Сила природы аргументы из литературы. ⁠аргументы к сочинению. В.Г. Распутин «В ту же землю»

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки.



Сочинение

Мир вокруг нас – это таинственные и завораживающие пейзажи горных равнин, пустынь, лесов и рек. Мы выходим на улицу, чтобы насладиться свежей утренней прохладой, мы выезжаем из города на выходных, чтобы увидеть новый отрезок ранее неизведанных мест. Но только ли за эстетическим удовольствием мы обращаемся к окружающему нас миру? Какова роль природы в жизни человека? Вот над каким вопросом предлагает нам порассуждать в данном отрывке К.Г. Паустовкий.

Обращаясь к проблеме, писатель обрисовывает красивейшие пейзажи Прорвы. Он делает акцент на исключительности и масштабах таких деталей, как огромные репейники, голубые колючки, медуницы и конский щавель, и обращает наше внимание на то, какой восторг они вызывают у лирического героя. Автор подмечает так же и воздух в этих местах, который «густ, прохладен и целителен».

Природа, как считает К.Г. Паустовский, играет важнейшую роль в нашей жизни. Она помогает человеку отдохнуть от суеты, почувствовать единение с миром, обрести духовную гармонию и, что важно, лучше воспринимать мир и понимать свое место в нем.

Я полностью разделяю мнение писателя. Действительно, оказываясь на лоне природы, вдыхая свежий, чистый и даже немного резкий воздух, человек освобождается от городских оков, как будто бы перерождается и очищается. Из головы уходят лишние и ненужные детали, а взамен появляются новые, свежие, яркие и глубокие мысли, прийти к которым невозможно, находясь в атмосфере пыльных и шумных городских окраин. Природа помогает нам остаться наедине со своими мыслями и чувствами, обрести душевную гармонию и понять, что в нашей жизни по-настоящему имеет смысл.

Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», как никто другой умела восхищаться и наслаждаться природой. Ночь в Отрадном вызвала у девушки бурю эмоций: её окрыляла эта атмосфера, она была настолько восхищена красотой лунного пейзажа, что тут же поделилась своим восхищением с Соней. Образ Наташи Ростовой Л.Н. Толстой раскрывает именно через её связь с природой, и потому так четко прослеживается поэтичность, легкость и чистота помыслов этой героини.

Человек, не умеющий воссоединяться с природой, чувствовать её и наслаждаться ею, теряет духовную гармонию и связь с миром. Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой до последнего не может справиться с собственной хандрой в том числе и потому, что не имеет связи с природой. Евгений равнодушен к пейзажам как городским, так и деревенским, он, в отличие, например, от Татьяны, вовсе не видит разницы между одним и другим. И потому герой до последнего не может разобраться в себе и собственных чувствах, а в итоге и вовсе исчезает в неизвестном направлении.

«…Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе…», - С.Т. Аксаков. Природа и человек с самого появления своего были неразрывны, и потому так близка их связь и так важны они друг для друга.

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.

Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.


В тексте Ивана Александровича Ильина поднимается проблема отношения человека к плохому настроению.

В основу своего повествования автор взял размышления на тему влияния плохого настроения на окружающих и себя. Он рассказывает, что плохое настроение появляется из разлада человека и что человеку следует скрывать его от окружающих, чтобы не заражать их им.

Приведём пример из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Ленский, уговоривший Онегина поехать на именины Татьяны, становится жертвой дурного настроения Евгения, который, попав в ненавистное ему окружение из гостей-соседей, мстит другу ухаживанием за Ольгой, что приводит к дуэли и смерти Ленского.

Также можно привести пример из романа М.ЮЛермонтова "Герой нашего времени". В нём Печорин и Грушницкий не стали прощать друг другу обиды, они оба пытались на злобу ответить злобой, что привело к дуэли. Проявляя они хоть немного понимания, и трагических последствий можно было бы избежать.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что если каждый из наст будет бороться с ненавистью хотя бы в себе, то мир станет немного добрее.

