Социальный проект по профориентации. Социальный проект « Делаю выбор. Какие профессии востребованы в нашем регионе? Учащиеся должны знать

Юлия Привалова
Социальный проект «Все работы хороши!» Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АПШЕРОНСКИЙ СОЦИАЛЬНО -РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Социальный проект на тему :

«Все работы хороши

Руководитель проекта :

Привалова Ю. Г. ,

воспитатель ГКУ СО КК

«Апшеронский СРЦН»

г. Апшеронск

1. Актуальность проекта стр . 3

2. Этапы осуществления проекта стр . 5

3. Финансовое обеспечение проекта стр . 6

4. Приложение №1 стр. 7

5. Приложение №2 стр. 10

6. Приложение №3 стр. 13

7. Приложение №4 стр. 15

8. Список литературы стр. 20

9. Оценка результативности проекта

10. Фотогалерея стр. 21

Актуальность проекта

«Всех профессий много очень , всем нам здесь не перечесть.

Выбирай, какую хочешь из того, что в книжке есть. ,

Или может быть другую. Все работы хороши .

Выбирай себе такую, что приятна для души!»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике , хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В начальных классах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессий . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем . Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы . Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда . Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка .

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире . Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых , о профессиях . Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми является проектная деятельность , был запланирован проект детьми на тему : «Все работы хороши

Цель проекта :

Формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности .

Задачи проекта :

Знакомить детей с различными профессиями и их особенностями ;

-Формировать знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии ;

Прививать уважительное отношения к труду взрослых ;

-Формировать понятие о значимости родителей в жизни общества;

Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.

Участники проекта :

Руководитель проекта - воспитатель Привалова Ю. Г. ;

Воспитанники 7 – 10 лет.

Продолжительность проекта : 15 дней

Этапы осуществления проекта

Этапы реализации проекта Сроки Мероприятия

I. Ознакомительный.

1. Определение темы проекта .

2. Формулировка цели и задач проекта .

3. Сбор информации и иллюстраций по теме проекта .

1. Беседа с детьми о профессиях , рассматривание слайд - презентации по теме «Профессии » .

2. Беседа на тему «Кем работают мои родители ? Какую пользу они приносят обществу?».

3. Чтение произведений С. Михалкова «А что у вас» , В. Маяковского «Кем быть» , Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» . (Приложение №1)

4. Отгадывание загадок о профессиях . (Приложение №2)

5. Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, к юристу, в музыкальный зал.

6. Оргнизационная образовательная деятельность по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные» .

7. Просмотр мультфильма по произведению С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер» .

8. Дидактические игры : «Кому что нужно» , «Профессии » , «Угадай профессию » .

9. Разучивание стихов о профессиях , знакомство с пословицами и поговорками о труде . (Приложение №3)

III. Заключительный.

2017 г. Итоговое развлекательное занятие : «Все работы хороши , выбирай на вкус!» (Приложение №4)

Финансовое обеспечение проекта : бесплатно (все необходимые материалы и оборудование для реализации проекта имеются в наличие ).

Приложение №1

«А что у вас?» С. Михалков

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так :

А у меня в кармане гвоздь!

А у нас сегодня гость!

А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят!

А у нас в квартире газ!

А у нас водопровод!

А из нашего окна

Площадь Красная видна!

А из вашего окошка

Только улица немножко.

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар!

А у нас огонь погас -

Грузовик привез дрова -

А в-четвертых - наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется - пилот!

С лесенки ответил Вова :

Мама - летчик

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер!

А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры!

А у Левы мама - повар!

Мама-летчик?

Что ж такого!

Всех важней,- сказала Ната,-

Мама - вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо :

Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот!

Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо !

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо .

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе .

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

«Кем быть?» В. Маяковский

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда ,

чем заниматься?

Нужные работники –

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено :

сначала мы берем бревно

И пилим доски

длинные и плоские.

Эти доски вот так

зажимает стол-верстак.

От работы пила

раскалилась добела.

Из-под пилки

сыплются опилки.

Рубанок в руки –

работа другая :

Сучки, закорюки

рубанком стругаем.

Хороши стружки –

желтые игрушки.

А если нужен шар нам

круглый очень,

На станке токарном

круглое точим.

Готовим понемножку

то ящик, то ножку.

Сделали вот

столько стульев и столиков!

Столяру хорошо ,

а инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

Я сначала начерчу

дом такой, какой хочу.

Это будет перёд,

называется фасад.

Это каждый разберет –

это ванна, это сад.

План готов, и вокруг

сто работ на тыщу рук .

Упираются леса

в самые небеса.

Где трудна работка ,

там визжит лебедка;

Подымает балки,

будто палки.

Перетащит кирпичи,

закаленные в печи.

По крыше выложили жесть.

И дом готов, и крыша есть.

Хороший дом , большущий дом

на все четыре стороны,

И заживут ребята в нем

удобно и просторно.

Инженеру хорошо ,

а доктору - лучше,

Я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

Здравствуйте, дети! Кто у вас болен?

Как живете, как животик? -

Погляжу из очков кончики язычков.

Поставьте этот градусник

под мышку, детишки. -

И ставят дети радостно

градусник под мышки.

Вам бы очень хорошо

проглотить порошок

И микстуру ложечкой

пить понемножечку.

Вам в постельку лечь поспать бы,

вам - компрессик на живот,

И тогда у вас до свадьбы

все, конечно, заживет.

Докторам хорошо ,

а рабочим - лучше ,

Я б в рабочие пошел ,

пусть меня научат.

Вставай! Иди! Гудок зовет,

и мы приходим на завод.

Народа - уйма целая, тысяча двести.

Чего один не сделает - сделаем вместе,

Можем железо ножницами резать,

Краном висящим тяжести тащим;

Молот паровой гнет и рельсы травой.

Олово плавим, машинами правим.

Работа всякого нужна одинаково.

Я гайки делаю, а ты

для гайки делаешь винты.

И идет работа всех

прямо в сборочный цех.

Болты, лезьте в дыры ровные,

Части вместе сбей огромные.

Там - дым, здесь - гром.

Громим весь дом.

И вот вылазит паровоз,

чтоб вас и нас и нёс и вез.

