Всенощное бдение. Великая вечерня

По обычнем начале глаголем:

З

Псаломщик глаголет кротким и равным гласом с тихостию, и со всяким вниманием и со страхом Божиим во услышание всем: А минь.

Ц арю Небесныи, Утешителю, Душе Истинныи, Иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.

С вятыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, и поклоны три).

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Г осподи,помилуй (трижды ).

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

О тче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твоеда приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущныи даждь Нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.

Г осподи помилуй, 12. Слава, и ныне.

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон ).

П риидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон ).

П риидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон ).

Таже, псалом 103.

Б лагослови душе моя Господа. Господи Боже мой возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепотуся облече. Одеяися светом яко ризою, пропинаяи небо яко кожу. Покрываяи водами превыспреняя Своя, полагаяи облаки на восхождение Свое. Ходяи на крылу ветреню. Творяи ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящь. Основаяи землю на тверди Своей, не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея. На горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего устрашатся. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. Предел положи, его же не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылая источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя. Ждут онагри в жажду свою. На ты птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяя горы от превыспрених Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябая пажити скотом, и траву на службу человеком. Извести хлеб от земли, и вино веселит сердце человеку, умастити лице елеом. И хлеб сердце человеку укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливаньстии их же еси насадил. Ту птицы вогнездятся, еродиево жилище обладает ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил еси луну во времена, солнце позна запад свой. Положи тму и бысть нощь, в ней же пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающе восхитити, и испросити от Бога пищу себе. Восия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси. Исполнися земля твари Твоея. Се море велико и пространно, ту гади, им же несть числа, животна малая с великими. Ту корабли преплавают, змий сей, его же созда ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут. Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращьшу же Тебе лице, возмятутся. Отимеши духи их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши дух Свой и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Призираяи на землю, и творя ю трястися. Прикасаяся горах и воздымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь. Да насладится ему беседа моя, аз же возвеселася о Господе. Скончаются грешницы от земли, и беззаконницы, яко не быти им. Благослови душе моя Господа.

По конце псалма рцы стих : Я ко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси.

Таже, Слава, и ныне. А (три и поклоны три ).

Г осподи помилуй (12), Слава, и ныне. Кафисма рядовая.

Егда же бывает малая вечерня, и по псалме глаголем: Слава, и ныне. А ллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды ). Г осподи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Таже псалом 140.

Г осподи возвах к Тебе, услыши мя. Воньми глас молитвы моея, егда воззову к Тебе. Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею: жертва вечерняя. Положи Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. С человеки творящими беззаконие, и не счетаюся со избранными их. Покажет мя праведник милостию, и обличит мя. Елей же грешнаго, да не намастит главы моея. Яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их. Услышатся глаголи мои, яко возмогоша, яко толща земли проседеся на земли, разсыпашася кости их при аде. Яко к Тебе Господи, Господи очи мои, на Тя уповах, не отъими душу мою. Сохрани мя от сети юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Впадутся во мрежу свою грешницы, един есмь аз дондеже преиду.

Псалом 141. Г ласом моим ко Господу возвах, гласом моим ко Господу помолюся. Пролию пред Ним молитву мою, и печаль мою пред ним возвещу. Внегда исчезает дух мой, и Ты позна стези мои. На пути сем, по нему же хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и небе знаяи мене. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяи душу мою. Возвах к Тебе Господи, рек: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Воньми молитву мою, яко смирихся зело. Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

Псалом 129. И з глубины возвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой. Будете уши Твои, внемлюще глас молитвы моея. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит, яко от Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. От стражи утрения до нощи, от стражи утрения, да уповает Израиль на Господа. Яко от Господа милость, и много от Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.

Псалом 116. Х валите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во веки.

Таже, стихеры настоянного дня по уставу. Посем, сей стих, творение святаго священномученика Анфиногена.

С вете тихии, святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Исуса Христа, Сына Божия, пришедшаго на запад солнцу, видевше свет вечернии, поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена, пет быти гласы преподобными, Сыне Божии, живот даяи всему мiру: его же ради весь мiр славит Тя.

Таже, прокимны дневныя. В субботу вечер прокимен: Г осподь воцарися, в лепотуся облече.

Стих первыи. О блечеся Господь в силу, и препоясася.

Стих вгорыи. И бо утверди вселенную, яже не подвижится.

Стих третии. Д ому Твоему подобает, святыни Господи в долготу днии.

В неделю вечер : С е ныне благословите Господа вси раби Господни.

Стих. С тоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечер: Г осподь услышит мя, егда взову к Нему.

Стих. В негда возвах, услыша мя Боже правды моея.

Во вторник вечер: М илость Твоя Господи, поженет мя, во вся дни живота моего.

Стих. Г осподь пасет мя, и ничто же мя лишит.

В среду вечер: Б оже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

Стих . Б оже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверток вечер: П омощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Стих. В озведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя.

В пяток вечер: Б оже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.

Стих. И зми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя.

Егда же несть тропаря святому, тогда поем Аллилуию, на глас 6. Стихи же глаголем сия:

В понедельник вечер: Г осподи, не яростию Твоею обличи мене, ни гневом Твоим покажеши мене.

Во вторник и в четверток вечер: В озносите Господа Бога нашего, и кланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

В среду вечер: В о всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Аще ли суббота за упокой, поем: А ллилуия, Аллилуия, Аллилуия, на глас 8.

Стих. Б лажени яже избра и прият я Господь.

Стих. П амять их от рода в род.

Стих . Д уша их во благих водворятся.

И еще стих. А ллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

По прокимне, или по ектении, или по аллилуии псаломшик глаголет: С подоби Господи, в вечер сей, без греха сохранитися нам (поклон). Благословен еси Господи Боже отец наших (поклон), и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь (поклон). Буди Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим; благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим; благословен еси Святыи, просвети нас оправданием Твоим. Господи, милость Твои во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение. Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Таже ектения. И на стиховне стихеры, по уставу.

