Условия формирования личности процессе обучения. Сущность понятия развитие личности и его соотношение с процессом обучения. Роль обучения в развитии личности

Феномен образования может быть охарактеризован с различных сторон:

Образование как общественно - историческое явление. Тогда под образованием понимается процесс и результат овладения человеком системой знаний, умений и навыков, развития его ума и чувств, формирование мировоззрения и познавательных процессов. (Пидкасистый Педагогика).

В данном случае речь ведется об образовании в широком смысле этого слова. Такое образование осуществляется человеком в разных социальных институтах: в семье, коллективе, в образовательном учреждении и т.д.

Образование как педагогический процесс , т.е. специально организованный и целенаправленный процесс, осуществляемый в образовательном учреждении.

Тогда под образованием понимается процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на решение задач образования личности, путем ее обучения и воспитания. Именно такой подход к пониманию образования как объединения процессов воспитания и обучения представлен в современной педагогике, в теориях образования и законодательных документах.

Функции развитии образования

Для личности это развитие свободного, ответственного, нравственного, культурного, физически и психически развитого здорового человека, способного к жизнедеятельности в современном демократическом и гуманно ориентированном обществе, обладающего уровнем образованности, соответствующим индивидуальному потенуциалу и обеспещивающий возможность на основе выбора реализацию индивидуально выбранного маршрута образования. Такая цель соответствует современным образователным возможностям человека, обеспечивает его социальную адаптацию, вхождение в контекст культуры, готовность к творчески преобразующей деятельности и возможности самореализации и самосовершенствования.

Этапы развития образования

Образование как социальный институт и как общественно государственная система в своем развитии имела схожие тенденции с развитием общества и государства в целом. Поскольку изменения, происходящие в общественно-политической системе проецируют преобразования в системе образования, то и соответственно можно определить 4 основных этапа ее развития.

  • 1. Мифологический, характерен для древних сообществ. Освоение и формирование знаний о мире происходит в форме мифов, сказок, эпосов, былин и т.д. Образование носило общественный характер, поскольку оно осуществлялось в процессе повседневной, социальной жизни. Дети совместно с взрослыми добывали пищу, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и т.д. Все взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям. Передача мифологической культуры новым поколениям осуществлялась посредством ритуальных, культовых, обрядовых действиях.
  • 2. Натурфилосовский этап: основным смыслом образования на этом этапе становиться рациональное познание обучающимися индивидами себя как равноправного гражданина социального и природного космоса, развитие способности жить добродетельно, разумно. Античная система образования складывалась на основе глубоких и перспективных философских идей Сократа, Аристотеля, Платона, Квинтилиана и т.д. так образование на этом этапе придерживается таких принципов как единство субъективной и объективной стороны познания, неразрывность образования и самообразования, образование для развития человеческого разума, гармония материального и духовного развития человека и т.д. Но не смотря на эти принципы в рамках системы образования судьба отдельной личности, ее труд были безразличны для общества, для природы. В нем царило бесправие, гнет и общественное моральное разложение.
  • 3. Религиозно-схоластический этап развития системы образования характеризуется наличием церкви как основного источника знаний. Это был своеобразный союз философии и теологии. Обучение строилось на основе диспутов, дискуссий, в процессе которых приводились неопровержимые доводы в поддержку божественных идей сотворения мира. Это была схоластика, учителя обладали великой способностью внушения и убеждения. Вся педагогика была направлена на подавление природного, волевого в ребенке, поэтому были частыми телесные наказания. «Основная цель образования - это обеспечить всеми средствами воздействия на ученика (логикой, поркой, поощрением) усвоения им иерархического, божественного устройства мира; осознание в своей личности образа и подобия божьего; воспитание искать спасения души в «локоне церкви» и т.д.» .Эта система несла в себе новые открытия культуры: ценность человеческой личности, неуничтожение ее духовной сущности, универсальной нравственной ответственности, широкая эрудиция и т.д.
  • 4. Научно-просветительский этап обязан появлению нового гуманистического взгляда на мир, новой антропоцентрической картиной мира. Человек осознавался мыслителем этого мира. Основные идей это независимость знания от религии, единство мира, абсолютная ценность индивидуальности и т.д. Активное развитие науки в это время привело к формированию в рамках научно-просветительской картины мира 2-х взаимосвязанных и противоположных тенденций развития: технократической и гуманистической. Для первой характерно отношение к человеку как средству достижения каких-либо целей. Технологии воздействия на человека становятся средствами манипулирования человеком, его чувствами и разумом. Гуманизация образования это отношение к человеку как высшей ценности, очеловечивание отношений в процессе обучения. В этот период возрастает значение науки и научного знания в образовании.

