х.), явились колыбелью большинства духовно-рыцарских орденов.

Единственным исключением являлся орден госпитальеров-иоаннитов, основанный еще задолго до их начала, не позднее 20-х гг. XI в. (а отнюдь не в 1099 г., вопреки пышно отпразднованному современным папским Мальтийским орденом якобы 900-летнему юбилею иоаннитов!), однако именно крестовые походы оказали решающее воздействие на его превращение из странноприимного братства в военный орден. Основанный в качестве благочестивого сообщества для ухода за паломниками и больными, он превратился в рыцарский орден, главной задачей которого стала длившаяся на протяжении столетий борьба против исламского врага, нападавшего на христианские государства, образовавшиеся в ходе крестовых походов.

На раннем этапе своей истории эти ордены являлись скорее неформальными рыцарскими братствами (подобными аналогичным рыцарским братствам Святой земли, членство в которых, да и само существование которых носило для большинства входивших в них братьев скорее временный, чем постоянный характер - братства Святых Андрея и Петра в Акконе, братства граждан города Пизы, общеитальянское братство Святого Духа, английское братство Святого Эдуарда Исповедника, Акконское братство Св. Иоанна и Св. Фомы, и др.; из учрежденного в Святой земле братства Святого апостола Иакова впоследствии возник одноименный духовно-рыцарский орден, о котором будет подробнее рассказано ниже), оборонявшими небольшие пограничные крепости, или, точнее, укрепленные пограничные заставы, обозначавшиеся арабским словом «рибат».

Но довольно скоро братства стали приобретать все больше черт военно-монашеских орденов (от латинского слова «ордо», т. е. «порядок»), живших по достаточно строгим и обязательным для всех своих членов правилам (статутам, уставам). Рыцари-монахи (а если говорить о всех членах орденов, то воины-монахи) этих орденских братств имели с точки зрения эффективности борьбы с мусульманами целый ряд преимуществ перед светскими рыцарями и светскими воинами-крестоносцами.

Во-первых, они постоянно проживали в своих крепостях-монастырях, возведенных на тех территориях, границы которых они были обязаны охранять.

Во-вторых, они приносили обеты бедности и безбрачия, поэтому, не имея необходимости заботиться о собственном имуществе, семье и детях (которых не имели), могли всецело посвятить себя (наряду с молитвами) военному делу.

В-третьих (что немаловажно), рыцари-монахи, в силу самого своего казарменно-монастырского аскетического образа жизни и воспитания, отличались особенно пылкой верой (в наш атеистический век ее называли бы, конечно, христианским религиозным фанатизмом!), были идеально подготовлены к борьбе с мусульманами (магометанами) с точки зрения духовной, или политико-идеологической.

Впрочем, говоря об аскетическом образе жизни, ассоциирующемся в наших сегодняшних представлениях с образом схимника или монаха-затворника, истощенного постоянным постом и молитвами, мы не должны забывать об исконном значении слова «аскеза», означающего по-гречески «военная подготовка» или «воинские упражнения». И здесь мы вплотную приближаемся к разгадке таинственного и даже абсурдного (на первый взгляд!) феномена военно-монашеских орденов.

Что общего может быть на первый взгляд у монаха, чье дело - молиться за весь грешный мир, с воином, являющимся, казалось бы, убийцей (то есть заведомым грешником) по определению, или, так сказать, по профессии?

Между тем молитвенное делание, по слову святого апостола Павла, приравнивается к воинскому. И это далеко не случайно. Ибо Церковь Апостольская всегда была и остается церковью воинствующей. И по единодушному мнению Отцов Церкви, все христиане - как молящиеся, так и ратоборствующие против неверных с мечом в руках, - относились к одному и тому же типу «воинствующего человека».

Виднейший из древних Отцов Западной церкви - блаженный Августин, епископ Гиппонский (Иппонский), - еще в V в. п. Р.Х. сформулировал принцип взаимодополняемости: с одной стороны, те, кто в тишине духовным оружием поста и молитвы борется с невидимыми бесами (духами зла, «аггелами сатаны»); с другой - те, кто железным оружием на поле брани защищает молящегося от «видимых бесов» - иноверцев и еретиков.

