Все о рассказе вечером аркадия. Нравственная проблематика рассказов А. Аверченко

Это очень милый рассказ. Главное здесь – контраст. Разница между серьезным дядюшкой (он же главный герой и, видно, сам автор) и Лизочкой (маленькая племянница).

Она очень искренняя, непосредственная, милая… И внешне, и внутренне. Это улыбчивая блондинка с голубыми ясными глазами.

Думаю, что у нее наверняка розовое платье с рюшками.

Дядя серьезно читает о серьезных вещах. О французской революции. Но вот его племянница старается его всячески отвлечь. То есть сначала говорится, что слышится топот маленьких ног, кто-то скребется, пытается

Сдвинуть стул, подсовывает игрушки…

Понятно, что старается ребенок. И вот появляется она!

Дядя, как всегда, не может устоять перед ее обаянием. Но говорит так серьезно… На все ее “зачем”, отвечает строго.

А девчонке нужно, чтобы он ей рассказал сказку. И сама она не против рассказать! Только вредный дядя ей мешает.

Тоже спрашивает… Но не “зачем”, а разные другие глупые вопросы задает. И они очень серьезные.

Например, шла ли Красная Шапочка через частный лес или через казенный. Девочка пытается что-то ответить, но в итоге психует. Тогда дядя рассказывает ей анекдот.

Он сам себе удивляется!

На самом деле ему просто хочется спокойно читать. Нужно мягко отделаться от Лизы, как от милого, но надоедливого котенка.

Лизочка просто в восторге от анекдота. Кто бы удивился? И ей он так нравится, что она его присваивает.

То есть через минуту рассказывает дяде “сказку” – точно такую, только поменяв яблоки на груши. И она даже не понимает, что это плагиат! Наверное, наши музыканты тоже вот так не понимают…

В общем, очень мило себя ведет девочка. Да и дядя терпелив. Не накричал, не нагрубил.

А то всякое бывает с этими серьезными взрослыми.

p>Сейчас бы давно ее послали… Мультики смотреть! Но интересней с человеком настоящим пообщаться. Наверное, у них денег нет на няню.

И где, вообще, мама Лизы? Бедный дядя должен возиться с ребенком. Даже я не радуюсь, когда на меня оставляют младшего!

