Подшив карнизов крыши. Можно ли качественно подшить карниз крыши профнастилом

После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:

  • она придаст дому законченный вид;
  • обеспечит вентиляцию крыши;
  • защитит фасад.

Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.




Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

  • фронтальным;
  • боковым.

Рассмотрим каждый из них.




Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.




Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.




Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.




Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.




Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».

Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.

Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:

  • по стропилам;
  • по коробу из дерева.




Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .

Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.

С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.

Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.




Процедура установки состоит из следующих этапов.

Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.

Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.

Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.




Что нужно знать при установке софитов

  1. Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
  2. Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
  3. Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
  4. Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
  5. Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
  6. Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
  7. Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.

Технология подшивки профнастилом

Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.

Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.

Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.

Собственно, установка профнастила завершена.

Технология подшивки вагонкой




Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.

Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.

Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.

Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.

Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.

Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.

Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.

Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».




Заключение

В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.

Видео – Подшивка крыши софитом

Независимо от отделочного материала подшива, работы на крыше начинаются именно с подшива, а не с черепицы, как многие думают и делают.
После установки стропил и обрезки их по периметру. набивается черновая лобовая доска и обрешетка под отделочный материал подшива.
Подшив можно выполнить из чего угодно, но когда Вы планируете утепленную крышу, к отделочному материалу необходимо подойти "продуманно", чтобы потом не было мучительно больно за бездарно потраченные деньги.
Какой оставить свес?
По Стандарту не менее 50 см. в чистоте. Это самый минимум. При этом необходимо учесть, будет ли делаться наружное утепление стен и облицовка их, если да, то удлинить свесы на это утолщение стены.
Чем выше дом, тем свес должен быть больше, ибо его прямое назначение - защищать стены, окна и фундамент от воды. Кроме того, чем больше свес, тем дом выглядит респектабельнее.
Чем отделать свесы?
Чем угодно, хоть черновой доской, если все равно, как это будет выглядеть и функционировать.
Если отнестись к этому серьезно, то можно заметить, что для этих целей есть специализированный материал, называемый Софит. Производится из винила, который хорошо себя ведет при минусовых и плюсовых температурах. В комплект к панелям даются разные полосы, типо J, F, фаска, финишная.
Для свесов много комплектующих не требуется, все их разнообразие предназначено в основном для обшивки стен дома - сайдингом. Сайдинг и софит - суть один материал.
Можно подшивать доской, что многие и делают.
По досчатому подшиву есть ограничения для теплых крыш.
Кто уже знаком с теплыми крышами (мансардными), знает, что подкровельное пространство необходимо вентилировать, а для этого должен быть доступ воздуху. Если решили подшить доской, то необходимо будет поставить в горизонтальную плоскость много решеток или просверлить в досках много отверстий - выбирайте сами.
Некоторые для удешевления подшивают пластиковыми панелями, не знаю на сколько это дешевле, но то, что он не предназначен для внешних работ, знаю точно. Пластик не переносит низких температур и не защищен от воздействия УФ лучей, а следовательно разрушается.
Можно выполнить комбинированный подшив - поставить на лобовую отделочную доску, а снизу подшить перфорированным софитом - и "волки сыты и овцы целы". Это если дом деревянный и необходим такой же подшив. Софит существует разного цвета и можно подобрать под любую отделку дома.
Много нареканий по крутящейся фаске. Все мы знаем, что материалы в тепле расширяются и винил не исключение. Для сглаживания этой волны существует финишная или конечная или завершающая полоса - это все одно и то же, разные названия - это чтобы нас запутать.
Есть вариант - фаску заказать из металла и это хороший вариант, особенно, если подшив коричневый, а фаску коричневую не выпускают. Сразу оговорюсь, что найти то коричневую фаску не сложно, ибо любая ниша на рынке быстро заполняется и фаску выпускают некоторые производители. НО! категорически не советую ее покупать, поскольку выгорает она за пару лет на солнце, а выглядит потом отвратительными белесыми полосами.

