Школьная форма плюсы и минусы. Сильные стороны школьной формы

Все мы проходим школьный период. Проходим сами, следуем вновь школьной дорогой вместе с детьми, внуками. И если спросить, у каждого, из нас: какие ассоциации со школой приходят нам на ум? То, большинство ответов будет: школьная форма.

Да, от ежедневного школьного прикида никуда не деться. Школьная форма, как заурядность плотно оседает и надолго остаётся в памяти нашего сознания. Поэтому, быть может, от её обыденного однообразия нам всегда и хотелось избавиться, скинуть и одеть что-то другое. И как же нам, тогда ещё детям, было радостно, когда школьную форму отменяли, и становилось грустно при её новом введении.

Годы прошли, а ничего не изменилось. Споры по поводу её обязательного ношения как были, так и остались. По-прежнему общество разделено на сторонников школьной формы и их оппонентов, выступающих за повседневную одежду. Что же вызывает такие бурные и нескончаемые разногласия? Ответ: наверное, всё же плюсы и минусы школьной формы. Их мы и попробуем в доступной и понятной форме отразить в этой статье.

Плюсы школьной формы

1. Ежедневный строгий уклад в форме одежды – положительно сказывается на ответственности и серьёзности школьника к занятиям. Во-первых, он не отвлекается на собственный внешний облик и не гонится за модой остальных сверстников. Во-вторых, не тратит времени на всевозможные прихорашивания. Надевая строгую форму, школьник сразу настраивается на учёбу и результат.

2. Школьная форма не нарушает равновесия в финансовой обеспеченности. В жизни школьника и его одноклассников исчезают трения по поводу вкуса и моды на одежду. Конфликтные ситуации на этом фоне, при ношении школьной формы, сводятся на нет.

3. Школьная форма выгодна своей экономической составляющей. Средства, затраченные на школьную форму, какой бы дорогой она ни была, всё равно будут ниже затрат на массу другой повседневной одежды.

4. Школьная форма не даёт повода излишнему раскрепощению. Разнообразие и вольность в одежде будут настраивать учащегося не на знания, а на соревнования между сверстниками и привлечение их внимания только на свою персону. Открытость нарядов девочек в старших классах и взбалмошное одеяние мальчиков явно не создаст атмосферы для их учёбы.

Минусы школьной формы

1. Школьная форма не позволяет себя выразить, раскрыть свою индивидуальность. Творческое самовыражение через одежду в случае со школьной формой не пройдёт. С психологической точки зрения – это, может, и вовсе подавить порывы ребёнка на самовыражение, а в дальнейшем заставит слиться с толпой.

2. Форма не всем одинаково подходит по своему пошиву и поэтому может вызывать неудобство в ношении. Дискомфорт же, явно не настроит на деловой лад и будет мешать сосредоточиться на процессе обучения.

Из общего описанного фона плюсов и минусов школьной формы, видно, что первые всё же преобладают. Можно, конечно, исправить положение дел, продолжив список минусов другими доводами, но вряд ли они будут столь объективными. Как здесь ни крути, всё же школьная форма дисциплинирует, призывает принимать общественные нормы и воспитывает уважение к образовательной деятельности. В дальнейшем эти качества пригодятся, и их придётся проявить среди рабочего коллектива, а дисциплинированное равновесие и порядок в работе не менее важны.

В ношении школьной формы есть свои плюсы и минусы.

Плюсы школьной формы:

  • Школьная форма дисциплинирует учеников (особенно подростков). Отсутствие возможности надеть в школу короткую юбку, майку и т.д. Она приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться. К тому же форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
  • Школьная форма стирает социальные различия между детьми . И богатый, и бедный равны и одинаковы. У школьников нет возможности продемонстрировать роскошные наряды в стенах школы, а значит, нет и возможности посмеяться над кем-то из-за старых и немодных вещей (а дети в этом вопросе порою бывают очень жестоки, и им не объяснишь, что дело не в том, у кого какая одежда).
  • Если в школе ввели школьную форму, родителям больше не надо ломать голову, во что одеть ребенка, чтоб и красиво было, и удобно, и желательно построже. Купил форму – и вопрос решен.