И тех и других блаженный Августин считал защитниками христианского мира от врагов видимых и невидимых. Характерным в данной связи представляется дошедшее до наших дней послание блаженного Августина некоему Вонифатию (Бонифацию) - христианину и римскому воину, усомнившемуся в необходимости и возможности для человека, исповедующего веру в Христа, Который есть Любовь, воевать с другими людьми, хотя бы и не просвещенными светом истинной веры, ранить и убивать их:

«Итак, другие (священники и монахи. - В.А .), вознося молитвы, сражаются с невидимым противником. Вы же (воины. - В.А.), те, за кого они молятся, сражаетесь с оружием в руках против видимых варваров».

Мы видим, что наряду со сравнением, уравнивающим «бесов» и «варваров» (врагов христианской Римской империи), демонизирующим противника Христовой Веры, блаженный Августин утверждал, что война и ратный труд столь же священны, сколь и молитва, а молитва - военное действие.

Правоту сказанного вполне подтверждают и анналы церковной истории, из которых явствует существование еще со времен священной христианской древности тесного военно-духовного союза между «чином воинским» и «чином святительским» (употребляя терминологию царя Иоанна Грозного, используемую им в переписке с князем Андреем Курбским).

Конечно, времена теперь иные. И если ранняя церковь считала себя воинством Христовым (лат.: militia Christi), народом Божиим, поголовно мобилизованным на борьбу с врагами видимыми и невидимыми, то многие современные христиане предпочитают определять себя и свою веру в «терапевтических» терминах, видеть себя не воином, призванным на многотрудную службу, а пациентом в госпитале или лазарете.

Разумеется, ни одна армия не обходится без походного госпиталя или лазарета (доказательством чему служит существование военно-монашеских орденов госпитальеров и лазаритов, чьи рыцари неустанно наносили раны неверным и врачевали раны христиан; да и Тевтонский орден Приснодевы Марии, как уважаемый читатель узнает из настоящей книги, тоже возник в качестве госпитальерского братства), но никакой госпиталь или лазарет не может подменить собой всю армию, первейшая задача которой все-таки не исцеление больных и раненых, а битва с врагом и победа над ним. Поэтому все истинные христиане, души которых горят небесной приверженностью ко Христу, всегда осознавали себя находящимися не в церкви-«лазарете» (пребывание в котором могло быть лишь временным, пока не зарубцуются раны, нанесенные демоном, грехом или плотью), а в церкви - боевом стане, в церкви любви и войны.

Именно воодушевленные этим духом ревности о Господе Христе воинские контингенты духовно-рыцарских орденов составили костяк профессиональных армий королевств, основанных крестоносцами в Сирии и Палестине (Святой земле, или Земле Воплощения), Пруссии и Ливонии, а также испанских королевств (Кастилии, Леона, Арагона и Наварры) и Португалии.

АЛАН ФОРИ

Причины и происхождение

Возникновение военно‑монашеских орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни западного христианского мира в конце XI – начале XII века. Члены этих орденов следовали правилам, в целом основывавшимся на уже существовавших монастырских уставах, они принимали монашеские обеты – бедности, целомудрия и послушания. Но жили они в миру и – более того – воевали. Конечно, в каждом ордене были свои клирики, но большинство братьев являлись мирянами, причем именно они‑то и руководили орденами. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно‑монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин (но в военных действиях они участия не принимали).

Первым военно‑монашеским орденом стал орден тамплиеров (или храмовников). Рыцари назвали себя так по месту жительства своего великого магистра в Иерусалиме близ бывшего храма Соломона. Орден был основан 42 в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет стал частью христианских военных сил, воевавших с мусульманами. Задачи, которые ставили перед собой тамплиеры, выдвигала сама жизнь: мы знаем из писаний пилигримов, что после первого крестового похода дороги в Иерусалимском королевстве были отнюдь не безопасны, а правители латинских поселений не располагали достаточными военными силами для их охраны.