На заводе хорошо ,

а в трамвае - лучше,

Я б кондуктором пошел,

пусть меня научат.

Кондукторам езда везде

с большою сумкой кожаной.

Ему всегда, ему весь день

в трамваях ездить можно.

Большие и дети, берите билетик,

Билеты разные, бери любые –

зеленые, красные и голубые.

Ездим рельсами.

Окончилась рельса,

И слезли у леса мы,

садись и грейся.

Кондуктору хорошо ,

а шоферу - лучше,

Я б в шоферы пошел,

пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,

летит, скользя,

Хороший шофер я –

сдержать нельзя.

Только скажите, вам куда надо

Без рельсы жителей доставлю на дом.

Едем, дудим : "С пути уйди!"

Быть шофером хорошо ,

а летчиком - лучше,

Я бы в летчики пошел,

пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

завожу пропеллер.

"В небеса, мотор, вези,

чтобы птицы пели".

Бояться не надо ни дождя, ни града.

Облетаю тучку, тучку-летучку.

Белой чайкой паря, полетел за моря.

Без разговору облетаю гору.

"Вези, мотор, чтоб нас довез

до звезд и до луны,

Хотя луна и масса звезд

совсем отдалены".

Летчику хорошо ,

а матросу - лучше,

Я б в матросы пошел,

пусть меня научат.

У меня на шапке лента,

на матроске якоря.

Я проплавал это лето,

океаны покоря

Напрасно, волны, скачете –

морской дорожкой.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой.

Сдавайся, ветер вьюжный,

сдавайся, буря скверная,

Открою полюс Южный,

а Северный - наверное.

Книгу переворошив,

намотай себе на ус -

Все работы хороши ,

выбирай на вкус!

«Чем пахнут ремёсла?» Дж. Родари

У каждого дела запах особый :

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской-

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным .

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно, он пахнет ребята!

Приложение №2

Загадки о профессиях :

1. Железо огненное взял и превратил умело

В деталь бесформенный металл , рассыпав бисер белый. (Кузнец)

2. Серебристая игла в небе ниточку вела.

Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил –

Хвост у нитки распушил? (Лётчик)

3. У этой волшебницы, этой художницы

Не кисти и краски, а гребень и ножницы. (Парикмахер)

4. Кто такие вкусные готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Повар)

5. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка. Будет и тебе одёжка. (Портниха)

6. Средь облаков на высоте мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте счастлИво жили люди в нём. (Строитель)

7. Мы землю глубоко копаем. И в глубине земли

Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли. (Шахтёр)

8. С огнём бороться мы должны. С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны. Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)

9. Он всегда с большою сумкой, полной писем и газет.

Лучше этой службы нужной ничего на свете нет. (Почтальон)

10. У слона иль мышки жар – их спсёт … (Ветеринар)

11. Мастре, ммастре, помоги – прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди – мы пойдём сегодня в гости! (Сапожник)

12. Защитить поможет он человека и закон.

Будет быстро пойман вор, дан разбойнику отпор. (Полицейский)

13. По размеру в самый раз он костюм сошьёт для вас.

Всё исполнит по науке и ходите уки в брюки. (Портной)

14. Может делать он буфеты, стулья, тумбы, табуреты.

В стружках весь его верстак. Вот работать нужно как ! (Плотник)

15. Выдать много книжек за день, отыскать их в картотеке

Может только тётя Надя. Она наш…. (Библиотекарь)

Приложение №3

Стихи о профессиях

Пограничник

Охранять границу – важно! Пограничника зовут.

С верным псом они отважно Службу Родине несут.

Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело, совершая перелёт.

Молоток в работе нужен , и с пилою столяр дружен.

Он дощечки распилил и скваречник смастерил.

Ветеринар

Звери, птицы, все, кто болен, кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт ветеринар : перевяжет, даст отвар.

Воспитатель

Воспитательница с нами занимается часами.

С ней на улице гуляем, вместе песни распеваем.

Нам помочь она готова, подбодрить хорошим словом .

Она учит нас дружить и со всеми в мире жить .

Я врачом, наверно, буду. Стану я лечить людей.

Буду ездить я повсюду и спасать больных детей.

Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.

Пожарный

Если вдруг беда случится, где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен сроочно. Он погасит – это точно!

Продавец

В магазине, на базаре, и в буфете, наконец.

Всюду, где бы ни бывали, вас встречает продавец.

Дайте повару продукты : мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… и тогда будет вкусная еда.

Пословицы и поговорки о труде

Птицу узнают в полёте, а человека – по работе .

Славен человек не словами, а делами.

Дело мастера боится.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд всё перетрут .

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Труд человека кормит , а лень – портит.

Кто не работает , то не ест.

Делу время, а потехе – час.

Хочешь быть впереди, без труда не сиди .

Кто трудился от души , веселей теперь пляши.

Приложение №4

«Все работы хороши , выбирай на вкус!»

Цель : обобщение знаний и представлений младших школьников о различных профессиях .

Задачи :

Способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий в современном мире .

Активизировать интерес к наиболее распространённым профессиям .

Развивать речь, обогащать словарь по теме «Профессия » .

Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы.

Развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение.

Воспитывать уважительное отношение к людям труда .

Формировать умение работать в коллективе дружно сообща.

Оборудование : 2 листа с кроссвордами, мультимедийное оборудование, листы со словами для задания «Собери пословицу» , карточки с фразеологизмами.

Ход занятия:

I.Орг. мамент, объявление темы.

Дети садятся полукругом на стульчики.

Добрый день, ребята! Погода за окном солнечная. Надеюсь, и наше занятие пройдёт в тёёплой дружеской обстановке!

Давайте вспомним стихи, которые мы выучили к сегодняшнему занятию (см. Приложение №3) .

Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Да, речь пойдет о профессиях .

А что такое профессия ? (Дело, работа , которой занимается человек.)

В толковом словаре написано : Профессия – это вид труда , который требует от человека определённой подготовки , знаний и умений.

Какие профессии вам известны ? (Ответы детей.)

Сегодня мы с вами поиграем в профессии , а точнее проведём конкурс на лучших знатоков профессий .

Соревноваться будут две команды : «Умелые ручки» и «Мастера своего дела» .