Минусы школьной формы:

  • Форма не дает детям самовыразиться через одежду . Родители и учителя могут сколько угодно твердить, что школа – не подиум. Дети все равно будут сопротивляться. Особенно подростки, особенно девочки. Кругом продают столько нарядных вещей, а в школу вечно надо ходить в одном и том же. А как тогда понравиться мальчику?

Даже советские школьницы в свое время старались покороче подрезать подол школьного платья, чтобы продемонстрировать свои ножки. Что уж говорить о современных школьницах, на глянцевых журналах воспитанных?

Еще немецкий философ Людвиг Фейербах говорил: «Человек отличается от обезьяны наличием своей точки зрения». А именно в средней школе ребенок начинает формироваться как личность, ему хочется быть неповторимым, отличаться от других во всём. Особенно в одежде.

У девушек и молодых людей формируется чувство стиля. Каждый задумывается о том, что ему идет, а чего лучше не надевать. А школьная форма не дает таких возможностей, все учащиеся становятся одинаковыми.

И даже если придумать оригинальный вариант формы, это не поможет, так как уже через несколько дней очень хочется надеть что-то другое, свеженькое. Кроме того, к концу года форма теряет опрятный вид и ужасно надоедает.

  • Форма – удовольствие не дешевое . Форма стоит от 500 гривен (причем, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Плюс плата за подгонку формы. Стоимость блузок-рубашек, а также то, что каждый год форму придется менять: мы то растем – и получите внушительную сумму, которую надо вложить «разом».

Кроме того, если ребенок испортит форму, то родителям придется снова тратиться.
А ведь одной покупкой формы дело все равно не ограничится, ведь ребенку надо будет во что-то одеваться после школы и на выходных, то есть он по- прежнему будет просить новые обновки.

Зеленый сарафанчик, блузка в бело-оранжевую клетку и соломенная шляпка… Нет, это не костюм артистки этнического ансамбля. Это форма ученицы младших классов одной из австралийских школ!

Школьная форма существовала и существует во многих странах. Она бывает единой по стране или специфической в каждом учебном заведении. Даже Гарри Поттер носит школьную форму, причем все время, пока длится учебный процесс!

В СССР все школьники носили форму. Но в России сейчас это не обязательно. Также обстоит дело и в других постсоветских государствах. Общество там раскололось по этому вопросу почти строго надвое: половина требует введения обязательной формы, вторая призывает не допустить этого. Неужели это столь важная проблема?

Честь мундира

Военные и доктора точно знают, что форма дисциплинирует . Впрочем, это отчасти справедливо для любой одежды: как одет, так и ведешь себя. Порядок, дисциплина, соблюдение правил – важнейшие условия успешного школьного учебного процесса. В этом плане форма более чем желательна.

Форма подчеркивает, если можно так выразиться, кастовую принадлежность . Особый наряд позволяет сразу определить важнейшую на данный момент составляющую личности человека. Если на ком-то белый халат – это в первую очередь врач, а затем уже муж, отец или сосед. Форма помогает выделить из толпы того, кто более всего нужен в данный момент. Какое отношение это имеет к школе? Самое прямое: ребенок определенного возраста – прежде всего ученик. Он должен не только изучать науки. Он должен учиться жить, выполнять долг и быть взрослым. Его долг – делать это хорошо. Пусть же каждому издалека будет виден этот достойный статус, и будет очевидно, соответствует ли индивидуум его стандартам!

