Караимы и крымчаки в крыму. Маленькая народность — Крымчаки Традиции крымчаков

В современной этнографии крымчаками называют этнос, сформировавшийся из нескольких групп еврейского происхождения, осевших на крымской земле в средневековый период и в раннее новое время. «Крымчаки» – термин поздний и достаточно условный, возникший лишь после присоединения Крыма к России, в первой половине XIX века для обозначения местных тюркоязычных евреев-талмудистов, резко отличавшихся от всей прочей массы еврейского населения, начавшего селиться в Крыму после 1783 года. Один из крымчакских просветителей, И.С. Кая, вкратце определял историческое содержание этого понятия следующим образом: «Крымчаки – это особая группа евреев, которая издавна живет на Крымском полуострове и в значительной мере приняла татарскую культуру».

Как крымчаки назывались в источниках XVIII – XIX веков

В документах XVIII – XIX веков крымчаки называют сами себя по-татарски «срель балалары» или по-древнееврейски «бней Йисраэль», т.е. «сыны Израиля». Кроме того, в различных источниках более раннего периода на древнееврейском или татарском крымчаки называются «егудим», «ягудилер» или «чуфутлар» (все эти термины следует переводить как «евреи», с тем лишь, что последний термин имел несколько презрительный характер). Впервые термин «Евреи Кримчаки» (т.е. евреи крымского толка) появляется в высочайшем положении о коробочном сборе 1844 года. Так, по всей видимости, могли представить российской администрации тюркоязычных крымских евреев-талмудистов местные чиновники. Позднее, во второй половине XIX века, термин «крымчаки» становится основным термином для обозначения этой этнической общности. Тем не менее, история предков современных крымчаков уходит корнями в значительно более далекое прошлое.

История формирования общины

Итак, начнем по порядку. На наш взгляд, ключевым временем в развитии крымской еврейской общины является период генуэзской колонизации и установления в Крыму татаро-османского господства в XIII–XV веках. 1278 годом датируется сообщение караимского автора Аарон бен Иосифа о календарном диспуте между общиной караимов и евреев-талмудистов (раввинистов, или раббанитов), проживавших тогда в городе Солхате (иначе: Къырым, позднее Эски Къырым, совр. Старый Крым). Это было первое упоминание о предках крымчаков. В том же XIII веке еврейская община появляется и в городе Каффе (Феодосии). В 1309 году там строится крупная синагога, одна из древнейших на территории бывшего СССР. Помимо Каффы и Солхата-Къырыма крупнейшим еврейским центром в Крыму становится город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 году также строится синагога. Именно эти еврейские переселенцы составили основу общины, позднее ставшей называться «крымчаками».

Кроме того, небольшие еврейские общины появляются не позже XVII века в Мангупе, Чуфут-Кале и Бахчисарае. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раввинисты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных ханства (ок. 800 человек), а караимы – 75 % (ок. 2600 человек).

Состав общины

В XIII-XVII веках в Крым прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идиш ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, тато- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности еврейской общины нам неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Гутман и Ашкенази (Ачкинази) будут указывать на говорящих на идиш эмигрантов из Европы и России; Абрабен, Пиастро, Ломброзо и Тревгода – на переселенцев-сефардов из Италии и Испании; Бакши, Стамболи, Измирли, Токатлы и Мизрахи – на Турцию и мусульманский Восток; Лехно и Варшавский – на Польшу; Гота и Вайнберг – на Германию; Гурджи – на Кавказ и т.п. Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII–XVIII веках. Как и караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымско-татарского языка.

Ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая община Крыма составляла около 800 человек. В XIX веке, по-видимому, из-за низкого экономического состояния, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком!

В 1912 году в Российской империи было 7500 крымчаков, а незадолго до начала Великой Отечественной войны – около 10000, с большинством из них проживавших в Симферополе, Карасубазаре, Керчи, Феодосии и Севастополе. Основным центром проживания крымчаков в это время становится Симферополь; кроме того, в конце 20-ых – начале 30-ых годов основываются два крымчакских колхоза – «Крымчах» и «Ени Крымчах».

Расцвет крымчакской общины в Крыму был прерван немецкой оккупацией полуострова. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80% крымчакского населения – пожалуй, ни один другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь серьезно, как крымчаки.

Удар, нанесенный по общине, был столь силен, что она так и не смогла от него оправиться. После войны в Крыму насчитывалось около 700-750 крымчаков, в 1959 году во всем Советском Союзе – две тысячи, в 1989 – 1448.

В наши дни

В результате трагических событий ХХ века община фактически оказалась на грани вымирания. Никто из живущих ныне в Крыму крымчаков не владеет древнееврейским, очень немногие – тюркским крымчакским этнолектом, практически полностью утрачена религиозная традиция. За годы советской власти были уничтожены кладбища и молитвенные дома крымчаков, современная молодежь в основном эмигрирует в Израиль. В настоящий момент крымчакское население Крыма составляет всего 228 человек. Это – самый малочисленный народ республики. Жизнью крымчакской общины полуострова руководит культурно-просветительское общество «Крымчахлар».