Будучи высшим творением природы, в известной нам части Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия.

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности.

Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

  • 1. разумность,
  • 2. ответственность,
  • 3. свободу,
  • 4. личное достоинство,
  • 5. индивидуальность.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях »,- так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида » - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально - исторического и онтогенетического развития человека.

З.Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы:

  • Ш подсознание ("Оно"),
  • Ш сознание, разум ("Я")
  • Ш сверхсознание ("сверх-Я").

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений.

Личность - это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

На протяжении 19 века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека - его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "Развитие личности в обучении " Шиянов Е.Н., Котова И. Б.- М.: Смысл: Издательский центр "Академия" - 1999 г.

Прочное усвоение знаний возможно лишь в том случае, когда оно опирается на достигнутый учащимся уровень психического развития, было пересмотрено в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Они доказали, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно ориентируется не на завершенные циклы умственного развития, а, наоборот, подталкивает это развитие, прокладывает ему дорогу.

Идею природосообразности обучения развивал в своих работах К.Д. Ушинский, который считал, что процесс обучения строится с учетом особенностей познавательной деятельности. Он специально проанализировал эту деятельность с целью определения природы и сущности обучения.

Л.Н. Толстой рассматривал природу процесса обучения в тесной связи с законами познания человеком окружающего мира, какими они ему представлялись. Он отмечал, что познавательная деятельность ученика не есть нечто худшее по сравнению с познанием взрослого (например, писателя) и должна строиться и оцениваться на основе единого подхода к человеческому познанию вообще.

Развитие личности - многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.

Содержание основных направлений развития человека (интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без их совместного осуществления не могут произойти эволюционные изменения ни в познавательном, ни в личностном развитии человека. Особая роль в этом едином процессе развития отводится обучению. Оно должно быть развивающим и воспитывающим по своей сути, так как «включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается лишь над ним»*.* Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.-С. 192.

Обучение делает процесс личностного развития более целенаправленным и менее напряженным, помогает «смягчить» протекание известных кризисов развития (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, трех, семи лет и кризис подросткового возраста). Каждый из этих кризисов несет с собой много проблем, вызывает беспокойство и создает сложности как субъектам развития, так и родителям и учителям.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским: - обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового); - обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; - порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; - школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; - обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; - обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению , а также того, чтобы обучаемый воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Цель: обосновать процесс обучения как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

а) Охарактеризовать сущность обучения как составляющего целостного педагогического процесса и понятий «дидактика», «процесс обучения», «функция обучения», «комлоненты обучения», «движущие силы процесса обучения», «закономерности обучения», «принципы обучения».


б) Раскрыть цели, задачи, функции обучения в структуре целостного
педагогического процесса.

в) Обосновать дидактику как теорию обучения и образования.
План

1. Сущность, цели, задачи, функции, закономерности, движущие силы и принципы обучения.

2. Методологические основы обучения.

3. Психологические основы обучения.

4. Дидактика как теория обучения и образования.

5. Модель процесса обучения.

Основные понятия: дидактика, процесс обучения, функции обучения, компоненты обучения, закономерности и принципы обучения, познавательная деятельность.

Межнредметные связи: философия науки, философия образования, психология обучения, история педагогики.

Сущность, цели, задачи, функции, закономерности, движущие силы и принципы обучения. Процесс обучения - это целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника.

Обучение - это целенаправленный процесс формирования и развития личности учащихся через усвоения знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная старшими систематическая передача социального опыта и усвоение его подрастающим поколением, обретение опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения являются целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер. Важнейшими показателями развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:

Образовательная - чтобы все обучающиеся овладели способами познавательной деятельности и через нее основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развивали свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели задатки трудовых и профессиональных навыков;


Воспитательная - чтобы воспитать каждого ученика высоко­нравственной, гармонически развитой личностью с научным мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.

Таким образом, цель обучения - мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от определенным образом направленной взаимо­связанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества: знания и умения, науки, морали, труда, литературы, искусства, общей и физической культуры. Общая цель выдвигается обществом в соответствии с развитием уровня науки, техники, а также производительных сил и производственных отношений.

