Как вести грамотный диалог. Как научиться вести интересные беседы, даже с абсолютно незнакомыми людьми. Лишние наречия и прочие уточнения

Здравствуйте! Грамотное написание прямой речи (ПР) и диалогов позволяет повысить наглядность информации и лучше передать общий смысл написанного. К тому же элементарное следование правилам русского языка может быть по достоинству оценено целевой аудиторией.

Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов. В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница. Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

ПР: Учитель неожиданно заметил: «Время истекло».

КС: Учитель заметил, что время истекло.

В тексте ПР чаще всего:

  • пишется в кавычках;
  • выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например – прерывания словами автора.

Вы можете бесплатно просмотреть вводные курсы по 3 востребованным направлением удаленной работы. Подробности смотрите в онлайн тренинг-центре .

С ПР начинается или заканчивает предложение

Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

«Поезд ушёл, теперь я уж точно опоздаю!» — с огорчением воскликнула девушка.

ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

Девушка с огорчением сказала: «Я пришла слишком поздно – поезд ушёл, и нужно бежать на автобус!».

С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

«ПР (!?)» — а. «ПР», — а.

А: «ПР(!?..)». А: «ПР».

Слова автора вписаны в ПР

«Поезд ушёл, — с грустью подумала девушка, — теперь уж точно опоздаю!»

Если начало ПР — логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

«Что ж, поезд успел уйти, — с грустью подумал студент. – Теперь я точно не успею в институт!».

Условные схемы таковы:

«ПР, - а, - пр».

«ПР, - а. - ПР».

ПР вписана в авторское повествование

Мужчина с грустью подумал: «Электричка ушла, теперь я точно опоздаю», — и быстро побежал на автобусную остановку.

Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

«Электричка ушла, теперь я уж точно опоздаю!» — подумал мужчина, и поспешил на автобусную остановку.

Условные схемы оформлений:

А: «ПР», - а.

А: «ПР (?! ...)» - а.

Правила написания диалогов

В диалогах:

  • кавычки не ставятся;
  • каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

Пример диалога:

- Отец приехал!

- И теперь надолго, - радостно ответил Юрий. - Экспедиция закончилась.

Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

- Отец приехал, - медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: - Папа, а ты надолго?

Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

- Сынок? - крикнула мама. - Это ты?

Обладая вышеописанными знаниями, думаю, не составит особого труда правильно написать прямую речь в текстах в соответствие с правилами русского языка. Схематичное представление правил можно переписать на листочек и пользоваться информацией при необходимости, пока она прочно не закрепится в памяти.

Остался только один интересный вопрос. Знаете, как и хорошие деньги? Внимание, имеется ввиду именно нормальная, а не копеечная работа. Спешу вас порадовать. Данная тематика широко освещается на этом блоге. Посмотрите публикации, есть много всего интересного. Подписывайтесь. Публикация новых материалов продолжается. До связи.

Как вы думаете, насколько вы хороший собеседник? Давно ли у вас в беседе возникали неловкие паузы? Несколько советов, описанных в этом материале помогут вам стать лучшим собеседником, а неловкие паузы уйдут в прошлое. Быть хорошим собеседником — это, всего лишь, комбинация различных методов общения. Язык тела, несколько трюков и вы сможете непринужденно вести беседу с любыми людьми.

Начните с вопроса

Вы хотите, чтобы человек вас запомнил? Задайте ему интересный вопрос и внимательно выслушайте его. Это даст вам возможность подружиться.

Узнайте чужое мнение

К примеру:

  • Вы не могли бы посоветовать мне хороший коктейль?
  • Вы хорошо знаете город? Не подскажете мне хороший ресторан?
  • Где вы купили этот телефон/аксессуар/одежду?
  • Что вы думаете по поводу этой вечеринки?

Применение экономической концепции к разговору

Представьте себе, что ваш разговор — это банк. Если у вас много вложений — значит дела идут хорошо. Если займы больше чем вложения, то стоит что-то менять. Перенеся эту метафору на общение, мы получим вот что.

