Устав русской православной церкви. Глава XI. Приходы Устав русской православной церкви

Устав Русской Православной Церкви

Глава XI. Приходы

1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.
Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.
2. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.
3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
4. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения.
5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.
6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения Епархиального собрания и Епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея.
7. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства.
8. В случае принятия приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.
10. Управление приходом осуществляют епархиальный архиерей, Настоятель, Приходское собрание, Приходской совет, Председатель Приходского совета.
Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом.
Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия.
11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.
12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, Определениями Священного Синода, Указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими Уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица.
14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.
15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.
16. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов братства и сестричества из их состава, они не могут заявлять никаких прав на братское и сестрическое имущество и средства.
17. В случае принятия Общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
1. Настоятель
18. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.
19. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.
20. В обязанности настоятеля, в частности, входит:
а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;
б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями Священноначалия;
в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;
г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;
д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;
е) созыв и председательствование на заседаниях приходского собрания;
ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений приходского собрания и приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;
з) наблюдение за осуществлением решений приходского собрания и работой приходского совета;
и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;
к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о его работе;
л) осуществление официальной церковной переписки;
м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;
н) выдача свидетельств о крещении и браке.
21. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.
2. Причт
22. Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакон и псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее, чем из двух лиц, - священника и псаломщика.
Примечание: должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.
23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.
24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:
а) быть членом Русской Православной Церкви;
б) быть совершеннолетним;
в) иметь необходимые нравственные качества;
г) иметь достаточную богословскую подготовку;
д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;
е) не состоять под церковным или гражданским судом;
ж) принять церковную присягу.
25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.
26. Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля.
27. Причт прихода ответственен за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга.
28. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке.
29. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.
30. В соответствии с 13-м правилом IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.
3. Прихожане
31. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом.
32. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода.
33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.
4. Приходское собрание
34. Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем приходского собрания.
В состав приходского собрания входят священнослужители прихода, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также не привлеченные к ответственности церковным или светским судом.
35. Прием в члены приходского собрания и выход из него осуществляется на основании прошения (заявления) решением приходского собрания. В случае признания члена приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из приходского собрания решением приходского собрания.
При отступлении членов приходского собрания от канонов, настоящего Устава и иных установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода состав приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен полностью или частично.
36. Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год.
Приходские собрания, посвященные избранию и переизбранию членов приходского совета, проводятся с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея.
37. Собрание проводится в соответствии с повесткой дня, представляемой председателем.
38. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.
39. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Постановления приходского собрания принимаются голосованием простым большинством, при равенстве голосов преимущество имеет голос председателя.
40. Приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря, ответственного за составление протокола заседания.
41. Протокол приходского собрания подписывают: председатель, секретарь и пять избранных членов приходского собрания. Протоколы приходского собрания утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу.
42. Решения приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме.
43. В обязанности приходского собрания входит:
а) сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно- нравственному возрастанию;
б) принятие гражданского Устава прихода, изменений и дополнений к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации;
в) принятие и исключение членов приходского собрания;
г) избрание Приходского совета и Ревизионной комиссии;
д) планирование финансово хозяйственной деятельности прихода;
е) обеспечение сохранности церковного имущества и забота о его приумножении;
ж) принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея;
з) одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий;
и) рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов Приходского совета и докладов Ревизионной комиссии;
к) утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и Приходского совета;
л) определение порядка распоряжения имуществом прихода на условиях, определяемых настоящим Уставом, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), Уставом епархии, Уставом прихода, а также действующим законодательством;
м) забота о наличии всего необходимого для канонического отправления богослужения;
н) забота о состоянии церковного пения;
о) возбуждение приходских ходатайств перед епархиальным архиереем и гражданской властью;
п) рассмотрение жалоб на членов Приходского совета, Ревизионной комиссии и представление их Епархиальному управлению.
5. Приходской совет
44. Приходской совет является исполнительным органом Прихода и подотчетен Приходскому собранию.
45. Приходской совет состоит из председателя, помощника настоятеля и казначея.
46. Приходской совет:
а) осуществляет решения Приходского собрания;
б) представляет на рассмотрение и утверждение Приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты;
в) отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;
г) приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарные книги;
д) решает текущие хозяйственные вопросы;
е) обеспечивает приход необходимым имуществом;
ж) предоставляет жилье членам причта прихода в тех случаях, когда они в нем нуждаются;
з) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;
и) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.
47. Члены Приходского совета могут быть выведены из состава Приходского совета решением Приходского собрания или распоряжением епархиального архиерея при наличии должных оснований.
48. Председатель Приходского совета без доверенности осуществляет от имени прихода следующие полномочия:
― издает распоряжения (приказы) о приеме на работу (увольнении) работников прихода; заключает с работниками прихода трудовые и гражданско-правовые договоры, а также договоры о материальной ответственности (данные полномочия председатель приходского совета, не состоящий на должности настоятеля, осуществляет по согласованию с настоятелем);
― распоряжается имуществом и денежными средствами прихода, в том числе заключает от имени прихода соответствующие договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
― представляет приход в суде;
― вправе выдавать доверенности на осуществление от имени прихода предусмотренных настоящим пунктом Устава полномочий, а также осуществлять контакты с государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и организациями в связи с осуществлением данных полномочий.
49. Настоятель является председателем Приходского совета.
Епархиальный архиерей вправе своим единоличным решением:
а) освободить по собственному усмотрению настоятеля от должности председателя Приходского совета;
б) назначить на должность председателя Приходского совета (сроком на три года с правом назначения на новый срок без ограничения числа таких назначений) помощника настоятеля (церковного старосту) либо другое лицо, в том числе клирика прихода, с введением его в состав Приходского собрания и Приходского совета.
Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена Приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода.
50. Все официально исходящие от Прихода документы подписывают Настоятель и (или) председатель Приходского совета в пределах их компетенции.
51. Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель Приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.
52. В случае переизбрания Приходским собранием или изменения епархиальным архиереем состава Приходского совета, а также в случае переизбрания, отстранения епархиальным архиереем или смерти председателя Приходского совета, Приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании этого акта.
53. Обязанности помощника председателя Приходского совета определяются Приходским собранием.
54. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя Приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.
6. Ревизионная комиссия
55. Приходское собрание из числа своих членов избирает Ревизионную комиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов, сроком на три года. Ревизионная комиссия подотчетна Приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, его использование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок и соответствующие предложения Ревизионная комиссия представляет на рассмотрение Приходского собрания.
В случае выявления злоупотреблений Ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею.
56. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности прихода и приходских учреждений принадлежит также епархиальному архиерею.
57. Члены Приходского совета и Ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве.
58. В обязанности Ревизионной комиссии входит:
а) регулярная ревизия, включающая проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходом расходных книг;
б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества;
в) ежегодная инвентаризация имущества прихода;
г) контроль за снятием кружек и пожертвованиями.
59. Ревизионная комиссия составляет акты о проведенных проверках и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание Приходского собрания. При наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении и оформлении финансовых операций Приходское собрание принимает соответствующее решение. Оно имеет право предъявить иск в суде, предварительно получив на то согласие епархиального архиерея.