Существует мнение, что христианские военно‑монашеские ордена были созданы в подражание мусульманской организации ribat – то есть укрепленному монастырю, насельники которого совмещали духовные подвиги с вооруженной борьбой с врагами ислама. Однако между такими мусульманскими монастырями и христианскими военно‑монашескими орденами имелись существенные различия: например, члены ribat уходили в такой монастырь только на определенный период времени и потому более походили на крестоносцев, чем на членов военно‑монашеских орденов. К тому же не доказано, что франки, жившие в Латинском королевстве в начале XII века, знали о существовании этих мусульманских организаций. Исторические факты свидетельствуют о том, что военно‑монашеский орден был порождением христианского общества той эпохи. К этому времени западные христиане уже видели в вооруженной борьбе за правое дело средство спасения души и акт милосердия, что стало для мирян, стремившихся вести религиозный образ жизни, альтернативой поступлению в монастырь: ведь церковный запрет на ношение оружия, в котором некоторые видели препятствие к развитию военно‑монашеских орденов, относился только к священнослужителям. Конечно, возникновение подобных организаций вызывало у многих сомнения и опасения. Так, одно письмо, написанное вскоре после создания ордена тамплиеров, свидетельствует о том, что даже некоторые братья этого ордена были не вполне уверены в легитимности своего предприятия. Отчасти это объясняется тем, что в средние века всякое новшество приживалось с трудом. Многие считали военно‑монашескую организацию низшей формой религиозного служения по сравнению с обычным монастырем с его духовным, созерцательным направлением. Против военно‑монашеских орденов выступали и те, кто продолжал считать греховным любое насилие. Именно против мнения этих последних и направил написанный в поддержку тамплиеров труд «Dе laude novae militiae» Бернар Клервоский. Однако, несмотря на все сомнения и возражения, тамплиеры быстро заручились в церковных кругах надежной поддержкой, что видно из решения собора в Труа, на котором в 1129 году при содействии св. Бернара был выработан устав ордена, утвержденный папой Гонорием II. В это же самое время орден стал получать помощь и из многих стран Западной Европы, причем уже через несколько лет там появились отделения ордена. 43

Помимо ордена тамплиеров в Святой Земле появились и другие подобные организации, но история их возникновения была несколько иной. В военно‑монашеские ордена были реорганизованы некоторые уже существовавшие в Иерусалимском королевстве религиозные учреждения. Незадолго до первого крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме было организовано религиозно‑благотворительное братство для помощи бедным и больным пилигримам. 44 Деятельность этого братства особенно расширилась после завоевания Иерусалима крестоносцами, оно раскинуло целую сеть приютов н больниц не только на Востоке, но п в западноевропейских странах, превратившись в огромную организацию, в которую текли обильные приношения со всего христианского мира. Уже в первой половине XII века братство взяло на себя (по‑видимому, следуя примеру тамплиеров) военные задачи по обороне христианских паломников и христианских владений на Востоке от «неверных». Превратившись к военно‑монашеский орден госпитальеров (пли иоаннитов), братство стало представлять собой огромную материальную и военную силу на Востоке.

Тевтонский орден вырос из братства при германском госпитале, датой его основания считается 1199 год. 45 В это же время в Акре была основана обитель черного духовенства, из которой потом возник военно‑монашеский орден св. Фомы Акрского (в 1220‑х годах). Принял на себя военные функции и госпиталь св. Лазаря для прокаженных, первое упоминание о котором в источниках относится к 1142 году. Одной из первых акций, к которой, как нам известно, принимали участие члены этой организации, было сражение при Ла‑Форбье в 1244 году.

Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских п благотворительных организаций к военно‑монашеские ордена. Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали. В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так, милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Роша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель черного духовенства находилась в состоянии упадка. Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле.