Задание№1

Давайте разгадаем кроссворд под названием «Профессии » . Каждой команде я раздам по листу с кроссвордом, в который вы должны вписать правильные ответы.

По горизонтали.

1. Строит здания строитель,

Грузовик ведет водитель.

А кто в кухне очень нужен,

Нам готовит вкусный ужин? (Повар.)

3. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

4. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз и просит вас :

«Приходите, через час» . (Фотограф.)

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

По вертикали.

2. Вез в магазин

Много метел и корзин.

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в кабине. (Водитель.)

Сейчас я прочту вам стихотворение А. Шибаева. В нем в конце каждой строчки отсутствует слово - название профессии . Попробуйте его угадать.

Самолетом правит… (летчик) .

Трактор водит… (тракторист) .

Электричку… (машинист) .

Стены выкрасил… (маляр) .

Доску выстругал… (столяр) .

В доме свет провел… (монтер) .

В шахте трудится… (шахтер)

В жаркой кузнице -… (кузнец) .

КТО ВСЕ ЗНАЕТ - МОЛОДЕЦ!

Задание№2

Следующее задание заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию . (Слайд – презентация №1)

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)

Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)

Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)

Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)

Прилавок, продукты, цена. (Продавец)

Двор, метла, урна. (Дворник)

Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)

Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник)

Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

Фотоаппарат, пленка, квитанция. (Фотограф.)

Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер.)

Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

Трамвай, деньги, билет. (Кондуктор.)

Книга, формуляр , читатель. (Библиотекарь.)

Задание№3

Каждая профессия имеет свои орудия труда . Вам надо назвать их и сказать, кому они нужны для работы . (Слайд – презентация №2)

Зубов много, а ничего не ест. (Пила.)

Надели на палку стальную ладошку,

И под ладошку сажают картошку. (Лопата)

Взмахнет, нырнет, трава упадет. (Коса.)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг.)

Шагает мастерица по шелку да по ситцу.

Как мал ее шажок! Зовется он стежок. (Иголка.)

Два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (Ножницы.)

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла.)

Если хорошо заточен , все легко он режет очень : хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож.)

Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой -

Потерял болтун покой. (Отвертка.)

Замечательный дружище : деревянная ручища,

Да железный ободок, да каленый гребешок.

Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе . (Топор.)

Задание№4 «Пословицы»

Известно много пословиц и поговорок о труде . Соберите пословицу из отдельных слов и объясните её смысл.

1 команда : «Славен человек не словами, а делами» ; «Дело мастера боится» .

2 команда : «Умелые руки не знают скуки» ; «Терпение и труд всё перетрут » .

Задание№6 «Фразеологизмы»

Каждый труд почетен . Не столько важно, кем человек работает , сколько важно, как он работает . Oт того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые , а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

Задание : определите , о каком (трудолюбивом или ленивом ) человеке эти фразеологизмы : (Дети по очереди читают фразы и объясняют их)

- «мастер своего дела» ,

- «работает спустя рукава » ,

- «лень прежде него родилась» ,

- «золотые руки» ,

- «работает , засучив рукава» ,

- «трудится не покладая рук » ,

- «от лени мохом оброс» ,

- «работает , словно спит» .

Задание№7

Каждая команда получает задание : поставить и показать мини-сценку о человеке какой-либо профессии , например, «Почтальон принес телеграмму» , «Учитель проверяет тетради» , «В парикмахерской» , «Работа официанта » , (Дети выполняют задание.)

Задание№8

Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть . Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру :

Сапожнику - за. (удобную обувь) .

Столяру - за. (прочную мебель) .

Строителю - за. (уютное жилье) .

Парикмахеру - за. (аккуратную прическу) .

Врачу - за. (избавление от боли) .

Уборщице - за. (чистоту и порядок) .

Учителю - за. (знания) .

Портному - за. (одежду) .

Подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами вспомнили разные профессии . Можно быть кем угодно : прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом . Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Список литературы и источников

1. Т. В. Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях » , 2005г.

2. Т. А. Шорыгина «Профессии . Какие они?» , 2007г.

3. «Чтение художественной литературы» , - М.: Издательство «Скрипторий» .

4. «Кем мне стать? Большая книга профессий » , - М.: Издательство «АСТ» , 2010г.

5. И. Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии » , - М.: Издательство «Clever» , 2015г.

6. Ю. В. Каспарова «О профессиях . Полезная книжка» , - М.: Издательство «Каскад» , 2008г.

7. htt://www.stranamam.ru

8. htt://www.nsportal.ru

9. htt://www.lujayka.com/rebusi_i_golovolomki/

Оценка результативности проекта

Считаю, что данный проект принес положительные результаты. В осуществлении данного проекта приняли участие 10 воспитанников. В ходе реализации данного проекта у 100% детей сформировались знания : о различных профессиях и их особенностях ; о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии ; уважительное отношение детей к труду взрослых , в том числе профессиям родителей ; интерес к разным видам профессий . Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.

В ходе реализации данного проекта детям приходилось участвовать во многих видах совместной деятельности, что способствовало развитию чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Оценка результативности :

Проблема, решаемая в проекте актуальна ;

проект напрямую связан с решением данной проблемы;

проект оказался реалистичным, его возможно было реализовать;

Проводимые в ходе реализации проекта мероприятия были реальны, выполнимы, не требовали больших материальных затрат;

Проблема, поднятая в ходе проекта , созвучна с проблемой социума и удовлетворяет интересы большинства представителей общества . В результате реализации проекта у воспитанников расширился кругозор, сформировалось понятие важности и пользы каждой профессии в обществе ;

Изменилось отношение участников проекта к себе , к людям, друг к другу.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Визитная карточка проекта

Куриленко Людмила Михайловна– классный руководитель 11 класса;
Кокарева Елена Алексеевна – классный руководитель 9 класса;
Байзель Надежда Гурьяновна – учитель технологии.
Координатор проекта: Зобкова Екатерина Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области

Вид проекта

Педагогический, долгосрочный, практико-ориентированный

Профессиональная ориентация, как средство профессионального самоопределения в сельской школе

Цель проекта

Определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Методические задачи

  • определение сущности профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов;
  • – определение проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении;
  • – систематизация основных методов и форм формирования профессиональной направленности;
  • – создание системы диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся;

– оказание помощи классным руководителям, учителям предметникам в профессиональном самоопределении подростков;
– создание базы информационных источников и дидактического материала.