План наложения уз молчания и «послушания» на монахов России

Господь бо заповедует не умолчать, когда вера в опасности…
прп. Феодор Студит

Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в июле, согласно сообщениям российской прессы, решала проблемы, связанные с монашествующими Русской Церкви.

Перед Комиссией была поставлена задача, оказать противодействие процессу секуляризации и обмирщения, который наблюдается в некоторых монастырях по причине строительства роскошных квартир-номеров и т.д.

В то же время Комиссией предпринимается попытка наложить полное ограничение на свободу монахов. Стоит отметить, что одной из целей Комиссии, которая включает в себя множество епископов, ввести унизительные меры и наложить на монахов полное послушание местным епископам и патриарху. В связи с этим одна из публикаций сообщает о том, что «монахи не имеют права комментировать мнения Патриарха, правящего митрополита, или своего игумена», и в противном случае на них должны быть применены канонические меры во всей их тяжести.....

Ясно, что в России хорошо организован план, чтобы заставить замолчать активных монахов, которые, безусловно, будут сопротивляться филопапистским устремлениям, которые приходится наблюдать в последнее время в действиях священноначалия Русской Церкви. Новый патриарх Кирилл и митрополит Волоколамский Иларион, как оказалось, удалились от прежней антипапской линии Русской Церкви, которой она следовала до недавнего времени, и отверзают двери широкомасштабному экуменизму и филопапизму. К тому же, кто может забыть о визите митрополита Илариона в Ватикан еще в недавнее время, в мае месяце, и о его там многочисленных встречах со всеми основными представителями папства и самим папой?

Можем ли мы не молчать и критиковать мнение иерархии?


Мы не станем давать оценку внешнеполитической деятельности митрополита Илариона, поскольку его положение как председателя Синодального Отдела по Внешнецерковным связям неизбежно предполагает какие-то встречи с представителями инославного мира, и даже Римским папой. Мы лишь остановимся на одном на наш взгляд наиважнейшем вопросе, который был затронут в статье, информирующей о заседании Комиссии Межсоборного присутствия по делам монастырей. Это вопрос о якобы недопустимости комментировать и критиковать монахам мнения церковного священноначалия: правящего митрополита, патриарха и даже игумена.
Скажем сразу, что такая позиция в корне противоречит пониманию Церкви как Богочеловечекого организма, ее соборному устройству, в котором каждый ее член, и клирик, и мирянин, и монах, обладают свободой во Христе, а, значит, имеют полное право выражать свое мнение. Церковь это не только клирики (клирократия), и не только народ (лаократия). Церковь это и клирики и миряне. «Поэтому, - как подчеркивает современный греческий известный богослов и пастырь, профессор Фессалоникийского университета протопресвитер Феодор Зисис, - все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь - это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с духовенством, а также миряне, как единое тело с главой - Христом, несут ответственность за нее, каждый в своей мере».