Эмоциональные вложения

  1. Соглашаться с собеседником
  2. Правильный язык тела
  3. Использовать имя собеседника
  4. Шутить
  5. Поощрять идеи собеседника
  6. Внимательно слушать
  7. Спрашивать мнение

Эмоциональные займы

  1. Не соглашаться с собеседником
  2. Неправильный язык тела
  3. Много говорить о себе
  4. Лесть
  5. Вульгарные и личные вопросы

Представьте, что ваша беседа начинается с нулевым балансом и делайте все, чтобы его увеличить!

Копирование языка тела

Практика копирования языка тела может очень помочь. Ваш собеседник скрестил ноги? Скрестите свои. Положил руки на стол? Сделайте то же самое. Все очень просто. Также очень важно время. Дождитесь момента:

  • Когда собеседник рассказывает что-то интересное
  • Когда вам интересно
  • Когда собеседник чем-то гордится

И после этого копируйте его. Человек будет считать, что вы сопереживаете ему и будет здорово, если это действительно так.

Как говорить о себе и не быть ужасно скучным

Вы можете быть невероятно харизматичным и интересным человеком. Но, людям просто неинтересно слушать о других, каким бы замечательным вы не были. Если продолжить следовать нашей экономической концепции, то вы должны сделать эмоциональное вложение. Заставьте собеседника испытать эмоции и он будет очень заинтересован в разговоре с вами.

Меняйте глубину разговора

Знаете пословицу: малые умы обсуждают людей, средние — события, а великие — идеи? Используйте это. Начните с малого и подшутите над кем-то, затем узнайте мнение собеседника о каком-либо событии, а затем перейдите к идеям, связанным с этим событием. К примеру:

Вступление: Привет, как прошел Ваш день?

Событие: Вы планируете с Катей что-то на День Святого Валентина?

Идея: Я видел статью в интернете о том, как мы извратили День Святого Валентина в сравнении с его традиционным значением.

Попросите собеседника быть интересным

Каждый человек интересен по-своему, но мало кто раскрывается на самом деле. Так дайте им шанс раскрыться и они будут думать только о вас. Вот простой пример:

Расскажи мне что-нибудь интересное о себе.

Это отличный повод начать беседу, который заставит вас выглядеть более внимательным и в то же время даст возможность узнать о человеке что-то действительно интересное.

Как спрашивать людей чем они занимаются

Как ты проводишь свое время когда не…?

Вместо пустоты в конце должно быть что-то, что вы знаете о человеке. Вот несколько примеров:

Как ты проводишь свое время когда не пишешь свой захватывающий блог?

Как ты проводишь свое время когда не сидишь на Facebook?

Как ты проводишь свое время когда не ходишь в спортзал?

Будьте хорошим слушателем

Если бы вы попросили меня дать один совет о том, как стать хорошим собеседником, я бы остановился на этом. Это самая важная часть. Слушайте человека. Будьте искренне заинтересованы в том, о чем он говорит. Ведите рассказ собеседника своими вопросами. Интересуйтесь им и он будет интересоваться вами в ответ.

Темп разговора

В основном, быстрый темп разговора — это признак нервозности и волнения, а умеренный темп — признак уверенности. Поэтому старайтесь говорить в умеренном темпе, но если ваш собеседник говорит в быстром темпе, копируйте его и говорите также.

Правильно меняйте тему разговора

Со всеми такое случалось: вы что-то обсуждаете со своим знакомым, но тут в ваш разговор врывается третий человек и обращает весь разговор в свою сторону. Это ужасно раздражает. Но, только если вы делаете это неправильно. Вы должны сделать эмоциональное вложение в конце своего монолога. Это отвлечет внимание и вы не будете выглядеть как идиот, меняя тему. Пример:

Крис: Мой сын очень хороший футболист.

Я: Круто! Ты когда-то говорил о том, где он тренировался. Мой сын недавно заработал черный пояс по Карате и уезжает в Корею по программе обмена студентами. Ведь твой сын тренировался в Корее? Можешь дать мне пару советов?

В этом диалоге эмоциональным вложением был комплимент Крису и его сыну. Я поменял тему разговора на нужную мне, сделав это правильно.

Делайте правильные комплименты

Комплименты — это очень мощный инструмент, если использовать его правильно. Правильный способ использования комплиментов — делать их о том, чем гордится человек. К примеру:

  • Если человек в хорошей форме и очевидно, что он проводит много времени в спортзале, сделайте комплимент по поводу его фигуры.
  • Если человек успешен в своей карьере, сделайте комплимент его креативности, бизнес-хватке или интеллекту.

