Русские легенды о ведьмах. Ведьма, ведьмы

Легенды о Ведьмах... Часть 1 Кровавая Мэри В глубине темного леса в крошечной избушке жила старая женщина, которая любила собирать цветы да травы для продажи в соседнем городке. она всегда жила одна. детей у нее не ыбло, да и родственников тоже. Каждый, кто проходил мимо ее дома, чувствовали холод и страх, чувство обреченности. Все называли ее Кровавой Мэри т.к. она была ведьмой, которая охотилась на кровь молодых. Никто не перечел ей и всегда чтил, потому что боялись ее власти над магией. Однажды молодая семья обыскалась свою пяти летнюю дочь. Все сразу же поняли, что в этом может быть виновна Мэри. весь народ вооружился вилами да факилами и отправились в лес, к домику Мэри. Сама она все отрицала, говориа, что не видела девочку. Но некоторые люди заметили, что она помолодела, стала красивее. Все мужчины стали считать ее очень привлекательной... Однажды ночью дочь мельника встала с кровати и вышла из дома, очарованная звуком, который кроме нее никто не слышал. Той ночью у жены мельника разболелся зуб и она, сидя на кухне, готовила отвар, чтобы снять боль. Увидев, как дочь выходит из дому, она позвала мужа и выбежала следом за девочкой. Мельник выскочил из дома в одном исподнем, вместе с женой они пытались остановить девочку, но тщетно. Отчаянные крики мельника и его жены разбудили соседей. Многие выскочили на улицу, чтобы помочь отчаявшимся родителям. Внезапно мельник вскрикнул и указал соседям на странный свет на краю леса. Там, около старого большого дуба стояла Кровавая Мэри и указывала волшебной палочкой на дом мельника. Она светилась неземным светом и насылала злые чары на дочь мельника. Поселяне вооружились кто чем – палками, вилами – и бросились к ведьме. Услышав их приближение, ведьма прервала колдовство и попыталась скрыться в лесу. Один предусмотрительный фермер, прихвативший ружье, заряженное серебряными пулями, выстрелил в нее. Он попал ведьме в ногу и она упала. Разъяренные люди схватили ведьму, притащили на площадь, где соорудили огромный костер и сожгли Кровавую Мэри. Вскоре после ее смерти жители поселка отправились к ее дому в лесу и нашли могилы пропавших девочек. Ведьма убивала их, а их кровь использовала, чтобы омолодиться. Сгорая на костре, Кровавая Мэри выкрикнула проклятие. К любому, кто упомянет ее имя перед зеркалом, придет ее мстительный дух и человек погибнет ужасной смертью. С тех пор любой, кто настолько глуп, что трижды произнесет «Кровавая Мэри» перед зеркалом, вызывает дух ведьмы. Этим несчастным уготована мучительная смерть, а их души, пойманные в зеркальную ловушку, будут вечно гореть в адском пламени, поскольку сама Кровавая Мэри однажды была сожжена.

Салемские ведьмы

Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о ведьмах.
Конечно, не о тех, которых показывают в кино и которые носят чёрные шляпы, тёмные одежды и летают на мётлах, нет.
Речь пойдет о настоящих ведьмах… ну, или о тех, кого люди считали ведьмами, и кому пришлось заплатить за это очень высокую цену.

Сегодня нас ждет жуткая история Салемских ведьм, самых известных ведьм Америки.
Этой легендой мы открываем цикл «ведьмовских» историй: вслед за историей о ведьмах Салема, мы узнаем о ведьмах Нью-Йорка, Коннектикута, Вирджинии, Массачусетса.
Но это будет позже, а пока…
Знаменитая Салемская охота на ведьм: 1692 год, 19 человек повешены по обвинению в колдовстве, восьмидесятилетний старик до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) брошены в тюрьму как пособники ведьм, страх и паника в городе, потому что никто, никто не застрахован от того, что следующей жертвой охотников может оказаться кто угодно: пожилая женщина, священник, ребенок, жена губернатора, добропорядочный прихожанин. Если же вынесут обвинение, путь только один: допрос, признание - и виселица.
Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории.
До сих пор ведутся споры о том, что же произошло на самом деле: были ли казненные на самом деле ведьмами или являлись жертвами намеренного обмана, погибли в результате наговора со стороны потерпевших или, как утверждают историки, сыграло свою черную роль отравление спорыньей… а возможно, было что-то еще, нам неизвестное?
Мы уже никогда не узнаем этого…

Примерно так выглядел Салем 1692 года.

Тихий городок, где ни один житель и предположить не мог, какая черная слава уготована будет этому месту!
Уточним, что существовало два Салема: поселок Салем (Salem Village), где произошли события, приведшие к суду над ведьмами (который в настоящее время называется Дэнверс (Danvers) и город Салем (Salem Town), где проходил суд над ведьмами и который и сейчас называется Салемом.
Сейчас Салем - исторический город, "мемориал" знаменитых событий прошлых лет.
Повсюду, куда ни посмотри - бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и черные коты... даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле.
Лучше всего сказать так: Салем, это город, где Хэллоуин длится круглый год!
Здесь стараются сохранить стиль домов и улиц XVII века. Многие здания превращены в музеи, благо туристов тут полно: дом американского филантропа Пибоди, где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток; галерея салемских восковых фигур, музей ведьм, подземная тюрьма, где держали ведьм.

Сохранился и дом Корвина, где жил один из судей Салемского процесса - Джонатан Корвин, теперь здесь тоже находится музей. Дом-музей заново отреставрирован и даже передвинут на несколько метров (его передвинули, когда прокладывали улицу). Сохранилось старое кладбище, где похоронен один из судей.
Так же гостям Салема непременно покажут "Деревню первопроходцев", в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; "Дом Пикеринга" — самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; Дом о семи фронтонах: темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот дом, одна из основных достопримечательностей Салема, он описан в романе Натаниэля Готорна, который так и называется: "Дом о семи фронтонах".
Действие романа разворачивается в фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры "салемским ведьмам".
Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.

Но вернемся к нашей легенде.
Кто же они, салемские ведьмы?
Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
За что все это?
Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
А вскоре нашлись и ведьмы.

(Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)

В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
(Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!

Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
Произвели допрос.
Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.

Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
Ответ: Ни с кем.
В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
О.: Нет.
В.: Зачем ты вредишь этим детям?
О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
О.: Я никому этого не поручала.
В.: Какую тварь ты наняла для этого?
О.: Никакую - на меня возвели напраслину.
Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
«Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.

Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
«Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.

Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя - Джордж Барроуз».
Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. Решающее доказательство прозвучало непосредственно во время суда, когда девушки обвинили Барроуза, которого содержали в тюрьме, в том, что он их покусал. Они продемонстрировали отметины зубов, и тогда судьи велели открыть Барроузу рот и сравнить отпечатки с зубами обвиняемого, «которые отличались от зубов других людей».
У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, но
5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.
В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз (он так и не признал себя виновным в колдовстве), уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш». (Считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки, что если человек прочитал эту молитву, не споткнувшись – он невиновен). Толпа, присутствующая при казни, так взбудоражилась этим фактом, что потребовала немедленно освободить священника.
Судье наблюдающему за тем, чтобы приговор был приведен в исполнение, пришлось потратить время, чтобы втолковывать прихожанам, что дьявол опаснее всего, когда является в облике ангела света и смущает невинные души жителей Салема.
Бэрроуз был повешен.

На очереди было дело Бриджет Бишоп, рассмотренное судом в июне 1692 года.
Бишоп было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером, эксцентрично одевалась и была хозяйкой таверны.
Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет. Само собой, этот факт тут же был использован как подтверждение ее ведьмовства.
Муж ее сестры подтвердил, что к Бридже являлся Сатана, а свидетель поклялся, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
Нашлись и другие, кто подтвердил, что Бишоп – ведьма.
Житель деревни Самуэль Грей рассказал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его.
Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил и к ним.
Но самое главное: на теле женщины была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок».
Старую Бишоп признали признали виновной и 10 июня 1692 года «салемская ведьма» была повешена.
...После этого юные обвинительницы, что называется, вошли во вкус.
29-30 июля 1692 года еще пять женщин были признаны виновными и повешены.
Одна из них, Ребекка Нерс, была добропорядочной прихожанкой и женщиной преклонных лет: ей был уже 71 год, и она не вставала с постели.
Ребекка до конца сохранила трезвый ум и чувство юмора, который не изменил ей даже во время допроса.