Крымчаки – немногочисленный народ, сформировавшийся в Крыму на основе древнего местного населения с позднейшим включением тюркского и еврейского элементов, объединяющей силой которых стала иудейская религия ортодоксального толка. Наличие черт древнейших обитателей полуострова, племен Хазарского каганата и других тюркских и нетюркских народов, в том числе евреев – выходцев из восточных и европейских стран, подтвердили и антропологические, в том числе краниологические исследования крымчаков в начале ХХ в., и биохимический анализ их крови, проведенный в 1928 г.
Язык крымчаков относится к 1-й группе тюркских языков, на которой говорят литовские, белорусские и крымские татары, турки, караимы, урумы, гагаузы. Но многие слова крымчакского языка отличаются от слов, обозначающих те же понятия, в крымскотатарском и турецком языках. Алфавит крымчаков был основан на древнееврейском квадратном письме. Время возникновения народности крымчаков обычно относят к VI – VIII вв., а IX в. уже подтверждается историческим памятником – рукописным молитвенником с датой написания или приобретения – 847.
Основными занятиями крымчаков были ремесла, главным образом кожевенные. Территория расселения крымчаков менялась в зависимости от политической и экономической обстановки на полуострове: в Х – ХVI вв. основная их масса была сосредоточена в городах Восточного Крыма, с XVI в. они концентрируются главным образом в Карасубазаре и горной части – на Мангупе и Чуфут-Кале.
Жили крымчаки обычно в одноэтажных домах из камня на глиняном растворе или самана, состоящих из одной – двух комнат, кухни и передней, окна выходили во двор. Земляные полы застилали войлоком и ковриками. Обедали, сидя на полу на специальных подушках «ян ястыхлар» вокруг круглого столика – «софра». Пища крымчаков была в основном мучная, мясная и молочная. Мужчины носили черные кафтаны, брюки, мягкие кожаные сапоги без задников и каблуков, на которые надевались кожаные галоши «катыр», голову покрывали круглой каракулевой шапкой. Женская одежда состояла из кафтана темно-лилового или фиолетового цвета, шальвар и вышитых серебром туфель. Голову девушек украшала турецкая феска, обшитая монистами, женщин – сложный убор «баш багъы»; выходя из дома, женщины обязательно укутывались зимой в толстый шерстяной платок, летом – в легкое кисейное покрывало. Семейная жизнь крымчаков строилась на строгом соблюдении установлений иудаизма. Браки заключались только по сговору родителей, на основе брачных договоров, где перечислялись обязанности будущих супругов до самой их смерти; разводы практически отсутствовали.
Впервые термин «крымчак» появился в официальных документах России в 1859 г. Перепись 1897 г., зафиксировавшая крымчаков как отдельный этнос, указала 3466 чел. На территории Таврической губернии крымчаки проживали тогда главным образом в городах – Симферополе, Феодосии, Керчи и др., занимались они ремеслами и торговлей. В 1913 г. силами крымчакской общественности была проведена еще одна перепись. По ее данным, число крымчаков приближалось к 8 тыс. После 1917 г. число их постепенно сокращается в результате ассимиляции, и в 1926 г. крымчаков насчитывается уже только 6383 чел.
Во время оккупации Крыма гитлеровцами проводилось систематическое уничтожение крымчаков, в основном стариков, детей и женщин – мужчины сражались на фронте и в партизанских отрядах.
По переписи 1959 г., в СССР числилось 1500 караимов, но эта цифра не соответствовала действительности, так как после войны крымчакам паспорта с указанием их национальности не выдавали, а писали в них: еврей, караим, грузин и т. п. Только в 1965 г. Крымоблисполком вынес решение о замене паспортов крымчаков при наличии документов о принадлежности к этой национальности. Однако у многих они не сохранились. По неофициальным подсчетам, в настоящее время численность крымчаков колеблется от 2,5 до 3,5 тыс. чел. В Крыму их проживает около 600 чел.