Не делайте комплименты качествам людей, если они не добились этого своими силами. Не говорите красивой девушке, что она красива. Она и так это знает.

Объединяйте друзей

Если вы находитесь на вечеринке или общественном мероприятии, то вряд ли будете стоять на одном месте. Скорее всего, вы будете ходить от одной группы знакомых к другой. Если вы видите знакомых людей в разных группах, не бойтесь пригласить их поговорить вместе. Сделайте это с шуткой и без напряжения. И тогда ваши знакомые запомнят вас как очень дружелюбного человека.

Не каждый человек умеет говорить так, чтобы к нему прислушивались и замирали только услышав голос. Навык вести беседу не так сложен, как может показаться с первого взгляда. В статье мы расскажем, как правильно вести диалог, чтобы к вашим словам прислушивались окружающие.

Для начала стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Во время общения смотрите непосредственно на собеседника. Пристальный взгляд в глаза может вызвать дискомфорт, поэтому лучше фокусироваться на кончике носа. Если в диалоге принимает участие несколько людей, переводите взгляд с одного слушателя на другого. Таким образом вы покажите, что уделяете внимание всем.
  • Хорошо знают как вести диалог деловые люди. Во время переговоров они делают паузы, длящиеся несколько секунд. Это даёт возможность слушателям переварить услышанную информацию.
  • При беседе один на один с человеком, повторяйте за собеседником выражение его лица. Только не путайте с кривлянием. Естественная мимика вызовет у человека симпатию и доверительное отношение.
  • Помните о невербальном общении. Жестикуляция способна передать 70% общей информации. Активно жестикулируя вы передаёте собеседнику свою увлечённость и искренность. Но помните, что жестикуляция должна быть спокойной и пристойной.
  • Добавляйте своим словам экспрессии используя фразы типа "я чувствую", "я уверен", "я верю".
  • Особым уважением у слушателей пользуется грамотная чёткая речь. Таковой владеют далеко не многие. Овладеть правильной речью - титанический скурпулёзный труд. Человеку, не умеющему чётко излагать свои мысли окружающим никогда не добиться признания.

Диалог с девушкой

Отдельно хотелось бы затронуть тему как вести диалог с девушкой. В данном случае представительницу слабого пола главное заинтересовать. Мысли мужчин и женщин абсолютно противоположны, поэтому в общении с девушкой следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Как правило девушки не поощряют развязность и наглость при первом общении, хотя и излишняя скромность оставит их равнодушными. Нужно уметь находить "золотую середину". Для этого достаточно находиться с собеседницей на равных.
  • Не стоит с девушкой "быть самим собой". Как известно - многие мужчины любят ругаться матом, плевать на асфальт, извергать отрыжку и делать прочие прелести. Эти естественные привычки при общении с девушкой абсолютно неуместны. Самим собой вы сможете быть как минимум через пару месяцев совместной жизни.
  • В общении с девушкой нужно быть достаточно целеустремлённым и показать свою "волю к победе". Любой девушке хочется, чтобы её добились и завоевали.
  • Никогда не забывай про искреннюю улыбку, она - первый ключ к успеху.

К самым распространённым качествам, которые каждой девушке хотелось бы видеть в своём собеседнике можно отнести великодушие, заботу, простоту, чувство юмора, умение удивлять и заинтересовывать. Остальное - сугубо индивидуально.

Инструкция

Научитесь слушать. Это не так легко, как кажется. Для подавляющего большинства людей нет звука слаще, чем собственный голос. Когда вы слушаете собеседника, анализируйте полученную информацию и запоминайте факты, которые старается донести для вас говорящий.

Переспрашивайте и уточняйте информацию, если вы чего-то не поняли или не расслышали. Лучше прояснить ситуацию сразу, чем потом попасть в неловкое положение. Не бойтесь обидеть собеседника дополнительными вопросами. Небольшие уточнения лишь показывают, что вы стараетесь понять его как можно лучше.

Используйте мимику в разговоре. Чуть приподнятые брови, легкая улыбка, кивок головы покажут собеседнику, что вы вовлечены в беседу.