Вопрос: Чем ты больна? О твоей болезни ходят странные слухи.
Ответ: Маюсь желудком.
В.: Чем ты уязвлена?
О.: Ничем, кроме преклонного возраста.
Преклонный возраст ее не спас.
«Околдованные» девочки стояли на своем: она ведьма! Она заставляла их подписываться в книге Сатаны! Она виновна!
Они корчились и бились в припадке, когда видели Ребекку, что, естественно, и заставило суд признать ее ведьмой.
Ребекку Нерс повесили.

Дело «Салемских ведьм» продолжалось, людей отправляли в тюрьмы и на виселицы и если у горожан и имелись сомнения по поводу происходящего, свое мнение они держали при себе. Сомневаться было делом смертельно опасным.
Трактирщик Джон Проктор был одним из немногих, кто посмел усомниться в том, что несчастные женщины действительно ведьмы.
Через день против него выступили в суде Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, индеец Джон (раб Париса), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут.
Они заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца.
Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.
9 сентября 1692 года приговариваются к виселице еще шесть женщин, а 17-го сентября на Висельный холм поднялись еще девять человек, обвиненные в колдовстве.
19-го сентября 1692 года восьмидесятилетнему Джайлзу Кори выпал самый тяжелый жребий.
Кори до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (его жена обвинялась в том, что она - ведьма), но и после этого он отрицал свою причастность к колдовству. К нему решено было применить пытку тяжестью, чтобы в буквальном смысле, выдавить признание.
Это было противозаконно, потому что, хотя в Англии пытки и существовала до 1827 г., в Массачусетсе параграф 46 Корпуса свобод 1641 г. запрещал их применение: «Из телесных наказаний не дозволяются бесчеловечные, варварские и жестокие».
Тем не менее, восьмидесятилетнего Джайлза Кори задавили до смерти, на протяжении двух дней накладывая на доску, положенную ему на грудь, все больше и больше тяжестей.
Еды не давали никакой, «кроме трех ломтей самого плохого хлеба в первый день и трех глотков стоячей воды, какая найдется поблизости, во второй». Роберт Калеф описал, как в понедельник, 19 сентября, в открытом поле подле салемской тюрьмы Джайлз Кори умирал «под гнетом и от наваленной на него тяжести язык вылез у него изо рта».
Кори умер, так и не признав себя виновным.
22-го сентября 1692 года повешены еще восемь человек.
Девятая жертва, Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем самым избежала повешения.
Как ни опасно было сомневаться в непредвзятости суда, все же в октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений.
Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным.
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.
В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.
Где на самом деле похоронены «салемские ведьмы» - неизвестно.

За время этой ведовской истерии в тюрьме оказались сто пятьдесят человек, было повешено девятнадцать.
Двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, одну (Титубу) долгое время держали в тюрьме без суда, двоим женщинам отсрочили казнь, так как они заявили о своей беременности (впоследствии они дожили до полной отмены приговора), одна (Мэри Бредбери) сбежала из тюрьмы уже после вынесения приговора, еще пятеро признали свою вину и получили отсрочку.

Множество версий, объясняющих поведение девушек-обвинительниц, было выдвинуто позднее.
Утверждалось, к примеру, что они отравились спорыньей, содержащейся в хлебе (симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки). Вскоре эта версия была опровергнута.
Другие говорили, что виной всему могло быть заболевание девушек особой формой энцефалита.
Но вероятней всего и всего правдивей видится нам самая простая версия: солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова. Именно это и привела на виселицу девятнадцать человек.

Единственным документом, подтверждающим это, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя, в возрасте 26 лет:

Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения

Некоторые ведьмы заслужили скандальную известность, а многие оказались несправедливо обвинёнными жертвами. Перед вами - подборка известнейших ведьм в истории.

1. Бриджет Бишоп и другие Салемские ведьмы

В 1692-м году в английском городке Салем состоялся самый громкий суд над ведьмами в истории. В общей сложности в колдовстве были обвинены от 172 до 200 человек, 19 из которых повешены, а остальные брошены в тюрьму.

Началось всё с того, что две девочки, 9-летняя Бетти и 11-летняя Абигайл, начали странно себя вести: впадали то в апатию, то в лихорадочное веселье. Иногда они падали на пол, бились в судорогах, кричали и звали кого-то, причём порой не на родном языке. Когда отец, городской пастор Сэмюэл Пэррис, начинал читать над ними молитвы, сестры затыкали уши и кричали ещё громче.

Служившая в доме негритянка Титуба решила, что в детей вселились бесы. Чтобы это проверить, она облила кусок мяса их мочой, поджарила его, а затем скормила собаке. Девочкам это не помогло, но одна из них в корчах прошептала имя негритянки - бедную женщину тут же обвинили в колдовстве и заключили под стражу.

Потом сестры стали называть и другие имена, весь город переполошился, под стражу заключали всё новых и новых женщин. Первой казнённой стала владелица нескольких городских таверн Бриджет Бишоп. Она была известной в городе особой, успешной женщиной, но общественное мнение осуждало её за излишнюю экстравагантность - любовь к откровенным красным платьям. Бриджет обвинили в колдовстве - в наведении порчи на Бетти, Абигайл и других девушек, порче скота и использовании в колдовских целях кукол. Некоторые местные жители говорили о том, что видели, как она использовала этих кукол: втыкала в них иголки, поджигала куклам пятки и тому подобное. А некто Сэмюэл Шаттак показал, что Бишоп просила его покрасить для неё крохотные кружева, которые были слишком малы, чтобы использовать их для украшения платья.

Во время суда Бишоп вела себя крайне вызывающе, в итоге её повесили. За этим последовали казни других женщин. Неизвестно, выздоровели ли больные девочки, но восковых кукол в доме Бриджет Бишоп действительно нашли.

2. Агнес Семпсон

В 1590-м году, в канун Дня Всех Святых, у берегов Шотландии разыгрался страшный шторм. Штормы в этих местах были делом обычным, но в тот раз буря потрепала корабль принцессы Анны - невесты шотландского короля Иакова IV. Судно уцелело только чудом, и всей флотилии пришлось остановиться в Норвегии, чтобы переждать непогоду. Бури затянулись надолго, и король лично отправился встречать будущую жену и смог добраться до неё. Но когда королевская чета попыталась прорваться морем в Шотландию, буря налетела снова.

После долгого изнурительного путешествия чета всё-таки добралась до места. Суеверный король был уверен: обрушившаяся на их корабли буря - не просто разыгравшаяся стихия, а самое настоящее колдовство. Так в Шотландии началась охота на ведьм.

Первой обвинили повитуху из графства Ист-Лотиан Агнес Семпсон. Ей приписывали колдовство и посещение шабашей, где присутствовал сам Сатана. Говорили, что именно Сатана приказал Агнес и другим ведьмам вызвать бурю, чтобы погубить королеву Анну. Женщину подвергли пыткам: сначала надели на неё особое приспособление под названием «ведьмина узда», а когда она призналась во всём и выдала ещё пять своих сообщниц, удушили и сожгли на костре.

История на этом не заканчивается. Позже в залах Холирудского дворца якобы часто встречали призрак Агнес и говорили, что тот, кто увидит его, непременно утонет.

3. Анна Колдингс

Анна Колдингс была ещё одной женщиной, обвинённой в колдовстве во время шотландской охоты на ведьм. Именно её имя вышеупомянутая Агнес Семпсон назвала первым.

