Я с детства не любил овал. Павел Коган. Я с детства не любил овал, я с детсва - угол рисовал Я с детства не любил коган

Отношение к овалу

(Прошу прощения у читающих за несуразное расположение стихотворных строк в некоторых стихотворениях. На их упорядочение потрачено много усилий, но, очевидно, сказался недостаток квалификации)
Очевидно фразу «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» услышал в очень зрелые годы, когда жизнь меня хорошо похлестала острыми углами. Меня эта фраза резанула. Я к этому возрасту уже был убежден, что мудрость жизни заключается в умении понимать своих партнеров, признавать их право на собственное восприятие мира, не отрекаясь при этом от них, идти на возможные компромиссы.

Но эту сакраментальную фразу я слышал от людей, которых считал кумирами или глашатаями истины. Они ей бравировали, и гвоздили с ее помощью всяких соглашателей и сглаживателей острых проблем. Однако отринуть саму эту фразу и забыть о ней мне не удавалось, поскольку эта фраза была произнесена хорошим поэтом и, поэтому, была очень емкой, программной, била по сознанию и цеплялась к памяти.

Для начала я решил хотя бы поверхностно познакомиться с ее автором поэтом Павлом Коганом. Он родился в 1918 году, погиб при выполнении боевого задания на фронте под Новороссийском в 1942 году. Если принять, что юноша входил в жизнь в 17 лет (1935 год), а ушел из жизни в 24 (1942 год), то длительность творческого периода составит порядка 7 лет. И этот отрезок времени размещен в историческом периоде страны с 1935 по 1942 годы. С июня 1941 года он ушел в войну.

Таким образом, творческий период совпал с событиями в СССР с 1935 года по 1941 год. Знакомство с со стихами Когана убедило меня в том, что он, безусловно, обладает поэтическим даром «глаголом жечь сердца людей». Однако, учитывая его молодость, общий пропагандистский климат страны в те годы, податливость отроческого и юношеского восприятия, он был полностью растворен в идеях и настроениях насаждаемой партией теорией постоянного роста враждебной деятельности и необходимости бескомпромиссной борьбы с любой слабостью и любым отклонением от установленных истин

Вспомним, что дети уже в семь лет становились «октябрятами – внучатами Ильича» а с 9 лет это уже «пионер – всем пример». Портрет Павлика Морозова, написавшего донос на отца, висел в каждом классе. Я в своем детстве вспоминаю, казалось бы мелочь, послереволюционную топонимику Ленинграда - улица Восстания, проспект Стачек проспект 25 октября, кинотеатры Штурм (после войны "Нева"), Октябрь, Баррикада, Аврора (представляется не в честь богини утренней зари, а в честь легендарного крейсера), все призывало к борьбе с врагами, и их разоблачению. Всюду декламировали Маяковского – Ваше слово товарищь маузер

Довольно жить законами

Данными Адамом и ЕвоЙ

Клячу истории загоним.

Девой, левой, левой

И в этой обстановке возникает программное стихотворение Павла Когана
ГРОЗА
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
20 января 1936
Молодого человека той поры не удовлетворяет «и снова тишь, и снова мир», он заявляет – « я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». А ведь не отнимешь образности и силы каждой строки. Как не увлечься красотой разрушения и отнестись к падению "выводка галчат", как к чему то несущественному.
А ведь задолго до этого с не меньшим жаром призывал М. Горький – « Буря! пусть сильнее грянет буря!». Но это еще не все, в других стихах П. Когана мы увидим другие перлы, дикие для сегодняшнего читателя.

Но мы еще дойдем до Ганга

Но мы еще умрем в боях

Чтоб от Японии до Англии

Сияла родина моя.

Лирическое отступление. 1940-1941)

И задохнувшись интернационалом упасть лицом на высохшие травы. (Нам лечь, где лечь…апрель 1941)
Мы сами, не распутавшись в началах,

Вершили скоротечные суды.

