Путешествие в страну вежливых слов. учитель начальных классов

Классный час в 1 классе «Путешествие по Стране Вежливости»

Тема: Путешествие по стране Вежливости.

Цель: Воспитание этических норм поведения.

Задачи:

Знакомить с этическими нормами поведения;

Дать представления о вежливом общении;

Формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: фонограмма песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот», магнитофон, аншлаги с названиями станций, аншлаги с правилами вежливости, рисунок –солнышко с лучиками.

Ход мероприятия

    Организационный момент:

- Ребята, вас приветствует солнышко. Давайте и мы поприветствуем его.

Руки подняли вверх как лучики. Все дружно скажем:

- Солнышко, солнышко, мы твои лучи,

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

    Формулировка темы классного часа.

Солнышко тоже дарит вам свою улыбку, дарит свои лучики, на которых есть для вас вопросы.

Узнаем, что желает узнать солнышко у вас. (снимают лучики с вопросами)

1.Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? ( Ответ: здравствуйте).

2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Ответ: пожалуйста).

3. Какое слово произносим, когда прощаемся? (до свидания)

4. Что мы говорим, когда просим прощения? (извините)

Что объединяет эти слова? (это - добрые, волшебные, вежливые слова)

Определите тему нашего разговора. (Вежливые слова)

Учитель: - Верно. Мы поговорим о вежливости, о самом важном качестве воспитанного человека.

    Заочное путешествие по станциям

Мы совершим заочное путешествие в Страну Вежливости.

Чтобы попасть в эту страну, нужно знать правила этой страны… Найдите их в кабинете и прочитайте вслух, тогда и попадем в эту страну.

1. Здоровайся при встрече.

2. Не груби, даже если сердит.

3. Проявляй доброжелательность к людям.

4. Уважай окружающих.

Молодцы. А вот и страна Вежливости. Как вы думаете, какие жители в этой стране?

Учитель - Верно, вежливые, воспитанные. "Вежливый " - древнерусское "вежа" - знающий, учтивый.

В стране Вежливости живут только воспитанные жители. Они всегда добры, вежливы приветливы, улыбчивы. В этой стране повсюду слышны волшебные слова. А вы их знаете?

1 Станция «Приветствия» -Жители этой станции знают многое о приветствиях.

Послушайте стихотворение.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра.

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Что значит слово «Здравствуйте»? (Верно - будь здоров, пожелать здоровья)

Какие слова приветствия вы знаете? -Как еще можно поприветствовать друг друга?

(ответы детей)

Учитель: - Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. - Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. - Военные отдают друг другу честь. - Мушкетёр снимает шляпу и кланяется. - Жители острова Гвинеи трутся носами) - В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми.

Учитель: - Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Блиц –опрос: -А вы знаете, как надо здороваться в разных ситуациях? Кто здоровается первым, если встретились:

А) - Младший и старший? - мальчик и девочка? - два мальчика? - ученик и учитель Б) - Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе. - Нужно ли здороваться с учителем, который тебя не учит?

В) 21 ноября – международный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

Учитель: - Вот и добрались до второй станции.

2 Станция «Вежливых слов и добрых дел»

На этой станции проверим, что вы знаете о волшебных словах и добрых делах.

Задание «Доскажи словечко»

Доскажите доброе слово хором в загадках о вежливости:

Говорить друзьям не лень, Улыбаясь: «добрый …. день»!

Друг другу на прощание Мы скажем … «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить, Лучше скорее его ….извинить.

До чего ж оно красиво, Слово доброе …«спасибо».

Как похоже слово «царствуй» На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите: «Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше не … перебивай!

Если больше есть не в силах Скажем маме мы …..(спасибо).

Нужно знать как дважды два Все …(волшебные слова)

Молодцы, дети!

- Чаще говорите волшебные слова!

Учитель: -Не только слова, но дела должны быть вежливыми. Ведь не зря говорится в пословице - «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Как вы понимаете ее?

Игра «Вежливо - невежливо».

(Если вежливо хлопайте два раза, невежливо – один).

Поздороваться при встрече – 2 хлопка

Помочь подняться – 2 хлопка

Толкнуть и не извиниться –1 хлопок

Взять билет в автобусе –2 хлопка

Войти в здание и снять шапку -1 хлопок

Поднять упавшие вещи – 2 хлопка

Не уступить место в транспорте –1 хлопок

Не заметить недовольство мамы – 1 хлопка

Выкрикивать на уроке - 1 хлопок

Молодцы, дети!