Это не Хеппи Энд.
И, продолжение следует.

Когда основные этапы монтажа перекрытия дома уже завершены, остается только выполнить мелкие работы, которые включают подшивку карниза крыши. Такая незначительна работа помогает не только привести в идеальный внешний вид кровлю, но и преобразить весь дом. Вместе с подшивкой карнизов также делается монтаж водостоков и установка вентилирования пространства под кровлей. Обо всех деталях этой небольшой, но такой значительной работы, мы поговорим далее.

Подшив карнизов крыши может выполняться с применением разных материалов, а также разных технологий. Но есть некоторые общие правила, которые должен знать каждый домовладелец. Необходимо обратить свое внимание на то, что данная процедура может начинаться уже после того, как вы установили стропила. Но это должно происходить перед монтажом обрешетки, которая служит для укладки кровельного материала. Окончания стропил нужно отпилить четко по линии, которая будет параллельно стене деревянного дома.

Во время подшивки карнизов крыши важно обратить свое внимание на ширину карнизной коробки, которая должна быть одинаковой во всех частях. Для того, чтобы при выполнении работ у вас не возникло никаких проблем с точными размерами материала, все должно крепиться параллельно стене. Иначе фасад сооружения будет не очень красиво смотреться. Перед тем, как приступить к подшивке карниза, следует выполнить утепление стен.

Выбор материала

Выбор материала - не менее важный этап, чем проектирование дома. Во время выбора материала для подшивки карниза любого дома, нужно знать, что чаще всего используются следующие материалы: обрезная строганная доска, деревянная вагонка, профнастил, пластиковая вагонка, софит. Если говорить о деревянной вагонке, то ее нужно выбирать только по ровной поверхности и толщине. Перед тем, как ее применить, необходимо обработать поверхность специальными антисептическими материалами, чтобы предотвратить преждевременную порчу.

Обрезная строганная доска чаще всего используется толщиной порядка 15-20 мм. Во время ее монтажа следует периодически оставлять вентиляционные зазоры примерно в 10-15 мм. Это необходимо для равномерного проветривания пространства под кровлей. При этом вентиляционных решеток уже не нужно монтировать.

Пластиковая вагонка отлично крепится на строительный степлер, а также требует установки вентиляционных решеток. Профнастил являет собой оцинкованную сталь, которая покрыта полимером. Срок службы этого материала весьма длителен, а выбор цветовых решений значительно велик. Если говорить про софит, то это панель из пластика, которая чаще всего используется для подшивки карниза дома.

Подшив карнизов свеса кровли








Для придания сооруженной крыше и всему зданию законченности внешнего вида, после окончания отделки фасада производится монтаж подшивки кровельных свесов. Сначала для этого создается базовая конструкция обычно из деревянных досок, а затем отделывается подходящим материалом. Сейчас производится подшивка крыши вагонкой из дерева, пластиковыми панелями, профилированными листами и еще целым рядом различных материалов. О том, в чем заключается предназначение подшивки кровли, кроме эстетики, как она делается и чем лучше обшить базовую конструкцию, читайте в статье.

Свесы крыши – какие бывают и зачем нужны?

Часть конструкции кровли, что выступает за поверхность стен, называется свесом. Если не делать подобные выступы, дождь будет литься прямо на стеновую поверхность, а здание выглядеть не очень хорошо с точки зрения эстетики. Степень выступа свесов зависит от их типа, архитектуры постройки и конфигурации крыши. Нормой считается, когда кровля своим выступом создает защитный козырек шириной от 40 см до метра.

