Что такое неугасимая лампада? Неугасимая лампада – ритуальный огонь в ладонях Как правильно пользоваться лампадкой дома

Лампада (греч. «светильник» ) — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет . Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света , чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу , Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения - всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца . Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль , покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши - горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

В душе верующего человека один только вид церковной лампады и свечи может вызвать глубочайшие мысли о жизни и смерти, о покаянии и грехе, о радости и скорби. Лампады много что говорят уму и чувству верующего.

Сама по себе неугасимая лампада это небольшой светильник, который зажигают перед иконами. Почти каждый выудит из своей памяти как выглядит лампада, но не каждый знает о том смысле, которым наделена лампада, и что она олицетворяет в христианстве.

Слово лампада имеет греческие корни и означает буквально - светильник горящий перед святыми. Ее часто используют в крещении, она является атрибутом венчания и погребения, символизирует вечный союз человека и церкви. Она нужна и на кладбище - ее зажигают на первый день похорон, а так же на третий, девятый и сороковой день после погребения.

Такой светильник является символом молитвы Всевышнему и просьбой о милости к оставившему этот мир. Его используют, когда молятся об отпущении прегрешений усопшего. Она олицетворяет божественный огонь, спустившийся на апостолов церкви. На современных кладбищах иногда предоставляют услугу постоянного горения лампады.

Установленные с четырех сторон гроба светильники образуют символ креста и божественного света. Когда лампу зажигают перед иконой, она символизирует Закон Божий, которым отмечен земной путь. Огонь перед ликом святого означает то, что человек принимает свет и просветление высших сил. Зажигание огня перед иконой, означает так же и любовь к Богу и жертвенное настроение по отношению к нему.

Этот иногда простой в устройстве предмет церковного и ритуального обихода является неотъемлемой частью церковных праздников и служб. Очень часто православные люди зажигают его перед образами у себя дома.

Зачастую используют лампады многоразового использования - стеклянные лампы наполненные парафином, со сменным вкладышем или масляные в оправе. После прогорания, горючий элемент заменяется на новый. Это дает существенную экономию там, где лампады жгут постоянно.

По уставу церкви при праздничных и воскресных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило - центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. Это создает образ Божественного света, который воссияет праведным в Царствии Небесном.

Множественный огонь паникадила означает Небесную Церковь, как собрание людей освященных благодатью Святого Духа, горящих огнем любви ко всему творению.

Вообще история люстр началась с паникадила, которое подвешивалось в храмах для создания праздничного настроения. Сегодня это настроение обращенное в хрусталь и электричество приобрело светскую прописку.

Первые паникадила изготавливали из литой меди, кованного железа, серебра и олова. Бывало, что они достигали огромных размеров и их украшали подвесными элементами. Эта конструкция послужила прототипом светильников более позднего времени.

Но как бы далеко не шагнул технический прогресс, зажигать в жилище живой огонь всегда будет актуальным - ведь известно, что живое пламя обнуляет информационные поля и нормализует энергетику в помещении, где его жгут, а горящий фитиль возле святого образа расслабляет психику и открывает человеку возможность заглянуть глубоко в себя.

Светильник, который используется в христианском богослужении, стали называть лампадой. Впервые они использовались христианами во времена, когда безопасных мест для проживания и богослужения было мало. Для того чтобы осветить пещеру или дом для проведения богослужения использовались специальные лампы, которые в дальнейшем стали важной частью праздничного убранства храма в христианстве. Неугасимая лампада - вариант исполнения лампады, которая устанавливается перед особо чтимой святыней. Символическое значение - вечный огонь веры в Христа, который разгоняет нависающую тьму зла и неверия. В узком смысле лампада представляет собой большой переносной светильник, который выносит священник или диакон во время входов литургии. Проводят использование этого изделия при архиерейской службе.

Появление неугасимой лампады в христианстве

История появление восходит к времени Ветхого Завета. Господь Бог заповедовал пророку Моисею устроить Ему в скинии светильник. Неугасимая лампада горит на протяжении длительного времени.

Для долгого горения светильник использовать пластиковые вазы и другие подобные изделия нецелесообразно, так как используемый материал при изготовлении реагирует на воздействие высокой температуры. Лампада изготавливается из металла, который может выдерживать воздействие высоких температур на протяжении всего времени горения огня.

Возле православных икон часто можно встретить пластиковые вазы для свечек по причине их невысокой стоимости.

Использование лампад

В доме можно использовать одну или несколько лампад. Существует традиция зажигать и оставлять негасимые лампады на момент отсутствия хозяев дома, которые горят все время. Но в современном мире обеспечить безопасность дома с постоянным горением огня нельзя. Поэтому традиция постепенно уходит.

Погребальный набор также может иметь этот атрибут христианской веры. Некоторые устанавливают свечки в обычные вазы, другие используют это красивое изделие.

Лампада (греч. «светильник ») - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда » (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях - это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает …».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально - оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь ».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру » (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела » (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. В широком смысле «лампада» - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»

Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон.

Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Детей нужно приучать зажигать лампаду.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

О важности зажигания лампады сказано в житии праведной Марфы —

Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе.

…После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер - частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.

После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозирали слепые, изгонялись бесы из людей и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

из книги — азы православия

Просмотров