Ведущая идея

В сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов-психологов и должностные обязанности частично перешли к классным руководителям, поэтому возникла необходимость систематизировать работу по профориентации. Материал проекта может быть использован классными руководителями, учителями-предметниками.

Классные руководители 5-11 классы, учителя-предметники, учащиеся МБОУ «Самофаловская сош»

Введение

В педагогике центром внимания становится личность учащегося, ее направленность. Направленность личности, по определению Л.Ф.Железняк, – сложное личностное свойство, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в жизненных целях, установках, отношений к активной деятельности по достижению этих целей. Важной стороной общей направленности личности является ее профессиональная направленность, которая представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, склонностей, идеалов, убеждений, определяет выбор жизненных целей и способствует развитию всей совокупности нравственных качеств личности, ее познавательной активности, работоспособности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые мотивы выбора профессии, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Различные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоты физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью.

Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта:

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.

Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.

Ресурсы:

  • информационные: интернет ресурсы, профессиональная литература, методическая литература;
  • кадровые: классные руководители 1-11 классов, учителя-предметники, администрация учреждения, представители государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №11», представители местного почтового отделения, представители поселковой парикмахерской «Для Вас», представители ООО «ТопАгро» свинокомплекса «Самофаловский», представители поселкового медицинского пункта.

Партнеры: образовательные учреждения г.Волгограда, предприятия п. «Самофаловка».

Цель данной работы: определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов.
  • Определить проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении.
  • Рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности.
  • Создать систему диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.

Гипотеза: предполагаем, что полученная информация об уровне профессионального самоопределения учащихся поможет классным руководителям сельских общеобразовательных учреждений в дальнейшей работе по профессиональной ориентации.

Методы исследования.

  • Изучение научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

База исследования: МБОУ «Самофаловская сош».

Актуальность

Важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой, является профессиональная ориентированность.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы (проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими). Эту проблему решает профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Каждый учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Эту работы обычно проводят классные руководители и учителя-предметники (так как в последние годы в сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов- психологов).

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами современной школы.

Современные ученики не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.
Наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.

В проекте предусмотрен минимальный теоретический, методический материал необходимый для проведения профориентационной работы классными руководителями (Приложения №1-9 ).

Технологическая карта проведения профориентационной работы

Возрастные этапы

Содержание работы Участники Результат периода
1-4 классы Примерная тематика классных часов «Профессиинаших родителей» (Приложение 10 ), «Все профессии важны, все профессии нужны» (Приложение 11 ), «Профессиональные праздники в нашем календаре», «Есть такая профессия Родину защищать», «Хочу быть …», «Я стараюсь учиться, чтобы …», «Трудовые династии».
Занятия в внеурочной деятельности: «Почемучка», «Риторика», «Занимательный английский», «Волейбол», «Куклы и мы». Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Умка», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Конкурсы рисунков, поделок.

Тестирование, диагностика.
Классный руководитель, родители, учащиеся 1-4 классов.

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.

5-7 классы Примерная тематика классных часов: «О людях науки и искусства», «Знаменитые люди и их профессии». Экскурсии «Почтовая связь в нашем поселке». «Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист» (фотоприложение).
Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии. Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 )
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 ) Прохождение программ дополнительного образования.(«Юннаты», «Звонкие голоса»…)
Классный руководитель, учащиеся 5-7 классов, работники почты п. Самофаловка, работники парикмахерской «Для Вас» п.Самофаловка. Цель : развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии
В настоящее время роль первичного профессионального самоопределения значительно возросла. Это связано с необходимостью выбора профиля обучения, который предопределяет профессиональный выбор учащихся, в старших классах школы. Поэтому крайне важно готовить учащихся к осуществлению выбора уже в 5-7 классах. Тем более что это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности.
Подростковый возраст является переходным, наиболее кризисным периодом жизни большинства детей. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте начинают бурно развиваться все компоненты личности, сопровождаемые психофизиологическими изменениями.
8-9 классы Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ), тесты и занятия «Мотивы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Карта интересов» (Приложение 7 ), использование периодической печати и литературы «Что? Где? Когда?», классные часы «Работодатели и работники на рынке труда», «Рынок труда и школа», «Азбука профессий» (Приложение 15 ) и т.д. Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах(«Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Приложения 14, 16 ) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель, учитель технологии, буклеты. Учащиеся 8-9 классов. Цель : формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей
Старшие подростки (8-9 кл.) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.
Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов.
Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»
Профориентационные работники должны осознать значение всестороннего изучения личности, поскольку этот период должен заканчиваться формированием профессионального первоначального плана, рекомендации педагогов будут обоснованными только при условии длительного и всестороннего изучения динамики развития личности.
10-11 классы Примерная тематика классных часов «Профориентация – реальность или миф?», «Профессии о которых мы мало знаем», беседы «Как выбрать профессию?» (Приложение 18 ) Участие в областных конкурсах исследовательских, проектных работ, встречи с выпускниками «Они учились в нашей школе». Проведение школьного, муниципального, регионального этапов предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии (Приложение 17 )) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель,
учащиеся 10-11 классов,
выпускники школы.
Цель: формирование ценностно – смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся.
Развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов.

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса.

Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

Осуществляется выполнение данных задач через углубленное изучение предметов, «пробу» сил, дальнейшую работу по самопознанию, контроль и коррекцию профессиональных планов, оценку результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовку к ней, саморазвитие. Это период формирования нравственной и психологической готовности к выбору профессии.

Продолжает изучаться профессиональная направленность личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

Это период активной профессиографической деятельности. Необходимо научить старшеклассников «примерять» профессию к себе, вносить изменения и производить коррекцию профессиональных планов и выбирать программу самовоспитания

Предполагаемые результаты:

  • Проведение консультаций помогут учащимся в выборе профессии.
  • Разработка методических рекомендаций по ведению профориентационной работы будут востребованы.
  • Адаптирование подрастающего поколения в различных отраслях хозяйства через организацию совместной деятельности.
  • Повышение квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

Реализация профориентационной работы с обучающимися позволила:

– познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;
– расширить представления обучающихся о профессиях и отраслях экономики, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений, потребностях местных предприятий, государственных учреждений и учебных заведений в работниках;
– создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении учащихся, сформировать у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
сформировать у обучающихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий.