Военно‑монашеские ордена возникли в Святой Земле, но очень скоро они распространили свою деятельность и на другие территории христианского мира. Первыми вступили в войну в Испании тамплиеры и госпитальеры. Вначале Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание орденов как источник доходов и потенциальная возможность пополнить свои ряды, но в 1143 году граф барселонский уговорил тамплиеров принять участие в Реконкисте, а к середине XII века к ним присоединились и госпитальеры. А уже в третьей четверти XII столетия в Испании возникло несколько собственных военно‑монашеских орденов. В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году – орден Сантьяго‑де‑Компостела. Ок. 1173 года возник орден Монтегаудио, владения которого находились главным образом в Арагонском королевстве, а к 1176 в Португалии появилась организация, впоследствии ставшая орденом Авиш, а в Леонском королевстве был создан орден Сан‑Хулиан‑дс Перейро, предшественник ордена Алькантары. В 1170–1300 годах появились ордена Сан‑Хорге‑де‑Альфама и Санта‑Мария‑де‑Эспанья Эти испанские ордена с самого начала были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров. Ни при попытке объяснить появление этих организаций необходимо принимать во внимание как надежды и планы их основателей и первых членов (основателем ордена Монтегаудио, к примеру, был разочаровавшийся член ордена Сантьяго), так и настроения испанских королей, покровительствовавших этим орденам. Христианские правители Испании, безусловно, надеялись таким образом заручиться основательной военной поддержкой как на суше, так и на море (Альфонс X Кастильский всячески поддерживал орден Санта‑Мария‑де‑Эспанья, надеясь на помощь мореходов в борьбе с мусульманами за контроль над Гибралтарским проливом). Следует также отметить, что орден Калатравы появился после того, как тамплиеры, которым ранее пожаловали замок Калатраву, оказались неспособными его защищать. К тому же местные ордена не должны были посылать средства в Святую Землю, а правители, покровительствуя сразу нескольким военно‑монашеским организациям, могли контролировать ситуацию таким образом, чтобы ни один отдельный орден не стал слишком могущественным. На первых порах испанские правители даже надеялись использовать эти местные организации в борьбе со своими христианскими же соперниками, но ордена быстро распространились по всей территории полуострова и по отношению к конфликтам между христианскими королями заняли нейтральную позицию.

Однако, несмотря на поддержку королей, не все испанские военно‑монашеские ордена процветали. Орден Монтегаудио в 1188 году был вынужден объединиться с орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле, а в 1196 году они влились в орден тамплиеров. Некоторые из братьев не смирились с этим союзом и обосновались в Монфрагуэ на реке Тахо в Кастилии; позднее эта группа вошла в орден Калатравы. Эти перемены были обусловлены внутренними трудностями ордена Монтегаудио и группы в Монфрагуэ. Объединение же ордена Санта‑Мария‑де‑Эспанья с орденом Сантьяго‑де‑Компостела произошло после того, как последний понес огромные потери в сражении при Моклине в 1280 году. Другие же испанские ордена сохранились, но остались сугубо местными, испанскими организациями. Время от времени выдвигались предложения о распространении их действий на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлен.

В Центральной Европе, в отличие от Испании, тамплиеры и госпитальеры не были первыми военно‑монашескими орденами, взявшими оружие за правое дело. В начале XIII века европейцы больше рассчитывали на новые, европейские военно‑монашеские организации и на Тевтонский орден. Именно они сыграли главную роль в покорении Пруссии и Ливонии, которые были полностью разгромлены к концу XIII века. Орден меченосцев и Дрбринский орден были основаны для защиты миссионеров: первый возник в Ливонии в 1202 году при поддержке епископа Альберта, 46 а второй – в Пруссии, вероятно – в 1228 году, по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого. В 1230‑х годах обе эти организации вошли в состав Тевтонского ордена.

Тевтонский орден впервые появился в Центральной Европе в 1211 году, когда венгерский король Андрей II предложил ему трансильванскую область Бурзу под условием защищать ее от набегов половцев. Тевтонский орден увидел в этом предложении возможность расширения своей деятельности в Европе, к чему он и стремился, так как в Святой Земле ордену приходилось постоянно соперничать с тамплиерами и госпитальерами. Но в 1225 году король Андрей отобрал у них эти земли, вероятно, испугавшись стремления Тевтонского ордена к полной самостоятельности. Примерно в это же время князь Мазовецкий Конрад предложил ордену Кульмскую землю с условием, чтобы рыцари защищали ее от пруссов. Последовавшие переговоры, в которые включился и германский император Фридрих II, привели к созданию на территории Пруссии независимого государства под управлением Тевтонского ордена. Примерно к 1230 году орден стал весьма влиятельной организацией на территории Пруссии, а потом, объединившись с меченосцами, распространил свое влияние и на Ливонию.