Форма позволяет сгладить общественные и социальные различия в детском коллективе. Действительно, класс (или полк в армии) всегда служили эталоном сообщества, где принцип равенства реализован на практике. Не все могут позволить своему ребенку носить модные наряды от известных производителей, да еще и менять их каждый день. Очевидное неравенство в одежде порождает пренебрежительное отношение, зависть, неуместное стремление подражать. Это очень опасные тенденции в детском коллективе. Форма может помочь уменьшить их проявления. Правда, в добавок желательно еще и решительно запретить в детских учреждениях мобильные телефоны.

В некоторых случаях форма может повысить самооценку, причем мотивированно. Представители старшего поколения могут вспомнить, с каким чувством они, первоклассники, проходили в форме мимо детского сада. Они чувствовали себя взрослыми, умными, образованными, и стремились (пусть и недолго) действительно быть такими.

Наконец, форма способствует соблюдению приличий. Учителя в современных школах уже устали ужасаться жутким спортивным брюкам мальчиков и устрашающе декольтированным и укороченным нарядам девочек. Действительно, какая может быть учеба, когда одноклассницы сидят рядом полуголые. Форма дает возможность пресечь это полностью.

По цене Версаче

Можно догадаться, что именно последнее обстоятельство вызывает самое жесткое сопротивление идее ношения формы со стороны учеников. Им-то как раз хочется похвастаться перед другими и новыми нарядами, и собственной «привлекательностью». По юности и незрелости дети еще не понимают, насколько это плоско. К сожалению, и многие родители идут в этом вопросе на поводу у избалованных деток, и даже не понимают, каковы могут быть последствия такого попустительства.

Многие возражают и против унифицирующего воздействия формы, заявляя, что она подавляет индивидуальность. Конечно, возможности самовыражения форма несколько ограничивает. Правда, это делают и другие нормы, моральные и правовые, например.

Отрицается целесообразность формы и потому. Что она не может быть универсальной. Ходить в одной и той же одежде и в декабре, и в мае действительно не очень удобно. Те же советские школьницы могут вспомнить неудобные свитера под формой зимой и страшные перегревы в конце весны.

Но самое главное возражение – стоимость . Родители протестуют против обязательного ношения формы, которая в магазинах продается по цене брендовой продукции. Они справедливо замечают, что в советское время, требуя обязательного ношения формы, государство обеспечивало и ее продажу по очень низким ценам. Сейчас же они не могут и не хотят платить огромные деньги за не слишком нарядные и не слишком универсальные вещи. Такие родители обычно не балуют детей и одевают их в школу достаточно скромно. Но они настаивают на праве своих чад ходить на уроки в джинсах и вязаных вручную свитерах, потому что это дешевле и практичнее. Достойное содержание ребенка и так обходится недешево.

Форма с реформой

Если отнестись к делу объективно, можно понять, что обязательное ношение школьниками формы желательно. Но для того, чтобы преодолеть сопротивление этому «старому новшеству» (прежде всего со стороны родителей, в конце концов, форму-то им покупать!), следует изменить кое-что в основах концепции школьного обмундирования.

  1. Форма должна стать наряднее, демократичнее, моднее. Полувоенные костюмчики и платьица горничных с передниками – и впрямь позавчерашний день.
  2. Форменная одежда должна быть хорошо продумана. Ее конструктивное решение должно позволять одеваться и тепло, и легко, и при этом не терять внешнего однообразия.
  3. Форма должна дешево стоить. Государству следует подумать о каких-то дотациях или льготах для производителей такого вида одежды. При этом качество низким быть не должно. Ради своего будущего страна выдержит такой расход.

А кроме этого, общество должно решительно поменять свои ценностные приоритеты . Детей сызмальства надо приучать к мысли, что самовыражаться и утверждать лидерство надо не через наличие модных «шмоток», а через свои знания, ум, таланты и трудовые достижения. Культ образованности, трудолюбия, полезности и самосовершенствования должен заменить культ обладания. Хватит с нас прославляемых двоечников и искусственных фигур с глянцевых обложек! Стране нужны квалифицированные рабочие, подготовленные офицеры, отличные врачи и широко мыслящие ученые! А такие люди своей рабочей одежды никогда не стыдились…

История школьной формы уходит в дореволюционные годы, когда гимназистам и учащимся лицеев вменялось ношение определенного стиля одежды. Советские времена оставили в нашей памяти единый образец коричневых платьев, белых парадных фартуков и мальчишечьих синих костюмов. После распада Союза строгая форма практически пропала, и школьники стали одеваться на уроки в свободной манере. Правда, ненадолго.