В современной этнографии крымчаками называют смешанный конгломерат из нескольких групп еврейского происхождения, осевших на крымской земле начиная с первых веков нашей эры, в средневековый период и в раннее новое время. Крымчаки - термин поздний и достаточно условный, возникший лишь после присоединения Крыма к России, в первой половине XIX в., для обозначения местных тюркоязычных евреев-талмудистов, резко отличавшихся от всей прочей массы еврейского населения, начавшего селиться в Крыму после 1783 года. Письменно этот термин в форме "крымчаки-евреи" появляется 18 августа 1859 года в "обращении евреев-землевладельцев колонии Рогатликой в мещанство города Карасубазара". В документах XVIII - XIX вв. крымчаки называют сами себя по-татарски "срель балалары" или по-древнееврейски "бени Исраэль", т.е. "сыны Израиля". Кроме того, в различных источниках более раннего периода на древнееврейском или татарском крымчаки называются "еудим", "ягудилер" или "чуфутлар" (все эти термины следует переводить как "евреи", с тем уточнением, что последний термин имел несколько презрительный характер). Несомненно, что понятие "крымчаки-евреи" (позднее редуцировавшееся до сокращенного "крымчаки" по-русски, или "крымчахлар" по-татарски) является калькой с крымскотатарского "яхудилер кырымча" (т.е. "евреи крымского толка"). Так, по всей видимости, могли представить российской администрации крымских евреев-талмудистов, не знавших русского языка, татарские чиновники. Позднее, во второй половине XIX в., термин "крымчаки" становится основным термином для обозначения этой этнической общности. Тем не менее, история предков современных крымчаков уходит корнями в значительно более далекое прошлое.

Наиболее ранние археологические и эпиграфические памятники свидетельствуют о пребывании евреев на территории Крымского полуострова еще в I в. н.э. Вероятно, что переселение евреев на территорию Крыма началось еще ранее, во II - I вв. до н.э., когда после войн Митридата Евпатора усилились контакты между Боспором и еврейским населением Малой Азии. Различные письменные источники упоминают о проживании еврейского населения в Юго-Западном (Херсонес) и Восточном (Боспор) Крыму во II - IV вв. Диаспора крымских евреев значительно увеличилась в V-VI вв. н.э. вследствие эмиграции в Крым византийских евреев, покинувших империю в связи с антиеврейской политикой византийской церкви во время правления императоров Феодосия II, Зенона и Юстиниана I. В VIII в. еврейское население Крыма было столь велико, что византийский хронист Феофан считал евреев одним из наиболее многочисленных народов, населявших полуостров. В еврейской общине Херсонеса изучал в IX в. древнееврейский язык и грамматику знаменитый Константин (Кирилл), один из создателей кириллической грамоты. Значительное еврейское население проживало также и в других городах Крыма и прилегающих территорий. Так, персидский географ аль-Факих называл Самкерц (Тмутаракань) "еврейским городом", в то время как еврейский путешественник из Испании Вениамин Тудельский упоминал о существовании общины евреев-раввинистов в Судаке во второй половине XII в. Еврейские торговцы и ремесленники неоднократно упоминаются также и в уставе крымских генуэзских колоний 1449 года.

Во второй половине I тысячелетия н.э. община крымских евреев поддерживала постоянный контакт с византийской еврейской общиной и находилась под сильным культурным влиянием последней. В период хазарского владычества иудейское население Крыма значительно возросло вследствие массовой эмиграции византийских евреев, спасавшихся от периодически повторявшихся антисемитских преследований (843, 873-874 и 943 гг.). Доступные на настоящий момент источники совершенно не упоминают о столь часто муссирующихся в современной популярной литературе этнических контактах между крымскими евреями и иудаизированными хазарами. Незначительная прослойка принявших иудаизм тюркоязычных хазар едва ли могла состоять в смешанных браках с грекоговорящими крымскими евреями-талмудистами. Даже если случаи смешанных еврейско-хазарских браков и имели место, то они должны были быть весьма немногочисленны, о чем свидетельствует полное отсутствие упоминаний о подобного рода прецедентах в средневековых документах хазарского времени.

На наш взгляд, ключевым временем в развитии крымской еврейской общины является период установления в Крыму татаро-турецкого господства в XIII - XV вв. Именно с татарским вторжением в Крым связано появление нескольких, по всей видимости, уже тюркоязычных, иудейских общин в тех регионах, где ранее еврейское население не было отмечено. С XIII в., а именно со времени приезда караимов, исповедовавших иудаизм неталмудического толка, исследователь истории еврейской общины Крыма начинает сталкиваться с довольно сложной терминологической проблемой: дело в том, что подавляющее большинство нееврейских источников XIII - XVIII вв. не отличало караимов от евреев-раввинистов (иначе - евреев-талмудистов, т.е. , признающих, в отличие от караимов, авторитет Талмуда), называя и тех и других, на различных языках, термином "евреи". Зачастую лишь опосредованные данные помогают нам понять, о каких же "евреях", упоминающихся в источниках, шла речь - о караимах или раввинистах-крымчаках.