Различают два типа кровельных свесов – фронтонные и карнизные. Первые образованы выступающими за плоскость фронтонов наклонными скатами кровли. Их формируют доски кровельной обрешетки, нашитые поверх стропил. Карнизные выступы – это нижние окончания стропильных ног или кобылок. Через карнизные свесы происходит проветривание чердачного помещения или вентиляция утепленной кровли, поэтому при монтаже подшивки этих элементов крыши обязательно оставляются зазоры или вставляются вентиляционные решетки. Не подшивать карнизные свесы нельзя. Во-первых это некрасиво выглядит. Во-вторых, если свесы снизу не закрыть, в пространство под кровлей будет задуваться дождевая влага, залетать и селиться птицы, а сильный ветер может повредить целостность кровельного материала. Кроме того, избыточная влага сократит срок службы деревянных деталей стропильной системы, если их надежно от нее не защитить.

К сведению. Фронтонные свесы, кроме эстетической нагрузки и защиты фронтона от осадков, других функций не выполняют, поэтому их подшивают наглухо без заботы об оставлении вентиляционных зазоров.

Подготовка элементов свесов к отделке, обшивка торцов



Как выяснили, перед обшивкой на карнизах кровли и фронтонных свесах видны выступающие деревянные детали – стропила и доски обрешетки соответственно. Задача обшивки – эстетичное оформление открытых участков деревянной конструкции и защита их от атмосферных влияний. Торцы стропильных ног нужно не только облагородить, но и подготовить базу для монтажа водосточных желобов, для чего здесь устанавливается лобовая доска или панель. Прежде, чем прикрепить к стропилам лобовую доску, нужно выровнять выступающие брусья так, чтобы их торцы были вертикальны и отстояли от рядом расположенной стены на одном расстоянии. Выравнивают торцы стропильных ног обычно так. Выполнив тщательные замеры, отмечают линию отреза на крайних брусках, после чего между отметками натягивают ориентировочную нить или леску и по ней подравнивают промежуточные элементы. Затем ориентир убирают и заканчивают подготовку торцов подрезкой крайних брусьев.

Подобным образом поступают и с фронтонными свесами, делая торцы досок обрешетки равноудаленными от обшивки фронтона. Здесь для защиты торцов обрешетки нашивается торцевая доска, которая может быть деревянной или металлической, если из подобного материала выполнена кровля. Дальше свес фронтона без зазоров подшивается снизу вагонкой, профлистом или просто хорошо обработанной во всех отношениях деревянной доской.

Материал для обшивки можно крепить поперек обрешеточных досок параллельно фронтону. В этом случае подшивка крепится непосредственно к выступающей обрешетке стропил. Если нужно сделать подшивку свеса, расположив ее элементы перпендикулярно фронтону, к обрешетке снизу крепятся продольные доски возле ее торцов и рядом с фронтоном.

Технология подшивки карниза



Используемый для обшивки материал нужно к чему-то надежно закрепить, при этом основа должна лежать в одной плоскости, которая может быть наклонной и горизонтальной. Подшиваемый под углом свес можно встретить реже, но такой способ отделки иногда применяется. В этом случае облицовка нашивается на стропильные ноги снизу. Так можно делать, если выпуск стропил небольшой (до полуметра) и бруски выставлены достаточно ровно. При этом угол наклона кровельных несущих брусков не должен превышать 30 градусов. Понизу стропильных ног, выступающих за поверхность стены, нашиваются доски, бруски или рейки, образующие обрешетку, по которой можно отделать кровельный карниз практически любым материалом из применяемых для этих целей.

Но чаще применяется горизонтальная подшивка, особенно когда крыша имеет крутой уклон. Тогда сначала формируется конструкция короба, по нижней части которого производится отделка карниза. Короб делается так. Сначала с определенным шагом (обычно соответствует шагу стропил) устанавливаются опорные бруски перпендикулярно стене, на которую опирается один их конец. Другой конец опор крепится к окончаниям стропильных ног, скрепленных между собой лобовой доской. Затем по этим брускам нашивается два или три (в зависимости от ширины карниза) доски, образующих обрешетку для крепления материала, применяемого для подшивки карнизного свеса. Разобравшись с основными способами создания основы для обшивания карнизных и фронтонных свесов, рассмотрим перечень наиболее часто применяемых материалов для выполнения облицовочных работ.