Перспективы работы по данной теме позволят:

– содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие профессии.

Используемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. /Под редакцией М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 263 с.
3. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения /Под ред. Т.Н. Мальковской. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
4. Данилова В. «Как стать собой». Психотехника индивидуальности. Харьков. ИМП «Рубикон» РИП «Оригинал», 1994.
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1998. – 272 с.
6. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984., 2-е издание 1990.
8. Марищук В.Л., Блудов Ю.П., Плахтиенко В.А. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984.
9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
10. Мартынов С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации). – Омск, 1976. – 196 с.
11. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, А.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
12. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию.– М.: Перспектива, 2002. – 52 с.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
14. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
15. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации. /Под ред. Е.А.Климова. Пермь, 1989.
16. Профессиональная адаптация молодёжи.– М.: Издательство Московского университета, 1969. – 128 с.
17. Профессиональная ориентация молодёжи / Под ред. А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, А.М. Меньшикова. – М.: Высшая школа, 1989. – 272 с.
18. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 233 с.
19. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск, 1980. – 87 с.
20. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот (методическое пособие). – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1999. – 68 стр.
21. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов.– Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987. – 156 с.
22. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1988.
23. Тестирование детей. Автор составитель В. Богомолов. Изд-во «Феникс», 2005.
24. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя /Под ред. Л.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, С.С. Гриншпуна и др. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
25. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация в УПК.– М.: Педагогика, 1985. – 121 с.
26. Школа и выбор профессии / Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
27. Школа и труд / Под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес. – М.: Педагогика 1987. – 216 с.

Используемое оборудование: раздаточный опросник по сисиеме Климова Е. К.

Приложения:

В помощь классным руководителям, учителям-предметникам. Полезные сайты по профессиональному самоопределению.

  1. Понятие профориентации.
  2. Положения системы профориентации.
  3. Структура деятельности педагогического коллектива.
  4. План ознакомления учащихся с профессиями в процессе беседы.
  5. Работа с родителями.
  6. Занятия с учащимися по определению выбора профессий.
  7. Анкеты.
  8. Игра «Профконсультация».
  9. Классный час «Профессии наших родителей».
  10. Классный час «Все профессии важны».
  11. Игра «Ассоциация».
  12. Игра «Угадай профессию».
  13. Фрагмент тематического планирования по технологии для 8класса.
  14. Занятие «Азбука профессий».
  15. Тематическое планирование курса «Человек и профессия» 9 класс.
  16. Примерный тематический план по технологии 10-11 классы.
  17. Беседа «Как выбрать профессию».
  18. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения.
  19. Фотоприложения.

Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг




По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %.


Безработица летних формируется в значительной мере за счет впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Среди летних высокую долю составляет ранее работавшая молодежь.


Как показывает практика, структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на них, не всем молодым специалистам удается трудоустроиться по профилю, что в итоге ведет к дестабилизации социальной ситуации в регионе. Ведь отсутствие работы и постоянного дохода означает если не крах личной жизни, то существенное ее осложнение. Неясность профессиональных перспектив усугубляется сожалениями о напрасно потраченном времени, силах и средствах на приобретение оказавшейся ненужной профессии.







Цель проекта: Формирование устойчивых смысловых, жизненных ориентаций в выборе будущей профессии у старшеклассников, адекватных тенденциям времени и востребованности, путем комплексного исследования и мониторинга проблемы трудозанятости и создания пришкольных кабинетов психолого- педагогической помощи в профессиональной ориентации школьников.


Задачи проекта. Организационно-исследовательские. Изучить количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов города Мегиона. Исследовать проблему занятости и использования трудовых ресурсов изучаемой территории. Проработать материал, полученный из городского центра занятости населения. Исследовать спектр, предоставляемых образовательных услуг и специальностей профессиональных средних и высших УЗ г. Мегиона с учетом их востребованности. Провести соц. опрос старших классов школы на тему: «Ваша будущая профессия». Сформировать рейтинг фактически востребованных специальностей на рынке труда с данными о перспективном выборе профессии будущих абитуриентов.


Задачи проекта. Практические. Создание школьного кабинета по оказанию помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии. Взаимодействие с социальными службами города. Сбор информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений. Психологическая помощь учащимся и родителям. Проведение тестирования и обработка результатов. Организация однодневной практики по выбранной профессии. Организация и метод разработка тематических мероприятий с целью формирования социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности.




Задачи профориентационного кабинета: Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Оказание индивидуальной консультационной помощи учащимся в выборе профессии, помогать определять стратегию действий по освоению запасного варианта Активизация внутренних психологических ресурсов учащихся и организация практической деятельности для их развития, и способностей учащихся к труду.






Ожидаемые результаты Путем создания данного кабинета, мы планируем, на основе взаимодействия с социальными службами города и сбора информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений помогать молодым людям определиться на современном рынке труда. Через психологическую помощь учащимся и родителям выявлять склонности к тем или иным профессиям. Формирование социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности путем организации однодневной практики по выбранной профессии. За счет всего выше перечисленного молодые люди смогут выбрать востребованную профессию, и таким образом не попадут в ряды безработных.

Аннотация.

Проект «Твой выбор» направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях, на помощь молодежи «группы риска» в трудоустройстве. Проект позволит учащейся молодежи определиться в выборе будущей профессии, с помощью трудоустройства попробовать свои силы в социально-значимых проектах, общественной жизни района. Проект будет осуществлен на территории Калманского района и охватит 10 школ района, а также обеспечит занятость подростков состоящих на учете КДН и ЗП в возрасте от 14 до 18 лет во внеурочное время. Основной результат проекта – создание профцентра для формирования единой профориентационно- образовательной среды в районе; разработка программы профориентации молодежи Калманского района; снижение % правонарушений, совершенных подростками в летнее время. Представленный проект поможет руководителям и педагогам ОУ вовлечь молодёжь в социальную практику для содействия её социализации и профессиональной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КАЛМАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ТВОЙ ВЫБОР»

КАЛМАНКА

2013г

Введение в проект.