Но мультики всегда меня выручали. По крайней мере пока было так.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Миниатюра “Вечером синим, вечером юным…”, написанная в 1925 году, относится к поздней лирике Есенина. В небольшом стихотворении, состоящем всего из шести строк, поэту удалось очень точно передать неизбывную тоску по навсегда ушедшей вдаль молодости. В первом двустишии читатели знакомятся с лирическим героем, чьи лучшие годы остались в прошлом. Когда-то он был красивым и юным, но […]...
  2. О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина, и не важно какого она рода и представительница дворянского или самого обычного рода, или же она […]...
  3. Не могла эта музыка быть ни печальной, ни скорбной, но именно это и оборачивалось таким страданиям для любящего сердца, уже знающего, что ответа не будет: Так не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Это понимание усугублялось всем: и запахом моря – за тысячи миль от него, и вежливым взглядом, каким “на наездниц смотрят стройных…”, и […]...
  4. Стихотворение “Вечером” (“Звенела музыка в саду…”, 1913) своим названием связывает книгу “Вечер” с “Четками”, где оно было напечатано в 1914 г. (журнальная публикация не имела заглавия). Теперь “расстановка сил” другая, более определенная, но оттого не более благополучная. Там героиню любили, а она не была постоянна и уверена в своем чувстве, здесь она любит, но чувство […]...
  5. Жанр произведения – психологический рассказ. Герои – мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка – мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация – дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка – ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании […]...
  6. В рассказе “Цифры” описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нем не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это еще нежные, […]...
  7. Обстоятельства заставили автора эмигрировать за рубеж, и он не понаслышке знает вкус жизни на чужбине. Именно поэтому героями его произведения становятся три случайно встретившихся петербуржца в “ресторане на Приморском бульваре”. В ходе беседы выясняется, что их судьбы пересекались, и они знакомы. Мужчины очень рады неожиданной встрече и прямо в ресторане “все трое обнявшись и, сверкая […]...
  8. В предисловии к сборнику своей прозы “Круги на воде” (1912) Аверченко определил значение этой книги, да и всего своего творчества, весьма остроумно: “Прямо спасение утопающих!”. Писатель имел в виду угрозу захлебнуться в потоке мрачного пессимизма, наполнившего литературу того времени. Но в этом литературном девизе обозначена и важная для писателя художественная задача. Что бы не высмеивал […]...
  9. Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить… Главный герой этого рассказа – “тапер”, то есть он даже не достоин звания “пианист”. Я и так знал, что по-французски “тапэ” означает “ударять”. Я […]...
  10. Предисловие Здесь автор обосновывает мысль, что революция, это не ребенок, которого нужно защищать. Это молния, но мы же не будем защищать молнию, выходя на поле во время грозы! Автору революция представляется мужиком, который в любой момент выскочит из подворотни, подставит нож к горлу и снимет с вас пальто. Именно в такую революцию и надо воткнуть […]...
  11. Это интересный рассказ – рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто – дураков. Автор говорит, что дураки – вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые! Наоборот, дураки отлично маскируются. Да, бывает – общаешься с человеком, общаешься, а после оказывается, что он круглый дурак! Как маскируются дураки? Конечно, под умных. Когда дурак […]...
  12. (1881 – 1925) Русский писатель-юморист, драматург, театральный критик Родился 15 марта (27 н. с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал. В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал […]...
  13. Королевский сад в эту пору дня был открыт, и молодой писатель Ave вошел туда, побродил по дорожкам и присел на скамью, на которой уже сидел пожилой господин с приветливым лицом. Он обернулся к Ave и приветливо спросил, кто он такой. Тот объяснил, что он писатель, что господину понравилось. Сам же он – король этой страны. […]...
  14. Однажды вечером к нам в квартиру позвонили. Я бросился к двери, а за мной кот Маркиз. В дверях стояла тетя Валя, мамина сестра – она приехала к нам в гости из Полтавы. Мама сразу захлопотала на кухне, чтобы угостить гостью. Папа стал расспрашивать тетю Валю о новостях, а я уселся с ногами в кресло, на […]...
  15. Не каждый человек может правильно отнестись к своему будущему. Ведь не каждый может предугадать то, что ему будет нравиться через много лет в будущем. Именно поэтому стоит очень внимательно отнестись к себе и своим навыкам и талантам. В рассказе Бунина “Книга” описывается то, что происходят очень часто с людьми, которые не до конца понимают, что […]...
  16. Семенюта Иван Иванович хороший человек, но по жизни его преследуют неудачи. В школьные годы одноклассники издевались над ним, потому что он был порядочным, тихим и стеснительным мальчиком. Кто-то бросит в учителя бумажку, а ребята все сваливают на Ивана. Семенюта еле-еле доучился до шестого класса, а потом мать на последние сбережения купила ему одежду и отправила […]...
  17. Речь идет об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю. Хозяева больше узнают о своих питомцах, ведь им приходится каждый день ложиться и вставать с ними. У каждого домашнего питомца свои привычки и характер. Например, наша героиня не отходила от комнаты, […]...
  18. Есть ли что-то бескорыстнее детской дружбы? Какова причина зарождения детской дружбы? Эти и многие другие вопросы возникают после прочтения художественного текста русского писателя – А Т Аверченко. Автор поднимает важную проблему, ставя ее в виде вопроса: может ли детская дружба быть бескорыстной? Размышляя над данной проблемой, АТ Аверченко повествует о детской дружбе трех мальчишек. Для […]...
  19. Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая война и поражения русской армии, а затем, уж и вовсе революция с ее неизбежными ужасами, когда все прошлые обиды вдруг припоминаются не на основе права, а просто так, и законы перестают действовать. Наоборот, появляются какие-то […]...
  20. Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ “Спать хочется” был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение, благодаря которому удалось создать нечто невообразимое. В центре рассказа находится тринадцатилетняя девочка Варька, задача которой состоит в круглосуточной уборке по дому, заботой […]...
  21. Писательская звезда Аверченко взошла стремительно. В 1905 г. он еще безвестный служащий в Харькове, а три года спустя – редактор и ведущий автор популярнейшего в России юмористического журнала “Сатирикон”. С 1910 г. один за другим выходят сборники веселых аверченковских рассказов, иные из них, менее чем за десятилетие, успевают выдержать до двадцати изданий. Театр широко отворяет […]...
  22. Зимним вечером За окошком тихо падает снег. Снежинки танцуют в каком-то безумном танце под музыку, которую слышат только они. Хотел бы и я так свободно парить над землей! Я прижался носом к стеклу, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь кроме этих огромных снежинок. Ничего. Темнота. Я стоял у окна и думал о том, что происходит сейчас там, […]...
  23. Однажды вечером в нашу квартиру позвонили. Я бросился к дверям, а за мной кот Маркиз. В дверях стояла тетка Валя, мамина сестра, – она приехала к нам в гости из Полтавы. Мама сразу исхлопоталась на кухне, чтобы угостить гостю. Отец стал расспрашивать тетку Валю о новостях, а я сел с ногами в кресло, на руки […]...
  24. М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ “Ребята и утята” не является исключением. Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти […]...
  25. В рассказе, на самом деле, чувствуется приход весны. Из балконных дверей достали вату, свежий воздух наполняет комнаты, светло-тепло. И в воздухе этом что-то необычное. Даже Лиза (почти взрослая девушка, которой через несколько лет уже шестнадцать) чувствует волнение. Ей бы хотелось влюбиться, она ищет “объект” чувства. Ее подруга Катя уже не просто влюблена, а уже у […]...
  26. В рассказе описываются детские воспоминания о двух собачках, живущих в одном дворе. Собаки совершенно разные, по описаниям – полные противоположности. События разворачиваются здесь же, во дворе. Автор не делает каких-то выводов. Это просто повествование глазами подростка, рассказ о том, что оставило след в душе на всю жизнь. Куприн любил животных, любил писать о них, тонко […]...
  27. Вечер был чудесный. Дул теплый юго-западный ветер. На темном фоне неба сверкали крупные звезды, в воздухе пахло розами. А со дна обрыва, которым оканчивался сад, виднелись странные крас­ноголовые цветы и поднимался какой-то удивительно нежный аро­мат. Это было чудное благоухание, целая симфония запахов, состоявшая из самых разнообразных нот, сливавшихся в стройные аккорды. Иногда ветерок выделял тот […]...
  28. Иван Алексеевич Бунин русский писатель, классик. У него есть множество достойных работ, но хочется остановить свое внимание на рассказе “Кавказ”. Это превосходное произведение вошло в цикл его работ под названием “Темные аллеи”.Само произведение очень маленькое по объему, но писатель смог передать все настроение и чувства главных героев. Этот цикл открывает для нас неземную любовь, которую […]...
  29. В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую. Показывает ей различные ягоды и грибы. Прочитав данный рассказ, возникает ощущение как будто сам побывал в лесу на охоте. Настолько автор детально все описывает, что представить картину […]...
  30. В 1883 году в известном журнале под именованием “Осколки” был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова – “Смерть чиновника”, что произвело должное впечатление на читателей. Произведение было выпущено под псевдонимом А. Чехонте. Удивительно то, что сюжет Чехову подсказал его товарищ Антон Бегичев, благодаря которому писателю удалось написать поразительный рассказ, трогающий до глубины души. У […]...
  31. Каштанка – главная героиня произведения. Собака – помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью. Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков. Хозяева – добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, […]...
  32. Писатель любит описывать жизнь животных, щедро делится с нами своими наблюдениями. Главная позиция в рассказе отдана молодому, шустрому жеребцу с необычной кличкой – Изумруд. Многие особенности в разведении лошадей мы узнаем из сюжета рассказа. Здесь автор рассматривает недостатки общения человека и породистых лошадей. В основном много жестокого к ним обращения, но животные отвечают в основном […]...
  33. Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа “Старуха Изергиль”. Рассказ был написан в 1884 году. Автор очень гордится данным произведением и подчеркивает это. В основе рассказа лежит история цыганки, которая уже много видела в жизни. Горький […]...
  34. А. П. Чехов – психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя – душа человека. Трагизм переживаний не зависит от социального статуса человека. Главный герой рассказа “Тоска” – извозчик Иона. В самом рассказе нет энергичного сюжета. Просто тихий зимний вечер, идет снег. Извозчик Иона ждет своих пассажиров. Душа его опустошена. У него умер […]...
  35. В этом романе Куприн описывает традиции Александровского 3 юнкерского училища. Молодой парень поступил в пехотное училище, и решает стать офицером. Куприн пишет, что перед уходом он заходит к своей девушке, которую так сильно любит. Юленька первая любовь Алеши Александрова решает разойтись с ним. В романе Александр Иванович описывает первые шаги Алеши в творческом плане. Он […]...
  36. К Кулакову должен прийти “нужный” гость, считаться с затратами не приходится. И вот он стоит перед хозяином гастрономического магазина: “Шесть с полтиной? С ума сойти можно! Мы, Михайло Поликарпыч, сделаем тогда вот что… Вы мне дайте коробку зернистой в фунт, а завтра по весу обратно примете… Что съедим – за то заплачу. У нас-то ее […]...
  37. Рассказ под названием “Красавица” написан осенью в 1940 году великим писателем Буниным. Эта новелла относится к философскому типу написания. Произведение очень маленькое, писатель поместил его всего на одной странице. В рассказе описывается история жизни доброго мальчишки семи лет, которого сильно ненавидела мачеха. Она была очень красивой женщиной, но при этом коварной и злой. От беспощадной […]...
  38. О чем мечтал рассказчик? Какие герои рисовались его воображению? Напомним переживания героя: “Проза жизни тяготила меня”. Его воображению рисовалось иное место жительства. Это могли быть Филиппинское острова, южный берег Африки, Мексика, прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези. Но еще важнее были занятия героя. Он никак не мог заниматься торговлей, […]...
  39. Произведение под названием “Счастье” было написано в далеком 1887 году. Писатель посветил свое творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы. Все же сам писатель вопреки всем мнениям был убежден, что “Счастье” – это самый лучший из всех рассказов, новелл и очерков, написанных в то время. Самой […]...