1278 годом датируется сообщение караимского автора Аарон бен Иосифа о календарном диспуте между общиной караимов и раббанитов, проживавших тогда в городе Солхате (иначе: Къырым, позднее - Эски Къырым, современный Старый Крым). В Солхате-Къырыме проживал в XIV в. Авраам Къырыми (т.е. "из [города] Крыма"), автор блестящего теологического трактата "Сефат а-эмет" ("Язык истины"), написанного по просьбе его ученика, караима Езекии (Хизкиягу) бен Эльханана. Авторитет этого ученого быль столь велик, что даже спустя столетие после смерти его имя упоминалось в поминальных молитвах после имен знаменитых еврейских экзегетов Моисея Маймонида и Авраама ибн Эзры. В Солхат судьба привела также в 1506 году и знаменитого европейского каббалиста Моше (Моисея) бен Яакова (1448-1520 гг.), известного также как Моше Изгнанник ("а-Голе") или Моше Киевский ("ми-Киюв"). В Солхат он попал в качестве раба-пленника, захваченного в результате набега татар на город Лида. Несмотря на то, что Моше прославился своей язвительной полемикой с караимскими учеными, из плена он был выкуплен совместными усилиями раббанитской и караимской общин. Оставшись в Крыму, Моше Изгнанник посвятил остаток своей жизни объединению разрозненных талмудических общин Крымского полуострова.

В том же XIII в., по всей видимости, раббанитская община появляется и в городе Каффе (Феодосии). В 1309 году там строится прекрасная в архитектурном отношении синагога, одна из древнейших на территории бывшего СССР, к сожалению, уничтоженная в результате немецкой бомбежки города в 40-е годы. Незадолго до османского завоевания Крыма каффинскими евреями был установлен контакт с крымскими ханами, чья резиденция находилась тогда в Солхате. Один из представителей каффинской иудейской общины - торговец Хозя Кокоз - участвовал в 1472-1486 гг. в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли Гиреем; известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке. Помимо Каффы и Солхата-Къырыма крупнейшим раббанитским центром в Крыму становится город Карасубазар, где в 1516 году также строится синагога.

Несмотря на то, что у нас нет прямых упоминаний об этом, с большой степенью уверенности можно утверждать, что небольшие раббанитские общины появляются не позже XV - XVI вв. на Мангупе и Кырке-Ере (Чуфут-Кале). О пребывании евреев-раввинистов на Мангупе достаточно четко указывает крымчакская фамилия "Мангупли" ("из Мангупа"), в то время как среди надгробных эпитафий с кладбища в Иосафатовой долине, опубликованных Авраамом Фирковичем в его знаменитой "Авнэ Зиккарон", есть несколько надписей, на которые сам автор прямо указывает как на раббанитские. Более того, архивные документы, обнаруженные автором этих строк, свидетельствуют о том, что несколько семейств с крымчакскими фамилиями проживало в Чуфут-Кале вплоть до начала XIX века.

Переломным в судьбе крымских раббанитов стал конец XV - начало XVI в. С одной стороны, в конце XV в. раббанитская община Крыма начинает значительно увеличиваться за счет евреев-изгнанников из Испании, Руси и Европы. С другой стороны, в связи с переносом экономического центра Крымского ханства в юго-западную часть Крыма, в Кырк-Ер и, позднее, Бахчисарай, главенствующая роль в иудейской общине Крыма переходит от раббанитов к караимам - именно караимы с этого момента начинают занимать ряд ответственных постов в ханстве, распоряжаться ханскими финансами, чеканить монеты, ездить в качестве послов в Россию и т.п. Раббанитская община, которая остается проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Каффе и Карасубазаре (современный Белогорск), несомненно, начинает отходить на вторые роли. Помимо экономического превосходства, караимы превышали раббанитов-крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII в. раббаниты составляли лишь 25 % от общего числа иудейских подданных ханства, а караимы - 75.

Как уже упоминалось, именно в этот момент, вскоре после завоевания Крыма Османской Турцией в 1475 году, в Каффу прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идише ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, джудезмо- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности раббанитской общины того времени неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Ашкенази (Ачкинази), Лехно и Лурье будут указывать на эмигрантов из Европы и России, фамилии Абрабен, Пиастро, Ломброзо, Тревгода и Чапичев - на переселенцев-сефардов из Италии и Испании, Гурджи и Токатлы - на Кавказ, Измирли и Мизрахи - на Восток, в частности Персию. Крымчакские фамилии, пожалуй, звучат экзотичнее и аутентичнее, чем фамилии каких-либо иных обитателей Крыма. Ряд фамилий указывал также на крымское происхождение их обладателей (Мангупли), профессию (Демерджи, Таукчи), религиозную принадлежность (Пейсах, Пурим, Рабену, Леви) и т.п.

Вскоре представители всех этих разнородных общин начинают сливаться в единое целое, пытаясь составить этно-конфессиональную общность на основе принадлежности к иудаизму талмудического образца. Важным фактором в процессе этого объединения становится усиливающаяся ориентализация общины, заимствование разговорного языка, одежды и повседневных обычаев у соседей - татар. Тем не менее, в начале XVI в. раббанитская община Каффы была поделена на несколько соперничающих землячеств, каждое из которых молилось по отдельному ритуалу Для примирения этих различных течений потребовался авторитет Моше а-Голе, выработавшего универсальный для крымских еврейских общин молитвенник, получивший название "молитвенник ритуала Каффы" .

Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII - XVIII вв. Как и их собратья по иудаизму караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымскотатарского языка. Крымчакский автор Нисим Леви Чахчир называл этот язык "татарским языком, на котором мы говорим между собой". В XVIII - XIX вв. на этом этнолекте был написан ряд светских произведений, сказок, песен и стихов, а также был осуществлен перевод некоторых священных текстов с древнееврейского. Несмотря на развитие этого тюркского этнолекта, основным языком литургии, богослужения, деловой переписки, надгробных эпитафий, научных и теософских трудов до начала ХХ в. продолжал оставаться иврит (древнееврейский).

В XVIII в. общину Карасубазара возглавлял Давид бен Элиэзер Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к "молитвеннику ритуала Каффы" и сочинения "Мишкан Давид" ("Обитель Давида"), посвященного грамматике древнееврейского языка. Высокообразованный ученый, Давид Лехно сочинил также и историческое произведение - монументальную историческую хронику на древнееврейском "Девар сефатаим" ("Речение уст"), посвященную истории Крымского ханства. К сожалению, это сочинение по сей день так и не было полностью переведено ни на один из европейских языков. Еще при жизни Лехно, в 1734 году, в караимской типографии в Чуфут-Кале был опубликован раббанитский молитвенник по каффинскому ритуалу. Следует отметить, что на протяжении веков взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на ряд решительных религиозных противоречий, были весьма дружественные и добрососедские - общины часто помогали друг другу, осознавая свое сходство по религиозной принадлежности. Лишь в XIX в., в основном вследствие выделения караимов из общей массы иудейского населения Российской империи, а также деятельности А. С. Фирковича, эти отношения стали резко ухудшаться.

По статистическим оценкам М. Куповецкого, ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая еврейская община Крыма составляла около 800 человек. Начиная приблизительно со второй половины XIX в. крымские евреи-раввинисты, чью историю освещает эта статья, начинают называть самих себя "крымчаками" - термином поздним и в достаточной степени условным. В XIX веке, по-видимому, вследствие низкого экономического уровня, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком! В результате, по данным обнаруженных Д. Шапира архивных документов, для написания прошений к российской администрации крымчаки часто вынуждены были нанимать караима. Фирковича, несмотря на то, что последний часто требовал с них расплаты за свои канцелярские услуги в виде дорогостоящих книг и рукописей. Более того, крымчаки вынуждены были прибегать к помощи А. Фирковича даже после 1839 года, когда тот с помощью полицейских отобрал у них рукописные собрания, хранившиеся в генизах (хранилищах для пришедших в ветхость священных книг) синагог в Феодосии и Карасубазаре. Несмотря на то, что нельзя не осуждать с этической точки зрения подобные действия А. Фирковича, фактически ограбившего бедную крымчакскую общину, нельзя забывать и о том, что только лишь благодаря этому уцелели важнейшие рукописные документы, ныне хранящиеся в Санкт-Петербурге.

Ситуацию с образованием в крымчакской среде значительно поправила деятельность Хаима Хизкиягу Медини (1832-1904 гг.), раввина в Карасубазаре в 1866-1899 годах. Уроженец Иерусалима, приглашенный в Крым из Турции, Медини поднял на более высокий уровень религиозное образование в общине, несколько изменив его. После отъезда Медини в Палестину в 1899 году, ряд крымчаков последовал за ним в святую землю Израиля. Образовавшаяся там крымчакская община имела свою синагогу в Тель-Авиве, функционировавшую вплоть до 1981 года. В 1921-1922 годах, спасаясь от голода и невзгод послереволюционного времени, в Палестину эмигрировало еще около 200 крымчаков.

В ХХ в. выдающимся просветителем крымчаков был И. С. Кая (1887-1956 гг.), выпускник одного из самых прогрессивных еврейских учебных заведений того времени - Виленского еврейского учительского института, составивший несколько прекрасных учебников крымскотатарского языка, использовавшихся как татарами, так и крымчаками.

В 1912 году в Российской империи проживало семь с половиной тысяч крымчаков, а незадолго до начала Великой Отечественной войны - около десяти тысяч. Большинство из них проживало в Симферополе, Карасубазаре, Керчи, Феодосии и Севастополе. В советское время крымчаки стали постепенно осваивать русский язык, не забывая, тем не менее, и своего крымчакского этнолекта. Основным центром проживания крымчаков в это время становится Симферополь. Расцвет крымчакской общины в Крыму прервали кровавые руки нацистских палачей. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80 процентов крымчакского населения Крыма.

Удар, нанесенный по общине, был столь силен, что она так и не смогла от него оправиться. После войны в Крыму насчитывалось около 700-750 крымчаков, в 1959 году во всем Советском Союзе - две тысячи, в 1989 - 1448. В связи с тем, что по современному законодательству государства Израиль крымчаки и караимы подлежат закону о репатриации еврейского населения, за последние годы многие крымчаки выехали в Израиль. В отличие от караимских эмигрантов, крымчаки не составляют в Израиле отдельной общины, смешиваясь там с остальным еврейским населением страны. В настоящий момент крымчакское население Крыма составляет всего 204 человека.