Актуальность

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей и молодежи, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются нетрадиционные направления, технологии работы с подростками и молодежью в форме социального проектирования.

Актуальность профориентационной помощи молодежи возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны.

Проведенный в школах района мониторинг профессионального определения старшеклассников в 2012году показал, что лишь 15% подростков имеют твердые профессиональные намерения. 26% вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 59 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Ребята не ориентируются на спрос рынка труда района, края, и, выбирая уже много лет подряд в основном профессии экономиста и юриста, тем самым пополняют ряды безработных, либо выпускников, работающих не по специальности.

Таким образом, актуальность проблемы профориентации молодежи проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению проект «Твой выбор» окажет существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, осознанный выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Вторая сторона проблемы - привлечение молодежи к социальной практике через трудоустройство, уделяя при этом большое внимание ребятам «группы риска». На данный момент в Калманском районе на учете КДН и ЗП состоит 29 подростков. Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не участвуют в социально значимой деятельности, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность. Считаем, что большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации и трудоустройству этой части молодежи путем вовлечения её в социальные проекты.

МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр» имеет опыт работы по профориентации старшеклассников. С1991 года в Центре реализуется образовательная программа «Педагогический класс». Данная программа ориентирована на подготовку будущих педагогов-организаторов. Программа предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, подготовку в области педагогики, психологии, теории и методики воспитательной работы с детьми. По окончании обучения и успешной сдаче экзамена выпускникам выдается свидетельство о допрофессиональном образовании с присвоением квалификации «педагог-организатор».

С1992 года ведется работа по программе «Конструирование и моделирование одежды». В рамках программы осуществляется изучение таких специальных дисциплин как технология обработки швейных изделий, конструирование и моделирование одежды, материаловедение. По окончании обучения присваивается квалификация «швея-мотористка».

Восьмой год осуществляется работа по программе «Парикмахерское дело». Программа знакомит с профессией парикмахера, помогает ориентироваться среди многообразия парфюмерно-косметических препаратов, прививает гигиенические навыки. Наряду с формированием знаний о парикмахерском деле, программа преследует цель развития художественного вкуса. Практику по данной программе учащиеся проходят в детской парикмахерской. В конце обучения выпускники получают свидетельства о присвоении квалификации «парикмахер». Пройдя курс допрофессиональной подготовки, при желании, учащиеся продолжают обучение по соответствующей специальности в учебных заведениях края.

На протяжении многих лет коллектив Центра организует занятость подростков в каникулярное время. Приоритет в этой области отдается детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям из неблагополучных семей. Прежде чем организовать рабочие места для подростков, работники Центра запускали такие социальные проекты, как: «Село мое родное» (благоустройство), конкурс вожатского мастерства «Я - вожатый» , «Дискозал своими руками» (работа строительной бригады) . Далее в рамках данных проектов шло трудоустройство ребят.

С 2005 года в центре реализуются такие социальные проекты как молодежная газета «Простые истины», цель которой заключается в приобретении старшеклассниками практического опыта в журналистской деятельности, в развитии творческих способностей старшеклассников, трудоустройстве подростков. А социальный проект молодежного кафе «Форточка» предоставляет возможность старшеклассникам попробовать свои силы в профессиях социальной сферы, организовать общение и отдых подростков Калманского района, повысить культуру общения.

В течение нескольких лет педагогический коллектив придерживается следующей циклограммы по профориентации и занятости подростков:

Сентябрь - Проведение профсеминаров для педагогов, зам.директоров по BP школ района совместно с ЦЗН.

Октябрь - Диагностика старшеклассников.

Ноябрь - Выезд на краевую ярмарку «Мир профессий» в г, Алейск.

Декабрь- Проведение районной ярмарки «Мир профессий».

Февраль-Проведение профильных классных часов.

Март- Подготовка к летней практике в «Педагогическом "классе»

Апрель- Защита молодежных социальных проектов

Май-Август-организация рабочих мест для подростков.

В рамках проекта «Твой выбор» в районе будут продолжать реализовываются следующие социальные проекты: организации досуга молодежи района –социальный проект «Форточка», проект- молодежная газета «Простые истины»; социальный проект «Школа молодого руководителя» направлен на участие ребят в общественной жизни района; проект «Школа вожатых» организует летний отдых детей с помощью молодежной социальной практики, проект «Пятая трудовая четверть»- трудоустройство молодежи в летний период.

В решении выделенных проблем, важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, службой занятости, которые принимают участие в реализации проекта в пределах своей компетенции.

Цели проекта:

Формирование единой профориентационно - образовательной среды в образовательных учреждениях Калманского района; повышение эффективности профориентационной работы; поддержка молодежи «группы риска» посредством их вовлечения в социальную практику через социальные проекты, профориентацию и трудоустройство.

Задачи проекта:

  1. Создать профцентр для формирования единой профориентационно- образовательной среды в районе.

2. Разработать программу профориентации молодежи Калманского района на 2013-2015 гг через её участие в социальных проектах.

3. Организовать и провести районное мероприятие «Ярмарка профессий» с приглашением учебных заведений НПО и ССО г.Барнаула и работодателей района.

4. Развивать у учащихся способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда района и края. Повысить процент профессионально определившихся выпускников до 60%.

5. Привлечь подростков «группы риска» к социально значимой деятельности посредством их трудоустройства и участия в социальных проектах района.

6. Снизить процент правонарушений, совершенных подростками в летнее время, а также снять с учета до 24% подростков, состоящих на учете КДН и ЗП, трудоустроенных в рамках проекта

7. Способствовать выявлению, профориентации и трудоустройству профессионально не определившихся выпускников

Участники проекта

Подростки в возрасте от 14 до 18 лет, проживающие в 24 населенных пунктах Калманского района, учащиеся 10 школ района, молодежь из семей, находящихся в социально опасном положении, состоящие на учете в КДН и ЗП.