Надо сказать, что Анна действительно вела себя странно - по крайней мере, по мнению жителей того времени. Она любила бродить одна по полям и лесам Шотландии, редко ходила в церковь и почти ни с кем не общалась. Женщина была бедна, не имела влиятельных родственников, так что обвинить её в колдовстве было проще простого. Она также призналась под пытками в своей причастности к вызову бури и сношениях с Сатаной. Более того, она рассказала о том, что во времена своего девичества кормила грудью маленького сына Сатаны. Анну заживо сожгли на костре, и в историю она вошла под именем Матери Дьявола.

4. Мария Лаво

Известная как «Змеиная королева», Мария Лаво была, пожалуй, самой известной жительницей Нового Орлеана. Своё прозвище она получила из-за того, что держала у себя огромного питона по кличке Зомби. Более того, она считается основательницей культа вуду в Новом Орлеане. Местное духовенство Марию ненавидело и боялось, но сделать ей что-то в «просвещённом» 19-м веке, да ещё и в Америке, не могли.

Именно Мария ввела в орлеанский вудуистский культ моду на использование некоторых христианских символов: распятия, образа святых. Так она надеялась показать, что вуду ни в коей мере не противоречит христианству. При этом многие культовые службы включали в себя распитие петушиной крови и последующие дикие оргии. Она добилась в Новом Орлеане большого влияния, имела обширные связи с нужными людьми, и, по легендам, вылечила от эпилепсии дочь мэра.

Другая история, связанная с Марией: одну девушку из влиятельной и богатой семьи хотели насильно выдать замуж за старика. Молодая невеста любила другого и угрожала наложить на себя руки, если её принудят к замужеству. Обеспокоенный жених обратился к Лаво с просьбой дать ему приворотное зелье. После этого с юной невестой как по волшебству произошли удивительные перемены: она перестала сопротивляться и покорно пошла под венец. После венчания на свадебном пиру престарелого жениха хватил удар, и он умер на глазах у толпы гостей. Дело в том, что невеста успела обратиться к Лаво раньше, и та предпочла помочь именно ей. Девушка получила состояние и вышла в итоге замуж за своего возлюбленного, а Лаво досталась от благодарных молодых солидная награда за помощь.

Умерла Мария своей смертью в возрасте 87 лет как католичка и была похоронена на кладбище, в святой земле.

5. Лори Кэбот

Лори Кэбот - современная ведьма, живущая и здравствующая по сей день. В 1977-м году она удостоилась официального звания «ведьмы Салема» от массачусетского губернатора. Будучи шестилетней девочкой, Лори часто поражала взрослых неизвестно откуда взявшимися откровениями. Она говорила, что все эти удивительные вещи ей рассказывают «голоса». В 14 лет юная Лори переехала в Бостон, где встретила двух ведьм, имена которых неизвестны, и именно они разглядели в девушке настоящий талант к оккультным наукам и стали обучать её всему, что по их мнению положено знать настоящей ведьме.

Лори оказалась смелой и в конце 1960-х годов решила открыто заявить общественности о том, что она - самая настоящая ведьма. Кэбот стала носить длинные чёрные одеяния, пентакль и другие ритуальные украшения. Поначалу над ней смеялись, её боялись, но в итоге привыкли. Лори переехала в Салем - город в Массачусетсе - и стала учить желающих гадать на картах Таро. Параллельно с этим она с помощью ясновидения помогала полиции в раскрытии сложных преступлений, проводила диагностику болезней по человеческой ауре, а позднее основала «Лигу общественного признания ведьм». Лори сделала очень многое для того, чтобы ведьм не считали опасными, а также активно боролась за права ведьм и их признание в обществе. Её перу принадлежит книга «Сила ведьм», развенчивающая большинство стереотипов о ведьмах и их основном предназначении.

6. Каэль Мерри

Во времена инквизиции в нидерландском городке Рурмонд начали происходить странные события. Неизвестно чем болели и умирали дети и старики, падал замертво скот, быстро скисало молоко. Все эти события крестьяне приписали деяниям ведьмы - датчанки Каэль Мерри.

Испанцы, ведшие судебный процесс над ведьмой, настаивали на пытках, однако голландский суд оказался более гуманным и просто выслал Мерри из страны, поскольку та поклялась на Библии в своей невиновности. Правда, позднее её выследил и утопил в реке испанский наёмник.

7. Энтьен Джиллис

В ходе того же процесса в Нидерландах были обвинены в колдовстве и другие женщины. В частности, казнили повитуху Энтьен Джиллис. Под пытками у Энтьен вырвали признание о том, что в молодости она спала с Дьяволом, убивала ещё нерождённых детей и крохотных младенцев. Женщина назвала ряд имён и, по легенде, прокляла весь город перед тем, как её повесили.

Всего во время этого процесса было казнено 63 женщины. Все признались в том, что вершить свои злодеяния им велел Дьявол, и они не могли ослушаться.

Представление о том, что человеку можно навредить с помощью колдовства, существовало во многих странах. В местных культурах бытовали поверья, связанные с потусторонними способами воздействия на людей. Дела о магическом вмешательстве в жизнь граждан рассматривались в европейских судах вплоть до конца XIX века. В статье, опубликованной в журнале Midland History, историк Томас Уотерс рассказывает, почему зловещие легенды о ведьмах благополучно пережили мрачные времена Средневековья.

В деревушке Лонг Комптон, расположенной на границе графств Оксфордшир и Уорвикшир, батрак Джеймс Хэйвуд напал на свою соседку, престарелую Энн Теннант, которая от нанесенных ей ран скончалась. В свое оправдание Хэйвуд заявил, что старуха наводила на него болезни и призывала несчастья, из-за чего он не мог работать. Как оказалось, в эти способности госпожи Теннант верили и другие жители деревни.

Дело Энн Теннант оказалось резонансным, газеты о нем активно писали. Судебные репортажи внесли неоценимый вклад в изучение местных поверий и заставили специалистов изменить свой взгляд на отношение к колдовству в викторианской Англии.

Они везде

В викторианскую эпоху газеты Оксфордшира и Уорвикшира нередко обозревали происшествия и судебные слушания, связанные с колдовством. Большая их часть была посвящена происходящему в других регионах страны и за рубежом, но случались и местные события.

Так, в июне 1863 года в Уорвике рассматривалось дело пожилого гражданина Томаса Дрэйпера, который напал на женщину и ударил ее по лбу, чтобы пустить ей кровь, в надежде, что таким образом «снимет с себя проклятье». Подобный случай произошел в деревеньке Тайсо, где некая Сара Диксон, «будучи ослабленной болезнью», считала, что на нее навела порчу ее соседка Агнес Дарем. Вместе с подругой Диксон ворвалась в дом к Дарем и сильно расцарапала ей руку в надежде вызвать у «ведьмы» кровотечение и снять проклятье.

Рассказывалось и о других происшествиях в этом роде. Многие в то время были уверены, что для снятия порчи, наложенной колдуном или ведьмой, достаточно пустить злодейскую кровь. Такой же была мотивация Джеймса Хэйвуда, убившего Энн Теннант, - просто он немного не рассчитал силу, с которой вонзил в нее вилы.

Из свидетельских показаний смотрителя местного сумасшедшего дома по делу Хэйвуда становится понятно, что это были не единичные случаи: «В южном Уорвикшире вера в колдовство чрезвычайно распространена». Местный фермер, у которого работал батрак, говорил: «Треть жителей Лонг Комптона верят в ведьм и волшебников и называют нескольких человек, которых они считают таковыми». Это же подтверждала и дочь Хэйвуда, заявлявшая, что «часто слышала, как народ говорит о ведьмах» (хотя, возможно, она давала такие показания из чувства семейной солидарности). Более того, стало известно, что батрак часто посещал «специалиста» по ведьмовству, который якобы умел диагностировать и снимать чары.

Сумасшедший или пьяница?

Как и для местной прессы, для суда дело Хэйвуда было неординарным, ведь речь шла об убийстве. В ходе слушаний судья опросил девять свидетелей, давших показания о том, во что верил батрак. Этих людей спросили, верят ли они сами в ведьм, и попросили оценить поведение Хэйвуда. Интерес суда к этой информации не был праздным: на основании этого оценивались действия подсудимого - может ли он отвечать за смерть Энн Теннант по закону, является ли он вменяемым.