Учитель: - А вы умеете совершать добрые дела? Расскажите о них. (ответы детей) - Делайте добрые дела!

- Послушайте рассказ Г. Юдина "Свинья в гостях". Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила. Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:

- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала. Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и наутёк.

Учитель: - Как вы думаете, трудно ли быть воспитанным? (ответы детей) Верно, для этого надо иметь доброе сердце, быть очень внимательным к окружающим людям. - А вы внимательные? Сейчас проверим.

Игра «Внимание, пожалуйста». Я буду обращаться к вам с просьбами, но вам нужно выполнять только те, где звучит слово «пожалуйста». Во время игры будьте, пожалуйста, внимательны.

Учитель обращается к ученикам со следующими просьбами:

- поднимите правую руку….

- поднимите левую руку, пожалуйста…

- прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста…

- закройте глазки…

- попрыгайте…

-сядьте, пожалуйста…

- пожалуйста, улыбнитесь….

- Продолжим путешествие с веселой песней «Улыбка» Звучит фонограмма песни «Улыбка».

О чем поется в песне? (Выслушиваются высказывания детей.)

В чем скрывается сила улыбки? (улучшается настроение, люди добрее становятся, …)

Улыбнитесь, ребята, подарите улыбку друг другу, нашим гостям, солнышку.

Улыбка, как солнышко. Улыбнулись и сразу стало на душе теплее…

-Дарите людям улыбку!

Учитель: - Вот подошли к последней станции в стране Вежливости.

3 Станция «Важные правила». Учащиеся читают стихи.

На этой станции нас ждут ребята. Они знают важные правила вежливости очень хорошо.

1.Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я «здравствуйте» первым скажу.

2. Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей!

3. Придумано кем-то красиво - За помощь поблагодарить, Обычное слово «спасибо» Нельзя забывать говорить.

4. « До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять Улыбкой новый день встречать!

5.Уважай людей вокруг, старших, младших тоже.

Тогда тебя, мой друг, назовут хорошим.

Спасибо ребята за важные правила.

Правила вежливости знайте и всегда их выполняйте!

    Итог.

Наше путешествие подошло к концу.. - Что вы узнали нового во время путешествия, что особенно запомнилось?

Зачем в жизни надо быть вежливыми и хорошими людьми? (Чтоб все люди жили спокойно, дружно, весело, уважали друг друга; чтоб был мир на земле)

    Рефлексия.

Хлопните в ладоши, если путешествие понравилось…

Спасибо вам ребята за правильные ответы, вручаю конфету вежливости и доброты.

По Стране вежливых слов

(этическое игровое шоу во 2-3 классах)

Цели классного часа :


  • закрепление знаний школьников о правилах приветствия, приемах приветствия с ровесниками, старшими и младшими;

  • воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.
Описание классного часа

Учитель : ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться со мной в Страну вежливых слов. Нас ждут в этой стране неожиданные встречи и необычные конкурсы. Но попасть туда не просто, надо получить пропуск. Итак, каждый из вас должен подумать и по очереди назвать по одному вежливому слову. Тот, кто назовет вежливое слово, тот и получит «пропуск» в Страну вежливых слов.

Ребята по очереди называют вежливые слова.

Учитель : ребята, вот вы сей час назвали много вежливых слов. А вы помните, как надо приветствовать своих ровесников, старших, пожилых людей? Расскажите.

В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. В России при встрече обмениваются пожеланием здравствовать, в Германии при встрече желают «Доброго утра» до 12 дня, «Доброго дня» с12 до 17, позже – «Добрый вечер». В большинстве европейских стран и в Америке спрашивают: «Как дела?» В Малайзии в качестве приветствия спрашивают: «Куда ты идешь?», а китаец спросит: «Ел ли ты?»

У евреев принято пожелать «Мир вам», у персов – «Будь весел». Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются дружеским рукопожатием. Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия и намерения их чисты.

Есть, конечно, и экзотические знаки приветствия. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс, в африканском племени в Кении плюют друг в друга.

Люди разных народов в приветствии подчеркивают, что является наиболее важным в их жизни. Для русских – здоровье (Здравствуйте!), т.е. живи во здравии, будь здоров. Для англичан и американцев – это труд. Для итальянцев – стабильность, для арабов, так же как и для некоторых африканских народов, - мир.