По мысли свт. Иоанна Златоуста «пред архипастырем Христом вы всея являетесь овцами». Но народ нуждается в проявлении послушания пастырям Церкви, поскольку они бдят об их душах и дадут о них отчет пред Богом.

Но послушание клирику, пастырям и архипастырям Церкви оказывается только в том случае, если они действительно следуют Евангелию и Священному Преданию Православной Церкви. В нынешнее время, когда мы испытываем огромное влияние коммунистического мировоззрения, а теперь и копирующей его глобализации, в нашем сознании глубоко отпечаталось понимание послушания как рабского безоговорочного послушания по принципу - «партия приказала - сделано». Период коммунистического засилья изжил в человеке стремление в гражданских делах отстаивать свои права и свободы.

Эта же идеология породила и ненормальное отношение к власти как к чему-то безусловному. К сожалению, все эти искаженные представления и понимания власти перешли и в среду священноначалия Русской Православной Церкви. Именно по этой причине, активно насаждается совершенно ложное мнение о Церкви не как о совокупности всех православных христиан, а как исключительно о священноначалии. А в наше время активной секуляризации и обмирщения в церковной среде по причине безразличия к догматам Православной веры, расшатывания и даже утраты догматического сознания у народа и у иерархии, настойчиво пропагандируется идея о епископе как носителе абсолютной власти и истины. Поэтому вместо духовного понимания послушания епископу как отцу и пастырю Церкви, вносится чуждый церковному духу элемент жесткого административного подчинения епископу как некому директору и заведующему производством, коммерческой структурой.

Но если бы в Церкви, в ее историческом прошлом, одержало бы верх такое искаженное понимание отношения к епископу, представление о послушании, «тогда бы в ней и ныне царила ересь, ибо святые должны были бы пребывать в послушании еретичествующим патриархам и иерархам; тогда бы в ней навеки утвердились николаизм вкупе с гомосексуализмом...», - подчеркивает протопресвитер Феодор Зисис.

Но что же такое послушание Церкви? «Послушание Церкви - это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании».

Основанием для послушания пастырям Церкви является их личный пример благочестия и твердого стояние в истине Православной веры. Только в этом случае служение пастырей носит спасительный характере для наших душ, согласно словам апостола Павла: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны. Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет. (Евр. 13, 17)

«Мыслимо ли слушаться священнослужителей, не проповедующих истину Евангелия и примером своей жизни ведущих паству в пропасть погибели или оправдывающих ересь ересей - экуменизм?» - спрашивает о. Феодор Зисис. И далее отвечает: «святое непослушание совершенно необходимо тогда, когда ересь и моральное разложение принимают колоссальные размеры, когда Церковь в лице священнослужителей впадает в заблуждение, как это происходит в наши дни в отношении архиереси экуменизма... Ересь оскверняет и поражает все тело Церкви».

Для нас также немаловажно признание самих патриархов Восточной Православной Церкви, которые в своем окружном послании, осознавая многочисленные исторические уроки, со смирением и ответственностью относясь к своему высочайшему служению в Церкви Христовой, сочли необходимым признаться: «Далее: у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранителем благочестия у нас самое есть тело Церкви, т.е. сам народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его...».

Что же касается отношения монашествующих к архиереям, патриарху, то священные каноны заповедуют чтить архипастырей как своих духовных отцов. Но также история Церкви свидетельствует о том, что именно во времена церковных смут, которые возникали по причине принятия ересей иерархами, и преступления ими священных канонов в угоду императорам, именно монашество первым вставало на защиту веры и благочестия. И это потому, что по мысли прп. Феодора Студита монашество является «нервами Церкви».
Да в дни церковного мира монашество молчит, поскольку его «главным занятием является молитва и трезвение. Монахи не учат вере, но ее исповедуют, о ней свидетельствуют своей жизнью и тем самым научают и мирян исповедовать Православную веру. Но в те времена, когда вставала угроза для веры, когда нависала опасность уклонения от Православной веры, то монахи обязаны были вести борьбу за веру с рассуждением, смирением и в духе церковного сознания и церковного этноса, дабы неизменно пребыть в вере “однажды переданной святым" (Иуда. 3) иначе говоря “время молчать и время говорить”. (Еккл. 3, 7)». По этой причине, заключает видный греческий пастырь и авторитетный игумен святогорской обители прп. Григория архимандрит Георгий, «несомненной обязанностью монахов является борьба с нововведениями в вере».

Относительно же абсолютного послушания монахов игумену, и запрета на всякую критику, то есть беззрассудного послушания еще прп. Симеон Новый Богослов говорил: «А во всем том, что не противоречит заповеди Божией, апостольским постановлениям и правилам, надлежит вам всячески повиноваться ему и слушаться его, как Господа. Но во всем, что грозит опасностью для Евангелия и законам Церкви, не следует слушаться ни его наставлений и повелений, ни даже ангела, если бы он внезапно сошел с неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова».

