Дочки-матери: Мэри Уолстонкрафт и Мэри Шелли как первые феминистки. Мэри и Перси Биши Шелли. Восемь лет, стоившие целой жизни Дочь писателя и феминистки

Мэри Шелли родилась 30 августа 1797 года в Лондоне в семье известной феминистки, преподавательницы и писательницы Мэри Уолстонкрафт и не менее известного философа и журналиста Уильяма Годвина, придерживавшегося либеральных, анархистских и атеистических взглядов. Её мать умерла вскоре после родов, и отец, вынужденный опекать Мэри и её единоутробную сестру Фэнни Имлей, вскоре женился снова. Под его руководством Мэри получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени.

Она встретила Перси Шелли, такого же вольнодумца и радикала, как и её отец, когда Перси и его первая жена Гарриет посетили дом Годвинов в Лондоне. Летом 1814 он и Мэри, которой тогда было только 16, полюбили друг друга. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Клэр Клэрмонт. Это был второй побег поэта, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.

Утешением для Мэри стали её работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей её жизни. Перси так же был более чем удовлетворён своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию». Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах.

В январе 1816 у них родился сын Вильям; его назвали в честь отца Мэри. 30 декабря 1816 , вскоре после смерти первой жены Перси, он и Мэри венчались. В сентябре 1817 родилась дочь Клара, умершая через год. В июне 1818 скончался Вильям, а 12 ноября родился сын Флоренс. Перси утонул в июле 1822 , возвращаясь из Ливорно домой на шхуне «Ариэль».

Основные произведения:

История шестинедельного путешествия / History of Six Weeks" Tour through a Part of France, Switzerland, Germany, and Holland, with Letters Descriptive of a Sail round the Lake of Geneva, and of the Glaciers of Chamouni (1817 )
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818 )
Матильда / Mathilda (1819 )
Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки / Valperga; or, The Life and Adventures of Castruccio, Prince of Lucca (1823 )
Последний человек / The Last Man (1826 )
Судьба Перкина Уорбека / The Fortunes of Perkin Warbeck (1830 )
Лодор / Lodore (1835 )
Фолкнер / Falkner (1837 )

Ключевые слова: Мэри Шелли,Mary Shelley,биография Мэри Шелли,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,английская литература 19 в.,жизнь и творчество Мэри Шелли

Шелли Мэри - известная британская писательница. Ее творчество пришлось на XIX век. Она известна как автор романа "Франкенштейн, или Современный Прометей".

Биография писательницы

Шелли Мэри родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была известной феминисткой. Она работала преподавательницей, писала романы о роли женщины в современном ей обществе. Отец Мэри был популярным либеральным философом. Его звали Уильям Годвин. В свое время он слыл журналистом-анархистом.

Мать Шелли Мэри умерла вскоре после рождения дочери. Так что воспитанием девочки практически в одиночку занимался ее отец, который вынужден был также растить ее сестру Фэнни Имлей. Не справившись с такой нагрузкой, Годвин женился во второй раз.

Мачеха хорошо относилась к детям, они получили блестящее образование и воспитание.

Встреча с мужем

Своего мужа Мэри Шелли встретила летом 1814 года. Он был радикалом и вольнодумцем. Во многом походил на ее отца. Его звали Перси Шелли. Когда они встретились, Мэри было всего 16 лет.

Перси был поэтом, натурой творческой и романтической. Поэтому сразу предложил бежать во Францию. Молодые люди вернулись несколько недель спустя. Отец не захотел видеть свою дочь, чем немало ее поразил.

Шелли Мэри утешилась только тем, что встретила любовь своей жизни. Перси также был восхищен своей женой. Он был покорен ее образованностью, умением понимать и чувствовать поэзию и философию.

При этом Перси был сторонником свободной любви. В определенный момент Мэри поняла, что от этой идеи он никогда не откажется.

Дети писательницы

В 1816 году у Мэри и Перси родился сын. Они его назвали Вильямом, в честь дедушки по материнской линии. В самом конце этого года они обвенчались, вскоре после того, как умерла первая жена Перси.

В 1817 году у Шелли родилась дочь Клара. Правда, она умерла еще в младенчестве, примерно через год. Вскоре скончался и Вильям. Младенческая смертность была весьма распространенным явлением в Англии в те годы. Медицина была на весьма низком уровне развития.

12 ноября 1817 года у Мэри родился третий ребенок - сын Флорес. При этом брак английской писательницы не был долговечным. В 1822 году Перси Шелли трагически погиб. Летом он возвращался домой из итальянского Ливорно на шхуне "Ариэль". Путешествие закончилось для него неудачно. Перси утонул.

Женевское озеро

Излюбленным местом отдыха для Шелли было Женевское озеро. Именно здесь она впервые публично объявила о своем браке с Перси и попросила всех окружающих обращаться к ней как к миссис Шелли.

Лето 1816 года молодожены провели на берегу Женевского озера, по соседству с классиком английской литературы Джорджем Байроном. Байрон снимал шикарную виллу, а супруги Шелли - более скромный домик. То лето они провели за философскими беседами, катанием на лодке и, конечно, работой.

Сама Мэри Шелли, книги которой уже через короткий промежуток времени стали чрезвычайно популярными в Англии, вспоминала, что то лето было холодным и промозглым. Часто шел дождь, который просто не выпускал из дома по несколько дней.