Разработчики проекта

МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр» Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 (385-51) 22-1-61 [email protected]

Бистерфельд Александр Николаевич - директор МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 9635205497 [email protected]

Симонова Елена Владимировна –заместитель директора по УР МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 9609587652 [email protected]

Казанцева Алина Ивановна – методист, координатор районных социальных проектов, детских и молодежных организаций Калманского района МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 9609522358 [email protected]

Кузнецова Людмила Михайловна- бухгалтер МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 89237922379 [email protected] .

Реализация проекта осуществляется в Калманском районе Алтайского края на базе МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр»; 10 школ района:

МБОУ Калманская СОШ

МБОУ Новоромановская СОШ

МБОУ Зимаревская СОШ

МБОУ Алтайская СОШ

МБОУ Бурановская СОШ

МОУ Кубанская СОШ

МБОУ Шиловская СОШ

МБОУ Шадринская ООШ

МБОУ Калистратихинская СОШ

МОУ Усть-Алейская ООШ

Основными партнерами в реализации проекта являются:

КГКУ ЦЗН Калманского района; КДН и ЗП Калманского района, Краевой социальный приют «Доверие».

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проект «Твой выбор» необходим для решения проблемы вовлечения, как благополучной учащейся молодёжи, так и молодежи «группы риска» в социальную практику путем её профессиональной ориентации и трудоустройства.

Срок реализации данного проекта составляет 10 месяцев – с 10 февраля по 10 декабря 2013 года и включает в себя следующие этапы:

1этап - подготовительный

На данном этапе будет проведен координационный совет заместителей директоров школ по воспитательной работе с приглашением специалистов организаций-участников, на котором будет сформирован единый план реализации проекта; даны задания по подготовке программы профориентационной работы в школах района и открытия профцентра на базе МБОУ ДОД «Калманский районный Детско-юношеский центр».

Помимо этого будет произведена покупка необходимого для профцентра оборудования, программного обеспечения, канцелярских товаров и т.д., а также распространение информации о проекте через краевые и районные средства массовой информации

Срок реализации данного этапа составляет 1 месяц – с 10 февраля по 10 марта 2013 года.

2 этап - основной

1. Организация на базе МБОУ ДОД «Калманский районный Детско-юношеский центр» профцентра для учащейся молодежи, молодежи, стоящей на учете в КДН и ЗП, и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

2. Организация и проведение профессиональных консультаций (индивидуальных, групповых), профессиональных тестирований, недель профориентации, смотра профуголков в школах района для содействия профессиональной ориентации молодежи. Организация индивидуальных профконсультаций для трудных подростков.

3. Организация и проведение районного мероприятия «Ярмарка профессий» с приглашением учебных заведений НПО и ССО г.Барнаула и работодателей района с целью знакомства с учебными заведениями г. Барнаула и спросом профессий на рынке труда района и края и дальнейшего трудоустройства молодежи.

Привлечение к социально значимым делам молодежи «группы риска». В рамках социальных проектов ребята познакомятся и пройдут профессиональные пробы по следующим профессиям:

Социальный проект «Простые истины» - молодежная газета: редактор, журналист; фотокорреспондент; корректор.

Социальный проект «Форточка» - организация полезного досуга для молодежи района: организатор досуга, звукооператор, художник-оформитель, официант, охранник.

Социальный проект «Школа молодого руководителя» -участие в управлении и общественной жизни района: менеджер, предприниматель, фермер, депутат.

Социальный проект «Школа вожатых» - организация летнего отдыха детей: организатор досуга, вожатый, физрук.

Социальный проект «Пятая трудовая четверть» - трудоустройство молодежи в школьные ремонтные бригады в летнее время: рабочий ремонтной бригады, столяр, маляр.

4. Совместное с КГКУ ЦЗН Калманского района, КДН и ЗП трудоустройство трудных подростков и учащейся молодежи в летнее время. Помощь в выявлении, профориентации и трудоустройстве профессионально не определившихся выпускников.

Алтайского краевого центра профориентации, в краевом конкурсе «Радуга профессий»

Срок реализации данного этапа составляет 8 месяцев – с 10 марта по 10 ноября 2013 года.

3 этап – заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

1. Мониторинг профессионального определения учащихся и выпускников школ Калманского района в 2013г (анкетирование благополучателей и анализ полученных результатов);

2. Мониторинг трудоустройства и занятости молодежи группы риска в рамках социальных проектов и летнего периода.

3. Подготовка и сдача отчетов по проекту.

Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, а именно:

1. Высококвалифицированный кадровый потенциал;

Реализацию проекта будут осуществлять специалисты МБОУ ДОД «Калманский детско-юношеский Центр», профконсультанты КГКУ ЦЗН Калманского района, координатор районных социальных проектов.

К реализации проекта привлекаются заместители директора по воспитательной работе школ, классные руководители, специалисты Комитета администрации Калманского района по образованию, КДН и ЗП Калманского района, редакции районной газеты «Заря Приобья», органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства.

2. Технические средства – цифровой фотоаппарат, МФУ, профориентационное программное обеспечение.

3. Канцелярские товары, расходные материалы.

4. ГСМ

Все это будет приобретаться за счет районных программ, в которых заложены денежные средства на данные мероприятия, а именно: районная целевая программа "Развитие воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Калманского района" на 2013-2015 гг; района целевая программа "Молодежь" на 2013-2015 гг.; районная целевая программа "Развитие системы образования Калманского района на 2013-2015 годы».

План-график реализации проекта

Наименование этапа проекта

Дата

Основное содержание этапа

Ответственный

1этап подготовительный

1. Проведение координационного совета заместителей директоров школ по воспитательной работе с приглашением специалистов организаций-участников проекта. 2.Выработка единого плана реализации проекта; задания по подготовке программы профориентационной работы в школах района и открытия профцентра.

3.Покупка необходимого для профцентра оборудования, программного обеспечения, канцелярских товаров.

Симонова Е.В.

Симонова Е.В.

Бистерфельд А.Н.

Симонова Е.В.

2 этап основной

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАРТ-

НОЯБРЬ

МАРТ-

НОЯБРЬ

1. Организация на базе МБОУ ДОД «Калманский районный Детско-юношеский центр» профцентра для молодежи.