Аркадий Аверченко

Посвящаю Лиде Терентьевой

Подперев руками голову, я углубился в «Историю французской революции» и забыл все на свете.

Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:

– Что тебе, Лидочка?

– Что ты делаешь?

С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.

– Я читаю, дитя мое, о тактике жирондистов.

Она долго смотрит на меня.

– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней конъюнктуры.

– А зачем?

– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.

– Да. Это патологический термин.

– А зачем?

У нее дьявольское терпение. Свое «а зачем» она может задавать тысячу раз.

– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.

Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:

– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.

– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.

– И потом, я хочу сказку.

Около ее голубых глаз и светлых волос «История революции» бледнеет.

– У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше ты мне.

Она карабкается на колени и целует меня в шею.

– Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?

Я делаю изумленное лицо:

– Первый раз слышу.

– Ну, слушай… Жила-была Красная Шапочка…

– Виноват… Не можешь ли ты указать точно ее местожительство? Для уяснения, при развитии фабулы.

– А зачем?

– Где она жила?!

Лида задумывается и указывает единственный город, который она знает.

– В этом… В Симферополе.

– Прекрасно! Я сгораю от любопытства слушать дальше.

– …Взяла она маслецо и лепешечку и пошла через лес к бабушке…

– Состоял ли лес в частном владении или составлял казенную собственность?

Чтобы отвязаться, она сухо бросает:

– Казенная. Шла, шла, вдруг из лесу волк!