Обучение как категория педагогической науки и процесс обучения или, как его еще называют, дидактический процесс - понятия не тождественные, не синонимы. Процесс - это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. С понятием обучения как деятельности тесно связано понятие функции, что означает круг деятельности, назначение. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения (теоретические основы процесса обучения, (табл. 1.).

Социальная, педагогическая, психологическая сущности обучения наиболее ярко проявляются в его функциях. Среди них на первом месте наиболее существенная - формирование у учащихся знаний, навыков и умении опыта творческой деятельности (образовательная функция). Второй функцией обучения является формирование мировоззрения учащихся (воспитательная функция). Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире. В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления (развивающая функция). Развитие человека есть количественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего интеллектуальные. Большое значение имеет и профориен-тационная функция обучения.

Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной, общеобразовательной в целом подготовки. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие ее всесторонних качеств.

По своей сущности процесс обучения - это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня. Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и


Таблица. 1. Научные основы процесса обучения (по Н.Д.Хмель)

^^. Этапы Уровни\- Вводный Фактический Творческий Применения знаний
Частно-методи­ческий уровень (обучение с учетом содержания предмета)
Общеметоди­ческий уровень (общие вопро­сы обучения). Методы и фор­мы работы соответственно дидактическим задачам
Дидактические задачи, которые решает учитель Дидактика (Как учит учи­тель? Что дол­жен сделать учитель?) Ввод в знания Учет текущий Работа с но­вым материа­лом Инструктаж к следующему заданию Учет теку­щий Работа с теорети­ческим мате­риалом Инструктаж к следую­щему заданию СРС (самос­тоятельная работа сту­дентов) Учет теку­щий. Закреп­ление изучен ного. Инст­руктаж к сле­дующему заданию Учет итоговый Инструк­таж к следую­щему заданию
Психология учения (Как учится ученик?). Теория поэтап­ного формиро­вания умствен­ных действий Этап общей ориентировки (постановка целей и круга вопросов для изу­чения) Этап материа­льного или "материали­зованного" действия (накопления фактического материала) Этап громкой речи Анализ фактов, обоб­щение, форму­лировка выводов | Этап "речи про себя" Проверить понимание задания и организовать деятельность по примене­нию изучен­ного Этап соб­ственно умствен­ных дейст­вий, са­мостоя­тельная, творче­ская, активная деятель­ность учащегося
Методология (Теория позна­ния) Мир познаем "Живое созерцание" Абстрактное мышление Практика

повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные особенности сущности феномена являются законами. К закономерностям самого процесса обучения (учебного времени педагоги­ческого процесса) относятся:

Соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни;

Соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллек­тивной деятельности обучаемых. Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества;

Соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллек­туальным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;

Соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения. ТСО должны использоваться в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий, продуманно;

Моделирование (воссоздание) деятельности обучаемого и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности. Поэтому вся их учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой они мопга бы применить полученные знания, умения и навыки на практике.

Следовательно, закономерность процесса обучения - объективно существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

Общие закономерности:

Процесс обучения обусловлен потребностью общества;

Он связан с процессами образования, воспитания и развития;

Процесс обучения зависит от реальных учебных возможностей обучающегося и от внешних условий;

Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны;


Методы и средства обучения и стимулирования учения, организация контроля и самоконтроля учебной деятельности зависят от задач и содержания образования;

Формы организации обучения зависят от задач, содержания и методов обучения;

Взаимосвязь всех закономерностей и компонентов учебного процесса при соответствующих условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения.

Закономерности, присущие всякому обучению, неизбежно проявляющиеся, как только оно возникает в какой-либо форме:

Учебный процесс протекает только при соответствии (не тождественно^ целей обучающего и обучающегося, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения изучаемого материала;

Целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность;

Между целью обучения, его содержанием и методами существуют постоянные зависимости: цель определяет содержание, методы, последние обусловливают достижение цели.

Закономерности проявляются в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося, от применяемых средств, от содержания учебного материала и методов обучения, которыми они оперируют. Их проявление зависит от преподавателя, от того, осознает ли он всю полноту цели обучения и применяет ли средства и методы, которые отвечают цели.

Движущие силы процесса обучения - это противоречия, возникающие в ходе учебного процесса, становление и развитие которых определяет динамику, диалектику обучения и учения, характер овладения знаниями и умениями обучающихся, а также темпы развития ученика. Управление созданием противоречий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование методов, форм и способов обучения и учения.