М. Б. Кизилов, Х.Х. Медини



В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются иех удилер , то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму , ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (`евреи с пейсами`), а караимы - зюлюфсюз чуфутлар (`евреи без пейсов`). О языке крымчаков, близком крымско-татарскому языку, см. Крымчакский язык .

Расселение

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь .

Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, - около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно русским официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. - 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае - около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи . По-видимому, в конце 19 в. - начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же - в Симферополе, 750 - в Феодосии, 500 - в Керчи, 400 - в Севастополе, остальные - в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч - в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков - на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 - по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 - в Феодосии, 100 - в Керчи, 400 - в Симферополе, и несколько - в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. - начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради ). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога . В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

История евреев Крыма

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период

Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

Документы об освобождении рабов (1 в. - первая половина 2 в. н. э.) обязывают их регулярно посещать синагогу под контролем еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, свободные от преследований и ограничений, пополнялись за счет обращения в иудаизм освобожденных рабов. Кроме того, к еврейским общинам примыкали так называемые себоменой (по-гречески `почитатели`) - неевреи, частично исполнявшие предписания еврейской религии (см. Еврей , Иудействующие). Влияние еврейской религии сохранялось и в начале 4 в., о чем свидетельствует надпись о постройке синагоги в Пантикапее (ныне Керчь) одним из высших боспорских чиновников.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите , а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями - старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией . Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период

В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма - Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. - начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

Большое влияние на еврейскую религию в Крыму (в частности на формирование так называемого «крымского ритуала») оказали византийские евреи-беженцы и поддержание связей с еврейским центром в Вавилонии. Видимо, в 909 г. в Каффе была построена самая древняя из всех известных на нынешней территории Советского Союза синагога. Некоторые источники упоминают ряд живших в Крыму составителей религиозных гимнов (пайтаним ; см. Пиют), например, Аврах ам бен Симха х а-Сфаради (вторая половина 10 в. - 1027 г.). Среди занятий еврейского населения источники упоминают выделку шелка, окраску тканей и торговлю.

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

Хазарский царь Иосиф в письме к Хисдаю Ибн Шапруту (960?) утверждал, что он властвует, среди прочего, над 12-ю поселениями в Крыму и на Тамани. Наиболее значительные еврейские общины были в городах Самкуш, или Самкерш (Тмутаракань), Судак, Мангуп (Дорос). Персидский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало 10 в.) называет город Самкуш «еврейским». Кроме того, известны крупные еврейские общины в городах Солхат (бывший Фуллы, ныне Старый Крым), Феодосия (Каффа) и Херсон (где еще в 861 г. проповедник православия Кирилл застал сложившуюся еврейскую общину, которая включала и принявших иудаизм хазар), очевидно, не находившиеся под хазарским управлением.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) - одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов , родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период

В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном побережье Крыма с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы называли Крым (в особенности восточный) «Газария» (Хазария). В юго-западном Крыму (бывшая Готия) существовало до 1475 г. христианское княжество Феодоро. Благодаря генуэзским колониям Крым становится важным центром торговли, привлекшим к себе значительное число еврейских иммигрантов из стран Востока (Персии, Малой Азии, Египта) и Запада (Италии, затем Испании).

Экономическое процветание еврейских общин способствовало их культурному подъему. Книга Аврах ама Кирими (то есть Крымского) «Сфат х а-эмет» («Язык истины», 1358) является первым дошедшим до населения оригинальным произведением евреев Крыма. Это комментарий к Пятикнижию , написанный с рационалистических позиций. Книга Кирими создана по просьбе его ученика и друга караима Хизикиях у бен Элханана, что свидетельствует о дружественных отношениях между раббанитами и караимами в этот период в Крыму. Значительное влияние на А. Кирими оказал романиотский теолог Шмария Икрити (1275–1355). Согласно некоторым источникам, Солхат, город, в котором родился и жил А. Кирими, был в то время важным центром еврейского рационализма.

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села х а-иех удим) и Мангупе - столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее - в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства - как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше х а-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы - садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. - начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие - на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кох ен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

До завоевания Крыма Россией все группы евреев-раббанитов, попадавшие в Крым, сливались с общиной крымчаков (лишь в 19 в. - начале 20 в. в Крыму сложилась отдельная ашкеназская община). Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению там особой формы молитв, обряда, включающего элементы, характерные для различных толков (минх аг Каффа ). Традиции крымчаков испытали сильное влияние различных течений еврейской мистики: Хасидей Ашкеназ , каббалы (Зох ар , лурианской и в особенности практической). Примирению различных толков и выработке единой формы обряда способствовало появление в Крыму рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше х а-Голе), который составил новый молитвенник «Махзор минх аг Каффа» и установил правила общинного устройства.