Делайте паузы в своей речи. Дайте собеседнику переварить информацию, высказаться по теме разговора или задать вопрос. Не забывайте, что вы ведете диалог, а не читаете лекцию. Монотонная, непрерывная речь начинает вызывать скуку и раздражение уже через несколько минут.

Не забывайте про вежливость, даже если собеседник вам неприятен или придерживается взглядов, которые вы не разделяете. Помните, что ваш оппонент точно так же уверен в своей правоте, как и вы, и он свободен высказывать свое мнение. Категоричные и грубые высказывания покажут лишь вашу невоспитанность и неумение вести диалог.

Не бойтесь пауз. Иногда, чтобы вникнуть в содержание беседы и обдумать только что высказанное, требуется время. Умением красноречиво молчать обладают немногие. Но оно, как и умение слушать, является неотъемлемым качеством прекрасного собеседника.

Источники:

  • как научиться диалогу

Начать общение с незнакомым человеком просто, если вы уверены в себе, знаете, о чем можно говорить и как заинтересовать собеседника с первых же слов. Если же вы испытываете дискомфорт, пытаясь начать разговор с незнакомцем, прочитайте несколько советов, которыми можно воспользоваться, чтобы избежать любых сложностей.

Инструкция

Какой-то человек показался вам интересным, вы хотите познакомиться с ним, но не знаете, как начать разговор? Хороший вариант – сначала задайте ему какой-то ненавязчивый вопрос, или попросите о несложной услуге: «Не подскажете ли…?», «Передайте, пожалуйста…» После его ответной реплики начать разговор будет гораздо проще, ведь первый контакт-то состоялся!

Если девушка, например, несет сумку, которая явно для нее тяжела, тут уж сам Бог велел сказать: «Разрешите, я вам помогу донести сумку!» Постарайтесь только при этом, чтобы ваш голос звучал бодро и весело, а не дрожал от волнения, и уж тем более не тряситесь. Ведь в таком случае девушка может заподозрить вас в посягательстве на ее имущество, и либо решительно отказаться от общения, либо закричать: «Караул, грабят!» А вы же хотите вовсе не такой реакции, верно?

Если вы встретили девушку, которая вам очень понравилась, в музее или театре, то проследите за ее реакцией при виде какой-то картины, пьесы или игры актера. Если она явно в восторге, считайте, что вам повезло, и при первом удобном случае выразите и свое восхищение: «Какая красота!» или «Сегодня он просто потрясающе играл!» После этого разговор пойдет «как по маслу».

Понять свой страх

Попробуйте понять, чего вы на самом деле боитесь. С точки зрения эволюции, страх перед незнакомцами вполне оправдан. Вы не знаете, что на уме у этого человека, вдруг от него стоит ожидать нападения. Однако в XXI веке вряд ли стоит подозревать каждого встречного в том, что он отнимет у вас сумку с продуктами и уведет в рабство вашего ребенка. Если вы сумеете заглянуть в себя, то опасения, которые вы там найдете, могут вам показаться комичными, и страх уменьшится.

Оттачиваем навыки

Вокруг вас есть множество людей, на которых можно потренировать свои навыки общения. Перекиньтесь парой слов о погоде с продавцом цветов, который стоит на улице – наверняка для него это волнующая тема. Обсудите со случайным попутчиком подорожание проезда в общественном транспорте. Не постесняйтесь задать продавщице вопрос о качестве товара. Скорее всего, вы получите доброжелательные ответы и убедитесь, что в беседах с незнакомцами нет ничего страшного.

Поговорите о собеседнике

Как правило, люди любят рассказывать о себе, поэтому, если не знаете, о чем говорить, задавайте вопросы собеседнику. Спросите о месте работы, хобби, узнайте, из какого города приехал ваш оппонент. Если человек в разговоре упомянул, что у него есть муж, дети или домашний питомец, можете попросить рассказать что-нибудь о домочадцах. Любящие матери и отцы с радостью поведают вам об успехах своего чада, а гордые хозяева покажут фотографии с выставки, в которой участвовала их кошка или .