(Мы сами не заметили, как сразу … 1937)

А посмотрим на себя сегодняшних. Разве мы не с упоением поем «Бригантину»
БРИГАНТИНА
(песня)

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.

Люди Флинта песенку поют.

Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.

И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.

Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.

Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
1937
Если, кто забыл, напомню: флибустьеры это пираты, морские разбойники, убивавшие невинных людей ради наживы, а веселый Роджер их символ в виде черепа и двух косточек. И, тем не менее, написано завораживающе.
Стихи Павла Когана до сих пор цитируют и читают. Они прошли проверку временем.. А значит они талантливы. И пусть они провозглашают очень спорные истины, они задевают за сознание. И цель этой статьи не в том, чтобы обвинить поэта, а в том, чтобы понять одну истину, что тоталитарная система подминает под себя все и вся, на то она и тоталитарная.
Но, к счастью жизнь не стоит на месте, и земля талантами не оскудевает. Появился другой талантливый поэт, который воспел "ОВАЛ
Наум Коржавин

Меня, как видно Бог не знал

И вкусом не снабдил утонченным

Я с детства полюбил овал

За то, что он такой законченный

Я рос и слушал сказки мамы

И ничего не рисовал

Когда вставал ко мне углами

Мир не похожий на овал

Но все углы, и все печали

И всех противоречий вал

Я тем больнее ощущал

Что с детства полюбил овал

1944
И мне хочется, чтобы мир повернулся именно к этому поэту, и принял его восприятие мира. А творчество П. Когана воспринимал, как некоторый исторический зиг-заг, о котором нужно знать, и понимать его опасность, но к которому нельзя возвращаться.

Рецензии

Чтоб от Японии до Англии
СИЯЛА Родина моя! (нужно бы исправить)

А вообще, кто же его не любит, этого парня, Павла Когана? "Бригантина", это же гимн шестидесятых! А "мещанин" в 30-х годах - главный враг нового блестящего коммунистического далеко... За борт его, пусть крабов кормит - вот тогда замечательная настанет жизнь на корабле! А вы говорите, овал:-)

На это небольшое размышление меня сподвигла запись в живом журнале одного из моих виртуальных знакомых. В записи той было сказано: “Помню, как параллельный класс писал сочинение, году в 89м. Темы сочинения не было, было два эпиграфа. Из Когана – “Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал”. И из Коржавина – “Я с детства полюбил овал за то, что он такой законченный”. Вам строчки Когана ближе?” Чтобы ответить на этот вопрос – я разыскала оба стихотворения…

В 1936 году 18-летний Павел Коган написал стихотворение “Гроза”. Это как раз тот возраст, когда в жизни всё хочется ощущать, как можно острее, особенно, пожалуй, в эпоху перемен в стране – в предвкушении новых свершений, к которым хочется быть причастным.

Гроза

Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далёко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

А через 8 лет, в 1944, 19-летний Наум Коржавин, взяв эпиграфом к своему стихотворению последние две строчки из стихотворения Когана, написал другие строки. Настроение строк Коржавина совсем другое, чем у строк Павла Когана. Нет той юношеской восторженности, стремительности, и жажды грозы…

* * *
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.

/Павел Коган/

Меня, как видно, Бог не звал
И вкусом не снабдил утонченным.
Я с детства полюбил овал,
За то, что он такой законченный.
Я рос и слушал сказки мамы
И ничего не рисовал,
Когда вставал ко мне углами
Мир, не похожий на овал.
Но все углы, и все печали,
И всех противоречий вал
Я тем больнее ощущаю,
Что с детства полюбил овал.

Из статьи И.И. Когана:

“Несмотря на раннее политическое “прозрение”” Н.Коржавина, стихотворение об овале, которое он написал в 1944 году и в котором полемизирует с Павлом Коганом и его знаменитой формулой (“Я с детства не любил овал – я с детства угол рисовал”), – осталось его программным произведением. Это эстетическая программа поэта, тесно связанная с его социально-политическими воззрениями. (текст стихотворения см. выше)

Стихотворение это, конечно же, о любви к гармонии; оно – об обострённости восприятия всех болей и бед мира, которая лишь подчеркивается любовью к овалу.