– По-латыни – Lupus.

– Я спрашиваю: большой волк?

– Вот такой. И говорит ей…

Она морщит нос и рычит:

– Кррасная Шапочка… Куда ты идешь?

– Лида! Это неправда! Волки не говорят. Ты обманываешь своего старого, жалкого дядьку.

Она страдальчески закусывает губу:

– Я больше не буду рассказывать сказки. Мне стыдно.

– Ну, я тебе расскажу. Жил-был мальчик…

– А где он жил? – ехидно спрашивает она.

– Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понес в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»

Рассказ идиотский, нелепый, подслушанный мною однажды у полупьяной няньки. Но на Лиду он производит потрясающее впечатление.

– Ай! Съел жабу?

– Представь себе. Очевидно, притупление вкусовых сосочков. А теперь ступай. Я буду читать.

Минут через двадцать знакомое дергание за пиджак, легкое царапание ногтем – и шепотом:

– Дядя! Я знаю сказку.

Отказать ей трудно. Глаза сияют, как звездочки, и губки топырятся так смешно…

– Ну, ладно. Излей свою наболевшую душу.

– Сказка! Жила-была девочка. Взяла ее мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»

– Лидка! Да ведь это моя сказка!

Дрожа от восторга, она машет на меня руками и кричит:

– Нет, моя, моя, моя! У тебя другая.

– Лида! Знаешь ты, что это – плагиат? Стыдись!

Чтобы замять разговор, она просит:

– Покажи картинки.

– Ладно. Хочешь, я найду в журнале твоего жениха?

Я беру старый журнал, отыскиваю чудовище, изображающее гоголевского Вия, и язвительно преподношу его девочке:

– Вот твой жених.

В ужасе она смотрит на страшилище, а затем, скрыв горькую обиду, говорит с притворной лаской:

– Хорошо-о… Теперь дай ты мне книгу – я твоего жениха найду.

– Ты хочешь сказать: невесту?

– Ну, невесту.

Опять тишина. Влезши на диван, Лида тяжело дышит и все перелистывает книгу, перелистывает…

– Пойди сюда, дядя, – неуверенно подзывает она. – Вот твоя невеста…

Это очень милый рассказ. Главное здесь – контраст. Разница между серьезным дядюшкой (он же главный герой и, видно, сам автор) и Лизочкой (маленькая племянница). Она очень искренняя, непосредственная, милая… И внешне, и внутренне. Это улыбчивая блондинка с голубыми ясными глазами. Думаю, что у неё наверняка розовое платье с рюшками.

Дядя серьезно читает о серьезных вещах. О французской революции. Но вот его племянница старается его всячески отвлечь. То есть сначала говорится, что слышится топот маленьких ног, кто-то скребется, пытается сдвинуть стул, подсовывает игрушки… Понятно, что старается ребенок. И вот появляется она!

Дядя, как всегда, не может устоять перед её обаянием. Но говорит так серьёзно… На все её «зачем», отвечает строго. А девчонке нужно, чтобы он ей рассказал сказку. И сама она не против рассказать! Только вредный дядя ей мешает. Тоже спрашивает… Но не «зачем», а разные другие глупые вопросы задаёт. И они очень серьезные. Например, шла ли Красная Шапочка через частный лес или через казенный. Девочка пытается что-то ответить, но в итоге психует. Тогда дядя рассказывает ей анекдот. Он сам себе удивляется!

На самом деле ему просто хочется спокойно читать. Нужно мягко отделаться от Лизы, как от милого, но надоедливого котенка.

Лизочка просто в восторге от анекдота. Кто бы удивился? И ей он так нравится, что она его присваивает. То есть через минуту рассказывает дяде «сказку» - точно такую, только поменяв яблоки на груши. И она даже не понимает, что это плагиат! Наверное, наши музыканты тоже вот так не понимают…

В общем, очень мило себя ведёт девочка. Да и дядя терпелив. Не накричал, не нагрубил. А то всякое бывает с этими серьезными взрослыми.

Сейчас бы давно её послали… Мультики смотреть! Но интересней с человеком настоящим пообщаться. Наверное, у них денег нет на няню. И где, вообще, мама Лизы? Бедный дядя должен возиться с ребенком. Даже я не радуюсь, когда на меня оставляют младшего! Хотя мне не надо про революцию читать, а нужно, например, русский учить просто. Но эти дети! Спокойно не усидят никогда… Приходится искать подход. Но мультики всегда меня выручали. По крайней мере пока было так.

Вариант 2

Все происходит в один из вечерних дней. Дядя сидит и читает свои любимые книги про французскую революцию. И вот однажды он видит, что в доме происходят не совсем обычные вещи. Неожиданно появляются среди книг игрушки, а если прислушаться, то можно услышать топот маленьких ножек.

И тогда ему приходит на ум то, что здесь живет маленькая девочка, которая пытается разными способами привлечь к себе внимание. Дядя, конечно же, не в восторге от этого и старается сделать так, чтобы девочка поскорее исчезла, и ее убрали от него подальше. Вот только от девочки так просто не избавиться и поэтому она старается разными способами подобраться к своему дяде и привлечь его внимание на себя. Ей многое непонятно и поэтому спрашивает и задает вопросы она именно этому дяде.