Популярной темой для обсуждений были эксперименты английского философа Эразма Дарвина, работавшего в XVIII веке. Он активно занимался гальванизацией. Во времена Шелли под этим термином понимали процесс воздействия электрического тока на мертвый организм. Ток вызывал резкое сокращение мышц, создавалась видимость воскрешения человека из мертвых. В то время активно обсуждалась возможность возвращения умершего к жизни. Ходили упорные слухи, что кому-то уже удалось провести первые удачные опыты.

Вечерами друзья развлекались на вилле у Байрона, читая немецкие рассказы о привидениях. В результате Байрон предложил литературное соревнование. Каждому присутствующему надлежало написать рассказ на тему сверхъестественного. По признанию самой писательницы, именно тогда к ней пришел замысел романа про Франкенштейна.

Франкенштейн

Франкенштейн Мэри Шелли приснился во сне. Об этом она сама рассказывает в своих воспоминаниях. По ее словам, она увидела бледного и изможденного ученого, который склоняется над существом, которое только что создал своими руками. Это был омерзительный фантом, принявший человеческое обличие.

Сюжет романа

Работу над романом писательница начала, думая, что это будет небольшая новелла. Но со временем замысел вырос до более крупного литературного жанра. В 1818 году опубликовала свое произведение Мэри Шелли. "Франкенштейн, или Современный Прометей" стал ее первым серьезным литературным трудом.

Действие романа разворачивается сразу в двух городах - Архангельске и Петербурге. Именно отсюда английский ученый Волтон едет на Северный полюс, чтобы нанести на карты неведомые доселе земли.

По пути на Север его корабль подбирает истощенного и едва живого европейца, которого зовут Виктор Франкенштейн. Придя в себя, он рассказывает историю своей жизни.

Оказывается, Франкенштейн родился в богатой аристократической семье в Женеве. С детства его занимали оккультные науки, все таинственное и загадочное. Он окончил университет в немецком городе Ингольштадте, где заинтересовался уже серьезной наукой. В частности, причинами зарождения жизни и смерти.

Спустя два года напряженных исследований Франкенштейн обнаружил способ, с помощью которого можно создавать живую материю из неживой. Подробно описала работу ученого Мэри Шелли. "Франкенштейн", краткое содержание которого приведено в этой статье, - это роман о триумфе человеческого ума. Правда, сам создатель со своим триумфом справиться не смог.

Виктор оживляет гиганта, который предстает перед ним монстром. Ученый в ужасе убегает из лаборатории.

Вскоре он узнает, что его младший брат убит. А ночью под Женевой он встречает сотворенного им монстра. В это время суд признает виновной в смерти брата Виктора его служанку. Ее казнят, только Виктор знает, кто истинный виновник убийства.

В одну из очередных встреч монстр рассказывает ученому о том, что научился разговаривать, живя в сарае у одной семьи. Хозяин дома учил иностранную невесту английскому языку. Он пытался подружиться с людьми, но везде наталкивался на отвращение и ужас от его внешнего вида.

В результате он обнаружил дневник ученого, в котором был подробно описан весь процесс его создания. Возненавидел после этого своего творца. По этой причине он убил и брата Виктора, как только узнал, что он родственник его создателя.

На протяжении последующих лет монстр преследует ученого, убивая близких и дорогих ему людей. В конце истории на корабле Виктор умирает. Волтон обнаруживает рядом с его телом монстра, который переживает из-за содеянного зла. Чтобы не причинить больше никому вреда, он решает скрыться на Севере. Спешно покидает корабль Франкенштейн. Мэри Шелли, книга которой стала популярной сразу после издания, написала роман о силе человеческой мысли, ученом, который не смог осознать, что он сделал, и совладать со своим собственным творением.

Другие произведения писательницы

Помимо романов, Шелли писала записки о путешествиях. Ее первым изданным трудом стала "История шестинедельного путешествия", изданная в 1817 году.

В 1819 году она написала роман "Матильда", а через 4 года - труд "Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки".

Большой популярностью, помимо "Франкенштейна", пользовался ее роман "Последний человек". Это научно-фантастическое апокалиптическое произведение, в котором рассказывается о мире будущего, пораженном неизвестной эпидемией. Роман состоит из нескольких частей, в которых человечество оказывается на грани катастрофы и полного исчезновения.

Стоит отметить, что в свое время роман не был оценен современниками и критиками. Интерес к нему появился только в середине XX века, когда многое, о чем писала Шелли, стало осуществляться.

Последние произведения в карьере писательницы - это романы "Судьба Перкина Уорбека", "Лодор" и "Фолкнер", написанный в 1837 году. Она умерла в 1851 году, ей было 53 года.

Экранизация "Франкенштейна"

Роман Шелли про Франкенштейна неоднократно экранизировался. В 1994 году свою версию снял Кеннет Брана. Его фильм так и назывался: "Франкенштейн Мэри Шелли". Книга и фильм очень похожи, сюжет произведения отражен на экране наиболее полно.

Главные роли в нем исполнили Роберт де Ниро и сам Брана. Фильм подробно, практически дословно излагает события романа. Хотя есть и некоторые отступления. Например, после того, как Виктор создает женщину для монстра, он отказывается ее оживить только в самый последний момент.

Экранизация 2015 года

В 2015 году готическую драму по этому сюжету снимает Пол Макгиган. В главных ролях появляются Дэниэл Рэдклифф и Джеймс Макэвой.

В этой картине главным героем выведен Игорь, помощник Виктора Франкенштейна. Именно с его точки зрения описываются все события. Это дружба с ученым, создание монстра, попытка осознать, что же они сотворили.