Таже, молитва святаго Симеона Богоприимца: Н ыне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля.

Таже. Трисвятое, и по О тче наш. Исусова молитва. А минь.

Тропарь по уставу. Посем ектения. И отпуст.

Аще ли есть пост, или егда поем Аллилуиа, глаголем тропари сия, глас 4.

Б огородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (поклон земной ).

Слава. К рестителю Христов, тебе молимся: всех нас помяни, да избавимся от беззаконии наших. Тебе бо дана бысть благодать, молитися за мы (поклон земной).

И ныне. М олите за ны святии апостоли, пророцы, и мученицы, и вси святии, да избавимся от бед и скорбей, вас бо теплыя предстатели ко Спасу вси стяжахом (поклон земной).

Таже, 6огородичен. П од Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех. Но от бед избави нас, едина Чистая и Благословеная (без поклона).

Г осподи помилуй (40), кротким и тихим гласом. Г осподи благослови.

Исусова молитва. А минь.

Н ебесныи Царю, державу нашу укрепи, веру утверди, языки укроти, мiр умири, и святыи храм сей добре сохрани, и прежде отшедшия, отцы и братию нашу, в кровех с праведными учини. И нас в православней вере и в покаянии Господи, приими и помилуй, яко Благ и Человеколюбец.

Таже, Г осподи помилуй, трижды. Слава, и ныне.

Ч естнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон земной).

И менем Господним благослови, отче.

З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.

И глаголем молитву святаго Ефрема Сирина, творя поклоны земные.

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, отжени от.мене (поклон великий).

Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему (поклон великий).

Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (поклон великий).

И прочих поклонов (12), глаголюще в се б е: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды с поклоны); Б оже, милостив буди мне грешному (поклон). Б оже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон). С оздавыи мя Господи, помилуй (поклон). Б ез числа согреших Господи, прости мя (поклон). И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю выше писаную: Г осподи и Владыко животу моему (поклон великий един).

И по сем, Трисвятое, и по О тче наш. Г осподи помилуй (12). Слава, и ныне. Г осподи помилуй (дважды) , Г осподи благослови. И отпуст седмичный.

Г осподи помилуй (трижды). И исходные поклоны.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Богослужения мирянским чином

Малая вечерня

Старший:

М олитвами Святых Оте ц наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Братия:
А минь.

Чтец:
П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
П риидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
П риидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Братия тихо поет 103-й псалом - предначинательный (избранные стихи):
Б лагослови, душе моя, Господа! Благословен ecu Господи.
Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси Господи!
Во исповедание и в велелепоту облеклся еси.
Благословен еси Господи! - На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи.
Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи.
Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.

Старший:
Аминь.

Братия:

А ллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже. -трижды-

Чтец:
Г осподи, помилуй. -трижды-

Старший:

“Господи, Воззвах...”

Братия:

Г осподи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя. Господи.

Псалом 140-й:

П оложи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнех моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их.

Накажет мя праведник милостию и обличит мя: елей же грешнаго да не намастит главы моея.

Яко еще и молитва моя во благоволениих их, пожерты быша при камени судии их.

Услышатся глаголи мои, яко возмогоша: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.

Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою.

Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.

Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.

Псалом 141-й:

Г ласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу по-молихся.

Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.

Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези o моя.

На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.

Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене.

Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.

Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых.

Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

На 4

Чтец:
О т стражи утренния до нощи, от стражи утренния.
Братия:
Д а уповает Израиль на Господа.

Братия (глас 6):

Г осподь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру: небеса уготоваша престол Его, облацы восхождение Его. Ангели дивятся, Человека зряще превыше себе. Отец ждет, Егоже в недрах имать соприсносущна: Дух же Святый велит всем ангелом Его: возмите врата князи ваша, вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее.

Чтец:
Я ко у Господя милость, и многое у Него избавление.
Братия:
И Той избавит Израиля от всех беззаконий его.

Братия:

Г осподи, Твоему вознесению удивишася херувими, зряще Тебе Бога на облацех восходяща, на них седящаго: и славим Тя, яко блага милость Твоя, слава Тебе.

На 2

Чтец:
Х валите Господа вси языцы.
Братия:
П охвалите Его вси людие.

Братия:

Н а горах святых зряще Твое вознесение Христе, сияние славы Отчи, воспеваем Твой светообразный лица зрак, кланяемся страстем Твоим, почитаем воскресение, славное вознесение славяще: помилуй нас.

Чтец:
Я ко утвердися милость Его на нас.
Братия:
И истина Господня пребывает во век.

Братия:

Г осподи, смотрения совершив таинство, поим Твоя ученики на гору Елеонскую, возносился еси, и се твердь небесную прошел еси, мене ради обнищавый по мне: и возшед отонудуже не разлучился еси, Всесвятаго Твоего Духа низпосли, просвещающа души наша.

Старший:
С лава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Братия:
А минь.

Братия поет:
Г осподи, апостоли яко видеша Тя, на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняеми, рыдающе глаголаху: Владыко, не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси рабы Твоя, яко благоутробен: но посли якоже обещал еси нам, Пресвятаго Твоего Духа, просвещающа души наша.

Братия поет:

С вете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит!

Чтец громко произносит прокимен, и хор вторит ему:

Братия:
Г осподь воцарися, в лепоту облечеся.

Чтец:

О блечеся Господь в силу и препоясася.

Братия:
Г осподь воцарися, в лепоту облечеся.

Чтец:

И бо утверди вселенную, яже не подвижится.

Братия:
Г осподь воцарися, в лепоту облечеся.

Чтец:

Д ому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Братия:
Г осподь воцарися, в лепоту облечеся.

Чтец:

Г осподь воцарися.

Братия:
В лепоту облечеся.

Братия:

С подоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.

Б уди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.

Г осподи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Стихиры на стиховне.

В озшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови, покажи сыном человеческим дела силы Твоея, Господи Человеколюбче.

Стих 1: В си языцы восплещите руками.