Крымчакский молитвенный толк окончательно оформился в 16–17 вв. под преобладающим влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль. В 18 в. еврейскую общину Карасу-Базара возглавлял видный талмудист Давид Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к молитвеннику «Махзор минх аг Каффа», содержащего информацию о жизни и обычаях крымчаков, и сочинений «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященных грамматике языка иврит, и «Двар сфатаим» («Речение уст») - хроника крымских ханов.

Российский период

Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

В 1866–99 гг. главным раввином Карасу-Базара был уроженец Иерусалима Хаим Хезекия Медини (1832–1904), деятельность которого весьма способствовала повышению духовного и культурного уровня общины крымчаков. При нем усилилось влияние сефардов на крымчаков. Он внес ряд изменений в обычаи общины, основал несколько школ и иешиву. В монументальном многотомном труде «Сдей хемед» («Поля красоты») Медини подробно описал традиции крымчаков и дал собственные такканот . В 1899 г. Медини вернулся в Эрец-Исраэль, где издавал религиозную литературу с переводом на крымчакский язык.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

Среди крымчаков были распространены различные суеверия, связанные с усиленными занятиями каббалой. Однако особое значение крымчаки придавали добрым делам, почитая первой и важнейшей заповедью «возлюби ближнего как самого себя». Среди них были широко распространены различные виды благотворительности, забота о вдовах и сиротах. Нищих среди крымчаков не было, бедняки получали от общины дрова, муку и свечи.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство - земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие - торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки - земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

В результате заступничества новороссийского генерал-губернатора графа А. Строганова запрет евреям приобретать в Крыму земельную собственность не был утвержден царским правительством (1861). Отношение русской администрации к «евреям-талмудистам» Крыма было сравнительно мягким. Общине были предоставлены некоторые льготы в области налогообложения и рекрутчины. Уже в докладе новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова министру внутренних дел (1843) содержится, наряду с характеристикой особенностей крымчаков, довольно положительная оценка их образа жизни.

Крымчаки создали богатый фольклор. Обнаружены сборники легенд, песен, загадок и пословиц общины («джонки»), написанные от руки еврейскими буквами и передававшиеся из поколения в поколение. Образцы фольклора крымчаков публиковались неоднократно в оригинале и в переводах на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке включает кроме фольклорных произведений главным образом переводы религиозных текстов. Самое большое собрание книг и рукописей на этом языке хранится в Публичной библиотеке имени М. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге .

Крымчаки в 20 веке

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке - в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, - лауреат Государственной премии.

В октябре 1941 г. Крым был оккупирован германскими войсками. Лишь незначительной части крымчаков удалось эвакуироваться. Не будучи уверенными в принадлежности крымчаков к «еврейской расе», оккупационные власти запросили Берлин и получили ответ, что крымчаки должны быть уничтожены, как и другие евреи. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаки. Согласно отчету эйнзацгруппен D, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака. 11 декабря были расстреляны близ деревни Мазанка крымчаки из Симферополя; 4 декабря - крымчаки в Феодосии, тогда же были уничтожены крымчаки Керчи. 18 января 1942 г. в Карасу-Базаре около двух тысяч было умерщвлено газом в «душегубках».

Крымчаки сражались в рядах советской армии и партизанских отрядах. Среди многих крымчаков, погибших в боях, поэт Я. И. Чапичев (1909–45), которому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В партизанских действиях отличились Я. Манто, С. Бакши и многие другие. Различными аспектами истории и этнографии крымчаков занимались П. Лякуб (?–1891), С. Вейсенберг , И. С. Кая, В. И. Филоненко («Крымчакские этюды», «Рочник ориенталистычны», 1972). Однако систематического исследования истории, культуры, языка и литературы крымчаков до сих пор нет. Житель Ленинграда Е. Пейсах, по происхождению крымчак, собрал большую коллекцию крымчакского фольклора и работал над составлением крымчакско-русского и русско-крымчакского словаря. Материалы по истории и культуре крымчаков собирали израильский ученый И. Керен (1911–81), сын И. С. Кая инженер Л. И. Кая (1912–88).

История крымчаков в советское время тесно связана с историей других этнолингвистических групп. В послевоенный период в Советском Союзе крымчаков тенденциозно определяли как особую «народность» смешанного, в основном нееврейского этногенеза. Остатки крымчаков подвергаются процессу быстрой ассимиляции , лишь в незначительной степени сохраняя свои этнические особенности и самосознание.

КЕЭ, том: 4.
Кол.: 603–612.
Издано: 1988.