Официальный разговор

Общение с работниками медицинской сферы, сервисными или чиновниками также способно доставить немало беспокойства. Запишите список вопросов, которые вы планируете задать собеседнику. Если вам предстоит телефонный разговор, вы можете воспользоваться шпаргалкой и прочитать все, что требуется. Для личного разговора, к примеру, с врачом или работником ЖКХ, также можно составить список вопросов и несколько раз просмотреть его перед приемом. При разговоре не волнуйтесь, ведь, если вы что-то забудете спросить, ничто не мешает во время беседы заглянуть в блокнот.

Учитесь слушать

Многим людям требуется не собеседник, а слушатель, и справиться с этой ролью отнюдь не сложно. Достаточно лишь изредка задавать вопросы, касающиеся темы, о которой повествует рассказчик, и о вас наверняка составят мнение, как о весьма приятном и чутком . А вы в следующий раз сможете держаться смелее, вот теперь оппонент не будет являться для вас незнакомцем.

Блуждая по просторам интернета, обнаружила замечательную статью.
Первоисточник тут https://www.avtoram.com/kak_pisat_dialogi/

Основная проблема

Диалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей.

Наиболее распространенный тип ошибок — избыточность: ненужная атрибуция, ненужные реплики, ненужные украшательства.

В диалогах особенно важно соблюдать принцип «краткость — сестра таланта»: несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.

Затянутость

Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее. Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять — например, описанием действий, эмоций героя и т.п.

Не засоряйте диалог фразами, не несущими полезной информации.

Девушки попрощались:
— До свидания!
— Всего хорошего!
— Очень рада была вас видеть!
— Приходите к нам в гости!
— Непременно придем. В прошлый раз нам очень у вас понравилось.
— Ну, право же, не стоит. Ну что ж, прощайте!

Можно было бы ограничится одной фразой: Девушки попрощались.

Аналогичная проблема — повторы одной и той же мысли:

— Неужели так и сказала: уходи?
— Да, именно так.
— Я не могу поверить.
— Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.
— Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.

Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог — это скучно, а скучное читатель пропускает.

Неестественность

Диалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в живой речи.

— Тебе нужно регулярно поливать ростки, потому что иначе им неоткуда будет взять влагу, столь необходимую для их питания и полноценного развития.

Так не говорят. Предложение лучше перефразировать:

— Не забывай поливать ростки, а то они засохнут.

Исключение из этого правила: герой нарочно пытается говорить по-книжному, и видно, что это не стилистическая ошибка, а авторская задумка.

— Тысяча чертей! — воскликнул офис-менеджер, выключая компьютер. — Ах, будь я проклят, если я не отомщу этим канальям!

Чтобы проверить диалог на естественность звучания, читайте его вслух. Лишние слова будут резать ухо.

Несоответствие диалога ситуации или характеру героев
В романах новичков сплошь и рядом встречаются сцены, в которых злодеи в пылу битвы беседуют с героями о Добре и Зле — длинными предложениями с деепричастными оборотами.

Если вы думаете, что это нормально, попробуйте в течение пяти минут колотить подушку и одновременно пересказывать сказку о Колобке.

Получилось нечто связное? Снимаю шляпу.

Бегун сразу после марафона не может давать пространные интервью, пожарник в пылающем здании не станет просить: «Будьте любезны, Василий Иванович, подайте мне брандспойт!»

Перебор с атрибуцией

Иван взглянул в лицо Маше.
— Какая ты все-таки молодец, — сказал он.
— Если бы не ты, у меня бы ничего не получилось, — отозвалась она.
— Да брось, не стоит, — проговорил Иван.

Убираем «сказал он», «отозвалась она», «проговорил Иван» — и смысл не теряется. Читателю абсолютно понятно, кто что произнес.

Лишние наречия и прочие уточнения

— Это нечестно! — всхлипнула девочка плаксиво.
В данном случае наречие дублирует смысл глагола. Слова «всхлипнула» вполне достаточно.

Еще хуже смотрятся штампы:

— Сейчас я с тобой расправлюсь! — зловеще ухмыльнулся Император.
— Умоляю, отпустите меня! — душераздирающе закричала девушка, заламывая руки.

Однотипная атрибуция


— Не забудь купить сушек, — сказала бабушка, отсчитав ей деньги.
— А мне конфет! — сказал папа из-за двери.

Не стоит раз за разом повторять одинаковые атрибутивные глаголы, иначе внимание читателя зафиксируется именно на этих словах. Если вам сложно подобрать атрибутивный глагол, вставьте фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику.