Мэри Шелли и Перси Биши Шелли. Муж и жена. Писатели. Английский режиссер Кен Рассел в фильме «Готика» обращался к обоим супругам, а также к их приятелю Байрону. Рассела, конечно, интересовало то лето, когда был написан «Франкенштейн». Однако жизнь Мэри и Перси Шелли, из ряда вон не только для тогдашней пуританской Англии, но даже и для сегодняшнего мира, когда возможно все, достойна отдельного сюжета фильма.

Дочь писателя и феминистки

Мэри Шелли появилась в семье, которая для своего времени была чрезвычайно продвинута. Она родилась в Лондоне 30 августа 1797 года. Мать девочки, Мэри Уолстонкрафт, была одной из первых суфражисток — женщин, которые боролись за равные права с мужчинами, — и автором многочисленных эссе на эту тему. Она вышла замуж за отца Мэри, имея на руках внебрачную дочь Фэнни. Факт, конечно, вопиющий в глазах приличного общества конца XVIII века. Впрочем, отца Мэри, Уильяма Годвина, это мало волновала. Литератор и публицист, он был духовным сыном Французской революции и проповедовал свободу нравов.

Дом (слева), где родилась Мэри Шелли

На одиннадцатый день после рождения дочери Мэри Уолстонкрафт умерла. Это событие повлияло на всю последующую жизнь будущей писательницы. Мать для нее была идолом, и портрет ее всегда стоял у Мэри на столе. Мистические предчувствия, впечатлительность, постоянное ожидание несчастья сопровождали ее всю жизнь. Отец, оставшись один, немедленно женился. Справиться с детьми и домом рассеянному литератору было не под силу. Избранницей его стала вдова с детьми, простая и далеко не такая образованная, как покойная госпожа Уолстонкрафт.

Мэри Шелли была дочерью феминистки и писателя

«Сумасшедший Шелли»

Будущий муж Мэри, Перси Биши Шелли, родился 4 августа 1792 года в графстве Суссекс. Его семья была старинная и уважаемая, но ни один из предков поэта не проявлял никогда признаков литературного гения. Его дед, Биши Шелли, получивший баронетство в 1806 году, скопил большое состояние, был женат на двух богатых наследницах, поссорился со своими детьми и жил в то время довольно скряжнически в коттедже в Хоршаме, тревожимый подагрой и недугами своего возраста. Отец Перси, Тимоти Шелли, был деревенский джентльмен — напыщенный, раздражительный, но не злой в душе. Его жена Элизабет Пилфолд была красива и умна, когда разум ее не был затемнен вспыльчивостью. К литературе она была равнодушна, но хорошо писала письма.




Портрет Перси Биши Шелли, 1819 год

Перси, старший ребенок, унаследовал от матери красоту. По отзывам современников, он был строен, голубоглаз и кудряв. Ребенком Шелли был мечтательным, выдумщиком, кроме того, был так чувствителен, что, разволновавшись, мог упасть в обморок. В возрасте 10 лет его отдали в Sion House Academy, где сверстники насмехались над его необычностью, а старшие дети так просто издевались. Учился Перси хорошо, был добр, имел пылкое сердце, поэтому, несмотря на издевательства большинства, завел себе несколько друзей.

В 1804 году Шелли перешел в Итон. Именно здесь он начал писать, и был признан поклонниками большим поэтом. Здесь царил все тот же произвол по отношению к младшим студентам. Старшие могли безнаказанно издеваться над новичками. Перси это возмущало. В Итоне его прозвали «сумасшедшим Шелли». Один из его товарищей по школе вспоминал: «Я видел его окруженным со всех сторон, с гиканьем и свистом его дразнили, как бешеного быка». Однако он не сдавался. Перси вообще не боялся ничего, кроме предательства. Он решил не обращать внимания на издевательства и побороть в себе желание мести, которое испытывал к своим врагам.

В роду Перси Биши Шелли никогда не было писателей


После Итона Шелли намеревался завершить свою учебу в Оксфорде, однако проучился он там недолго — 25 марта 1811 году студента Шелли из Оксфорда исключили за напечатанную им брошюру «Необходимость атеизма». Через пару лет он появился в доме Мэри Годвин — ничуть не утративший романтизма и в 21 год из чувства долга женатый (за эту женитьбу отец поначалу лишил его средств).

Встреча

Произошла в доме Годвинов. Перси заметил 16-летнюю стройную блондинку с золотистыми волосами, с бледным чистым лицом, высоким лбом и серьезными карими глазами. Мэри была не только хороша собой, но и на равных поддерживала разговор на любые темы. Она перечитала всю библиотеку отца, в которой были Ариосто, Тассо, Петрарка. К тому же будущая миссис Шелли занималась сочинительством. Как написала она сама о себе позже: «Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве. Я марала бумагу еще в детские годы, и любимым моим развлечением было «писать разные истории»».