2. Организация и проведение профессиональных консультаций (индивидуальных, групповых), профессиональных тестирований, недель профориентации, смотра профуголков в школах района для содействия профессиональной ориентации молодежи. Организация индивидуальных профконсультаций для трудных подростков.

3. Организация и проведение районного мероприятия «Ярмарка профессий»

3. Организация экскурсий на предприятия района, профессиональных проб в рамках районных социальных проектов. Привлечение к социально значимым делам молодежи «группы риска».

4.Трудоустройство трудных подростков и учащейся молодежи в летнее время. Помощь в выявлении, профориентации и трудоустройстве профессионально не определившихся выпускников.

5. Участие в краевых мероприятиях Алтайского краевого центра профориентации, в краевом конкурсе «Радуга профессий»

6. Распространение информации о проекте через краевые и районные средства массовой информации

Симонова Е.В.

Симонова Е.В.

Зам. директора по ВР школ района

Бистерфельд А.Н.

Симонова Е.В.

КГКУ ЦНЗ

Симонова Е.В.

Казанцева А.И.

Бистерфельд А.Н.

КГКУ ЦЗН

КДН и ЗП

Симонова Е.В.

Симонова Е.В.

Казанцева А.И.

Бистерфельд А.Н.

3 этап – заключительный

1.Мониторинг профессионального определения учащихся и выпускников школ Калманского района в 2013г

2.Мониторинг трудоустройства и занятости молодежи группы риска в рамках социальных проектов и летнего периода.

3. Подготовка и сдача отчетов по проекту.

4. Распространение информации о проекте через краевые и районные средства массовой информации

Симонова Е.В.

Кузнецова Л.М

Бистерфельд А.Н.

Бюджет проекта

Наименование статьи затрат

Стоимость руб.

Кол-во

Всего

Имеется у партнера

Имеется у заявителя

Требуется

Примечания

4=2х3

7=4-(5+6)

Приобретаемое оборудование :

МФУ (принтер, копир, сканер)

6000

1шт.

6000

6000

Для открытия профцентра

11 840 руб

Съемный носитель информации

850

1шт.

850

Программное обеспечение по профориентации

3000

1шт.

3000

3000

Расходные материалы:

Картридж ч\б

1шт.

Картридж цв.

1 шт

Бумага для ксерокса А4

3 шт

Оборудование для профессиональных проб в рамках социальных проектов

12 670 руб

Цифровой фотоаппарат

Шариковая ручка

6000

5.00

1шт

20 шт

6000

6000

Молодежная газета «Простые истины»

6100 руб

Перчатки

Инструмент:

Ножовка

Лопата

Кисть

Пиломатериал

25.00

150

150

25

6000

20 шт

4 шт

4 шт

10 шт

0,3 кб

500

600

600

250

1800

500

600

600

250

1800

Стройбригада «5 трудовая четверть»

3750 руб

Канцелярские товары:

Белый картон

Цветной картон

Цветная бумага

Краски акварельные

Гуашь12цв.

Кисть беличья

Бумага форм. А1

Клей ПВА

Фломастеры

Карандаш простой

Линейка

Корректирующая жидкость

Ножницы

Нож канцелярский

Ластик

Скрепки

Кнопки

Мультифора

Воздушные шары

Жидкое мыло

Салфетки

25

40

15

30

80

20

15

90

50

14

15

30

45

15

10

15

15

1

3

30

30

2уп.

2уп.

2уп.

1шт

1шт.

10ш

8шт.

2б..

3уп

10шт

2 шт.

2шт.

2шт.

4шт.

10шт.

5шт.

5шт.

100

100

2шт.

5шт.

50

80

30

30

80

200

120

180

150

140

30

60

90

60

100

75

75

100

300

60

150

50

80

30

30

80

200

120

180

150

140

30

60

90

60

100

75

75

100

300

60

Кафе «Форточка»

«Школа вожатых»

«Школа молодого руководителя»

2160 руб

Использование автомобиля, автобуса

ГСМ:

Бензин Аи 92

27-00

27-00

120л

30 л

3240

3240

Подвоз ребят на районное мероприятие «Ярмарка профессий»

Профконсультации в школах района 4050руб

Дипломы, призы, сувениры для проведения конкурсов

1700

1700

1700

Футболки под логотипом проекта.

5400

5000

5400

ИТОГО:

5000

35000

Механизм оценки результатов

Для разработки данного проекта послужил проведенный в сентябре 2012г мониторинг профессионального определения выпускников 2012г и учащихся школ района. Эффективность проекта «Твой выбор» будет оцениваться посредством проведения повторного мониторинга профессионального определения выпускников 2013г и учащихся, который позволит выявить эффективность данного проекта в области профориентационной работы с молодежью района.

Также будет проведен мониторинг трудоустройства и занятости молодежи группы риска и молодежи, стоящей на учете в КДН и ЗП в рамках социальных проектов и летнего периода.

Критерием оценки эффективности проекта является процент профессионально определившейся молодежи, снижение процента правонарушений, совершенных подростками в летнее время, а также снятие с учета подростков, состоящих на учете КДН и ЗП, трудоустроенных в рамках проекта.

Конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе

  1. Создание профцентра для формирования единой профориентационно- образовательной среды в районе.

2. Разработка программы профориентации молодежи Калманского района на 2013-2015 гг через участие в социальных проектах.

3. Организация и проведение районного мероприятия «Ярмарка профессий» с приглашением учебных заведений НПО и ССО г.Барнаула и работодателей района.

4.Проект позволит 60% учащейся молодежи определиться в выборе будущей профессии, с помощью трудоустройства попробовать свои силы в социально-значимых проектах, общественной жизни района.

5. Снижение % правонарушений, совершенных подростками в летнее время, а также снятие с учета 24% подростков, состоящих на учете КДН и ЗП, трудоустроенных в рамках проекта.

6. Благополучателями проекта будут 324 ребят из 10 школ района, Краевого социального приюта «Доверие»

7. К работе по проекту будут привлечены 15 специалистов, в том числе в возрасте от 18 до 30 лет - 8 человек.

Проект получит свое дальнейшее развитие в рамках реализации программы профориенации молодежи Калманского района 2013-2015 гг на базе созданного профцентра.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Просмотров