Сильные стороны школьной формы

Несколько лет назад Министерство образования выдало рекомендации по стилю одежды для учащихся образовательных учреждений по всей стране. Разумеется, в гимназиях, колледжах и других «особых» типах школ может существовать свой собственная деловая манера, а вот остальным желательно придерживаться строгого образца.

Так, школьная форма для девочек превратилась в однотонные брюки, юбки и сарафаны, разбавленные светлыми блузками и кофточками. А для мальчиков - в классические костюмы, рубашки и галстуки.

Чем же хорош деловой стиль в школе?

  • Дисциплиной. Отсутствие ярких красок, вычурных элементов и аксессуаров освобождает внимание для обучающего процесса, да и повзрослевшие мальчики смотрят не на голые коленки соседки по парте, а на доску.
  • Развитием вкуса. Необходимость придерживаться строгой формы помогает детям выработать свой собственный гармоничный стиль.
  • Подготовкой к взрослой жизни. Деловая одежда вырабатывает привычку одеваться аккуратно, выдержанно, что очень пригодится в студенческие годы и на последующей работе.
  • Внешним выравниванием. Разное социальное положение учащихся в первую очередь проявляется в одежде, что нередко порождает зависть, конфликты и даже унижения. Ношение форменной одежды сглаживает эти «острые углы» и значительно уменьшает количество распрей и ссор.
  • Стимулом учиться. Деловой стиль - первый признак престижных профессий (банкиров, юристов, инженеров), что способствует пониманию: знания - сила.
  • Экономией для родителей. Необходимость каждый сезон покупать модные и новые вещи серьезно бьет по семейному бюджету. А единый образец одежды позволяет подобрать гардероб на год вперед без лишних трат.

А если в учебном заведении введена собственная форма, да еще со знаками отличия или символикой, то это может подвигнуть детей с честью отстаивать свой класс и гордиться принадлежностью к определенной школе.

Слабые стороны школьной формы

Самый явный минус - недостаточное социальное выравнивание, ведь помимо одежды дети пользуются телефонами, носят украшения, сумки и другие аксессуары, которые так же явно говорят об уровне достатка в семье.

Другими отрицательными моментами можно назвать:

  • отсутствие творческого посыла, так как строгие образцы и однотонные спокойные цвета лишены яркости и индивидуальности;
  • некоторое неудобство для детей, посещающих дополнительные занятия, спортивные секции или вынужденных после учебы идти / ехать в другие места;
  • в случае конкретно определенной формы родителям, возможно, придется поднапрячься финансово, так как заказ и пошив одежды отличается по цене от готовых моделей на рынке и в магазинах.

А некоторые сторонники отмены единого стиля утверждают, что ребенку в будущем и так придется чуть ли не всю жизнь носить деловую одежду, поэтому хотя бы в школьные годы надо дать детям свободу.

Трудно поверить, что дети так быстро растут. Не успели оглянуться, а уже нужно собирать ребенка в первый класс. Волнительные хлопоты! Рюкзак, тетрадки, карандаши и ластики, и, конечно, школьная форма! Отношение к школьной форме у родителей очень разное: кто-то возмущается «уравниловкой», кто-то недоволен покроем и качеством пошива, а кого-то форма устраивает целиком и полностью.

Для чего вообще нужна школьная форма, и есть ли ей место в современной системе образования? Какие преимущества и недостатки у школьной формы? Как относятся к ней дети? Ответы на все эти вопросы нам даст сегодня .