Обновлено: 2017-05-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Проблема взаимоотношения человека и природы.
Роль природы в жизни человека
Проблема экологической катастрофы
Проблема видеть прекрасное в обыденном
Дружба
История
Проблема сохранения исторической памяти.
Отношение к культурному наследию Роль культурных традиций в нравственном становлении человека Отцы и дети
Проблема неуважительного отношения юношества к старости и старикам. Проблема одиночества.
Проблема оценки таланта современниками.
Труд
Проблема наркомании.
Проблема любви к родине
Проблема выбора профессии.
Русский язык
Проблема нравственного долга, нравственного выбора.
Проблема народного духа в трагические моменты истории
Война и мир
Проблема нравственной силы простого солдата
Проблема героической повседневности войны
Литература и поэзия
Ум, знания, книга, наука
Роль книги в жизни человека
Добро и зло
Добрая Речь
Совесть, нравственность
Юность, молодость
Воля, свобода
Героизм, подвиги
Искусство
Спорт, движение
Проблема ответственности.
Самопожертвование. Любовь к ближнему.
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье
Ложные ценности
Проблема развития науки и техники
У каждого в руках судьба мира
Роль личности в истории
Воздействие искусства на духовное становление человека
Воспитательная функция искусства
Межличностные отношения
Страх в жизни человека
Проблема прав и обязанностей человека
Проблема нравственной деградации личности
Человек и научный прогресс Роль науки в современной жизни Духовные последствия научных открытий Научный прогресс и нравственные качества человека
Законы общественного развития. Человек и власть
Человек и познание.
Проблема совести
Роль примера. Воспитание человека
Проблема духовности
Проблема хамского отношения к окружающим (или (не)достойного поведения в обществе)
Проблема влияния религии на жизнь человека
Проблема нравственной брезгливости
Проблема человеческой скупости
Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре
Влияние искусства, культуры на человека
Проблема этических аспектов клонирования человека
Проблема истинной и ложной образованности
Проблема наследственности
Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека
Проблема истинности искусства
Проблема своевременного получения образования
Проблема отношения к учёбе
Проблема взаимоотношения науки и религии
Проблема восприятия окружающего мира человеком
Проблема лицемерия, низкопоклонничества
Проблема взяточничества, беззакония чиновников
Проблема мещанства
Проблема быстротечности человеческого счастья
Проблема влияния личности учителя на формирование характера учащихся
Проблема безответственности чиновников
.Проблема русской деревни
Проблема свободолюбия
Проблема реализации человеком сверхспособностей
Проблема взаимоотношений народа и власти
Проблема мужества и героизма в мирное время
Проблема героизма в годы Великой Отечественной войны
Проблема героизма людей мирных профессий в годы ВО в
Проблема национального единства в годы ВО войны
Проблема военнопленных
Проблема патриотизма
Проблема истинного и ложного патриотизма
Проблема противостояния гениев окружающему миру
Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве
Роль личности в истории
Проблема нравственных уроков истории
Проблема предательства в годы войны
Проблема материнства
Проблема преобразующей силы родительской любви
Проблема родительского подвига
Проблема немилосердного отношения взрослых к ребёнку
Жизнь и судьба женщин
Проблема поиска смысла жизни
Проблема нравственного здоровья нации
Проблема роли интеллигенции в обществе
Проблема одинокой старости
Проблема отношения к родному языку
Проблема вдохновения.
Психологическая проблема комплекса неполноценности
Проблема отцов и детей
Проблема человеческой ограниченности
Проблема детской преступности
Проблема нестандартного духовного поиска современных молодых людей
Проблема единства народов и культур
Проблема преступности на почве межнациональной неприязни (или национализма)
Проблема восприятия мира животных человеком
Проблема отношения человека к животным
Проблема отношения к учёбе
Проблема злоупотребления компьютером
Проблема будущего книги
Проблема воспитания истинных мастеров исполнительского искусства
Роль печатных изданий в современной России
Роль телевидения в жизни человека
Проблема взаимоотношений между женщиной и мужчиной
Любовь

Просмотров