Дядя старается сделать так, чтобы злость не проскользнула сквозь зубы и не вырвалась наружу прямо на девочку и поэтому он старается в понятной и доступной форме объяснить девочке, что он делает, а также он старается объяснить произведение, которым сейчас занимается. Но девочка не понимает, чего он хочет от нее услышать и пытается начать сначала и опять начать его пытать. Кроме этого она готова рассказать ему интересную сказку и историю, которую он сочинил самостоятельно.

Долго дядя сопротивляться не смог и поэтому вскоре согласился и был готов скорее выслушать девочку, а уже после этого она избавит его от своего присутствия. Но как только девочка начинает свой рассказ про Красную шапочку решил последовать ее примеру и начинает задавать немыслимые и очень сложные вопросы, которые девочка не совсем понимает. Конечно, она старается разными способами ответить на вопрос и продолжить свой рассказ, но тут ее ожидает следующий сложный вопрос, который опять на некоторое время поставит ее в тупик. В итоге девочка очень сильно расстраивается, ведь рассказать сказку, а уж тем более ответить на вопросы ей не удается.

А уже немного погодя дядя понимает, что не должен вести себя так по отношению к маленькой девочке, ведь она открыта всегда для него и делает все для того чтобы всем было рядом с ней интересно. И тогда дядя решает немного повернуть ситуацию в другое русло. Он вспоминает про интересный и поучительный рассказ, который очень сильно понравился девочке, и она с интересом его дослушала до конца.

Несколько интересных сочинений

    Все четыре времена года по своему уникальны, у каждого из них имеются свои особенные черты, которые с каждым годом удивляют своими красивыми явлениями.

  • Образ и характеристика Дарьи Пинигиной в повести Прощание с Матерой Распутина

    Очень много произведений написано про любовь к «малой родине», одним из таких является повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Это произведение про любовь, память к предкам, уважение и преданность традициям

  • Сочинение Время лучшая проверка на верность рассуждение

    Зачастую, всем нам не хватает лишь одного дня, одного часа, а быть может - даже одной минуты, чтобы успеть сделать нечто важное и значимое для кого-то, сказать главные слова или сделать главный поступок в своей жизни

  • Анализ рассказа Айтматова Первый учитель

    Повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель» была написана в 1962 году. В этом захватывающем произведении автор возвращает нас в далёкий 1924-й, дни становления советской власти. Время, когда ломались вековые устои

  • Человек слова довольно весомое словосочетание. Несет огромный смысл, значение для общества. Сегодня редкость найти человека, умеющего держать слово.

Аркадий Аверченко

Посвящаю Лиде Терентьевой

Подперев руками голову, я углубился в «Историю французской революции» и забыл все на свете.

Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:

– Что тебе, Лидочка?

– Что ты делаешь?

С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.

– Я читаю, дитя мое, о тактике жирондистов.

Она долго смотрит на меня.

– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней конъюнктуры.

– А зачем?

– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.

– Да. Это патологический термин.

– А зачем?

У нее дьявольское терпение. Свое «а зачем» она может задавать тысячу раз.

– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.

Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:

– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.

– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.

– И потом, я хочу сказку.

Около ее голубых глаз и светлых волос «История революции» бледнеет.

– У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше ты мне.

Она карабкается на колени и целует меня в шею.

– Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?

Я делаю изумленное лицо:

– Первый раз слышу.

– Ну, слушай… Жила-была Красная Шапочка…

– Виноват… Не можешь ли ты указать точно ее местожительство? Для уяснения, при развитии фабулы.

– А зачем?

– Где она жила?!

Лида задумывается и указывает единственный город, который она знает.

– В этом… В Симферополе.

– Прекрасно! Я сгораю от любопытства слушать дальше.

– …Взяла она маслецо и лепешечку и пошла через лес к бабушке…

– Состоял ли лес в частном владении или составлял казенную собственность?

Чтобы отвязаться, она сухо бросает:

– Казенная. Шла, шла, вдруг из лесу волк!

– По-латыни – Lupus.

– Я спрашиваю: большой волк?

– Вот такой. И говорит ей…

Она морщит нос и рычит:

– Кррасная Шапочка… Куда ты идешь?

– Лида! Это неправда! Волки не говорят. Ты обманываешь своего старого, жалкого дядьку.

Она страдальчески закусывает губу:

– Я больше не буду рассказывать сказки. Мне стыдно.

– Ну, я тебе расскажу. Жил-был мальчик…

– А где он жил? – ехидно спрашивает она.

– Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понес в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»

Рассказ идиотский, нелепый, подслушанный мною однажды у полупьяной няньки. Но на Лиду он производит потрясающее впечатление.

– Ай! Съел жабу?

– Представь себе. Очевидно, притупление вкусовых сосочков. А теперь ступай. Я буду читать.

Минут через двадцать знакомое дергание за пиджак, легкое царапание ногтем – и шепотом:

– Дядя! Я знаю сказку.

Отказать ей трудно. Глаза сияют, как звездочки, и губки топырятся так смешно…

– Ну, ладно. Излей свою наболевшую душу.

– Сказка! Жила-была девочка. Взяла ее мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»

– Лидка! Да ведь это моя сказка!

Дрожа от восторга, она машет на меня руками и кричит:

– Нет, моя, моя, моя! У тебя другая.

– Лида! Знаешь ты, что это – плагиат? Стыдись!

Чтобы замять разговор, она просит:

– Покажи картинки.