История школьной формы

Униформа в школах появилась еще в дореволюционной России. Шинели, фуражки и гимнастерки - форма тех времен носила полувоенный характер. Гимназистки были обязаны носить коричневое платье, поверх которого надевали черный или белый передник. Соломенная шляпка эффектно дополняла эту форму.

В 1918 году школьная форма была отменена, так как она была признана пережитком буржуазного прошлого. Еще одной причиной отказа от школьной формы стала бедность. В школу дети ходили в том, что у них было.

В 1948 году школьная форма вновь была признана обязательной. Она ничем не отличалась от дореволюционной, кроме отсутствия соломенных шляпок у гимназисток.

В начале 80-х гг. ввели форму для старшеклассников, девочки при этом продолжали носить коричневые платья с фартуками. В 1984 году появился еще один вариант школьной формы для девочек - костюм-тройка синего цвета (юбка со складками, пиджак с накладными карманами и жилет).

Сегодняшняя школьная форма поражает своим многообразием. Ее шьют из качественных материалов и по современным швейным технологиям. Некоторые наиболее престижные учебные заведения разрабатывают свой собственный корпоративный школьный стиль. Но вопрос о пользе или вреде школьной формы по-прежнему актуален. Давайте попробуем разобраться в преимуществах и недостатках школьной формы.

Преимущества школьной формы

Что ни говорите, а во введении обязательной школьной формы есть масса достоинств.

  • Во-первых, благодаря школьной форме школьники не могут поразить друг друга очень дорогой или намеренно эпатажной одеждой. Это очень хорошо, ведь в школу ходят, чтобы получить знания, и отвлечения на одежду здесь совсем неуместны. Даже со школьной формой сегодня существует множество других способов выделиться: телефоны, сумки, различные аксессуары и т.д.
  • Во-вторых, школьная форма является неплохим материальным подспорьем для родителей. Купив ее к началу учебного года, можно забыть о проблему «что мне сегодня одеть в школу».

Дети в школьной форме образуют единое целое и уже не создают впечатление разношерстной толпы. Кроме того, форма позволяет группе превратиться в полноценный коллектив. В европейских учебных заведениях у всех школ разная форма, она составляет часть традиции. У детей даже не возникает мыслей не носить форму, они гордятся ее, как и принадлежностью к тому или иному учебному заведению.

Всем известно, что происходит с детьми в подростковом возрасте. Желание выделиться зашкаливает. Нередко девочки в этом возрасте приходят в школу в прозрачных блузках, коротких майках, оголяющих пупок, джинсах с низкой талией или мини-юбках. Какие уж тут мысли об учебе! Школьная форма прекрасно помогает решить эту проблему: в школе - учеба, вне школы - самоутверждение!

Недостатки школьной формы

Противники школьной формы кричат о том, что уровниловка недопустима. Конечно, у каждого ребенка своя фигура, телосложение, рост и т.д. Единая школьная форма не может быть всем к лицу. Некоторые школы дают ученикам возможность выбора фасона в пределах единой цветовой гаммы, например. Но даже если такой возможности нет, помните, что любая форма, подогнанная по фигуре, будет смотреться хорошо.

  • В идеале форма должна быть красивой и комфортной. Но в реальности в большинстве школ никто не согласует школьную форму с родителями. Ее дизайн разрабатывают по принципу «как получится, лишь бы была».
  • Форма угнетает детей своим однообразием. Каждый день видеть одно и тоже - скука. К счастью, во все времена школьники находили способы украсить свою форму: блузки интересных фасонов, необычные воротнички, подтяжки и т.д.

Как видите, в школьной форме нет ничего страшного. И преимуществ от ее введения гораздо больше, чем недостатков. И как бы ни возмущались родители или их , школьная форма во многих учебных заведения - это неизбежная данность. Не лучше ли направить свои усилия на усовершенствование ее покроя и улучшения качества материала, для того чтобы дети не стеснялись своей школьной формы, а с гордостью носили ее?

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

Просмотров