Историки часто связывают тенденцию английских судов признавать веру в колдовство психическим расстройством с интеллектуальными тенденциями XIX века и в особенности с развитием психиатрии. Вера в ведьм уже в XVIII веке могла стать причиной для того, чтобы признать ответчика невменяемым.

После показаний смотрителя сумасшедшего дома Хэйвуд был оправдан как невменяемый. Суд окончательно убедился в этом после слов мужа Энн Теннант, который сказал, что подсудимый «никаких странностей не имел, кроме как постоянно твердил о ведьмах». Тем не менее другой свидетель, фермер Джеймс Тейлор, говорил о таких верованиях как «распространенных в деревне» и подчеркивал, что местные жители не считали Хэйвуда чудаком.

Вероятно, наиболее явным свидетельством сумасшествия батрака было то, что он все же убил Теннант, ведь несмотря на то, что вера в ведьм была распространена, убивали людей, подозреваемых в колдовстве, чрезвычайно редко. При этом многие свидетели показывали, что Хэйвуд любил выпить и мог совершить преступление в состоянии алкогольного опьянения, но это суд почему-то не учел. Так или иначе, его дело было громким, хорошо задокументированным в прессе и оставило фольклористам много материалов для размышления.

Библия не врет

Журналисты и историки викторианской эпохи считали веру в колдовство языческой, или «альтернативной» - вступающей в противоречие с протестантизмом. Люди черпали свои сведения о сверхъестественном из Библии короля Якова - перевода Священного Писания, выполненного под патронажем монарха.

Два свидетеля по делу Хэйвуда рассказывали, что он был впечатлен тем, как описывалось колдовство в библейском тексте. (Имеется в виду Левит, порицание ведьмовства в Книге пророка Михея и описание Симона Волхва в Деяниях апостолов.) Подсудимый действительно взял с собой Библию короля Якова, когда сидел в тюремной камере, ожидая суда.

Автобиографические и фольклорные источники региона подтверждают, что местные жители черпали сведения о колдовстве прежде всего из Священного Писания. Даже неграмотные заучивали тематические отрывки из Библии наизусть. В одном из описаний повседневной жизни графств есть фраза, которую произносит мать на вопрос дочери о колдовстве: «Конечно, ведьмы существуют. Мы читали о них в Писании». То есть люди, верившие в колдовство, не считали свои взгляды «альтернативными» или языческими: их религия четко указывала им, что ведьмы - это реальность, что они действительно делают то, в чем их обвиняют.

Знающие люди

Впрочем, знание о том, кто ведьма, а кто - нет, местные жители получали не из Библии, а за счет слухов и сплетен. Плодили их обычно так называемые «знающие люди», изучившие Писание досконально и, с точки зрения общества, имеющие право выявлять зловредных колдуний. Именно они рассказывали селянам о том, как бороться с магией и ее последствиями.

К одному из таких «знающих людей», мистеру Мэннингу, ходил и Хэйвуд. Мистер Мэннинг был «водяным доктором», то есть человеком, который определяет болезни по моче страдальца. Именно так он выяснил, что в страданиях его пациента виноват сглаз, то есть ведьма буквально «плохо посмотрела» на него.

Вместе против остальных

Среди селян бытовало поверье о том, что ведьмы склонны объединять силы. Так, они верили, что в Лонг Комптоне живет шестнадцать колдуний, общающихся между собой. Молодым девушкам строго-настрого запрещали приближаться к таким старухам, чтобы они не заманили их в свои ведьмовские сети.

Практики, которые Хэйвуд по совету мистера Мэннинга применял по отношению к Энн Теннант (за исключением нападения на нее), были направлены против всех ведьм деревни. Он рассказывал ее мужу, что «все они у него в бутылке». Хэйвуд имел в виду так называемую «ведьмину бутылку», в которую собирались моча, ногти и волосы проклятого, а потом поджаривались над огнем. Это, по идее, должно было причинять всем ведьмам, зачаровавшим его, нестерпимую боль.

Несмотря на то что за пример взят инцидент, случившийся в деревне, в ведьм верили не только сельские жители. В прессе Уорвикшира и Оксфордшира есть немало упоминаний о нападениях на предполагаемых колдуний в крупных городах. Похоже, только в Лондоне англичане в то время не обвиняли в своих бедах злобных старух, владеющих черной магией.

Жители Лонг Комптона продолжали верить в колдовство даже в ХХ веке, о чем свидетельствуют автобиографические материалы времен Первой мировой войны. Один из селян вспоминал: «В те дни народ очень интересовался ведьмами. Стоило кому-то заболеть, горшку упасть и разбиться или еще какой-нибудь неприятности случиться, во всем винили колдуний».

Михаил Карпов

Когда-то давно в небольшом поселке жила юная девушка. Она была прекрасна, как сама ночь! Длинные вьющиеся каштановые волосы, большие карие глаза и светлая кожа - девушка была самой красивой в деревне. Она жила в самой обычной, небогатой семье. Альцина (а именно так звали девушку) была доброй, скромной и милой. Она любила книги, помечтать и верила в магию. Альцина была идеальной. Все знала и все умела. Родители гордились своей дочкой и хотели выдать замуж за самого богатого мужчину в поселке, тем самым обеспечив хорошую жизнь девушки. У Цины было много подруг, и все всегда бежали к ней за советом. Но были и те, кто завидовал острому уму девушки. Правда, таких были единицы. За Альциной толпой бегали парни, каждый хотел лично познакомиться с самой умной и красивой девушкой округа. Цина не отказывала никому - поговорить с ней мог всякий. А вот продолжали это знакомство только некоторые - те счастливчики, которые понравились юной деве. Учитывая то, что за ней толпой бегали мужчины, она могла выбрать любого и тот бы ей не отказал.
Но Альцина с малых лет была влюблена в мальчишку из богатой семьи. Девушка всегда бегала за ним «хвостиком». Она во всем ему помогала, старалась угодить, а когда он хотел, обучала его тому, что знала сама. Альцина всегда готова была помочь или дать дельный совет своему предмету обожания. И так, с помощью этой дружбы, если, конечно, эти отношения можно было так назвать, парень стал считаться самым умным в поселке. Эти двое были предметами подражания для всей деревни. И, как можно было подумать, они поженились... но нет. Злосчастная судьба решила по-другому. Несмотря на многолетнюю дружбу, парень ни в какую не обращал внимания на подругу детства. Альцина для него была просто-напросто подругой. Он мог обсуждать с ней девушек, которые ему нравились, а Цина только слушала и иногда давала советы, как завладеть женским сердцем. Девушка всегда была внимательным слушателем. Это было ее главное отличие, за которое ее, собственно говоря, и любили.
Так вот. Прошло какое-то время, девушку вскоре должны были выдать замуж. Родители подбирали любимой дочери самых знатных, богатых и умных мужчин. Но Альцина лишь отнекивалась, каждый раз придумывая новые причины, почему не хочет замуж за того или иного богача. Еще через некоторое время девушка призналась, что хотела бы выйти замуж за своего друга. Родители лишь покачали головами, мол, мы заставлять его не будем, вот сам предложение сделает, тогда и посмотрим. Цина понимала, что такого от своего друга и через несколько веков не дождется. Да что там веков, даже если она будет единственная девушка на весь мир, он ее не заметит. Альцина решила все взять в свои руки. «Раз сам не хочет - заставлю», - так подумала девушка. Ее сердце очерствело без любви и ласки, пока она бегала за возлюбленным, и теперь от добродушной и милой Альцины ничего не осталось.
В ночь полнолуния девушка накинула на белоснежное, подвенечное платье черный плащ и отправилась в густой, темный лес. Было очень тихо и только сухие ветки да листья шуршали под ногами юной девицы. Если верить одной из прочитанных накануне книг, на небольшой поляне, которою все звери обходят стороной, недалеко от деревни живет старая ведьма. Ее деревянную хижину можно увидеть только в ночь на полнолуние и то, если прочитаешь особое заклинание. Говорят, что ведьма поможет исполнить любое желание, но в замен выдвинет свои условия. У каждого они были разные… Альцина шла абсолютно вслепую, так как нигде точно не было написано, где же искать поляну. Через несколько часов скитаний девушка наконец-то вышла на совершенно голую поляну. Там не было даже намека на что-то живое. Трясясь от страха и холода, девушка дрожащим голосом стала читать заученное ранее заклинание:

In supremae nocte plenilunium, sed nefanda veneficas defensionem senex senis. Apparebis in conspectu meo, volo!