Входят барон Этикет и маркиза Вежливость.

Маркиза Вежливость : День добрый, дамы и господа!

Я рада видеть вас с утра.

Барон, прошу вас: здесь иль там

Меня представить господам.

Барон Этикет : О да, маркиза! Я готов

Представить вас без лишних слов.

Друзья, у вас в гостях с утра

Маркиза Вежливость сама!

Учитель : Мы так же рады приветствовать вас, уважаемый барон Этикет и маркиза Вежливость. Ребята, наверное, вам понятно, что без этих уважаемых и почитаемых во всех странах мира господ мы никак не обойдемся в Стране вежливых слов.

Барон Этикет : Я рад приветствовать, друзья,

Всех, кто к нам в страну сейчас пойдет!

Да, кстати, Этикетом звать меня,

Готовы в путь? Ну что ж, вперед!

Учитель : Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Маркиза Вежливость : да, это правда. Во всех странах мира и в разные времена вежливые и воспитанные люди всегда дружили с жителями Страны вежливых слов. Каждый из жителей нашей страны просто волшебник. Он может растопить сердце злого человека, обезоружить грубого и черствого, научить премудростям и взрослого и ребенка.

Барон Этикет : В той стране живут друзья:

Здравствуйте, прости меня,

Извините, до свиданья,

Желаю счастья на прощанье,

Добрый день, любезны ль вы,

Спасибо вам, вы так милы!

Маркиза Вежливость : А теперь будьте повнимательней, я буду читать четверостишье, а вы хором его заканчивайте. Приготовились, начали.


  • Если в класс входя, спешите, вспомним слово:(«Разрешите?»)

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит: («Добрый день»).

  • Закрывая на ночь очи, скажем всем: («Спокойной ночи!»)

  • Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«Здравствуйте!»)

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(«Спасибо!»)

  • Не толкайтесь, не спешите, вспомним слово: («Извините»)

  • Когда бранят за шалости, говорим: «Прости…(пожалуйста)»

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(«Спасибо!»)

  • И во Франции и в Дании говорят, прощаясь…(«ДО свидания!»)

  • Всем вам с большой любовью желаю крепкого…(здоровья).
Учитель : Ребята, а вы хорошо освоились в Стране вежливых слов. Приятно слышать, что любые загадки маркизы Вежливости вам под силу. Вот послушайте, как здорово о жителях Страны вежливых слов говорится в этом стихотворении.

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово, пожалуйста?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Но если я все, же забуду –

Простите, я больше не буду.

Игровой экспромт

« НЕ мудрен привет, а сердца покоряет»

Игровой экспромт на знание пословиц и поговорок о приветствиях, встречах и гостеприимстве. Учитель называет начало пословицы, ребята – ее продолжение.


  • По одежке встречают…(по уму провожают).

  • За пустой стол…(гостей не сажают).

  • Дорогому гостю…(и хозяин рад).

  • Каков привет…(таков ответ).

  • Красному гостю…(красное место).

  • Не будь в людях приметлив…(а будь у себя приветлив).

  • Умел в гости звать…(умей гостей встречать).

  • Приветливое слово…(гнев побеждает).

  • Гостю почет…(хозяину честь).

  • Доброе слово…(кошке приятно).

  • Не дорог обед…(дорог привет).
Если пословицу никто не отгадывает, то учитель помогает ребятам и просит ее запомнить. Экспромт повторяется дважды-трижды, чтобы дети запомнили все пословицы.

Ученица читает стихотворение Ю.Мориц «Первое сентября».

Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель, собирая тетради!

В начале осенней поры,

Пожалуйста, будьте добры

Не спать на ходу, как тетеря,

А школьные вычистить перья!

Потише-ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,

Проказничать, строить гримасы,

Валять дурака, отвечать с потолка –

Не вздумайте, будьте добры!

Игровой практикум «Звериные приветствия»

Учитель: Очень правильно, очень мудро, да не будет помехой лень,

Утром говорить всем «Доброе…(дети хором говорят «утро»).

Ну а днем говорить «Добрый…(день).

И ломать тут голову нечего, надо просто быть добрым очень.

Вечером мы скажем «Добрый…(вечер),пожелаем на ночь «доброй…(ночи).

Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом?

Как здороваются, например, хрюшки?

Как приветствуют друг друга собаки?

А петухи? Кукушки? А лягушки? Вороны? Ну, а волки?

Игра – шутка «На веселой на полянке»

Барон Этикет: Ну, если мы с вами вспомнили, как приветствуют друг друга некоторые животные и птицы, давайте вспомним, как они себя ведут, и поиграем в шуточную игру.

Загадаю вам, ребятки, очень милые загадки.

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку. Кто это?.. (зайчишка)

Правильно, зайчишка. Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики…Тра-та-та! Тра-та-та! Молодцы, ребята! Еще загадка.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок.

Ребята, кто это?.. (медвежонок).

Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топтыгины…Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Здорово у вас получается. Следующая загадка.

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?.. (лягушата).

Действительно, лягушата. А ну-ка, поприсядаем и проквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! И последняя загадка.

Тучки в небе побежали,

Я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали.

Это значит…(дождик).

Это дождик. Как мы его покажем?.. а вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить: «Кап-кап-кап!»

Маркиза Вежливость: А теперь поиграем еще в одну игру:

Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчата!

Дорогие малыши поиграем от души

Поприветствуем друг друга:

«Здравствуй, друг! Привет, подруга!»

(приветствие ребят)

Что же так не дружно? Не жарко и не холодно,

Не мокро и не сухо, не горько и не сладко,

Не валко и не шатко?

Давайте поздороваемся немного необычно:

В начале хором – мальчики, девчонки, вы молчите!

Затем – девчонки хором ответят на приветствие.

Но, чтобы было весело, смотрите не проспите!

Итак, когда я скажу: «Здравствуйте, ребята!» - все мальчишки крикнут «Салют!» и помашут мне рукой. Давайте попробуем.

Девочки первого ряда, вам я предлагаю на мое приветствие: «Здравствуйте, девчата!» ответить по-французски, вот так: «Бонжур!» и послать воздушный поцелуй. Итак, репетируем.

Ребята среднего ряда, вас прошу поздороваться по- восточному. На слова «Приветствую вас» вам необходимо сложить ладони рук перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!». Итак…

А все ребята четвертого ряда на приветствие: «Хелоу, ребята!» дружно ответят «Трям!» и хлопнут дважды над головой. Попробуем.

Запомнили свои ответы на мои приветствия? Будьте внимательны, игра начинается.


  • Хелоу, ребята!

  • Здравствуйте, ребята!

  • Приветствую вас!

  • Здравствуйте, девчата!
Учитель повторяет приветствия несколько раз в разном порядке.

Подведение итогов.

Барон Этикет: Поздоровались прекрасно,

Развлекались тоже классно.

По стране гуляли вместе,

Усидел ли кто на месте?

Маркиза Вежливость: Ты в Страну прекрасных слов

Попадать всегда готов!

Только надо нам прощаться и обратно возвращаться.

Учитель: молодцы, ребята! Понравилась вам игра? Вот и хорошо.

Слова «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте!»

Щедро дарите…

Они человеку, как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

Цель: формирование у детей этической культуры.

  1. Познакомить с правилами вежливости в гостях.
  2. Закрепить с учащимися формы вежливых общений друг к другу.
  3. Воспитание у школьников уважительного, доброжелательного отношения к людям, взаимопомощи и желания хорошо учиться.

Оборудование: на доске размещена карта страны Вежливых слов, листы с пословицами, воздушные шары, костюмы сказочных героев, бумажный “Цветик – семицветик”, записи песен “Волшебник-недоучка” музыка. А.Зацепина, слова Л.Дербенева, “Улыбка” музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

Действующие лица:

  • Фея Доброты
  • Буратино
  • Фонарщик
  • Принц Этикет
  • Мальчик Вежа.

Буратино сидит за столом и учит уроки.

Буратино. (Читает вслух.) Задачка. В корзине 4 яблока. Как поделить их между четырьмя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? Ну и задачка.… Да если у меня были яблоки, я-то уж точно их сам съел, была охота с кем-то делиться.

Выходит Фея Доброты.

Фея. Здравствуй, Буратино. Чем ты занимаешься?

Буратино. Задачку решаю.

Фея. Молодец, что решил учиться.

Буратино. Да это я с Мальвиной поспорил, что решу задачу без всякого труда.