— Я пошла в магазин, — сказала Маша.
Бабушка отсчитала ей деньги.
— Не забудь купить сушек.
— А мне конфет! — послышался папин голос из-за двери.

Говорящие глаголы и ярлыки

По возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне говорящими атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками.

Пример таких «накаченных стероидами» атрибутивных глаголов приводит Стивен Кинг в пособии «Как писать книги»:

— Брось пушку, Аттерсон! — проскрежетал Джекил.

— Целуй меня, целуй! — задохнулась Шайна.

— Ты меня дразнишь! — отдернулся Билл.

Не следует также постоянно напоминать читателю: вот этот персонаж — негодяй, а вот этот — прекрасный принц. Когда негодяи «злорадно скалятся», а принцы «презрительно поднимают брови» — это верный признак того, что автор писал, «надменно игнорируя здравый смысл». Характеризовать героя должны его слова и поступки.

Длинный диалог из коротких предложений

— Ты куда?
— В деревню.
— А что там?
— Ничего.
— А зачем?
— Надоело.
— Почему?
— Ты не поймешь.

Подобный диалог выключает образное мышление. Читатель начинает видеть не мысленную картинку, а буквы. Если односложное перекидывание словами абсолютно необходимо по сюжету, то его надо разбавлять описаниями.

Акцент и искажение речи

С передачей акцента и искажениями речи надо быть очень аккуратным. Если у читателя хоть на миг возникнет затруднение в прочтении фраз типа «’eволюция — это п’ек’асно», то лучше просто упомянуть, что герой картавит.

Употребление имени в диалоге

— Здравствуй, Маша!
— Здравствуй, Петя! Как я рада тебя видеть!

Что неправильно? Во время разговора мы редко называем людей по имени, особенно, если рядом никого нет. Поэтому данный диалог звучит фальшиво.

Пересказ чужих слов

— Я встретил Машу. Она сказала: «Петя, почему ты заходишь ко мне в гости?» — «Потому что мне некогда», — ответил я.

Старайтесь избегать прямой речи в прямой речи или передавайте чужие слова так, как они звучат в обыденном разговоре.

— Сегодня Машу встретил. Она спросила, куда я пропал, а я соврал, что у меня нет времени.

Пересказ того, что герои и так знают

— Ты же знаешь, пару лет назад орки напали на наши северные границы и сожгли пять городов. И тогда король Сигизмунд Пятнадцатый выделил триста тысяч воинов на боевых драконах…
— Да, эта битва недаром вошла в летописи. Помнишь, как они захватили Волшебный Камень Всезнания?
— Конечно, помню.

Некорректное использование иностранных выражений

Иностранцы в романах новичков нередко говорят на своем родном языке с дикими ошибками. Если вы не уверены, как правильно пишется фраза, проконсультируйтесь у профессионального переводчика или у носителя языка.

Перебор со сленгом и матом

Если ваш герой «ботает» исключительно «по фене», читатель может его «не догнать».

Мат в литературе допустим только в малых дозах и только к месту. Исключения — «авангардные» романы, выходящие тиражом в 500 экземпляров.

Помним, что никто нас не осудит за отсутствие ненормативной лексики, а вот растерять читателей из-за обилия мата вполне возможно.

Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?

1. Он должен быть абсолютно необходим, то есть без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя. Пример: разговор Чичикова и Ноздрева (Н. Гоголь. «Мертвые души»)

2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.

— Нимфа, туды ее в качель, разве товар дает? — смутно молвил гробовой мастер. — Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб — он одного лесу сколько требует…
— Чего? — спросил Ипполит Матвеевич.
— Да вот «Нимфа»… Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский…
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»

При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.

3. Герои не должны беседовать в вакууме. Создайте вокруг них живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п.

Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:
— Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.
Руки в соку, — подставляет блестящий локоть. Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:
— Кума…
— Что, кум?
— Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай!
— Как это «сердце ушло из рук»?
— Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.
И. Бунин. «Кума»

4. Пусть герои не только говорят, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.

— Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
— Неужели мошенники? — тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди москвичей есть мошенники?
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

5. Следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»

6. Длина предложений в диалогах должна соотноситься со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.

Просмотров