План самообразования воспитателя ДОУ «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста. План по самообразованию "Дидактические игры в обучении детей математике материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему Самообразование воспит

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей»

Средняя группа № 4 Воспитатель: Федорова А.Г.

Актуальность проекта:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к нашим воспитанникам, так как растет объем знаний, которые им необходимо передать. Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . К.Д. Ушинский. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а так же для определения текущего состояния человека.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является ИГРА, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, направлены на развитие и памяти и внимания.

Теоретические основы

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы, такие как мышление, например.

Память бывает:

  1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
  2. Непроизвольная – не заставляет.

Память подразделяется на слуховую, зрительную, двигательную.

Если молодой парень, который хочет удивить девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память - его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.

Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная.

Внимание – есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с инте-ресами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.

Объем – это количество объектов, воспринимаемых с ясностью и точ-ностью. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного возраста каждая буква является отдельным объектом.

Устойчивость – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Концентрация – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-то объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Распределение – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам.

Переключение – это осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, это способность быстро ориентироваться в сложной си-туации.

Виды внимания

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произволь-ным (преднамеренным) . Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внимание. Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на две группы.

Во-первых, это все то, что привлекает внимание своими внешними свойствами:

  • яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет)
  • неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус)
  • предметы и явления, вызывающие у человека удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.) , при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Во-вторых, все, что интересно и важно для данного человека. Например, мы смотрим интересный фильм или телепередачу, и все наше внимание направлено на экран. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, интересные факты, интересные занятия и уроки могут привлечь внимание детей.

Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и их контрастом. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание.

Педагоги часто пользуются этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту - это невольно обратит на себя внимание слушателей.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников: - осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

  • интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным
  • постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания
  • словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать
  • определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроиз-вольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы ученику запомнить какие-либо сведения на уроке природоведения, естествознания, надо постоянно удерживать на них свое внимание. Однако процесс познания становится для школьника столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем, все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, или послепроизвольное (постпроизвольное) .

Цель проекта:

  • развитие памяти и внимания у воспитанников

Повысить педагогическую грамотность родителей в использовании дидак-тических игр на развитие внимания и памяти.

Задачи:

  1. Убедить родителей в необходимости развития у детей таких психических процессов, как внимание и память.
  2. Создать картотеку дидактических игр;
  3. Изготовить дидактические игры;
  4. Провести дидактические игры с детьми (в течение года) в различных видах деятельности.
  5. . Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание) .
  6. Развивать произвольную память, опираясь на средства облегчающие процесс запоминания.

Сроки проведения проекта:

Долгосрочный январь – май 2015 года.

Тип проекта:

Познавательно – исследовательский.

Вид проекта:

Фронтальный.

Предполагаемый результат:

К концу обучения у детей сформировано:

  1. умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды (внимание)
  2. произвольная память
  3. активное участие родителей в развитии внимания и памяти у детей.

План реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

На заседании МС

МБДОУ «ЦРРДС №21»

протокол № ____ от «___» ____2016 г.

Руководитель МС

Череповская О. В.

План по самообразованию воспитателя

Ивановой Юлии Викторовны

Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи

в среднем дошкольном возрасте»

СКАЧАТЬ (с таблицами)

2016-2017 учебный год

(средняя группа)

Анжеро-Судженский, ГО

Общие сведения о педагоге 3

Введение 4-5

Этапы работы 6

Таблица 1 7-12

Список литературы 13

Приложение 14

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Иванова Юлия Викторовна

Специальность: воспитатель

Образование (название учебного заведения и год окончания) высшее

  1. Анжеро-Судженский педагогический колледж, по специальности «Дошкольное образование», квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста»

Стаж работы в должности 6 лет

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):

  1. ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе: «Структурирование образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС» (2015 г.)

Дата начала работы над темой - 1.09.2016 г.

Дата окончания работы над темой - 31.05.2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Тема моего самообразования - «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте» , которую я обозначила для себя.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
  2. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  3. Разработать и подобрать дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.

Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя - обучаю.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Условия реализации:

В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Применение:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Этапы проведения дидактических игр

для речевого развития детей

в среднем дошкольном возрасте

Для решения задач мною были разработаны формы работы и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в III этапа.

I этап - Организационно-диагностический

Цель: работа данного этапа заключалось выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

II этап - Теоретический

Цель: изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте; формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

III этап - Обобщающий

Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

МБДОУ «Осинский детский сад №3»

ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Воспитатель:
Хайруллина Аюна Филипповна

2015 – 2016 уч. год

Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста»
Цель:
повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Систематизировать знания по приоритетному направлению
деятельности.

Изучение специальной методической литературы:
(в течении года)
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г.
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2002.
Услуги Интернет.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»

Практический этап
Изучение опыта педагогов ДОУ
(сентябрь- октябрь)
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
(в течении года)
Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию,
в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течении года)
Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. (в течении года)
Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течении года)
Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»
(Декабрь,2015.)
Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.
(в течении года)
Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.
(в течении года)
Оформление письменных консультаций в родительском уголке.
(в течении года)
Тематическое родительское собрание. «Игра – спутник детства»
(Декабрь,2015г.)
Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).
(в течении года)
Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течении года)
Оформление выставки «Дидактические игры для детей».
(Март, 2016г.)
Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности) .
(Май, 2016г.)
Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»
(Май, 2016г.)

Игровые технологии в ДОУ
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа "Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: "Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же”, как у него. Или игра "Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа "Магазин”, "Запомни узор” и "Нарисуй, как было” и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более "пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Значение дидактической игры для развития дошкольника
За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:
- игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные) ;
- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших
детей,
- организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чужда и непонятна детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли в основном по указанию взрослого.
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. Самостоятельная творческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (растениями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придается играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок, религиозные истории. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866-1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.
В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е. И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды.

Свободные игры детей в детском саду Е. И. Тихеевой протекали в комнатах, где были оборудованы разнообразные трудовые уголки (столярный, швейный, кухня, прачечная). Это создавало своеобразную форму игры (игру-труд). Предоставляя детям максимум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е. И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.
Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком.
Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их нужно тщательно подбирать в соответствии с возрастными возможностями детей.
Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
Теоретическое же обоснование использования игры как средства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникновению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не биологического порядка.
Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Так, Д. Б. Эльконин писал: «...игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе» .
Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения»
Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством формирования ценностных ориентации, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения,развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Ученые утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.
Игра имеет значение для развития личности ребенка- дошкольника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания».
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить еще одну мысль С. Л. Рубинштейна: «...в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности...» .
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Анализ литературы в ходе изучения дидактической игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение дидактической игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении.
Данный анализ позволяет констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.
Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. В немногих исследованиях изучаются вопросы воспитательного значения дидактических игр: показана их роль во всестороннем развитии личности, в формировании способностей ребенка, воспитании социальной активности, развитии воли и произвольности дошкольника, усвоении правил поведения, создании условий для появления сознательной оценки своих возможностей и умений, обеспечении эмоционального характера деятельности, выявлена возможность их использования с целью коррекции поведения.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» .
А. Н. Леонтьев дал аксиологический анализ значения дидактических игр для развития основных черт личности ребенка. Ученый указывает на два момента, определяющих роль этого вида игровой деятельности. Первый заключается в том, что игры создают условия, в которых впервые появляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей, умений» Второй относится к содержащимся в играх с двойной задачей (дидактической и воспитательной) моральным моментам. «И здесь... важно то, что этот моральный момент выступает в деятельности самого ребенка, т. е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции». Отмеченное А. Н. Леонтьевым значение дидактических игр открывает возможность для использования их с целью воспитания дошкольников.
В исследовании Г. Н. Толкачевой показано, что при использовании дидактических игр можно достичь положительных результатов в формировании потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста. Возможность применения этих игр как средства формирования данной потребности обусловлена тем, что дидактические игры, как подчеркивает автор, «...создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (ситуации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей»
Н. Толкачевой была выявлена возможность использования игр для коррекции поведения дошкольников. Эта задача решалась в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Как видим, существуют различные взгляды на дидактическую игру, ее основные функции и педагогический потенциал. В последние годы резко возросло внимание ученых к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей обучения и воспитания дошкольников, введением игровых приемов в практику обучения младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д.
Структура и характеристика компонентов дидактической игры
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети, загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде.

Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.
В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.
Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три... десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева - семь и девять». В этой игре игровое действие - подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание. Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу.
В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать) - один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним - второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по... дорожке на одной ножке» - это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей.
Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Виды дидактических игр, их характеристика
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
- речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
-природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
-для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
-игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
-настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
-словесные.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.
4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:
-игры-путешествия;
-игры-предположения;
-игры-поручения;
-игры-загадки;
-игры-беседы
В основу классификации дидактических игр, предложенной Н. И. Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:
-интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);
-эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно -подвижные, игры-беседы);
-регулятивные (игры с прятанием и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);
-творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);
-социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия) .

Вывод:
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

Жанар Оспанова

Отчет по самообразованию на тему : «"

В 2015-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста ».

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку , выдержку, самообладание , чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму , цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей . С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей .

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применять полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения , развития важных интегративных качеств : любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту ; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме , наиболее доступной для дошкольников.

Цель : повысить свой профессиональный уровень по данной теме.

Задачи :

изучить литературу по данной теме;

изучить практический опыт воспитателей;

разработать материал для родителей;

создать картотеку дидактических игр ;

разработать программы кружков дополнительного образования дошкольников.

Предполагаемый результат : повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Практические выводы :

1. Изучение опыта педагогов ДОУ;

2. Изучение методик и технологий в Интернете;

3. Введение игровых приемов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна;

4. Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности;

5. Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышление, внимание, воображение, усидчивости)

6. Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» ;

7. Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий;

8. Оформление письменных консультаций в родительском уголке.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу :

1. А. К. Бондаренко. . Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия . – М.: Карапуз, 2009.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком . – М.: Обруч, 2012.

5. (младший возраст ) Воронеж : ТЦ «Учитель» , 2006.

6. П. П. Дзюба. «Дидактическая . – М.: Феникс, 2008.

7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста ) . – М.: Линка-пресс, 2002/

Работала по перспективному плану

Изучение специальной методической литературы :

1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду . Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. В течение 2015 года

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. В течение 2015 года

3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст ) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж : ТЦ «Учитель» , 2006. В течение 2015 года

4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» . – М.: Феникс, 2008. В течение 2015 года

Изучение статей в журналах :

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч» В течение 2015 года

Практический этап

1. Изучение методики и технологий педагогов в Интернете (в течение 2015-2017 года)

2. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов (сентябрь-декабрь 2015-2016 года)

3. Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике (в течение 2015-2016 года)

4. Разработка перспективного плана работы по теме (ноябрь-март 2015-2016 года)

5. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста ».

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» (октябрь-январь 2015-2016 года)

6. Проект на свою тему : «Дидактическая игра , как форма развития детей раннего возраста » (октябрь 2016 года)

7. Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета (в течение 2016-2017 года)

8. Папка –передвижка для родителей на тему : «Дидактическая игра в жизни ребенка » . (март 2017 год)

9. Дидактическая игра-имитация «Постираем кукле платья» план-конспект в первой младшей группе (апрель 2017 год)

10. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) (май 2017 год)

11. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию (январь 2018 год)

Работа с родителями

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (январь-май 2016 года) .

2. Анкетирование родителей на тему : «Как играть с ребенком » (сентябрь 2016 года)

3. Консультация для родителей :

- «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста »;

- «Использование дидактических игр в жизни детей » ;

- «Роль игры в жизни ребенка» (в течение 2016-2018 года)

Перспективы на следующий год :

1. Продолжить работу по теме : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста » (согласно возрастной группе ) ;

2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр .

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую провести родительское собрание на тему «Чем играют наши дети .

В своей работе я использую дидактические игры как сделанные своими руками, так и дидактические игры покупного набора






Просмотров