Противоречия общего порядка возникают:

Между объемом общественно-исторических знаний и объемом, усваиваемым учеником;

Общественно-историческим познанием и индивидуальной позна­вательной деятельностью ученика;

Между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.

Противоречия частного порядка возникают:

Между прежним уровнем знаний и новыми, которые снимают, "перекрывают" прежние знания;

Между знаниями и умениями их использовать;

Между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению;


Между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов (рис. 1).

Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что в нем нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного механического движения на пути к истине, что в нем есть большие и маленькие скачки, спады, неожиданные повороты мысли, возможные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий. В нем сосуществуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция, содержательное и формализованное.

Основное противоречие является движущей силой процесса обучения потому, что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М.А. Да­нилов формулирует его как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений.

Движущие силы педагогического процесса М.А. Данилов связывает с противоречиями развития личности. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественного характера и реальными возможностями обучаемых по их реализации. Значит, движущей силой обучения каждого индивида является противоречие между требованиями, предъявляемыми к нему, с одной стороны, и наличными у него средствами и мотивами с другой. Без соответствующей мотивации сам акт обучения не может состояться. Мотивация учащихся выступает поэтому важнейшим компонентом противоречия, составляющего движущую силу обучения индивида и коллектива.

Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, то есть имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия - явно осознаваемая ими необходимость. Условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Не менее важна и подготовленность противоречия самим ходом учебного процесса, его логикой, чтобы учащиеся не только «схватили», «заострили» его, но и самостоятельно нашли способ решения.

Принципы обучения вытекают из закономерностей процесса обучения, они являются обобщенным отражением многолетней практики и учитывают специфические особенности процесса обучения в условиях современной школы. Принцип - это исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении. Значит, принцип отличается от закономерности тем, что он зависит от личности: она принимает или отвергает его. Закономерность же проявляется независимо от воли личности: она может лишь учитывать ее при организации деятельности.



между сознанием и поведением, сознанием и чувствами

между долгом и поведением

между притязаниями и возможностями

между тягой к взрослым и стремлением к самостоятельности

между старыми возможностями и новыми потребностями

между привычными нормами поведения и новыми требованиями, обусловленными современной социокультурной ситуацией

между новыми задачами познания н усвоенными ранее способами мышления и др.



несоответствие целей и содержания деятельности

несоответствие конкретных задач и средств нх достижения

несоответствие содержания деятельности и форм организации и др.



между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением
учащегося к их осуществлению ________________________

между отбором содержания образовании и личным опытом учащихся

между избранными педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися

между оценкой и самооценкой учащихся

между сутью педагогического процесса в семье и в образовательных учреждениях и др.

Рис. 1. Движущие силы процесса обучения (по Б.Б.Айсмонтасу)


Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Поскольку при структурировании процесса обучения необходимо конкретно опираться на принципы обучения, охарактеризуем каждый из них несколько подробнее.

1) Принцип сознательности, активности и самостоятельности в
обучении предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и
задачи занятия, его практическое значение; стимулирует познавательную
активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, ТСО и
других средств наглядности, современных методик и особенно приемов
обучения; способствует проявлению инициативы, творчества в процессе
изучения учебного материала и применения его на практике.

2) Принцип наглядности обучения ориентирует на то, что наглядность
должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное
содержание, быть понятной и доступной, отвечать требованиям педагогической
психологии, применяться творчески и методически правильно.

3) Принцип систематичности, последовательности и комп­лексности требует давать стройную систему знаний учебной дисциплины, связывать новые знания с ранее изученными, обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения, осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала.

4) Принцип обучения на высоком уровне трудностей ориентирует на постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; изучение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности.

5) Принцип прочности овладения знаниями, умениями и навыками требует разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основных положений, систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала, ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала.

6) Принцип группового и индивидуального подхода в обучении предполагает обучение детей согласованным слаженным совместным действиям, формирование в группе обучения положительного психологи­ческого климата.

Методологические основы обучения. Принципиальные положения, определяющие общую организацию, выбор форм и методов обучения,


вытекают из общей методологии педагогического процесса. Вместе с тем, поскольку обучение непосредственно связано с организацией познавательной деятельности учащихся, необходимо специальное рассмотрение его методологических основ.