Пока она шептала, стоя у края поляны, все вокруг стал заволакивать белый туман. Глаза Альцины закрылись сами собой, и она не могла видеть, с какой неестественной скоростью еле заметная дымка превратилась в непроглядную пелену. Когда девушка открыла глаза, туман начал рассеиваться, и вскоре Альцина увидела перед собой старую деревянную хижину. Когда девушка подошла ближе, дверь гостеприимно, но с противным скрипом отворилась. Цина осторожно поднялась по ступенькам и вошла во мрак дома.
На удивление девушки, как только она перешагнула порог, тот мрак, что был виден со стороны поляны, исчез, а вместо него появилась вполне уютная, теплая атмосфера. Посреди комнаты стоял деревянный круглый столик, на котором была кружевная, белая скатерть. В кресле-качалке, у противоположной от входа стены, сидела милая на вид бабушка. На носу у нее были круглые очки, а в руках спицы. Старушка что-то усердно вязала и, видимо, так увлеклась процессом, что не заметила вошедшую девушку. По крайней мере, так подумала Цина. Но, когда она уже хотела открыть рот и прокашляться, старушка сказала:

Я вижу тебя дитя, не волнуйся, - ведьма отложила свое рукоделие и указала Альцине на противоположное от себя кресло. - Ты смелая. Пришла в ночь по темному лесу. Не побоялась моего дома и зашла внутрь. Обычно девушки убегали на полпути, - увидев вытянувшиеся от удивления лицо девушки, старушка прыснула. - Я знаю, кто собирается ко мне идти, - она мягко улыбнулась. - И чтобы хоть как-то себя развлечь, я слежу за своими гостями. Правда, эти гости не всегда до меня доходят… Ну, что все я говорю, да я? Ты ведь умная девушка, Альцина, ты прекрасно знаешь, что просто так я желания не выполняю. В конце концов, я же не золотая рыбка? - старушка вновь заулыбалась.

У Цины она теперь вызывала только доверие. Девушка поборола свой страх и согрелась, поэтому осмелев, гордо подняла голову и начала говорить:

Я знаю все условия. Может, мы перейдем к моему желанию? - старушка в мгновенье посерьезнела. Кивнув девушке головой, та сложила руки в замок и дала понять, что готова слушать. - У нас в деревне есть одни парень… Я в него влюблена, но он не обращает на меня никакого внимания. Я бы хотела, чтобы он заметил меня, что я всегда рядом и готова помочь… И полюбил в ответ.

Ведьма кивнула и, встав из-за стола, принялась читать какое-то заклинание. В один момент она, не переставая бормотать, взяла нож, схватила руку Альцины и сделала надрез. Капля алой крови упала на белую скатерть. Цина поджала губы, но не произнесла ни слова, однако слеза предательски скатилась по щеке девушки. Для обычного пореза было слишком больно. Конечно, Альцина и раньше получала травмы, эта в новинку не была. Хотя, если бы девушка знала, что ей порежут ладонь, отдернула бы руку, как только заметила нож. Но Цина понятия не имела об этом и решила, что так даже лучше. Она знала, что ритуал может требовать чего угодно.
Время текло незаметно. Боль утихла, хотя девушка не была в этом уверена и склонялась к тому, что просто привыкла к ноющему ощущению. Альцина уже не знала, сколько времени провела у старухи, но чувствовала страшную усталость. Глаза девушки начинали закрываться. И когда Цина готова была свалиться на пол, ведьма отпустила порезанную руку, которую все это время держала, и сказала:

Ритуал завершен. Но я не выполнила то, что ты хотела. Я уже стара и у меня просто не хватит сил выполнить твое желание. Я передаю тебе свои силы. Это будет тебе и подарок, и наказание. Подарок в том, что ты сможешь выполнять любые свои желания. Наказание же в том, что все они будут приносить тебе только боль. Теперь ведьма ты. Тебе дарованы магия и бессмертие. Пользуйся ими с умом. А теперь ступай прочь, Проклятая.

Альцина от усталости практически не слышала последних слов ведьмы. Девушка даже не помнила, как нашла дорогу домой. Когда Цина шла ей путь освещало солнце, это она точно запомнила. Значит, девушка пробыла у ведьмы всю ночь… Неудивительно, что она так устала и хочет спать! От изнуренности юная ведьма не замечала, что на глубине сознания мельтешили мысли о том, что что-то пошло не так и жизнь теперь не будет прежней.
Когда девушка проснулась, почувствовала необычайный прилив сил. Это было странно, особенно если учесть, что Альцина не спала практически всю ночь. Девушка, протерев заспанные глаза, стала вспоминать, что случилось ночью. После нескольких отчаянных минут на нее накатил ужас, она совершенно не знала, что ей теперь делать. В частности пугало то, что она не умеет пользоваться своими новоприобретенными силами.
Поблуждав взглядом по комнате, Цина наткнулась на большой фолиант, мирно лежащий на прикроватной тумбочке. Взяв книгу в руки девушка не увидела никаких признаков названия, но, открыв первую страницу, заметила кучу заклинаний написанных аккуратным почерком. Пролистав несколько листов, Альцина обнаружила заклинание, обведенное красными чернилами. Рядом с ним было написано: «Для приворотов». Ведьма не обманула. Вызубрив заклинание, девушка отправилась к своему возлюбленному. С собой она взяла нож. Для большинства ритуалов он был просто необходим. Зайдя в дом своего друга совершенно без стука, Цина отправилась в спальню. Парень еще спал. Девушка порезала руку себе, а потом осторожно, присев на корточки рядом с возлюбленным, взяла его руку также и сделала надрез. Парень сразу же проснулся, но уже ничего не мог сделать. Девушка нашептывала заклинание, и уже вскоре парень выглядел, как тряпичная кукла. Альцина провела рядом со своим новым другом несколько дней, после чего не выдержала и убила его. Парень напоминал ей ходячего мертвеца, и поэтому девушка решила отправить его на тот свет. Но, так как ведьма приворожила его, дух парня не оставлял ее. Девушка страшно мучилась, ночами не могла спать. Ее возлюбленный преследовал ее везде. Вскоре в одной из своих магических книг юная ведьма прочитала, что защитить ее сможет лишь тот, кто ей понравится, обращенный в дикое животное. Но эта симпатия должна быть взаимной. С тех пор юная ведьма Альцина бродит по миру в подвенечном платье и ищет себе охранников.

Ну и что? - спросил высокий черноволосый парень.

Как... как, что?! - девушка, которая была ниже его на голову, задыхалась от возмущения. - Вот ты такой у нас умный, красивый, а завтра тебя и не сыщут!

То есть я - умный и красивый? - парень засмеялся, а собеседница залилась краской. - Мне, конечно, очень приятно, но сейчас не об этом… Мара, это просто легенда! Или ты и вправду думаешь, что эта проезжая очень даже симпатичная девушка в белом платье - ведьма Альцина?

Вилард! Эта легенда передавалась из поколения в поколение уже очень много лет! Я не думаю, что ее просто так выдумали! К тому же, ты видел, что ее глаза отливают красным? Это как минимум странно!

Да, Вилард, и вправду. Сегодня я соглашусь с Марой, - сказал такой же высокий, но светловолосый юноша. - Хотя признаюсь, она мне тоже понравилась.

Идрис! Брат! Только не говори, что и ты туда же! - Вилард скривил недовольную рожицу. - Чем вам эта девушка-то не угодила?!

Она - ведьма! - зло прошипела Мара. - Ты видел старуху Гленду?