В озшел еси Христе к Безначальному Отцу Твоему, неописанных Его недр не разлучивыйся, и прилог силы хваления трисвятаго не прияша, но Единаго Сына и по вочеловечении познаша Тя Господи, Единородна Отцу: во множестве щедрот Твоих помилуй нас.

Стих 2: В зыде Бог в воскликновении.

А нгели Твои Господи, апостолом глаголаху: мужие галилейстии, что стоите, зряще на небо? Сей есть Христос Бог, вознесыйся от вас на небо, Той приидет паки, имже образом видесте Его идуща на небо: послужите Ему в преподобии и правде.

Старший:
С лава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Братия:

Родился еси яко Сам восхотел еси, явился еси яко Сам изволил еси: пострадал еси плотию Боже наш, из мертвых воскресл еси поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество.

Братия:
Н ыне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Чтец:
- поклон -
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. - поклон -
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. - поклон -

С лава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети, исцели немощи наша Имени Твоего ради.

Г осподи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
А минь.

О тче наш! Иже еси на Небесех. Да святится Имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго.

Братия:

А минь.

Тропарь отпустительный:

В ознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Старший:
С лава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Братия:

А минь.

Братия:
Г осподи, помилуй. (12 раз) – читается вместо ектеньи -поклон-

Братия:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Благослови.

Старший творит отпуст:

Нижеизложенное вседневное богослужение – вечерня и утреня, совершаются в седмичные дни, то есть с понедельника по субботу в так называемые период пения Октоиха. В этот период не входит время от начала Великого поста до Недели Всех Святых, а также пред- и попразднства Двунадесятых праздников, когда вечерня и утреня в большей или меньшей степени отличаются от вседневных. В период пения Октоиха вседневное богослужение не совершается, если святой в Минее имеет какой-либо праздничный знак и служба идет праздничным порядком.

Вседневная (будничная) вечерня

С вечерни начинается суточный богослужебный круг . Богослужение – вечерня (и, по современной практике, утреня с 1-ым часом) в честь какого-либо праздника или святого совершается накануне праздника вечером . Характер и содержание песнопений и молитв вечерни прекрасно переданы митрополитом Вениамином (Федченковым): «Там почти нет хвалебного элемента. …Объясняется это просто. Человек к вечеру устал: и телесно – от работы, и душевно – от забот, скорбей и духовной борьбы. Поэтому ему трудно славословить, легче каяться, сокрушаться, хочется мира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется «Свете Тихий…» …Поэтому так уместна здесь примиренная, предсмертная песнь Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». …Характер вечерни… мирно-покаянный . …Кстати, какие утешительные, успокаивающие, обнадеживающие все прокимны на вечерне…».

Существует несколько видов вечерни :

    Малая вечерня . Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение - Св. Гора Афон).

    Вседневная или будничная вечерня . Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

    Великая вечерня . Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядок совершения вседневной вечерни изложен в 9-й главе Типикона ,где перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также его можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-й псалом – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Господи, воззвах…» – Ч, неизменяемое

стихиры «на Господи, воззвах» – О и М, изменяемое

«Свете Тихий…» – Ч, неизменяемое

Прокимен – Ч, Сл, неизменяемое

«Сподоби, Господи…» – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

«Ныне отпущаеши…» – Ч, неизменяемое

Тропарь – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

Свящ.: "Благословен Бог наш..."

Начало обычное, если не читался 9-й час

"Приидите, поклонимся..." (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

"Господи, воззвах..." [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры Октоиха

3 стихиры святому Минеи

* (если в Минее служба двум святым, то: 3 стихиры 1-му св., 3 стихиры 2-му св.)

Слава: святому Минеи (если есть)

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Свете Тихий…"

Прокимен дня

"Сподоби, Господи…"

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то, после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи,

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Ныне отпущаеши…"

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

Слава, и ныне: Богороднчен (по гласу тропаря св. из 4-го приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то тропари поются в следующем порядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-у св.,

И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость"

Х.: "Благослови"

С.: "Сый благословен..."

Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

__________________________________________________________________

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

Вконтакте

Традиционное время совершения - около девятого часа дня, считая от восхода солнца, то есть вечером (отсюда русское название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

История возникновения и развития

Ветхозаветные корни

Законом Моисея предписывалось принесение двух общественных жертвоприношений: вечером и утром. Согласно Исх. 29:38-43 в жертву приносились один однолетний агнец без порока, хлеб, елей и вино. К этим жертвам присоединялось принесение фимиама (Исх. 30:7-8). Вечером ветхозаветные священники зажигали светильник в скинии собрания, огонь в котором должен был поддерживаться до утра (Исх. 27:20-21) . Такой порядок жертвоприношений сохранялся в Иерусалимском храме до его разрушения в 70 году.

Вместе с тем, пророки указывали, что молитва Богу не менее ценна, чем жертвоприношение и каждение. В частности, в 140 псалме Давид молит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя » (Пс. 140:2).

Поскольку первые иерусалимские христиане продолжали соблюдать закон Моисея, их вечерние богослужения могли вдохновляться храмовыми жертвами. В дальнейшем, иерусалимские христианские традиции распространялись по другим поместным церквам. В частности, в большинстве богослужебных традиций существовали и/или сохраняются обряд благословения вечернего света (параллель с возжжением светильника в скинии) и пение 140 псалма.

Агапа

Помимо ветхозаветных корней вечерня имеет и новозаветную первооснову - агапу. В первые века христианства евхаристия соединялась с агапой, но, начиная со II века на Западе, а с III века на Востоке происходит отделение Вечери Господней от обычной трапезы. Отделённая от евхаристии агапа постепенно приобретала собственный чин. Впервые особый чин агапы упоминается Тертуллианом:

У нас существует род кассы… собранное… употребляется для пропитания и погребения бедных, для воспитания сирот, для старцев… Что бы ни стоили вечери наши, выгода в том, что мы издерживаемся во имя благочестия на неимущих, ибо мы приносим им пользу угощением… Мы садимся за стол не иначе как помолившись Богу; вкушаем столько, сколько нужно для утоления голода; пьем как приличествует людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость… беседуем, зная, что Бог все слышит. По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлеченные из Священного Писания или кем-нибудь сочиненные. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою.