После того как Тевтонский орден был изгнан из Венгрии и утвердился в Пруссии, венгерские и польские правители пытались искать помощи у других военно‑монашеских организаций. В 1237 году Конрад Мазовецкнй даже предпринял попытку возродить Доб‑ринский орден в замке Дрогичин на реке Буг, но успеха не добился. Тамплиеры же вскоре покинули польские земли, пожалованные им в 1250‑е годы. Госпитальеры также отказались защищать Севе‑ринскую область, простиравшуюся от Трансильванских Альп до Дуная, которая была пожалована им в 1247 году венгерским королем Белой IV.

Бела IV надеялся на помощь госпитальеров в борьбе не только против язычников, но и против раскольников. II хотя венгерскому королю такая помощь оказана не была, тамплиеры, госпитальеры и рыцари Тевтонского ордена внесли свою лепту в защиту Латинской империи франков, созданной в 1204 году после четвертого крестового похода. В XIII веке крестовые походы все чаще направлялись против инакомыслящих внутри христианства, и потому неудивительно, что борьба с греками стала вполне подходящим делом для военно‑монашеских орденов. Предпринимались также попытки использовать рыцарские ордена против еретиков, противников папы и других нарушителей спокойствия в Западной Европе. Папы неоднократно призывали военно‑монашеские ордена к вмешательству во внутренние конфликты на Кипре и в Иерусалимском королевстве, а в 1267 году папа Климент IV предложил госпитальерам выступить на стороне Карла Анжуйского против последних Гогенштауфенов в Южной Италии. Были и попытки основать новые ордена на юге Франции для борьбы с ересями. Однако эти ордена просуществовали очень недолго, за исключением итальянского ордена Пресвятой Девы Марии, чей устав, утвержденный в 1261 году, вменял рыцарям в обязанность защиту веры и Церкви и подавление гражданских беспорядков. И все же главной функцией военно‑монашеских орденов в XII–XIII веках была борьба с нехристианами на границах западного христианского мира.

образовались для защиты Иерусалимского королевства, основанного после взятия Иерусалима крестоносцами (1099 г.), против мусульман. Впоследствии эти ордена вели борьбу с неверными и в др. странах. Важную историческую роль играли ордена: Иоаннитов (см.), Те(а)мплиеров (см.) и Тевтонских рыцарей (см.).

  • - , памятник архитектуры классицизма...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - в католицизме и исламе централизованные монашеские объединения с особым уставом. В католицизме члены большей части монашеских орденов ведут совместную жизнь в монастырях...

    Исторический словарь

  • - в католицизме объединение монахов, руководствующихся в своей жизни особым уставом, утвержденным папой римским. Первым монашеским орденом был бенедиктинский...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - корпорации, или братства, дервишей. Стали образовываться в ряде стран распространения ислама с 11 в. Имеют свои уставы, духовную иерархию, обители, культ подвижников и святых-покровителей...
  • - в дореволюц. России. О. как знаки отличия за воен. подвиги и гос. службу возникли в России на рубеже 17 и 18 вв. В хронологич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в католицизме и исламе централизов. монашеские объединения с особым уставом. В католицизме члены большей части О. м. ведут совместную жизнь в монастырях...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1) Ордена африканской З. и З. заслуги учреждены бельгийским королем Леопольдом II в 1888 и 1889 г. в качестве награды за заслуги государству Конго. Знаки: золотая З. на голубой ленте и серебряная З. на синей ленте...
  • - : - 1) Испанский орден, установленный папой Александром III около 1175 г.; имел особого гроссмейстера до 1493 г., когда звание это перешло к испанскому королю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - различные ордена, братства и конгрегации, избиравшие покровителем апостола Иоанна...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Ордена...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Монашество...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Монашество...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - централизованные монашеские объединения в католицизме, деятельность которых регламентируется особыми уставами, как правило, утверждаемыми папством. Первым О. м. в католицизме был орден бенедиктинцев...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Духовно-рыцарские ордена...
  • - 1) российские императорские и царские - награды за военные заслуги, деятельность на гражданской службе, благотворительность и пр. Жаловались императором. Каждый Орден имел свой статут, праздник и орденскую церковь...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 1) монашеские, см. МОНАШЕСКИЕ; 2) рыцарские, см. РЫЦАРСКИЕ; 3) знаки отличий, даваемые за какие-либо заслуги; 4) различные архитектурн. стили колонн...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Военно-монашеские ордена" в книгах

