Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка». Рабочие материалы Олицетворение иван никитин полно степь моя

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

Дата:11.10.2016

Предмет: Литературное чтение

Класс:3б

Учитель: Аксентьева Оксана Викторовна

Студентка: Конева Ирина Витальевна

Руководитель практики: Яковлева Татьяна Николаевна

Тема: стихотворения И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать непробудно», «Встреча зимы»

Тип урока: ОНЗ

Цель: познакомиться со стихотворениями И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно» и «Встреча зимы»

Задачи:

Образовательные: познакомиться с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии И.С.Никитина, учить понимать глубину содержания произведения, учить находить красочные средства изображения, помогающие поэту создавать картины природы, обеспечить условия для дальнейшего совершенствования навыка чтения.

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать поэтическое произведение, развитию навыка выразительного чтения, расширению и активизации словарного запаса учащихся, развитию образного мышления, внимания, эстетического вкуса, содействовать развитию самооценки и взаимооценки; .

Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Уметь работать с стихотворением (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ:

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.

Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию в книге.

Коммуникативные: умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Личностные УУД: . установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

Средства обучения: учебник, презентация.

Ход урока: -Здравствуйте, дети.

Речевая разминка (слайд 1)

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Прочитайте с чувством удивления, с восхищением, с горестью.

Ребята, поэты часто пишут стихи о природе. Как вы думаете, почему?

Сегодня на уроке мы продолжим размышлять об этом.

Размышляют.;

Рассуждают.

Комментируют.

Объясняют.

Природа это источник вдохновения многих людей

2. Актуализация знаний.

Дыхательная гимнастика

Ребята, на дворе осень. В это время года всегда ветрено. И сейчас мы с вами попытаемся сами изобразить ветер.

Сядьте прямо, возьмите бумажные полосочки. Делаем глубокий вдох носом, и медленный выдох ртом (это слабый ветер), а теперь попробуем сделать глубокий вдох и сильный выдох (это сильный ветер).

Проверка д. з.

Ребята, с чем вы знакомились на прошлом уроке?

Какое было у вас домашнее задание?

Оценивает 3-4 человека

Подготовка к восприятию нового пр-я.

Какое сейчас время года?

А какое ваше любимое время года?

Почему?

- Ребята, а каких авторов вы знаете, которые пишут о природе?

Выполняют дыхательную гимнастику.

Берут листики, пытаются изобразить ветер

- Мы познакомились со стихотворением…….

Выучить наизусть стихотворение на с.65

Читают стихотворение наизусть.

Отвечают, рассуждают

Осень

Объясняют

Рассуждают

Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн, В. Гаршин, И. Тургенев и др.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Почему мы так много говорим сегодня о природе, как вы думаете?

Мы познакомимся с творчеством поэта, многие стихи которого посвящены красоте окружающего мира - Ивана Саввича Никитина.

- Ребята а вы уже знакомы с его творчеством? (рассказывают, кто что знает)

Рассказ учителем(слайд 3)

Родился Иван Никитин 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году Никитин поступил в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома Иван оставил занятия, а в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.

Несмотря на тяжелую семейную обстановку в те годы, он продолжил писать, занимался самообразованием.


Иван Никитин скончался в 1861 году. Всего им было написано 200 стихотворений. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, на его стихи написаны песни и романсы, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов.

Прочитайте название стихотворения. Рассмотрите иллюстрации к нему.

Как вы думаете, о чем оно?

Отвечают.

Внимательно слушают. Смотрят презентацию.

– Сегодня мы знакомимся с творчеством И.С.Никитина и его стихотворениями «Полно степь моя спать беспробудно».

Рассуждают

Объясняют

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Первичный синтез.

Работа над стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно»

- Послушайте ст-е и попробуйте представить себе картины, изображённые в нём.

Первичное чтение произведения. Выразительное чтение текста учителем.

(Дети закрывают глаза и под мелодичную музыку слушают стихотворение)

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Какие картины вы представили?

Прочитайте самостоятельно, отметьте не совсем понятные вам слова.

Читают самостоятельно.

Ребята скажите, какие слова вам непонятны?

Словарная работа

Объясните значение слов, как вы их понимаете

(слова на слайде)

Беспробудно

Мурава

Летят караваном

Ковыль

Анализ ст-я

-Прочитаем вслух

К чему обращается Никитин?

Как поэт обращается к степи?

Докажите строчками из текста.

Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.

Вместе с вами попробуем найти эпитеты и сравнения в этом стихотворении.

Какая картина изображена вслед за весной?

О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.

Ребята, как вы думаете, почему Никитин не просто описывает степь, а обращается к ней, как к живому существу?

Что его могло побудить к написанию этого ст-я?

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?

Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

А вы знали, что ковыль -это степная трава?

Кто видел ее?(слайд)

А кто был в нашем Курском заповеднике?