Фея. Ну и как, решил?

Буратино. Тут нечего решать. Яблоко, которое осталось в корзине я возьму себе, а три яблока отдам девушкам.

Фея. Задача у тебя, Буратино, очень простая, но решил ты ее неправильно.

Буратино. Это почему же неправильно?

Фея. Я думаю, ребята тебе помогут.

Дети решают задачу.

Все очень просто, Буратино, нужно трем девушкам отдать по одному яблоку, а четвертой – отдать яблоко вместе с корзиной. Задача решена.

Буратино. А себе не оставить ни одного яблока? Не хочу я такие задачи решать.

Фея. Для того чтобы решать задачи, нужно хорошо учиться в школе. А тебе нужно еще познакомиться с правилами вежливости.

Буратино. Это у вас волшебников все просто, взмахнул палочкой и все готово.

Фея. Для того чтобы стать волшебником, надо тоже учиться. Иначе, как поется в песне, получится волшебник-недоучка.

Исполняется песня “Волшебник-недоучка”

(Музыка А.Зацепина, слова Л.Дербенева.)

Вычислить путь звезды
И развести сады,
И укротить тайфун –
Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я.

Припев:

Даром преподаватели
Время со мною тратили,
Даром со мною мучился
Самый искусный маг.
Да-да-да!
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно, –
Все, что ни задавали мне,
Делал я кое-как.

Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой,
Вместо хвоста нога,
А ноге рога,
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.

Припев.

Сделать хотел утюг, –
Слон получился вдруг,
Крылья – как у пчелы,
Вместо ушей цветы.
Ночью мне снится сон, –
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
“Что с нами сделал ты?!”

Припев.

Буратино. Да я понял, что надо учиться, но только вот у меня никак не получается.

Фея. Не переживай, Буратино, я приглашаю тебя и ребят в страну Вежливых слов. Там ты сможешь проявить свои способности и научиться правилам вежливости.

Буратино. Путешествие? Приключения? Вот здорово! Я согласен. А вы, ребята?

(Дети отвечают.)

Фея. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные слова:

Эни-бени, черебрени,
Маятник качается,
Эни-бени, черебрени, –
Путешествие начинается.

Фея. Добро пожаловать в нашу страну. Все жители знают волшебные слова. Вам нужно тоже их знать.

Буратино. Здравствуйте, пожалуйста…

Фея. Молодец, Буратино. Ребята, а вы знаете волшебные слова?

Проводится игра “Волшебные слова”.

Если, словом или делом
Вам помог кто– либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:…(“Спасибо”)

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко:… (“Здравствуйте!”) скажите.

На земле лежала тень, скажем ей мы:… (“Добрый день!”)

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: … (“Пожалуйста”)

Если вы кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Долго не тяните, а скажите: … (“Извините!”)

Фея. Наше путешествие продолжается.

Буратино. Ой, где это мы оказались?

Фонарщик. Здравствуйте, друзья! Вы попали в город Волшебных фонарей. Я – Фонарщик. Каждый вечер зажигаю фонари на улицах нашего города, чтобы всем жителям было светло и уютно. Для меня – это сложная работа, но я очень ее люблю.

Буратино. Да разве это сложная работа? Если нужно, то мы поможем. Так ведь, ребята?

Фея. Правильно, Буратино, Фонарщику нужна ваша помощь.

Проводится игра “Фонарщики”.

В игре участвуют все дети. Фея делит класс на 3 команды и каждой команде дает по 3 желтых шарика. По команде Феи дети передают шарики из рук в руки от первого игрока до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и вернуть их обратно таким же образом, не погасив “огонь” (т.е. не лопнув шарик).

Фея. Молодцы, ребята, вы были дружными и помогли Фонарщику. А мы отправляемся дальше, в столицу нашей страны город Правил вежливости.

Буратино. Вы слышите? Кто-то плачет.

Фея. Это плачет малыш.

Буратино. Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Мальчик. Здравствуйте! Меня зовут Вежа. Плачу я потому, что меня обидел друг. Он наступил мне на ногу и не извинился. Я расстроился, ушел из города и потерялся.

Буратино. Не переживай Вежа. Мы поможем тебе вернуться домой.

Фея. Ребята, давайте поиграем в игру “Волшебный цветик-семицветик”. Эта игра поможет научиться просить прощение. А те, кого обидели должны научиться прощать.