Тертуллиан. «Апологетика», гл. 39

Из этого отрывка видно, что на благотворительной трапезе пелись гимны, совершались молитвы, а также зажигались светильники, что уже напрямую роднит агапу с вечерней.

В Александрийской Церкви разрыв евхаристии с агапой произошёл в III веке. Климент Александрийский (умер в 215 году) не различает их, а уже его ученик Ориген упоминает агапы только в качестве поминальных и благотворительных обедов:

Мы совершаем память святых и родителей наших… Когда совершается память их, мы призываем благочестивых вместе со священниками и угощаем верующих, При этом мы питаем бедных и неимущих, вдов и сирот - так, чтобы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души, память которой совершается.

Ориген. «Толкование на книгу Иова»

Окончательно агапа деградировала в результате государственного признания христианства, после чего в Церковь хлынул поток бывших язычников. В этих условиях агапы вырождались в обычные попойки, лишённые всякого благочестия. Иоанн Златоуст ещё позволял собираться для поминальной трапезы на могиле мученика, а Амвросий Медиоланский запретил агапы в Милане, о чём свидетельствует в «Исповеди» (6:2) блаженный Августин. В Карфагенской церкви агапы были отменены собором 419 года, а на латинском Западе они продержались ещё несколько веков (их запрещали последовательно Литтихский собор 743 года, Аахенский собор 846 года).

Исчезнув из богослужебной практики, агапа оставила ряд следов в богослужении:

  • благословение хлебов, вина и елея на великой вечерне,
  • благословение артоса на пасхальной утрене и его последующая раздача верным,
  • благословение пасхальной трапезы (куличей, пасх, яиц),
  • соблюдаемый в монастырях чин панагии,

а также неистребимые самочинные поминки, имеющие вполне церковную первооснову (чин над кутиею в память усопших).

Вынесение агапы за пределы богослужения привело к возникновению собственно вечерни.

Возникновение вечерни

Первый чин собственно вечерни находится в «Канонах Ипполита» (середина III века). Структура первоначальной вечерни схематически выглядит так:

  • вход епископа и диакона; диакон вносит в собрание светильник;
  • епископ благословляет верных «Господь с вами » и призывает «Возблагодарим Господа » (схоже с евхаристическим каноном), после ответного народного возгласа «Достойно и праведно » читает особую вечернюю молитву;
  • благословение хлебов, народное пение псалмов и гимнов;
  • благословение народа и отпуст.

«Апостольские предания» (III век) подробно описывают суточный круг христианских богослужений. Большинство из них ещё являлись личными молениями, но вечерняя служба девятого часа «большим молением и большим благословением», что выделяет её над предшествующими часами. «Каноны Ипполита» и «Апостольские предания» дают почти тождественный текст вечерней молитвы епископа:

Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа…

Таким образом, уже в III веке была сформулирована одна из основных идей вечерни: зажжённый посреди ночной тьмы светильник предображает Христа, ставшего для Своих верных Солнцем правды и Светом истинным. В IV веке, когда христианство было окончательно признано в Римской империи, вечерня стремительно превращается в одно из основных общественных богослужений. Описания или указания на вечерню встречаются у Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Нисского. Подробное описание вечерни в Иерусалимской церкви конца IV века приводится в «Паломничество Эгерии», а в Антиохийской - в «Апостольских постановлениях». В частности, Эгерия сообщает, что светильник вносился в храм Воскресения из Гроба Господня, что указывает на формирование будущей церемонии Благодатного огня.

В итоге, вечерня, реконструируемая по источникам IV века, выглядела так:

  • светильничный псалом (140, по мере развития чина оттеснён в середину вечерни, а предварительным стал 103);
  • другие псалмы и антифоны;
  • вход епископа и диакона (нынешний вечерний вход на «Свете тихий»);
  • паремии;
  • великая ектения;
  • вечерняя молитва епископа и молитва главопреклонения;
  • благословение и отпуст.

В IV веке уже существовал гимн «Свете тихий», сопровождающий вечерний вход со светильником. Василий Великий (умер в 379 году) упоминает эту песню:

Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно и благодарили… народ возглашает древнюю песнь… А если кому известна и песнь Афиногена… то он знает, какое мнение о Духе имели мученики.

Василий Великий. «О Святом Духе к Амфилохию», гл. 29

На основании этих слов в греческих Церквах принято приписывать авторство «Свете тихий» священномученику Афиногену Севастийскому, и так она подписана в греческих богослужебных книгах. Между тем, есть основания полагать, что этот гимн ещё более древнего происхождения и восходит к Григорию Неокесарийскому (середина III века). В любом случае, «Свете тихий» является самой древним из не-библейских песнопений вечерни.

Дальнейшее развитие

В V веке в результате христологических споров общение с Православной церковью разорвали древневосточные церкви, развитие их литургики шло в дальнейшем независимо от православной традиции византийского обряда. Своим путём пошло также развитие латинских обрядов на Западе. В дальнейшем описывается развитие только вечерни византийского обряда.

Решающее воздействие на формирование вечерни в современном виде оказала традиция Иерусалимской церкви и палестинского монашества. Иерусалимская вечерня V-VII веков, известная благодаря армянскому и грузинскому переводам Лекционария и Часослова, уже очень похожа на современную: читаются степенны - псалмы 18 кафизмы (119-133, они сохранились на своём месте на литургии преждеосвященных даров), поются или читаются «Сподоби, Господи» и песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое и «Отче наш» (между ними помещалась молитва, из которая родилась современная «Пресвятая Троице»), а также 120 псалом с гимнографическими припевами (из которых родились современные стихиры на стиховне).