Мэри Шелли. Портрет кисти Ричарда Ротвелла, 1840 год

Пылкий Шелли влюбился в очаровательную мисс Годвин, и больше они не расставались. Короткий период ухаживания заключался в том, что Мэри назначала Перси свидания у могилы матери, а потом они обсуждали труды очередного мыслителя и так забывались, что отмахивали целые версты по пригородам Лондона. Однако у Шелли была одна проблема — он был женат и имел ребенка. Можно сказать, что дочь владельца кофейни, Гарриэт Вестбрук, женила его на себе. Когда-то она училась вместе с сестрами Перси и таким образом познакомилась с ним. Молодой безбожник, который вместе с тем был и баронет, в будущем, с большим состоянием, закрепленным за титулом, ей очень понравился. А когда Гарриэт поняла, что у богатого аристократа доброе и благородное сердце, то закидала его письмами, в которых жаловалась на произвол отца и свою несчастливую судьбу. Просила помочь ей бежать из родительского дома. Сохранились свидетельства кузена Чарльза, которому Шелли признался, что «отдает себя Гарриэт не из любви к ней, а из рыцарского чувства самоотвержения». В общем, рыцарский долг завел Перси далеко — Гарриэт оказалась недалекой мещанкой и мечтала лишь о нарядах и выходах в свет. Шелли сходил от этого с ума.

И вот как когда-то он увел из дома Гарриэт, теперь он уводил Мэри. Влюбленные решили вместе совершить побег.

Кладбище стало местом свиданий Мэри Годвин и Перси Шелли

Восемь лет, стоившие целой жизни

Шелли бросил Гарриэт почти с легким сердцем — помогать ей он не переставал никогда, а тут еще выяснилось, что жена, тоскуя с мужем-поэтом, изменила ему с ирландским офицером. Перси вызвал Гарриэт на разговор в Лондон, объяснил ей, что больше не может с ней жить, и на этом посчитал прежнюю жизнь законченной.

28 июля 1814 года Перси и Мэри были на пути к Франции. Вместе с ними решилась бежать и Клэр Клэрмонт — дочь второй миссис Годвин от первого брака. Беглецы в открытой лодке добрались до Парижа. Там они достали денег и пустились в путь, в Швейцарию, Шелли пешком, а Мэри и Клэр на муле. Возможно, это были самые счастливые шесть недель в их жизни. Далее следовали лишь одни разочарования.


Мэри и Перси Биши Шелли. Гравюра, 1853 год

Осенью влюбленные вернулись в Лондон, где их осудили все, включая отца Мэри. Была крайняя нужда в деньгах. Супругам даже приходилось жить на разных квартирах, так как Шелли повсюду искали кредиторы. Гарриэт, родившая второго ребенка, впала в депрессию, а через год и вовсе покончила с собой — утопилась. Перси и Мэри хотели было взять опеку над двумя сиротами и принять их в семью, но власти отказали им, посчитав Шелли слишком неблагонадежным, чтобы воспитывать собственных детей. После такого удара супруги решили покинуть негостеприимную Англию и переехать в Европу. Они путешествовали по Италии, Швейцарии и Франции. За те восемь лет, что Мэри и Перси провели вместе, у них родилось четверо детей. Выжил только последний сын Перси Флоренс, которому суждено было пережить своего отца и быть утешением своей матери в ее горе.

Мэри Шелли: Те восемь лет, что я провела с ним, стоили целой жизни


Погиб Перси Биши Шелли, когда ему не было и тридцати лет. На лето 1822 года супруги сняли дом, который стоял на берегу моря, возле итальянской рыбацкой деревушки Сан-Теренцо. В один из дней Шелли узнал, что в Ливорно прибыл его лучший друг Лей Гент, и немедленно со знакомым отправился туда на лодке. Немного погостив, двинулись в обратный путь. Лодку застала гроза, и домой Шелли и его знакомый не вернулись. Через 10 дней их тела нашли выброшенными на берег. По высокой стройной фигуре, по тому Софокла и поэме Китса, находившихся в карманах, был опознан Перси Биши Шелли.

Горю Мэри не было предела. Она и друзья получили разрешение сжечь тело Шелли. При этом присутствовали Трелони, Байрон и Гент. Обугленное сердце вдова забрала себе и зашила в ладанку, чтобы носить на груди до самой смерти. Прах похоронили на старом протестантском кладбище в Риме, там, где покоился старший сын Мэри и Перси Уильям.

Английская писательница Мэри Шелли прославилась как создатель романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Ее биография сравнима с монстром доктора : собрана из счастливых моментов, печальных неурядиц и трагических событий. Это женщина, похоронившая мужа (поэта Перси Биши Шелли), отца и мать, четверых детей и двух сестер, но до самого конца верившая в силу творчества и таланта.

Детство и юность

Урожденная Мэри Уолстонкрафт Годвин появилась на свет 30 августа 1797 года в Лондоне в союзе политического философа Уильяма Годвина и прославленной феминистки XVIII века Мэри Уолстонкрафт. В семье также воспитывалась дочь Мэри от первого брака с коммерческим спекулянтом Гилбертом Имлеем – Фэнни Имлей (1794).

Спустя месяц после появления Мэри на свет мать умерла от внутриматочного заражения, и дети остались на попечении Годвина. Он был в долгах. Чувствуя себя неспособным самостоятельно содержать двух дочек, Уильям бросился искать вторую супругу.

В декабре 1801 года Годвин женился на Мэри Джейн Клэрмонт, хорошо образованной женщине с двумя детьми - Чарльзом и Клэр. Большинству друзей Уильяма новая супруга не понравилась, ее считали вспыльчивой и раздражительной. Не сложились отношения с мачехой и у Мэри: Клэрмонт воспитывала только родных детей, не обращая внимания на дочек Годвина.


Брак не улучшил экономического состояния семьи: Уильям брал новые кредиты, чтобы погасить старые. Бедность не позволила дать Мэри полноценного образования. Отец водил дочерей на учебные мероприятия, разрешал брать книги из библиотеки. Некоторые крупицы знаний девочкам давали именитые гости Годвина, в том числе поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж.