Уже в 1990 году Н.Коржавин сказал, что стихи становятся поэзией, если “они прорываются к гармонии через дисгармонию бытия”. Так сомкнулись теоретическая установка и поэтический манифест почти полувековой давности, подчеркнув верность поэта единожды обретенным эстетическим принципам”

От себя замечу – что несмотря на такой манифест – стихи Коржавина далеко не всегда запечатлевали гармонию. Иногда он даже высказывался, призывая к протесту: “А может, пойти и поднять восстание?..”

Что ближе мне? По моим 18-19 летним ощущениям – “Гроза” Когана, конечно. Да и, пожалуй, по совести, при всём нынешнем стремлении к коржавинской гармонии, очень хочется иногда внутренней “грозы” – какой-то встряски для собственной души, после которой порой гармония тоже приобретает новое качество. И для окружающих часто хочется “грозы” – встряхнуть, показать – сколько всего в этом мире есть удивительного, что можно жить как-то иначе – ярче, насыщеннее, глубже, осмысленнее… и гармоничнее…

Вспоминает Сергей Наровчатов :

«Он погиб в страдные дни 1942 года под Новороссийском, возглавляя поиск разведчиков. В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь и вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.

Косым, стремительным углом И ветром, режущим глаза, Переломившейся ветлой На землю падала гроза. И, громом возвестив весну, Она звенела по траве, С размаху вышибая дверь В стремительность и крутизну. И вниз. К обрыву. Под уклон. К воде. К беседке из надежд, Где столько вымокло одежд, Надежд и песен утекло. Далёко, может быть, в края, Где девушка живёт моя. Но, сосен мирные ряды Высокой силой раскачав, Вдруг задохнулась и в кусты Упала выводком галчат. И люди вышли из квартир, Устало высохла трава. И снова тишь. И снова мир. Как равнодушье, как овал. Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал! 20 января 1936 года

Московские поэты моего поколения хорошо помнят сухощавого и угловатого юношу, удивительно жизнелюбивого и страстного в своих жестах и суждениях. Из-под густых, сросшихся бровей пытливо и оценивающе глядели на собеседника глубоко запавшие каре-зеленые глаза. У него была поразительная память. Он знал наизусть не десятки, а сотни стихотворений самых разных поэтов, не считая своих собственных. Читал он их всегда вдохновенно, но особенно взволнованно звучал его голос тогда, когда он читал стихи, близкие ему по духу. Это были стихи, осмысляющие время. Не ошибусь, если скажу, что он жил поэзией. И разумеется, в этом слове он заключал не просто стихотворчество, но всю свою жизнь, свое отношение к судьбам поколения…»

Валентин Антонов, декабрь 2005 года

Как бывает в детстве, когда запоминаешь строки и не запоминаешь автора. И эта фразу "Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал" уже за мной повторяет мой сын 2о лет от роду и думает при этом, что это мой текст. А стихи "Есть в наших днях такая точность.." сами собой легли в память, вошли как воздух входит в легкие, потому что настоящие стихи никогда не трудно запомнить, они как волна - слово набегает на слово, фраза на фразу и все ложиться ровно и навсегда. А вот имени автора я не запомнила. Спасибо Стасу Садальскому.

Оригинал взят у sadalskij в Я верю твердо, что будет все. И родина свободная, и Солнце, и споры до хрипоты, и наши книги…

Это написал Павел Коган. Поэт, почти мальчик, отдавший жизнь за родину в 1942-м.
Смелый, яркий, интеллигентный бунтарь:
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!


В Литинституте он был самым лучшим, об этом вспоминал Давид Самойлов, они учились вместе.
На фронт рвался еще в финскую, но его, конечно, не взяли. А в 1941-м, несмотря на бронь по состоянию здоровья и маленькую дочку, ушел добровольцем, стал военным переводчиком, и погиб в перестрелке под Новороссийском на сопке со смешным названием «Сахарная голова»…

Стихи Когана долгое время оставались неизвестными, пока в 50-е не прозвучала его «Бригантина поднимает паруса...». Песню начали распевать все студенты, сделав ее одним из комсомольских гимнов.