Что вы там видели, что о нем знаете? (слайд заповедника)

Краткая информация о заповеднике

Заповедник Центрально - Чернозёмный, созданный в 1935 году, является одним из старейших в России. Уже из названия заповедника можно понять, что главной достопримечательностью здесь являются чернозёмы. По запасам питательных веществ местные черноземы не имеют себе равных в Европе. Там очень много видов редких растений около 80 видов на один квадратный метр. Центрально - Черноземный заповедник носит имя своего основателя профессора В.В. Алёхина. Профессор В.В. Алёхин называл луговые степи заповедника " Курская растительная аномалия ".

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Внимательно слушают, закрывают глаза.

Высказывают свое мнение

Не разбудить

Трава

Летят стаей, клином,

Злаковое растение

Поэт обращается к степи

Как к живой

Ищут строчки из текста

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Поэт траву называет мурава.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Олицетворения:
Степь спать, царство прошло, сохнет скатерть.

Тени бегут.

Отдохни степь, усни.
Сравнение:
Как невеста.

Следом за весной поэт изобразил картину лета

Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

Внимательно смотрят иллюстрации, объясняют что изображено.

Скорее всего он побывал в степи и увидел всю ее красоту

Описывают.

Рассуждают

Для своей картины мы бы выдрали яркие, сочные краски

Внимательно слушают

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Теперь мы будим учиться выразительно читать -это стихотворение.

Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётком, громко произнося слова, или напевно, медленно.

При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд.

(Смотрят прочитывает один в слух)

(слайд)

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению

Тренировка прочтения в парах.

Читают четверостишиями.

Знакомство со стихотворением «Встреча зимы»

А сейчас мы с вами перенесёмся в зиму.

(звучит запись стихотворения)

Как описан снег?

Что поэт пишет о зимнем лесе?

Как пишет поэт про крестьянских детей?

ЧИТАЮТ

РАССУЖДАЮТ

ОБЪЯСНЯЮТ

Внимательно смотрят памятку.

ЧИТАЮТ

Открывают стихотворение, слушают запись.

Зачитывают

Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

Он говорит, что Русь Святая

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

С творчеством, какого поэта познакомились на уроке?

Какие ст-я прочитали?

Вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале урока: почему поэты часто пишут стихи о природе? Как бы вы на него ответили?

Если у вас будет желание, вы можете попробовать сочинить ст-е о природе или нарисовать рисунок.

Продолжите предложения:

На этом уроке я похвалил бы себя за…

- Запишите домашнее задание

Сравните два стихотворения.

Выразительно прочитайте их.

На выбор

Нарисовать иллюстрации или выучить отрывок из стихотворения.

Мы познакомились с творчеством И.С.Никитин.

Его стихотворения называются «Полно, степь моя, спать беспробудно» «Встреча зимы»

Высказывают своё мнение.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

ЗАПИСЫВАЮТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель:

Руководитель практики:

Оценка:

тема урока: ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»

Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.

Ход урока

    Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Посмотрите на это бескрайнее золотое море.

Что хотите сказать?

Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)

Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.

Перечитаем стихотворение еще раз.

Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

или другие:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям...

Их написал Иван Саввич Никитин.

III. Работа над произведениями.

Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

Какие сравнения использует поэт?

Как обращается поэт к степи?

Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

Упражнение в чтении стихотворения.

Физкультминутка

IV. Итог урока.

С каким настроением уходите с урока?

Что особенно понравилось, заинтересовало?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.

И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»

Тема урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, с его стихотворением «Полно степь моя, спать беспробудно...»; прививать любовь к природе, к слову.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

    Прочитайте «жужжащим» чтением.

    Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?(Одно слово означает имя, а другое

предмет, на котором катаются.)

    Назовите знакомые части речи. (Дети называют глаголы: вёз, ухал; имя существительное-горку, Саня, сани; предлоги - на, за, с; местоимение - собою.)

    Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают.)

    Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.

    Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    А теперь скороговоркой.

    III. Введение в тему. Знакомство с творчеством поэта И.С. Никитина.

1.Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Утро».

УТРО

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2.Знакомство с биографией поэта.

    Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) - русский поэт XIX века.

    Никитин Иван Саввич (21.9.1824 года, Воронеж - 16.10.1861 года, Воронеж) - известный поэт.

    Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне" (1857 - 58), "Пахарь" (1856), "Нищий" (1857), "Пряха" (1858), "Поминки", "Мать и дочь"(1860). На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже.

    Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина?

    Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

    IV. Физкультминутка

    V. Новая тема

    1. Работа над стихотворением « Полно степь моя, спать беспробудно...»

    Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на портрет писателя... Прочитайте имя поэта. (Иван Саввич Никитин.)

          * * *

    Полно, степь моя, спать беспробудно:

    Зимы-матушки царство прошло,

    Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

    Снег пропал, - и тепло и светло.

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись,

    Принакрой свою грудь муравою,

    Как невеста, в цветы нарядись.

    Полюбуйся: весна наступает,

    Журавли караваном летят,

    В ярком золоте день утопает,

    И ручьи по оврагам шумят.