Самая ранняя из греческих рукописей палестинского Часослова (IX век) уже содержит все современные чтения и песнопения вечерни: предначинательный псалом (103), степенны, «Господи, воззвах» (140, 141, 129 и 116 псалмы, но ещё без стихир), «Свете тихий», «Сподоби, Господи», песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое, «Отче наш». Палестинское чинопоследование вечерни было заимствовано студийскими монахами и к концу XII века вытеснило константинопольскую соборную практику, от последней в современной вечерне остались ектении и тайные священнические молитвы. В период IX-XII века в Студийском монастыре окончательно сформировалась современная вечерня, дополненная обширной гимнографией. Именно студийцами в вечерню введены три изменяемых цикла песнопений:

  • стихиры на «Господи, воззвах»,
  • стихиры на стиховне,
  • тропари после «Отче наш».

Великая и вседневная вечерня

Последовательность в приведённой таблице не содержит последования литии.

Великая вечерня Комментарии ко вседневной вечерне
Каждение храма совершается настоятелем молча при открытых Царских вратах. В приходской практике безмолвное каждение совершается только в алтаре, а весь храм и молящихся кадят во время последующего пения предначинательного псалма. Каждения нет
При открытых Царских вратах диакон возвышает свечу (след древнего обычая внесения светильника в богослужебное собрание), возглашая: «Восстаните». Народ (или клирос) отвечает: «Господи, благослови». Опускается.
Возглас «Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Обычный возглас: «Благословен Бог наш…», а затем обычное начало.
Трёхкратный призыв «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», поётся клириками.
Завершается четвёртым «Приидите, поклонимся и припадем Ему».
На вседневной вечерне совершается трёхкратно чтецом.
Пение предначинательного 103 псалма согласно Типикону начинается настоятелем, а затем продолжается попеременно двумя хорами; в приходской практике совершается хором, а настоятель в это время окаждает храм и молящихся. 103 псалом читается, а не поётся.
Священник тайно (про себя) читает семь светильничных молитв перед открытыми Царскими вратами. Изначально в константинопольской соборной практике эти молитвы были разбросаны по всему тексту вечерни, но затем Иерусалимский устав собрал их воедино и приурочил к предначинательному псалму. Название «светильничные» не отражает содержания молитв, но напоминает об обычае возжигания (или внесения) вечернего светильника. На вседневной вечерне они произносятся во время чтения предначинательного псалма перед закрытыми Царскими вратами.
Великая ектения (впервые формулируется в Апостольских постановлениях, IV век.).
Возглашается диаконом или священником (когда диакона нет): «Миром Господу помолимся…» Состоит из 12 прошений.
Стихословие (пение) кафизмы (несколько псалмов). В зависимости от дня недели, праздника и времени года кафизмы меняются, но в приходской практике на воскресных и праздничных вечернях поётся «Блажен муж» - составное пение из стихов 1, 2 и 3 псалмов, а в Великий пост читается 18 кафизма (119-133 псалмы). Вечером в воскресенья и праздники кафизма отменяется по Типикону. В приходской практике на вседневной вечерне кафизма опускается.
Малая ектения Опускается
«Господи, воззвах» - поются и/или читаются псалмы 140, 141, 129 и 116 со стихирами (в зависимости от дня недели, праздника и времени года их может быть 3, 6, 8 или 10, отсюда происходит название служб «на шесть», «на восемь»). В это время диакон совершает полное каждение алтаря и храма. В приходской практике поётся количество стихир (меньшее), достаточное для каждения храма. Стихира на «Слава» называется славник, на «и ныне» - богородичен. Богородичны на воскресной вечерне содержат догматическое определение Халкидонского собора о двух природах во Христе и поэтому называются догматиками. 140 псалом является одним из древнейших песнопений вечерни, занимая в ней место с IV века, и напоминает о христианской молитве, заменившей ветхозаветные жертвы. Помимо догматиков, известны и другие стихиры на «и ныне», например приписываемая Кассии стихира Великой среды, «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» Вербного воскресенья и т. д.
На вседневных вечернях (за исключением совершающихся вечером в Прощёное воскресенье и пять воскресений Великого поста) опускается. Исключения связаны с тем, что в указанные дни поётся великий прокимен.
Пение «Свете тихий» - древнейшего из небиблейских гимнов вечерни.
Пение вечернего прокимна, одного из семи в соответствии с днём недели. Исключения: великие прокимны, поющиеся в вечера двунадесятых Господских праздников (кроме Вербного воскресенья), Антипасху, Прощёное воскресенье и пять воскресений Великого поста.
Чтение паремий. Совершается только в великие (в том числе двунадесятые), храмовые праздники, в дни памяти некоторых святых, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы, в навечерия Рождества Христова и Богоявления
Сугубая ектения (известна с IX-X веков, в своём современном виде установилась к XV веку). Опускается.
Пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи» - перифраз библейских стихов Дан. 3:26, Пс. 32:22, Пс. 118:12, Пс. 137:8, известна на Востоке в VII веке, а первоначальный текст находится в «Апостольских постановлениях» (IV век). Здесь читается.

Просительная ектения (практически в современном виде приводится в «Апостольских постановлениях», примечательно, что она находится там именно в чине вечерни и утрени, а, следовательно, в литургию она была введена позднее).

Возглас священника по ектение: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…».
Хор: «Аминь».
Священник: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Священник начинает тайно читать молитву главопреклонения: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго», заменившую древнее возложение епископом рук на каждого из молящихся. В это время:
Диакон: «Главы наши Господеви приклоним».
Хор: «Тебе, Господи».
Священник: «Буди держава Царствия Твоего…»

Пение «стихир на стиховне»
«Ныне отпущаеши», или Песнь Симеона Богоприимца Лк. 2:29-32. По Уставу читается, но на всенощном бдении обычно поётся.
Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш». Открываются Царские врата.
Пение тропарей. Тропари праздника или святого из Минеи, «Слава, и ныне», богородичен из III приложения Минеи по гласу тропаря.
На воскресном бдении здесь «Богородице Дево, радуйся» 3 раза.
На бдении в другие дни тропарь святому дважды, «Богородице Дево, радуйся» 1 раз.
Тропарь святому из Минеи, «Слава», тропарь второму святому, если есть, «и ныне», богородичен из IV приложения Минеи а) по гласу первого тропаря, или б) по гласу «Славы», если есть второй тропарь.