Фея берет бумажный цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав лепесток и, делая вид, что бросает его, говорит:

Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели…

– Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.

Игра продолжается пока не закончатся лепестки.

Фея. А вы заметили, ребята, как произносятся “волшебные слова”?

Дети. Вежливо, с улыбкой.

Фея. Конечно, ведь даже в песне поется: “От улыбки станет всем теплей”. Давайте, исполним эту песню и продолжим наше путешествие.

Исполняется песня “Улыбка”

(Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.)

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.

От улыбки станет всем теплей –
И слону и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!

Фея. А вот и столица нашей страны город Правил вежливости. Здесь живет Принц Этикет.

Выходит принц Этикет.

Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас у себя в гостях. Знаю, что все дети любят играть, и приготовил для вас интересные игры. Попробуйте расшифровать пословицу о гостеприимстве. (На доске открывается запись.)

ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД

Дети. Доброму гостю хозяин рад. (Читают справа налево.)

Принц Этикет. Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

Дети. Сначала накорми, а потом расспроси. Умел в гости звать – умей и встречать. И т.д.

Принц Этикет. Молодцы, дети, справились с заданием. А теперь я хотел бы узнать умеете ли вы принимать гостей. Если вы согласны с высказыванием, то говорите “да”, не согласны “нет”.

– Если ты приглашаете в дом гостей, то должны спросить согласие родителей. (Да. )
– Вошедший, здоровается первым. (Да. )
– Говорите гостю: “Проходи” – сами поворачиваетесь к нему спиной. (Нет. )
– Помогаете гостю раздеться и, пропустив его вперед, направляете в комнату со словами: “Проходи, пожалуйста!” (Да. )
– Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно оставлять в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет. )
– Принимая от гостей подарки, нужно их поблагодарить сказав: “Спасибо!” (Да. )
– За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет. )
– За столом принято сидеть, развалившись, опираясь на него локтями. (Нет. )
– Гостям, уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да. )
– Дорогие мои гости, вы хорошо справились с заданиями. Вы умеете принимать гостей. Старайтесь всегда соблюдать эти правила. А мне пора прощаться с вами. До свидания, мои юные друзья! (Принц Этикет уходит.)

Буратино.Я думаю, что и нам пора возвращаться домой. Хотя очень жаль…

Фея.Да, Буратино, наше путешествие закончилось. Для того чтобы вернуться из него нужно сказать волшебные слова:

Эни-бени, черебрени,
Маятник, качается.
Эни-бени, черебрени, –
Путешествие заканчивается.

Ученики хором повторяют эти слова за Феей.

Фея и Буратино прощаются с детьми.

Использованная литература.

  1. Автор-составитель Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Осипенко И.Л . “Классные” праздники, или Как научить школьников жить весело. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  3. Авторы-составители: Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе. 1–2-е классы. Москва: ИКЦ “МарТ”, 2004.
  4. Роот З. Я. Песенки и праздники для малышей. – 2-е изд. Москва: Айрис – Пресс, 2004.

«По стране вежливых слов»
Цели: ­ объяснить детям, что значит культурный человек,
­ показать, что вежливость – неотъемлемая часть жизни,
­ воспитывать уважение, вежливое отношение к людям,
­ закрепить умения употреблять различные формы словесной вежливости.
Оборудование: рисунки детей, на которых они выразили свое понимание доброты и
вежливости; школьный толковый словарь; книги: В. Осеева «Волшебное слово»,
Л. Воронкова «О маме», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто и
т.д., презентация.

Ход клубного часа
1. Вступительное слово
С рожденья семья учит ребёнка законам жизни, законам совместного проживания.
Вы должны знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в
общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в
транспорте.
2. Знакомство с темой клубного часа.
Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, о том какую роль она играет в жизни.
­ Как вы понимаете слово вежливый?
­ Знаете ли вы, откуда произошло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?
­ Оно произошло от древнерусского слова “вежа” - знаток, “ведать” - знать. Буквальное
значение слова “вежливость” - знающий, как себя вести.
Учитель читает отрывок из стихотворения С.Я.Маршака:
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
­ О каком недостатке в поведении детей говорится в стихотворении?
­ По отношению к кому они поступают невежливо?
­ А как стать вежливым?
­ Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится
теплее, радостнее на душе.
3. Путешествие по стране вежливых слов.