То есть Комиссия по делам монастырей, ставя в качестве повестки и задачи решение вопроса о запрете на комментарий и критику неправильных и несоответствующим учению Церкви и святоотеческому преданию мнений священноначалия монашествующих, тем самым лишает монашество подлинной свободы во Христе, идет в разрез с преданием Церкви и ее соборным устройством.
Что же касается действительно опасных тенденций в линии выстраивания очень тесных связей нашей иерархи с Римским престолом, то мы еще раз подчеркнем, что Римо-Католическая церковь, независимо от мировоззрения современой иерархии, Православной Церковью всегда воспринималась как не-церковь, а ересь.

По этому поводу протопресвитер Феодор Зисис пишет: «Итак, католицизм есть ересь - вот единодушная оценка святых отцов и учителей Церкви со времен свт. Фотия. Посему, продолжению и неизменности сей единогласной святоотеческой позиции - так называемому согласию отцов (consensus Patrum) - наносят большой урон и приносят немалый вред те нынешние иерархи (причем самые выдающиеся), которые утверждают, что католичество вовсе не ересь, а сама католическая церковь не просто церковь, но еще и «сестра»... Этим они уничтожают Единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь, ибо ставится под сомнение тот неоспоримый факт, что только она одна (т.е. Православная) является Церковью Христовой, в которой возможно спасение верующих, а также упраздняются пределы вечные, которые положили отцы наши».

Архимандрит Савва: «Реально соборность живет тем, что миряне являются активными служителями церкви»
Фото: Алексей Майшев

«Ну и где же теперь ваша хваленая соборность?» - с таким злорадным вопросом один католик обратился к журналистам, присутствовавшим на Архиерейском соборе Русской православной церкви 2013 года. Речь шла о принятых собором изменениях в уставе РПЦ. Сообщившая об этом «Независимая газета», а также некоторые другие СМИ вслед за католиком оценили новую редакцию устава как «триумф церковной номенклатуры» и конец соборности.

Изменения касаются полномочий Поместного собора - второго высшего органа церковного управления наряду с Архиерейским собором: власти у него стало меньше. Поскольку в Поместном соборе кроме архиереев участвуют клирики, монахи и миряне, получается, что ущемлены права церковного народа - в пользу собора архиереев. Но не только.

Некоторые наблюдатели усматривают опасную связь между смещением центра власти к Архиерейскому собору и идущей сейчас полным ходом епархиальной реформой: растет число новых епархий и епископов, лично преданных рукоположившему их патриарху*; таким образом, внутри Архиерейского собора создаются условия для роста влияния одного человека. На церковном языке это называется угрозой папизма, то есть отказа от вековых устоев управления церковью, завещанных Святыми апостолами. Для светского же сознания это выглядит лишним подтверждением антидемократичности церковной организации, а также, возможно, существования неких тайных замыслов у руководства РПЦ относительно участия во власти политической.

*Со времени Поместного собора 2009 года в РПЦ образовано 88 новых епархий, или 36% от их общего числа (247); здесь и далее - примечания «Эксперта».

За ответами на все эти волнующие вопросы мы обратились к архимандриту Савве (Тутунову) - замуправделами Московской патриархии и секретарю комиссии Межсоборного присутствия, которая разрабатывала новую версию полномочий Поместного и Архиерейского соборов.

- Какие полномочия были отобраны у Поместного собора?

Я бы сказал, не «отобраны», а «уточнены». Дело в том, что вопрос о полномочиях Поместного собора встал еще на соборе 2009 года, который избирал патриарха. Нас было несколько сотен человек. Делегаты говорили, что в таком большом составе трудно вести работу, особенно законотворческую, и дискуссию. Возник вопрос, как должен работать Поместный собор, какие полномочия должны быть у него, а какие у Архиерейского собора. Затем, в 2010 году, появилось Межсоборное присутствие, которому было поручено проработать идею уточнения полномочий Поместного и Архиерейского соборов. Мы опросили епархии. Духовные академии дали нам справочно-экспертный материал. Все сходились на том, что исторически и, если угодно, канонически право учения и управления в церкви, или харизма учения и управления, если употребить этот термин в первоначальном смысле, то есть некая благодать учения, дар правления, все-таки принадлежит епископату. Это часть того, что преподается епископу в его епископской хиротонии**.

**Хиротония - таинство священства, осуществляемое через рукоположение.

Был сформирован первый документ, который резко сокращал функции Поместного собора и сводил его до совещательного органа. Но решение было принято не на этом этапе. И здесь мы можем говорить даже о какой-то демократии, хотя мне не очень нравится этот термин применительно к церкви. Упомянутый документ был опубликован для дискуссии, и мы получили негативную реакцию как со стороны многих епархий, так и со стороны тех, кто участвовал в дискуссии в интернете. Тогда мы переработали документ. Теперь в нем говорилось, что Поместный собор высказывается от лица поместной церкви по важным общественным вопросам - взаимодействия церкви с государством, отношений с инославными церквами. И помимо этого имеет право выбора патриарха - это не ставилось под сомнение. Но все равно власть учения и управления приписывалась только Архиерейскому собору. И снова была получена негативная реакция со стороны епархий.