Трёхкратное «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс. 112:3) и псалом 33 (точнее его первые стихи Пс. 33:2-11, «Благословлю Господа на всякое время…» - поются или читаются, в будние дни Великого поста псалом читается полностью).

Священник: «Благословение Господне на вас…».
Хор: «Аминь».

Сугубая ектения.
Возглас священника по её окончании: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…».

Диакон: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Священник: «Сый благословен…»
Хор: «Аминь», «Утверди, Боже…»

  • Вече́рня
  • греч. Ὁ Ἑσπερινός
  • лат. Vesperae

Время совершения

По своему смыслу вечерня должна совершаться на заходе солнца, то есть перемещаться вместе с увеличением/уменьшением светового дня. В современной практике (как монастырской, так и приходской) вечерня совершается в фиксированное время вечером, независимо от времени заката солнца. Следует отметить, что вечерня является первым богослужением суточного круга, так что литургическая тема каждого дня начинается именно на вечерне, совершаемой накануне. Исключением являются дни Страстной седмицы (богослужебный день начинается с утрени и заканчивается повечерием), Светлое Воскресение (первая пасхальная служба начинается с полунощницы), навечерия Рождества Христова и Богоявления (день начинается утреней и заканчивается вечерней, совмещённой с литургией), Рождество Христово и Богоявление (день начинается с повечерия).

В приходской практике Русской православной церкви вечерня обычно объединена с утреней, последняя тем самым перемещена на вечер предыдущего дня. В современной практике греческих Церквей вечерня совершается вечером, а утреня - утром, перед литургией. Исключения из этой практики предписываются Типиконом:

  • будние дни Великого поста и особые постные дни: Великие понедельник, вторник, среда, четверг и суббота. В этих случаях вечерня соединяется с часами и изобразительными (они предваряют её), а затем переходит в литургию (в среду и пятницу шести недель Великого поста и в перечисленные особые постные дни).
  • Вечерня Великой пятницы приурочена к девятому часу, считая от восхода солнца (часу крестной смерти Спасителя), и оказывается в середине дня (около 14-15 часов)
  • Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии, то есть в середине дня.
  • В случае, если навечерия Рождества Христова и Богоявления совпадают с будними днями, то вечерня соединяется с часами и изобразительными (они предваряют её), а затем переходит в литургию.
  • В случае, если навечерия Рождества Христова и Богоявления совпадают с субботой или воскресеньем, то вечерня совершается не перед литургией, а после неё, то есть в середине дня.

Виды

  • Вседневная вечерня (чин изложен в 9-й главе Типикона) - совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста..
  • Великая вечерня (Типикон, Гл. 7) - вечерня праздничная; совершается накануне праздника (бденного или полиелейного), вечером в Сыропустную неделю и все воскресенья Великого поста, в день Антипасхи вечером, накануне преполовения Пятидесятницы, накануне Отдания Пасхи, на Новолетие (13 сентября) (по современной приходской практике служба Новолетия совершается в гражданский Новый год, то есть 31 декабря). Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, но без кафизмы и паремии, в День Святой Троицы после литургии. Великая вечерня также соединяется с литургией Преждеосвященных Даров и, в некоторых случаях - с литургией Василия Великого (в Навечерие (Сочельник) Рождества Христова и Богоявления (кроме случаев, когда эти дни выпадают на субботу или воскресенье (в этом случае литургия Василия Великого совершается в сам праздник Рождества или Богоявления)), в Великий Четверг и Великую Субботу) или с литургией Иоанна Златоуста (если Благовещение выпадает на один из седмичных дней Великого поста).
  • Малая вечерня - смотри ниже.
  • Литургия Преждеосвященных Даров - вечерня, дополненная многочисленными литургическими элементами, на которой верные причащаются ранее освящёнными Святыми Дарами. Совершается в среду и пятницу первых шести недель Великого поста, в четверг пятой недели Великого поста, Великие понедельник, вторник и среду.

В традиции некоторых Православных Церквей, в том числе Русской, накануне дней, когда согласно Уставу «служится бдение», Великая вечерня соединяется с утреней и Первым часом и входит в состав всенощного бдения.

Особенности некоторых вечерен

  • На всенощных бдениях (на двунадесятые, великие и храмовые праздники, а также в воскресные дни) в состав вечерни включается лития с благословением хлебов, вина и елея (рудимент агапы).
  • Многочисленные особенности имеет великая вечерня Великой пятницы, во время которой совершается вынос плащаницы.
  • Совершенно особой разновидностью вечерни является литургия Преждеосвященных Даров.

Малая вечерня

В настоящее время сохранилась только в монастырской практике и занимает место обычной вечерни в те дни, когда совершается всенощное бдение.

В такие дни обычная «полная» вечерня совершается позднее и соединяется с утреней, а её обычное место во времени занимает малая вечерня.

Она представляет собой сокращение вседневной вечерни: опускаются светильничные молитвы, все ектении (кроме сугубой), кафизма; сокращён прокимен и стихиры на «Господи, воззвах».

Великая вечерня частично изложена в 7 главе Типикона, к-рая имеет след. надпись: "…во дни недельные, идеже всенощные не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время".

Порядок же вечернего входа изложен во 2 главе Типикона. Отпуст вечерни изложен в 7 главе Типикона и в Служебнике.

Начинается великая вечерня таким же порядком, как и вечерня вседневная, т.е. в начале читается 9 час. По прочтении его свящ-к отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: "Благословен Бог наш…".

Чтец: "Аминь. Приидите поклонимся" (трижды) и далее читает 103 пс.

Свящ-к в это время перед святыми вратами читает светильничные молитвы.