­ Вежливый человек знает много волшебных слов, слов, которые приносят радость.
Вспомним эти слова.
Утро начинается и первые слова, которые вы произносите - словно лучи солнца:

ЗДРАВСТВУЙТЕ
ДОБРОЕ УТРО
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ПРИВЕТ
САЛЮТ
­ Давайте теперь вспомним слова “Прощания”.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ
ДО СВИДАНИЯ
ДОБРОЙ НОЧИ
ВСЕГО ДОБРОГО
СЧАСТЛИВО
ДО ВСТРЕЧИ
ВСЕГО ХОРОШЕГО
ДО ВЕЧЕРА
ДО СКОРОГО СВИДАНИЯ
­ Какие еще слова прощания при расставании взрослых людей, друзей можно услышать?
(Всех благ. Час добрый. Будь здоров. Не поминайте лихом.)
­ Но это еще не все добрые слова, которые мы знаем. Часто мы обращаемся друг к другу с
какой­то просьбой, кого­то благодарим. Вспомним слова, выражающие просьбу:

ПОЖАЛУЙСТА
БУДЬТЕ ДОБРЫ
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ
ПРОШУ ВАС
БУДЬ ДРУГОМ

РАЗРЕШИТЕ
ПОЗВОЛЬТЕ
НЕ В СЛУЖБУ, А В ДРУЖБУ

­ Повторим слова благодарности:

­ Вспомним слова извинения:
СПАСИБО
БОЛЬШОЕ СПАСИБО
БЛАГОДАРЮ
ОТ ВСЕЙ ДУШИ
ВЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЕЗНЫ
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПРИЗНАТЕЛЕН
ИЗВИНИТЕ
ПРОСТИТЕ
ПРОШУ ИЗВИНЕНИЯ
ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ
4. Игра “Будь внимателен”.
ПРОСТИТЕ - руки у груди.
БЛАГОДАРИМ - руки вверх.
ПОЖАЛУЙСТА - 3 хлопка.
5.Игра “Найди лишнее слово”
а) Здравствуй, прошу вас, привет.
б) Спасибо, от всей души, до свидания.
в) Привет, извините, простите.
г) Счастливо, до вечера, извините.
д) Прошу извинения, вы очень добры, прошу прощения.
е) Привет, всего доброго, салют.
6. Упражнения­ситуации.
1. Вы забыли ручку, попросите ее у товарища.

2. Не записали домашнее задания.
3. Вы пришли в столовую, и вам не хватило чая.
4. Вы звоните своему товарищу по телефону. Трубку взял кто­то из взрослых.
5. Вы едете в автобусе. Попросите кого­либо из пассажиров прокомпостировать билет.
6. Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную книгу.
7. Группа учеников читают стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И, ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И, ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И, ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик.
И, право, очень мил.
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите.
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
Учитель. Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными»
словами, от которых становится теплее, радостнее
8. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Учитель. Много славных дел ждет вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими
людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

Занятие разработала и учитель начальных классов Даниелян Гаяне Андреевна

«Путешествие с город Вежливых слов»

Цель:

Закрепить знание «вежливых» слов

Развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь, расширять кругозор, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Слайд 1

Ребята, руки поднимем вверх и все дружно скажем:

Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи,

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

Наше занятие предлагаю начать с песенки.

(Звучит песня «Волшебные слова»)

Ребята, как Вы думаете, почему занятие мы начали с этой песенки?

А зачем нам нужны вежливые слова?

Вежливые слова необходимы в повседневной жизни. Они помогают расположить к себе людей, ведь с вежливым и обходительным человеком приятно общаться. Так же вежливые слова могут поднять настроение близким и любимым людям. Нужно стараться чаще говорить вежливые слова - ведь это ключ к успеху!

Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, вспомним, когда и где нужно их использовать и для чего они нужны.

На занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в один необычный волшебный город – «Город Вежливых слов».

Слайд 2

Этот город очень большой и красивый. Там живут добрые и внимательные, ласковые и вежливые люди.

Ребята, а вы хотите попасть туда!?

Попасть в загадочный город Вежливых слов не просто, нужно сначала получить пропуск.

(анимация пропуск по щелчку)

Итак, каждый из вас должен подумать и назвать по одному вежливому слову. Тот, кто назовёт это слово, тот и получает пропуск в город Волшебных слов. (Вручение пропусков каждому ученику).