В 1811 году Мэри полгода проучилась в школе-интернате Рамсгита, а в июне следующего года отец отправил ее жить в Шотландию, в семью британского ботаника Уильяма Бакстера. В дневнике Бакстер писал, что Мэри воспитали «как философа, даже как циника». Девушка дважды гостила у ботаника, 30 марта 1814 года вернулась в родной дом.

Книги

Роман с поэтом Перси Биши Шелли и дружба с плодотворно отразились на творчестве писательницы. Однажды трое, сидя у костра, рассказывали друг другу страшилки, и Байрон предложил на спор каждому сочинить историю о призраках. Той же ночью девушке приснился бледный ученый, который собирал из отдельных частей изуродованное существо. Оно было живым.


На основе увиденного во сне Мэри Шелли планировала написать рассказ, но Перси помог ей расширить идею до полноценного романа. 1 января 1818 года в свет вышло дебютное и самое известное произведение писательницы «Франкенштейн, или Современный Прометей». Первый тираж романа, состоящий из 500 экземпляров, был выпущен анонимно. Читатели предположили, что автор - Перси Биши Шелли: он написал предисловие, обратившись к Мэри и ее отцу Уильяму Годвину.

Второй вариант «Франкенштейна» вышел 11 августа 1823 года, и на титульном листе была указана Мэри Шелли. Самым распространенным является третий вариант романа, вышедший 31 октября 1831 года. Его дополнило новое предисловие, в котором Мэри рассказала приукрашенную версию происхождения истории.


В 2008 году Чарльз И. Робинсон выпустил произведение «Оригинальный Франкенштейн». Он изучил первую рукопись Мэри Шелли и отметил, какие изменения в нее внес Перси Биши Шелли.

По мотивам «Франкенштейна» созданы множество спектаклей, мюзиклов, экранизаций, радиопостановок. Одноименный фильм 1931 года считается классическим, а воссозданный портрет монстра - плоская макушка, словно стеклянные глаза под опущенными веками, шурупы в шее и высокий рост - стал канонизированным.


В период между 1819 и 1820 годами Мэри написала роман «Матильда», который был опубликован лишь в 1959-м из-за поднятых в нем тем - суицид и инцест. Впрочем, более радостного повествования от Шелли, которая переживала смерть двух малолетних детей, ожидать было трудно. В то же время она создала историческую повесть «Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки».

В 1826 году вышла вторая крупная работа Мэри - роман «Последний человек», который, однако, не сравнится по популярности с «Франкенштейном». Действия происходят в далеком для Шелли 2073 году. Здесь люди ездят на лошадях, корабли плавают сплошь с парусами, войны ведутся с помощью огнестрельного оружия, а самый быстрый способ передвижения - дирижабль.


Роман состоит из трех томов, каждый из которых рассказывает о периодах жизни главных героев - Лайонела Вернея с сестрой Пердитой, принца Адриана с его сестрой Айдрис.

Первый том описывает взросление персонажей, и основной упор Шелли делает на политическую ситуацию в мире, во втором томе город оказывается под угрозой чумы, а в третьем болезнь, прогрессируя, уничтожает человечество. Русский перевод «Последнего человека» появился только в 2010 году.


В 1830-х годах Шелли выпустила романы «Судьба Перкина Уорбека» (1830), «Лодор» (1835) и «Фолкнер» (1837), зарабатывала написанием статей для женских журналов. В 1836 году умер отец Мэри. Он завещал выпустить его мемуары, и дочь бросилась выполнять последнюю волю усопшего, но через 2 года отказалась от этой идеи.

Благодаря писательнице творчество погибшего Перси Биши Шелли к 1837 году стало широко известно: Мэри публиковала его стихотворения в газетах, на страницах своих произведений. Спустя год крупный издатель Эдвард Моксон выпустил собрание его сочинений с обширными биографическими сносками.

Личная жизнь

Перси Биши Шелли, будущий муж Мэри, придерживался взглядов Уильяма Годвина, описанных в труде «Политическая справедливость» (1793). Поэт сдружится с ним настолько, что пообещал погасить долги философа. Однако богатая аристократическая семья отказала Шелли в ссуде из-за личной неприязни к работам Годвина. После нескольких месяцев обещаний молодой человек объявил, что он не в состоянии помочь материально. Философ, почувствовав себя преданным, разорвал дружескую связь.


Постоянно видясь в доме Годвина, Мэри и Перси прониклись симпатией. Они тайно встречались у могилы матери девушки, там же признались друг другу в любви. Дата этого события доподлинно известна благодаря дневниковым записям - 26 июня 1814 года. На следующий день девушка рассказала отцу о связи с Перси, и тот, к ужасу дочери, запротестовал.

28 июля пара сбежала во Францию, взяв с собой сестру Мэри, Клэр, а в Англии тем временем осталась беременная вторым ребенком любовница Шелли - Гарриет Гров. Спустя 2 года после рождения сына Чарльза женщина утопилась, не в силах терпеть такую жизнь. В путешествии забеременела и сама Мэри. Вернувшись домой 13 сентября, обедневшие в дороге влюбленные обратились за помощью к Годвину, но тот не пожелал иметь с дочерью ничего общего.


Перси, оставив беременную Мэри дома, гулял с Клэр, которая стала его любовницей, а Мэри в свою очередь утешалась в объятиях Томаса Хогга, адвоката и близкого друга Шелли. Личная жизнь пары не пострадала от измен - оба верили в свободную любовь и обожали друг друга.