- В епархиях решение принимали епископы?

Где-то отзывы писали сами епархиальные архиереи, где-то проходили епархиальные собрания. Я знаю, что некоторые епархии проводили собрания в каждом благочинии - это более мелкая единица, объединяющая от десятка до нескольких десятков приходов, - и потом доводили эти отзывы до епархиального собрания. И там говорилось, что неправильно совсем лишить Поместный собор права судить о вероучении и каноническом устроении церкви. Поэтому в окончательном документе это было исправлено в соответствии с догматической традицией церкви, когда власть, или дар учения и канонического управления, осуществляет епископат в составе Архиерейского собора, а рецепцию - Поместный собор.

- Что значит « осуществляет рецепцию »?

Рецепция - это согласие, выраженное явно или по умолчанию. Поместный собор может поставить под сомнение и вернуть на пересмотр решение Архиерейского собора. Впрочем, проблема соотношения между решением и рецепцией - один из нерешенных вопросов в науке церковного права. Нигде не прописано, что такое рецепция, есть ли орган, который должен ее осуществлять, а если есть, то по какой формальной процедуре он выполняет такую функцию. Но само понятие существует. И в данном случае Архиерейский собор попытался выразить соотношение решения и рецепции в той форме, которая сейчас зафиксирована в уставе.

- В 1988 году в устав РПЦ был включен пункт о регулярном - не реже чем раз в пять лет - созыве Поместного собора. Почему сейчас его изъяли?

Не сейчас, а в 2000 году. Мне трудно сказать, для чего это было сделано в 1988 году, я тогда был подростком. Как известно, эта норма ни разу не была соблюдена. Полагаю, что в 2000 году устав просто привели в соответствие с практикой.

- Теперь Поместный собор созывается по инициативе Архиерейского собора. Но как в этом случае он может полноценно осуществлять рецепцию?

Речь здесь все-таки об исключительных ситуациях. Ведь архиереи не еретики, не раскольники. Прежде чем принять решение, они как следует обо всем подумают. Кроме того, у нас есть процедура Межсоборного присутствия, о которой мы еще поговорим, то есть решения принимаются очень взвешенно. Конечно, в истории бывало всякое. Например, известный случай, когда митрополит Исидор подписал Флорентийскую унию с католиками, а на Руси ее отвергли. Важную роль в этом сыграла и светская власть***. Возвращаясь к нашей ситуации, если вдруг Архиерейский собор примет неправильное с точки зрения вероучения или канонического устроения решение, безусловно, значительная часть епископата, духовенства, мирян отреагирует на это и потребует созвать Поместный собор.

***В 1441 году великий князь Василий II взял под стражу митрополита Киевского и всея Руси Исидора, поставившего свою подпись под определением Ферраро-Флорентийского собора, где признавалось главенство папы римского и основные латинские догматы. Затем Василий созвал церковный собор, который осудил митрополита.

- Откуда вообще взялось это двоевластие соборов, ведь до XVII века и в 1917 году, когда в РПЦ восстановили патриаршество, был один высший орган власти - Поместный собор?

Это вопрос терминологии. Нынешнее словоупотребление восходит к началу ХХ века. А в истории церкви, в том числе в России до XVII века, Поместный собор всегда был собором архиереев. Просто в конце XIX - начале XX века в балканских странах возникли народные церковные соборы, объединяющие и епископат, и клириков, и мирян. Они появились по историческим причинам, в качестве некой силы против турецкой оккупации. Эта идея народных церковных соборов была очень красивой, и в России она многих захватила, тем более что у нас соборы не созывались двести лет. И в 1917 году был созван всеобщий Поместный собор - архиереев, духовенства, мирян, монахов. Правда, принятый тогда устав был очень краток и почти не был реализован в церкви из-за того, что собор преждевременно прекратил свою деятельность, а затем последовала эпоха жесточайших гонений. Вопрос о соборе архиереев снова встал уже после Великой Отечественной войны.

Выборы лица

- В перераспределении полномочий в пользу Архиерейского собора некоторые видят угрозу папизма: мол, в ходе идущей сейчас епархиальной реформы растет число епископов, лично преданных патриарху, и, как следствие, лояльность ему всего Архиерейского собора. Что вы скажете?

Во-первых, Святейший патриарх Кирилл - человек глубоко верующий и осознает, что жизнь на Земле - это лишь временный этап, в конце которого он, как каждый из нас, предстанет перед Господом. Поэтому патриарх Кирилл не будет подстраивать церковь под какие-то временные, преходящие нужды, тем более под себя. Во-вторых, усиление власти того же папы римского - это был очень длительный процесс, связанный с политической ролью понтифика. Не забывайте, что папа является еще и главой государства, а также был важным политическим деятелем в римско-византийской империи, фактический центр которой переместился в Константинополь - Новый Рим. Однако Древний Рим всегда помнил, что он к тому же и политическая столица.