Пропуски у нас есть, теперь мы отправляемся в путешествие.

Внимание – на пути к городу нас встречают ворота вежливости…

Слайд 3

1 Ворота вежливости.

А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».

Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

А что же происходит в наши дни?

Слайд 4

Город Вежливых слов.

Много разных улиц в городе и первая улица, на которую мы попадаем – это

Слайд 5

Улица Приветствия :

Что значит слова приветствия и когда их нужно говорить?

Какие слова приветствия вы знаете?

здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Вы часто используйте в своей речи эти волшебные слова?

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Итак, люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: «Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?» Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы.

"Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Игра «Приветствие».

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

Посмотри- ка ты вокруг (повороты головы в разные стороны)

Здесь есть ты (рука на плече соседа)

Здесь есть я (кладем руку себе на грудь)

Будем вместе жить друзья (взявшись за руки образовать круг)

Слайд 6

Улица Благодарности.

Какие слова благодарности вы знаете?

спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

В каких ситуациях их нужно использовать?

За что, мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы вспомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Слайд 7

Улица Пожеланий.

всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему- нибудь.

«Спокойной ночи» говорим,

В кроватке глазки, закрывая,

И поцелуй, нам подарив,

Обнимет мама нас родная

Обсуждение с детьми ситуации из школьной жизни.

Слайд 8

Улица Извинения.

простите; извините.

Вы такие молодцы, столько волшебных слов знаете, все такие вежливые, воспитанные, а вы часто ссоритесь, друг с другом, обижаете кого-нибудь?

А что нужно сделать если вы с кем- то поссорились или обидели кого - то?

А легко ли просить прощения и извиняться?

А кто должен извиниться первым?

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать,

А если, я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Давайте мы сейчас с вами хорошо подумаем и вспомним, может мы кого- то обидели или с кем-то поссорились и попробуем попросить прощения у этого человека.

Слайд 9

Улица Просьбы.

пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Обсуждение с детьми ситуации из школьной жизни.

Слайд 10

Улица Прощания.

до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Обсуждение с детьми ситуации из школьной жизни.

Слайд 11 Море Вежливости

Физкультминутка

Игра "Будь внимателен"

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "вежливое слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Слайд 12

Тупик «невеж»

Нам из этого тупика нужно выбираться, здесь надолго нельзя оставаться.

Для этого нужно выполнить задания и показать какие мы вежливые.

Задание 1.

Игра «Вежливо – невежливо»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить.

2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».

4. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

5. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.

6. Если кто–то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

Задание 2. «Доскажи словечко».

1.Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого... (спасибо)

2.Зазеленеет старый пень

Когда услышит... (добрый день)

3.Ребёнок вежливый и развитый

Говорит, встречаясь... (здравствуйте)

4.Когда ругают нас за шалости,

Мы говорим... (прости, пожалуйста) .

5.И во Франции, и в Дании

На прощанье скажут... (до свидания) .

Слайд 13 Фонтан.

Всех, кто путешествовал по улицам города Вежливых слов, обязательно должен побывать на очень красивом фонтане и отгадать кроссворд.

Кроссворд

1) Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, пришли в школу? (здравствуйте)

2) Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать? (простите)

3) Кто-то сделал вам доброе дело, его вы хотите отблагодарить, какое слово скажите? (благодарю)

4) Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (пожалуйста).

5) Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы скажите? (извините)

6) А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? (спасибо)

7) Его вы говорите при прощании со своим лучшим другом. (пока).

Слайд 14

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышаться с утра,

Они века живут на свете,

Запомнить их давно пора.

Вот и подошло наше путешествие к концу…

Посмотрите на доску, почему-то наше солнышко загрустило. Все его лучики почему-то рассыпались. Давайте еще раз вспомним вежливые слова и поможем собрать все его лучики. Каждый из вас выходит к доске, берет лучик, читает вежливое слово, объясняет его значение и прикрепляет к солнышку.

Настанет друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи

Навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли –

Он принял – и вежливым стал.

Слайд 15 Молодцы, ребята сегодня вы показали, что вы очень вежливые. Награждаю вас медалями «Самому вежливому»И я надеюсь вы всегда будете такими. И хочется пожелать вам успехов и удачи.

Просмотров