22 февраля 1815 года Мэри родила недоношенную на 2 месяца девочку. Она умерла 6 марта. Женщина впала в депрессию, ей везде мерещился младенец. Мечты о ребенке воплотились в жизнь спустя год: 24 января 1816 года на свет появился наследник Перси - Уильям. С этого момента Мэри попросила называть ее «миссис Шелли».


30 декабря 1816 года пара, наконец, поженилась, а 2 сентября того же года Мэри родила дочь Клару. Обоим детям не суждено было прожить долгую жизнь: в сентябре 1818 года умерла Клара, в июне 1819-го - Уильям. Шелли погрузилась в затяжную депрессию. 12 ноября 1819 года родился Перси Флоренс - единственный выживший ребенок.

27 февраля 1819 года поэт объявил себя отцом Елены Аделаиды Шелли - якобы их с Мэри дочери. Неизвестно, чей это ребенок на самом деле, предполагается, что Клэр родила его от Байрона.


16 июня 1822 года Мэри оказалась на пороге смерти: у нее случился выкидыш, из-за которого она потеряла много крови. Врач спас ей жизнь, усадив в ванну со льдом. Несколькими днями позже случилось еще одно трагическое событие - 1 июля в кораблекрушении погибли Перси Биши Шелли и его друг Эдвард Уильямс. Их тела вынесло на берег через 10 дней после шторма. Шелли кремировали на месте.

В 1826 году Джон Говард Пейн, американский актер, сделал Мэри предложение. Она отказалась, сказав, что уже вышла замуж за одного гения и следующий ее муж должен быть не менее талантлив. Позже на любовь Шелли претендовали французский писатель , биограф Эдвард Джон Трелони и политик Обри Боклерк. Ни один не добился расположения Шелли.

Смерть

В 1840-х Мэри Шелли жила с сыном Перси Флоренсом, с 1848 года – еще и с его женой Джейн Гибсон, внебрачной дочерью американского банкира Томаса Гибсона.

С 1849 года писательница страдала от мигрени, иногда ее тело сковывал паралич. С болезнью Шелли прожила 2 года, скончавшись 1 февраля 1851 года в возрасте 53 лет. Предположительно, причиной смерти стал рак головного мозга.


Мэри завещала похоронить ее рядом с матерью и отцом в Сент-Панкрасе в Лондоне, но состояние кладбища на тот момент было удручающим. Джейн Гибсон похоронила свекровь в церкви Святого Петра в Борнмуте.

В первую годовщину смерти вскрыли ящик стола, за которым работала Мэри. В нем обнаружили пряди волос ее мертвых детей, тетрадь, в которой почерком Перси Биши Шелли были написаны ранее неизвестные стихотворения, горсть праха и кусочек его сердца.

Библиография

  • 1817 – «История шестинедельного путешествия»
  • 1818 – «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • 1819 – «Матильда»
  • 1823 – «Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки»
  • 1826 – «Последний человек»
  • 1830 – «Судьба Перкина Уорбека»
  • 1835 – «Лодор»
  • 1837 – «Фолкнер»

В 19 веке считалось, что удел женщин-писательниц (если уж они осмелились ступить на эту тропу) - рассуждать о неразделенной любви к красавцу-графу или о предстоящем бале. А вот Мэри Шелли, автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», отказывалась соответствовать представлениям мужчин о том, какое место должна занимать девушка, как ей положено проводить досуг и кого она должна любить. Первая женщина в истории фантастики создала произведение об одержимом ученом, сотворившем монстра. сайт задумался: что нужно пережить, чтобы написать подобное?

Десятого мая на российские экраны выходит картина «Красавица для чудовища» об удивительной и трагичной судьбе писательницы и поэтессы Мэри Шелли, перу которой принадлежит знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». Литературные критики двадцать первого века сходятся во мнении, что Мэри и ее мать стали первыми феминистками задолго до появления самого феминистического движения - они отстаивали свои права на творчество и самовыражение. Символично и то, что ленту сняла Хайфа Аль-Мансор - первая женщина-режиссер из Саудовской Аравии. «Мы хотели изобразить сильную женщину, которая готова нарушать общепринятые правила и говорить то, что считает нужным», - поведала Хайфа в интервью The Hollywood Reporter. О трагической, но в то же время интересной жизни Мэри Шелли мы расскажем в этом материале.

Детство

Мэри Шелли родилась в Лондоне тридцатого августа 1797 года в чрезвычайно продвинутой по меркам восемнадцатого века семье. Мама девочки Мэри Уолстонкрафт была одной из первых суфражисток - представительниц прекрасного пола, которые боролись за равные с мужчинами права. И хотя само суфражистское движение зародилось лишь в середине девятнадцатого века, Мэри уже тогда написала не одно эссе об эмансипации женщин. К слову, она вышла замуж за отца Мэри, имея на руках внебрачную дочь Фэнни - вопиющий факт по меркам пуританской Англии. Ее возлюбленного Уильяма Годвина сей факт волновал мало: он был одним из первых сторонников анархизма и проповедовал свободу нравов.

Уолстонкрафт скончалась от заражения крови спустя одиннадцать дней после того, как родила вторую дочь. Врач, принимавший роды, не вымыл предварительно руки. Несмотря на то, что Мэри не знала свою мать, ее смерть повлияла на всю ее последующую жизнь. Портрет мамы, от которой она унаследовала либеральные взгляды, всегда стоял на ее столе.