А что не так со старухой?

Она уже очень-очень старая! Никто даже понятия не имеет, как она дожила до такого возраста… Но именно она распространяла эту легенду! Она говорила, что Альцина была лучшей подругой ее жениха! То есть, того, кого и приворожила ведьма! Гленда бы узнала свою соперницу! И сейчас, если ты, конечно, еще не заметил, она рвет и мечет, и именно она сказала, что та девчонка и есть ведьма!

А может, кто-то просто ревнует?

Дурак! Сам увидишь - я права!

Мара круто развернулась, отчего на песчаной дороге поднялась пыль, и направилась в сторону своего дома. Парни лишь пожали плечами и не спеша пошли к себе.
Идрис и Вилард - братья-близнецы. Только у Виларда черные волосы, а у Идриса светлые. Это было их единственное отличие. Братья жили одни: их родители погибли давным-давно. Они работали, учились и ни в чем не нуждались и были самыми обычными на всем белом свете.
Но сегодня в их поселке случилось кое-что обычно-необычное. Просто для кого-то это не представляло ничего такого, а кто-то запирал двери на все замки.
В город пришла юная, красивая девушка, с длинными вьющимися каштановыми волосами и в белом якобы подвенечном платье. Те, кто ее видел, действительно говорили, что у нее красные глаза. По местной легенде именно так выглядела ведьма Альцина, которая забирала мужчин, что ей понравятся, и именно поэтому половина всего поселка запирали двери на все имевшиеся щеколды. А старуха Гленда вообще говорила, что она знает эту бедную девушку и что это именно та ведьма, которая убила ее жениха.
Братья в этот бред не верили. Обоим девушка понравилась, и они бы с удовольствием с ней поговорили. Ни Вилард, ни Идрис не видели в этом ничего плохого. Единственная странность была в том, что девушка шла без обуви, а на нежных девичьих ножках не было ни единой царапины. Но учитывая то, что половина всего населения уже прозвала ее ведьмой, мало кто обращал внимание на босые ноги... А кто-то и вовсе не смотрел на девушку.
Та весь день ходила по деревне и предпринимала попытки с кем-то заговорить, в основном с мужчинами. Кто-то отскакивал от девы, как от огня, кто-то неохотно поддерживал немногословный разговор, а единицы сами начинали что-то рассказывать, переходя от одной темы к другой.

Этой ночью мой охранник погиб. Когда мы шли по полю, я так устала, что совершенно забыла про блокирующие заклинания, а только благодаря им мой жених меня не мог найти сразу, и тогда был шанс скрыться. Но сегодня он нас нашел. Ледбур сражался отважно, но сил этого волка не хватило, чтобы по достоинству отразить нападения призрака. Мой охранник служил мне достаточно долго и сегодня пал в бою... Пока мой жених восстановит силы, я найду нового и продолжу свое путешествие. У меня есть ровно двое суток на сие действие…
К моему удивлению, выйдя из леса, я узнала родной дом. Он нисколечко не изменился, только вокруг него бегали ребятишки. Когда я стала ведьмой, у меня была младшая сестра, Ирис. Верно, это ее потомство. Как жаль, что у меня нету времени познакомиться с родственниками! Я бы очень хотела иметь семью, пить чай и что-нибудь вязать, а вокруг меня бегали бы внуки… Но я выбрала другой путь. Я - Проклятая, как однажды сказала та ведьма. Все мои желания принесут мне только несчастье. К этому я уже привыкла.
Учитывая то, что я попала к себе на родину, про меня здесь что-то должно быть рассказано. Как бы мне не надо было спешить с поиском охранника, я предпочла бы сперва погулять по родному поселку. Выйдя на пыльную дорогу, я стала оглядываться по сторонам в надежде узнать знакомые места, но еще раз повернувшись к своему дому, я увидела, как на заднем дворе сидит и плачет девочка. О, как она похожа на меня в детстве! Такие же каштановые волосы! Так приятно видеть человека, в котором пусть и нет твоих генов, но так похож на тебя!
Я не могла пройти мимо девочки.
Вернувшись к дому и оглядевшись вокруг, я ловко перемахнула через деревянный забор, вспомнив юность. Прокравшись мимо окна, я вышла на задний двор. Девочка меня не услышала и продолжала хныкать, уткнувшись себе в ладошки. Я осторожно подошла к ней.

Эй! Как тебя зовут? - я присела рядом с ней на колени, не боясь запачкать белое платье. Девочка вздрогнула и уставилась на меня большими карими глазами. Да уж, я не хотела ее напугать. - Не бойся. Так как тебя зовут?

Лаура, - девочка вновь шмыгнула носом.

А меня Альцина. Приятно познакомиться, - я улыбнулась. Нужно было успокоить малое дитя, которое так мне приглянулось. - Почему ты плачешь, Лаура?

Мой брат забрал у меня мою любимую куклу, - из глаз девочки вновь покатились слезы. - И с его друзьями ее сломал.

Да, бывает и такое. Мальчишки вообще создания вредные. Но сейчас мне нужно как-то успокоить девочку и помочь ей. Я задумалась. Малому ребенку никто не поверит, если она скажет, что какая-то девушка наколдовала ей новую куклу. Но в таком же случае Лауру могут обвинить в воровстве… Но если эта девочка действительно похожа на меня, волноваться не о чем.

А какую ты хочешь куклу?

Ну… - протянула девочка. Мой вопрос явно застиг ее врасплох. Лаура на секунду задумалась, а потом посмотрела на меня и слабо улыбнулась. - Я хочу такую как ты! Ты очень красивая и нравишься мне!

Приятно было слышать такие слова от маленькой, невинной девочки. Особенно, если учесть, что ты ведьма, которою все боятся. Ребенок не соврет - он еще не умеет. Дети мне нравятся тем, что они говорят только правду, поистине ангельские создания! Я вытянула руку перед Лаурой и тихонько прочитала заклинание. Над моей ладонью появились белые искры, а уже через несколько секунд я держала куклу, которая была точной копией меня. Девочка с восхищением в глазах сначала посмотрела на новую игрушку, а потом на меня. Я улыбнулась, а малышка резко бросилась ко мне с объятиями и прошептала «Спасибо». Мне больше ничего и не надо было. Наконец Лаура меня отпустила, и я уже встала, чтобы уходить, как малышка окликнула меня:

Альцина! Кто ты? - какая сообразительная девочка! Не каждый ребенок спросил бы такое. Я все больше и больше узнаю в ней себя.

Ты знаешь свою бабушку Ирис? Слышала о ней?

Я ее старшая сестра.

После этой фразы я покинула родной дом, оставив племянницу со своими мыслями и догадками. Мне нужно было вернуться к своему основному делу по поиску охранника.
Выйдя на центральную дорогу, я пошла к местному рынку, пусть там и многие люди с опаской на меня поглядывали, а некоторые просто не замечали. В центре всего этого я увидела старуху с палкой в руках, на которою она опиралась. В этой женщине я сразу узнала Гленду. Когда-то очень давно именно она должна была выйти замуж за моего друга. Мы с ней никогда не ладили. Именно она застала меня с окровавленным ножом над трупом своего жениха и именно она впервые назвала меня ведьмой. А за это я прокляла ее. Никто не должен был знать, что я убила своего друга, а убивать еще и Гленду я не могла. Я была настолько зла, что наслала на нее проклятие вечной жизни. Но, в отличие от меня, она будет жить в облике старухи. А до того, как она станет таковой, ее никто более не полюбит. Да, я была жестокая. Но, что поделать. Я думаю, что именно моя «подруга» распустила легенду про ведьму Альцину. Интересно, она меня узнает? … Я подошла ближе и, когда взгляд Гленды упал на меня, она завизжала.

Господи! Это она! Это Альцина! Ведьма! Она прокляла меня!