Бихевиоризм и прагматизм - наиболее распространенные концепции обучения, которые предпринимают попытку объяснения механизмов научения. К этим направлениям примыкают экзистенциализм и неотомизм. Они принижают роль обучения, подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств; объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономер­ностей.

Среди новых направлений особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения «через совершение открытий», разработанная Д. Брунером (США). В соответствии с концепцией Д. Брунера учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и исключительно влияющие на развитие продуктивного мышления. Характерной особенностью творческого обучения, по мнению Д. Брунера, является не только накопление и оценка данных по определенной теме, формулировка на этой основе соответствующих обобщений, но и выявление закономерностей, выходящих за рамки изучаемого материала.

Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практи­ческой педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности:

1. Методологическую основу ее составляют объективные закономер­ности философии познания (гносеологии).

2. В современной дидактической системе, построенной на основе магериалистическои диалектики, сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятель­ностью, активностью школьников.

Уяснению методологических основ процесса обучения способствует соотнесение учения как деятельности ученика, представляющего собой специфический вид познания объективного мира, и познания ученого. Ученый познает объективно новое, а ученик - субъективно новое, он не открывает каких-либо научных истин, а усваивает уже накопленные наукой научные представления, понятия, законы, теории, научные факты. Путь познания ученого лежит через эксперимент, научные размышления, пробы и ошибки, теоретические выкладки и т.п., а познание ученика протекает более ускоренно и значительно облегчено мастерством учителя. Учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый часто обходится без межличностного взаимодействия. Несмотря на довольно


существенные различия в познании ученика и ученого, эти процессы в основном аналогичны, т.е. имеют единую методологическую основу.

Таким образом, методологические основы учебного процесса в общеобразовательной школе включают в себя следующие методологические положения: диалектический метод как всеобщий метод познания; исторический подход к анализу явлений объективной действительности; теория познания, рассматривающая процесс в движении, в развитии, противоречии; диалектическое мышление; абстрактное и конкретное; объективное и субъективное; единство теории и практики; определенное и неопределенное; ограничение и относительность; значение противоречия; историческое и логическое в теории обучения; сущность и явления; содержание и форма; соотношение цели и средств; возможность и действительность; качественные и количественные соотношения в теории обучения; методологические принципы (принципы познаваемости; объективности, единства теории практики; детерминизма; историзма и диалектического развития).

Исходя из этих положений необходимо руководствоваться соответствую­щими инвариантными подходами (рис. 2).

Психологические основы обучения. Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из ключевых проблем педагогики. Начиная с трудов Я.А. Коменского шел поиск научных основ обучения, в качестве которых развивались индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития. К этим же вопросам обращался основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский. В своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания», излагая основные особенности психического развития ребенка в различные возрастные периоды, он отмечает, что обучение и воспитание являются могучими факторами развития ребенка.

Не был снят с повестки дня вопрос о соотношении обучения и развития и в более позднее время. К его рассмотрению обращался видный представитель психологической науки Л.С. Выготский, который предложил следующие подходы к решению проблемы о соотношении обучения и развития:

Обучение и развитие - два независимых друг от друга процесса;

Обучение «надстраивается» над созреванием; обучение чисто внешне использует возможности, которые возникают в процессе развития;

Обучение и развитие - два тождественных процесса;

Обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди развития, продвигая его дальше.

По-разному подходили различные исследователи к решению проблемы соотношения обучения и воспитания детей:

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считали, что решающее значение
следует придавать изменению содержания обучения;


Личностный

Предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и глэнного критерия успешного обучении не только знании, умения и навыки, но rt развитие творческих способностей


Деятел ыюс гный

Предполагает направленное гь всех яедмта"ИЧййМм мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности ушцегеся, ибо только через собствешгую леятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенству ei личностные качества я т.д.