Уильям Годвин, оставшийся с двумя дочерями на руках, предпочел немедленно жениться. Его второй супругой стала вдова с детьми Мэри Джейн Клермонт, которая была далеко не так образованна, как ее предшественница. От первого брака у новой миссис Годвин была дочь Клэр, которая стала близкой подругой будущего автора «Франкенштейна».

С ранних лет Мэри стремилась к знаниям. В детстве она познакомилась с английскими поэтами Уильямом Водсвортом и Сэмюэлом Тейлором Кольриджем, которые были частыми гостями ее отца. Они во многом определили ее любовь к литературе. Мистер Годвин дал дочери блестящее образование, что было редкостью для того времени. «У нее смелый, порой даже деспотичный деятельный ум. Ей свойственна большая жажда знаний, и проявляемое ею во всем, за что она принимается, упорство поистине неодолимо. Я нахожу, что в ней нисколько нет того, что повсеместно называют пороками, и что она одарена значительным талантом», - отзывался о Мэри в письме к одному из своих друзей мистер Годвин. Девочка и правда была очень одаренной. Свой досуг она проводила за книгами, написала несколько историй, а первое стихотворение будущей поэтессы было опубликовано в местной газете в 1807 году.

Меж тем атмосфера в доме царила весьма напряженная: новая жена Уильяма недолюбливала падчериц и совсем ими не занималась. Девочкам приходилось расти в обстановке постоянной напряженности.

Интеллектуальная компаньонка

В возрасте шестнадцати лет Мэри познакомилась с 21-летним поэтом Перси Шелли. Он был классическим «плохим парнем» и поэтому очень нравился девушкам. Перси выгнали из Оксфорда за свободомыслие. Он написал и напечатал брошюру «Необходимость атеизма» и после исключения из университета чувствовал себя поборником правды и свободы.

На момент встречи с Мэри он был уже женат на 19-летней Гарриет Уэстбрук, пансионной подруге его сестер и дочери богатого трактирщика. Шелли мечтал спасти возлюбленную от тирании отца (она жаловалась на его жестокость) и предложил ей сбежать в Эдинбург, чтобы тайно заключить брак. Родители Перси, возмущенные столь невыгодной партией, лишили его наследства.

Это нисколько не расстроило поэта: он еще больше укрепился в мысли о том, что ему необходимо служить идеям равенства и свободы.

Сохранились свидетельства кузена Чарльза, которому Шелли признался, что «отдает себя Гарриет не из любви к ней, а из рыцарского чувства самоотвержения».

Итак, в мае 1814 года Перси вместе с Гарриет посетили дом Годвинов. Шелли восхищался не только мировоззрением вольнодумца Уильяма, но и красотой и интеллектом его дочери Мэри. Увидев стройную девушку с бледным лицом, он мгновенно потерял голову. Мисс Годвин была не только хороша собой, но еще и на равных поддерживала разговор на любые темы, ведь она перечитала всю библиотеку отца.

Страстный Перси тут же начал ухаживать за Мэри, которую, к слову, не смущало наличие у него жены. Девушка назначала возлюбленному свидания на могиле матери, где они обсуждали труды мыслителей. В какой-то момент Шелли и Годвин надоело таиться, и они решили сбежать. Поэт окончательно разочаровался в браке с Гарриет, которой ничего не было нужно, кроме новых нарядов, и бросил ее. Кроме того, он заподозрил беременную супругу в измене с ирландским офицером, а потому вызвал ее на серьезный разговор и заявил, что не может с ней больше жить.

Нелегкая участь жены поэта

Двадцать восьмого июля 1814 года Перси и Мэри сбегают во Францию, прихватив с собой за компанию Клэр Клермонт. Молодые люди путешествовали по Европе около шести недель. Некоторые специалисты полагают, что у Перси и Клэр была интрижка за спиной будущей поэтессы. Старшая сестра Мэри, 18-летняя Фэнни, осталась в Англии и, по свидетельствам историков, впала в депрессию, потому что тоже влюбилась в рокового Перси. Когда деньги закончились, беглецам пришлось вернуться домой. Там их осудили все, включая Уильяма Годвина, который не позволил Мэри остаться в его доме. Девушка, которая на тот момент была беременна первенцем, переехала к возлюбленному. Тем временем Перси все еще был женат официально.

В феврале 1815 года мисс Годвин родила дочь, умершую через тринадцать дней после появления на свет. Чтобы помочь паре пережить горе, друг Перси Томас Джефферсон Хогг пригласил влюбленных погостить в его имении. Выражаясь современным языком, Томас подверг Мэри сексуальному харассменту, но она была категорически против (подобную попытку он предпринимал и с Гариетт).

А вот Перси, по словам историков, был вроде как и не прочь разделить возлюбленную с приятелем.

В научной работе одного английского специалиста по творчеству Мэри Шелли утверждается, что Хогг на самом деле испытывал отнюдь не дружеские чувства к Шелли и сублимировал свое желание, домогаясь его пассий...

В январе 1816 года у Шелли и Годвин родился сын Уильям. Через несколько месяцев после появления малыша на свет пара отправилась в Женеву в компании Клэр Клермонт. В Швейцарии они встретились с лордом Байроном и его врачом Уильямом Полидори. Именно тогда Мэри попросила всех обращаться к ней как к миссис Шелли. Компания каталась на лодках по Женевскому озеру, занималась творчеством, обсуждала недавно вышедшие произведения.