Честно говоря, мне было смешно. Большая часть всего народа, что был на площади разбежался кто куда. В глазах остальных читалось замешательство, недоверие или смех. В основном, разбежалось старшее поколение. Младшие не верили в чепуху про магию и ведьм. Эх… А надо бы! Я состроила невинное, ничего не понимающие личико. Мне было абсолютно все равно, что подумало старшее поколение. Этих сорокалетних пьяниц, я точно в охранники не возьму! Мне нужны были молодые парни. А для привлечения внимания, меня природа красотой не обделила. Проходя мимо Гленды, я тихо сказала ей:

Никто уже не верит в легенды. Ты никого не сможешь спасти.

От моих слов глаза старухи расширились. В них плескался бесконечный ужас. Но, рот она уже не откроет по этому поводу. Когда я захочу она скончается. И ее уже ничто не спасет. Она не должна была жить вечно и не будет. В конце то концов, я же должна быть милосердна к ней.

После инцидента на рынке от меня шарахались. Я предпринимала попытки заговорить с кем-то, но это не увенчалось большими успехами. Кто-то отшатывался от меня, как только я открывала рот. Кто-то был не многословен и ответив на пару моих вопросов убегал как можно дальше. Пару молодых парней сами подходили ко мне. И у меня было такое чувство, что им язык только развязали. Говорили они много и не по делу. Так и прошел мой день. Теперь у меня были две проблемы: первая, это ночлег. Мне нужно было попросится к кому-то переночевать. Можно было бы пойти к своей семье, но там и подавно верят в легенду и меня бы оттуда быстро вышвырнули. К тому же, надо продолжать поиски охранника. Вторая проблема заключалась в том, что уже следующей ночью жених найдет меня и я снова кану в безумство. Не знаю, как у меня вышло пережить это в первые дни. Но, свои ошибки я повторять не собираюсь и за оставшееся время, я должна найти охранника…

Идрис и Вилард сидели у себя в доме, на кухне и пили чай. Дом у них был небольшой, но уютный. Две спальни (одна братьев, другая для гостей, которые к слову появлялись в доме близнецов, очень часто), кухня, столовая и гостиная, у братьев, были в одной комнате. Так же в доме имелся чердак, но на него можно было попасть только через задний двор. На втором этаже (он же чердак) всегда собиралось куча ненужных вещей, которые братья находили, делали сами или же выращивали. Эти вещи близнецы продавали. Собственно говоря, так они и жили. Вся мебель в доме была деревянной и ее лично делали братья. Они старались придумывать такие схемы, где не надо было бы использовать гвозди. Это была их «фишка». В кухне, где сидели Идрис и Вилард, стоял деревянный стол, на котором была фарфоровая ваза с цветами. Она считалось самым ценным в доме близнецов. Дело в том, что ваза приравнивалась к драгоценности, особенно сейчас, когда она - единственное напоминание о покойных родителях. Они погибли давно, еще когда Идрис и Вилард были маленькими. Тогда за ними ухаживала соседка. Повзрослев, братья сами стали о себе заботиться. Близнецы были умны, талантливы и добры. Они готовы были помочь всем и каждому. Именно поэтому они в этот день поругались с половиной населения поселка. Девушка, что пришла в город, явно нуждалась в помощи. Братья видели, как она подходила к местным и, что-то спрашивала. Мягкосердечному Идрису, было больно смотреть на юную девушку. Вилард же носился по всему поселению и ругался со всеми, кто смел назвать девицу ведьмой. Вообще-то братья и без их подруги Мары, знали про легенду. Каждый уважающий себя человек в городке должен был ее знать. Эта легенда стала основной частью небогатой истории деревни. И поэтому с детства всей малышне рассказывали историю про ведьму Альцину. Кто-то верил, кто-то нет. Близнецы относились к немногочисленной категории не верующих. Сейчас был поздний час и братья сидели в тишине, каждый думая о своем. Неожиданно, в дверь раздался робкий стук. Парни удивленно переглянулись и поспешили открыть массивную дверь. На пороге, к их удивлению, стояла та самая новоприбывшая девушка. В ее глазах читались неуверенность, страх и отчаяние. Она робко улыбнулась:

Добрый вечер. Прошу прощения, что помешала, но… - Вилард не дал ей договорить и перебил:

Нечего извиняться! Вы нам совсем не помешали!

И все же, извините, - девушка стала говорить более уверенно. - Дело в том, что мне негде переночевать. Я могу остановиться у вас? - братья переглянулись после чего ответил Идрис:

Конечно, оставайтесь! У нас есть свободная комната… Проходите.

О, спасибо большое! Меня зовут Цина, а вас? - на счет имени девушка сомневалась и рассчитывала на то, что братья не заметят сходство с «Альцина».

Я - Вилард, а это мой брат Идрис.

То, что вы братья - видно только вблизи, - задумчиво протянула девушка, а потом улыбнулась. - А так и не скажешь!

Вы, верно, проголодались? - неожиданно произнес Идрис. Вилард в изумлении, покосился на брата. - Я пойду приготовлю, что-нибудь, а Вилард покажет вам комнату…

Спальня гостьи были небольшой, но уютной. В комнате было большое окно, в данный момент занавешенное полупрозрачной, бежевой шторой. Под ним стоял комод из светлого дерева, на котором лежали различные предметы интерьера. У противоположной стены были книжные шкафы, рядом с которыми стояло одинокое кресло из бежевой ткани. Напротив входа, в комнату, стояла большая кровать. На одеяле был вышит весьма странный узор. Если присмотреться, можно было увидеть целую историю, в маленьких, вышитых картинках. Каждый рисунок был продолжением другого и в итоге складывалась цельная картина девушки в белом платье. Цина зайдя в комнату тут же бросилась к одеялу и стала с преувеличенной внимательностью его рассматривать. «Нужно быть мастером, чтобы создать столь красивую картину!» - восхищалась девушка. Но вслух она этого не сказала. Альцине интересно было узнать кто сотворил сей шедевр и что значит весь этот рисунок, который она никак не могла разобрать.

Кто сделал это покрывало?

Наша прапрапра… - парень явно не был уверен сколько нужно говорить «пра», но в итоге улыбнулся и уже уверенней продолжил. - Бабушка. Она была известной мастерицей в деревне.

А что значит этот рисунок?

Легенда, - удивленно ответил парень. - Тут изображена легенда. Кто о ней не знает?

Цина присмотрелась к изображению. И, правда! На покрывале были изображены кусочки легенды. Они были разбросаны так, чтобы в итоге из них получилась общая картина - девушка в белом платье. Здесь ведьма была показана просто как самая обычная, добрая девушка, какой и была раньше. Только тот кто действительно хорошо знает историю, сможет собрать все кусочки воедино… Девушка невольно улыбнулась. Она вспомнила мастерицу, которая могла сделать такое. Ее лучшая подруга…

Вашу бабушку звали Талия?

Да, - удивился Вилард. - А откуда ты знаешь?

Моя семья когда-то здесь жила… - уклончиво ответила девушка и тут же поспешила перевести тему в более безопасное русло. - Это великолепная работа!

Да, верно…

Когда Вилард и Цина вернулись на кухню, стол был накрыт. Девушка поблагодарив братьев, принялась за еду. Весь оставшийся вечер близнецы расспрашивали девушку. Альцина отвечала уклончиво, дабы не раскрыть свою истинную сущность и на ходу придумывала себе биографию. Девушка никак не думала, что ее жизнью будут так активно интересоваться. По этому, уже позже, лежа в мягкой и удобной кровати, прокручивая вечерний разговор, находила некоторые ошибки и неточности в созданной ей легенде. Альцине оставалось надеяться, что братья этого не заметили. С такими мыслями ведьма погрузилась в сон.

Ей снилось, что она бежит. Бежит по столь знакомому лесу. По той самой тропе, по которой когда-то и пришла к ведьме. Альцина точно знает куда бежать. Она хочет все вернуть назад. Не нужна ей такая судьба. Нет. Цина бежит от своего возлюбленного. Он скоро догонит ее и тогда… А что тогда никто не знает. Неизвестность пугает девушку, а ноги от усталости начинают заплетаться. Она падает, но вновь поднимается. Нельзя останавливаться, она уже почти у цели! И вот она. Совершенно голая поляна, освещенная светом полной луны. Девушка шепчет заклинание и перед ней появляется ветхий, деревянный дом. Не дожидаясь приглашения, Альцина влетает в дом и оказывается в комнате покрытой пылью. Свечи, что были расставлены по ней раньше, не горят, от них только исходит дымок, как-будто их только потушили. В кресле, где сидела старушка лежит недовязанное изделие, а на столе лежит записка. Девушка берет ее дрожащими руками и глаза начинают в панике бегать по строчкам.