Но политика никак не входит в круг деятельности архиереев и священнослужителей Русской православной церкви, в том числе патриарха. К примеру, одна из важнейших направляющих задач патриарха Кирилла, которую поставил Поместный собор 2009 года, - привести к воцерковлению хотя бы какую-то часть тех, кто крещен, но ходит в храм лишь на Пасху. А что касается епархиальной реформы, то это осуществление давнего замысла патриарха. Управделами Московской патриархии занималось этим вопросом вместе с патриархом с самого начала и может свидетельствовать, что единственная цель реформы - приблизить епископов к народу. В каком-то смысле это было последствием решений Архиерейского собора 2011 года, который задал епархиям очень высокую планку по миссионерской, катехизаторской, молодежной и социальной работе. Наблюдая за выполнением этих решений, мы довольно быстро увидели, что при прежних размерах епархий это малоосуществимо. И тогда, я думаю, Святейший решил, что настало время для его старой идеи - создания новых епархий, архиереи которых, управляя меньшим числом приходов, смогут более активно развивать и укреплять церковную жизнь.

- Допустим, патриарх Кирилл не стремится к единоличной власти, но процедурно, в рамках устава, это можно осуществить?

Изменение в уставе, чтобы патриарх стал единоличным властителем, - это из области сценариев для писателей-фантастов. Могу даже предположить единственно возможное развитие такой фабулы: Поместный собор соберется и скажет «нет». И еще, возвращаясь к вопросу о верности епископата лично патриарху. Большинство ныне рукополагаемых архиереев выбирает не патриарх. Их отбирают внутри епархий. Возьмем Саранскую епархию, которую возглавляет митрополит Варсонофий, управделами Московской патриархии, мой непосредственный начальник. На ее территории были созданы две новые епархии, то есть вместо одной стало три, и двух новых епископов нашел сам владыка Варсонофий и представил патриарху. И так в большинстве случаев. То есть, если уж в таких терминах говорить, эти люди скорее будут верны лично тому, кто их представил. Но я не стал бы использовать такие категории. Епископы служат и верны не тому, кто их «продвинул», а Богу и Церкви, и поддерживают Святейшего не потому, что он патриарх Кирилл, а потому, что он предстоятель Русской православной церкви.

- В новом уставе зафиксирована самая демократичная из четырех голосовавшихся процедур выборов патриарха - с правом Поместного собора выдвигать своего кандидата, с тайным голосованием. Для чего нужен такой элемент демократии в церкви?

Это не демократия. Потому что демократия - это власть народа, ситуация, когда суверенным носителем власти является народ. Главой Церкви и носителем власти в ней является Господь Иисус Христос. Как эта власть осуществляется в историческом теле Церкви - об этом нам говорят история, каноны, экклезиология (учение о Церкви). История нам говорит, что носителем власти вероучения и управления по благодати, данной от Бога в хиротонии по преемству от апостолов, является епископат. Но в Русской православной церкви народ тоже играет свою роль, в том числе в избрании первого иерарха. Это наше историческое и каноническое наследие. С этим связано народное признание, потому что для народа патриарх - предстоятель всей Церкви, ее лицо. А в какой-то другой поместной церкви выборы могут проходить по-иному, и предстоятеля будет избирать епископат. Это зависит от правосознания.

- А епископов у нас почему- то не выбирают, хотя изначально христианские епископы были выборными.

Избрание епископов общенародным голосованием - это где-то исторический факт, а где-то исторический миф. Даже в деятельности Святых апостолов мы видим: приходя в то или иное место, они ставили епископов сами, без процедуры избрания. Существовали разные формы, и они были исторически обусловлены. В какой-то момент был принят даже канон: толпе запретили избирать епископа во избежание эксцессов. На Руси епископат избирали, в частности с участием вече, в Древнем Новгороде. Выборы епископов проходили и в 1917 году. Причем до Поместного собора 1917-1918 года это была стихийная реакция на революцию, когда в епархиях порой собирались исполнительные комитеты, снимавшие епископов. В некоторых случаях Синод утверждал решения исполнительных комитетов, а в некоторых - отвергал. Где-то проходили прямые выборы, когда народ выходил и говорил: «Хотим этого», - а где-то процедура была довольно сложная. В Москве был избран будущий патриарх Тихон, в Петрограде - митрополит Вениамин. А потом на соборе 1917-1918 года была определена форма избрания епископов с довольно серьезной «цензурой» со стороны епископата. Но это продолжалось недолго - изменилась политическая ситуация, и все ушло в песок.

- Может ли патриарх приказать епископу - я имею в виду, соблюдается ли сегодня принцип « первый среди равных »?