– Ладно. Хочешь, я найду в журнале твоего жениха?

Я беру старый журнал, отыскиваю чудовище, изображающее гоголевского Вия, и язвительно преподношу его девочке:

– Вот твой жених.

В ужасе она смотрит на страшилище, а затем, скрыв горькую обиду, говорит с притворной лаской:

– Хорошо-о… Теперь дай ты мне книгу – я твоего жениха найду.

– Ты хочешь сказать: невесту?

– Ну, невесту.

Опять тишина. Влезши на диван, Лида тяжело дышит и все перелистывает книгу, перелистывает…

– Пойди сюда, дядя, – неуверенно подзывает она. – Вот твоя невеста…

Палец ее робко ложится на корявый ствол старой, растрепанной ивы.

– Э, нет, милая. Какая же это невеста? Это дерево. Ты поищи женщину пострашнее.

Опять тишина и частый шорох переворачиваемых листов. Потом тихий, тонкий плач.

– Лида, Лидочка… Что с тобой?

Едва выговаривая от обильных слез, она бросается ничком на книгу и горестно кричит:

– Я не могу… найти… для тебя… страшную… невесту.

Пожав плечами, сажусь за революцию; углубляюсь в чтение.

Тишина… Оглядываюсь.

С непросохшими глазами, Лида держит перед собой дверной ключ и смотрит на меня в его отверстие. Ее удивляет, что если ключ держать к глазу близко, то я виден весь, а если отодвинуть, то только кусок меня.

Кряхтя, она сползает с дивана, приближается ко мне и смотрит в ключ на расстоянии вершка от моей спины.

И в глазах ее сияет неподдельное изумление и любопытство перед неразрешимой загадкой природы…

Цель: представить творчество А. Аверченко с точки зрения продолжения традиций русской литературы.

Методические приёмы: беседа с обучающимися, анализ текста прозаического произведения, сообщения обучающихся.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика)

Сегодня мы будем говорить о человеке, которого сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом "короля смеха". Книги "Рассказы (Юмористические)", "Зайчики на стене", "Веселые устрицы", "Круги по воде", "Рассказы для выздоравливающих", сотрудничество с петербургскими театрами и журнал "Сатирикон" вознесли А. Аверченко на литературный Олимп еще в 1912 году.

Аверченко Аркадий Тимофеевич - русский писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье неудачливого мелкого торговца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины. Ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться "дома, с помощью старших сестер". (Дело в том, что в детстве Аркадий ловко уклонялся от учебы, всячески поддерживая семейную версию о его слабом здоровье (плохое зрение). "И я так и остался бы неграмотным,- признавался писатель в "Автобиографии", - если бы старшим сестрам не пришла в голову забавная мысль: заняться моим образованием". Сестер - а их у писателя было шесть - можно было понять. Из трех мальчиков, родившихся в семье, двое умерли в младенчестве. Для сестер Аркадий был единственным братиком - вот они и старались. Позже он окончил два класса городского реального училища, на этом образование закончилось. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.) В 1896 году поступил конторщиком на донецкую шахту, через 3 года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

В Харькове состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко. Первый рассказ "Уменье жить" был опубликован в харьковском журнале "Одуванчик" в 1902 году. Для едва обученного грамоте 22-летнего служащего это было большим событием. 31 октября 1903 года местная газета "Южный край" поместила его "Как мне пришлось застраховать жизнь". Серьёзной заявкой литератора явился рассказ "Праведник", опубликованный в Санкт-Петербурге в "Журнале для всех" в 1904 году. В период революционных событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой сатирических журналов "Штык" и "Меч".

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: "Сорные травы" (1914), "О хороших, в сущности, людях" (1914), "Одесские рассказы"(1915), "О маленьких - для больших" (1916), "Синее с золотом" (1917) и другие. Особое место среди них представляют "детские" рассказы (сборники "О маленьких - для больших", "Шалуны и ротозеи" и другие).

К 1917 году Аверченко перестает писать юмористические произведения. Теперь его основные темы - это обличение современной власти и политических деятелей.

Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим "Новым Сатириконом", разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная "демократическая" свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как "черный юмор". Впоследствии подобная "гротесковость" обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

После закрытия большевиками журнала в 1918 году Аверченко бежал на белогвардейский юг, где публиковал в газетах "Приазовский край", "Юг России" антибольшевистские памфлеты и фельетоны. В Крыму писатель творил практически без отдыха. С утра "заряжался", работая под музыку с пудовыми гирями. Днем, если удавалось, забегал на улицу Ремесленную, где жили его мать и две замужние сестры. Все остальное время он принадлежал редакции и театру, причем не одному, а нескольким. Писал и выступал как чтец, артист и конферансье, откликаясь на насущные проблемы с характерной для него остротой. Вместе с А. Каменским писатель заведовал литературной частью театра-кабаре "Дом Артиста", созданного в Севастополе в сентябре 1919 года. Одной из первых постановок стала новая пьеса А. Аверченко "Лекарство от глупости", в которой автор выступал и в качестве актера. А 2 ноября того же года Аркадий Тимофеевич вместе со знаменитой писательницей Тэффи (Надеждой Александровной Лохвицкой) дал большой концерт в театре Севастопольского городского собрания. Еще один театр Севастополя - "Ренессанс" - отметил начало 1920 года премьерой по пьесе А. Аверченко "Игра со смертью". Он же в середине января 1920 года организовал вечер юмора с участием Аркадия Тимофеевича. А в театре "Наука и жизнь" писатель выступал с моноконцертами либо вместе с популярной актрисой М. Марадудиной.