«…Это будет тебе и подарок и наказание. Подарок в том, что ты сможешь выполнять любые свои желания. Наказание же, в том, что все они будут приносить тебе только боль. Теперь ведьма ты. Ты не сможешь, что-либо изменить. Выбор сделан. А теперь ступай прочь, Проклятая.»

Паника. Куда теперь бежать? Если ничего не можешь сделать? Возвратиться в деревню равно по собственной воли ступить на эшафот. Ведьму в деревне не примут. Остаться здесь? И ждать пока кто-то придет? Боятся выйти из дому, так как тебя там поджидает призрак? Нет. Альцина не хочет так жить. Никто бы не захотел. Саму себя в темницу сажать не хочется. Девушка выходит их дома. Поляна уже вовсе не голая - она поросла густой, мягкой, на вид травой. Девушка смотрит на полную луну и падает на колени. Отовсюду доносятся обрывки фраз, сказанных когда-то им. Из глаз девушки заструились слезы отчаяния. Последний взгляд брошенный на луну. Ощущение, что она смеется над юной ведьмой. Отчаянный крик, эхом раздавшийся по лесу и…

И девушка проснулась. Альцина тяжело дышала, по лицу градом скатывался пот. Этот кошмар снился ей на протяжении нескольких веков. Но только перед полнолунием. Но самое страшное, что это был не просто кошмар. Это было воспоминание. Альцина с ужасом вспоминала дни, когда бежала от духа своего друга. Это сумасшествие сложно было забыть. И она никогда не избавится от него. Только сможет на какое-то время забыть. Но он будет вечно ее преследовать. Может быть, только после смерти, ведьма найдет покой…

Братья провели с девушкой весь последующий день. Они показывали ей деревню (хоть Цина и сама прекрасно знала, что где), сводили к некоторым красивым местам. К списку этих мест было приравнено озеро, которое во времена девушки считалось болотом с нечистью. Сейчас оно было более менее приведено в порядок. Близнецы познакомили Альцину с некоторыми своими друзьями. Не специально по гостям водили, а только тех кого встречали, знакомили. В их числе оказалась и Мара, которая фыркнув, поспешила убраться подальше, предварительно кинув на братьев предостерегающий взгляд. Вилард не обратил на это внимание, а вот Идрис, который еще прошлым вечером заметил неточности в биографии девушки, незаметно кивнул подруге. Цина этого жеста не заметила, увлеченная разговором с Вилардом. Целый день близнецы таскали гостью по всей деревне и заводили ее чуть ли не в каждый дом. Девушка давно не проводила время так весело и посему ей совсем не хотелось возвращаться к своей мрачной жизни в бегах. Но близился вечер, начинала всходить полная луна и ведьма должна была выбрать одного брата, как и делала всегда. Вилард ей больше симпатизировал, но девушка понимала, что они - не просто братья. Они - близнецы. А близнецов разлучать ни в коем случае нельзя. Альцина видела, что Идрис и Вилард были дополнением друг друга. И разорвать эту прочную нить братских уз - нельзя.

Когда было уже темно, они вернулись в дом братьев. Те еще что-то оживленно обсуждали и не заметили, что гостья остановилась в дверях. Она, видя, что близнецы вовсе не собираются прекращать увлекательный разговор по поводу какой-то книги, слегка улыбнулась и кашлянула. Братья мгновенно затихли и обернулись.

Я благодарна вам за помощь оказанную мне и за прекрасно проведенный день, но я должна идти дальше.

Куда ты пойдешь на ночь глядя? - изумился Идрис.

И правда, - Вилард поддержал брата-близнеца. - Останься еще на одну ночь, а утром пойдешь.

Я бы очень хотела, но не могу. Я должна, - девушка сделала ударение на последнем слове, призывая братьев ей более не перечить. - Я должна уйти сегодня.

Вилард состроил кислую физиономию и согласно кивнул.

Мы проводим тебя.

Компания вышла из дома. Альцина на мгновение обернулась, посмотреть кто пошел за ней. Как два охранника Идрис и Вилард шли плечом к плечу за девушкой. Ведьма окончательно убедилась, что связь этих двух прочнее любого заклинания. Она вздохнула. Ей действительно понравились братья. Девушка не хотела обрекать их на верную смерть, но что-либо менять было поздно. «Не нужно было оставаться с ними, надо было искать других…», - корила себя ведьма. Альцина готова был расплакаться от горя. У них могло быть светлое будущее… Но она пришла именно сюда. И именно они ее приютили на ночь. Братья не поверили легенде, что рассказала Мара. И очень зря.

Альцина тихо шла по дороге в сторону леса. Идрис сзади тихо пытался остановить Виларда, но ничего не получалось. Наконец, когда они дошли до леса, Цина резко остановилась и так же, не поворачиваясь, сказала:

Я не позволю девушке идти ночью, через лес, одной! - сказал Вилард.

А я не оставлю брата, - вздохнув, пробормотал Идрис.

Что же, - тихо сказала девушка. - Это ваш выбор.

На секунду она обернулась и ее глаза на лунном свете, отбросили красный блик. Теперь совесть Альцины была чиста. Она дала братьям выбор. Они предпочли остаться с ней, пусть и не зная всей правды. Цина решила, что так будет справедливо, хотя и знала, что оба останутся с ней до конца. Ведьма босой ногой ступила на лесную траву. Помедлив несколько секунд, она быстро пошла вперед. Где-то в голове тихо начинал шептать до боли знакомый голос. Пробираясь через сухие, колючие ветки, Цина ускорялась. Ей хотелось как можно скорее с этим покончить. В какой-то момент девушка вынуждена была остановиться, так как братья остались далеко позади. Идрис провалился в какую-то яму и Вилард помогал ему выбраться. Девушка закатила глаза и шепнула заклинание. Через минуту братья догнали колдунью, обсуждая странную яму.

Прошло какое-то время и компания вышла на круглую поляну поросшую густой, зеленой травой. Яркая луна была как раз над этим местом. Близнецы стали увлеченно рассматривать необычную местность, а вот у девушки уже раскалывалась голова от постоянного шепота. Альцина вышла на середину поляны и поманила за собой братьев. Девушка не сомневалась в том, что понравилась Виларду. А Идрису свойство заклинания передастся только потому, что он брат-близнец Виларда. Цина коварно улыбнулась и стала читать заклятие.

Cx illis qui facti carus tempore facta lupi, et custodierit me in aeternum!

Все вокруг заволокло густым туманом, а братья стали испуганно оглядываться по сторонам. Еще чуть-чуть и они, стоя совсем близко, не видели друг друга. В скором времени из-за тумана перестал пробиваться, и так тусклый, лунный свет… Через несколько минут мгла исчезла. Перед девушкой предстали два больших и красивых волка. Один белый, а другой черный. Звери испуганно прижали уши к голове. Альцина победно улыбалась. Ее глаза светились безумством. Это происходило каждый раз, когда ведьма читала это заклинание. Назойливый шепот в голове резко оборвался.

Белый волк, который когда-то был светловолосым юношей Идрисом, протяжно завыл и лег на мягкую траву. Альцина улыбнулась и подошла к волку. Потрепав его, она улеглась рядом, положив голову на живот зверю. Черный волк, когда-то Вилард, прилег рядом с ведьмой и последняя обняла его за шею. Альцина была спокойна. Заклинание подействовало как надо и на ближайшие годы, а может быть и века, она была в безопасности. Цина старательно отгоняла мысль о том, что когда-нибудь ей снова придется искать замену. Сейчас все было хорошо. Хорошо для нее. И это было главное…

Просмотров