Материалы для подшивки кровельных свесов



Выбирая, чем подшить сооруженную крышу, обращают внимание на стилевую концепцию, в котором выполнена постройка. Например, для деревянного дома будет уместна отделка свесов, выполненная пиломатериалами. Если здание обшито сайдингом, подойдут для отделки панели, имеющие схожую фактуру. Можно согласовать материал, использующийся для подшивки, с кровельным перекрытием. Сейчас выбор материалов, использующихся для облицовки свесов таков, что можно без труда подобрать то, что соответствует внешнему виду дома и личным вкусовым предпочтениям. Для этих целей сегодня используют такие виды облицовок:

  • пиломатериалы (деревянная вагонка, обрезная и строганная доска);
  • профилированные листы;
  • поливинилхлоридный сайдинг;
  • влагостойкие плиты ОСБ и фанера;
  • листовой металл (оцинкованный или композитный прокат, алюминиевые листы).

К сведению. Чаще используется для подшивки недорогая доска из хвойной древесины небольшой толщины (до 2,5 см). Перед проведением отделочных работ доску тщательно досушивают (не менее месяца), после чего выбраковывают ту, что имеет значительные деформации. При необходимости пиломатериал дополнительно шлифуют с лицевой стороны, обрабатывают защитными пропитками и вскрывают лаком. Доской подшивают как в длину (параллельно стенам), так и поперек. При монтаже оставляются деформационные (вентиляционные) зазоры около 3 мм.

Подшивка свесов крыши деревянной вагонкой становится все популярней среди владельцев домов, выполненных из бревна или строительного бруса. Вагонка визуально гармонирует с деревянными стенами, при этом крепится скрытым способом, чем выгодно отличается от обычной доски. Планки при облицовке устанавливаются перепендикулярно стенам, на углах здания формируются диагональные стыки. Удобство вагонки в том, что при ее производстве используется подготовленная должным образом и обработанная древесина, поэтому предмонтажная подготовка, как с обычной доской, не нужна. Единственное, что может понадобиться – вскрытие лаком, что можно сделать до облицовки или после нее, когда подшивка свесов уже завершена.



Профилированный лист для подшивки часто используется тогда, когда в качестве кровельного материала также применен профнастил. Достоинство профлиста в быстром монтаже и невысокой стоимости. Но по эстетике такая обшивка уступает дереву и даже пластиковому сайдингу. Для обеспечения вентиляции в карнизах при такой облицовке свесов нужно врезать специальные решетки.

Полимерные сайдинговые панели чаще применяются для обшивки фронтонных свесов, но вполне пригодны и для облицовки снизу кровельных карнизов. Пластины монтируются перпендикулярно прилегающим стенам, прикрепляясь к элементам деревянной обрешетки саморезами через специальные отверстия. Следующая планка стыкуется с предыдущей благодаря замковому креплению. ПВХ-сайдинг оснащается доборными элементами, облегчающими стыковку панелей на углах и закрывающих обрезные края пластин. Такая облицовка также требует установки вентиляционных решеток, площадь которых должна быть не менее 1:5000 по отношению к вентилируемой поверхности, то есть суммарной квадратуры кровли.

Оцинкованные листы для отделки свесов применяют все реже, заменяя их другим бюджетным вариантом обшивки – плитами ОСБ, которые зарекомендовали себя как устойчивый к атмосферным влияниям материал, при этом прочный и не требующий, в отличие от обычных пиломатериалов, специальной подготовки и обработки. Плитами ОСБ часто обшивают не только карнизы, но фронтоны. Еще одна привлекательная особенность этих плит – поверх них в любой момент можно смонтировать другую, более дорогую и привлекательную обшивку, когда для этого появятся лишние финансы.

Просмотров