После великой ектении "Миром Господу помолимся" поется "Блажен муж" – 1-й антифон, т.е. 1-я "Слава" 1-й кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся 1-я кафизма, на к-рой после каждой "Славы" перед царскими вратами производится малая ектения.

Пение антифона "Блажен муж" по содержанию своему и форме отличается торжественностью. Поэтому он "не полагается" в дни, когда нет полиелея (торжественного пения "Хвалите имя Господне") на утрене. ("Блажен муж" на вечерне как бы символически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с днями Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о содеянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя.

После малой ектении хор поет пс. 140: "Господи, воззвах" и стихиры по Уставу. Во время пения "Господи, воззвах" диакон или свящ-к, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма.

По окончании пения стихир "И ныне" поется стихира, к-рая назыв-ся "Богородичной". На малой вечерне и вечерне вседневной поются обыкновенные Богородичные стихиры (не догматики) и содержат прославление Божией Матери. В пятницу и на бдении в неделю (т.е. под воскресенье) после стихир на "Господи, воззвах" поется Богородичен догматик текущего гласа.

Во время пения "И ныне" диакон отверзает царские врата, и совершается вход.

Сначала свящ-к вместе с диаконом прикладываются к св. престолу.

Затем диакон берет кадило и испрашивает на него благословение у служащего свящ-ка.

Свящ-к, благословляя кадило, с молитвой: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа", идет за диаконом от южной стороны престола через горнее место сев. дверью на солею. Перед ними предносится свеча, к-рая ставится справа от св. врат.


Диакон кадит икону Спасителя и Божией Матери и тихо произносит: "Господу помолимся".

Свящ-к останавливается против царских дверей и читает тайную молитву входа: "Вечер и заутра, и полудне…".

Диакон, покадив иконы и свящ-ка, и повернувшись к нему, берет перстами правой руки орарь и, указывая к востоку, говорит: "Благослови, Владыко, святый вход".

Свящ-к благословляет к востоку и произносит: "Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон: "Аминь" - и кадит снова свящ-ка. Когда окончится пение догматика, диакон становится в царских вратах и, начертав кадилом крест, возглашает: "Премудрость, прости".

На клиросе поют: "Свете Тихий…".

Диакон входит в алтарь и кадит св. престол.

За ним входит в царские врата свящ-к, к-рый целует при этом находящиеся на св. вратах иконы Спасителя и Божией Матери.

Войдя в алтарь, диакон кадит престол и горнее место. Свящ-к же, целуя св. престол, идет на горнее место и становится по правую его сторону, обратившись лицом к западу.

Диакон, став на левой стороне св. престола, произносит: "Вонмем".

Свящ-к: "Мир всем".

Хор: "И Духови Твоему".

Диакон: "Премудрость, вонмем" - и затем произносит прокимен дня со стихами (см. Служебник, Часослов, Следованную Псалтирь), после чего царские врата закрываются.

Каждому дню недели соответствует свой особый прокимен. Во все воскресные дни в течение всего года поется один и тот же великий прокимен: "Господь воцарися, в лепоту облечеся" и далее 3 стиха. В Господские праздники вечером: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они приходятся на понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, поется особый великий прокимен. Если же эти праздники выпадут на субботу, то в субботу вечером поется прокимен: "Господь воцарися…", а великий прокимен праздника поется в самый день праздника в пятницу вечером (Типикон, последование 27 сентября).

На нек-рые праздники и памяти святых полагаются чтения паримий. Каждая паримия предваряется возгласом диакона: "Премудрость", а когда чтец скажет название чтения, напр: "Бытия чтения", диакон возглашает: "Вонмем", затем чтец читает паримии.

После прокимна, а если есть паримии, то после паримий, диакон через сев. дверь выходит из алтаря и произносит сугубую ектению: "Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем". Если нет диакона, то свящ-к эту ектению произносит в алтаре. Во время ектении свящ-к внутри алтаря стоит пред престолом и по окончании ектении произносит возглас: "Яко милостив и человеколюбец Бог еси…".

За возгласом читается молитва: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…". После чтения этой молитвы диакон произносит просит. ектению, начинающуюся словами: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Эта ектения явл-ся как бы продолжением предшествующего моления "Сподоби, Господи…".

Затем читается "Ныне отпущаеши" и Трисвятое по "Отче наш…".

После этого свящ-к произносит возглас: "Яко Твое есть царство…".

Хор отвечает: "Аминь" и поет тропарь праздника с Богородичным воскресным по гласу тропаря.

При пении тропаря открываются св. врата, и диакон выходит на солею и становится напротив образа Спасителя. По окончании пения тропарей он возглашает: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Хор: "Аминь". "Утверди, Боже…".

Свящ-к: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Хор: "Честнейшую…".

Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже…".

Хор: "Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови".

Затем свящ-к делает отпуст, а хор поет многолетие: "Великого Господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патр. Московского и всея Руси…".

После отпуста священнослужители (свящ-к и диакон) входят в алтарь, царские врата закрываются и завеса задергивается.

Если только великая вечерня совершается вместе с утреней, то после пения тропарей диакон возглашает: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Свящ-к: "Сый благословен Христос Бог наш…".

Хор: "Аминь. Утверди, Боже…".

Свящ-к: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей Троице…".

Хор: "Аминь".

После этого сразу же чтением шестопсаломия начинается утреня.

На великой вечерне особенного внимания заслуживают те песнопения, к-рые не встречаются на вседневной вечерне. Поэтому необходимо указать как на историческую, так и на символическую сторону этих песнопений.

Так, напр, употребляемая 1-я кафизма на великой вечерне, т.е. пение "Блажен муж", встречается в памятнике 6 в, именно, в описании Синайской вечерни у свв. Иоанна и Софрония. У Никона Черногорца - (в Тактиконе 11 в) имеется рассказ Софрония и Иоанна Синайской вечерни конца 6 в. "Сказывал нам авва Иоанн и авва Софроний, - говорит автор данного известия,- пред святою неделю (воскресеньем) пошли мы к авве Нилу на гору Синайскую. Старец был вверху, на вершине горы. Так как мы пришли к вечерне, то он начал: "Слава Отцу" и проч., и после того как сказал: "Блажен муж" и "Господи, воззвах" без тропарей… со стороны слушателей задавали вопрос: "Почему авва Нил не сохраняет чина кафолической церкви, когда поет "Господи, воззвах" без тропарей". Из приведенного отрывка можно сделать заключение, что в состав вечерни 6 в. пение "Блажен муж" уже входило.