Да, патриарх - это первый среди равных епископов. И это равенство, безусловно, соблюдается. Это видно даже по документам, которые патриарх адресует другим епископам в рабочем порядке: патриарх может им что-то предложить, о чем-то попросить. Просьба патриарха может быть очень важной, и едва ли он получит отказ, но это не приказ. Патриарх может дать распоряжение своему викарному епископу, потому что управление Московской епархией - это патриаршие полномочия, а викарный епископ ему в этом помогает. Патриарх может дать распоряжение епископу, возглавляющему синодальное учреждение, потому что оно подчиняется патриарху и Синоду****. В уставе зафиксированы и некоторые властные полномочия патриарха - например, он дает разрешение на отпуск архиерею. Кроме того, он выдает святое миро и антиминсы, на которых совершаются богослужения.

****Высший орган управления РПЦ.

- По уставу патриарх подсуден Архиерейскому собору, но кто может начать процесс?

Полностью процедура не прописана - назначено лишь, кто имеет право суда. Патриарх не является непогрешимым. Если подробно не вдаваться в католическое понятие непогрешимости папы римского, которое все же сложнее, чем мы обычно это представляем, то, в отличие от папы, говорящего ex cathedra, патриарх может ошибиться, впасть в ересь. И кстати, в Византии были патриархи-еретики. А бывало, патриархов низлагали. Наш патриарх Никон***** не был еретиком, его низложение больше связано с конфликтом с царем. Да, у него нашли какие-то канонические нарушения, но все же в основе лежала политика.

*****Никон, патриарх Московский и всея Руси, собором 1666 года был лишен патриаршего достоинства и епископского сана.

Через служение - к соборности

- Значит, демократии в церкви не место. А что это за новый орган с участием мирян появился в системе управления РПЦ - Межсоборное присутствие?

Межсоборное присутствие, объединившее около ста пятидесяти архиереев, клириков и мирян, было создано в 2009 году. Я думаю, аналога ему нет ни в одной поместной церкви. В истории есть один аналог, о котором я расскажу чуть позже. Дело в том, что на Поместном соборе 2009 года возник вопрос о подготовке документов к следующим Архиерейским и Поместным соборам. Стало очевидно, что сразу выносить на рассмотрение собора документы нельзя, потому что часто люди видят их впервые или прочитали за неделю до собора и не смогли изучить. Тогда возникла идея создать орган по аналогии с Предсоборным присутствием, которое готовило Поместный собор 1917-1918 года. Но нынешнее Межсоборное присутствие - это не предсоборный орган, он действует между соборами постоянно.

- Как он формируется?

Состав сформирован Священным синодом. От епископата в него вошли, во-первых, главы синодальных учреждений, руководители духовных школ, во-вторых, в нем собраны представители со всех концов России, а также с Украины, из Белоруссии, Молдавии, Прибалтики и так далее. Что касается духовенства и мирян, Синод стремился представить разные тенденции в церкви, условно говоря - либеральную и консервативную, а кроме того, экспертов в разных областях - литургической, пастырской, канонической, социальной, молодежной. К тому же ко всем было общее требование - они должны быть активны в повседневной жизни церкви.

- В начале нашей беседы вы сказали, что документы к Архиерейскому собору прошли экспертизу интернет- сообщества. Это организовало Межсоборное присутствие?

Экспертиза - это, конечно, сильное слово. Но да, все документы Межсоборного присутствия может обсуждать церковная общественность. Сначала проект документа поступает из профильной комиссии в редакционную, которую возглавляет лично патриарх, и комиссия что-то выверяет, добавляет. Патриарх работает наравне со всеми, а не то что «вы сделайте, а я потом подпишу». Потом документ публикуется, в том числе в интернете - на официальных сайтах, в блоге Межсоборного присутствия, на сайте Богослов.ру, который является нашим официальным информационным партнером по дискуссиям. Затем все отзывы систематизируются, исключается откровенный бред вроде требования включить в устав церкви тему защиты животных, и наступает черед многоэтапной работы - это и редакционная комиссия, и президиум, и пленум Межсоборного присутствия.

- Если все, о чем вы рассказываете, не относится к демократии, то что это - соборность? Чем она отличается от демократии?

Если говорить о том, что такое соборность и как она осуществляется, - это вопрос опять же русского языка. В «Символе веры» говорится о том, что Церковь является соборной. В греческом оригинале употребляется слово «кафолическая».

- Всеобъемлющая?