О птимиза ни он н ый

Достижение максимально возмогш ffcix для конкретньлс условий результатов на базе экономных затрат времени и сил


Целостный

Связан с единым комплексным планированием и осуществлением основных направлений учебной и ънеучебной деятельности учашнхея

Творческий

Требует постоянной диагностики, hccj i с:до в э к и й, Д ости т ну го го учащимися уровня обучеиности и воспитан!i.icTii, совместного поиска с учащимися наиболее эффективны* методов и форм деятельности, творческого сотрудничества, неустанного педаго! ического jKdiepH ме I n ирона и ия


Коллекти в истек и ii

Означает нацеленность педагогическое) процесса на формирование общественно ценных отношений в коллектива, ибо внешние отношения, в которые личность вступает в процессе деятель нести и общения, формируют внутренние отношения человека к общественным ценностям, к людям, к делу, ь самому себе


Рис. 2. Инвариантные подходы к организации процесса обучения

- И.А. Менчинская, Д.И.Богоявленская, Е.И. Кабанова-Миллер доказывали, что эффективность усвоения знаний, умений и навыков повышается с помощью изменения или совершенствования способов умственной деятельности;

Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская придавали значение изучению повышения действенности различных методов обучения;


* К. Роджерс подчеркивает, что процесс преподавания представляет гораздо меньшую ценность и меньший интерес, чем процесс учения, важность которого трудно переоценить. При этом ценным и осмысленным он считает только учение, основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании.

Таким образом, К. Роджерс вводит представление о двух типах учения, которые, как он считает, являются диаметрально противоположными с точки зрения того значения, которое они имеют для развития личности. В его концепции они получили наименования и. К когнитивному типу он относит все процессы учения, описываемые в традиционных теориях обучения. Этим представлениям (об и др.), на которых основан первый тип, противопоставляется идея учения на собственном опыте, значимого для личностного развития учащегося и его эмоциональной сферы, но и в то же время когнитивно развивающего.

Человек должен быть самим собой, испытывая не чувство неполноценности и потребность в психологической защите, а чувство собственной адекватности, которое позволяет ему быть восприимчивым к окружающему его миру. Условием, необходимым для осуществления учения в опыте, является внимание человека как к собственным убеждениям и переживаниям, так и к убеждениями переживаниям людей, с которыми он сталкивается. Иначе говоря, личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он выступает в конечном счете как единственный критерий оценки жизненных событий. Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальными людьми и сам учится быть реальным, адекватным, приносит огромное удовлетворение.

Перед учителем ставится цель - помочь ученикам достичь полноты своего самоосуществления. К. Роджерс полагает, что главной проблемой в сфере образования является разработка методов, способных поддержать у всех школьников без исключения здоровую любознательность и жажду учения, которая могла бы заменить любые искусственной мотивации. Нужно, по его мнению, высвободить любопытство учащихся, позволить им поиск, т. е. свободный выбор направления учения, продиктованный их собственными интересами, дать пищу их пытливости, стимулировать дух открытий.

Стремление к учению К. Роджерс рассматривает как естественную потребность личности. Более того, он полагает, что эта потребность могла бы сохранять свою актуальность на протяжении всей жизни человека, не будь она подавлена условиями его существования. Но люди готовы учиться только тому, что является для них значимым. Поэтому решающим является в процессе учения тот опыт, который делает возможным восприятие и внутреннее принятие индивидом новой для него информации, новых людей.

К. Роджерс полагает, что на уроках следует избегать ситуаций, чреватых резкой перестройкой самовосприятия ученика, поскольку такая перестройка требует атмосферы психологической поддержки, создающей чувство безопасности и отсутствия внешних угроз, а в классе такая атмосфера существует далеко не всегда.

К. Роджерс критикует распространенное мнение, что все главные истины об устройстве мира в принципе известны и поэтому задача образования заключается в сообщении фактических деталей, требующих пассивного усвоения. Подлинный процесс учения предполагает сознательное, ответственное включение в него учащегося, его готовность быть постоянно открытым к восприятию нового опыта и постоянно меняться самому по мере изменений окружающей действительности. Всякая оценка в ходе учения должна быть связана первым делом с опытом учащегося, поэтому главными основаниями для оценки являются самокритика и самооценка. Учение в опыте может стать реальностью только в том случае, если в него удается возлечь самих учащихся.

«Развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания» Подготовила: Алиева Э.М. на кафедре психологии и педагогики личностного и профессионального на кафедре психологии и педагогики личностного и профессионального развития С-ПбГУ; Директор ЦСПС «ДАНА»


Необходимо помочь учителям и педагогам познакомиться и проработать понятия и предстоящие преобразования в системе личностно-деятельного подхода и приступить к выполнению рекомендаций Республиканской августовской педагогической конференции «Модернизация системы образования – Главный вектор качественного роста человеческого капитала» Идея семинара


Цель семинара Познакомить слушателей с особенностями современной модернизации образования РК Продемонстрировать отличия понятий - образовательная среда; - социокультурная среда; - образовательный стандарт; - образовательная стратегия; - индивидуальное образовательное пространство (ИОП) - индивидуальная образовательная траектория; - индивидуальный образовательный маршрут;