  • В апреле 1920 года на улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), 8, открылся еще один театр с романтическим названием "Гнездо перелетных птиц". Аверченко успешно гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.
  • В октябре 1920 года писатель отбыл в Стамбул. В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: с эстрадным театром "Гнездо перелетных птиц" он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. Этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского "Черная роза", станет самым известным в эмигрантской среде.
  • В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции", названный Лениным "высокоталантливой книжкой: озлобленного до умопомрачения белогвардейца". Его герои - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни.
  • "Когда я начинаю думать о старой, канувшей в вечность России -- писал Аркадий Тимофеевич Аверченко в 1921 году, -- то меня больше всего умиляет одна вещь: до чего это была богатая, изобильная, роскошная страна, если последних три года повального, всеобщего, равного, тайного и явного грабежа все-таки не могут истощить всех накопленных старой Россией богатств".
  • В 1922 году поселился в Праге, сразу же приобрёл известность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский. Он активно сотрудничал в газете "Prager Presse". Но жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ "Трагедия русского писателя".
  • В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом "ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек". Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер. Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал роман "Шутка Мецената", написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

II. Журнал "Сатирикон" в творчестве Аверченко

Представление о литературной ситуации периода Серебряного века не может быть полным без юмора и сатиры. В начале 20 века "Стрекоза", в которой когда-то печатался Юный Чехов, была преобразована группой сотрудников этого журнала в новый журнал "Сатирикон", который с 1913 года стал именоваться "Новый Сатирикон" (в мае 1913 года в журнале произошел раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал "Новый Сатирикон"). 1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала "Сатирикон", который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешел к Аркадию Тимофеевичу Аверченко. В нём сотрудничали художники Н. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, А. Бенуа, М. Добужинский, писатели Саша Чёрный, Сергей Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко, печатались там и А. Куприн, А. Толстой, А. Грин. Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме № 9. "Сатирикон" был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы.

"Гвоздем" номера были всегда произведения Аркадия Аверченко, который под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин выступал с фельетонами и передовицами, писал о театре, музыкальных вечерах, выставках. Только рассказы он подписывал своей фамилией. Популярности Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этого автора и переплетал его книги в кожу и атлас. "Новый Сатирикон" продолжал успешно существовать до лета 1918 года, когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

III. Рассказы А.Аверченко. Беседа по содержанию

В "Сатириконе" выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим.

Писатель мастерски умел переходить от мягкого юмора к убийственной сатире.Не случайно Аверченко называли то "красным солнышком" - за мягкость, то "барабанщиком литературы" - за точность характеристик.

Теория литературы:

Напомните мне, в чем состоит разница между юмором и сатирой?

Сатира - вид пафоса (основной эмоциональный тон произведения), основанный на комическом; резко отрицательное отношение автора к изображаемому объекту, выражающееся в злой насмешке.

Юмор - вид пафоса, основанный на комическом; он не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежность и необходимость, обладает здоровым оптимизмом (это добродушный смех).

Вопросы для обсуждения для всех обучающихся (записаны на доске):

Какие традиции русской литературы продолжает А. Аверченко?

Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

Работа в группах по карточкам (класс разделила на 4 группы, каждая работает конкретно с текстом одного из предложенных в качестве предыдущего домашнего задания рассказов).

1. Рассказ "Виктор Поликарпович"

Почему рассказ имеет такое название? Кто является главным и заглавным героем? (главный герой - суровый, прямолинейный, честный ревизор; заглавный - высокопоставленный чиновник из Петербурга, разработавший проект морского сбора)

Сюжет какого классического произведения напоминает вам начало этого рассказа? (Н. В. Гоголь "Ревизор" - это реминисценция , то есть обозначение черт в произведении, вызывающих ассоциацию с другим произведением с помощью применения характерных образов, сюжетных перекличек, речевых оборотов).

О чем рассказ? (о процветании взяточничества, бюрократизма русских чиновников; об их безнаказанности и произволе)

Каким показан ревизор? (Он настоящий, постепенно выводит на чистую воду всех чиновников, по распоряжению которых взимался этот сбор (городовой Дымба - высокородие Пальцын - Павел Захарыч - его превосходительство+Виктор Поликарпович), неподкупный и принципиальный, он хочет наказать виновного. Когда же узнает, что это высокопоставленный чиновник из Петербурга Виктор Поликарпович, пыл его сразу же утихает.)

Что вы можете сказать о поведении подозреваемых чиновников в момент допроса ревизором? Какая закономерность проявляется? (Чем выше чиновник по рейтингу, тем своевольнее и нахальнее он себя ведет, это показано и в реакции ангелов чиновников, приглашенных ревизором для беседы. Свою вину они не признают, так как только исполняли чьи-то директивы, а думать самим им не хочется.)

О чем говорит вердикт, вынесенный ревизором по делу о взятке? (Пострадал только городовой Дымба и то за "курение при исполнении служебных обязанностей". Дойти до конца чиновник не смог по причине царящего произвола властей и вседозволенности.)