В одном из последних писем другу в июле 1942-го, он скажет:
«Вёрст за 10 отсюда начинается край, где мы с тобой родились. Должно быть, мы умели крепко любить в юности. Я сужу об этом по тому, какой лютой ненависти я научился. Я часто думаю о том, что мы первое поколение за многие тысячелетия, первое поколение евреев, имеющее свою родину. Наверно, я и люблю поэтому эту землю, как любят в первую любовь.
Трудно и муторно думать на фронте о смерти — ведь я могу не дописать это письмо,— квакнет мина, посучу я судорожно ногами, как паучья, оторвется лапа, скажу что-нибудь крайне нелепое, и наступит то крайне абстрактное состояние, которое мы называем смертью. Но иногда во мне бушует честолюбие… Родной, если со мной что-нибудь случится,— напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал».

Грустными кажутся эти фронтовые письма. Теперь, из нашего дня. Особенно с их верой в свободную родину, Солнце и споры до хрипоты...

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
Они нас выдумают снова -
Сажень косая, твердый шаг -
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучаясь, горячась.
Мы были всякими. Но, мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
Но людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
1940-1941

Я с детства угол рисовал..

Павел Коган (1918-1942)
Однажды, еще в 1941 году в группе молодых поэтов зашел разговор о надвигающейся войне. «Я с нее не вернусь, проклятой, - сказал спокойно Павел, - потому что полезу в самое пекло.» Это было в его характере.


Хор бардов - Бригантина 02:29

Павел Коган (1918-1942)
Автор популярнейшей в конце 30-х годов песни «Бригантина» Павел Коган рано начал писать стихи, но так и не увидел их напечатанными.
Первый сборник «Гроза» появился лишь в 1960 году, через 18 лет после гибели поэта
Еще в школьные годы он дважды отправлялся путешествовать – столь сильна в нем была жажда познания нового; окончив школу, поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории), потом перевелся в Литературный институт; «блистал» на поэтических семинарах Ильи Сельвинского, его стихи отличались зрелостью и энергией…
На фронт его не брали по здоровью. Тогда Павел заканчивает курсы военных переводчиков и начинает службу в разведроте
23 сентября 1942 года лейтенант Павел Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит на сопке Сахарная Голова под Новороссийском.
Похоронен в братской могиле, над которой развевается красный флаг. Один – на всех.


Поэтам, не вернувшимся с войны.!!!

Он был первым?

Николай Отрада


Осенью 1939 года Отрада был принят в Литературный институт им. Горького в Москве, но через три месяца ушёл добровольцем на финский фронт. Сражался в 12-м лыжном батальоне.

4 марта 1940 года под Суоярви взвод попал в окружение. «Сдавайтесь!» - потребовали финны. Николай Отрада крикнул им в ответ: «Москвичи не сдаются!» - и бросился на прорыв, увлекая товарищей. Взвод вырвался, но Николай Отрада этого боя не пережил.

"Уже навеки приняла
Земля под сень своих просторов:
Кульчицкий, Коган и Майоров,
Смоленский, Лебский и Лапшин,
Борис Рождественский, Суворов,
В чинах сержантов и старшин
или не выше лейтенантов –
Созвездье молодых талантов,
Им всем по двадцать с небольшим…"
Давид Самойлов

Это было поколение,
успевшее испытать на себе гнет 37-го
и вдохнувшее вольный воздух свободы,
принесенный, как это ни парадоксально,
вместе с ужасом, кровью и болью
военных лет.
Поколение тех, кто ценой своей жизни
спас страну от фашистского рабства
и кто попал под не менее страшный гнет
послевоенных репрессий.
Вот лишь некоторые из их имен…