Задачи семинара Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы и определить психологическую сущность выше перечисленных категорий. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы и определить психологическую сущность выше перечисленных категорий. Определить «мишени» для самопознания учителей, выступающие ключевыми характеристиками психологических новообразований в системе модернизации. Определить «мишени» для самопознания учителей, выступающие ключевыми характеристиками психологических новообразований в системе модернизации. Описать особенности преобразований системы обучения и воспитания школьников личностно- деятельного подхода. Описать особенности преобразований системы обучения и воспитания школьников личностно- деятельного подхода. Установить взаимосвязи между психологическими особенностями подростков и формирование ими самосознания личности. Установить взаимосвязи между психологическими особенностями подростков и формирование ими самосознания личности. Разработать программу курса для специалистов образования, подготавливающего к реализации занятий по развитию личности в образовательной среде. Разработать программу курса для специалистов образования, подготавливающего к реализации занятий по развитию личности в образовательной среде.


Осознание учителями и педагогами системы необходимости в получении полноценных и качественных знаний, доступных форм разъяснения, внедрения и реализации в рамках программы главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Востребованность слушателей


Главная задача системы образования Создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; Реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, на информированность и укрепление здоровья. Особенностью современного подхода в образовании является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых условий и факторов. Как приоритетные ценности выделяются индивидуальное самоопределение, саморазвитие и успешная самореализация.


Возникновение новой системы требований общества к развитию личности; Недостаточная состоятельность идеологических ориентиров, позволяющие обозначить цели и приоритетные направления воспитания; Переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений; Ослабление роли воспитательной роли социального института семьи; Недостаточное научно-методическое обеспечение новой парадигмы воспитания; Недостаточное владение педагогами современными воспитательными технологиями; Утрата системы профессиональной ориентации; Ограниченность сети детских объединений по интересам и недостаточная эффективная их деятельность; Проблемы воспитательного воздействия


Требования модернизации образования Современный заказ государства ориентирован на формирование человеческого капитала молодого человека, формирование компетентно и конкурентно способной личности. Переход от традиционной установки формирования на «знания, умения, навыки» к развитию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества, т.е. на субъект-субъектные формы отношения; Актуализация внутренних резервов школьников: приобретение качественного опыта индивидуальных познавательных процессов, развитие логического мышления, закрепление форм поведения, направленных на достижение поставленных целей, проявление самоконтроля и эффективной самореализации.


Образование как источник развития личности Проблема формирования личности в новых экономических условиях остается самой насущной и актуальной. Доминирующим подходом в образовательной среде современной психологии выступает деятельностный подход. Развитие учащегося как личности и субъекта деятельности рассматривается в качестве системо образующего компонента: Развитие интеллекта; Развитие эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам; Развитие позитивного отношения к миру; Развитие мотивации саморазвития, самоактуализации и совершенствования;


Соотношение систем: Образование и Личность Раньше образование определяло динамику становления развития личности ребенка, то теперь особенности развития личности, обуславливают специфику ее образования. На смену образовательным стандартам приходит понятие индивидуального образовательного пространства. Личностно-ориентированное обучение становится потребностью.


Образовательная среда - Одно из самых обширных понятий, описывающих совокупность образовательных условий, в которых происходит развитие личности. Совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, т.е. является его целостностью, специально организованных психолого-педагогических условий развития личности. В основе формирования и создания типа ОС лежат смысловые доминанты восприятия мира. И творческое развитие индивида может одновременно осуществляться в нескольких образовательных средах – школы, культурные кружки, интернет и информационной сети.


Образовательное пространство Обеспечение трансляции опыта от поколения к поколению Необходимое соотвествующее информационное обеспечение Соответствующая инфраструктура Социальные условия Чем «уже» образовательная среда, тем скуднее представления ребенка о окружающем мире, беднее опыт, ценностная палитра и поведенческое поведение однообразно и однолико.


Образовательный стандарт Нормативный документ, отражающий содержательный аспект образования, который государство гарантирует своим гражданам. Отражение социального заказа и согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Совокупность трех систем требований: - к структуре образовательных программ, - к результатам усвоения и - условиям реализации.