«Лето было сырым и холодным. Беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дома», - написала тогда 18-летняя миссис Шелли в своем дневнике. Будущая поэтесса также описывала их вечерние беседы, например, о философе и изобретателе Эразме Дарвине, который занимался вопросами воздействия электрического тока на мертвый организм. Разряд вызывал сокращение мышц и видимость оживления. Ходили даже слухи, что Дарвин все-таки смог оживить мертвую материю (чем, собственно, и занимался Виктор Франкенштейн в романе Мэри). Кроме того, компания развлекалась чтением немецких мистических рассказов.

Все это натолкнуло Байрона на мысль о том, что хорошо бы устроить соревнование и выяснить, кто из них напишет лучший «сверхъестественный» рассказ.

Судя по дневнику Мэри, идея «Франкенштейна» пришла к ней во сне: «Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни. Это было ужасающее зрелище, и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца». Именно тогда, в Женеве, она и начала писать - вопреки мнению Байрона о том, что «женщина слишком глупа, чтобы создавать собственные идеи».

Череда трагедий

«Хиппи романтической эпохи», как прозвали эту компанию современные литературоведы, вернулись в Англию осенью 1816 года. Перси и Мэри встретили печальным известием: сестра писательницы Фанни Годвин, которая так и не вышла из депрессии, покончила с собой. Ей было двадцать два года. Многие исследователи творчества Шелли пришли к выводу, что это случилось из-за неразделенной любви к поэту. В декабре того же года произошла еще одна трагедия: жена Перси Гарриет также покончила жизнь самоубийством. Ее тело нашли в лондонском Гайд-парке. Вскоре после смерти супруги Шелли обвенчался с давней возлюбленной. После этого Мэри помирилась с отцом, с которым не разговаривала несколько лет. В сентябре 1817 года у пары родилась дочь Клара.

Все это время писательница продолжала делать наброски. Сперва миссис Шелли хотела написать новеллу, но под влиянием мужа отказалась от этого замысла и решила написать роман об одержимом ученом, который мечтал создать совершенное существо. Вместо этого получилось чудовище, способное лишь мстить и убивать. Писательница закончила произведение весной 1817 года, а в январе 1818-го оно было опубликовано с предисловием Перси Шелли. Правда, Мэри не стала подписываться своим именем и предпочла остаться инкогнито.

Общественность посчитала, что роман написал Перси, и его супруге пришлось бороться за авторские права, доказывая всем, что книга вышла из-под ее пера.
Впрочем, современники Мэри не оценили книгу - уж слишком жестоким был сюжет. Общественность была шокирована еще больше после того, как узнала, что произведение написала женщина. При жизни автора роман выдержал два переиздания. Во втором из них миссис Шелли внесла правки, чтобы книга соответствовала «консервативным идеалам» того времени.

В 1818 году Мэри и Перси вместе с малышами Уильямом и Кларой решили перебраться в Италию, где жили возле Специи. Там они писали, осматривали достопримечательности и вообще приятно проводили время. Однако череда драм положила конец счастливой жизни. Клара умерла, когда ей был всего год. За этим последовали многочисленные измены Шелли, о которых его супруга прекрасно знала. К тому же, у него родилась внебрачная дочь от некой итальянки. В июне 1819 года скончался Уильям - он не перенес эпидемии холеры. Через несколько месяцев родился четвертый ребенок Перси и Мэри - мальчик Перси Флоренс. Несмотря на все невзгоды, время, проведенное в Италии, стало самым плодотворным в творчестве поэтов.

После «Франкенштейна»

В 1822 году семья переехала в деревню Сан-Теренцо, где соседствовала с другом Перси Эдвардом Уильямсом и его женой Джейн. На тот момент поэту наскучила жизнь с беременной пятым ребенком Мэри. Он начал напропалую флиртовать с супругой приятеля и даже посвятил ей несколько стихотворений. Из-за стресса, вызванного поведением мужа, у миссис Шелли случился выкидыш, в результате которого она едва не умерла.

Личная жизнь Мэри по всем канонам романтизма была красивой, короткой и трагичной. Она стала вдовой всего в двадцать четыре года. Перси, возвращавшийся на шхуне домой из Ливорно, попал в шторм и утонул. Его тело было выброшено на берег лишь спустя десять дней. Его опознали по высокой стройной фигуре, томику Софокла и поэме Китса, найденных в его карманах. Горю Мэри не было предела. Казалось, что монстр из ее романа стал реальным и преследовал ее, отнимая самых близких людей.

Тело ее супруга было сожжено, а его обугленное сердце вдова забрала себе, зашила в ладанку и носила на груди до самой смерти.

«Восемь лет, которые я провела с ним, - писала Мэри через месяц после смерти мужа, - значили больше, чем обычный полный срок человеческого существования».

Свою дальнейшую жизнь Мэри посвятила заботе о единственном сыне Перси Флоренс и сохранению литературного наследия покойного мужа: она собрала и издала сборник его поэзии, а также написала его биографию. Она не забывала заниматься творчеством, создав еще шесть произведений, включая «Вальпергу» и «Последнего человека». Кроме того, Шелли написала ряд эссе о женщинах-литераторах, в которых заявляла, что «воображение не имеет пола». Она занималась редактурой, писала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала. Мэри Шелли умерла первого февраля 1851 года в возрасте пятидесяти трех лет от опухоли мозга.

К сожалению, почти все работы писательницы со временем были забыты, но окончательно кануть в лету мешала только неослабевающая популярность «Франкенштейна». А мы приходим к выводу, что ее биография была настолько же трагичной и порой фантастической, насколько и сюжет произведения, которое навсегда ее прославило.

Просмотров