В этом псалме, т.е. "Блажен муж", по толкованию архиеп. Вениамина, и в 2х последующих прославляется обещанный всему миру Ходатай, Христос, Сын Божий.

Песнопения, посвященные Божией Матери, назыв-ся Богородичными. Богородичные многообразны. Из них особое богослов. значение имеют догматики. Стихира "Богородичен догматик" назыв-ся так, ибо происходит от греч. слова "догма", это значит "учение". В догматике содержится похвала Пресвятой Богородице и догматическое учение о Лице Иисуса Христа (христология), т.е. учение о воплощении Господа и соединении в одном Лице Его 2х природ - Божественной и человеческой.

Во время пения Богородичной стихиры совершается вечерний вход.

Вход со светильником и кадильницей означает приход Христа в мир для просвещения его: "Я есть свет миру" (Ин. 8, 12). Перед входом на вечерне отворяются царские врата, и свящ-к в предшествии свещеносца и диакона выходит боковыми, а не царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в образе раба, как тихий свет вечера, скрыв Божественную славу Свою. Открытие Царских врат и означает именно то, что рай Боговедения и Богообщения, закрытый преступлением и грехом Адама Ветхого, вновь отверзается пришествием на землю Адама Нового, воплотившегося Слова и Богочеловека. При этом входе, говорит Симеон Солунский, "иерей несет или благовоннейшее кадило, к-рое означает святую душу Христа и жизнь Его, или держит Евангелие, как бы Самого Господа, и с ним наклоняется в знак того, что Христос нисшел к нам. Потом он выпрамляется, показывая, что Христос и Сам восшел, и нас воздвиг с Собою. Это выражает он также или, творя крест кадильницею, словами: "Премудрость, прости", или же возвышением Евангелия".

При служении с диаконом впереди несут светильник, знаменующий свет Христов; за светильником следует диакон с кадильницею, изображающий как бы Предтечу, а за ним идет свящ-к "прост" (Типикон, 2 глава), т.е. прям, с опущенными вниз руками, знаменуя величие Христа, пришествие в мир Которого он в это время изображает. Во время входа свящ-к после тайного возглашения диакона "Господу помолимся" тайно читает молитву входа "Вечер и заутра, и полудне хвалим…". Что касается догматического смысла входа на вечерне, то к сказанному в тексте следует прибавить еще следующее: "Иисус Христос пришел в мир через Божию Матерь". Поэтому вполне уместно и необходимо пение Богородична при совершении этого действия. Что же касается истории символики входа, то следует различать вход на литургии и вход на вечерне, хотя возможно, что они восходят к общему корню. Общий первоначальный смысл входа есть 1-е вступление в алтарь. Лишь впоследствии вход отодвинулся от начала службы, но все же и в наше время находится близко к нему. Одно из древнейших, если не самое древнее упоминание входа на вечерне, есть 90 правило Трулльского Собора (7 в).

После пения Богородичной стихиры диакон возглашает: "Премудрость, прости".

"Здесь слово "Премудрость" означает Христа, - объясняет архиеп. Вениамин.

Слово "прости" означает в переводе "прямое" или "прямо" и имеет многоразличный и многообразный смысл. Непосредственно оно означает приглашение стоять благоговейно "прямо". Диакон перед свящ-ком именно изображает св. пророка Иоанна Предтечу".

Св. Герман объясняет это слово так: "Да возносим сердца наша вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем откровение благ".

Тропарем назыв-ся краткое молитвенное обращение к святому или же к памяти прославляемого церковью лица, день к-рого празднуется в связи с воспоминанием свящ. события. После тропаря следует Богородичен.

На воскресном всенощном бдении тропарь и Богородичен заменяются тропарем: "Богородице, Дево, радуйся". Основное содержание тропаря "Богородице, Дево, радуйся…" - евангельское, и состоит оно из соединения приветственных слов Архангела Гавриила и Елизаветы, обращенных к Божией Матери (Лк. 1, 28-42). Слова этого тропаря мы имеем в древнем списке литургии ап. Иакова. Позже, в 11 в, прибавляются слова: "Яко Спаса родила еси душ наших".

Пение тропаря "Богородице, Дево радуйся" на великой вечерне под воскресенье определяется след. правилами:

1) если на воскресенье не выпадает святой с бдением, то по "Ныне отпущаеши…" и "Отче наш…" поется тропарь: "Богородице, Дево, радуйся" (трижды) (Типикон, 2 и 4 главы);

2) если воскресенье совпадет с праздником святого с бдением, то поется "Богородице, Дево, радуйся" (дважды) и тропарь святому (единожды);

3) если служба святому с бдением совпадет со службой в будние дни, то поется тропарь святому (дважды) и "Богородице, Дево, радуйся" (единожды);

4) в Господские и Богородичные праздники в воскресенье пение "Богородице, Дево, радуйся" заменяется пением тропарей праздника;

5) в воскресенье, с которым совпадает предпразднество Преображения, Введения, Благовещения или же отдание Введения и Благовещения, "Богородице, Дево, радуйся" поется как в службу под воскресенье, т.е. если не выпадет память святому, к-рому полагается совершать бдение, а в остальных случаях, как при святом с бдением.

Если празднуется память 2х святых в будние дни, то поется тропарь 1-му святому, на "Слава" - тропарь 2-му святому и на "И ныне" - Богородичен по гласу 2-го тропаря.

Если в будние дни совершается празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря чтимого святого из 3-го приложения (т.е. воскресный Богородичен).

Просмотров