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император Фридрих II. - Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя. - Нищенствующие монашеские ордена. - Борьба в Италии и Германии. - Крестовые походы против язычников на северо-западе Европы. - Император Конрад IV

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император Фридрих II. - Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя. - Нищенствующие монашеские ордена. - Борьба в Италии и Германии. - Крестовые походы против язычников на северо-западе Европы. - Император Конрад IV Фридрих IIБитвой при

Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги

автора Демурже Ален

Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi

Глава 4 В сторону Балтики. Миссионерский крестовый поход и военно-монашеские ордены

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Глава 4 В сторону Балтики. Миссионерский крестовый поход и военно-монашеские ордены Германский и христианский натиск на Восток В конце X в. в Германии начался натиск на Восток (Drang nach Osten) - большое переселенческое движение, сочетавшее сельскохозяйственную колонизацию,

Глава 8 Военно-монашеские ордены и война

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Глава 8 Военно-монашеские ордены и война В XII и XIII вв. рыцарь, хотя по преимуществу и был бойцом, профессиональным военным еще не был: его военная активность была. периодической и не занимала всю его жизнь. В основе западной военной системы лежали феодально-вассальные

Военно-монашеские ордены и планы возвращения Святой земли

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Военно-монашеские ордены и планы возвращения Святой земли До 1291 г. речь шла о защите того, что еще можно защитить; после 1291 г. вернулись к исходному положению - речь пошла, как во время Первого крестового похода, о завоевании Иерусалима, Сирии и Палестины. Трактаты о

Глава 9 Военно-монашеские ордена 1120–1312

автора Райли-Смит Джонатан

Глава 9 Военно-монашеские ордена 1120–1312 АЛАН ФОРИПричины и происхождениеВозникновение военно-монашеских орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни западного христианского мира в конце XI - начале XII века. Члены этих орденов следовали правилам, в

Глава 13 Военно-монашеские ордена 1312–1798

Из книги История крестовых походов автора Райли-Смит Джонатан

Глава VII Монашеские ордена буддистов и их поразительное сходство с католическими

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава VII Монашеские ордена буддистов и их поразительное сходство с католическими Подобно тому, как в Европе с средние века была мания аскетизма и отшельников монахов, а затем и высшее духовенство стало обязательно монашеским, как было и в Азии. И как в Европе началась

Часть II Первые монашеские ордена. V-XIII века.

автора Андреев Александр Радьевич

Часть II Первые монашеские ордена. V-XIII века.

Часть V. Монашеские ордена в XVI – XX веках.

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть V. Монашеские ордена в XVI – XX веках.

Геральдика Суверенного Рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) XVIII-XXI вв.

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Геральдика Суверенного Рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) XVIII-XXI вв. В XVIII в. на основе печатей должностных лиц «языков» («лангов» или «наций») Ордена Святого Иоанна были разработаны гербы восьми «языков»

Военно–монашеские ордена в Западной Европе (краткие исторические сведения)

Из книги На «Варяге». Жизнь после смерти автора Апрелев Борис Петрович

Военно–монашеские ордена в Западной Европе (краткие исторические сведения) Когда нашествие варваров разбило остатки античной цивилизации, население Западной Европы начало группироваться около двух оплотов: рыцарского замка и монастыря. Оба эти оплота, действуя

I.9. Соединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена. Угрозы для Руси

Из книги Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г. автора Воробьева Любовь Михайловна

I.9. Соединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена. Угрозы для Руси Как только Тевтонский орден вступил в пределы Пруссии (1229 г.), к великому магистру Герману Зальцу в Рим прибыли послы из Ливонии от меченосцев. Они предложили соединить оба ордена, поскольку они

Ордена монашеские

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

1. Запад: университеты и монашеские ордена

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

1. Запад: университеты и монашеские ордена Указ папы Иннокентия III, обнародованный около 1211 г., узаконил и дал новый, канонический статус корпорации Studium parisiense, состоящей из учителей и студентов, преподававших и обучавшихся либо при соборе, либо при монастыре святой

Просмотров