Да, она всю Вселенную объемлет. Но как частный случай она объемлет всех людей. И в русском переводе это вылилось в соборность. Собор всех собирает. И когда мы говорим о соборности, то обычно акцентируем именно управленческий момент. А я предложил бы рассматривать соборность в первую очередь с литургической точки зрения - люди собраны вокруг чаши, за богослужением. Затем - люди собраны в приходской общине. Церковная жизнь имеет несколько уровней. И управление, принятие собором документов важно, если только они будут работать в приходах. Вот сейчас мы делаем один проект - портал «Приходы» (www.prichody.ru). Там рассказывается о повседневной жизни церкви, например о катехизации. На Архиерейском соборе был принят очень важный документ о катехизации. И я как один из настоятелей могу сказать, что на местах возникают вопросы по применению этого документа. После того как меня назначили настоятелем, согласно этому документу я ввел обязательную катехизацию - для взрослых, желающих креститься, для родителей и крестных малолетних детей. И все пошло на спад - люди не хотели приходить на катехизические беседы, где бы им объяснили, что значит «Символ веры», учение о Крещении, крещенскую символику. Говорили: «Да зачем это нужно? Пойдем в другой храм, где этого нет». А буквально в прошлое воскресенье на катехизическую беседу собралось человек тридцать. Это много. Документ теперь действует. А благодаря кому? Благодаря мирянам. У меня катехизатор - мирянка, и она смогла наладить работу. Есть, конечно, батюшка, настоятель, который пытается всех как-то собрать и организовать, но помимо пастырской большую работу на приходах осуществляют миряне. И знаю еще много приходов, где рождаются интересные проекты, связанные с катехизацией, с детьми, с молодежью. Это и есть жизнь церкви, кроме, конечно, ее важнейшей составляющей - богослужебной.

- Но литургическая и приходская жизнь как- то связана с управленческим аспектом соборности?

Естественно, те, кто участвует в церковной жизни, имеют влияние на принимаемые управленческие решения. В том числе через Межсоборное присутствие. Мы с вами говорили о влиянии, которое было оказано на редакцию пунктов устава. Могу сказать, что когда принимались документы по ювенальной юстиции, по идентификации личности, давление было громадное. Собирались многочисленные подписные листы, особенно по ювенальной юстиции, где говорилось, что наш документ слишком слабый и что надо высказаться жестче. Но это не демократия. В том смысле, что референдумы мы не устраиваем, это исключено. Реально соборность живет тем, что миряне являются активными служителями церкви. Важно еще понимать, что управленческие элементы соборности - это не что-то данное раз и навсегда. У нас они осуществляются в тех формах, о которых я сказал. Всегда можно что-то усовершенствовать, но те, кто говорит сейчас о необходимости демократизации церкви, должны учитывать, например, что есть группа так называемых православных активистов, которых они же считают ретроградами. И в условиях демократизации нельзя исключать, что именно эти «ретрограды» будут влиять на решения церкви. Понравится ли это тем, кто ратует за демократическую соборность? Едва ли. Обратная ситуация уже была в 1917-1918 годах - я изучал этот период, это тема моей диссертации. Тогда на решения церкви попытались в немалой степени повлиять ярые революционеры. И вот вопрос: нужно нам это или нет?

- Действительно, где искать ответ на этот вопрос?

К какой-то вертикали снизу: выборам священников, епископа и так далее - мы не готовы даже просто потому, что у нас нет приходской системы. Что такое приход? Вот сейчас у меня на приходе в воскресенье на двух литургиях шестьсот человек причащалось. И еще, я думаю, было около четырехсот человек, которые не причащались. Всего тысяча. Как тут реализовать «демократию»? Как считать, кто из них действительно прихожане? Когда созывался собор 1917-1918 года, основной формой прихода являлся сельский приход. Был храм, и вокруг него - одна деревня, две деревни, три деревни. И было понятно, кто эти люди. Сейчас социальные условия изменились. Поэтому каждому времени и условиям существования церкви соответствует своя система организации. Сегодняшняя хороша для настоящего времени. Может быть, что-то можно усовершенствовать. Я, например, вижу, что усовершенствовать кое-что действительно можно, и если у меня будет возможность, я предложу, и другие что-то предлагают. Но надо оставаться реалистами.

Апостольские правила - древнейшие установления христианской церкви, переданные устно церковной традицией от Святых апостолов, на которые ссылались в своих решениях Вселенские соборы.

Правило 34. Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.

Правило 37. Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия.

Правило 39. Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их.

Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

II. Поместный Собор

III. Архиерейский Собор

IV. Патриарх Московский и всея Руси

V. Священный Синод

VI. Московская Патриархия и Синодальные учреждения

VII. Церковный суд

VIII. Самоуправляемые Церкви

IX. Экзархаты

X. Епархии

1. Епархиальный архиерей

2. Епархиальное собрание

3. Епархиальный совет

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения

5. Благочиния

XI. Приходы

1. Настоятель

3. Прихожане

4. Приходское собрание

5. Приходской совет

6. Ревизионная комиссия

XII. Монастыри

XIII. Духовные учебные заведения

XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье

XV. Имущество и средства

XVI. О пенсионном обеспечении

XVII. О печатях и штампах

XVIII. Об изменениях настоящего Устава

Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

II. Поместный Собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору.

2. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.

3. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором.

В исключительных случаях процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

5. Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.

8. Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

9. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

10. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

13. Все архиереи - члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора.

16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора.

Примечание:

избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании.

Просмотров