Богатков, Борис Андреевич (1922 – 1943)
В 1941 г. ушёл добровольцем на фронт, и осенью, получив тяжелую контузию, был демобилизован из армии и снят с воинского учета. Работал в Новосибирске, в «Окнах ТАСС», познакомился с новосибирскими писателями, поэтами, художниками. В 1942 г. снова уходит на фронт, несмотря на запреты медиков, в 22-ю Сибирскую добровольческую дивизию. Его стихи печатаются в дивизионной газете «Боевая красноармейская». Основные темы - любовь, молодость, вера в победу и счастье. Поэт погиб в 1943 г., песней поднимая в атаку свой взвод.
Памятный камень погибшим поэтам в Омске

ЛИВЕРТОВСКИЙ ИОСИФ МОИСЕЕВИЧ (1918- 1943) (1918 – 1943)
В 1940 г. призван в армию. По окончании полковой артиллерийской школы получил звание сержанта. На фронте с 1942 г., командовал артиллерийским расчетом, стрелковым отделением.
В 1943 году был направлен на фронт в звании младший сержант 137-го гвардейской стрелковой дивизии. Десять дней августа 43-го года стали последними днями его жизни. Стихотворение «Гвардейское знамя» в номере газеты «Патриот Родины» от 1 мая 1943 года тоже стало последней прижизненной публикацией. 10 августа 1943 года в ожесточённых боях под Курском, Орловской области, Иосиф Ливертовский был убит.

Николай Тихонович Копыльцов (1917 - 1942)
Он погиб под Ленинградом в 1942 году.

Всеволод Багрицкий (1922-1942)
С первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. В октябре 1941 года он, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, был эвакуирован в Чистополь. В январе 1942 года после настойчивых просьб получил назначение в газету «Отвага» Второй ударной армии Волховского фронта.
Погиб во время массированного налета вражеской авиации при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области.

Кульчицкий, Михаил Валентинович

19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова (Юго-Западный фронт, 6 армия, 350 СД 1178 СП). Перезахоронен в братской могиле села Павленково. Имя поэта выбито золотом на 10-м знамени в Пантеоне Славы Волгограда.

Елена Ширман (1908-1942)
С начала войны редактор ростовской агитгазеты
В июле 1942 года во время поездки по Ростовской области была схвачена гитлеровцами и погибла

Борис Смоленский (1921-1941)
Призван в Советскую Армию в начале 1941 года, с первых дней войны – на фронте.
16 ноября 1941 года пал в бою

Николай Майоров (1919-1942)
На фронте с октября 1941 года
Убит в боях на Смоленщине 8 февраля 1942 года

Георгий Суворов (1919-1944)
Служил в Панфиловской дивизии, был ранен, после госпиталя попал на Ленинградский фронт, участвовал в прорыве блокады, погиб при переправе через Нарву 13 февраля 1944 года

Подстаницкий, Александр Витальевич(1921 - 1942)
В конце 1940 года по воинскому призыву Александр Подстаницкий попал в омскую лётную школу. В начале Отечественной войны был направлен в 42-й авиаполк 36-й авиационной дивизии дальнего действия воздушным стрелком-радистом в звании сержанта. За отличие в боях получил орден Красной Звезды. Награжден посмертно орденом Красного Знамени. 28 июня 1942 года погиб в воздушном бою у станицы Коротыш под Орлом.[

Муса Джалиль
Поэт Муса Джалиль воевал под Ленинградом. Сегодня эту местность называют Долиной Смерти. Попал в плен. Прошел через ужасы тюрьмы Моабит. Казнен по приговору фашистского суда в 1944 году

"Разрыв-травой, травою-повиликой
Мы прорастем по горькой,
по великой,
По нашей кровью политой земле..."

Лирическое отступление

(из романа в стихах)

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
Они нас выдумают снова -
Сажень косая, твердый шаг -
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучаясь, горячась.
Мы были всякими. Но, мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
Но людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.


П.Коган.

Просмотров