Найдите общее между рассказом Аверченко и пьесой "Ревизор" Н. В. Гоголя? (город находится в глуши, сюда приезжает с проверкой ревизор по делу о взяточничестве).

2. Рассказ "Поэт"

- Кратко расскажите сюжет. О чем рассказ? (молодой назойливый поэт, считающий себя талантливым, обратился в редакцию журнала с просьбой опубликовать его стихотворение. Редактор журнала вежливо отказал ему, но молодой человек решил любым способом добиться публикации. В итоге редактор потерял контроль, обнаруживая это стихотворение везде, где только может, и пишет пиьмо издателю с просьбой освободить его от исполнения редакторских обязанностей, а на обороте листа находит все тот же текст.)

- Чью творческую манеру напоминает вам этот рассказ Аверченко? Чем? (творческая манера А. П. Чехова - метко, остроумно и лаконично говорить о самом обычном, мелком в жизни обывателя.)

3. Рассказ "Робинзоны"

В чем юмористичность ситуации, в которую попали герои рассказа? (на необитаемом острове оказались люди, совершенно далекие друг от друга по взглядам, убеждениям, жизненным принципам; один - сыщик Акациев - следит за тем, что делает другой - интеллигент Нарымский. Пров Акациев требует неукоснительного соблюдения законов Павлом и фиксирует все случаи отклонения от них, а сам эти же законы не выполняет, хотя образованный Нарымский постоянно напоминает ему об этом. Ситуация доведена до абсурда: бывший сыщик бросается спасать утопающего интеллигента только потому, что он насчитал большое количество штрафов, которые тот должен будет заплатить "по возвращении в Россию".)

В чем проявился цинизм Прова Иванова Акациева? (он, хоть и бывший, но все же полицейский, до автоматизма исполняющий свои обязанности, начисто лишен душевности. Его не интересует человек и его жизнь, ему важно лишь то, сколько и какие правила, инструкции и законы нарушил спасшийся после кораблекрушения Нарымский и сумма, которую он должен заплатить в государственную казну.)

В чем смысл этого рассказа? (это сатира на полицейский произвол и отсутствие законов в государстве, одинаково выполняемых всеми гражданами)

У какого русского писателя на этот раз заимствовал ситуацию Аверченко? (Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил")

4. Рассказ "Русалка"

- На что направлены стрелы сатиры Аверченко в этом рассказе? (высмеивает непрактичность, романтизм, пародирует модернистов с их чрезмерной витиеватостью и изысками)

Кто является героями этого рассказа? (художник Кранц, поэт Пеликанов, "третий в компании" Дерягин и речная русалка из рассказа Кранца)

Какое произведение напоминает по завязке рассказ художника Кранца? Чем? (он начинает рассказывать о том, что во время охоты набрел совершенно случайно на "заброшенный рыбачий домик на берегу реки" и, так как любил одиночество, решил поселиться здесь. А потом увидел необычную красавицу. - Идет перекличка с рассказом А. Куприна "Олеся", где герой тоже во время охоты набрел на таинственную избушку бабки Мануйлихи)

О чем рассказ? (Он романтик, читающий классиков, с утонченной душой человек, неожиданно для себя во время купания "душной, грозовой ночью" выловивший русалку, прельстившую его "печальными глазками" и "коралловыми губками". Сначала его отпугивает дурной запах рыбы. Потом оказывается, что красавица ругается, обладает отвратительными манерами. В конечном итоге он избавляется от своей возлюбленной, столкнув ее обратно в реку)

Что происходит с поэтом Пеликановым, прослушавшим рассказ Кранца? (он уже больше не мечтает о неземной женщине, быстро избавляется от романтизма, спустившись на землю)

IV. Подведение итогов обсуждения

Итак, мы рассмотрели несколько рассказов А. Т. Аверченко, абсолютно разных по содержанию. Разумеется, не следует преувеличивать литературную значимость произведений Аверченко: перед нами - по масштабам русской классики - писатель достаточно скромного дарования, но вполне подлинного, оригинального и неповторимого.

Скажите, что вы можете на основании всего прочитанного и услышанного сегодня сказать об Аверченко-сатирике, обратившись к вопросам, обозначенным нами в начале урока. (Он продолжает традиции русской сатирической литературы, в его произведениях есть реминисценции с творчеством Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Куприна. Аверченко - весь в факте, в сценке, в мелочи, в непритязательном диалоге, в быстрой и естественной импровизации, он реалист. Его произведения также актуальны по сей день, так как объекты сатиры никуда не исчезли, они просто сменили внешнюю оболочку.)

V. Домашнее задание

Прочитать по учебнику (стр. 373-380) биографию М. М. Зощенко, рассказы "Жертва революции", "Аристократка", "Счастье", "Твердая валюта", "Столичная штучка", "Баня", "Монтер", "Качество продукции", "Кочерга", "Какие у меня были профессии" (по выбору 2-3 рассказа)

Список литературы.

  1. Русская литература XX века 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1) / Под редакцией В. П. Журавлева.- М.: Просвещение, 2006
  2. Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. - М.: Русский путь, 1999
  3. Миленко В. Д. Аркадий Аверченко. Серия "Жизнь замечательных людей". - М.: Молодая гвардия, 2010.
  4. Горелов П. Чистокровный юморист; Трубилова Е. В поисках страны Нигде // Аверченко Аркадий. Тэффи. Рассказы. - М., 1990.

Просмотров