Язык

Этническое происхождение

Большинство крымчаков рассматривают себя отдельной этнолингвистической группой евреев и в настоящее время проживают в Израиле, а также в некоторых бывших республиках СССР . Хотя в начале -х гг. известный тюрколог академик А. Н. Самойлович на основе изучения лексики крымчаков высказал точку зрения относительно принадлежности последних к хазарской культуре . Исследования групп крови, проведенные В. Заболотным, позволили ему сделать вывод о том, что крымчаки не относятся к семитским народам . Результат исследований антропометрии крымчаков, проведенный Н. Теребинской-Шенгер, также подтвердил этот вывод . . В российских документах до 1917 года именовались евреями-крымчаками. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские и сефардские По одной из версий после того как император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы те евреи, которые не были казнены были изгнаны на Крымский полуостров [источник не указан 409 дней ] . Другая версия в популярной статье Е.И Пейсаха, известного крымчакского просветителя и собирателя материалов о крымчаках, нашли отражение некоторые представления автора об их этногенезе. Они могут быть сведены к следующему: в первом веке до нашей эры - первом веке нашей эры на территорию Крыма через Кавказ и Керченский пролив проникают евреи-миссионеры для распространения иудаизма. Крымчаки стали прозелитами, при этом сохранив традиционные языческие черты и свой язык, по словам автора, «в обычаях, привычках, языке, одежде, пище, фольклоре, антропологических данных имеют черты, подобные тюркским народам». Подобные выводы Е.И Пейсаха не являются общепринятыми и отрицаются как ненаучные, тем более, что сведения о еврейских миссионерах интерполированы из периода развитого средневековья. Ученый-антрополог Гиршфельд в 1919 году для характеристики расового состава предложил опираясь на классификацию групп крови, особый индекс, выражающий отношение элемента А к элементу В. Гиршфельд установил, что караимы и крымчаки дали индекс примерно равный 1,0 характерный для тюркских и монгольских народов юга России и Средней Азии. При этом караимы и крымчаки оказались даже более чистыми тюрками, чем крымские татары, которые ассимилировали много крымских готов, греков и славян (А. А. Глашев. Очерки истории хазар. М. Никитские ворота. 2009; см. библиотеку Института тюркологии в Мосвке: www.turkologia.ru). Нельзя не сказать еще об одном существенном факте. У крымчаков зафиксировано предание, которое передается из поколения в поколение. Согласно этому преданию в Крым крымчаки пришли в VIII веке из Киева в небольшом числе семейств. Причем, это подтверждается и рукописным молитвенником IX века (там же).Если принять во внимание версию, резко отрицаемую славянскими историками, о том, что город Киев был основан хазарами, которые являясь народом по присхождению тюркским, исповедовали со второй половины VII века нашей эры иудаизм, то данное предание может быть отнесено к разряду достоверных…

Известный исследователь караимов и крымчаков, антрополог С.Вайсенберг отмечал в одной из своих работ: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах, хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времен генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пястро и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились» (А. А. Глашев. Указ. соч.).

К сожалению, отсутствуют обобщающие работы по этнографии крымчаков. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные по антропонимике, однако, они отражают ситуацию конца XIX - вв., не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы.Исследование каждой из перечисленных групп источников, а затем совокупность полученных выводов поможет в полной мере воссоздать этногенез малочисленной этнической общности крымчаков.

История

Предки евреев-крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в Греческих колониях. Недавние археологические раскопки подтвердили эту теорию, были найдены еврейские надписи в Крыму и датируются первым веком до н. э.

Общая численность - около 1,5 тыс. человек (из них 204 чел. - в Крыму , 157 чел. в России (). Точное количество крымчаков в США и Израиле неизвестно; по оценкам начала 1950-х гг. в Израиле их было около 1000 чел., большинство впоследствии смешались с другими еврейскими группами.

Известные крымчаки

  • Илья Сельвинский - советский поэт.
  • Марк Агатов - писатель и журналист.
  • Виктор Мизрахи - ученый исследователь.
  • Колпакчи, Владимир Яковлевич - советский военачальник, Герой Советского Союза .
  • Медини, Хаим Хизкиягу бен Рафаэль Элия - раввин крымчакской иудейской общины, возглавлявший её в течение 33 лет в XIX веке.
  • Ткаченко, Александр Петрович , поэт
  • Виктория Багинская-Гурджи - педагог, писательница, собиратель фольклора, одна из последних носителей живого крымчакского языка.

Примечания

Литература

  • И. Б. Котлер, Фамилии крымчаков как источник их этнической истории. - Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР (География расселения и культурные традиции), Москва 1985
  • В. Ю. Чернин, О появлении этнонима «крымчак» и понятия «крымчакский язык». - География и культура этнографических групп татар в СССР, Москва 1983
  • Кизилов М. Крымчаки // От киммерийцев до крымчаков. Изд. второе, переработанное и дополненное. Ред. И. Н. Храпунов, А. Г. Герцен. Симферополь, 2004. с. 270-283

Просмотров