    Белоснежные тучки толпами

    В синеве, на просторе, плывут,

    По груди у тебя полосами,

    Друг за дружкою, тени бегут.

    Скоро гости к тебе соберутся,

    Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!

    Что за звуки, за песни польются

    День-деньской от зари до зари!

    Там уж лето… ложись под косою,

    Ковыль белый, в угоду косцам!

    Подымайся, копна за копною!

    Распевайте, косцы, по ночам!

    И тогда, при мерцанье румяном

    Ясных зорек в прохладные дни,

    Отдохни, моя степь, под туманом,

    Беззаботно и крепко усни.

    (Октябрь) 1854

    Понравилось вам стихотворение? А чём оно? (Оно о том, как наступает весна.)

    2. Беседа по прочитанному.

    Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

    Опишите их.(Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.)

    К кому обращается поэт? (Поэт обращается к степи.)

    Согласны ли вы, что поэт изображает степь ка живую? Докажите.(Да поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

    Степь моя, полно спать беспробудно,

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись.

    Принакрой, нарядись,

    полюбуйся...)

    Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей.)

    Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте?

    Объясните значение слов:

    ПОЛНО (спать беспробудно)- значит, хватит,

    КОВЫЛЬ- это степная трава.

    В УГОДУ КОСЦАМ- удовлетворить косцов,сделав им приятное (хорошей травой).

    КОПНА- небольшой округлый стог сена,снопов.

    3.Подготовка к выразительному чтению.

    Подумайте в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.(Будем читать медленно,напевно.)

    4.Выразительное чтение стихотворения.

    VI. Итог урока

    С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

    О чём стихи Ивана Никитина?

    Домашнее задание.

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Конспект урока литературного чтения

по теме:

Иван Саввич Никитин

«Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Приготовила: Комалова Любовь Александровна

2016 - 2017 учебный год

УМК: «Школа России»

Тема урока: И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Уч-ся должны уметь:

Прогнозировать содержание произведения;

Узнавать художественные приёмы;

Использовать слова для создания картины природы;

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Личностные.

- у меть проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

делать выводы о результатах совместной работы .

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы:

    учебник

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения И.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

    карточки с заданиями.

Содержание урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания:

Чтение стихотворения наизусть – А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

    Актуализация опорных знаний+ приложение 1

Слайд 2

Чем художники рисуют картины? А музыканты?

Как думаете, чем изображают картины поэты и писатели?

Вспомните, какие художественные приёмы они используют?

Слайд 3

* работа в паре, по карточке

Вспомним эти приёмы - работаем в паре.

Слайд 4

Вспомните, какой раздел мы изучаем? (поэтическая тетрадь)

Пройдём в нашу галерею портретов русских поэтов. С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?

О чём их стихотворения?

В галерее есть ещё один портрет с вопросительным знаком. Как думаете, чей это портрет? (высказывают предположения)

По окончании изучения раздела «Поэтическая тетрадь» вы тоже попробуете написать свои детские стихи о природе, родине. И ваши портреты займут достойное место в галерее портретов русских поэтов.

4. Постановка темы и целей урока.

Слайд 5

Кто уже догадался, какая тема урока? Назовите цели урока.

    Изучение нового материала.

Слайд 6 + приложение 2

А) Знакомство с биографией поэта – И.С.Никитина

* работа по индивидуальным карточкам - Приложение 2

Слайд 7

Проверьте себя (тест «Да или нет»)

Б) Подготовка к восприятию стихотворения

Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?

К кому обращается автор?

Что такое степь?

Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.

Слайд 8

В) Знакомство со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Слайд 9

    Прослушивание аудиозаписи

    Первичное восприятие

Понравилось стихотворение?

Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения?

    Словарная работа

Слайд 10 – 12 + приложение 3

Ребята, в этом стихотворении встретятся слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы не знаете. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.

Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.

Полно – хватит

Ковыль – степная трава

В угоду косцам – сделать приятное (дать больше травы)

Копна – небольшой округлый стог сена.

    Фи.зминутка для глаз

    Самостоятельное чтение стихотворения

Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?

Слайд 13

    Выборочное чтение, словесное рисование.

Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт.

Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят.

Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.)

Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей.)

    Используемые художественные приёмы в стихотворении

Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?

( Олицетворение - поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись,

полюбуйся...

Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;

Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»

Метафора – «зима – матушка»)

    Выразительное чтение стихотворения А.Блока «На лугу».

6. Физминутка

Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет Мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (дети садятся)

7. Продолжение изучения новой темы.

    Подготовка к выразительному чтению.

Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно,напевно.) - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Прочитайте выразительно.

8. Итоги урока

Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

Слайд 14

9. Домашнее задание

С.114- 115 – выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворении

Слайд 15

10 Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение:

На уроке я узнал

Я похвалил бы себя за

Мне захотелось

Сегодня я сумел

Приложение 1

Приложение 2

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Приложение 3

Просмотров