Индивидуальная образовательная траектория Программа образовательной деятельности старшеклассника, разработанная вместе с педагогом и Имеет несколько направлений реализации: - содержательный (вариативные учебные планы), - деятельностный (специальные педагогические технологии),п -процессуальный (организационный аспект)


Индивидуальный образовательный маршрут Субъективно-уровневый учебный план, составленный с учетом сформированности познавательной базы, образовательных потребностей, способностей, особенностей и склонностей ученика, с выполнением необходимого минимума требований учебной программы. Образовательные предпочтения ученика, способствующие формированию ИОП и реализации познавательной активности личности в процессе самоопределения и саморазвития.


Индивидуальное образовательное пространство Сфера активности ребенка, имеющая свою протяженность (границы) и плотность (множество), в котором он получает комфортные условия своего индивидуального развития, закрепляет знания и приобретает уверенность в надежности со стороны взрослых, и готовность получения знаний независимо от оценочности. Окружающая действительность (сверстники, учителя, семья, кружки, секции, творческие школы, консультации, познавательные увлечения, интересы и занятия) способствующие обучению (формированию новых компетенций), воспитанию (привитию норм, ценностей и гражданских обязательств) и развитию индивидуальных особенностей ребенка. Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной самореализации, полноте максимально успешно развить свои способности, использование социальных условий для раскрытия одаренности и привнесения пользы близким и обществу.


Основное и необходимое условие гуманистической парадигмы в психологии Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной самореализации, полноте максимально успешно развить свои способности, использование социальных условий для раскрытия одаренности и привнесения пользы близким и обществу.


Cодержание тренинга по формированию ИОП и самопознания подростков Цель тренинга Обеспечить подростков необходимым методическим инструментарием, способствующим ознакомлению, восприятию и рефлексированию субъективного осмысления подростками новых и возможно неожиданных знаний о себе. И помочь младшим подросткам найти ответы на вопросы, актуально востребованных в сознании детей о личностной и социальной позиции. Первое занятие: «Знакомство». Занятие второе: « О представлении и внимании». Занятие третье: «О мышлении». Занятие четвертое: « Речь и восприятие». Занятие пятое: « Эмоции». Занятие шестое: « Различные чувства». Занятие седьмое: понятие «Мотивационно –волевая сфера». Занятие восьмое: « Саморегуляция». Занятие девятое: «Способность к позитивному осознанию к действию». Занятие десятое: « Цели. Временная перспектива».





ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО сфера активности ребенка, имеющая свою протяженность (границы) и плотность (множество), в котором он получает комфортные условия своего индивидуального развития, получения и закрепления знаний, и уверенности, в надежности, комфортности со стороны взрослых людей и готовности их передачи знаний независимо от оценочности и вычленения ее из общения в этом пространстве окружающая действительность, (сверстники, учителя, семья, кружки, секции, творческие школы, всевозможные формы консультаций, познавательные увлечения, интересы, занятия и т.д.), способствующая обучению (формированию новых компетенций), воспитанию (привитию норм, ценностей, моральный и гражданских обязательств и др.) и развитию индивидуальных особенностей ребенка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль - 1. Образование и развитие личности Тема 1. Образовательные категории в системе обучения и воспитания Тема 2. Программы индивидуальной организации обучения. Тема 3. История исследования развития. Формы и цели развития личности. Понятия факторов психического развития. Принципы развития. Тема 4. Теории психического развития ребенка. Механизмы психического развития ребенка.


Тема 1. Изучение особенностей личности подростка в когнитивной и эмоциональной сферах. Тема 2. Изучение особенностей ценностной и мотивационно-волевой сферы личности подростков. Определение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента структуры Я-концепции. Тема 3. Практический инструмент оказания помощи подросткам в развитии самопознания. Правила проведения тренинга. Тема 4. Интерактивные методы работы с подростками. ТРКМ, Конструктор задач. Тема 5. Продолжение обучения интерактивным методам обучения. Веб квест, кейс, дебаты. Модуль 2. Психологические особенности подростка. Интерактивные модели взаимодействия в процессе самопознания


Тема 1. Принципиальные позиции педагога, для работы с подростками. Тема 2. Формирование целей проведения занятий с подростками по самопознанию. Тема 3. Апробирование методического инструментария в работе по самопознанию. Тема 4. Апробирование методического инструментария ценностной и мотивационно-волевой сферы в работе по самопознанию. Тема 5. Составление портрета собственной личности Модуль 3. «Практическое применение методик, способствующих расширению самопознания личности».



Просмотров