Описание природы в рассказе "Ася" И.Тургенева. Роль пейзажной зарисовки в повести И.С.Тургенева `Ася` Образы природы и искусства в повести ася

Цели урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий

(познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе повторения признаков однородных членов предложения; закрепление умения постановки знаков препинания при однородных членах.

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и

рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.

операции анализа, сравнения, обобщения).

3. Предметные: организовать поисково-исследовательскую работу учащихся по лингвистическому анализу литературного произведения;активизировать знания учащихся об однородных членах предложения; совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность, формировать культурно-эстетические навыки, воспитывать внимательных читателей, чутких к художественному слову, любящих и понимающих природу.

Тип урока: урок- исследование; интеграция русского языка и литературы

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

    Таблица “Функции пейзажа в литературном произведении”.

    Репродукции картин русских художников.

    Карточки-задания с примерами описания природы из повести “Ася”.

Эпиграф:

Человека не может не занимать природа, он связан с нею

тысячью неразрывных нитей: он сын её!

И.С.Тургенев.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

И.С. Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.

Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.

2. Сообщение учащегося . С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе. Вечна Жизнь и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти

Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.

Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.

3. Чтение стихотворения “Как хороши, как свежи были розы…” - Скажите, что вы увидели или услышали? О чём это стихотворение? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет пейзаж в повести И.С.Тургенева “Ася”. Анализируя эти отрывки, мы повторим признаки однородных членов предложения и сделаем вывод об использовании однородных членов предложения в художественном тексте.

4.Вопросы к учащимся:

1) Что такое пейзаж? (Пейзаж - описание природы в художественном произведении.)

2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)

3) С какой целью Тургенев вводит в повесть пейзаж? (Пейзаж в произведении является не просто фоном, на котором происходит развитие событий; природа помогает писателю передать внутреннее состояние героя; его переживания.)

4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)

5. Поисковая деятельность. Работа с текстом. Задание.

Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:

а) подчеркните однородные члены;

6) определите смысловые отношения между однородными членами;

в) объясните постановку знаков препинания;

г) составьте схему предложения.

Первый отрывок.

1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.

Второй отрывок.

Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.

2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.

3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.

4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.

Третий отрывок.

5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.

6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.

7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.

Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?

Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?

6.Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.

Функции пейзажа в литературном произведении.

1) способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?

7.Физкультминутка.

8.Задание для проверочной работы.

Учащиеся получают карточки с заданием по русскому языку:

    вставить пропущенные знаки препинания,

    подчеркнуть основы предложений и однородные члены предложения.

    составить схемы предложений.

Примеры предложений из текста для проверочной работы:

1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.

2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.

3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.

4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.

5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.

6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…

7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…

Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал...

Я был счастлив.

Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.

Рефлексия:

Как заканчивается 2 глава?

Какие чувства испытывает герой?

Как описание природы помогает передать состояние героя?

Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?

Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)

Домашнее задание. Подготовка к сочинению

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке,

Любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.

Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.

Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.

Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами. Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг. «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете. Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя. Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна. Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини. Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

Нельзя не заметить, какие восхитительные пейзажи, включая городские, создает Тургенев в "Асе". (Их зрительное воссоздание необыкновенно хорошо удалось и в одноименном фильме И. Хейфица, который мы можем порекомендовать вам для просмотра). Со страниц повести смотрит на нас умиротворенная красота небольшого немецкого городка 3. и его окрестностей, затрагивающая в нас, по словам Гагина, "все романтические струны", смягченные доминирующими вечерними картинами, в которых преобладают мягкие, теплые краски угасающего дня и тихие звуки льющихся над Рейном вальсов.

Однако пейзажи города 3. и само описание города в повести не самоцель для автора. С их помощью Тургенев создает атмосферу, в которой протекает история героя. Но главное, город "участвует" в пространственном решении образа Н. Н. Будучи человеком толпы, он становится в городе 3. человеком уединения.

Что способствует такой метаморфозе героя? В какой степени он изменился, сменив толпу на уединение? Эти вопросы станут главными на втором этапе осмысления повести. И для ответа на них необычайно важен разговор о городе, в котором поселился Н. Н.

Принципиально важно отметить глубинность тургеневских описаний города, отражающих его прошлое и настоящее. В 3. живет средневековье, которое напоминает о себе "дряхлыми стенами и башнями", "узкими улицами", "крутым мостом", развалинами феодального замка, по главное, взметнувшейся к небу "высокой готической колокольней", вспарывающей своей иглой лазурь небес. А вслед за ней величественно, как бы в молитвенном порыве, стремится к небу душа, венчающая духовную напряженность готического пейзажа.

Изображая его по преимуществу в вечернее и ночное время, Тургенев лишний раз подчеркивает и таинственность средневековой готики. В самом деле, как можно плести из камня кружево?! Как можно заставить это кружево взлетать на неведомую высоту?! Но когда на город и его окрестности проливается лунный свет, эта тайна оживает, и все вокруг как будто погружается в волшебный, безмятежный и одновременно волнующий душу сон под сводами лунного города...

И каким пронзительно-режущим диссонансом врывается в эту торжественную картину настоящее лунного города — прогуливающиеся по его вечерним улицам "прехорошенькие белокурые немочки", потеснившие тени рыцарей и прекрасных дам, и рвущееся из молодой груди сладостно-призывное "Гретхен", сменившее вечернюю песню трубадура.

Город, облитый лунным светом, — это всего лишь прорыв, отлет на мгновение от полноправно воцарившегося в 3. филистерского настоящего, в котором обрел свое уединение герой.

Что выступает фоном уединения Н. Н.? Покойно-сонная жизнь маленького провинциального городка, утонувшего под грифельными кровлями, увитого каменными оградами, пахнущего липами и тревожимого разве что сопливым свистком ночного сторожа да ворчаньем добродушных собак. Здесь на фоне старинных замковых развалин торгуют пряниками и зельтерской водой, город славится хорошим вином и рачительными жителями. Здесь даже в праздник не забывают о порядке. Здесь все в достатке и на своих местах: крик и стук дятлов в лесу, пестрые форели на песчаном дне, окрест города чистенькие деревеньки, уютные мельницы, ровные дороги, обсаженные яблонями и грушами... Здесь так комфортно! И так уютно спать душе! И в этом уединении нет места девочке с огненными страстями.

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.

Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.

Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.

Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

Просмотров